Сколько зарабатывает работник музея: директор и смотритель. Миллион в месяц: Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров Как получить дополнительный доход

04.03.2020

На сайте Министерства культуры РФ опубликованы сведения о доходах, среднемесячной заработной плате и имуществе руководителей подведомственных министерству учреждений культуры за 2016 год. Шеф Мариинского театра Валерий Гергиев со среднемесячной зарплатой 12 млн руб. значительно опередил по уровню доходов своих коллег-руководителей.


Валерий Гергиев задекларировал в 2016 году доход 154,45 млн руб, при этом в собственности у него числится три земельных участка площадью от 1780 до 29 215 кв. м, дом и пять квартир. Директор Большого театра Владимир Урин, для сравнения, объявил доход 8,368 млн руб., а в собственности лично у него только половина единственной квартиры. Доход Владимира Кехмана, руководителя третьего по федеральной «табели о рангах» музыкального театра страны - Новосибирского театра оперы и балета - составил 13,730 млн руб. Помимо владения квартирой площадью 226 кв. м, господин Кехман, согласно сведениям Минкульта, пользуется комнатой в общежитии.

Стоит заметить, что, в соответствии с приведенными министерством данными, Валерий Гергиев зарабатывает исключительно в Мариинском театре: там его месячная зарплата составляет 12,857 млн руб., то есть исполнительские гонорары в задекларированную сумму годового дохода просто не вписываются. Владимир Урин, чье среднемесячное жалование в Большом 559 тыс. руб., дополнительно зарабатывает менее 1 млн руб. в год. А Владимир Кехман располагает заработком посолиднее (его зарплата 470 тыс. руб.; видимо, к ней приплюсовывается зарплата в Михайловском театре, который в силу своего статуса в документах Министерства культуры не учтен).

На втором месте в списке преуспевающих руководителей оказался худрук Малого драматического театра Лев Додин с доходом 112,77 млн руб. при месячном окладе 116 тыс. руб. Третье место занял худрук Национального филармонического оркестра Владимир Спиваков - его доход составил 76,14 млн руб., а среднемесячная зарплата - 347,5 тыс. руб. Четвертую строчку занял худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (68,75 млн руб. годового дохода, 936 тыс. руб. месячной зарплаты), на пятом месте - директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (соответственно 46,76 млн руб. и 186 тыс. руб.)

В первую десятку также попали худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов, заработавший за 2016 год 43,882 млн руб. при жаловании 976 тыс. руб., худрук Театра наций Евгений Миронов (37,402 млн руб., заработная плата 458 тыс. руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,533 млн руб. дохода при окладе 330 тыс. руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (годовой заработок 34,041 млн руб. и зарплата 350 тыс. руб.) и ректор ВГИКа Владимир Малышев (33,437 млн руб. дохода и 482 тыс. руб. жалования).

Если обратиться к музейной отрасли, то пример директора-бизнесмена Вадима Задорожного по понятным причинам выглядит исключением: в основном руководители музейных учреждений декларируют доход, который незначительно превышает их годовое жалование (или не превышает его вовсе). Такого разброса, как в случае музыкальных театров, зарплаты музейных руководителей тоже не демонстрируют. Исключительными на общем музейном фоне выглядят разве что оклады директора музеев Кремля Елены Гагариной (964 тыс. руб.) и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского (839 тыс. руб.). В остальном диапазон окладов музейных директоров по всей стране составляет 100–500 тыс. руб., причем в каждом конкретном случае размер зарплаты не всегда напрямую соответствует значимости, центральному расположению или престижу данного музея. Так, директор Исторического музея Алексей Левыкин в 2016 году получал в среднем 494 тыс. руб. в месяц, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - 436 тыс. руб., а вот директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак - 198 тыс. руб. В то же время среднемесячная зарплата директора музея-заповедника «Кижи» составляла 330 тыс. руб., а директора Русского музея Владимира Гусева - 272 тыс. руб.

Сотрудники музеев – это хранители исторических ценностей и произведений искусств. Их работа важна для культурного развития новых поколений, но размер зарплаты не отвечает возложенным обязанностям. Многие из них работают на волонтерских началах.

Доходы хранителей истории

Многие люди считают, что сотрудники музеев получаю нищенские оклады, поэтому смотрителями работают одни пенсионерки. От части, это так и есть, но руководство объектов культуры зарабатывает во много раз больше, чем рядовые работники.


