Сочинение на тему: "Русская литература". Подготовка к экзаменам по литературе

01.07.2020

Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: «Наша литература - наша гордость».

«Вершиной мирового гуманизма» - называют русскую литературу. Классическая русская литература - это образец для многих людей. Все тот же Максим Горький писал: «Гигант Пушкин - величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой, … , Достоевский, чародей языка Островский - не похожие друг на друга, как это может быть у нас Руси», а мы добавим, что они наши пророки, учителя, совесть нации.

К их творчеству, к творчеству других русских писателей человек обращается всю свою жизнь: ищет ответы на волнующие душу вопросы, постигает науку взаимоотношений людей, полов, учится жить.

Великими писателями-психологами есть Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов. На примере их литературных героев мы понимаем, что такое добро и зло, что помогает человеку развиваться и идти дальше. Мы понимаем, что такое соблазн, который ведет к нравственному падению человека. Читая их произведения, мы учимся делать правильный выбор в жизни, разбираться в людях и в себе самом, объективно оценивать окружающий мир.

О Тургеневе Белинский писал, что он писатель, в душе которого «вся скорбь и вопросы русского народа». А еще, по словам того же Белинского, этот писатель обладает умением необыкновенно изображать картины русской природы. Описанные им пейзажи воспитывают любовь к Родине, чувство патриотизма. Социально-психологические романы Тургенева раскрывают тонкую душу русской женщины.

Говоря о русской литературе, нельзя не вспомнить о русской поэзии, ведь творчество многих русских поэтов знаменито на весь мир.

Пушкин… Кто не любит его творчество? Дети любят его сказки, впервые влюбленная девушка утирая слезы читает любовную лирику поэта, а любители созерцать русские пейзажи наизусть цитируют те или другие его стихи. У них, правда, точность в подборе слов и поэтому в его творчестве мы находим себя. Читая его произведения, - мы верим ему, мы становимся лучше, мы исправляем свои ошибки, мы учимся любить.

А как же не вспомнить творчество Фета, Тютчева? Они поэты-художники русской природы. Их творчество играет большую роль в эстетическом воспитании человека. Они пробуждают в нем наблюдательность, внимательность, чувство любви к природе. «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом», - писал Тютчев просто, но лучше не скажешь. Ты не только слышишь, но и видишь несмелые раскаты грома и даже чувствуешь запах первой весенней грозы. Или «Есть в осени первоначальной. Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...», - ну как же точнее сказать о теплом периоде осени, «бабьем лете».

Давайте вспомним творчество Некрасова. Его понимание простой русской души, души русской женщины - ни с чем не сравнимы. Строки его произведений проникнуты тревого за судьбу русского человека, пробуждают в нас чувство сострадания.

Вся русская литература учит быть человеком. Человеком - Личностью! Русская литература - это бесценное наше достояние, это учебник жизни, по которому учились наши родители, учимся мы.

Включает в себя умение правильно и грамотно писать тексты. А знакома ли вам ситуация, когда вы с ужасом понимаете, что не можете ничего написать? Или мысли вертятся в голове, но не изливаются на бумаге? Иногда написание сочинения становится настоящим кошмаром. Мы подскажем, как сделать жизнь лучше и успешно сдать экзамен по литературе.

Чтобы успешно выполнить самый коварный вариант ЕГЭ по литературе или написать хорошее сочинение, нужно не только знать стандартный набор определений вроде «роды, жанры и виды литературы» или «образ автора», «литературно-исторический процесс» и т.п., но и уметь ориентироваться в темах литературных произведений.

Основная масса текстов из школьной программы — произведения русских классиков XIX века. Мы имеем в виду Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского и других мастеров слова. Говоря об их тематическом своеобразии, нельзя не отметить, что классическая литература затрагивает в основном так называемые «вечные темы». И если вы научитесь в этом разбираться и должным образом размышлять, то, считайте, полэкзамена сдано.

Большинство произведений затрагивают традиционные проблемы, стабильные вечные темы, интересовавшие человека с самого момента его появления. А новые поколения писателей наделяют рассуждения своим смыслом.

