Смерть марии. Успение Богоматери

18.02.2019

Догматические вопросы о смерти и Вознесении Девы Марии витали в воздухе задолго до картины Караваджо и оставались нерешёнными вплоть до конца XX века, когда сначала в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Девы, оставив в стороне факт её физической смерти, и лишь 1997 году этот факт был подтверждён Иоанном Павлом II . Однако в католическом мире веками господствовало убеждение, что Мария была принята на небо живой, и это нашло отражение во множестве произведений искусства. Картина Караваджо оказалась последней крупной работой в католическом искусстве, на которой показана смерть Марии без малейшего намёка на Вознесение.

История

Картина была заказана папским адвокатом Лаэрцо Черубини для кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в Трастевере . Конечный результат работы вызвал отрицательную реакцию. Придворный врач папы Урбана VIII Джулио Манчини счёл, что Караваджо использовал в качестве натурщицы для Богородицы проститутку или любовницу . Джованни Беллори считал, что неприятие картины вызвано неподобающей позой Девы Марии . Так или иначе, приход отказался принять картину, заменив её картиной Карло Сарачени , одного из последователей Караваджо .

Композиция выстроена вокруг Марии - центральной темы картины. Её окружают сломленные апостолы с Марией Магдалиной . Остальные персонажи в беспорядке стоят позади. Скученность людей и их манерные позы акцентируют взгляд зрителя на бездыханном теле. Караваджо, мастер мрачных тёмных полотен, избегает маньеристских приёмов изображения многообразия эмоций. Он показывает великую скорбь не выражением лиц, но стремлением спрятать их в ладони, словно утверждая, что настоящее горе - в скорбном молчании, а не бдении плакальщиц. Не следуя каноническим деталям сюжета, Караваджо наполняет приглушённую сцену необыкновенной монументальностью, усиливая драматический эффект кроваво-красным полотнищем в верхней половине картины .

Художник использует малейшие нюансы светотени для придания объёма персонажам и их одеяниям. Но в первую очередь этот приём передаёт физическое присутствие усопшей, лежащей под ярким чистым светом. Распределение освещения заставляет глаз зрителя двигаться от лица Девы к скорбно склонившейся Магдалине, далее к фигурам апостолов и, наконец, ко всей картине целиком .

Влияние

«Смерть Марии» является наглядным примером иконографической революции, устроенной Караваджо на рубеже XVI-XVII веков. Дистанцировавшись от претенциозной маньеристской моды, художник ввёл в искусство новый мощный и энергичный стиль. Он поставил задачу переноса на полотно подлинных человеческих эмоций, не связанных условностями изображения святости, и оказал этим значительное влияние на развитие концепций изобразительного искусства XVII века .

Примечания

  1. Parks, N. Randolph (July 1985). “On Caravaggio"s "Dormition of the Virgin" and Its Setting” . The Burlington Magazine . 127 (988): 438–448. Проверено 30 August 2014 .
  2. Askew, Pamela. Caravaggio"s Death of the Virgin. - Princeton New Jersey: Princeton University Press, 1990. - ISBN 0691039836 .
  3. Langdon, Helen. Caravaggio: A Life . - Westview Press, 2000. - ISBN 9780813337944 .
  4. Joconde

(1605-06)
369x245 см Лувр, Париж

Этот алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения». Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). На этот раз критика в адрес Караваджо была особенно яростной, что отмечено всеми биографами художника. Д. Бальоне пишет, что картину с возмущением отклонили, ибо Караваджо «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами». Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт - будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники).

Образы великой печали

Персонажи
, окружившие смертное ложе Богородицы, являются учениками Христа.
Личность большинства из них не поддается точному определению.
Успение Марии не описано в Библии, но многочисленные апокрифы утверждают,
что рассыпанные по всему миру апостолы были чудесным образом
собраны в одном место, дабы провести рядом с Богородицей последние часы ее земной жизни.


Молодой человек , обхвативший голову руками, -
евангелист Иоанн, которому Христос, умирая на кресте,
поручил заботиться о своей матери.



Тело Богородицы
вытянуто на смертном одре.
Непритязательно одетая, с босыми ногами,
Она выглядит обычной мертвой женщиной, а не Царицей Небесной.

Неутешно рыдающая на переднем плане
картины женщина - Мария Магдалина.
Ее обычно упоминают, как человека, близкого к Богоматери.

Микеланджело Меризи, Караваджо

1605—1606 гг.

Музей Лувр, Париж

Картина была написана в 1606 году, за четыре года до смерти. Художник имел вспыльчивый и скандальный характер, был дуэлянтом и вел безалаберный образ жизни. Умер в тридцать шесть лет. Но сумел, за свою короткую жизнь произвести революцию в живописи и оставить нам неповторимые шедевры.

В день, когда Караваджо привозит законченную картину Кармелитам, которые и заказали ее для оформления своей церкви в Риме, они внезапно отказываются принять ее по причине непристойности. Но Рубенс, работающий в то время в Италии, при дворе Манту, советует своему меценату — принцу приобрести эту картину для частной коллекции.

Монахи ставят в упрек художнику то, что усопшая Мадонна слишком уж похожа на обыкновенный труп; впрочем, бытует мнение, что Караваджо использовал в качестве модели тело проститутки-утоп ленницы, распухшее и совсем белое.

Представлять Богородицу такой — это значило усомниться в том, что Мадонна вознеслась на небеса сразу после кончины. Изобразив косой луч света, пересекающий картину, мастер словно подчеркивает страдания и боль обступивших одро людей.

Богородица на холсте расположена так, как будто ее тело пересекает картину. Мадонна лежит в ярко-красной одежде. Очень реалистично изображение рук. Это, безвольно обвисшие, руки мертвого человека. У Богоматери безжизненное и бледное лицо, как будто она умерла от болезни, глаза закрыты.

Это – изображение телесной стороны жизни, но никак не духовной. Караваджо намеренно использует красный цвет, что бы подчеркнуть бледность Мадонны. За телом усопшей, мы видим комнату, практически лишенную света. Фоном картины служит черный цвет. Некоторые из апостолов, пришедших проститься с Богородицей, находятся в тени.

Но, в картине есть некоторые детали, которые говорят не только о телесной, но и о духовной стороне события. Над головой Мадонны сияет нибм. Этим Караваджо подчеркнул святость Богоматери. Мадонна на картине изображена так, вроде она умерла, но тело ее не просто лежит... Если присмотреться, то ложе есть только в изголовье, а дальше его нет. Так Караваджо создал эффект парения тела Богородицы в воздухе.

Караваджо не зря признан одним из лучших живописцев. Игра света и тени – его ярчайшее выразительное средство. Благодаря косому лучу света на картине, нам кажется, что через мгновение тело Мадонны начнет подниматься вверх и затем вознесется на небо. Не смотря на не признание картины современниками, Караваджо удалось показать преодоление смерти и воспеть начало вечной жизни.



Похожие статьи
 
Категории