Составление калькуляций. Пример и образец

26.09.2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экономика строительства»

Для студентов специальности 270115

«Экспертиза и управление недвижимостью»

Ставрополь, 2006


Методические указания составлены в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 270115 «Экспертиза и управление недвижимостью» и программы дисциплины «Экономика строительства».

В методических указаниях к практическим занятиям рассматриваются следующие вопросы: составление калькуляций стоимости материалов и транспортных расходов, составление сметной документации, производственные фонды строительных организаций, трудовые ресурсы в строительстве, бухгалтерский учёт и налогообложение в строительстве.

Методические указания могут быть использованы для самостоятельной работы студентов.

Составитель: Киреева Л. Н., ст. преп.

Рецензент: Пчелинцев С. Г., к.т.н., доцент


Практическое занятие 1 ............................................................................................................................. 5

Практическое занятие 2 11



Практическое занятие 3 ................................. 12

Практическое занятие 4 Составление локальных смет ................................................................... 15

Практическое занятие 5 .............................................. 20

Практическое занятие 6 ........................ 25

Практическое занятие 7 Производственные фонды строительных организаций ........................ 30

Практическое занятие 8 Бухгалтерский учёт и налогообложение в строительстве .................. 34

Практическое занятие 9 Составление объектной сметы ............................................................... 40


Изучению дисциплины «Экономика строительства» предшествует изучение таких специальных дисциплин, как «Технология строительного производства» и «Организация строительного производства». Знание этих дисциплин помогает студентам в освоение дисциплины «Экономика строительства».

При подготовке к каждому занятию необходимо проработать ту тему лекционного курса, на основе которой проводится практическое занятие. Ознакомиться с краткими пояснениями основных положений по расчёту, который проводится в теоретической части, разобрать пример решения задачи, приводимый к практическому занятию.


Практическое занятие 1
Составление калькуляции транспортных расходов на строительные материалы, конструкции, изделия

Теоретическая часть

Калькуляция составляется в соответствии с заданной транспортной схемой перевозок на основе Сборников сметных цен на перевозки грузов для строительства. Части 1 и 2 .

Величина транспортных расходов для заданной схемы перевозок зависит от того, по какому виду отпускной цены производится поставка строительных материалов, деталей, конструкций. В наименовании отпускной цены содержатся сведения о том, до какого пункта включительно в цене учтены затраты по транспортировке, погрузочно-разгрузочным работам. Так, например, сборные железобетонные конструкции поставляются по цене франко-транспортные средство поставщика (завода-изготовителя), или франко-станция отправления; цемент по цене франко-станция назначения. Таким образом, калькуляция служит для определения транспортных затрат от пункта (транспортного средства), указанного в цене, до приобъектного склада на строительной площадке.

Транспортные расходы включают в себя затраты на:

– перевозку материалов по пути следования;

– погрузку и выгрузку, а также перегрузку с одного транспортного средства на другое в пределах пути следования;

– подачу и уборку вагонов и транспортных средств водного транспорта.

Пример составления калькуляций

Указывается её номер, наименование материала (конструкции), принятого к перевозке, а также, в ценах какого года определены транспортные расходы. По строке 1 записывается вид отпускной цены, установленной для данного материала или конструкции (принимается по заданию на основе прейскурантов или части 4 Сборника средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции). Местные материалы .

Наименование поставщика, удельный вес поставки, виды транспорта, пункты и расстояния перевозок принимаются по заданию, дальнейшее заполнение формы I 4 производится на основе Сборников сметных цен на перевозки грузов для строительства.

По разделу железнодорожных и автомобильных перевозок пользуются частью 1 указанного сборника, по речным – частью 2. Для строительных грузов принимается общий тариф.

Тарифная схема и весовая норма загрузки вагонов при железнодорожных перевозках принимается в зависимости от вида перевозимого груза по табл. 1, с. 77-79 части 1 ССЦПГ .

Количество вагонов, одновременно подаваемых под погрузку и выгрузку, зависит от необходимого объёма перевозок и условий строительства (на лабораторных работах принимается условно).

Класс груза при автомобильных перевозках принимается по приложению 2, с. 24-27 части 1 ССЦПГ , надбавки к тарифам на крупногабаритность – согласно общим указаниям к разделу 3а, с. 21-23. Поясной коэффициент принимается по приложению 1, с. 23-24 .

Оборотная сторона формы I 4 заполняется следующим образом.

Пункты I, II – автомобильные перевозки заполняются на основе таблиц провозной платы за перевозку грузов по союзным республикам, с. 27-65 части 1 ССЦПГ ; пункты 2, 4, 12 – по таблице сметных цен на погрузочно-разгрузочные работы. При железнодорожных и автомобильных перевозках, с. 66-68 части 1 ССЦПГ ; пункт 8 – по соответствующей таблице части 2 ССЦПГ .

Пункты 3, 6 заполняются согласно п. 22 общих указаний раздела с. 67-68 части 1 Сборника; пункты 7, 10 соответствующих указаний части 2 ССЦПГ .

Пункты 5 заполняются на основе задания и таблицы 2 провозной платы на перевозку повагонными отправками грузовой скоростью, с. 80-96 части 1 ССЦПГ , с учётом коэффициента перехода от веса нетто к весу брутто с. 7-14. Пункт 9 заполняется на основе аналогичной таблицы части 2 ССЦПГ .

Итоговая графа 16 получается как сумма граф 14 и 15.

Таким образом, в графе 16 получена цена строительных материалов франко-строительная площадка.


Форма №14

КАЛЬКУЛЯЦИЯ № 1

Транспортных расходов на 1 т. балок стропильных Б 6-I__________________

Составлен в ценах 1984 г.

Исходные данные

1. Виды отпускной цены ___________________франко-ж.-д._______________

Платформа________________________________________________________

Завод-изготовитель__________________________________________________

2. Наименование поставщиков и удельный вес поставки, проц. ___завод ЖБК 100%______________________________________________________________

3. Железнодорожные перевозки_______________________________________

3.1. Вид отправки ___повагонная_________________________________

3.2. Тариф (общий, исключительный)__________общий_____________

3.3. Скидки, надбавки ___________нет____________________________

3.4. Тарифная схема ____________53 (с.77 п.321)___________________

3.5. Норма загрузки вагонов _________53 (с.77 п.321)_______________

3.6. Количество одновременно подаваемых вагонов под погрузку __2 __

4. Речные перевозки

4.1. Вид груза и отправки _______________________________________

4.2. Тариф (общий, исключительный) _____________________________

4.3. Повышение тарифа ________________________________________

4.4. Тарифная схема ___________________________________________

5. Автомобильные перевозки

5.1. Класс груза __________1 (с.24 приложение 2. п.14)______________

5.2. Тариф (общий, исключительный)__________общий_____________

5.3. Надбавки _________на крупногаборитность (с.22 п.12)

5.4.Пояснойкоэффициент_____К=1 _______________________

Примечание: Сметная стоимость перевозок определена на основании
СНиП IV-4-83.Приложение. Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства. Часть I. Железнодорожные и автомобильные перевозки.

