Старославянские мужские имена полный список. Красивые женские имена русские

18.06.2019

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

Раскол церкви на Руси произошел в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона была проведена церковная реформа с целью привести русские религиозные обряды в соответствие с греческими православными традициями. Но не все приняли нововведения, что породило старообрядчество. Староверы и по сей день живут по своим законам, в частности, по-особенному нарекают своих детей.

Как давали имена старообрядцы?

В статье «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания АН СССР/РАН Никитина отмечает: «Внутриконфессиональные и территориальные варианты старообрядческой культуры пользуются стихийно сложившимися именниками – совокупностью наиболее употребительных в данной локальной культуре имен, однако общей основой всех локальных именников являются старообрядческие святцы».

Итак, имена давались строго по святцам: мальчикам в течение первых восьми дней, девочкам – в пределах восьми дней до или после даты рождения. Поэтому многие староверы носили имена редкие и в наше время практически позабытые, например: Макарий, Прокопий, Савватий, Февруса, Улита, Ермил, Гликерия, Каллистрат, Корнил, Секлетинья, Гермоген, Фотинья. При этом в одной семье могло быть несколько детей с одинаковыми именами – это не возбранялось.

Канонические и неканонические формы

Этнограф А.И. Назаров в работе «Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского Казачьего войска» обращает внимание на то, что в метрических книгах старообрядческих поселений встречаются как канонические, так и неканонические написания отдельных имен. К последним, к примеру, можно отнести такие, как Афтаном, Антон, Гаврила, Ефимий, Михайла, Степан, Фокий; Настасья, Анисья, Дарья, Арина, Устина.

«Некоторые имена в метрической книге за 1833 год встретились только в неканонической форме, - сообщает исследователь, - например, мужские имена Авиналий, Анисим, Ануфрий, Арефий, Кирила (Кирилла), женские имена Алимпиада (Елимпияда), Улияна (Ульяна), Улияния (Ульяния). Им соответствуют канонические формы Увеналий, Онисим, Онуфрий, Арефа, Кирил; Олимпиада, Иулиана, Иулиания».

Интересно, что по старообрядческим канонам имя Николай встречается только в форме Никола, бытовавшей до так называемой книжной справы во второй половине XVII века. Согласно источникам, протопоп Аввакум говорил по этому поводу: «В немцах немчин был Николай, а при апостолах еретик был Николай, а во святых нет нигде Николая».

Как менялись традиции?

По словам С.Е. Никитиной, хотя в старообрядческой среде нередко встречались и общеупотребительные имена – Иван, Мария, Петр, Анна, Василий, Татьяна, Павел, Наталья, наряду с ними в ходу были и менее распространенные - Савелий, Евдокия, Карп, Ефросинья, Савватий, Прасковья, Ульяна, Матрена, Пелагея, Акулина, Федора, Мавра. Причем происходило это уже в послереволюционный период, на что указывает документация, хранящаяся в сельсоветах некоторых старообрядческих сел Урала и Сибири.

Иногда молодежь самовольно меняла имена: например, Федора становилась Фаиной, Акулина – Линой, Пелагея – Полиной, Фотинья – Светланой (перевод с греческого). Приверженцы старой веры подобное поведение осуждали: «Имя без толку менять нельзя: оно по книге дадено (то есть по святцам) и веками испытано».

Только в 60-е годы ХХ века старообрядцы стали называть своих детей более традиционными для нас именами, хотя тоже имеющимися в святцах, – Андрей, Сергей, Анатолий, Екатерина, Валентина, Галина.

Сегодня «старообрядческие» имена встречаются в основном у выходцев с Урала и из Сибири, а также у потомков старообрядцев, после революции эмигрировавших на Запад. Причем С.Е. Никитина отмечает: «Старообрядческие имена у староверов в Америке также поражают своей необычностью. Вот, например, мужские имена: Авраамий, Онуфрий, Лаврен, Нестор, Киприян – от них не образовывают уменьшительных. Такие женские имена, как Минадора, Феоктиста также не имеют уменьшительных форм. Те же, которые их имеют, не всегда совпадают с привычными для нас: Прасковья – Пана, Климент – Митька, Евдокия – Кея (от варианта Евдокея), Фетинья – Фета. В последнее время появляются в качестве уменьшительных “американские” имена: Сэм (от Самуил), Салли (от Саломея, русский вариант – Солонька) и т.д.»

