Скульптор теребенев атланты. Теребенев александр иванович

03.03.2020

Среди художников, чье творчество было вдохновлено Отечественной войной 1812 года, одним из первых необходимо назвать Ивана Ивановича Теребенева.

Сыну скульптора-орнаменталиста с рождения предназначалось продолжать ремесло отца. В шесть лет он был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств, где с первых же дней выделился среди учеников своим трудолюбием и одаренностью. Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно - решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии. Разносторонность дарования позволила молодому художнику успешно проявить себя и в скульптуре: в 1800 году Теребенев закончил обучение с золотой медалью, полученной за исполнение рельефа "Полтавская битва" на постаменте памятника Петру I скульптора Б. К. Растрелли перед Михайловским замком в Петербурге. Медаль позволяла остаться при Академии и рассчитывать на заграничную поездку и последующее профессорство, но Теребенев, человек с молодости независимый и самостоятельный, не терпевший тех, кто занят "ловлей рублей, крестов и чинов", предпочел неуверенное положение свободного художника, живущего уроками и частными заказами. В 1805 году он покинул Петербург, переехав в Тверь. Вероятно, этот шаг объяснялся интересом к русским древностям, национальному искусству и его истокам; интересом, ранее приведшим Теребенева в основанное сыном А. Н. Радищева "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", куда входили и друзья художника - поэты И. П. Пнин и Д. И. Языков, филолог А. Ф. Востоков, скульптор И. П. Мартос. В Твери молодой художник преподавал рисование в гимназии, работал над эскизами к картинам "Наталья - боярская дочь" и "Бедная Лиза", занимался поисками "редкостей к отечественной истории относящихся" и тревожился о том, что его знания и способности скульптора не находят применения в провинции. Да и сама провинциальная среда, необразованная, серая, равнодушная к прошлому и настоящему, разочаровала Теребенева, и скоро он вернулся в Петербург.

В столице Теребенев вновь обратился к ремеслу скульптора: среди его работ горельефные фигуры гениев для рафаэлевских лоджий Эрмитажа (не сохранившиеся до нашего времени), рельефы для дома, выстроенного архитектором Луиджи Руска для купца Ф. Ильина на Фонтанке - на протяженном фризе скульптор представил сцены поклонения Гермесу и встречу Аполлона и Афродиты. С заданием начинающий мастер справился столь успешно, что Руска, занятый перестройкой Аничкова дворца, пригласил его выполнить несколько рельефов для Белоколонного зала и Голубой гостиной. Сцены из истории Александра Македонского, а также "Суд Париса" и "Рождение Амура" демонстрируют свободное владение композицией и смелыми ракурсами - Теребенев становится зрелым мастером, готовым приступить к своей важнейшей скульптурной работе - лепным украшениям фасадов петербургского Адмиралтейства.

Для оформления Адмиралтейства, одного из лучших созданий русской архитектуры, привлечены были виднейшие мастера монументально-декоративного искусства: Теребенев работал совместно со скульпторами Ф. Ф. Щедриным, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. Строитель Адмиралтейства А. Д. Захаров не просто предусмотрел скульптуру в убранстве главного своего произведения: он тщательнейшим образом продумал всю тематику изображений и даже материалы, из которых их предстояло выполнить. Свою программу для декоративной скульптуры Адмиралтейства, отмеченную четкой логикой сюжетного развития и пластического решения, Захаров успел окончательно изложить всего за четыре дня до своей смерти в августе 1811 года; надзор за строгим исполнением замысла архитектора приняла на себя Академия художеств. Теребеневу принадлежат центральный горельеф "Восстановление флота в России", барельефы четырех фронтонов двенадцатиколонных портиков, членящих длинные фасады Адмиралтейства, и фигуры летящих Слав над главными воротами и арками боковых невских павильонов. Исполненные с великолепным мастерством, благородством и тонким чувством ансамбля, они доставили скульптору заслуженную известность.

Но подлинную славу Теребеневу принесла графика - сатирические листы и политические карикатуры на темы Отечественной войны 1812 года. Вторжение наполеоновских войск "пробудило, - по словам В. Г. Белинского, - дремавшие силы России и заставило ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала". По многочисленным летучим листам того времени, автором большинства которых был Теребенев, можно воссоздать историю Отечественной войны. Подхватив традицию европейской политической сатиры, многие из них в свою очередь послужили образцами для английских антинаполеоновских карикатур. Однако главная их черта - близость к народной картинке - ив образном и цветовом решении, и в сочетании изображения и текста, автором которого был сам художник, вспомнивший свои стихотворные опыты времен "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". Эта близость к фольклору, продолжение традиций русского народного лубка, живость рисунка, передающего напряженное динамическое действие, умение выбрать острую драматическую ситуацию, служащую темой карикатуры, отличают самые удачные листы Теребенева. "Крушение всемирной монархии" показывает раса а дающуюся наполеоновскую империю; "Русский Сцевола" восхищает неустрашимостью и мужеством русского крестьянина; "Французский вороний суп", "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России" повествуют о перипетиях замерзшей и растерянной армии, слывшей непобедимой, - здесь широчайший диапазон настроений и оценок - гнев, ненависть, издевка, смех. Лучшие и известнейшие карикатуры времен Отечественной войны, большая часть из которых принадлежала самому Теребеневу, вошли в подготовленную им к изданию азбуку "Подарок детям в память 1812 года", увидевшую свет уже после смерти художника.