Таблица 1 – Калькуляция транспортных расходов.

№ п/п Наименование операции Наименование конечных пунктов перевозки (от-до) Расстояние перевозки, км Стоимость на 1 тыс.руб.
Формула подсчета Всего
Автомобильные перевозки к месту
Погрузочно-разгрузочные работы при автомобильных перевозках к месту разгрузки
Подача вагонов под погрузку с.67-68, п.22 Завод ЖБК 0,40 0,40
Погрузка в вагоны и выгрузка из них с.5, табл. п.14 Выгрузка 0,70 0,70
Железнодорожные перевозки с. 12, п.285; с.81, табл. 2 От станции отправления 0,64х1,0 0,65
Подача вагонов под выгрузку с.68, п.22 Прирельсовый склад 0,50 0,50
Подача судов под выгрузку
Погрузка в суда и выгрузка из них
Водные перевозки
Подача судов под выгрузку
Автомобильные перевозки в местах назначения Прирельсовый склад, приобъектный склад 0,76х1,25 0,9
Погрузочно-разгрузочные работы при автомобильном транспорте в местах назначения Погрузка+выгрузка 0,8+0,75 1,55
Внутрипостроечные перевозки материалов
Итого на 1 т. 4,75

Составил __________________

«___»_____________20…г.


Задание

Составить калькуляцию транспортных расходов для балки стропильной железобетонной.

Таблица 2 – Исходные данные для составления калькуляции транспортных расходов

№ вар. Марка Пролёт, м Объём бетона, м 3 Масса, т. Позиция прейскуранта 06-08 Оптовая цена, тыс.руб.
Б6-1 0,45 1,13 1,10 49,7
Б6-1 0,45 1,13 1,11 50,50
Б6-3 0,45 1,13 1,12 51,80
Б6-4 0,45 1,13 1,13 54,60
Б6-5 0,45 1,13 1,14 56,50
Б6-6 0,45 1,13 1,15 58,20
Б6-7 0,45 1,13 1,16 61,00
Б6-8 0,45 1,13 1,17 66,00
Б9-1 1,1 2,75 1,18 124,00
Б9-2 1,1 2,75 1,19 125,00
Б9-3 1,1 2,75 1,20 129,00
Б9-4 1,1 2,75 1,21 136,00
Б9-5 1,1 2,75 1,22 143,00
Б9-6 1,1 2,75 1,23 155,00
Б9-7 1,1 2,75 1,24 166,00
1Б12-1 1,8 4,5 1,25 223,00
1Б12-2 1,8 4,5 1,26 231,00
1Б12-3 1,8 4,5 1,27 253,00
1Б12-4 2,0 5,0 1,28 263,00
2Б12-4 2,0 5,0 1,29 273,00

1. Что служит основанием для составления калькуляции транспортных расходов?

2. Какие затраты включают в себя транспортные расходы?

3. От чего зависит величина транспортных расходов?

Основная:

Дополнительная


Практическое занятие 2
Составление калькуляции стоимости материалов, конструкций, изделий

Теоретическая часть.

В индивидуальной единичной расценке материалы должны учитываться по цене франко-строительная площадка. Затраты, определяющие этот вид цены, состоят из: отпускной цены промышленности, наценок сбытовых и снабженческих организаций (если их услугами пользуются), стоимости тары и реквизита, транспортных и заготовительно-складских расходов.

Калькуляция стоимости материалов составляется на местные материалы. При использовании привозных материалов их цены принимаются из соответствующих частей Сборника средних районных сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции (ССРСЦ).

Если расстояния транспортировки привозных материалов отличаются от принятых в ССРСЦ в большую или меньшую сторону, то цены на эти материалы уточняются согласно указаниям по применению ЕРЕР 84.

Калькуляция по форме 13 составляется на основе:

1. Прейскурантов, в которых содержатся цены (отпускные) на различные строительные материалы, введенные в действия с 1.10.1982. Например, прейскурант 06-08 содержит цены на сборные железобетонные конструкции, прейскурант 06-12-01 – цены на щебень;

2. ССРСЦ, часть 1. Местные материалы введенные в действие с 1.01.1984;

3. Сборника сметных цен на перевозки грузов для строительства, введенных в Действие с 1.01.1984г. части 1 и 2;

4. Калькуляции транспортных расходов.

Калькуляция стоимости материалов составляется следующим образом.

Наименование материалов (графа 2), единица измерения (графа 3), вид отпускной цены (графа 5),масса единицы измерения (графа 6) и отпускная цена(графа 10) заполняются согласно заданию в полном соответствии с общими указаниями прейскурантов и ТУ части ССРСЦ. Наименование поставщика и место отгрузки заполняется согласно заданию.

Транспортные расходы (графа 7) проставляются по итогу калькуляции транспортных расходов (форма 14), номер которой указывается в графе 8.

В графе 9 записываются наценки сбытовых и снабженческих организаций, которые бывают двух видов в зависимости от условий поставки материалов:

1. складские (в случае получения материалов со складов этих организаций). В них включаются затраты на содержание складов, хранение и отпуск материалов.

2. транзитные (в случае получения материалов с участием снабженческо-сбытовых организаций, но минуя их склады, т.е. транзитом от поставщика на строительную площадку).

Складская наценка составляет 6%, транзитная – 0,5% от отпускной цены.

Графа 11 получается умножением установленной нормы наценок на величину отпускной цены (графа 10) и делением полученного произведения на 100,т.к. указанные нормы установлены в % от отпускной цены.

Графа 12 заполняется в соответствии с указаниями и ценами на тару и реквизит, содержащимися в Сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства.

Заготовительно-складские расходы (графа 15) определяются путем умножения установленной их нормы на графу 14 и делением полученного произведения на 100, т.к. норма установлена в % от цены франко-приобъектный склад. Заготовительно-складские расходы необходимы на содержание приобъектных складов, складского аппарата, учитывают естественную порчу и потери материалов при их транспортировки и хранении. Установленные нормы заготовительно-складских расходов на строительные, санитарно-технические и электротехнические материалы, изделия и конструкции в размере 2 % от цены франко-приобъектный склад.


Таблица 3 – Калькуляция стоимости материалов и изделий

№ п.п. Наименование материалов, полуфабрикат. и изделий Единицы измерения Наименование поставщика и места отгрузки Вид отпускной цены франко-завод станции отправления или назначения и др. Вес единиц измерения брутто Транспортные расходы 1т.груза, руб. Номера калькуляци транспорт. расх. Наценки сбытовых и снабж. организ., % Отпускная цена на единицу измерения в руб.
Расценки сбыт-х и снаб-х орган. Стоимость тары и реквизита Транспортные расходы Итого сметная цена (франко-при-объект.Склада) Заготовительно-складские расходы Всего сметная цена с загот.-складскими расходами
I Балка ст. Франко-
стропильная шт. Отправ-ления- ж.д. 1,18 1,17
Б 6-1 -ст. назна-чения платф. з-да 4,75 0,1 0,5 5,37 56,74 1,13 57,87
изгот.
. Прейскурант 06-08поз.1-10 С. 12 , п. 285, с. 7, п. 8 гр. 6 х гр. 7 гр. 10+11+12+13 гр. 14 х 0,02

Составил


Задание

Составить калькуляцию стоимости материалов.