Итак, людей веками волновали темы жизни, смерти, любви, ненависти, смирения, гордыни и т.д. Например, Достоевский в «Преступлении и наказании» показывает мятущегося Родиона Раскольникова, который не может обрести гармонию с окружающим миром и совершает преступление. Его «тварь я дрожащая или право имею» затрагивает вечную тему нравственности, проблему выбора человеком того или иного пути.

Другой интересующий классиков вопрос - поиски «героя времени», образа человека, отражающего духовные искания в 19м веке. В этом контексте писателей волнует проблема особенного человека, героя-одиночки, которого не принимает общество. Ее затрагивают, к примеру, романы Лермонтова «Герой нашего времени», Тургенева «Отцы и дети» и Пушкина «Евгений Онегин».

Литература в 19-м веке вообще была зациклена на поисках, стремлении найти не только героя поколения, но и нравственные идеалы, понять смысл жизни, приблизиться к основам существования вселенной и т.д. Таким образом, классики пытались ответить на основополагающие вопросы бытия человека.

Поэтому мы рекомендуем сначала погрузиться в эти проблемы, а после - научиться размышлять. Тогда скоростное заучивание сюжетов школьной классики может отпасть вообще, потому что в любом экзамене по литературе, ЕГЭ или сочинении, главное все-таки - знание не содержания, а проблематики текстов. По-другому, их сущности.

Сочинение на тему: Вечные мотивы в мировой литературе


Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают специфику жизни - образ мысли людей разных стран, их культуру, быт и традиции. Искусство слова каждого народа оригинально и своеобычно.

Но есть проблемы, которые волнуют всех людей во все времена, независимо от их национальности, условий жизни, социального положения. Каждое поколение вновь и вновь ставит перед собой глубокие философские вопросы: что есть жизнь и смерть, что есть любовь, как устроен мир и человек, в чем смысл жизни, какие ценности стоят превыше всего, что есть Бог… Эти вопросы отражаются, в том числе, и в литературе и носят название «вечных мотивов».

Одним из общепризнанных гениев мировой литературы, раскрывших глубины человеческой души, является англичанин У. Шекспир, живший в 16 веке. Его пьесы - глубоко философские произведения, затрагивающие важные вопросы бытия. Так, трагедия Шекспира «Гамлет» рисует вечный конфликт, противоборство человека и окружающего мира.

Герою трагедии, молодому принцу Гамлету, открывается страшное: он узнает, что его отца, в борьбе за престол, отравил родной брат. В этом преступлении участвовала и мать Гамлета - королева Гертруда.

Юный герой находится в ужасе и полной растерянности. Он разочаровывается во всем мире и всех людях - чего можно ожидать от них, если самые близкие оказались коварными и циничными предателями?

Таким образом, Гамлет оказывается один на один с несправедливым миром, а вернее, со своими иллюзиями относительно этого мира. Он начинает сомневаться в ценности и целесообразности жизни вообще - если зло так сильно и непреодолимо, есть ли смысл жить?

Но постепенно Гамлет понимает и принимает свою миссию - «вправить» вывихнувшиеся суставы «Времени». Он вступает в борьбу со Злом, желая восстановить справедливость, «ход Времени» и соотношение Света и Тьмы. В результате этого противоборства герой решает для себя многие вопросы, основным из которых является вопрос о сущности смерти. В итоге он приходит к осознанию, что смерть превращает человека в ничто, а жизнь - это вечное противоречие между реальностью и идеалами.

Герой другого классика мировой литературы - И.В. Гете- ученый Фауст - тоже стремился познать сущность жизни и смерти, а также узнать все тайны Вселенной. В чем смысл человеческой жизни? Каково предназначение красоты и что есть красота? Что такое творчество и вдохновение? Что есть любовь? Где кончается добро и начинается зло? Что есть человеческая душа и есть ли какая-то ценность дороже ее?

Все эти вопросы возникают перед Фаустом в процессе его изысканий. Герой на себе испытывает все: опускается на самое дно, общаясь с дьяволом, и поднимается на самые вершины, испытывая любовь к Маргарите. В процессе своего жизненного пути он делает много ошибок, но в итоге приходит к осознанию смысла своей жизни - творческого труда на благо людей.

В другой трагедии Шекспира - «Ромео и Джульетта» - автор решает вопрос о том, что есть любовь, какова ее сила и значение в жизни. На примере своих героев великий англичанин показывает, что это чувство прекрасно во всех его проявлениях.

