Староверы бразилии верили в сборную россии. Дынникова И.В

20.05.2019

И что из этого получается

Почти 8 месяцев назад в селе Огорь Жиздринского района поселилось две семьи староверов из Латинской Америки. А в октябре в ЖЖ появилось сообщение о том, как плохо живется нашим соотечественникам на вновь обретенной родине, с какими бюрократическими препонами и проблемами им приходится сталкиваться.

Корреспондент «Калужского перекрестка» решила проверить это и побывала в гостях у староверов, в семьеИосифа и Терентия МУРАЧЕВЫХ.

Воздушные замки о переезде из далекой жаркой Бразилии в холодную и суровую Россию долгие годы строил отец Иосифа. Он уже готовился покинуть Латинскую Америку, узнав о программе добровольного переселения соотечественников, да не дожил. Но его мечту осуществили сыновья.

Первым отправился Терентий. С женой и семерыми детьми он перебрался на Дальний Восток.

Иосиф наоборот не стал бросаться в омут с головой и сначала приехал с женой, сыном и дочерью в Москву, как турист. В столице у них тут же объявились знакомые, которые объяснили, как действует программа, какие документы нужно собрать. Больше года семья Иосифа Мурачева жила в Обнинске. Глава семьи работал на железобетонном заводе. Они с женой сразу поняли, что городская суета не для них. И как только появилась возможность, перебрались в Жиздринский район, в село Огорь.

О том, как долго и муторно приходилось собирать документы, чтобы получить гражданство, Мурачевы рассказывают неохотно. Лишь вскользь упоминают, что переводчика с португальского на русский в Калужской области не нашлось, и за всеми справками приходилось мотаться в Москву. Вообще жаловаться на трудности не в их характере. Они лишь благодарят всех, кто помог.

Вскоре к Иосифу в Огорь перебрался и его брат Терентий с семьей. Ему на Дальнем Востоке устроится так и не удалось. А переезд из одного конца страны в другой и вовсе разорил. Тем более, кормить приходится 7 детей. В Огорь семья перебралась в конце июня, сажать многие культуры было уже поздно. Денег хватило только на покупку кур. Узнав о плачевном состоянии семьи Терентия, старообрядцы со всех концов России стали перечислять деньги. Да и Иосиф помогает брату как может.

До весны проживем и потом не пропадем, - уверен Иосиф. - В Бразилии Терентий работал на ферме, зарабатывал в переводе на наши деньги около 25 тысяч рублей. Он специалист по посевам.

Доехать из Жиздры до села Огорь или обратно непросто, автобусы ходят только 2 раза в день: в 7 утра и в 2 часа дня. В остальное время можно добраться только на такси за 500 рублей. Остановки как таковой в селе нет - машины тормозят возле парка «Культуры и отдыха».

Для Жиздринского района старообрядцы оказались настоящей находкой. Работящие, непьющие, семейные. Молодежь не остается жить на селе. Половина домов заброшена. Много покосившихся, ветхих, пустых избушек.

В двух из них, что покрепче, на самом краю села и поселились братья. Их дома напротив друг друга.

Семья Иосифа Мурачева хоть и с трудом, но обустраивается в Калужской области.

Душа желала перебраться на родину, в Бразилии чувствовали себя как на чужбине - язык другой, все чужое. С малости мечтали о России, - признается Иосиф.

Он с неохотой рассказывает о том, что сначала ему дали совершенно необжитый дом - даже без пола. В итоге старенькую избушку со всей мебелью им отдал (не бесплатно, конечно) местный житель. Последнюю сумму Мурачевы внесли накануне нашей встречи. Так что теперь дом целиком и полностью принадлежит им.

Поправили избу маленько летом, много было здесь поломано, - рассказывает Иосиф. - С краю фундамента нет, а у самого дома он нормальный. Все здесь надо утеплять.

Из всех удобств в доме Иосифа только свет и холодная вода. Воду к дому подводили уже сами.

А где же вы моетесь? - удивленно спрашиваю я. - Во дворе есть баня?

Воду нагреваем и в тазике моемся, - спокойно отвечает Мария - жена Иосифа. - Но это не проблема, мы понимаем, что в первый год сразу обустроиться невозможно.