Таблица 4 – Исходные данные для составления калькуляции стоимости материалов

№ вар. Марка Пролёт, м Объём бетона, м 3 Масса, т. Позиция прейскуранта 06-08 Оптовая цена, тыс.руб.
Б6-1 0,45 1,13 1,10 49,7
Б6-1 0,45 1,13 1,11 50,50
Б6-3 0,45 1,13 1,12 51,80
Б6-4 0,45 1,13 1,13 54,60
Б6-5 0,45 1,13 1,14 56,50
Б6-6 0,45 1,13 1,15 58,20
Б6-7 0,45 1,13 1,16 61,00
Б6-8 0,45 1,13 1,17 66,00
Б9-1 1,1 2,75 1,18 124,00
Б9-2 1,1 2,75 1,19 125,00
Б9-3 1,1 2,75 1,20 129,00
Б9-4 1,1 2,75 1,21 136,00
Б9-5 1,1 2,75 1,22 143,00
Б9-6 1,1 2,75 1,23 155,00
Б9-7 1,1 2,75 1,24 166,00
1Б12-1 1,8 4,5 1,25 223,00
1Б12-2 1,8 4,5 1,26 231,00
1Б12-3 1,8 4,5 1,27 253,00
1Б12-4 2,0 5,0 1,28 263,00
2Б12-4 2,0 5,0 1,29 273,00

Вопросы к практическому занятию

1. Из каких затрат складывается стоимость материалов, изделий и конструкций для строительства?

2. От чего зависит вид наценки сбытовых и снабженческих организаций?

3. Какие виды наценок сбытовых и снабженческих организаций вы знаете?

Основная:

Дополнительная

Практическое занятие 3
Составление индивидуальной единичной расценки

Теоретическая часть

Единичная расценка составляется на основе элементных сметных норм, которые содержатся в приложениях к СНиП IV-2-82 (тома 2, 3, 4). Характеристики конструкций, включенных в здания, взяты из СНиП IV-4-82 Приложение. Сборник средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции. Часть IV. Местные материалы.

Порядок заполнения формы 10.

Наименование конструктивного элемента или вида работ заполняется в полном соответствии с заданием. В графе «Обоснование» записывается шифр СНиП, таблица с указанием ее номера и колонки, которая соответствует характеристике конструкции или виду работ, из которой берутся нормативные затраты.

В графах 3, 4, 6 на основании элементных сметных норм (СНиП IV-2-82) записываются элементы затрат и количество.

Графа 5 по основному материалу или конструкции заполняется: по калькуляции (форма 13), по местным материалам, по Сборнику сметных цен на местные строительные материалы, изделия и конструкции для промышленно-гражданского строительства Ставропольского края,по привозным материалам по соответствующим частям Сборника средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

Стоимость машино-часа эксплуатации строительных машин определяется путем составления отдельной калькуляции или по Сборнику сметных цен эксплуатации строительных машин (приложение к СНиП IV-3-82).

Графа 7 заполняется следующим образом. Затраты по элементам с единицей измерения «руб.» записываются в графу 7 непосредственно из таблицы СНиП. Затраты по элементам с натуральными единицами измерения (м 3 , кг, шт., и т.п.) определяются путем перемножения граф 5 и 6.

Сумма затрат по графе 7 определяет величину прямых затрат на единицу измерения, указанную в таблице СНиП (на I шт. сборных конструкций, на I км трубопровода и т.д.).

Таблица 5 – Индивидуальная единичная расценка
на укладку балок стропильных в одноэтажных промышленных зданиях высотой до 25 метров (Б 6-1)

Основание: СНиП ТУ – 2-82, табл. 7-7 2 . Измеритель: 100 шт.

№ п./п Обоснование принятой стоимости единицы работ Наименование работ и затрат Единица измерения Сметная стоимость ед., руб. Количество единиц измерения Сметная стоимость
Затраты труда чел.-ч. __ __
Заработная плата руб. __
Калькуляция стоимости маш.-час 0489-7 Краны гусеничные грузо-подъемностью 25 т (в числителе - всего, в знаменателе - зарплата) маш.-ч 30.1
Прочие машины руб. __
Калькуляция по ф.№13 Балки стропильные шт. 57,73 57,73
ССЦ для ПГСРО, п.1529 с.13 Бетон М200 м 3 25,2 1,4
ССРСЦ Ч.1 п.636 с.48 Электроды Э-42 т. 0,02
Прочие материалы руб.
итого: руб.
в т. ч. основная зарплата руб.
экспл. машин руб.
В т.ч. зар. плата руб.

Задание

Составить индивидуальную единичную расценку на трубы напорные ж.б. раструбные (1 пог.м.)

Таблица 6 – Исходные данные для составления индивидуальной единичной расценки

№ вар. Диаметр условного прохода, мм Расчётное давление, МПа Объём 1 пог.м. Масса 1 пог.м. Позиция прейскранта 06-08 Оптовая цена, руб.
1,5 0,12 0,31 7,32 36,00
1,0 0,12 0,31 7,33 34,00
0,5 0,12 0,31 7,34 30,09
0,5 0,12 0,31 7,34 24,72
1,5 0,16 0,40 7,35 44,40
1,0 0,16 0,40 7,36 42,40
0,5 0,16 0,40 7,37 38,20
0,4 0,16 0,40 7,37 30,56
1,5 0,20 0,50 7,38 52,20
1,0 0,20 0,50 7,39 49,80
0,5 0,2 0,50 7,40 44,80
0,4 0,20 0,50 7,40 35,84
1,5 0,28 0,71 7,41 76,00
1,0 0,28 0,71 7,42 74,00
0,5 0,28 0,71 7,43 67,00
0,4 0,28 0,71 7,43 53,60
1,5 0,4 0,99 7,44 109,00
1,0 0,40 0,99 7,45 105,00
0,5 0,40 0,99 7,46 95,00
0,4 0,40 0,99 7,46,1 76,00

Вопросы к практическому занятию

1. Что служит основанием для составления индивидуальной единичной расценки?

2. Как определяется стоимость машино-часа эксплуатации строительных машин?

3. Какие СНиП используются при составлении индивидуальной единичной расценки?

Основная:

Дополнительная


Практическое занятие 4
Составление локальных смет

Теоретическая часть

Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объёмы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации.

Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:

Параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов принятых проектных решений;

Объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам.

Локальные сметные расчеты (сметы) составляются по зданиям и сооружениям: на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.