Любовь способны испытывать все люди, независимо от возраста и социального положения, она имеет разные воплощения и обличья (любовь Кормилицы к Джульетте, родителей к своим детям, любовь мужчины и женщины, любовь друзей, любовь герцога к своему народу, любовь священника к своей пастве, наконец, любовь Бога к людям). Более того, это чувство жизненно необходимо каждому, ибо на нем зиждется весь мир.

Шекспир, в духе традиций Возрождения, говорит о том, что прекрасны все проявления любви, и духовные и телесные. Отрицая какую-то из этих составляющих, люди сознательно обедняют себя.

На примере чувства Ромео и Джульетты мы понимаем, что любовь - мощнейшая сила, способная примирить непримиримых врагов (семейства Монтекки и Капулетти) и преодолеть любые козни, даже саму смерть.

Другой классик мировой литературы - француз Ж. Б. Мольер (18 век) - в своей комедии «Тартюф» глубоко раскрыл еще одну «вечную» тему - тему Лицемерия и ее разрушительной силы.

Писатель показывает, что ложь - неотъемлемая часть человеческой натуры и человеческого общества. Но если существует невинная ложь или ложь во благо (уловки Эльмиры, речи Дорины), то существует и разрушающая ложь, калечащая судьбы, покушающаяся на самое святое. Носителем именно такой лжи и других ее проявлений (лицемерия, ханжества) является в комедии святоша Тартюф.

Этот человек, искусно обманывая и лицемеря, добивается своих, сугубо корыстных, целей - заполучить богатство Оргона, развлечься с его женой Эльмирой и так далее. Для Тартюфа нет ничего святого или неприкосновенного - он готов клеветать, унижать, разрушать все на своем пути, безжалостно и методично. Таким образом, этот герой является воплощением абсолютного Зла. Но персонажи Мольера, в отличие от шекспировского Гамлета, побеждают Тартюфа, а значит, пусть и временно, побеждают само Зло. В этом им помогает, конечно же, Добро, которое трактуется драматургом в духе эпохи Просвещения - в лице государства и просвещенного монарха.

Таким образом, вечные мотивы в мировой литературе помогают освещать важные стороны человеческого бытия, связанные с глубокими философскими проблемами. Человеку всегда важно было понять, кто он, где находится и куда идет. Мировая классика отвечает на эти вопросы, помогаю читателю найти свое место в жизни, понять и усвоить непреходящие ценности, расставить свои приоритеты.


Поделиться в социальных сетях!

Термин «литературная традиция» применяется в литературе, если речь идет о преемственной связи, которая объединяет последовательные литературные явления.

Понятие литературной традиции

По своему смыслу понятие литературной традиции тождественно понятию заимствования, влияния и подражания. Составляющими элементами литературной традиции могут служить такие компоненты поэтики: стилистика, композиция, ритмика и тематика. Эти составляющие зачастую передаются литературной традицией не порознь, а в сочетании друг с другом.

Достаточно широка и область литературной традиции: это может быть как международное творчество, так и творчество одного народа. К примеру, Гоголь создал литературную традицию в России, которая со временем распространилась далеко за ее приделы. Литературная традиция не отличается интенсивностью, так мы видим, что пушкинские традиции в разные времена то усиливаются в литературе, то исчезают фактически полностью.

На первый взгляд угасшая традиция, может не только возродится, но и занять место доминирующей в литературном процессе, благодаря влиянию подходящих исторических условий.

В литературном процессе существует понятие пародирование литературной традиции. Ярким примером тому является произведение Достоевского «Село Степанчиково», в котором автор парадирует стиль Гоголя и его идеологию.

Вечные темы в литературе

Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.

Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками.

Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:

1. Онтологические - темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.

2. Антропологические темы :
- понятие бытия - грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть.
- эпохальные события - войны, революции, мир, гражданская деятельность.
- сфера социальных инстинктов - любовь, дружба, семья, рвение к власти, социальные трансформации человека.

Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения - для общества это революция или реформа, для человека - нравственное усовершенствование.

Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя - одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем - поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т.д.



Похожие статьи
 
Категории