Средняя зарплата музейных сотрудников:

  • в Москве – 59100 руб. ($875);
  • в Санкт-Петербурге – 50100 ($745).

В крупных городах работает международный оплачиваемый проект Бьорк.

Музейные служащие работают по договору и получают ежедневный оклад в размере 1000 руб. ($15) .

Доходы зависят от формы собственности учреждения:

  • федерального подчинения – 53,5 тыс. руб. ($793);
  • регионального – 34,6 тыс. ($513);
  • муниципального – 22,6 тыс. ($335).

В Музее истории ГУЛАГа сотрудникам платят 15500 руб . ($230) в месяц + надбавка в размере 13000 ($193) и квартальные премии – около 10 тыс. ($148) . Крупные государственные культурные учреждения содержат штат до 400 человек. В него входят не только руководство и научные сотрудники, но и обслуживающий персонал – технички, сантехники, электрики и т.д.


Средняя зарплата музейных сотрудников по регионам России составляет:

  • Ненецкий АО – 55635 руб. ($826);
  • Московская обл. – 45000 ($668);
  • Иркутская – 36737 ($545);
  • Красноярский край — 26000 ($386);
  • Республика Коми – 18000 ($267).

В таблице показаны доходы директоров известных в стране музеев по сравнению с заработками их подчиненных:

Название музея Зарплата директора Ср. оклад сотрудников
RUB USD RUB USD
Эрмитаж 840000 12465 51200 756
Третьяковская галерея 439000 9546 58700 871
Кижи 330000 4897 43600 647
Русский 273000 4051 42100 625
ГМИИ им. А.С. Пушкина 198000 2938 55000 816
Петергоф 400000 5936 51730 768
Городской скульптуры 130000 1929 20682 307
Рос. академия художеств 80000 1187 15100 230

Средняя зарплата служащих «Исаакиевского Собора » — 72606 руб. ($1077) в месяц. Экскурсовод в этом учреждении получает жалованье до 38000 ($564) .


Смотритель музея зарабатывает:

  • Свердловская обл. – 23000 руб. ($341);
  • Московская – 20000 ($297).

Лаборант, он же младший научный сотрудник, получает 22100 руб. ($326) оклада, ежеквартальную премию в размере до 40 тыс.

В Министерстве Культуры считают, что пришла пора оптимизировать раздутые штаты учреждений культуры. Оставшиеся люди будут получать повышенную оплату труда.

Прибыли на руководящих должностях

В таблице показаны зарплаты музейных сотрудников, занимающих ключевые посты:

Государственный Музей Руководитель Заместитель дир. Глав. бух.
RUB USD RUB USD RUB USD
Литературный 350505 5201 296000 4303 327090 4854
Им. Л.Н.Толстого 147815 2193 220592 3273 172301 2557
Им. А.Бахрушина 325756 4834 223590 3318 213050 3161
«Ясная Поляна» 201430 2989 197260 2927 194500 1886
«Поленово» 125000 1859 65240 968 67140 996
«Моск. Кремль» 964215 14308 753111 11175 566783 8410

Кроме экскурсий и показов, в каждом музее проводится серьезная научно-исследовательская работа. Сотрудники принимают участие в международных конференциях, выставках, знакомятся с новинками в других галереях, делятся собственным опытом.

Карта ИКОМ позволяет им бесплатно посещать культурные учреждения России и других стран.

Они могут продвигаться по карьерной лестнице как ученые и как известные искусствоведы, начиная с лаборанта, по линии: младший научный сотрудник – старший нс – ведущий нс – хранитель – главный хранитель – директор.

Оклады в других странах

Средняя зарплата служащих украинских музеев, архивов и библиотек в 2018 году – 5017 грн ($179) . Директор Одесского художественного музея на своей страничке в Фейсбук опубликовал заметку, что его зарплата на сегодня составляет 4658 грн ($166) , что всего лишь на 1000 ($36) больше, чем получает дворник в штате этого учреждения.


Производственная занятость в цирке или театре для обывателя овеяна ореолом определённой элитарности. Часто возникает мнение об удивительно высоких доходах представителей этих специальностей. Ведь даже уровень финансирования отрасли приятно поражает высоким показателем.

