Сочинение на тему когда ум с сердцем не в ладу грибоедов. Тема: сочинение егэ

03.11.2019

Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к дру­гим людям, к своей личности. Одни явления действи­тельности его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают его... Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев - все это различные ви­ды субъективного отношения человека к действитель­ности, переживания им того, что на него воздействует... Но жить только чувствами нельзя, «голова должна вос­питывать сердце», ведь ощущения и восприятия отра­жают преимущественно отдельные стороны явлений, а разум дает возможность установить связи и отношения между предметами, чтобы осуществлять разумную дея­тельность.

И все же в нашей жизни бывает так, что мы поступа­ем либо по велению сердца, либо по подсказке разума, достигая компромисса только тогда, когда «набьем шишки». По этому поводу напрашивается пример из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в частности, образ Александра Андреевича Чацкого. Заметим, что именно после беседы об уме и глупости, состоявшейся между служанкой Лизой и Софьей, и напоминанием о том, что Софью и Чацкого некогда связывали теплые отношения, появляется на сцене Чацкий. Характери­стика герою уже дана, и ей Чацкий соответствует на протяжении всего действия комедии. Человек неза­урядного ума (он предпочитает служить «делу, а не ли­цам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), твер­дых убеждений (о нем не скажешь ни при каких обстоятельствах: «И золотой мешок, и метит в генера­лы»), он настолько сильно поддался своему чувству, что потерял способность объективного восприятия окру­жающей среды. Ни холодный прием Софьи, ни ее реак­ция на падение Молчалина с лошади не смогли открыть глаза герою на очевидное: сердце Софьи занято другим. Умом-то он понимал, что все кончено, нет больше былой привязанности, Софья изменилась, теперь она не та чистая невинная девушка, какой была раньше, а дос­тойная дочь своего недостойного отца. Но сердце... серд­це не хочет этому верить и цепляется за последнюю на­дежду, как цепляется за соломинку утопающий.

И только сцена тайного свидания Молчалина и Со­фьи позволила убедиться в том, что прежних чувств у Софьи больше нет. Чацкий наконец постигает то, что должен быть понять с первых минут пребывания в доме Фамусова: он здесь лишний. В своем последнем моноло­ге он горько сознается, что его надежды не оправдались: он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье, но, «Увы! Теперь мечтанья те погибли в полной красо­те...» (М. Лермонтов) Он винит Софью в том, что она да­ла ему ложную надежду и не сказала прямо, что их дет­ская влюбленность для нее теперь ничего не значит. А ведь только этими чувствами он и жил все эти три года разлуки! Горько его разочарование в Софье; в Фамусове, который выбирал в женихи дочери человека не по уму, а по кошельку; в московском обществе, далеко не умном, неискреннем, циничном. Но теперь он не сожалеет о разрыве, так как осознает, что в фамусовском обществе ему не место. Он уезжает из Москвы.

Еще трагичнее сложилась судьба Настены - героини повести В. Распутина «Живи и помни». Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком возвращается с войны местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встре­тят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Настена выходила замуж не по любви, в замужестве не была счастлива, но была му­жу предана и благодарна за то, что он освободил ее от тяжкого житья в работницах у тетки. В повести так и сказано: «Настена кинулась в замужество как в воду - без лишних раздумий, все равно придется выходить, без этого мало кто обходится - чего же тянуть?» И вот те­перь она готова красть для Андрея еду, лгать родным, прятать его от чужих глаз по зимовьям, потому что так велит ее сердце. Умом она понимает, что через пособни­чество мужу-дезертиру сама становится преступницей, но с чувствами справиться ей нелегко, и она отдается им полностью. Тайные отношения с мужем делают ее сча­стливой. И только на деревенском празднике по поводу Великой Победы ее вдруг настигает неожиданная злость: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматыва­ется, ее бесстрашие превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Это состояние подталкива­ет ее к самоубийству, тут уж точно «ум с сердцем не в ладу», и в порыве отчаяния она бросается в Ангару. Ан­дрей не убийца, не предатель, он всего-навсего дезертир, но как человек умный, он должен был осознавать, ка­ким будет финал этой истории. Он должен был не толь­ко жалеть себя, но и беспокоиться о родителях, жене, будущем ребенке. Однако и в этой ситуации «ум с серд­цем не в ладу» был.