Каждое имя, когда-то придуманное людьми, несет в себе смысл. Старорусские женские имена отличаются красотой и уникальностью, ведь они появлялись в разные периоды многострадальной истории Древней Руси. Богатство женских имен пришлось по вкусу современным родителям, и уже многие девочки носят прекрасные старинные имена. Мелодичность и глубокий смысл привлекают не только русских, но и другие народы.

Выяснить происхождение абсолютно всех старинных имен невозможно, но исследования не прекращаются. Имена являются источником истории и традиций, с их помощью можно узнать о быте предков, их взглядах, посмотреть на мир их глазами. Имена помогают современникам узнать, как их предки относились к людям.

Исследовать старорусские женские имена еще труднее, ведь обычно они имели по несколько значений и толкований. У разных регионов одно имя могло обозначать разные явления и вещи. Поэтому сегодня на одно имя приходится несколько версий.

Имена и традиции

В старину детей называли именами, которые характеризовали повадки или внешность. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьбоносный код. Так и появились имена девочек Красава, Разумница.

Стоит отметить, что подобная традиция была не только у славян. Индийцы и китайцы также нарекали детей в соответствии с традициями. В Индии давали характерные имена, вроде Аяши (маленькая), Евоти (великая). Китайцы старались дать ребенку ужасное имя, так как верили, что плохие духи могут позариться на любимого ребенка, а если назвать его почти оскорбительно, духи будут думать, что этого ребенка не любят. Это больше касалось мальчиков, хотя и девочкам бывало давали странные имена.

Славяне придавали большое значение семье и роду занятий, некоторые имена даже связаны с последовательностью рождения детей. Так Лидия будет означать «первая». Популярным было имя Первуша.

Славяне считали, что имя является ключом к внутреннему миру и давали девочкам по два имени. Так появилась традиция выбирать имя для людей и для семьи. Первое говорили всем, а второе знали только самые близки, и оно хранило в себе тайный хороший смысл. Первое обычно было некрасивым и отталкивающим, но позволяло защитить истинное от дурных языков.

Второе имя давали только в определенном возрасте, когда подросток проявлял характер. Однако традиция не прижилась – обычно девочка была такой, какой ее характеризовало первое имя. Второе же имя, ввиду не используемости, теряло свое значение.

Церковные календари

После принятия христианства имена вписывали в церковные календари, и как бы отдавали ребенка на защиту ангела-хранителя. Как известно, не все славяне охотно приняли обычаи христианства, поэтому долгое время детям, параллельно с христианскими именами, давали старые языческие прозвища. Позже многие из них стали современными фамилиями.

Однако давление христианства было велико. Ближе к 17 веку многие древнерусские женские имена вышли из обихода. Их заменили имена государств, которые распространяли христианство или были влиятельны в то время – Византия, Египет, Греция, Италия, Сирия. Многие имена были преобразованы на русский манер, и, к примеру, вместо Авдотьи получилась Евдокия. Сегодня очень многие бы удивилась, как в оригинале звучали их имена.

Неизменными оставались только имена святых. Древняя традиция давать ребенку два имени прижилась и на Руси, но второе имя, которые давали при крещении, обычно не использовали. Второе имя зачастую было греческим.

Церковный перечень предоставляет на выбор большое количество женских имен. Выбирать имена могут как верующие христиане, так и атеисты. Более того, календарь позволяет выбрать имя по месяцу и даже дню рождения. Назвать ребенка по Святцам, значит подарить ему защиту от святого, почитаемого в этот день. Существует и другая традиция, выбирать святого на восьмой день после рождения. Если в день рождения нет Святцев, тогда выбирают имя святого, чествуемого на сороковой день. Раньше именно в этот день крестили ребенка.

Разрешается также использовать мужское имя, если по Святцам нет женского. Поэтому существует так много бесполых имен (Евгения, Александра, Ярослава, Вячеслава).

Типы русских имен

Славяне однозначно любили красивые двухосновные имена. К примеру, Светозара, Мирослава, Любомира, Доброгнева, . Часто девочек называли именами, которые подчеркивали те или иные черты их характера. Так появились имена Арина (спокойная), Добрава (добрая), Варвара (дикая), Светлана (светлая), Арсения (мужественная). Так как славяне почитали культ животных и растений, многие имена девушек взяты из мира флоры и фауны. Это Азалия, Акулина, Щука.