Все графическое наследие Теребенева, отличающееся высокой художественностью и вкусом, возникло в течение всего нескольких лет - досадно ранняя смерть прервала его работу. Однако созданного оказалось достаточно, чтобы обеспечить Ивану Теребеневу почетное место в истории русского искусства. Пророческими оказались слова поэта А. Измайлова о том, что карикатуры Теребенева, эти "остроумные и единственные в своем роде произведения, дойдут, без сомнения, до потомков наших вместе с незабвенными происшествиями последней войны с Наполеоном".

Н.Борисовская

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.

И о скульптурах Нового Эрмитажа: (Маркантонио) и (Рафаэль Морген и Винкельман) . Останемся ещё ненадолго около Нового Эрмитажа. Точнее, около знаменитых АТЛАНТОВ , давно ставших одним из символов Санкт-Петербурга.

Вы помните, наверное, что Новый Эрмитаж был построен специально для хранения в нем коллекции живописи и скульптуры. И какая чёрная несправедливость: мало того, что в древности греки поставили держать знаменитого титана небесный свод, обратив его в скалу, так в Петербурге еще и вход в хранилище муз сторожить заставили! И служить покровителем города! Правда, не одного атланта, а целых десять близнецов. Но всё же, какую надо иметь терпелку. Ничуть не меньше, чем у собственного брата Прометея. А гости, каждый день сколько гостей! Из-за рубежа и вообще. Приходят, полюбуются, и хоть бы кто помог подержать небо. А студенты так вообще облюбовали портик Нового Эрмитажа, только и дело, что встречаются у атлантов. А молодожёны... Кто пустил много лет назад слух, что если жених с невестой по очереди подержатся за большой палец ноги каждого атланта, то брак их будет счастливым, а дети красавцами?! Вот того бы сюда на подмогу. А некоторые утверждают, что счастливым является большой палец ноги именно второго от Марсова поля атланта. И держаться за него может кто угодно, не только молодожены, вот и стекаются со всего света, счастья искать!

Ну, а если серьезно, то сделаны атланты из серого сердобольского гранита, добываемого у Онежского озера, в 1844-49 годах. Создатель их - скульптор АЛЕКСАНДР ТЕРЕБЕНЁВ , под руководством которого работало более 150 каменотёсов.

Сам Александр Иванович родился по одним источникам в 1812 г., по другим - в 1815. В любом случае, его отец Иван Теребенёв, известный скульптор и карикатурист, рано оставил жену вдовой, а четырех малых детей сиротами. Через несколько лет девятилетнего Александра взял под свой присмотр профессор Демут-Малиновский. У Теребенёва были блестящие дарования и талант скульптора, ему была открыта дорога для дальнейшего развития способностей, но он вынужден был отказаться от нее ради заработка денег - нужно было содержать семью. Впрочем, карьера его была блестящей и он получал множество заказов. За глиняную модель атланта он получил звание академика. Но выполнить работу в граните оказалось неимоверно сложно. Русские резчики никогда не сталкивались с подобной работой. Теребенёву пришлось учить их всех работе с гранитом практически от нуля. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лица атлантов Теребенёв оканчивал сам.

Фигуры получились мощные, героические. Спокойная уверенность, скрытая динамика. Титаны полны огромной внутренней силы. Каждый, кто зайдет под портик Нового Эрмитажа, чувствует это. Там совершенно другая атмосфера, чем в паре метров от здания. Ощущение, что даже воздух совсем иной.

Несмотря на превосходные заработки, Теребенёв, к сожалению, не умел распоряжаться деньгами. Он вел широкий образ жизни и проживал всё, что зарабатывал, иногда роскошествуя, а иногда впадая в крайнюю бедность и продавая всё, вплоть до жилья. В конце концов, вдохновение стало покидать его, заработки становились всё реже и он разорился. Из Эрмитажа его уволили, не дав дослужить до пенсии. В 1858 г. Теребенёв и его жена заболели черной оспой, жена умерла в больнице, и это подорвало его силы. Через год он умер от простуды в Обуховской больнице, в нищете, не оставалось денег даже на похороны. Один из учеников похоронил его за свой счёт. Такая вот невесёлая история.

Скульптор Иван Теребенев был еще и карикатуристом и художником. Голенищев-кутузов перед войском над ним парящий орел: "Рисовал и гравировал Скульптор Иван Теребенев. Скульптор и художник Иван теребенев детям в память о событиях 1812 года (Отечественная война с французами). Думаю, редко кто сможет ответить на этот вопрос сразу, так как фамилия скульптора Ивана Теребенева тоже не на слуху.

Скульптор и художник Иван Теребенев сделал очень примечательный подарок всем детям, выпустив множество сатирических рисунков и карикатур, раскрашенных акварелью, посвященных событиям войны 1812 года, все это было объединено в одну книгу известная как Теребеневская азбука. Малоизвестный скульптор и художник Иван Теребенев в честь памятных событий 1812 года сделал детям замечательный подарок, выпущенный в продажу в 1814 году и являвшийся сборником кариткатур на отечественных врагов. В 1815 году в семье известного скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева родился сын, названный Александром. Сын скульптора Михаил Иванович Теребенев стал учеником Академии в восьмилетнем возрасте. Оказывается, скульптор Иван Теребенев в память о событиях 1812 года сделал подарок детям в виде азбуки.