Конечно, рассуждать о разуме и чувствах как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека можно бесконечно. Но сколько бы мы не приводили примеров (литературных или жизненных), становится понятно, что они одинаково влияют на поступки чело­века и должны дополнять друг друга. Только в единстве двух этих противоположностей возможна гармония личности. Когда же разум и чувство вступают в проти­воборство, случается внутренний конфликт личности, приводящий зачастую к трагедии.

Вариант 1:

Так говорят, если человек не может совладать со своими чувствами, стремится к тому, чего нельзя, понимая, что это может нанести вред ему самому и окружающим. Например, это может быть невзаимная любовь или любовь к несвободному человеку. Ум говорит, что это не приведет ни к чему хорошему, может даже закончится катастрофой, но сердце отчаянно рвется к объекту страсти, невзирая ни на какие разумные доводы.

Такое состояние чаще всего приносит человеку немало страданий, ведь желаемого он получить не может. Тогда он решается на отчаянные действия. Хороший пример такого диссонанса между чувствами и умом показал Пушкин в своем произведении «Евгений Онегин». Молодая провинциальная девушка влюбляется в столичного повесу и, осознавая, что это унизительно, все равно пишет ему письмо с признанием в любви. В те времена подобный поступок мог опозорить девушку и оставить отпечаток на ее репутации. Онегин же посмеялся над ее чувствами и ответил ей в довольно грубой форме, чем нанес большую травму.

Еще один пример разлада между умом и чувствами мы найдем в произведении Островского «Гроза». Катерина выходит замуж и попадает в новую семью. Там ее обижает свекровь, а муж пьет. Семейная жизнь молодой женщины складывается плохо. Ее душа жаждет любви и бури эмоций. Это толкает ее на измену мужу, хотя разум упрямо твердит, что это неправильно. Кончается история печально: эмоциональная натура Катерины не выдерживает давления и она решается на самоубийство.

Конечно, подчинить чувства разуму бывает очень трудно, а иногда, кажется и вовсе невозможным. Но из литературных примеров можно сделать вывод, что чувства все-таки должны быть под контролем разума. Всегда нужно взвешивать свои желания и то, какие последствия они за собой повлекут. Человек не должен рушить свою жизнь и жизни других людей в угоду собственным желаниям.

Вариант 2:

Такое случается, когда человек чего-то страстно желает, но здравый смысл этому противоречит. Например, если человек влюблен. В такие моменты трезво оценивать ситуацию бывает тяжело. Если сердце вступает в противоборство с умом, это доставляет человеку страдания, потому что для счастливой жизни необходима гармония в чувствах и ощущениях.

Эту тему не раз поднимали писатели в своих произведениях. Иногда она оттеняла основную сюжетную линию, придавая драматизма, а иногда сама становилась темой произведения. Думаю, это беспроигрышный вариант, потому что подобные переживания хотя бы раз случались с каждым из нас, поэтому она всегда будет вызывать интерес.

Герой романа «Отцы и дети» Е. Базаров является нигилистом и начисто отрицает любые проявления любви и нежности, считая их выдумкой и глупостью. Тем неожиданнее и тяжелее для него оказывается любовь к Одинцовой. Как ни крути, человеку всегда тяжело пересматривать и менять свои взгляды и привычки. К сожалению, любовь эта не вылилась в счастливую семью и закончилась крахом. Но Базаров сумел сохранить достоинство и вынести из этой ситуации урок.

Еще одним примером является Чацкий из «Горе от ума». Он любит Софью, которая является частью презираемого Чацким общества. Он уверен, что девушка должна любить его в ответ, но она не может принять его взглядов и критики в адрес своего окружения. Софья выбирает Молчалина и приписывает ему несуществующие черты. Поняв, что происходит, Чацкий покидает Москву. Но его чувства в итоге все-таки покоряются уму и он сохраняет лицо.

Я думаю, что выпускать чувства из-под контроля нельзя. Ведь человек тем и отличается от животных, что способен мыслить и контролировать свои проявления. Иногда бывает лучше отпустить и забыть, чем поддаться буре эмоций и испортить жизнь себе и окружающим.

Слишком много в ней было нового: поведение действующих лиц, их непривычный язык, но самое главное, в ней присутствовали характеры узнаваемых людей из общества. Московские друзья Александра, успевшие ознакомиться с набросками комедии, по репликам узнавали тех, с кого списаны роли Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других...