В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы «нулевого цикла») и надземную часть. Локальный сметный расчет (смета) может иметь разделы:

По строительным работам – земляные работы;

Фундаменты и стены подземной части;

Перекрытия, перегородки;

Полы и основания;

Покрытия и кровли;

Заполнение проемов;

Лестницы и площадки;

Отделочные работы;

Разные работы (крыльца, отмостки и пр.) и т.п.;

По специальным строительным работам – фундаменты под оборудование;

По внутренним санитарно-техническим работам – водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и т.п.

– по установке оборудования – приобретение и монтаж технологического оборудования.


Таблица 7 – Локальный сметный расчет

[наименование стройки (ремонтируемого объекта)]

ЛОКАЛЬНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ №___

(локальная смета)

на ________________________________________________________________

(наименование работ и затрат, наименование объекта)

Основание:

Чертежи №№______________________________________________

Сметная стоимость _________________________________________ тыс. руб.

Средства на оплату труда ____________________________________ тыс. руб.

Составлен(а) в текущих (прогнозных) ценах по состоянию на _____20____ г.

Составил __________________________________________________________

Проверил _________________________________________________________

[должность, подпись (инициалы, фамилия)]

Задание

Составить локальную смету на основе объёмов работ по паспорту типового сооружения. Определение объёмов работ по видам и конструктивным элементам произвести по чертежам проекта и спецификациям к ним. Всю номенклатуру работ по возведению зданий сгруппировать в соответствующие разделы.

Номенклатура общестроительных работ (примерная):

А. Подземная часть здания.

I. Земляные работы.

1.Планировка строительной площадки.

2. Разработка грунта экскаватором в отвал.

3. То же с погрузкой на самосвалы.

4. Транспортировка грунта автосамосвалами.

5. Уплотнение грунта при обратной засыпке механическими трамбовками.

II. Фундаменты.

1. Подготовка под фундаменты из песка, щебня и т. д.

2. Укладка сборных железобетонных фундаментных блоков.

3. То же, фундаментных балок.

Б. Надземная часть здания.

I. Колонны.

1. Установка сборных железобетонных и металлических связей.

II. Подкрановые балки.

1. Укладка сборных железобетонных балок.

III. Покрытие.

1. Установка стропильных железобетонных ферм.

2. Укладка сборных железобетонных плит покрытия.

1. Установка сборных железобетонных панелей наружных стен.

2. Установка оконных переплетов (панельных или отдельных элементов, стальных, железобетонных или деревянных).

V. Кровля.

1. Устройство пароизоляционного слоя.

2. Утепление покрытия.

3. Устройство выравнивающей стяжки по утеплителю.

4. Устройство рулонной кровли.

1. Уплотнение грунта щебнем.

2. Устройство подготовки под полы.

3. Покрытие пола.

VII. Внутренние отделочные работы.

1. Сплошное выравнивание бетонных поверхностей стен.

2. То же, потолков.

3. Окраска стен и потолков.

4. Масляная окраска конструкций окон, дверей и ворот.

5. Устройство и разработка инвентарных лесов для внутренних отделочных работ при высоте этажа 5 м и более.

VIII. Наружные отделочные работы.

1. Облицовка цоколя цветной, глазурованной плиткой, бетонными, гранитными плитами и т. д.

2. Окраска фасада.

IX. Отмостка.

1. Устройство подготовки из щебня.

2. Устройство асфальтового покрытия.

Вопросы к практическому занятию

1. Перечислите методы определения сметной стоимости.

2. Какие сметные нормативы используются при составлении локальных смет?

3. На какие виды работ локальные сметы?

Основная

Дополнительная


Практическое занятие 5
Составление сводного сметного расчёта.

Теоретическая часть

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей, рассматриваются как документы, опреде­ляющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строи­тельства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установ­ленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия фи­нансирования строительства.

В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по следую­щим главам:

1. «Подготовка территории строительства».

2. «Основные объекты строительства».

4. «Объекты энергетического хозяйства».

5. «Объекты транспортного хозяйства и связи».

6. «Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения».

7. «Благоустройство и озеленение территории».

8. «Временные здания и сооружения».

9. «Прочие работы и затраты».

11. «Подготовка эксплуатационных кадров».

Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов комму­нального и социально-культурного назначения в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется распределять по следующим главам:

1. «Подготовка площадок (территории) капитального ремонта».

2. «Основные объекты».

3. «Объекты подсобного и обслуживающего назначения».

4. «Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснаб­жения, газоснабжения и т. п.)».

5. «Благоустройство и озеленение территории». 6. «Временные здания и сооружения».

7. «Прочие работы и затраты».

8. «Технический надзор».

В случае отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответст­вующей главой сводного сметного расчета, эта глава пропускается без измене­ния номеров последующих глав.

В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в гра­фах 4–8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов – по каждому разделу), по сумме глав 1–7,1–8, 1–9,1–12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - «Всего по свод­ному сметному расчету».

В сводном сметном расчете капитального ремонта приводятся итоговые дан­ные по каждой главе, по сумме глав 1–5, 1–6,1–7, 1–9, а также после начисле­ния суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты – «Всего по сводному сметному расчету».


Таблица 8 – Сводный сметный расчет стоимости строительства

Заказчик __________________________________________________________

(наименование организации)

«Утвержден»

«___» ________ 20 ___ г.

Сводный сметный расчет в сумме ____________________________ тыс. руб.

В том числе возвратных сумм _______________________________ тыс. руб.

Расчет себестоимости продукции на производстве определяется для разных целей, одна из которых – это ценообразование. Данная величина очень важна для предприятия, т.к. точно показывает общую сумму денежных затрат на выпуск изделия. В дальнейшем она используется для назначения самой эффективной цены при сбыте продукции. Таким образом, анализ показателя издержек не позволит организации стать убыточной и неконкурентоспособной из-за высокой ценовой политики. Как же правильно определить себестоимость изделия (услуги) и какие нужно включать статьи расходов при расчетах, чтобы результат был правдивым?

Сущность и виды себестоимости

Для изготовления одной единицы изделия предприятие затрачивает некоторую сумму денег на приобретение материала (сырья), энергии, станков, топлива, сотрудников, налоги, сбыт и т.д. Все эти расходы в итоге дают общий показатель потраченных средств, который называют себестоимость 1 штуки продукции.

Каждое предприятие на практике рассчитывают данную величину для планирования производства и учета готовой товарной массы двумя способами :

  • по экономическим элементам затрат (себестоимость всей продукции);
  • рассчитывают калькуляционные статьи расходов на единицу изделия.

Все средства, которые были затрачены на изготовление продукции до сдачи готовых изделий на склад, в итоге показывают чистую заводскую себестоимость. Но их нужно еще реализовать, что тоже требует затрат. Поэтому, для получения полной себестоимости к ним еще нужно добавить расходы на сбыт. Это могут быть, например, транспортные расходы, зарплата грузчиков или крана, которые участвовали в отгрузке и доставке продукции заказчику.

