Социальные функции культуры кратко. Основные социальные функции культуры

03.03.2020

Социальные функции культуры

1. Образовательная и воспитательная функция культуры. Культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа и всœего человечества.

2. Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного общества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культура обеспечивает целостность общества. Но, сплачивая одних на базе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. В процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Οʜᴎ формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов (девиантное поведение) приводит к определœенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

Взаимоотношение социума и культуры выражается в их противоречивом единстве, в котором каждая сторона – и цель, и средство, и условие, и результат для другой. Т.е., с одной стороны, культура есть способ существования социума (общества), а с другой, социум является для культуры источником энергии и остальных средств ее существования.

Цивилизацией принято называть: 1) культурно-исторический тип развития общества; 2) устойчивое культурно-историческое сообщество людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отличается общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций; экономическим и технологическим базисом; общими этническими признаками, географическими рамками.

Противопоставление культуры и цивилизации связано с теорией замкнутых культурных циклов и, прежде всœего, с именем Освальда Шпенглера (ʼʼЗакат Европыʼʼ), который предсказывал неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. По Шпенглеру, человеческая история является историей замкнутых культурных циклов. Каждая культура в своем развитии проходит следующие фазы: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На базе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции каждой из культур выделяются два главных этапа: этап восхождения (собственно культура) и этап нисхождения (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всœех сферах человеческой жизни, второй – механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни культуры и ее распад. Эпоха закостеневания творческих начал культуры и является эпохой ее распада. Эпоха закостеневания творческих начал культуры в механически-безжизненных формах цивилизации сопровождается, по Шпенглеру, процессами омассовления, проникающими во всœе сферы человеческой жизни. Символами этого омассовления являются огромные города. Процесс омассовления, означающий развитие цивилизации на базе количественного принципа, заменившего принцип культуры, находит свое дополнение в глобализации форм и способов человеческого существования – хозяйства, политики, техники, науки и т.д.; а это, в свою очередь, свидетельствует о господстве в жизни человека принципа пространства над принципом времени

В противоположность этой теории марксистская социология, подчеркивает прогресс и преемственность во взаимоотношении культур, усматривает цивилизации одну из фаз развития культуры, один из необходимых этапов исторического процесса, который связан с воплощением достигнутого уровня духовной культуры в системе материального производства и в социальных отношениях. Причем переход духовной культуры на ступень цивилизации представляет собой необходимую характеристику каждой из обществено-экономических формаций.

Социальные функции культуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные функции культуры" 2017, 2018.

  • - Социальные функции культуры. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

    Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различным сферами общественной жизни, прежде всего, взаимодействия культуры и экономики. В понимании этого взаимоотношения выделяются две противоположные... .


  • - Вопрос 2. Культура и общество. Социальные функции культуры

    Проблема культуры и общества связана с соотношением культуры и цивилизации. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в., в эпоху Просвещения. Оно рассматривалось в то время как идеал справедливости, разумности, граж­данственности, противопоставленный варварству,... .


  • - Социальные функции культуры. Понятие субкультуры и контркультуры.

    Культура современного общества представляет собой упорядоченную совокупность элементов и субкультур. Рассмотрим эти составляющие по существу. Первым, наиболее важным элементом духовной культуры является знаково - символический. Это - знания, сформулированные в... .


  • - Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное общечеловеческое в культуре.

    Понятие общественно-экономической формации. Теории формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подходов ко всеобщей истории. Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. ... .


  • Культура - это процесс развития человеч-х сил и способностей, показатель меры человеч-го в человеке, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве создаваемой людьми действительности. Функции культуры - совокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Многоплановая, разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций :

    1. Аккумуляция (накопление) родового опыта.

    2. Функция гносеологическая, познавательная. (Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей).

    3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию называют информационной . Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

    4. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

    5. Регулятивная и нормативная функции. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

    6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность ее; вать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятепь философские и поэтические миры. Для этого культура вырабагъо запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -особым образом организованные знаковые системы, призванные с р ных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленнъ близким человеку.

    Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу".

    Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

    Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты - не только совершенствование техники безопасности - очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

    Коммуникативная функция культуры. Коммуникация - это процесс обмена информацией междулюдьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

    Познавательная функция культуры. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

    Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокулыурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

    Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

    Кроме этого другими учеными выделяются также следующие функции культуры:

    Сигнификативная (знаковая) функция культуры , буквально - функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление - в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

    Ценностная (аксиологическая) функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

    Духовно-нравственная функция культуры Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

    Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки - смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь. Однако они относятся к разряду индивидуальных и недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

    I Основы социологии

    ОС. 1. Терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, мнениям и тд.Толерантность

    Воспитанность

    Образованность

    Лояльность

    Этноцентризм

    ОС.2. Ожидаемое от человека поведение, обусловленное его положением в обществе

    роль

    профессия

    ОС-3. Общие представления о желательном, правильном и полезном, разделяемые большей частью общества,– это

    Ценности

    ОС.4. Общество в современной социологии - это

    все разумные существа на планете

    люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру

    ОС.5. Система образования относится к

    институтам политики

    экономическим институтам

    духовным институтам

    ОС.6. Социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности называется

    национализм

    ОС.7. Изменение положения индивида или группы в системе социальной стратификации называется:

    профессиональным ростом

    социальной мобильностью

    возрастными изменениями

    ОС.8. Стремление к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяется понятием