Были имена, заимствованные у богов. Знаменитая считалась богиней утренней зари, Аполлинария – богиней солнца (об древнегреческого бога солнца Аполлона), богиня красоты и любви Лада. Некоторые исконно русские имена являлись измененными причастиями (Бажена). В отдельную группу входили имена для княжеских детей (Вячеслава).

Сегодня можно найти старославянские имена, которые в действительности имели только славянский корень. Были имена, которые переводили греческие и римские.

Полный список красивых имен древности собрать невозможно, но вот несколько самых популярных:

– летняя.

– дарящая.

Агнесса – целомудренная.

Веста – хранительницы домашнего очага.

– избранная.

Бела – красивая.

Ада – украшающая.

– безмятежная.

Богдана – данная Богом.

Агния – непорочная.

Добрава – добрая.

– царствующая.

Беатриса – благословляющая.

Евпраксия – добродетель.

Казимира — показывающая мир.

Ариадна – спящая.

– защитница.

Радость — радость.

Светлана – светлая.

Милана – милая.

Отрада – отрада.

Голуба — кроткая.

Мстислава – месть и слава.

Любомила – любовь и мир.

— холодная.

Ладослава – ладная.

Любомудра – любящая мудрость.

Огневлада – яркая.

Стрела – стрела.

Млада – молодая.

Белоснежа – белоснежная.

Милонега – милая и нежная.

Дива – божественная.

Домослава – славящая дом.

Часлава — чающая славы.

Радмила – милая радость.

Славунья – славящая.

Любогнева – любящая гневаться.

Русана – русая.

Услада – сладкая.

Прекраса – прекрасная.

Добродея – делающая добро.

Весняна – весенняя.

Ждана – желанная.

Яромила – милая Ярлу.

В 19 веке многие старорусские имена были подзабыты. В обиход вошли русские версии иностранных имен:

– чужая.

– утешающая.

Урсула – любопытная.

Ирма – аккуратная.

– черноглазая.

Нелли – невнимательная.

– честная.

– умелая.

К выбору имени люди всегда относились с осторожностью, ведь это энергоинформационная программа, которая задается с самого рождения и сопровождает человека на всем жизненном пути. От имени зависят характер и судьба не только его носителя, но и всей страны. Ведь чем больше людей имеют сильные и "хорошие" имена, тем сильнее страна.

Русь славилась своим народом, нигде не было столько богатырей, и сегодня мы предлагаем вспомнить и рассмотреть забытые мужские имена. Они практически все ушли в небытие. Когда произошло крещение Святой Руси, на смену им пришли греческие, еврейские, римские и другие, чужеродного происхождения, имена.

Почему позабылись старые имена?

При крещении Руси сменилась и вера, на смену языческим богам пришел единый для всех людей Бог. До момента крещения многих людей называли в честь именно языческих владык, так, к примеру, произошло имя Яромир, и состоит оно из двух частей - имя бога Ярило плюс мир. Меняя веру, люди хотели полностью искоренить старых божеств, стереть их из памяти, поэтому даже сменяли имена. Богатырей и волхвов силком крестили и называли их уже так, как предписывала новая христианская вера.

Мужские славянские имена и их значения уже практически полностью позабылись. Многие родители ошибочно считают, что называют своих ребятишек старыми, забытыми, но все же настоящими славянскими именами. Например, тот же Иван - имя, известное из множества сказок, которое считается русским. Да, оно именно русское, но не славянское, и произошло от Иоанна, еврейского имени, и появилось уже после крещения.

К таким "ошибочным" именам можно отнести еще множество, например Матвей, Захар, Лука, Даниил. Обзор мужских славянских имен и их значения - в дальнейшем содержании статьи. Мы рассмотрим самые "сильные" и красивые, и будущие родители смогут подобрать из списка настоящее древнеславянское имя.

Как распознать?

Особо тщательно подбирались мужские славянские имена, и их значения несли сакральный смысл. Распознать такое имя можно, и очень просто. Например, имя Казимир - славянское. Оно состоит из "кажет" или "казать" и "мир", то есть "показывающий мир". А вот Парнас - имя, считающееся славянским, таковым не является, так как никакого смысла слухом не улавливается.

Также стоит обратить внимание, что звук "а" очень редко использовался в Древней Руси при нарекании младенца. Чаще выбирали более мягкие - "и", "е", "я".