Методы расчета себестоимости продукции позволяют увидеть, какие деньги потрачены непосредственно в цеху и затем на выходе изделия из завода в целом для поставки заказчику. Показатели затрат важны для учета и анализа на каждом этапе.

Исходя из этих требований и представлений, различают такие виды себестоимости :

  1. цеховая;
  2. производственная;
  3. полная;
  4. индивидуальная;
  5. среднеотраслевая.

Каждая калькуляция позволяет анализировать все этапы производства. Таким образом, можно определить, где можно снизить затраты, избегая перерасхода неоправданных средств на выпуск товарной продукции.

При определении себестоимости единицы товара затраты группируют в общую калькуляцию из статей. Показатели для каждой позиции сводят в таблицу по отдельным видам расходов и суммируют.

Структура данного показателя

Отраслевые производства отличаются своей спецификой выпускаемой продукции (предоставления услуг), влияющих на структуру себестоимости. Разные направления характеризуются своими особенными затратами на основное производство, которые преобладают над другими. Поэтому на них, прежде всего и обращают внимание, когда стараются снизить себестоимость, чтобы повысить .

Каждый показатель, который включен в расчеты, имеет свою процентную долю. Все расходы группируют по статьям в общую структуру себестоимости. Позиции затрат показывают процентное соотношение в общей сумме. Это уточняет, какие из них являются приоритетными или дополнительными издержками производства.

На показатель долевых затрат влияют самые разные факторы :

  • место положения производства;
  • применение достижений научно-технического процесса;
  • инфляция;
  • концентрация производства;
  • изменение процентной ставки банковского кредита и т.д.

Поэтому постоянной величины себестоимости не бывает даже у производителей одинаковой продукции. А следить за ней нужно очень скрупулёзно, иначе можно обанкротить предприятие. Оценка производственных издержек, указанных в статьях калькуляции, позволит своевременно снизить расходы на изготовление товарной продукции и получить большую прибыль.

В расчетах предприятий преобладает калькуляционная методика оценки себестоимости продукции, полуфабриката, услуг. Расчеты проводят на единицу товарной массы, которая изготавливается на промышленном объекте. Например, 1 кВт/ч поставки электроэнергии, 1 т металлопроката, 1 т-км транспортировки груза и т.д. Калькуляционная единица обязательно должна соответствовать стандартным нормам измерения в натуральном выражении.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Классификация расходов

Производство продукции заключается в использовании сырья, технических устройств, привлечении обслуживающего персонала прямо задействованного в производственных мероприятиях и дополнительных материалов, механизмов и лиц, обслуживающих и руководящих предприятием. Исходя из этого, в калькуляциях статьи затрат используются по-разному. Могут включаться только прямые затраты, например, при расчете цеховой себестоимости.

Вначале для удобства расходы классифицируют по схожим признакам и объединяют в группы. Такая группировка позволяет точно рассчитать показатель издержек производства, относящихся к одной экономической составляющей себестоимости.

Поэтому расходы объединяют в отдельные классы по таким схожим свойствам:

  • согласно принципам экономической однородности;
  • виду выпускаемой продукции;
  • методам добавления в себестоимость отдельных товаров;
  • в зависимости от места возникновения;
  • целевым назначениям;
  • количественной составляющей в объемах производства;
  • и т.д.

Статьи себестоимости классифицируют по общим признакам для выявления конкретного объекта или места осуществления затрат.

Классификацию производят по экономическим признакам однородности для калькулирования затрат на единицу выпускаемых изделий:

Данный перечень экономических элементов одинаков для расчета себестоимости во всех отраслях промышленности, что позволяет обеспечить сравнение структуры расходов на изготовление товаров.

Пример проведения расчетов

Для определения потраченных средств на изготовление продукции нужно использовать один из двух методов :

  1. на основе калькуляции расходов;
  2. применяя смету производственных затрат.

Обычно подсчет ведут за квартал, полугодие, год.

Расчет калькуляции себестоимости изготовленных изделий за любой период можно выполнить по такой инструкции :

Пример расчета себестоимости пластиковых труб на заводе – изготовителе для 1000м продукции и определить отпускную цену за 1 м товара:


  1. Определяем, сколько денег было потрачено согласно п. 4, 5 и 6 исходных данных:
    • 2000х40/100= 800р – отчислено в фонды, исходя из оплаты труда;
    • 2000х10/100 = 200 р — общепроизводственные расходы;
    • 2000х20/100 = 400 р — общехозяйственные расходы;
  2. Производственная себестоимость для изготовления 1000 м трубы состоит из суммы показателей по расходам в п. 1-6:
    3000+1500+2000+800+200+400= 7900 р.
  3. Затратные показатели по сбыту продукции
    7900х5/100 = 395 р.
  4. Итак, полная себестоимость 1000 м пластиковых труб будет равна сумме производственной себестоимости и расходам на сбыт
    7900 + 395 = 8295 р
    Соответственно полученной сумме полная себестоимость 1 м пластиковой трубы будет равна 8р. 30 коп.
  5. отпускная цена трубы за 1 м с учетом рентабельности предприятия составит:
    8,3+ (8,3х15/100)= 9,5 р.
  6. наценка предприятия (прибыль от продажи 1 м трубы) составляет:
    8,3х15/100 = 1,2 р.

Формула и порядок проведения вычислений

Расчет полной себестоимости (ПСТ) нужно определять по такой формуле:

ПСТ = МО+МВ+ПФ+ТР+А+Э+ЗО+ЗД+ОСС+ЦР+ЗР+НР+РС,

Расходные статьи определяют по отдельности для каждого вида изделий, а затем суммируют. Полученная сумма покажет затраты, которые несет производство при изготовлении и сбыте определенного изделия со склада готовой продукции. Этот показатель и будет полная себестоимость для единицы продукции, к которой затем добавляют прибыль и получают отпускную цену товара.

Порядок расчета по балансу

Предприятию важно получить показатель себестоимости реализованной продукции , чтобы выявить рентабельность производимых изделий. Понять сколько прибыли было получено с каждого рубля, вложенного в производство, можно используя формулу для расчета по балансу себестоимости реализованной продукции.

Есть два вида расчетов , в которых используется:

  • Прибыль от продажи реализованной продукции;

Для расчета показателя рентабельности используются также два параметра затрат: прямые и общепроизводственные (косвенные). К прямым относят расходы на материалы, оборудование и зарплату рабочих, которые имеют непосредственное отношение к изготовлению изделий. Косвенные затраты – это денежные средства, потраченные на ремонт оборудования, ГСМ, зарплату управленческого персонала и т.д., но не имеющие прямого участия в создании товаров. Для анализа чистых доходов от продажи произведенной продукции не нужно учитывать косвенные расходы.

На коммерческих предприятиях осуществляется два основных варианта расчета бюджета прямых затрат на сырье:

  • нормативный;
  • аналитический.