Достаточно вспомнить, что отрасль культуры профильное министерство выделило более 80 миллиардов рублей. Сразу кажется, что балерины Большого театра или тот, кто жонглирует в цирке, могут похвастаться многозначным показателем в справке 2-НДФЛ. По этой причине стоит разобраться, сколько в реальности зарабатывают те, кто указан в штатном расписании цирка или театра.

Слово «театр» — греческое, оно означает «место для зрелищ»

Легенды о фантастических зарплатах начинаются именно на таких должностях. Для начала поговорим о заработных платах директоров.

  1. В 2019 году самым большим годовым доходом мог гордиться глава Мариинского театра Валерий Гергиев. Каждый месяц он приносит домой зарплату в 707 тысяч рублей.
  1. На втором месте был глава Государственного академического малого театра — Юрий Соломин (порядка 600 тысяч).
  1. На третьем месте оказался руководитель Большого театра — Владимир Урин, зарабатывающий ежемесячно по 500 тыс. рублей.

Большая часть его коллег живёт на несколько меньшие суммы, редко превышающие 100 тысяч. Хотя при этом у них есть удобный дополнительный источник дохода в виде гонораров. Наибольшее вознаграждение солиста определяется всегда индивидуально, как и потенциальный доход кинорежиссёра.

Заработок актёров

Доход выпускников театральных вузов столь позитивными показателями не отличается. Для начинающих артистов зарплата в 9 тысяч рублей в первые годы работы становится просто настоящим подарком. Столь высокопарно приходится говорить, учитывая большой процент представителей актёрских профессий, которые просто оказываются невостребованными работодателем. Средняя зарплата даже опытных артистов цирка или театра в большинстве случаев составляет порядка 30 тысяч «деревянных» ежемесячно.

Правда, грустную картину немного скрашивают гонорары. За одно выступление на простом детском утреннике выпускнику циркового училища или театрального вуза могут предложить сумму до тысячи долларов или евро. Правда, часто такой доход является серым или полностью неофициальным. Не всегда официально получает оклады массовка фильма. Она высчитывается каждый раз индивидуально.

Средние доходы и расходы актёра в крупном городе

От чего зависит гонорар

Уровень средств зависит и того спектакля, в котором работник задействован, насколько успешно он собирает кассу и привлекает зрителей. Потенциальный доход режиссёров зависит от известности его имени и предполагаемой кассы показов.

Гонорары известных представителей профессии ещё выше:

  • За один день работы такие люди, как Константин Хабенский или Сергей Безруков, получают порядка 7 000 долларов США.
  • Около 4 тысяч американских долларов в день зарабатывает Светлана Ходченкова.
  • Около трёх тысяч долларов стоит один день работы Анастасии Заворотнюк.
  • Актёры с не столь известными именами обычно заявляют плату от 500 до 2700 долларов в день. Такие расценки называют те, кто снимается в раскрученных сериалах.

Уровень окладов рядовых сотрудников искусства

Размер ежемесячного дохода рядовых актёров цирка и театра в среднем по России составляет около 30 тысяч рублей. При этом такую сумму они получают не в день, а в месяц. В числе тех, кто пока показывает себя в кордебалете или массовке, одним из самых высоких окладов могут похвастать те, кто находится в штате Большого театра.

Он составляет немногим более 70 тысяч. При этом балерины зарабатывают несколько меньше, чем балерины. Балерина в небольших организациях могут получать порядка двадцати тысяч, стараясь получать дополнительные средства за счёт гонораров или преподавания.

Такова ставка часто даже у солиста. Она не столь велика, как кажется претендентам на поступление. Не так много подчас зарабатывают даже примы, если оказываются на сцене провинциального театра.

Ещё ниже ставка у работников театральных структур, которые не являются творческими единицами. Обычно она ещё ниже, чем у артистов.

Средняя зарплата работников театра в России

Выручка работников цирка

Та сумма, которую каждый месяц приносит семье клоун или тот, кто жонглирует или ходит по проволоке, непосредственно зависит от места его деятельности. Так, профессиональный артист, являющийся клоуном и получивший специализированное образование, в крупном столичном цирке может получать до 100 000 рублей при наличии значительного стажа, наград и признания. Такой клоунский доход часто оказывается далеко не шуточным.

Его начинающийся коллега в раскрученном московском цирке в виде перечисления на зарплатную карточку каждый месяц получит не выше 19 тысяч.