Фамилия скульптора Теребенева не о многом мне говорит. Иван Теребенев это скульптор известный своими карикатурами, особенно много он создал их во время войны 1812 года. Теребенев (Александр Иванович, 1812 – 1859) – скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т. ые атланты и термы из сердобольского гранита, украшающие собой подъезд Императорского Эрмитажа. Голенищев-кутузов перед войском над ним парящий орел: Рисовал и гравировал Скульптор Иван Теребенев. В 1815 году в семье известного скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева родился сын, названный Александром.

Скульптор и художник Иван теребенев детям в память о событиях 1812 года (Отечественная война с французами).

О знаменитости:Русский скульптор

Карикатуры Теребенева попадаются в двух видах: в хорошей раскраске, которые продавались и всвое время дорого (по 2 и по 3 р.) и плохой раскраски, стоившие дешевле первые, ввиду своей ценности, расходились в высшем обществе вторые раскупались в средних классах простой народ мог разглядывать их только на стенах, на которых их часто наклеивали вместо объявлений. Наиболее значительные произведения Т. – 10 огромных фигур атлантов в портике Нового Эрмитажа в Ленинграде (гранит, 1844-49). Педагоги сразу отметили его блестящие успехи в скульптуре. Но только через четыре года замысел скульптора начал воплощаться в камне. Его жена заразилась от него и умерла. Северный Цветок, 1859, 38. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург.

Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. После него не осталось средств даже на похороны. (1812-1859) - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. Теребенев (Александр Иванович, 1812 – 1859) – скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств, где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под руководством профессора В. Демута-Малиновского. К сожалению, легкомысленный образ его жизни нередко мешал ему трудиться усидчиво.

  1. Скульптор Александр Теребенев, 1815-1859
  2. Значение ТЕРЕБЕНЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  3. Теребенев Михаил ИвановичКартины и биография
  4. Теребенев, Иван Иванович (1780-1815)
  5. Теребенёв Александр Иванович – Биография

1864, т. III, стр. Всего им было высечено 10 кариатид. 110, 1996 и 1998 то же за 1860 год, СПб. – Н. Рамазанов, А. И. Теребенев, Современная Летопись, 1866, 15, стр.

Академии Художеств", СПб. Работает он и в трудном жанре миниатюры. Биографические сведения о Т. можно найти в статье В. И. Срезневского: "Из писем И. И. Теребенева к Востокову" ("Русская старина", 1901, 1). 1870, т. II, стр.

В Твери молодой художник преподавал рисование в гимназии, работал над эскизами к картинам Наталья - боярская дочь и Бедная Лиза, занимался поисками редкостей к отечественной истории относящихся и тревожился о том, что его знания и способности скульптора не находят применения в провинции. Он был уволен из Эрмитажа без пенсии. «Крушение всемирной монархии» показывает распадающуюся наполеоновскую империю «Русский Сцевола» восхищает неустрашимостью и мужеством русского крестьянина «Французский вороний суп», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России» повествуют о перипетиях замерзшей и растерянной армии, слывшей непобедимой, - здесь широчайший диапазон настроений и оценок - гнев, ненависть издевка, смех.

Медаль позволяла остаться при Академии и рассчитывать на заграничную поездку и последующее профессорство, но Теребенев, человек с молодости независимый и самостоятельный, не терпевший тех, кто занят «ловлей рублей, крестов и чинов», предпочел неуверенное положение свободного художника, живущего уроками и частными заказами. Эти работы выдвинули Т. в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы. Участвовал в скульптурном оформлении ряда крупных общественных зданий Петербурга (в т. ч. Опекунского совета, Воспитательного дома), в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 г. (Галерея 1812 года, Фельдмаршальский зал и др.). Александр Иванович Теребенев родился 9 января 1815 г. в Петербурге. 948, - "Настольный словарь" Ф. Толля, СПб.

«Каждому было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги», - писал позднее Теребенев. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина (его дяди), в 1835году две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви). Термесов им было сделано 80 больших из которых 17 отправлено было в Петергоф для Нового павильона и 40 меньших размеров термы помещены между окон Эрмитажа.

  1. Теребенев, Александр Иванович в книгах
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Краткая биографическая энциклопедия
  4. ТЕРЕБЕНЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ 1812-1859
  5. Найдено 2 определения термина Теребенев Александр Иванович
  6. Найдено схем по теме Теребенев Александр Иванович – 0

И. Теребенев", "Современная Летопись", 1866, 15, стр. Окончив в 1836 г. курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Т. получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова) он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу.

Они же доставили Т. звание академика, в 1845 году. Им было исполнено два больших горельефа, в 4 саж. Теребенев, были и его первыми учителями. Теребенев Александр Иванович – Теребенев (Александр Иванович, 1812 – 1859) – скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств, где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под руководством профессора В. Демута-Малиновского.

С. Херхеулидзе, артиста В. М. Самойлова, графини С. А. Голенищевой-Кутузовой, трагика В. А. Каратыгина, А. С. Пушкина (это было первое скульптурное изображение поэта) императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны, а также многих других. – Русское Слово, 1859, 10, отдел III, стр. Уже в первые годы обучения он получил две Малые серебряные медали за лепку с натуры. Работает он и в трудном жанре миниатюры. В 1835 году Теребенёвым были получены награды за бюст с натуры книготорговца И. В. 645.