    сегрегация

    апартеид

    сепаратизм

    ОС-9. Процесс соотнесения, отождествления индивида с культурой и традициями своего народа имеет название

    национально-культурная идентификация

    этническая идентификация

    ресоциализация

    пассивное приспособление

    религиозная идентификация

    ОС.10. Девиантное поведение в социологии определяется как

    отклонение от групповой нормы

    преступное поведение

    подчинение общим правилам

    ОС.11. Выбрать 2 правильных ответа

    К социальным функциям культуры относятся

    Нормативная функция

    Функция социализации

    Функция финансового регулирования

    ОС-12. Формирование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах - это

    Интеракция

    Институционализация

    Инвестиция

    Интуиция

    Инновация

    ОС.13 Выбрать два правильных ответа:

    К социальным свойствам личности относятся:

    Темперамент

    Коммуникабельность

    Компетентность

    Идейная убежденность

    Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

    Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

    Образовательно-воспитательная функция . Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

    Интегративная и дезинтегративная функции культуры . На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

    Регулирующая функция культуры . Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.



    Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

    Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

    Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

    Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

    Ценностная, или аксиологическая , функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

    Социальные функции культуры

    Социальные функции , которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

    • социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
    • организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
    • обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
    • регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

    Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

    Адаптивная функция

    Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

    Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

    При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир - культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

    Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

    По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных болезней прошлого - чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

    Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека - необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, - государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

    С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека - культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры - способность к «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры - быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

    Знаковая функция

    Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

    Можно сказать, что культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу специалисте в-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы - ценности и нормы этнической культуры.

    Основные функции культуры

    Рассматривая вопрос о , мы убедились в том, что культура представляет собой социаль­ное явление и выступает как фактор возникновения и станов­ления социальных отношений. А это значит, что культура мо­жет быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции куль­туры» в подразумевается характер и направ­ление воздействия культуры на индивидов и общество, сово­купность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в сво­их интересах.Число социальных функций культуры чрезвычайно вели­ко и можно по-разному выделять, классифицировать и опи­сывать эти функции. Далее мы кратко рассмотрим основные функции культуры:

    1. адаптивную функцию;

    2. интегративную функцию;

    3. коммуникативную функцию;

    4. функцию социализации;

    5. компенсаторную и игровую функции.

    1. Адаптивная функция культуры

    Культура обеспечива­ет адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Вся­кий вид живых существ адаптируется к среде своего обита­ния. У растений и животных это происходит в процессе био­логической эволюции благодаря изменчивости, наследствен­ности и естественному отбору, посредством которых функ­ционируют и генетически передаются из поколения в поко­ление особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).

    Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет зак­репленной за ним экологической ниши. У него не хватает ин­стинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, со­здавать вокруг себя искусственную культурную среду .

    Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определен­ной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусствен­ных условий своего существования, культуры . дало людям ту защиту, которой не снабдила их : возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной вза­имопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохра­нительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная че­ловеком материальная культура, социальная организация, си­стема экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.

    2. Интегративная функция культуры

    С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция. Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуще­ствляется на основе культуры.

    Наиболее общим уровнем со­циальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, сти­мулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления со­циального опыта по гарантированному социальному воспро­изводству их коллективов как устойчивых сообществ.

    Ко второму уровню социальной интеграции следует отне­сти обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей . Культура объединяет наро­ды, социальные группы, государства. Любая социальная общ­ность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной куль­туры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежнос­ти к данной социальной общности - чувство «мы» .

    Однако солидарность между «нашими» может сопровож­даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим» . Формирование групповой солидарности - «мы» - предполагает существование представителей иных культур­ных кругов - «они» . Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной - дезинтеграцию людей , которая может вести к самым негативным последстви­ям.

    История свидетельствует, что культурные различия меж­ду сообществами нередко становились причиной их проти­востояния и вражды.

    3. Коммуникативная функция культуры

    Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации . Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры . Культура формирует . Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы об­щения, поскольку именно культура дает им средства обще­ния - знаковые системы, оценки.

    Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых наши да­лекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия и звуков. Прин­ципиально новым средством коммуникации явилась члено­раздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и мно­жество специализированных языков, служебных и техничес­ких символов: математических, естественнонаучных, топог­рафических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; скла­дываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражиро­вания и трансляции, а также институтов, занимающихся на­коплением, сохранением и распространением информации.

    4. Функция социализации

    Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, сред­ства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социально­го опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствую­щих данному обществу, социальной группе . В ходе социали­зации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

    Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохра­нение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» об­щества и социальных групп постоянно обновляется, меняют­ся исполнители, так как люди рождаются и умирают, но бла­годаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конеч­но, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в обществен­ной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованны­ми от предков формами жизни и идеалами и также трансли­руются из поколения в поколение благодаря социализации.

    5. Компенсаторная и игровая функции

    Ряд культурологов в качестве самостоятельной функ­ции культуры называют компенсаторную и игровую функции . Формами компенсации являются досуговая деятельность, ту­ризм, общение с природой и другие формы отвлечения чело­века от участия в тех или иных видах материальной или ду­ховной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой ком­пенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.

    Игровая функция культуры проявляется не только в раз­нообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как , политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спро­сом во всяком обществе, Развлекательные игры носят харак­тер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрите­лей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереа­лизованные устремления в жизни.

    Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:



    Похожие статьи
     
    Категории