Задержавшись в Москве Грибоедов старался меньше бывать дома. Там он чувствовал себя скверно. Настасья Федоровна напоминала сыну о необходимости вернуться на службу к генералу Ермолову. Александр не собирался возвращаться на Кавказ и просил Нессельроде о продлении отпуска на неопределённое время, без сохранения жалованья. Разрешение было получено, что не могло не разозлить мать.

Чтобы больше не слышать её упрёков, Александр воспользовался приглашением Степана Бегичева и укатил в его тульское имение. Грибоедов снова остался без всяких средств к существованию, а «Горе уму» требовало ещё значительной доработки и не было никакой гарантии, что пьеса будет издана и принята театрами к постановке.

Слишком много в ней было нового: поведение действующих лиц, их непривычный язык, но самое главное, в ней присутствовали характеры узнаваемых людей из общества. Московские друзья Александра, успевшие ознакомиться с набросками комедии, по репликам узнавали тех, с кого списаны роли Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других.

Летом 1823 года под Тулой рождалась комедия «Горе от ума», а где-то на юге, не то в Кишинёве, не то в Одессе, Пушкин писал первую главу своего романа в стихах «Евгений Онегин».

«Горе от ума»

Выжав из Москвы всё, в чём нуждалась его пьеса, он понял, что пришло время прокладывать ей путь к зрителям и читателям. В надежде на официальное признание своего детища Грибоедов оправился в Петербург.

Здесь он познакомился с мужем своей кузины Елизаветы - генералом Паскевичем, который в скором времени будет назначен Главнокомандующим в Закавказье вместо генерала Ермолова.

Среди развлечений и пиров Александр не забывал о главной цели своего приезда в Петербург. Дальний родственник Грибоедовых Василий Ланской был назначен министром внутренних дел и от него зависела цензура. Ланской обнадёжил Александра насчёт издания комедии «Горе от ума». Оставалось только подготовить рукопись и представить её в комитет по цензуре.


«Мочи нет тошно»

Всегда аккуратный в делах Грибоедов на этот раз никак не мог привести в порядок рукопись. На помощь пришёл Андрей Жандр – детский друг Александра. Он уговорил отдать ему груду мятых перечёркнутых листочков пьесы, пообещав их вернуть вскорости.

Разобрать листки с текстом и переписать набело взялась военно-счётная экспедиция (канцелярия) Жандра. Через несколько дней Александр Сергеевич получил готовый, аккуратно переплетённый экземпляр своей пьесы. Только одного не знал Грибоедов, что его «Горе от ума», многократно скопированное жандровцами, уже пошло гулять по Петербургу из дома в дом, из салона в салон. Сам же автор по двенадцать - пятнадцать раз за месяц читал своё произведение повсюду, где его об этом просили.

Но чем больше он понимал, что создал незаурядное произведение, тем сильнее его раздражали похвалы и овации после каждого чтения. Теперь он твёрдо знал, что слушатели смеются над острыми репликами и карикатурными характерами провинциальной Москвы, но остаются глухи и безразличны к сути самой пьесы. «Как...сказать людям, что грошовые их одобрения, ничтожная славишка в их кругу не могут меня утешить?», - сетовал Грибоедов.

Выписавшись, выхолостив звук, Александр скатывался в депрессию. Период звуковой сублимации прошёл, сделанное уже не радовало драматурга и внутри образовалась глубокая звуковая пустОта. С одной стороны, росло ощущение собственной гениальности, знакомое каждому человеку со , с другой – увеличивалась пропасть неудовлетворённости собой. Он начинал ненавидеть пьесу: «Погода пасмурная, сыро, холодно, я на всех зол, все глупы... Мочи нет тошно».

Александр пребывал в самом скверном расположении духа. Деньги закончились, роскошный персидский орден давно был заложен в ломбарде, не было сил противостоять тупости цензоров.

Беда, что ты Фаддей Булгарин

В «Литературных листках» журналиста Фаддея Булгарина вышел его фельетон, в котором под именем писателя Талантина угадывался Грибоедов, «противопоставленный всем бесталанным петербургским литераторам», поучающий их, как нужно писать. Фаддей Булгарин был известен своей навязчивой услужливостью, кожной беспринципностью, заказными похвалами, которые щедро оплачивали книготорговцы и сами авторы.