В среднем клоун зарабатывает в 2020 году:

  • в Хабаровском крае порядка 23,5 тысяч;
  • в Республике Коми около 25,5 тысяч;
  • в Свердловской области около 35 тысяч рублей;
  • в Ямало-Ненецком крае 37 тысяч;
  • в Московской области около 60 тысяч рублей.

Интересное видео. Профессиональные секреты циркового артиста. Рекомендуем посмотреть.

Как получить дополнительный доход

Дополнительный доход представителям этой специальности приносит участие в выездных концертах и гастролях, на съёмках на ТВ. В случае успешно складывающейся карьеры такой специалист способен получить за годы своей деятельности сумму, достаточную на приобретение жилой недвижимости в крупном населённом пункте и построить загородный дом. сейчас пользуется особой популярностью.

Важно обратить внимание на ведущую роль клоуна в представлениях, что позитивно отражается на размере оклада. Большая часть представителей этой структуры суммы получает вполне достойные, хотя и не столь значительные. В среднем в зависимости от региона заработная плата жонглёра, гимнаста, эквилибриста, фокусника и представителей других творческих профессий составляет от 70-75 тысяч в месяц.

Система расчёта заработной платы работников бюджетной сферы

Судя по всему, в области балета и других видов искусств мы вполне можем конкурировать с остальным цивилизованным миром. По крайней мере, если не по качеству спектаклей, то по доходам руководителей театров. Министерство культуры обнародовало данные о среднемесячных зарплатах звезд, которые "рулят" подведомственными учреждениями культуры.

ПО ТЕМЕ

Самым богатым оказался Валерий Гергиев – худрук и одновременно директор Мариинского театра. В 2016-м он получал 12 857 163 рубля в месяц.

В Москве же наибольший оклад у Олега Табакова. Только на посту худрука МХТ им. Чехова он зарабатывал по 935 994 рубля (это не считая возглавляемой им "Табакерки" и театрального колледжа).

Чуть скромнее аппетиты у главы Малого театра Юрия Соломина – 746 698 рублей. Далее идут худрук театра им Евг. Вахтангова Римас Туминас с зарплатой в 661 421 рубль и петербуржец – Андрей Могучий из БДТ им. Товстоногова, которому платили 603 235 рублей.

Гедиректору Большого театра Владимиру Урину из бюджета доставалась 559 271 рублей. Валерию Фокину из Александринского театра на карточку каждый месяц "капало" по 517 434 рубля.

Евгений Миронов из Театра наций заслужил 458 919 рублей. Прославленная Татьяна Доронина из МХАТ им. Горького – 389 686 рублей. Замыкает список Алексей Бородин из Молодежного театра – он имеет 353 358 рублей. Получается, что Бородин получает в 35 раз меньше, чем Гергиев.

Пунктом 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение N 583), установлено, что оплата труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также данным Положением. В этой статье подробно рассмотрим формирование заработной платы руководителю учреждения культуры.

В соответствии с п. 6 Положения N 583 заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.

К сведению. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Итак, рассмотрим составные части заработной платы руководителя учреждения культуры, а именно должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Должностной оклад

Как уже было сказано выше, должностной оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Согласно п. 7 Положения N 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. В настоящее время Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утверждены Приказом Минкультуры России от 15.08.2008 N 41 (далее - Приказ N 41).
Что касается порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения, он устанавливается Минздравсоцразвития. На сегодняшний день такой Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 N 167н (далее - Порядок N 167н).
Рассмотрим более подробно перечень должностей и порядок исчисления средней заработной платы.
Перечень должностей. Итак, согласно Приложению 1 к Приказу N 41 в Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу учреждений культуры, вид экономической деятельности которых именуется:
- "Прочая деятельность в области культуры", включаются: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, главный хранитель фондов, главный библиограф, главный библиотекарь, главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, библиограф, библиотекарь, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, хранитель фондов, художник-реставратор, организатор экскурсий, методист, редактор;
- "Деятельность в области искусства", включаются: главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, главный художник, режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, художник-постановщик, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художники всех специальностей, репетитор по балету (вокалу), репетитор по технике речи, редактор, артист драмы, артист (кукловод) театра кукол, артист-вокалист (солист), артист цирка (всех жанров), артист балета, артист хора, артист оркестра, артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, артист оркестра ансамблей песни и танца, артист эстрадного оркестра (ансамбля), артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива, артисты - концертные исполнители (всех жанров), лектор-искусствовед (музыковед), чтец - мастер художественного слова;
- "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий", включаются: экономист, инженер, архитектор.
Кроме того, обращаем ваше внимание на Письмо Минкультуры России от 15.09.2008 N 04-64-1336, в котором отмечено, что для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных бюджетных учреждений, - таких как:
- музеи, библиотеки и учреждения клубного типа, следует применять Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Прочая деятельность в области культуры";
- театры, учреждения исполнительных искусств, цирков - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность в области искусства";
- агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий";
- учреждения науки - Приложение 2 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, редактор;
- учреждения высшего и дополнительного профессионального образования и учреждения среднего специального образования - Приложение 3 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: профессор, доцент, ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, старший преподаватель, преподаватель.
Таким образом, согласно п. 6 Положения N 583 при формировании размера должностного оклада руководителей вышеуказанных учреждений берется средняя заработная плата этих категорий работников.
Порядок исчисления средней заработной платы основного персонала учреждения. Согласно п. 2 Порядка N 167н при расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения. При этом не имеет значения, за счет каких источников осуществляются стимулирующие выплаты (бюджетные средства или средства, полученные от приносящей доход деятельности).