Обед готовят на печке, благо дрова достать не трудно. Газ в селе есть. Иосифу в администрации Жиздринского района пообещали в ближайшее время подвезти голубое топливо и к их с братом домам. А пока в избе холодно, дует из всех щелей. Как только ударили небольшие морозы, вода в кране замерзла.

Но хозяйством обзавестись староверы уже успели. Каждый день встают чуть свет - топят печь, доят коров, дают корм козам, гусям, уткам, курам.

Женщины у староверов настоящие рукодельницы. Сами шьют сарафаны, плетут половики, ухаживают за животными и помогают мужчинам в поле. Мария каждый день печет хлеб и местные его с удовольствием покупают. Хлеб, кстати, вкуснейший. Я такого никогда не пробовала.

Дети Иосифа и Марии учатся в пятом классе. Еремию 17, Агапии (на фото) - 18. Родители смогли им дать только домашнее образование. Учеба мальчику дается с трудом, а вот Агапия ходит в школу с удовольствием. Учителя говорят, что если она и дальше будет также стараться, то в следующем году ее экстерном переведут в 7 класс. Дети добираются до школы, которая находится в 20 минутах ходьбы от дома, на велосипедах.

Агапия в России продолжает придерживаться старообрядческих традиций - не стрижет волосы, коса спускается ниже пояса. Она маме перед школой помогает и сама вяжет, шьет. Свои сарафаны Агапия вышивает цветами из страз.

Еремий с восторгом вспоминает, как на днях позади села увидел лису.

Шубка у нее такая прекрасная, как на картинке из книжки, - рассказывает подросток.

Мурачевым обещали - проблем с землей не будет - дадут столько сколько надо. Но помимо земли им нужна еще и техника. Ведь приехали старообрядцы не картошку сажать, а развивать сельское хозяйство.

Нонче у нас планы гектар 150 на две семьи сработать, - рассказывает Мария. - Хотелось бы иметь 40 голов коров. Тогда можно будет сразу сдавать молоко.

Мурачевы хотят оформиться как фермеры, тогда можно будет и кредит получить.

Министерство сельского хозяйства по просьбе братьев выдало им трактор. Правда, он буквально сразу же сломался. Попросили местного тракториста, и он одолжил им свой. Денег у переселенцев нет, поэтому договорились расплачиваться урожаем следующего года. Время не ждет, пашут на тракторе Иосиф и Терентий сами - и днем, и даже ночью.

Нас природа очень хорошо приветила. В дар дало семя в прибыток. Мы много лет хотели третьего ребенка, - откровенничает Мария.- Я к врачам ходила и в Бразилии, и здесь в Обнинске. Мне сказали - надо много анализов сдавать, и все, что будут рекомендовать врачи, все делать. А вот сколь прошло месяцев после переезда? Три- четыре, и без всяких медикаментов забеременела. Калужская земля нам большой подарок дала - у нас семья прибудет.

От староверов веет настоящей добротой и теплом, которые мы, городские жители потеряли. Они встречают вас с улыбкой, сажают за стол как самого дорогого гостя, угощают всем, что у них есть. Они не жалуются на жизнь, не любят говорить о своих трудностях, смело смотрят вперед. Хочется верить, что их мечты о больших стадах скота, о колосящихся бескрайних полях овса осуществятся несмотря на все сложности и препоны. Ведь если не они, то кто будет поднимать деревню?

» побывал в гостях у русских старообрядцев, живущих в Бразилии, и узнал, в частности, об их отношении к проходящему сейчас в этой стране чемпионату мира по футболу. Оказалось, билетов на матчи в самой Бразилии никак не достать, даже по интернету…

Ванька-Жоан

Полтора часа езды от Куритибы (город, где на днях проводился матч сборная Россия — Алжир) — и сворачиваем по шоссе по указателю: «Colonia dos russos». На полях пасутся коровы, а на гравийной дороге приходится лавировать между лепешками. С пригорка скатываешься как раз к дому самого разговорчивого местного жителя.

Антон Николаевич Санаров , — представляется дедушка в соломенной шляпе, которого встречаю на стройке дома. Правда, сначала он справляется, кто я есть такой.