Для привлечения писателей в свой дом он поселил у себя некую особу, немецкую девушку Laenchen (Леночку), и без стеснения поощрял притязания к ней мужских писательских особей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет такое поведение свойствами стрессующего . Ради большей выгоды кожник способен пожертвовать тем, что у него есть.

Конечно никто бы не поверил, что Александр Грибоедов заказал Булгарину фельетон для поднятия собственной популярности и престижа. «Горе от ума» ещё не было издано, а успешно идущий в Москве водевиль «Кто брат, кто сестра», в Петербурге принят не был.

Впервые в жизни он отказался от общества друзей и петербуржских родственников, желая остаться наедине с музыкой и «Горем», которое никто не хотел печатать и ставить.

Временами звуковик «открещивается» от всего мира и погружается в спасительное одиночество. Грибоедов перебрался в маленькую квартирку на первом этаже у самого устья Невы. Никого не принимал, «заперся у себя и сутками играл на фортепьяно. Друзья беспокоились за него. После одного визита к главе цензурного комитета фон Фоку Грибоедов вернулся домой в невменяемом состоянии и в приступе бешенства разорвал в клочья все бумаги, которые попались ему под руку» (Екатерина Цимбаева. «Грибоедов»)


Все надежды на легализацию пьесы, ходившую по Петербургу в рукописях, рухнули. Александра постигло сильнейшее разочарование, которое не могло не сказаться на его физическом и психическом состоянии.

Здесь снова возник Булгарин. Чтобы вернуть к себе расположение Грибоедова он поклялся «протолкнуть» через цензуру если не всю комедию «Горе от ума», то хотя бы её отдельные сцены. Александр Сергеевич согласился.

Опытный Булгарин знал множество обходных путей, умел выждать до нужного момента, ведал кому лишний раз следует поклониться, а кому дать взятку. Александр, воспитанный в жёстких рамках высшего сословия, при всём своём искусстве дипломата избегал подобных поступков и действий, не достойных дворянина.

Запрет к публикации

По необходимости Грибоедов переехал к своему другу и двоюродному брату, будущему декабристу Александру Одоевскому. Через неделю в доме Одоевского появился Булгарин с разрешением цензуры на публикацию «Горя от ума».

Весь первый акт комедии был напечатан в булгаринском альманахе «Русская Талия». Хитрый Булгарин, извернувшись по-кожному, таки заполучил к себе в журнал нового автора со скандальной пьесой, гарантировавшей распродажу изданного тиража.

Канцелярия предприимчивого Андрея Жандра серьёзно обогатилась, переписывая, переплетая и распространяя рукопись комедии. Небрежные писари делали ошибки в тексте, а то и меняли его до неузнаваемости. Тем дороже становился оригинал. Вскоре в России не осталось ни одной личной библиотеки, где бы на полке среди классиков не стоял рукописный экземпляр «Горя».

Никто не успел оглянуться, как несуществующее произведение стало классикой русской литературы и распространилось по России в количестве около 40 тысяч. Обычный тираж книг в то время составлял от 1200 до 2400 экземпляров и только пушкинские достигали 5000.

«Его рукописная комедия «Горе от ума», - вспоминал Пушкин, - произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами».

Если Петербург встретил комедию Грибоедова восторженно, то Москва восприняла её как пасквиль на известных московских особ, находя их сходство с характерами героев «Горе от ума».

Обидевшиеся фамусовы, скалозубы, молчалины, чацкие узнавали себя на страницах комедии и реагировали остро и возмущённо, даже подговаривали тех, кто помоложе вызвать Александра Сергеевича на дуэль. Замысел Грибоедова удался, у него получилось «раскачать» болото российской действительности.

«Где утомлённому есть сердцу уголок?»

После отъезда Грибоедова с Кавказа прошло уже 3 года. За это время он закончил комедию, приобрёл популярность модного автора, узнал, что творится на столицах. Тайные общества уже давно перестали быть тайными, и о них не знал только ленивый. Одряхлевший царь благополучно доживал свой век и уже не мечтал о новых победах.

