Смысл названия «Кому на Руси жить хорошо. Смысл названия поэмы н.а

26.10.2021

Само название поэмы настраивает на под­линно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет ис­следоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацели­вает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы народу было действительно “хорошо жить” на Руси и кто может претендовать на звание “счастливого”. Процесс поисков счастливого человека превращается в поиск счастья

Для всех, а многочисленные встречи с теми, кто претендует на звание счастливого, дают возможность показать народное представление о счастье, которое уточняется, конкретизируется и в то же время обо­гащается, приобретая нравственно-философский смысл. Поэтому название поэмы нацеливает не только на социально-историческую основу ее идейного содержания, но и связано с некими неизменны­ми устоями духовного бытия, нравственными ценностями, вырабо­танными народом на протяжении многих веков. Название поэмы связано и с народными былинами и сказками, где герои ищут правды и счастья, а значит оно ориентирует читателя на то, что пе­ред ним должна развернуться не только широчайшая панорама жизни России в ее настоящем, прошлом и будущем, но и указывает на связь с глубинными истоками национальной жизни.

  1. Особую роль в поэтике произведения играет юмор, С помощью различных оттенков юмора автор и герои поэмы выражают свое превосходство над крепостниками. Когда в “Прологе” автор мягко посмеивается над семью спорщиками,...
  2. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей...
  3. Сложнее и в то же время как-то проще, чем Оболт-Оболдуев и князь Утятин, выступили перед мужиками Шалашниковы – отец и сын, а также их управляющий, немец Фогель. Странники и читатель...
  4. Изменения, происходящие с семью мужиками в процессе их поисков, чрезвычайно важны для уяснения авторского замысла, центральной идеи всего произведения. Только странники даны в ходе постепенных изменений, в эволюции (остальные действующие...
  5. Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал! Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным...
  6. Одну только Бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. Н. А. Некрасов Многостороннее творческое исследование глубин народной жизни привело Николая Алексеевича Некрасова к созданию, может быть, самого изумительного произведения – “Мороз,...
  7. Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Н. А. Некрасов. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” написал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. В этом произведении есть что-то...
  8. Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хоро­шо”, над которой автор трудился около 20 лет. Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности...
  9. Крестьяне – беззащитные жертвы помещиков. Они терпят много несправедливостей, но, жаловаться им некому. “Высоко бог, далеко царь”, – говорит Матрене Тимофеевне старик Савелий. Царь, державший в своих руках государственную власть,...
  10. Нисколько не умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые внесли в русскую лирику “рыдающие звуки” и заставили содрогнуться при виде страданий народных, нельзя не сказать о произведениях, где поэт исследует’ тонкие...
  11. Во время недалекое Империя Российская Дворянскими усадьбами Была полным-полна И жили там помещики Некрасов В пореформенной России помещики сохранили господствующее положение, а крестьяне, как и в дореформенную пору, страдали под...
  12. Оды жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что...
  13. 1. Семеро странников, ищущих счастливого человека. 2. Ермил Гирин. 3. “Крепостная женщина” Матрена Тимофеевна. 4. Григорий Добросклонов. Тема поиска счастливой доли и “правды-матушки” занимает значительное место в фольклорной традиции, на...
  14. Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем твор­честве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авто­ров, являясь предметом восхищения, источником вдох­новения,...
  15. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах вырисовывается широкая эпическая картина. В ней, как в фокусе, выделены...
  16. Н. А. Некрасов задумал написать “эпопею крестьянской жизни”. Но когда произведение вышло в свет, стало ясно, что оно отражает не только жизнь крестьянства. Эта поэма стала настоящей энциклопедией всей русской...
  17. 1. Основной смысл поэмы. 2. Крестьянство в поэме. 3. Тяжкая доля и простое счастье русского народа. 4. Матрена Тимофеевна как символ русской женщины. 5. Гриша Доброе клонов – идеал интеллигенции...Н. А.Некрасов взял в аренду журнал “Отечественные записки” и в качестве соредактора пригласил М. Е.Салтыкова-Щедрина. “Отечественные записки” под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и “Современник”, они следовали...

Для России 1861 год ознаменовался отменой крепостного права. Теперь никто не понимает, как жить дальше. Ни помещики, ни сами крестьяне. Как раз в это время, спустя три года после отмены крепостничества, начинает работу над поэмой . Какой же смысл закладывает автор в название своей работы?

Кому на Руси жить хорошо в чем смысл

Достаточно прочитать заглавие поэмы Некрасова, чтобы понять, о чем пойдет речь. Желание отобразить разные позиции людей на отмену крепостного права, искусно переплетается с извечной проблемой поиска счастья и счастливых людей на Руси, что и определяет смысл названия поэмы.

Автор изображает мужиков, которые решили отыскать счастливого человека, разобравшись, что же нужно людям для счастья. С этой целью мужики отправились в путь, и общаясь с людьми разных сословий, узнавали насколько те счастливы. Если раньше они думали, что хорошо на Руси живется попам, помещикам и царю, то странствуя, понимают насколько сильно они ошибаются. Впрочем, не нашли они счастливых людей и среди солдат, крестьян, охотников и хмельных баб. Наконец, мужикам все же удалось повстречать счастливого человека, Григория Добросклонова, что не понаслышке знал о тяготах крестьянской жизни. В отличие от прочих случайных попутчиков, Григорий не искал личного счастья, а думал о благополучии всего русского народа, живущего на Руси. Именно такие люди, по мнению автора, и способны обрести свое счастье.