Всего же более он прославился своими карикатурами на войну 1812 г. (43 листа), подробное описание которых можно найти в сочинении Д. Ровинского "Русские народные картинки" (т. Всего им было высечено 10 кариатид. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. - П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Импер. Смоленском кладбище), гр.

  1. Найдено научныех статей по теме Теребенев Александр Иванович – 0
  2. Найдено книг по теме Теребенев Александр Иванович – 0
  3. Найдено презентаций по теме Теребенев Александр Иванович – 0
  4. Найдено рефератов по теме Теребенев Александр Иванович – 0
  5. Что за аниме ответы 121 - 130 уровни

Сыну скульптора-орнаменталиста с рождения предназначалось продолжать ремесло отца. капелле Пажеского корпуса).

В 1824 году ему присуждают звание «назначенного» в академики, а в 1830 М. И. словарь" Брокгауза-Ефрона, 1-е изд., т. 32, СПб. Смерть жены окончательно подорвала его силы и он сделался ипохондриком. (1780-1815) - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Имп.

Однако главная их черта - близость к народной картинке - и в образном и цветовом решении и в сочетании изображения и текста, автором которого был сам художник, вспомнивший свои стихотворные опыты времен «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Окончив академический курс в 1835 г. с званием художника XIV кл. Лицо каждого атланта Теребенев оканчивал сам. словарь Брокгауза-Ефрона, 1-е изд., т. 32, СПб. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв. В 1835 г. молодого человека наградили двумя Большими серебряными медалями. 1848, стр.

П. и Б. Ламбины, "Русская историческая библиография за 1859 г. ", СПб. Обуховской больнице. Скульптурою он занимался без увлечения, хотя и получил некоторую известность. 110, 1996 и 1998 то же за 1860 год, СПб.

Демут-Малиновского. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. По возвращении на родину М. И.

– Справочный энциклопед. Одоевского, графа М. Ю. 1901, стр. Уже в академические годы принял участие в серьезной работе по созданию рельефов для пьедестала памятника Петру I Б. К. Растрелли (1800). В. Демута-Малиновского. 197, 293, 295, 304, 309, 318, 325, 328, 345, 346.

Мастер сам сопровождал статуи в Берлин, где также был награжден бриллиантовым перстнем. Жена, ухаживавшая за ним, заразилась и умерла. При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка однажды он продал даже дом с мраморными колон нами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный. В Твери молодой художник преподавал рисование в гимназии, работал над эскизами к картинам «Наталья - боярская дочь» и «Бедная Лиза», занимался поисками «редкостей к отечественной истории относящихся» и тревожился о том, что его знания и способности скульптора не находят применения в провинции. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера.

Ухтомский. На мастера посыпались заказы. Умер 16 января 1815 г. и погребен на Волковом кладбище в Петербурге.

Эрмитажа. Окончив в 1836 г. курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Т. получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова) он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу. Следующими его крупными работами стали два больших горельефа для здания Опекунского совета, горельеф с изображением Богородицы и св.

Сыну скульптора-орнаменталиста с рождения предназначалось продолжать ремесло отца. княг. – Д. Карейша, Скульптор А. И. Теребенев, Одесский Вестник, 1843, 8, стр. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры. заболел черной оспой и лег в Мариинскую больницу. В числе приверженцев нового направления был и Т. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: еще в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры же книгопродавца И. Оленина (его дяди), в 1835 г. две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя", за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви) малую же золотую медаль получил и за другой исполненный по заданной программе барельеф "Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона".

Сын И. И. Теребенёва. Там он проявил себя и как талантливый скульптор-реставратор. - "Иллюстрированная Газета", 1868, т. 21. Хорошо зная Пушкина по его посещениям книжной лавки на Невском проспекте, владельцем которой был отчим Александра Теребенева И. В. Оленин-издатель альманахов «Полярная звезда» и «Северные цветы», друг поэта, -молодой скульптор сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством образ погибшего. Вторжение наполеоновских войск «пробудило, - по словам В. Г. Белинского, - дремавшие силы России и заставило ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала».

В 1836 г. на выставке художественных произведений был выставлен барельеф Теребенева «Построение ковчега Ноем с сыновьями», который сразу обратил на себя всеобщее внимание и даже был приобретен Академией художеств. Он быстро обнаружил большие способности.

Тогда же он уезжает в качестве пенсионера Академии художеств в Европу, пребывание в которой обогатило представления молодого художника о мировом изобразительном искусстве. По возвращении на родину М. И. Умер 16 января 1815 г. и погребен на Волковом кладбище в Петербурге. Биографические сведения о Т. можно найти в статье В. И. Срезневского: Из писем И. И. Теребенева к Востокову (Русская старина, 1901, 1). В 1824 году художник получил звание «назначенного» в академики, а в 1830 году стал академиком. Попадаются экземпляры этих карикатур без имени Теребенева и экземпляры нераскрашенные.

С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. Художник неуклонно повышает свое мастерство, рост которого находит подтверждение в решениях Академии художеств. Отец А. И. Теребенёва. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв. Николая I и его супруги (отправленные к вел.