После персидской интеллектуальной пустыни Александр насытился общением с друзьями, подругами, литераторами и родственниками. Скитание по чужим квартирам, безденежье, цензура, творческий кризис и неопределённость со службой, на которую он должен был возвращаться, так как других средств к существованию у него не было. Всё это приводило Грибоедова к тяжелейшим перепадам настроения.


«Ещё игра судьбы нестерпимая, весь век желаю где-нибудь найти уголок для уединения, и нет его для меня нигде» (Из письма Бегичеву 9 сентября 1825 года). Главным для звуковика является сосредоточение на звуковой мысли, достичь такое состояние возможно только в тишине и уединении, но никто не может ему их предоставить.

Степан Бегичев в очередной раз ссудил друга деньгами, чтобы тот мог вернуться к Ермолову. 12 сентября он приехал в Феодосию, чтобы отплыть на Кавказ. Настроение было тяжёлое. Александра угнетала служебная и житейская неопределённость, опасное положение близких друзей с их членством в тайных союзах.

В Крыму на него накатила сильнейшая депрессия, он не находил себе места и бывал близок к самоубийству». Он писал Степану Бегичеву: «Тоска неизвестная! Степан, подай совет, чем мне избавить себя от сумасшествия или пистолета, а я чувствую, что то или другое у меня впереди».

Ненаполненные пустОты звукового вектора создают такое психологическое состояние, когда жизнь перестаёт иметь смысл. «Испытывая сильнейшие страдания звуковик приходит к суициду», - говорит Юрий Бурлан на лекциях по системно-векторной психологии.

Звуковая нехватка у Грибоедова заполнилась во время работы над комедией «Горе от ума». Её популярность и быстрота, с какой по России распространялись копии манускрипта пьесы, на время залатали звуковые прорехи российского коллективного психического. Теперь Грибоедов нуждался в новой творческой сублимации, искал и не находил её. Постоянное напоминание о прошлом успехе «Горя от ума» автора раздражало и нервировало.

Узнать больше о свойствах звукового вектора и об уникальном абстрактном интеллекте, которым он награждает своего обладателя, можно на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Урок литературы в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению.

«Когда ум с сердцем не в ладу»

Цели Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство».

Тип урока: урок развития речи

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию материала по заданной теме и к написанию сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся.

Задачи урока:

предметные

    формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

    формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

регулятивные

    формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

    развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные

    формировать культуру речи;

    воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Методы:

по характеру познавательной деятельности

    частично-поисковый

по степени активности учащихся

    продуктивные;

    творческие

стимулирования и мотивации

    познавательные;

    эмоциональные

интеллектуальные

    сравнения

    классификации материала

по организации деятельности:

    индивидуальные

    фронтальные

Оборудование: Клип с исполнением стихотворения, распечатанный дидактический материал.

I . Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слово учителя.

Приветствие.

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке

II . Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя.

Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Разум и чувства».

Наша цель – за урок составить план и понять, что в какой части надо писать. А само сочинение вы будете писать дома.

Это сочинение надо будет написать с привлечением одного литературного источника – стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине»

Понимание актуальности данной работы.

III .Актуализация знаний

Цель: проверка теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Составление плана.

Вспомните, что вы знаете об условиях написания этого сочинения.

Условия написания?

Критерии проверки?

Направления этого года?

Сколько вам будет дано тем? Как может выглядеть тема?

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение.

Сколько должно быть частей плана? О чем они?

Как должно выглядеть вступление к теме « Когда ум с сердцем не в ладу? О чем надо рассуждать? Сколько слов должно быть во вступлении?

Если тема «Когда ум с сердцем не в ладу», то о чем надо писать во вступлении?

У учащихся есть памятка (приложение1)

Ответы учащихся по памятке:

5 тем

Тема вопрос

Тема суждение

Тема понятие

Сочинение состоит из 3 частей: 1.Вступление, 2.Основная часть с привлечением аргументов.

3.Заключение.

Во вступлении примерно 50 слов.

Устное составление вступления

IV . Автор стихотворения

Цель: подойти к пониманию текста через биографию поэта

Для написания сочинения мы используем поэтический текст. Стихотворение Марины Цветаевой. Чтобы лучше понять стихотворение, давайте вспомним, что вы знаете об этом поэте.

Когда она жила? Дата рождения? Относилась ли к каким-нибудь литературным направлениям? Вспомните, какие вехи из ее биографии вы знаете? Сколько лет она провела за границей? Как ей там жилось?