Прочтя произведение Некрасова, мы понимаем, что смысл заглавия Кому на Руси жить хорошо, в полной мере соответствует сюжету. Он заранее настраивает читателя на то, что в тексте речь пойдет об истинной и правдивой жизни на Руси. Настраивает на поиск ответов и осознание того, что же нужно людям для счастья, в чем источник их бед, и кто может претендовать на звание счастливого человека. Пытаясь найти эти ответы, автор показывает, насколько неправильно проводилась реформа, которая принесла не только радость, но и проблемы. Обо всем этом и рассказывает Некрасов в своей поэме Кому на Руси жить хорошо, смысл названия которой, полностью себя оправдывает.

Смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо» не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? - вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы «Крестьянка» не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Без «Крестьянки» не все ясно ни в части «Последыш», которая писалась до «Крестьянки», ни в части «Пир на весь мир», которая писалась после нее.

В «Крестьянке» поэт поднимал глубокие пласты жизни народа, его социального бытия, его этики и его поэзии, уясняя, каков же подлинный потенциал этой жизни, ее творческое начало. Работая над богатырскими характерами (Савелий, Матрена Тимофеевна), созданными на основе народной поэзии (песня, былина), поэт укреплялся в своей вере в народ.

Эта работа становилась залогом такой веры и условием дальнейшей работы уже на собственно современном материале, который оказался продолжением «Последыша» и лег в основу части, названной поэтом «Пир на весь мир». «Доброе время - добрые песни» - заключительная глава «Пира». Если предшествующая названа «И старое и новое», то эту можно было озаглавить «И настоящее и будущее». Именно устремленность в будущее многое объясняет в этой главе, не случайно названной «Песни», ибо в них вся ее суть.

Здесь есть и человек, эти песни сочиняющий и поющий, - Гриша Добросклонов. Многое в русской истории толкало русских художников к созданию образов, подобных Грише. Это и «хождение в народ» революционных интеллигентов в начале 70-х годов прошлого века. Это и воспоминания о демократических деятелях первого призыва, так называемых «шестидесятниках» - прежде всего о Чернышевском и Добролюбове. Образ Гриши одновременно и очень реальный, и в то же время очень обобщенный и даже условный. С одной стороны, он человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него.

Но Гриша - и более обобщенный образ молодости, устремленный вперед, надеющийся и верующий. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи (хотя они печатаются в большинстве послереволюционных изданий поэта): Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Умирающий поэт спешил. Поэма осталась неоконченной, но без итога она не оставлена. Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

«Кому на Руси жить хорошо?» - поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней ее песне «Русь»

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка - Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото
Сердце народное!
Встали - небужены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены! Р

Сила в ней скажется
Несокрушимая!

льная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка - Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото
Сердце народное!
Встали - небужены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены! Р
ать подымается - Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Вся поэма Некрасова - это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим задуматься: Ну, вот тебе хваленое Поповское житье. Начиная с главы “Счастливые”, в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить “счастливцы” из низов. Звучат рассказы - исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают: Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке - Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на базарной площади: Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал, Чей рубль? да не нашел. Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части “Помещик” странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская “честь” немного стоит. Нет, ты нам не дворянское, Дай слово крестьянское. Вчерашние “рабы” взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбах Отечества дворянство видело свое историческое предназначение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России: Помещик не без горечи Сказал: “Наденьте шапочки, Садитесь, господа!” В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов - русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”. Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Пятая глава последней части завершается словами, выражающими идейный пафос всего произведения: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, // Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси - тот, кто твердо знает, что надо “жить для счастия убогого и темного родного уголка”.

Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и от­правилось в трудный и долгий путь правдоискательства.

В “Прологе” завязывается действие. Семеро

Крестьян спо­рят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, купец, чиновник или царь, – обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над мно­гим задуматься:

Ну, вот тебе хваленое

Начиная с главы “Счастливые”, в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной ини­циативе к странникам начинают подходить “счастливцы” из низов. Звучат рассказы – исповеди дворовых людей, лиц ду­ховного звания, солдат, каменотесов,

Охотников. Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на ба­зарной площади:

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Ка­залось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокой­ствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части “По­мещик” странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская “честь” немного стоит.

Нет, ты нам не дворянское,

Дай слово крестьянское.

Вчерашние “рабы” взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судь­бах Отечества дворянство видело свое историческое предназна­чение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:

Помещик не без горечи

Сказал: “Наденьте шапочки,

В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов – русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”.

Сила в ней скажется

Пятая глава последней части завершается словами, выра­жающими идейный пафос всего произведения: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси – тот, кто твердо знает, что надо “жить для счастия убогого и темного родного уголка”.

Сочинения по темам:

  1. ЧАСТЬ I В прологе рассказывается о тех событиях, что происходят в самой поэме. Т. е. о том, как семеро крестьян...
  2. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и...
  3. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать...
  4. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо...


Похожие статьи
 
Категории