78-82. А. Егорова лишила его права быть посланным на казенный счет в Италию. словарь" К. Крайя, т. X, СПб. стр. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». русский скульптор. В 1844 г. Строительная комиссия по возведению «Императорского музеума» (Эрмитажа) поручила скульптору выполнение этой сложнейшей задачи.

рублей награды от государя. В 1824 году ему присуждают звание назначенного в академики, а в 1830 М. И. – Энциклопед. Малую золотую медаль получил за другой исполненный по заданной программе барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

Для Галереи 1812 г. и Фельдмаршальского зала скульптор выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев и лавровых венков. С годами он перестал получать выгодные заказы и разорился.

Но очень скоро его призванием стала скульптура. академии худож. Выполненный Теребеневым рельеф «Полтавская баталия» явился его первой значительной самостоятельной работой монументального характера.

С 1832 г. Теребенев стал учиться в Академии. 223.

1901, стр. Александр Иванович, русский скульптор. 14. На трех из десяти статуй было выбито: «Александр Теребенев. Портрет немецкого скрипача, композитора, дирижера и педагога Людвига Вильгельма Маурера (1789–1878) из собрания Пушкинского Дома был исполнен в 1824 году и относится ко времени официального признания таланта художника. Малую золотую медаль ему вручили и за барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

- "Архитектурный Вестник", 1860, 2. За время службы он создал скульптуру «Февраль» для фронтона здания Адмиралтейства. - Н. Рамазанов, "А.

Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности. Выбор профессии для Михаила Теребенева был предопределен семьей. За один из них – «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», его оставили пенсионером в академии.

В ближайшие годы по выходе из академии Т. исполнил горельеф изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же круглые статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы и вылепил в виде барельефа четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Скульптурою он занимался без увлечения, хотя и получил некоторую известность. 14. Наиболее значительные произведения – 10 огромных фигур атлантов в портике Нового Эрмитажа в Петербурге (гранит, 1844-1849). Всеволожским в качестве капельмейстера его оркестра.

1868, стр. Эти творения сразу поставили Теребенева в ряд известнейших скульпторов. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина (его дяди), в 1835 году две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви).

Помимо отдельных рисунков, создал вместе с Венециановым целую книгу – «Подарок детям или Новая Российская азбука» с карикатурами на наполеоновских солдат. каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря изображающий Богородицу и св. академии худож. В этот же период он выполнил копию античной статуи «Атлет, снимающий ножом пот со своей руки». Учился в Петербургской АХ (1824-1836) у В. И. Демут-Малиновского.

Всего же более он прославился своими карикатурами на войну 1812 г. (43 листа), подробное описание которых можно найти в сочинении Д. Ровинского Русские народные картинки (т. Важнейшие произведения Т., сверх вышеупомянутых: бюсты актера В. А.

Усугубило положение скульптора и его увлечение алкоголем. Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара.

Теребенев и брат известный скульптор, рисовальщик и карикатурист И. И. Участвовал в скульптурном оформлении ряда крупных общественных зданий Петербурга (в том числе Опекунского совета, Воспитательного дома), в восстановлении интерьеров Зимнего дворца (См. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры.

166, статья Кариатиды. Эти изваяния так понравились имп. Эти работы выдвинули Т. в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы.

На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. – Архитектурный Вестник, 1860, 2. Учился в петербургской АХ (1824-36) у В. И. Демут-Малиновского. 1869, стр. Однако созданного оказалось достаточно, чтобы обеспечить Ивану Теребеневу почетное место в истории русского искусства. Отец, мастер орнаментальной скульптуры И. Е.

Хвостова, Сленина, художника Василенко, Н. В. 1864, т. III, стр. Д. И. Хвостова, Сленина, художника Василенко, Н. В. Кукольника имп. Содержание семьи требовало денег и Теребенев с головой окунулся в работу.

– П. и Б. Ламбины, Русская историческая библиография за 1859 г., СПб. С этого времени он принялся работать исключительно для добывания денег. Иван Иванович, русский скульптор-монументалист и график. Николаю I, что он наградил за них художника бриллиантовым перстнем (в 1846 г.) и приказал сделать их вторично, для подарка прусскому королю.

Высмеивающие Наполеона, его маршалов, генералов и армию и прославляющие патриотизм, твердость духа, мужество русского народа, «остроумные и единственные в своем роде» (как писал современник в «Сыне Отечества»), раскрашенные офорты Теребенева широко распространялись по России и за ее пределами, вызывая многочисленные повторения и подражания. Сын скульптора Михаил Иванович Теребенев стал учеником Академии в восьмилетнем возрасте. В числе приверженцев нового направления был и Т. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: еще в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры же книгопродавца И. Оленина (его дяди), в 1835 г. две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя, за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви) малую же золотую медаль получил и за другой исполненный по заданной программе барельеф Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона. Выполнил ряд реалистичных портретов (бюст В. А. Каратыгина на надгробном памятнике, бронза, 1853-1854, Музей городской скульптуры, Ленинград), статуэтку А. С. Пушкина (чугун, 1837, Русский музей, Ленинград). Эти изваяния так понравились императору Николаю I, что он наградил за них художника бриллиантовым перстнем (в 1846 году) и приказал сделать их вторично, для подарка прусскому королю. Адмиралтейство) в Ленинграде, все – гипс, 1812-13).