Чаще всего состояли из двух основ мужские славянские имена, и их значения были сразу понятны. Первая часть была основной и давалась при рождении. Вторую же часть добавляли, когда ребенок вырастал до определенного возраста, и она символизировала заслуги, сферу влияния или какой-либо предмет. Смерды же, то есть люди несостоятельные, безвластные, оставались без второй части имени.

Как нарекали детей на Руси?

Мужские и выбирались родителями и отражали род занятости. Например, крестьяне, которые занимались земледелием, рыбалкой и охотой, нарекали детей без особых ухищрений, и их сыновей звали Зайцем, Сомом, Щукой. Именно от крестьянских имен произошло множество фамилий.

Часто с рождения младенца нарекали так, чтобы его не сглазили - имя было полной противоположностью внешности, характеру и умственным способностям. Таким образом, мальчиков называли Дураками, Неглядами, Злобами, Некрасами и прочими некрасивыми именами. П

озже, когда парень передавался на воспитание мужчинам, его уже нарекали так, чтобы имя отражало сущность человека. Будущие воеводы становились Ярополками, Доброгневами и Ратиборами. Охотникам давались имена Храбр, Стоян, Орел, Волк и прочие подобные. Будущим священнослужителям добавлялась частица "свят", отсюда и имя Святослав - настоящее, древнеславянское.

Нередко в семьях детей называли именем-числом, каким по счету появился на свет. Детей обычно было много, поэтому родители не заморачивались с выбором. Так появлялись Первуши, Втораки, Третьяки, Осьмины и прочие. Со временем имя менялось на двусоставное, но члены семьи продолжали называть человека так, как нарекли при рождении.

Грозные славяне

Большую роль играли именно мужские славянские имена, и их значения полностью раскрывали суть характера. Если мальчик к семи годам был крепок, росл и силен, его передавали на воспитание в дружину. И там уже паренька нарекали, исходя из его качеств. Например, Дубыня - крепкий и мощный, как дуб. Горислав - стойкий, как гора, но в то же время славный парень! Доброгнев - гневный, но во имя добра, то есть всех врагов ради своей родины поразит. Зима - расчетливый, стойкий и холодный. Мстислав - славится своей местью.

Мальчики с недостатками

Если в семье рождался ребенок с физическими недостатками, то его называли так же, как и обычных детей, то есть именем, при котором не сглазят, но оно уже отражало суть. Например, Невзор - слепой, невидящий, Кощей - тощий, Некрас - некрасивый, уродливый. Когда ребенок взрослел, его имя тоже менялось. Обычно мальчики с недостатками вырастали в добрых, наполненных любовью ко всему парней. Так появлялись Богомилы - милые для богов, Миролюбы - любящие всех, миролюбивые, Благославы - славящиеся добротой, Сестромилы и Братомиры - любимые братьями и сестрами (то есть всеми людьми).

Имена, дошедшие до нас

Имеются и сегодня пользующиеся популярностью мужские славянские имена, и их значения интересуют многих. Список невелик, но у каждого есть хоть один знакомый с таким именем, как Владимир, Всеволод, Владислав. Они дошли до нас, так как такие имена носили правители, представители богатых и знатных семей, воеводы. Менее популярные на сегодня - Венцеслав, Борислав и Боримир.

Примеры из сказок

Некоторые мужские и женские имена и их значение существовали даже после крещения Руси. Это имена-обманки, которыми нарекали младенцев, чтобы отвести от них беду, злые силы и сглаз. Можете вспомнить из сказок таких героев, как Иван-дурак, Кощей, Царевна-несмеяна. Даже в литературном произведении сохранилось древнеславянское имя-обманка - Мазай, то есть измазанный.

Красивые мужские славянские имена и их значения: список

Сегодня все большую популярность набирают именно славянские имена. В культурном самоопределении большую роль играет возвращение к своим корням. Конечно, речь не идет о полном отказе от привычных нам имен, просто среди древних и забытых имеется множество красивейших:

  • Борислав - борьба, слава;
  • Богдан - дан (подарен) богами;
  • Бурислав - подобный буре, несокрушимый;
  • Велеслав - великий, славный;
  • Всеволод - всем владеющий;
  • Добрыня - добрый;
  • Златан, Златодан - драгоценный;
  • Мстислав - непримиримый, слава, мстить;
  • Ратмир - защищающий мир;
  • Светослав, Светозар - светлый, освещающий мир;
  • Святополк (Светополк) - полководец;
  • Святогор - святой, могучий, мощный;
  • Тихомир - спокойный;
  • Ярослав - славный, яркий;
  • Ярополк - грозный полководец, воин.