Там, где составляется калькуляция на изготовление продукции с использованием нормативного метода, показатель себестоимости рассчитывается точнее, но более длительно. Для больших объемов выпускаемой продукции он более приемлем, чем для фирм с маленьким производством. Аналитический метод значительно быстрее позволяет определить себестоимость продукции, но при этом погрешность будет больше. На небольших предприятиях его применяют чаще. Не зависимо от того, как будут рассчитаны прямые расходы на производство продукции, они понадобятся дальше для определения суммы чистой прибыли.

Итак, при расчете базовой берут прямые затраты и не включают дополнительные, что позволяет точнее оценить рентабельность выпускаемого товара по отдельности. Вы получите в общей сумме прямые затраты на изготовление продукции за определенный период. Из этой суммы нужно вычесть суммы незавершенных полуфабрикатов. Таким образом, будет получен показатель, отражающий, сколько денег было вложено в изготовление изделий за расчетный период. Это будет себестоимость изготовленной и сданной на склад продукции.

Для определения показателя себестоимости реализованной продукции нужно знать остатки готовых изделий продукции на начало и конец месяца на складе. Часто рассчитывают себестоимость отдельного товара, чтобы выявить насколько его выгодно производить.

Формула расчета себестоимости реализованной продукции со склада за месяц выглядит следующим образом:

СРП = ОГПф на начало месяца + ПГПф – ОГПф на конец месяца,

  • ОГПф на начало месяца – остаток готовой продукции на складе вначале отчетного месяца;
  • ПГПф – произведенная продукция за месяц по фактической себестоимости;
  • ОГПф на конец месяца – остаток на конец месяца.

Полученная себестоимость реализованных товаров используется в расчетах по определению рентабельности. Для этого выявляют ее в процентном соотношении: прибыль делят на себестоимость реализованных товаров и умножают на 100. Показатели рентабельности сравнивают по каждой позиции выпускаемого товара и анализируют, что выгодно изготавливать дальше на производстве, а что нужно исключить из производства.

Определение понятия себестоимость продукции и методы ее расчета, рассмотрены в следующем видеосюжете:

Порядок и правила оформления калькуляции затрат на услуги

Назначение документа

Калькуляция востребована при определении себестоимости (стоимостного выражения) производства, как одного калькуляционного объекта, так и группы указанных объектов. Под калькуляционным объектом понимается конкретное изделие либо услуга. А калькуляционной единицей понимается единица измерения (штуки, литры, и т.д.). Калькуляция занимается аккумулированием всех издержек, которые прямо или косвенно связаны с основной деятельностью – с выпуском продукции, оказанием услуги. На основе произведенных расчетов определяется фактическая полная или неполная себестоимость, а на ее базе – цена. Стоит отметить, что калькуляция готовой продукции отличается от расчета стоимости оказанной услуги, в частности: себестоимость продукции может определяться для единицы изделия, партии изделий, для группы однородной продукции, для отдельной производственной операции, и т.д. Для услуги составляется смета планируемых расходов и их денежной оценки, и это всегда индивидуально. Не существует понятия «однородные услуги»; для продукции может определяться нормативная себестоимость, на основе которой строится ценообразование. А для определения результата от продажи продукции используется фактическая себестоимость, которая определяется по окончании производственного процесса или определенного промежутка времени. Разница между нормативной и фактической стоимостной оценкой становится прибылью или убытком. И уже следующая партия продукции будет оцениваться для потребителя по-новому с учетом ранее выявленных отклонений в стоимости; для услуг всегда производится расчет предварительной оценки, исходя из объема планируемой деятельности. Иными словами, существует ряд нормативных сметных показателей, которые используются при расчете себестоимости услуги и корректируются на действующие в текущем году цены. Калькуляция услуги и продукции осуществляется по целому ряду статей издержек, перечень которых может изменяться в зависимости от отрасли и специфики деятельности, а также в зависимости от принятой методики калькулирования затрат.

Методы калькуляции.

Под калькуляционным методом понимается совокупность используемых приемов отражения затрат на производство и реализацию, которые позволяют определить фактическую себестоимость. В экономической природе различаются: Попроцессный метод. При данном методе издержки группируются или по отдельным производственным процессам, или по стадиям этих производственных процессов. Именно поэтому такая методика применима там, где сырье проходит несколько последовательных стадий переработки. При этом каждое выпущенное на конкретной стадии изделие нельзя считать ни готовым продуктом, ни полуфабрикатом; Попередельный метод. Данный метод включает в себя полуфабрикатный вариант калькуляции и бесполуфабрикатный. При последнем варианте себестоимость изделия исчисляется на стадии последнего передела. А при полуфабрикатном – расчет себестоимости производится по каждому переделу. При этом в нее включаются расходы и текущего передела и себестоимость предыдущего передела; Позаказный метод. Этот метод используется там, где есть мелкосерийное или индивидуальное производство. Он подразумевает учет расходов производственного характера по отдельным заказам на услуги или на изделия; Нормативный метод. Его используют предприятия с массовым, серийным и мелкосерийным производством. Он основан на определении отклонения между нормативной себестоимостью и фактическими расходами. Выявленные отклонения потом ложатся в новые нормативные калькуляции. Для целей бухгалтерского учета калькуляция представляет собой группировку издержек в соответствии с учетной политикой и по определенным калькуляционным статьям. Но при этом различается: Директ-костинг. Данный метод группировки затрат представляет собой технологию, при которой происходит расчет себестоимости только по переменным затратам, а постоянные издержки, к которым относятся все общехозяйственные, реализационные и общепроизводственные расходы, полностью списываются в составе текущих затрат на финансовый результат. Таким образом, продукция в остатке и незавершенное производство оцениваются по неполной себестоимости, а все косвенные расходы в полном объеме списываются при продаже выпущенной продукции или даже без реализации продукции – на финансовый результат деятельности предприятия в целом; Метод полных затрат или absorption costing. Он подразумевает участие всех расходов – и косвенных, и прямых, - в расчете себестоимости продукции или услуг. В итоге продукция в остатке и при продаже будет оценена по сумме всех расходов, которые были понесены на ее производство. И косвенные расходы будут равномерно включены в себестоимость изделий независимо от того проданы они или нет. При применении каждого из методов очень важна правильная классификация затрат и их группировка по статьям калькуляции. Классификация издержек и их распределение по статьям Отнесение расходов к разным группам затрат происходит по ряду признаков: по способу включения расходов в себестоимость – прямые и косвенные. Под прямыми понимаются затраты, которые непосредственно связаны с выпуском продукции и включаются в стоимостную оценку сразу. К косвенным относятся расходы, которые связаны с обслуживанием производства, с управлением предприятием и т.д. Они носят общий характер, связаны с деятельностью компании в целом и подлежат распределению; по назначению – накладные и основные. К основным относятся затраты на материалы, сырье, топливо и иные производственные ресурсы, которые преобразуются в готовое изделие (или в услугу). Под накладными понимают издержки, которые связаны с организацией и управлением деятельности предприятия; по содержанию – комплексные и одноэлементные. В состав одноэлементных расходов включаются затраты, которые формируют себестоимость: оплата труда, амортизация, материалы и т.д. К комплексным – общехозяйственные и общепроизводственные издержки; по отношению к объему производства. Различаются постоянные и переменные издержки. Постоянные не зависят от объема выпущенной продукции – это административные и общепроизводственные затраты. А вот переменные расходы находятся в полной зависимости от количества выпущенной продукции – это материалы, топливо и оплата труда основных рабочих; по соотнесению с деятельностью – прочие (внереализационные) и обычные. Эта классификация важна для бухгалтерского учета и она отличается от классификации затрат по назначению, поскольку группирует все расходы сначала по принципу их соотнесения с видом деятельности, т.е. с обычным и дополнительным (внереализационным). А потом группировка внутри расходов по обычной деятельности происходит по учетным счетам и одновременно по экономическим признакам. Эти экономические признаки представляют собой укрупненную группировку статей калькуляции: материальные расходы (сырье, полуфабрикаты, топливо и иные аналогичные статьи затрат); затраты на заработную плату; взносы на социальное, медицинское и пенсионное страхование; амортизация; иные расходы – общехозяйственные, коммерческие и общепроизводственные. А для целей самой калькуляции используется более детальная группировка статей: материальные затраты – это расходы на сырье и материалы; энергия и топливо, которые необходимы для обеспечения производства; зарплата только производственных (основных) рабочих; внебюджетные взносы с их заработной платы; издержки общепроизводственного порядка – амортизация оборудования и зданий цехов, обслуживание производственного процесса, и иные аналогичные расходы; общехозяйственные расходы. Их иначе еще называют управленческими. К ним относятся расходы на управление предприятием, оплата труда административного персонала, и т.д. прочие производственные расходы. Сюда относятся те затраты, которые не были включены в общепроизводственные издержки; коммерческие расходы. Это проведение рекламных кампаний, упаковка, транспортировка продукции до потребителя и иные аналогичные расходы. Все затраты, начиная с материальных и заканчивая прочими производственными, составляют неполную себестоимость изделия (услуги) или производственную. А вместе с коммерческими расходами – это полная себестоимость.