Именно Теребеневу обязана политическая карикатура России своим становлением как самостоятельный жанр. II, 376-418). В 1834 году первым исполнил в России скрипичный концерт Бетховена. – Иллюстрированная Газета, 1868, т. 21. 78-82. Лицо каждого атланта он делал сам.

Д. Карейша, "Скульптор А. И. Теребенев", "Одесский Вестник", 1843, 8, стр. Сцены из истории Александра Македонского, а также «Суд Париса» и «Рождение Амура» демонстрируют свободное владение композицией и смелыми ракурсами - Теребенев становится зрелым мастером, готовым приступить к своей важнейшей скульптурной работе - лепным украшениям фасадов петербургского Адмиралтейства. На трех из десяти статуй выбито: «работ: Александр Теребенев 1849 г». 223. По окончании всех работ для Эрмитажа Теребеневу был пожалован орден Св.

В том же году он был удостоен Малой золотой медали за выполнение барельефа «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя». Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Во время Отечественной войны 1812 выполнил серию сатирических, полных гротеска карикатур-лубков (раскрашенный офорт), высмеивающих Наполеона и его армию и прославляющих мужество русского народа.

Разносторонность дарования позволила молодому художнику успешно проявить себя и в скульптуре: в 1800 году Теребенев закончил обучение с золотой м-далью, полученной за исполнение рельефа «Полтавскаz битва» на постаменте памятника Петру I скульптора Б. К. Растрелли перед Михайловским замком в Петербурге. В то время скульптор делал успехи. Талант молодого скульптора был замечен и его пригласили в Зимний дворец для восстановления интерьеров после пожара 1837 г. Так он создал две аллегорические статуи - «Мудрость» и «Правосудие» для парадной Иорданской лестницы, огромный барельеф, сюжетом которого стала битва амазонок с кентаврами, для Кавалерского зала, барельеф с изображением богинь Флоры и Гебы для покоев императрицы и две фигуры ангелов для дворцовой церкви. Малую золотую медаль получил за другой исполненный по заданной программе барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

«Русский Сцевола», «Пляска русская», «Угощение Наполеону в России», «Русская баня», «Французский вороний суп», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж» и прочие карикатуры являются произведениями неоспоримой художественной ценности. Год спустя Теребенёв уже выставлялся на выставке художественных произведений. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина (его дяди), в 1835 году две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя» (хранится в академической церкви), за который он оставлен был при академии пенсионером. Для гигантских статуй был выбран сердобольский гранит, добываемый на берегах Онежского озера. золот.

- "Справочный энциклопед. К сожалению, легкомысленный образ его жизни нередко мешал ему трудиться усидчиво. И. И. Теребенев был сыном мастера орнаментальной пластики И. Е. Теребенина и поступил в АХ, когда ему не исполнилось еще и шести лет. «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита», - пишет Теребенев в октябре 1845 года. Им было исполнено два больших горельефа, в 4 саж.

Вероятно, этот шаг объяснялся интересом к русским древностям, национальному искусству и его истокам интересом, ранее приведшим Теребенева в основанное сыном А. Н. Радищева «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», куда входили и друзья художника - поэты И. П. Пини и Д. И. Языков, филолог А. Ф. Востоков, скульптор И. П. Мартос.

- "Русское Слово", 1859, 10, отдел III, стр. словарь К. Крайя, т. X, СПб. В 1858 г. T. В 1858 г. Теребенев заболел оспой. За время его службы им была сделана на фронтон здания Адмиралтейства статуя изображающая месяц Февраль, затем иссечены из мрамора копия с античной статуи Атлета, снимающего ножом пот со своей руки, памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага, находящийся в католической капелле пажеского корпуса, бюсты императора Николая и императрицы Александры Феодоровны, отправленные к великой княгине Ольге Николаевне.

стр. Лучшие и известнейшие карикатуры времен Отечественной войны, большая часть из которых принадлежала самому Теребеневу, вошли в подготовленную им к изданию азбуку «Подарок детям в память 1812 года», увидевшую свет уже после смерти художника. Зимний дворец) после пожара 1837 (Галерея 1812 года, Фельдмаршальский зал и др.). Художник выполнил более 50 сатирических листов. В 1805 году он покинул Петербург, переехав в Тверь.

До 1805 г. он жил в СПб., потом переехал в Тверь, на должность учителя рисования в тамошней гимназии, а в 1807 г. вышел в отставку и поселился опять в Петербурге. Демут-Малиновского. Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко. 119, 2030. 645.

35-36. рублей награды от государя. 1870, т. II, стр. Однако лишь в 1849 году замысел скульптора был полностью воплощен в действительность.

Малую золотую медаль получил за другой исполненный по заданной программе барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона». В 1805 году он покинул Петербург, переехав в Тверь. Теребенев становится академиком за миниатюру Портрет скульптора В. И. Его отцом был известный скульптор И. И. Теребенев. "Северный Цветок", 1859, 38. Виельгорского и в других петербургских домах.

II, 376-418). Уроженец Потсдама, Маурер во время гастролей в Москве в 1807 году был приглашен В. А. Это окончательно подорвало силы Александра Ивановича. - "Энциклопед. – П. Н. Петров, Сборник материалов для истории Импер. (1780-1815) - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Имп.

Оленина, являвшегося его дядей, а также медали за барельефы. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв. Представитель позднего Классицизма. каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря изображающий Богородицу и св.

Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара. Д. И. В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. Так скульптор продал даже собственный дом.