Обратите внимание! При расчете средней заработной платы выплаты компенсационного характера основного персонала учреждения не учитываются (п. 2 Порядка N 167н).

В данном пункте также сказано, что расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Пунктом 3 Порядка N 167н установлено, что средняя заработная плата определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году на сумму среднемесячной численности таких работников за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Согласно п. 4 Порядка N 167н при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения должны учитываться сотрудники, которые:
- работают на условиях полного рабочего времени;
- работают на условиях неполного рабочего времени;
- являются внешними совместителями.
Отметим, что для каждой категории сотрудников применяется свой расчет среднемесячной численности. Рассмотрим более подробно расчет среднемесячной численности для каждой категории. Итак, для работников основного персонала учреждения:
1) работающих на условиях полного рабочего времени, среднемесячная численность исчисляется путем суммирования численности таких работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и полученная сумма делится на число календарных дней месяца. При этом численность работников за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной численности работников за рабочий день, им предшествующий. Отметим, что в расчете участвуют сотрудники, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени. Если работник занят в учреждении не на одной ставке (например, он оформлен как внутренний совместитель), он учитывается как один человек (п. 5 Порядка N 167н);
2) работающих на условиях неполного рабочего времени, среднемесячная численность таких работников определяется пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка N 167н). В этом же пункте сказано, что расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
а) во-первых, исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, а именно:
- 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
б) во-вторых, определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце;
3) являющихся внешними совместителями, среднемесячная численность исчисляется аналогично порядку определения среднемесячной численности работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка N 167н).
Также обращаем ваше внимание на Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 158н, которым утверждены Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения. В этих разъяснениях сказано, что при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала федерального бюджетного учреждения для определения должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя, размер должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение.