Посмотрите, какая дата стоит под стихотворением. Где Жила Цветаева в 1934 году?

Ответы на вопросы

    Погружение в тему через эмоциональное восприятие

Цель: Эмоциональное включение и восприятие текста

Давайте просмотрим небольшой клип с замечательным исполнением этого стихотворения Алисой Фрейндлих.

Учащиеся слушают

    Работа с текстом. Поиск аргументов.

Цель: Научиться подбирать аргументы к заявленным позициям: Разум и чувство

Итак, о чем это стихотворение?

Из каких строк это видно?

С кем разговаривает поэт? Кому она все это говорит?

Какова композиция стихотворения? Сколько в нем строф?

О чем говорит Цветаева в каждой строфе? Какие слова повторяются?

Кроме слова «родина» есть однокоренные слова, которые напоминают о ней?

Еще какая тема звучит?

В каких словах?

Есть здесь противопоставление? Кому противопоставляет себя Цветаева?

Почему Цветаева противопоставляет себя читателям?

Зачем поэт использует противопоставление

С кем говорит поэт? Зачем Цветаева все это говорит сама себе? Что в ней разговаривает – разум или чувство?

Почему так часто повторяется, что ей «все равно»?

Давайте подберем группу глаголов, которые будем использовать в тексте сочинения, чтобы не повторять слово «говорит»

И такой же ряд, чтобы не повторять слово «Цветаева»

А что говорит чувство?

Как перекликаются две последние строчки и первая?

(У учащихся есть текст. Приложение2)

О тоске по родине

Ответы по тексту

Сама с собой

10 строф

Слова «мне все равно», «мне безразлично», «мне все равны», «все равно», «все едино».

«языком родным»,

«роднее бывшее», «родимого пятна»

Одиночество.

«Совершенно одинокой», «из людской среды быть вытесненной»

«в себя, в единоличье чувств». Бревно, оставшееся от аллеи.

Она – пленный лев, который ощетинивается,

Камчатский медведь без льдины.

«Двадцатого столетья - он – а я до всякого столетья».

Потому что читатель – «газетных тонн глотатель, доилец сплетен». Он не интересуется поэзией.

Противопоставление усиливает впечатление одиночества.

Разум говорит, что ей все равно, где жить.

Она пытается убедить сама себя (разумом)

Уверяет, настаивает, утверждает, …

Что она тоскует о родине.

Это чувство нельзя (или трудно) описать словами.

    Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: Пополнить базу теоретических знаний учащихся.

Посмотрите на текст стихотворения, как вам кажется, было ли у автора стремление как-то приукрасить текст, сделать его более поэтичным?

И все-таки на одно средство выразительности хочу обратить ваше внимание. Взгляните на следующие строки:

Где совершенно одинокой

Быть , по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной

Мне все равно, каких среди
Лиц
ощетиниваться пленным
Львом
, из какой людской среды

Так край меня не уберег
Мой,
что и самый зоркий сыщик

Кроме инверсии в этих стихах есть еще одна особенность:

Разрыв фразы. Перенос части фразы с одной строки иногда на другую строку, а иногда и на другую строфу.

Такой прием называется « анжамбеман»

Наиболее органическая для Цветаевой стихотворная форма – страстный и потому сбивчивый, нервный монолог. Соответственно и самый стих ее по большей части прерывист, неровен, изобилует внезапными ускорениями и замедлениями, паузами и резкими перебоями.

Обычно в стихах пауза приходится на конец строки, а у Цветаевой пауза, как правило, смещена, сплошь и рядом приходится на середину строки или на начало следующей. Поэтому стих как бы «спотыкается» на бесчисленных «анжамбеманах» (enjambements), то есть «переносах», отмечающих несовпадение метрических и членений стиховой речи.

Что дает использование переносов?

Нет, текст стихотворения скорее похож на искренний разговор с самим собой.

Инверсия

Этот прием создает впечатление прямой, сбивчивой речи человека, который волнуется.

    Работа над логикой построения текста

Цель: понять логику построения текста сочинения

Повторите, о чем вы будете писать во вступлении. Как теперь логично перейти к аргументам? Где будет находиться «мостик»?

Как, по какой логике пойдут дальнейшие размышления?