Выполнил ряд реалистических портретов (бюст В. А. Каратыгина на надгробном памятнике, бронза, 1853-1854, Музей городской скульптуры, Петербург), статуэтку А. С. Пушкина (чугун, 1837, Русский музей, Петербург). Анны III степени и значительная сумма сверх установленной платы. 1869, стр.

Затем они принялись за выполнение гранитных фигур по отлитой из алебастра модели. 1868, стр. Способствовало этому и то, что учителем мальчика был В. И. Демут-Малиновский. Академии Художеств, СПб. Кукольника императора Николая I и его супруги (отправленные к великой княгине Ольге Николаевне) и памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, в виде саркофага (в католической капелле пажеского корпуса).

166, статья "Кариатиды". 35-36. Теребенев становится академиком за миниатюру Портрет скульптора В. И.

1848, стр. С этого времени он принялся работать исключительно для добывания денег. Каратыгина (отлитый из бронзы и поставленный на надгробном памятнике этого артиста, на Санкт-Петербургском Смоленском кладбище), гр. 948, – Настольный словарь Ф. Толля, СПб. и с мал.

«Поразительное сходство» отличало, по мнению критики тех лет и другие портретные работы мастера-бюсты Н. М. Карамзина, Н. В. Кукольника, графа Д. В. Хвостова. 197, 293, 295, 304, 309, 318, 325, 328, 345, 346.

И. И. Теребенев был сыном мастера орнаментальной пластики И. Е. Теребенина и поступил в АХ, когда ему не исполнилось еще и шести лет. Занимался он сначала в живописном классе, затем по распоряжению академического начальства был переведен в скульптурный, где учился у М. И. Козловского. Уже в академические годы принял участие в серьезной работе по созданию рельефов для пьедестала памятника Петру I Б. К. Растрелли (1800). Выполненный Теребеневым рельеф «Полтавская баталия» явился его первой значительной самостоятельной работой монументального характера.

Начинает активно работать как мастер монументально-декоративного рельефа (рельефы на античные сюжеты для дома Ильина на набережной Фонтанки, 41, и для Аничкова дворца). Наиболее фундаментальными произведениями художника в монументально-декоративной пластике стали горельефы для фасадов и статуи для лестницы восточного вестибюля Адмиралтейства (1811-13). Лейтмотивом всего пластического декора этого шедевра зодчества стала тема возрождения русского флота, которая получила наиболее глубокое и мастерское раскрытие в центральном произведении всего ансамбля - горельефе на аттике над карнизом парадных ворот «Восстановление флота в России». Аллегорическая композиция, в центре которой Нептун, вручающий Петру Великому трезубец, решена по канонам классицизма. Полная гражданского пафоса, она отличается реалистическим подходом в изображении персонажей и деталей.

Во фронтоне восточного портика Теребенев изобразил многофигурную композицию «Афина, венчающая труды художников»; во фронтоне западного портика - «Афина, награждающая за военные и морские подвиги». Над главными воротами помещены рельефные фигуры летящих Слав. Представленные в стремительном движении, они осеняют своими победными знаменами всех входящих в Адмиралтейство - центр русского флота. Аналогичны по содержанию и пластике фигуры Слав, изображенные на невских павильонах, но движение их еще более динамично: держа в руках лавровые венки и трубя победную песнь, они устремляются навстречу друг другу. Органично связанные с закруглением арки, фигуры и композиционно, и пластически, и идейно продолжают и развивают выраженную в архитектуре здания тему триумфа. Впоследствии подобный мотив мы встретим в русской архитектуре неоднократно, блестящее продолжение он получит в архитектурно-пластическом решении арки Главного штаба.

Среди первых самостоятельных произведений Теребенева небольшой бюст и статуэтка А. С. Пушкина, выполненные вскоре после гибели поэта. Хорошо зная Пушкина по его посещениям книжной лавки на Невском проспекте, владельцем которой был отчим Александра Теребенева И. В. Оленин-издатель альманахов «Полярная звезда» и «Северные цветы», друг поэта,-молодой скульптор сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством образ погибшего. «Поразительное сходство» отличало, по мнению критики тех лет, и другие портретные работы мастера-бюсты Н. М. Карамзина, Н. В. Кукольника, графа Д. В. Хвостова.

Много работал Александр Теребенев как скульптор-декоратор. В его барельефах, группах, украшающих ряд архитектурных сооружений Петербурга,-таких как здание Опекунского совета, Воспитательного дома, Александровского и Николаевского сиротских институтов - можно найти и элементы классицизма, и следы живого наблюдения действительности.

Теребенев участвовал в восстановлении после пожара 1837 года Зимнего дворца. Ему принадлежат две декоративные аллегорические статуи для Иорданской лестницы- «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки детей над окнами этой лестницы. Для расширенной архитектором В. П. Стасовым галереи 1812 года и для Фельдмаршальского зала Дворца Теребенев выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев, лавровых венков. Строгим и тонким вкусом отмечены эти работы скульптора.

В 1842 году Теребенев едет в Керчь, где работает около двух лет как реставратор в местном музее. Непосредственное знакомство с античными памятниками помогло окончательному формированию таланта мастера.

Мечте скульптора о создании значительного монументального произведения суждено было осуществиться по возвращении его из Керчи. В 1844 году Строительная комиссия по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) поручает ему выполнение сложнейшей задачи-создание десяти огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы (ныне ул. Халтурина).