Порядок составления .

Чтобы правильно составить калькуляцию услуги, нужно следовать методическим инструкциям по отрасли. Кроме того, очень важно первичное грамотное распределение расходов по счетам бухгалтерского учета. Это позволит точно провести оценку стоимости услуг и выполнить ценообразование. И делается такая разноска по счетам на основании первичных документов, которые позволяют определиться с производственным и непроизводственным характером расходов.

Пример составления калькуляции затрат

Что касается самого процесса калькуляции себестоимости, то он включает в себя два основных этапа: изначально следует определиться с прямыми и косвенными расходами. Это удобнее всего делать по данным бухгалтерского учета, где вся группировка расходов по этому признаку происходит на учетных счетах; далее, исходя из принятого метода калькулирования, происходит распределение затрат. Это очень важно, особенно, если производится оказание нескольких видов услуг. Тут необходимо будет определиться с величинами общехозяйственных, общепроизводственных и коммерческих расходов, которые либо подлежат распределению между видами услуг относительно какого-либо признака (например, зарплаты основных рабочих), либо отнесению без распределения в полном объеме на выручку.


Похожая информация.


При ценообразовании учитываются разные факторы. Немаловажную роль играет себестоимость услуг. В нее включаются все затраты исполнителя, в том числе и не связанные с проведением работы.

 

Себестоимость услуги - это сумма расходов исполнителя, понесенных в ходе ее выполнения. Также в показатель включают и другие затраты, без которых работа была бы невозможна. Например, амортизацию оборудования. В дальнейшем показатель используется для оценки финансового состояния, результатов деятельности и принятия важных для компании решений.

Что входит?

В состав себестоимости включены затраты:

  • прямые (зарплата персоналу);
  • косвенные (зарплата руководству);
  • постоянные (амортизационные отчисления);
  • переменные (покупка материалов).

К прямым относятся такие траты, которые непосредственно связаны с оказанием услуги, к косвенным все остальные. Постоянные расходы не зависят от объемов работы, переменные - наоборот.

Какие затраты войдут, зависит от услуги. На видео пример, как рассчитать себестоимость маникюра в студии:

В работе могут понадобиться материальные ценности. Тут есть два варианта, как поступить: сложитьвсе вместе (актуально, если сумма трат небольшая) или вынести из сметы и взять с клиента отдельно плату за материалы. Второй вариант применим, если выбор строго индивидуален и должен производиться заказчиком. Например, в стоимость бухгалтерских услуг целесообразно включить затраты на бумагу для подготовки документов. Однако при проведении ремонта нельзя купить стройматериалы по своему вкусу без согласования с клиентом, поэтому эту статью расходов всегда выносят за рамки услуги. Но можно в нее включить помощь с подбором.

Нагляднее всего затраты представлять в виде схемы:

Пример расчета

Чтобы рассчитать себестоимости услуги, нужно определить, что входит в ее состав. Например, для установки готового интернет-магазина на основе стандартного шаблона, нужно:

  • зарегистрировать доменное имя;
  • заказать хостинг;
  • купить лицензии на необходимые программные продукты (движок, шаблон, плагины, модули и т.д.);
  • установить и настроить.

Из всего этого сам клиент оплачивает стоимость домена, хостинга, лицензии по цене поставщиков. Компания, занимающаяся установкой, может дополнительно посчитать расходы на заказ услуг у поставщиков или прибавить к цене настройки. Справиться с такой работой может один сотрудник, поэтому при расчете учитывается только его время. Однако если взять разработку интернет-магазина с нуля и «под ключ», здесь требуется привлечение разных специалистов.

Во сколько может встать себестоимость работ по разработке интернет-магазина? Затраты на привлечение специалистов лучше считать исходя из времени, которое они затрачивают на работу.

* По производственному календарю 2015 г. при 40-часовой рабочей неделе.

Чтобы посчитать полную себестоимость проекта, нужно учесть все остальные расходы. Например, если в штате по одному специалисту, команда в месяц может разработать 5 интернет-магазинов, если на другие работы не будет сильно отвлекаться.

Таким образом, в пересчете на месяц, затраты компании на разработку ИМ составят 139120 руб. Соответственно, себестоимость одной услуги - 27 824 руб.

Калькуляции себестоимости продукции – это расчет суммы всех затрат на производство в стоимостном выражении. Способ расчета зависит от того, какие затраты учитывать. Смотрите примеры расчета методами поглощенных и прямых затрат. Скачайте методику учета затрат и калькуляции.