Древнерусские и славянские имена в России, в наши дни

Основной массив современных русских имен составляют имена святых, содержащихся в православных церковных календарях («святцах»). Иногда такие имена называют «календарными». По происхождению все они очень разные: древнегреческие, древнеримские (латинские), древнееврейские, ассирийские, древнеегипетские, древнегерманские, скандинавские, арабские. Но за сотни лет эти имена прошли полную ассимиляцию в русской языковой среде и приобрели совершенно русское звучание и форму. Вот кто скажет, что Иван или Марья - не русские имена?

Что же касается огромного множества древнерусских и славянских имен, то до нашего времени дошло только 20 имен: Борис, Вера, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Изяслав, Любовь, Людмила, Милица, Мстислав, Надежда, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав, а также Глеб, Игорь, Ольга и Олег, появившиеся на Руси вместе с варягами. И нужно заметить, что названные имена сохранились лишь благодаря тому, что каким-то чудом попали в православные святцы.

За последние годы интерес к именам наших далеких предков вырос и продолжает расти (это отмечают органы ЗАГС по всей стране). Всё большее число новорожденных получают имена Влада, Дарина, Мирослава, Милана, Станислав, Яромир и т.д. Предлагаем вашему вниманию список наиболее привлекательных (благозвучных и выглядящих по-современному) мужских и женских общеславянских имен.

Список мужских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажен ( желанный ребенок , корень баж-; бажать - желать),
  • Богдан, Дан ( Богом данный ),
  • Богумил ( милый Богу; Бог его любит ),
  • Богуслав ( рожден во славу Бога; славящий Бога ),
  • Болеслав ( больше славы, более славный ),
  • Борис, Борислав ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислав ( оборонять, защищать + слава ),
  • Будимир ( будет, настанет + мир ),
  • Велимир, Велислав (вели = великий, большой ),
  • Венцеслав ( венце = более, больше ),
  • Влад,
  • Владимир,
  • Владислав,
  • Воислав ( воюй за славу ),
  • Вратислав ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всеволод,
  • Всеслав,
  • Вышеслав, Вячеслав (вяче, выше, венце - синонимы, означают более, больше),
  • Глеб (варяжское имя),
  • Гостислав ( гост = гость: славный гость ),
  • Градислав ( ),
  • Гремислав,
  • Добромысл ( добрые мысли ),
  • Доброслав ( хорошая слава ),
  • Добрыня ( добрый, хороший человек ),
  • Драгослав,
  • Ждан ( тот, кого ждали; долгожданный ),
  • Звенислав,
  • Златослав,
  • Игорь (варяжское имя),
  • Изяслав ( изяти - взять: «возьми славу», «взять славу»),
  • Казимир ( каз, казать = показывать, наставлять, проповедовать + мир),
  • Ладимир, Ладислав (слово лад означает согласие, гармонию, красоту),
  • Любим ( любимый ), Любомир ( любит мир ),
  • Мечислав ( меч , т.е. оружие + слава),
  • Милан, Милен, Милорад, Милослав, Милош,
  • Мирослав,
  • Мстислав ( мста = месть, отмщение врагам + слава),
  • Нечай ( не чаяли, не ждали ),
  • Олег (варяжское имя),
  • Радан, Радим, Радмир, Радован, Радослав,
  • Ратибор ( рать - войско, война, бор - бороться, сражаться),
  • Ратмир,
  • Ростислав (увеличиваться, умножаться + слава),
  • Рюрик (варяжское имя),
  • Святополк, Святослав и Светослав («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Станимир ( настанет мир, будет мир ),
  • Станислав ( станет славным, стань славным ),
  • Стоян,
  • Судислав ( суд + слава ),
  • Твердослав, Твердислав,
  • Творимир,
  • Тихомир,
  • Чеслав ( честь, почет + слава ),
  • Яромир, Ярополк, Ярослав (яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный)

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажена до Ярослава) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М.). А имя Руслан, например, лишь кажется славянским и древним, на самом деле оно имеет восточное происхождение и возраст, не превышающий 200 лет.

2). Элемент слав, слава означает не только «слава» (как свидетельство почета и уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень рад- в славянских именах типа Радослав и Милорад означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать).

4). У наших предков имена Святослав и Светослав были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой

5). Отчества от славянских имен образуются как короткой формой - Ярославич, Ярославна; Добрынич, Добрынична; Святославич, Святославна, так и «длинной» - Станиславович, Станиславовна, Мстиславович, Мстиславовна.