Уже 18 ноября 1845 года Александр Теребенев был удостоен за глиняную модель атланта звания академика. Однако лишь в 1849 году замысел скульптора был полностью воплощен в действительность. Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности. С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита»,- пишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург. Здесь, в нижнем этаже Малого Эрмитажа, были устроены мастерские, где в течение года Теребенев обучал более сотни помощников-мастеровых, набранных им среди каменотесов. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита по отлитой из алебастра модели. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лицо каждого атланта Теребенев оканчивал сам. На трех из десяти статуй выбито: «работ: Александр Теребенев 1849 г.».

Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно своеобычно. Ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в исполинах Теребенева. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости, в ней ощутима потенциальная динамика. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы-подняться, сомкнутые ноги-зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы-их ноша им по плечу.

Вместе с тем он стал известен главным образом как автор знаменитых сатирических графических листов, которые выполнил в период Отечественной войны 1812 г. Художник-гражданин, он почувствовал возможности графики как действенного оружия в общенародной войне. Высмеивающие Наполеона, его маршалов, генералов и армию и прославляющие патриотизм, твердость духа, мужество русского народа, «остроумные и единственные в своем роде» (как писал современник в «Сыне Отечества»), раскрашенные офорты Теребенева широко распространялись по России и за ее пределами, вызывая многочисленные повторения и подражания. Художник выполнил более 50 сатирических листов. Изобретательные по композиции, выразительные по рисунку, интересные и остроумные по замыслу, его карикатуры близки лубочным народным картинкам, что делало их понятными и доступными самому широкому зрителю. Художник часто сам был и автором текста надписей, которые отличались обличительным характером, остротой, лаконичностью, связью с народным фольклором. «Русский Сцевола», «Пляска русская», «Угощение Наполеону в России», «Русская баня», «Французский вороний суп», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж» и прочие карикатуры являются произведениями неоспоримой художественной ценности. Именно Теребеневу обязана политическая карикатура России своим становлением как самостоятельный жанр. Определенное влияние оказало творчество Теребенева и на развитие западноевропейской сатирической графики, особенно в Англии и Германии.

03.04.2019

Теребенёв Иван Иванович (10.05.1780-16.01.1815), скульптор, график. Родился в С.-Петербурге. Окончил Академию художеств (1785-1800). Учился у М. И. Козловского. В силу обстоятельств военного времени не получил заграничной командировки и не захотел отбыть пенсионерский стаж в С.-Петербурге при Академии художеств. Уже с первых шагов самостоятельной деятельности Теребенев совершенно порвал с Академией, никогда не преподавал в ней и не имел никаких академических званий. В биографии Теребенева (как и некоторых его сверстников) можно проследить возникновение нового, еще небывалого в России типа «свободного художника», занятого только своим искусством, не ищущего знатных покровителей и не помышляющего о чиновничьей карьере. Как характерную черту этого нового художнического типа следует отметить широкие общекультурные интересы Теребенева, его близость к Вольному Обществу любителей словесности, наук и художеств, объединявшему представителей прогрессивной, гл. обр. разночинной, интеллигенции и сыгравшему заметную роль в развитии демократических тенденций русской культуры н. XIX в. В 1805-06 Теребенев преподавал рисование в тверской гимназии, а впоследствии жил на случайные заработки, получаемые преимущественно от частных заказов. Лишь в последние годы жизни он выполнял большой государственный заказ, связанный со скульптурным оформлением Адмиралтейства. Эта работа составляет лучшую и наиболее значительную часть наследия мастера.

Теребенев был прямым учеником замечательных монументалистов к. ХУШ в. Но их традиции подверглись в его творчестве решительной и сознательной перестройке.Интересует изготовление картонных упаковок на заказ ? Обратитесь в компанию Блик. Профессиональные специалисты выполнят работу максимально быстро и качественно.

Ученический барельеф «Полтавская битва» (бронза, 1800), исполненный Теребеневым под руководством Козловского, хорошо характеризует исходные позиции молодого скульптора. Этот барельеф, украшающий боковую сторону постамента растреллиевского памятника Петру, вполне оригинален по идейному замыслу и пластическому решению. В нем отчетливо проявляются характерные свойства дарования Теребенева - стремление к реалистической трактовке формы, подробная повествовательность в развитии темы, ясность и вместе с тем некоторая прозаичность художественного мышления. Скульптор преодолевает условный «историзм» академических композиций и почти не пользуется языком аллегорий. Содержанием его рельефа становится реальная картина полтавского боя, созданная под впечатлением от батальных гравюр ХУШ в. На первом плане представлена группа всадников во главе с Петром, в глубине видна шеренга наступающей русской конницы, на дальних планах изображены отдельные эпизоды сражения: русские отбивают у шведов полковое знамя, неприятельские солдаты уносят на носилках раненого Карла XII. Ни в позах главных персонажей, ни в одежде, ни в типах лиц нет и намека на стилизацию в духе античности. Существенную роль в замысле скульптора играют мотивы пейзажа, переданного с почти натуралистической тщательностью. И лишь неизбежной данью классицистическим увлечениям эпохи кажутся реющие в облаках крылатые фигуры Победы и Славы, готовой увенчать Петра лавровым венком.



Похожие статьи
 
Категории