Надо ли рассказать историю создания стихотворения, чтобы было понятно, почему такая тоска по родине? (Цветаева к 34 году уже 12 лет живет в эмиграции. 20-е годы она жила в Праге, а в начале тридцатых годов семья переехала в Париж).

О чем надо писать в заключении? Каким предложением – «мостиком» можно начать заключение?

Во вступлении- рассуждения о том, как сосуществуют разум и чувства в человеке.

В начале второго абзаца предложение - «мостик».

Примерное предложение для перехода: «Примером того, как могут бороться в человеке чувства и разум, может быть стихотворение М.Цветаевой «Тоска по родине».

Написать, когда и как это стихотворение было написано.

Что она говорит сама себе, пытается сама себя уверить, что ей все равно.

Перечислить, что ей «все равно».

Написать какие образы использовала поэтесса. (см. выше)

Написать, какими словами она говорит об одиночестве и кому себя противопоставляет.

Как последние строчки опрокидывают все предыдущие уверения.

О том, что ум и разум могут противоречить друг другу. И кто из них сильнее и чаще побеждает?

    Итог урока.

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения

Теперь у нас есть представление, что надо написать во вступлении, в основной части и в заключении.

Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения.

    Домашнее задание.

Дома вы должны написать сочинение на тему «Когда ум с сердцем не в ладу», используя текст стихотворения Цветаевой .

    Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя.

Достигли ли мы цели урока? Остались какие-нибудь вопросы?

Сможете ли вы самостоятельно написать сочинение?

Всем спасибо за урок!

Надеюсь, что у вас все получится!

Разг. 1. с кем. Не в согласии, в ссоре. [Кузнец] был издавна не в ладах с ним (чёртом) (Гоголь. Страшная месть). 2. с чем. В разладе; несогласованно, разобщённо. [Чацкий:] Но если так ум с сердцем не в ладу (Грибоедов. Горе от ума) … Фразеологический словарь русского литературного языка

ЛАД, а (у), о ладе, в ладу, мн. ы, ов, муж. (разг.). 1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу или в ладах с кем чем н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем н. Он с ним не в ладах. Ум с сердцем не в… … Толковый словарь Ожегова

ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (прост.). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

лад - В ладу или в ладах (разг.) мирно, дружно, в полном согласии; противоп. не в ладу, не в ладах. Ум с сердцем не в ладу. рибоедов. В лад с кем чем согласно, стройно; в соответствии. Петь в лад. В лад шевелить плечами. С его неясными… … Фразеологический словарь русского языка

Буало Нарсежак (фр. Boileau Narcejac) творческий тандем, который составляли два французских писателя Пьер Буало (1906 1989) и Тома Нарсежак (1908 1998). Содержание 1 Пьер Буало 2 Пьер Робер … Википедия

- (фр. Boileau Narcejac) творческий тандем, который составляли два французских писателя Пьер Буало (1906 1989) и Тома Нарсежак (1908 1998). Содержание 1 Пьер Буало 2 … Википедия

Выготский, Лев Семенович - (1896 1934) Российский психолог. Еще в дореволюционный период В. написал трактат о Гамлете, где звучат экзистенциальные мотивы об извечной скорби бытия. С 1917 года он учитель в Гомеле, являясь бескомпромиссным сторонником… … Кто есть кто в российской психологии

ВЫГОТСКИЙ - Лев Семенович (1896 1934) российский психолог, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию. Автор культурно исторической теории… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

«Сведение ума в сердце» - путь воспитания целостной гармоничной личности посредством воспитания в единстве телесных, душевных и духовных начал в человеке. Православие считает, что сознание современного человека оторвалось от души и духа и действует автономно. При этом… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Буало-Нарсежак. Полное собрание сочинений в 11 томах (комплект из 11 книг) , Буало-Нарсежак. Впервые на русском языке - все романы, повести и сборники рассказов П. Буало и Т. Нарсежака, французских писателей - соавторов, всемирно признанных мастеров детективного жанра. Отказавшись от…
  • Буало-Нарсежак. Комплект из 10 книг , Буало-Нарсежак. Впервые на русском языке - все романы, повести и сборники рассказов П. Буало и Т. Нарсежака, французских писателей - соавторов, всемирно признанных мастеров детективного жанра, - в полном…


Похожие статьи
 
Категории