Стимулирующие выплаты руководителям

Согласно п. 9 Положения N 583 федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. В настоящее время порядок установления и осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, установлен Приказом Минкультуры России от 23.03.2009 N 130 "О стимулировании руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" (далее - Положение N 130).
Отметим, что стимулирующие выплаты осуществляются за счет бюджетных ассигнований, централизуемых Минкультуры для этих целей в размере 5% от лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений на текущий финансовый год (за исключением средств, выделяемых на выплату грантов) (п. 4 Положения N 130). В соответствии с п. 2 указанного Положения такие выплаты производятся на основании оценки деятельности учреждения за отчетный период в соответствии с установленными целевыми показателями результативности работы.
В настоящее время Перечень критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, утвержден Приказом Минкультуры России от 27.11.2008 N 208. В этот Перечень включаются следующие критерии оценки:
- степень выполнения учреждением государственного задания;
- отсутствие замечаний Минкультуры по целевому и эффективному использованию бюджетных средств учреждения;
- отсутствие замечаний Минкультуры по использованию федерального имущества, находящегося в ведении учреждения;
- отсутствие в учреждении задержек по выплатам заработной платы;
- участие учреждения в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;
- отсутствие замечаний проверяющих органов по результатам проверок деятельности учреждения.
Что касается целевых показателей результативности работы, то в настоящее время Приказом Минкультуры России от 27.12.2010 N 814 утверждены:
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 1);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 2);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждения дополнительного и послевузовского профессионального образования "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма", подведомственного Минкультуры, и работы его руководителя на 2011 год (Приложение 3);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений и учреждений науки, подведомственных Минкультуры, и их руководителей на 2011 год (Приложение 4).
Итак, согласно Приложению 1 к целевым показателям относятся:
- выполнение государственного задания на подготовку обучающихся (выполнение контрольных цифр приема по программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);
- выполнение лицензионных требований;
- доля обучающихся в образовательном учреждении, прошедших промежуточную аттестацию (не менее 85%);
- доля обучающихся в образовательном учреждении, сдавших в период промежуточной аттестации экзамены и дифференцированные зачеты на "хорошо" и "отлично" (не менее 40%);
- соотношение лиц, отчисленных в отчетном году по неуважительным причинам, к общему контингенту обучающихся в учебном году (не более 10%);
- выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- наличие учебно-методических комплексов по каждой кафедре или предметно-цикловой комиссии (не менее 70%);
- наличие нарушений законодательства РФ в области образования;
- предоставление докладов руководителей в установленный срок;
- соблюдение сроков и порядка представления бюджетных заявок в Минкультуры (в сроки и порядке, которые определены Минкультуры);
- отсутствие на конец года остатков бюджетных средств на лицевом счете учреждения (за исключением денежных средств от сдачи в аренду имущества);
- отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- наличие фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, отраженных в извещении Минфина;
- наличие оформленных в установленном порядке документов о регистрации имущественных и земельных участков учреждения;
- отсутствие замечаний в части предоставления достоверной информации по строго утвержденным формам с соблюдением сроков по запросам департаментов Минкультуры;
- равномерное освоение ассигнований федерального бюджета: I квартал - 18%, II квартал - 40%, III квартал - 70%, IV квартал - 95%.
Аналогичные целевые показатели установлены в Приложениях 2, 3 и 4.
Стимулирующие выплаты руководителям учреждений производятся ежеквартально в виде премий в пределах годового объема централизованных бюджетных ассигнований (п. 6 Положения N 130).
Для того чтобы выплаты стимулирующего характера были осуществлены, необходимо выполнить следующее:
1) руководитель учреждения до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должен представить отчет о выполнении установленных целевых показателей в курирующие департаменты (п. 7 Положения N 130);
2) курирующие департаменты направляют до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представленную информацию о выполнении (невыполнении) показателей, а также предложения о размере премирования каждого руководителя в комиссию по стимулированию руководителей (п. 8 Положения N 130);
3) комиссия по стимулированию руководителей принимает решение о размере соответствующих выплат, которое оформляется протоколом и утверждается приказом министра (п. 9 Положения N 130). Данная комиссия осуществляет следующие функции:
- рассматривает представленные департаментами материалы, характеризующие результативность деятельности учреждения, а именно анализ выполнения учреждениями целевых показателей и конкретные предложения по стимулированию руководителей;
- заслушивает доклады директоров департаментов Минкультуры, курирующих деятельность учреждений, о выполнении или невыполнении их руководителями целевых показателей;
- может привлекать к участию в заседаниях комиссии руководителей учреждений, руководителей их структурных подразделений, других ответственных работников учреждений, представителей соответствующих профсоюзов или иных выборных органов, а также независимых экспертов, участие которых необходимо для проведения экспертизы эффективности деятельности учреждений;
- принимает решение о размере премии в отношении каждого руководителя учреждения.
Отметим, что комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретарей и членов комиссии. Все ее решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании;
4) на основании приказа о премировании соответствующие департаменты в установленном порядке расходным расписанием направляют в учреждения культуры ассигнования (п. 11 Положения N 130).

Обратите внимание! Нераспределенный остаток таких ассигнований может использоваться также на стимулирование работников данного учреждения или на стимулирующие выплаты работникам других учреждений (п. 12 Положения N 130).

Компенсационные выплаты руководителям

В п. 8 Положения N 583 сказано, что выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. В настоящее время Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822, Разъяснение).
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 822 к компенсационным выплатам относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Указанные выплаты устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ).
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ) (при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в выходные и праздничные дни (ст. 153 ТК РФ), работе в ночное время (ст. 154 ТК РФ));
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно п. 1 Разъяснений выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ. При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 7 Разъяснений).



Похожие статьи
 
Категории