Антону Николаевичу 80 лет. Родился в Харбине в русской семье. Из Китая путь лежал уже в Бразилию. Тут он уже больше полувека. Санаров — староста в русском поселении Санта-Крус (что можно перевести как Святой Крест). Показывает молельный дом. Но туда пускают только староверов. Зато можно посмотреть рыбник, где плещется хорошая рыбешка.

— Дом стар стал, видишь, доски гниют, — показывает уже свое жилье Антон Николаевич. — Поэтому задумали строить новый, кирпичный.

— Ванька, а ну-ка поди сюда! — староста зовет темнокожего парня, работающего на стройке. Хотя он вообще-то Жоан. Это его на местный, то есть русский, лад так кличат. А еще говорили, что русская община живет замкнуто, без телевизоров и телефонов…

— Хорошо, когда этого люди придерживаются, — говорит Антон Николаевич. — У нас в доме — а живем мы с женой и дочерью — телевизора нет. А без телефона нельзя. Скоро позвонят, скажут, какая цена на сожу — это здесь так бобы называют. Когда спрашиваю, почему у Санаровых семейство небольшое, староста улыбается.

— У меня 17 детей. 10 дочерей и три сына, — говорит Антон Николаевич. И, помолчав, добавляет. — Еще четверо померли маленькими.

Билеты на жого

У Марьи, которая замужем за одним из сыновей Антона Николаевича, детей только трое. И свекра она называет исключительно тятей.

— Как мы живем? Да проходите в дом, поговорим, — приглашает она. Дом обставлен современно. На столе — фрукты, рядом ноутбук.

— Очень хотели на жого попасть. Как это по-русски? На игру! Но билетов в Куритибе никак не достать, даже по интернету — жалуется Марья.

— В каждой семье говорят по-русски, — Антон Николаевич показывает на поселок. — Раньше-то здесь было 23 дома с русскими семьями. Теперь осталось только девять.

Кто-то уезжает в другие штаты Бразилии, кто-то возвращается обратно, как семья Марьи. Но так или иначе пустеет не только русская деревня.

Удивительно, конечно говорить про футбол и сборную России с русскими людьми, которые родились в бразильской деревне и никогда в России не бывали.

— Мы с мужем живем хозяйством. Работаем и в поле, скотину держим, птицу, — говорит Марья. — Но дети этим уже не хотят заниматься. Они видят жизнь в городе, где ходят в школу, общаются с друзьями. Я тут спросила у дочки: «Тебе какой язык ближе — русский или португальский?». Она мне отвечает: «Мама, у меня так уже все в голове перемешалось — и русский, и бразильский». И правда, дома мы говорим только по-русски, а в школе они общаются на португальском.

Обращение русского человека

Про футбол говорим и с Антоном Николаевичем. «С кем теперь играет Россия? — уточняет он. — Ну, Алжир должны заиграть». «Заиграть» — значит, выиграть. Пока, правда, заиграть у сборной России не получается.

— Надо было натренироваться и поучиться хорошенько, — наставляет староста футболистов сборной России. И по моей просьбе составляет им письмо — из деревни от дедушки:

Поздравляю всех русских футболистов. Желаю чтобы вы выполнили свою задачу. Русский человек Антон Николаевич Санаров.