Себестоимость можно называть краеугольным камнем принятия бизнес решений, поэтому пример расчета ее калькуляции пригодится очень широкому кругу пользователей внутри компании:

  • маркетологам – при определении цен на продукцию;
  • коммерческому директору, чтобы принять решение по ассортименту и запуску новых продуктов;
  • производственным менеджерам – при анализе отклонений себестоимости, чтобы выявить резервы повышения эффективности;
  • финансовым менеджерам, чтобы определить результаты работы организации;
  • топ-менеджерам – при распределении премий и бонусов.

Калькулирование себестоимости: определение и техника

Себестоимость продукции – это денежная оценка затраченных на ее производство ресурсов, таких как сырье и материалы, человеческие ресурсы и прочее. Ее можно рассчитать в целом по компании, производственному подразделению или цеху, по отдельному продукту. Для некоторых компаний актуальны расчеты себестоимости заказа, технологического передела, узла.

На рисунке представлены основные статьи бухгалтерского учета для расчета себестоимости.

В бухгалтерском учете включает статьи, представленные на рисунке.

Рисунок.

Для торговых или компаний, предоставляющих услуги, план статей затрат для расчета себестоимости будет отличаться незначительно – возможно не будет статьи «сырье и материалы», почти наверняка не будет статей «Возвратные отходы» и «Потери от брака», «Коммерческие расходы» могут рассматриваться как «Общепроизводственные» и прочее.

Виды себестоимости для калькуляции

При оценке фактической себестоимости производства или оказанных услуг за отчетный период учитываются реально понесенные расходы на нужды основной деятельности. Нетрудно предположить, что в расчет могут попасть как производительные обоснованные траты ресурсов, так и непроизводительные. Оценить эффективность понесенных расходов можно только сравнивая полученные результаты с нормативными или плановыми.

Нормативная калькуляция себестоимости продукции представляет собой денежное выражение исторически сложившейся технологии производства. В целях следует использовать текущую достижимую нормативную себестоимость, то есть нормативы по которой соответствуют эффективному функционированию имеющегося оборудования. Она учитывает реальный уровень выхода оборудования из строя, обычный уровень простоя и брака. Если оборудование новое и статистика его функционирования еще не наработана, используйте нормативы компании-поставщика или запросите у обслуживающей вас инжиниринговой компании. Чтобы оценить эффективность, надо рассчитать по нормативам себестоимость фактически произведенной продукции или услуг. В данном случае мы четко увидим отклонения в производстве от технологии.

Плановая строится на плановых значениях выпуска. При расчете плановой себестоимости могут использоваться как нормативы, так и данные прошлого периода. В практике часто рассчитывают именно эту величину, чтобы по итогам периода делать .

Как рассчитать прямую производственную себестоимость продукции с помощью Excel

Если нужно рассчитать прямую производственную себестоимость продукции, воспользуйтесь готовой расчетной моделью в Excel. Решение «Системы Финансовый директор» подскажет, как адаптировать модель под особенности компании: создать справочники, скорректировать методику отнесения прямых затрат на себестоимость.

Калькуляция себестоимости единицы продукции

Основной вопрос: какие затраты компании относить на себестоимость при расчете на единицу продукции?

От ответа на этот вопрос зависит метод расчета:

  • если мы учитываем все производственные расходы, для калькуляции используем метод расчета полной себестоимости. Другое название – метод поглощенных затрат (absorption costing);
  • если мы учитываем только прямые издержки, то мы рассчитываем усеченную (не полную) себестоимость по методу прямых затрат (direct costing).

Рассмотрим оба эти метода подробнее.

Калькуляция себестоимости методом поглощенных затрат (absorption costing)

При использовании метода поглощенных затрат прямые и косвенные расходы, то есть все расходы относящиеся к производственным процессам, ложатся в себестоимость продукции (это счета 20 и 25 РСБУ). Общехозяйственные расходы (счет 26 РСБУ) относятся на реализацию продукции и не распределяются на конечные продукты.

Прямые затраты не требуют дополнительных преобразований при переносе на продукцию, тогда как для отнесения общепроизводственных затрат используют метод аллокации расходов на основе базы распределения. В качестве базы выбирается один из приведенных ниже критериев:

  • труд производственных рабочих (человеко-часы);
  • работа основного оборудования (машино-часы);
  • объем выпущенной продукции (в единицах);
  • фонд оплаты труда производственных рабочих;
  • выручка от реализации продукции;
  • отнесенные на продукт прямые затраты и т.д.

Хорошей практикой является предварительное распределение расходов по центрам производственных затрат, а только затем уже пропорционально базе распределения перенос затрат на единицу продукции. При этом для разных центров затрат может использоваться своя база распределения.

Пример калькуляции методом поглощенных затрат

Компания производит два продукта «А» и «Б». Объем производства составил 1 000 шт. в месяц продукта «А» и 200 шт. продукта «Б» (табл. 1).

Таблица 1. Пример калькуляции себестоимости продукции методом поглощенных затрат (руб.)

Продукт / статья затрат

Материалы

Освещение цеха

Отопление цеха

Коммерческие расходы

Полная себ-ть

Себе-ть единицы

238 (238 000: 1000)

629 (125 800: 200)

Калькуляция себестоимости методом прямых затрат

Согласно альтернативному методу – директ-костингу – при калькуляции себестоимости производства надо учитывать только те расходы, которые имеют прямое отношение к производству. Идея директ-костинг подхода в том, что менеджер производства контролирует только те расходы, которые относятся к производству.

Пример калькуляции методом директ-костинга

В нашем примере надо убрать коммерческие расходы из себестоимости продуктов. Тогда по продукту «А» она составит 234 руб., а «Б» – 599 руб (табл. 2).

Таблица 2. Образец калькуляции себестоимости продукции методом директ-костинга (руб.)

Ситуация жизненная – департамент маркетинга и департамент продаж крупного предприятия могут генерировать несоразмерные себестоимости продукции расходы, что приведет к убыткам, а при выборе направления оптимизации затрат к ошибочным решениям.

В длительном периоде – от года – все расходы являются переменными и можно констатировать невозможность функционирования производства без коммерческих и других накладных расходов .

Как избежать ошибок в калькуляции прямой себестоимости

Ошибки в фактической себестоимости оборачиваются риском установить убыточные цены на продукцию или отказаться от выгодного направления бизнеса. Это решение поможет определить, верно ли на предприятии рассчитывают прямую себестоимость, а также подскажет, как скорректировать правила калькулирования.

Прикладные методы калькуляции себестоимости продукции

В практике также используется ряд прикладных методов калькуляции себестоимости:

  • попроцессный метод. При его использовании рассчитывается себестоимость каждого процесса, задействованного в производственном процессе. Это очень сильный инструмент для переформатирования процессов производства. Укрупненным вариантом попроцесного метода можно считать попередельный метод в сырьевых отраслях.
  • позаказный метод – единственно эффективный метод, для случаев, когда производство носит единичный позаказный характер, когда каждый заказ уникален и расчет себестоимости делается на основе переговоров с клиентом о финальной стоимости заказа.

Для финансовой отчетности и по РСБУ и по МСФО применяется метод полного учета затрат.



Похожие статьи
 
Категории