6). Имена Борис, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Изяслав, Мстислав, Олег, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать мальчика любым другим именем из вышеприведенного списка (Велемир, Добрыня, Ждан, Ратмир, Станислав, Яромир и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно будет приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Список женских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажена ( желанная , желанный ребенок , от баж, бажать - желать),
  • Бела (т.е. белая ),
  • Белослава ( белая и славная ),
  • Богдана, Дана ( Богом данная ),
  • Богумила ( милая Богу; Бог её любит ),
  • Богуслава ( рождена во славу Бога; славящая Бога ),
  • Божена ( Божья; дана Богом; принадлежит Богу ),
  • Болеслава ( больше славы, более славная ),
  • Борислава ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислава ( оборонять, защищать + слава ),
  • Ванда ( значение неизвестно ),
  • Велислава ( вели = великий, большой ),
  • Венцеслава ( венце = более, больше ),
  • Влада ( власть имеющая, властная ), Владимира, Владислава (имеющая славу, славой владеющая ),
  • Власта, Властимила,
  • Воислава ( воюй за славу ),
  • Вратислава ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всемила ( всем милая ),
  • Всеслава,
  • Вышеслава ( выше означает более, больше),
  • Гостислава ( гост = гость ),
  • Градислава ( град = город, замок, крепость ),
  • Дарина (от слова дар, подарок ),
  • Добрава (от слова добро ),
  • Добромила,
  • Добронега ( добро + нежность, мягкость ),
  • Доброслава,
  • Драгомира,
  • Драгослава,
  • Ждана ( та, которую ждали; долгожданная ),
  • Звенислава,
  • Злата, Златослава,
  • Ива (назв. дерева, кустарника),
  • Инга ( госпожа , варяжское имя),
  • Казимира ( каз, казать = показывать, рассказывать),
  • Калина (назв. дерева, кустарника),
  • Ладислава (слово лад означает согласие, гармонию, красоту) ,
  • Любава,
  • Любомира,
  • Людмила,
  • Малина (назв. ягоды),
  • Мечислава ( меч , т.е. оружие + слава ),
  • Мила, Милава, Милана, Милена, Милица,
  • Милолика,
  • Милослава,
  • Мира, Мирослава,
  • Млада, Младена,
  • Мстислава ( месть, отмщение врагам + слава ),
  • Надежда,
  • Неждана ( пришла неожиданно ),
  • Ольга (от варяжского Хельга ),
  • Предслава ( впереди + слава ),
  • Прекраса,
  • Прибыслава ( прибывать, увеличивать, умножать + слава ),
  • Рада ( см. также Ариадна ),
  • Радмила,
  • Радослава,
  • Рогнеда (от варяжского Ragnhild - совет перед битвой ),
  • Ростислава ( увеличиваться, умножаться + слава ),
  • Ружена ( роза - цветок),
  • Сбыслава ( сбудется + слава ),
  • Святослава и Светослава («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Северина (от слова север , но и от христианского мужского имени Северин),
  • Слава,
  • Славомира,
  • Станислава,
  • Судислава ( суд + слава ),
  • Твердислава, Твердослава,
  • Цветана ( цветущая, цветок ),
  • Чеслава ( честь + слава ),
  • Яра ( яр, яро = весна; весенняя, горячая ),
  • Ярмила ( горячая, пылкая + милая, любимая ),
  • Яромира ( яр + мир = пылкая и горячая, но мирная, миролюбивая ),
  • Ярослава ( яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный )

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажены до Ярославы) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М. А такие имена, как Лада, Руслана, Светлана и Снежана лишь кажутся древними, на самом деле это «искусственные» имена с возрастом, не превышающим 150-200 лет.

2). Что касается элемента слав, слава , то он означает не только «слава» (как свидетельство всеобщего уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень Рад- в славянских именах типа Радмила, Радослава означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать); корень Власт- означает родина, отечество.

4). У наших предков имена Святослава и Светослава были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой выражают один и тот же смысл - «чистый, незапятнанный».

5). Имена Вера, Любовь, Людмила, Милица, Надежда, Ольга являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать девочку любым другим именем из вышеприведенного списка (Божена, Власта, Злата, Инга, Мирослава, Радмила, Ярослава и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Другие материалы на эту тему см. в разделе



Похожие статьи
 
Категории