НАШИ В БРАЗИЛИИ
О Бразилии омичи наслышаны, как о стране футбола, самбы, карнавалов,фазенд, мыльных опер, джунглей Амазонки и родине Пауло Коэльо. Оксане Иссерс, профессору, декану филфака ОмГУ, побывавшей там в составе исследовательской экспедиции, она предстала в лице русской женщины в длиннополом сарафане, верхом на мотоцикле.
Эх, дороги...
Целью экспедиции было изучить быт, язык, культуру русских староверов, покинувших Родину в 20-е годы, когда их стали раскулачивать.В Рио-де Жанейро члены экспедиции добирались из Москвы через Мюнхен, потом - пятичасовой перелет в штат Гайана. Вылеты в аэропортах осуществлялись непунктуально, рейс могли задержать минут на 40, или за 5 минут до посадки отправить в другой терминал, приходилось бежать, как соревнующимся легкоатлетам. Затем ехали автобусом несколько часов до Рио Верде, через неделю был долгий ночной переезд на автобусе в городок Примавера. Это бразильская глубинка, штаты центральной части страны. Дороги там заасфальтированные, но разбитые.Поэтому, когда участники экспедиции арендовали автомобиль, не успели проехать десяти минут, как в стекло из-под колес втлетел камень, оно все пошло трещинами. Пришлось платить, а ведь и аренда не дешевая - от 100 долларов в день (со страховкой).
Язык-то доведет, но картинка надежнее
Среди участников экспедиции лишь один знал португальский язык. А общаться по-английски с бразильскими провинциалами - все равно что на иностранном с жителями Усть-Ишима. Поэтому случались сложности. Так, снять комнату с балконом удалось лишь распечатав из Интернета соответствующую картинку. Наши исследователи в местных городках с трудом искали по путеводителю улицы, иногда встречалась молодежь, которая знала английский и подсказывала верное направление. Дорогу иногда подсказывали и староверы. Ориентиры выглядели примерно так: «Там будет эвкалиптовая лесина, а потом низьмина, дальше - сигнатура на деревню...»
Староверы Примаверы
Когда русские староверы прибыли в Бразилию, их заселили на неплодородные земли. Но эмигранты использовали минералы, чтобы удобрить красную глину, и засеяли поля соей. Благодаря трудолюбию сейчас почти все они - люди зажиточные.
Между собой староверы разговаривают только по-русски, детей родному языку учат в собственноручно построенных школах по старым советским букварям и красочным книжкам, привезенным из России (как правило, это сказки). Кроме того, все дети посещают бразильскую школу. Женщины одеваются в длинные сарафаны, руки должны быть закрыты, на голове у замужних- шамшура (платок, прикрывающий волосу).У каждой староверки больше 100 сарафанов (или стилизованных под них платьев), их принято шить к каждому празднику. Мужчины носят косоворотки и не бреют бороды.Так как жениться на родне до восьмого колена нельзя, а община не так уж велика, создаются интернациональные семьи, хотя это не очень одобряется. В таком случае могут сказать: «бразилюху взял». Принятая в семью «аборигенка», как правило, учится говорить по- русски, носит сарафаны. Нередки ранние браки, лет с 15-ти: если подросла хорошенькая невеста, надо успеть ее взять замуж! Назарий, Мелапея, Гликерия, Олимпиада - такие имена, наряду с более привычными (Иван, Елена), встречаются у наших соотечественников. Обычный способ перемещения по деревне или между деревнями – на мотоцикле или, как они называют, на «моте». Им легко управляют и женщины, независимо от возраста.
Исследователей староверы гостеприимно приглашали к столу, угощали, хотя, в соответствии с верованиями и традициями не принято, чтоб чужие пользовались их посудой, ночевали под их крышей.
Чужие там не ходят
Бразилия входит в десятку наиболее криминальных стран мира. В ней много фавелл - это трущобы, группа домов, возведенных на занятых самовольно участках земли, поблизости от большого строительства, часть материалов которого и идет на постройки. В лачугах ютится беднота, здесь же обитают наркоторговцы, воры, трансвеститы и проч. «Фавеллы слеплены друг с другом, как ласточкины гнезда, часто проехать можно только на мотоцикле.Туда ходить не рекомендуется.Можно живым не выйти. Также опасно бродить вечером по отдаленным улицам и особенно находиться на безлюдном пляже. Окружат, и никто не поможет. В лучшем случае просто ограбят. Мы как-то из кафе вышли в 9 вечера, к нам подбежала американка, услышавшая иностранную речь, и взволнованно сказала, что надо скрываться, потому что «будет борьба с наркобаронами». В тот день зачищали фавеллы, были столкновения», - рассказывает Оксана Иссерс.
Опасно и на дорогах: в провинции автомобилисты водят лихо, часто проезжают на красный цвет светофора, много мотоциклистов, которые откуда-нибудь выскакивают неожиданно.
Есть риск заразиться желтой лихорадкой. Прививку от нее в Омске не делают, в Москве поставить ее можно платно лишь в двух центрах. Оксана Иссерс не успела с вакцинацией, но «пронесло». «Выше вероятность заболеть в сезон дождей или в заболоченных джунглях», - комментирует она.
«Аборигены»
Название страны происходит от португальского brasa, что означает «жар». «У нас нет зимы, есть два сезона - дожжи и засУха», - говорят староверы.
Хотя бразильцам не так важно, как сибирякам, закаляться, оздоровительные пробежки там популярны. «Утром в Рио де Жанейро мы пошли на пляж Капакабана и поразились. Вся набережная была запружена бегущими в шортах, купальниках бразильцами. Это продолжалось с 9 до 11 утра. Многие, чтобы пробежаться вдоль Атлантического океана, приезжали на машинах», - вспоминает Оксана Иссерс.
Кстати, поплавать в океане участникам экспедиции не довелось - на побережье в Рио-де-Жанейро огромные волны, поднимавшиеся выше человеческого роста, давали возможность лишь окунуться, стоя в воде.
«Бразильцы приветливы, жизнерадостные. Как рассказывали нам староверы, любят отдыхать, и не очень - работать. Толерантные», - делится исследователь впечатлением. Не случайно в Рио-де-Жанейро городские тротуары, выложеные черно-белой мозаикой в виде морских волн, символизируют мирное сосуществование черной и белой рас.
Без труда не выудишь рыбку
Бразильская кухня считается одной из самых оригинальных, но меню зависит от района. Наших исследователей удивило, что в отелях предлагали мало блюд из рыбы, хотя у многих местных жителей есть собственные прудики, где ее разводят. Зато - изобилие фруктов и углеводной пищи: пирожочки, зажаренные в масле пончики, блинчики. Через неделю уже очень хотелось салатов, а их не было. Приходилось покупать огурец, помидор, готовить самим.(Цены на продукты близки к омским.) Пришелся по вкусу шашлык из куриных сердечек. Но самое характерное для всей Бразилии блюдо - фейжоада (feijoada): готовится из черной фасоли, различных видов мяса со специями, колбасы, муки маниоки, подается с капустой, ломтиками апельсина, соусом из перца.
«Планета» обезъян
В Бразилии действительно «водится много диких обезъян». Громадное количество мартышек рассматривали иностранных гостей с веток деревьев, когда они были в Пантанале – территории, которая в период дождей превращается в гигантское болото, самое большое в мире. Сюда слетается невероятное количество пернатых, и туристы плавают на лодках, наблюдая и фотографируя птиц, крокодилов и прочих обитателей. Но больше всего наших путешественников поразил Фосс Игуассу - 275 водопадов, разделенных скалами и обильной растительностью. Это излюбленное туристами место находится на границе 3-х стран – Аргентины, Бразилии и Уругвая. Там же расположен и знаменитый Парк птиц, в котором оборудованы огромные клетки, где собрано множество видов пернатых. Можно зайти и полюбоваться на обитающих там попугаев, туканов и др.
Ольга Ермоленко
(фото из домашнего архива Оксаны Иссерс)
Цифры
30 сортов деревьев манго может расти у одной семьи староверов на фазенде - зеленые, желтые, волосатые. Их так много вызревает с одного дерева, что некуда девать: ни продать, ни скормить овцам: даже скот все не поедает.
50-60 долларов в день стоит провинциальная гостиница в Бразилии
10 детей в среднем принято иметь в семье бразильских староверов
127 В составляет электронапряжение в большинстве районов страны
1 доллар равен примерно 2,4 бразильских реалов. В провинции может не быть банкоматов, а в банках - не оказаться долларов.



Русские в Боливии заслуживают пристального интереса, как минимум, по двум причинам. Во-первых, русская община там появилась не в бурные 1990-е, а ещё в ХІХ веке. Во-вторых, в отличие от других латиноамериканских стран, русские в Боливии практически не ассимилировались. Более того, будучи гражданами этой страны, родиной они считают Россию, которую не видели даже на экранах телевизоров: ведь телевизоры они не жалуют.

«Ой, мороз, мороз» под пальмами


Эти женщины носят длинные сарафаны, мужчины - рубахи с поясами. Под венец идут рано: девушки уже в 13, парни - в 16; рожают много, так что и десять детей в семье не редкость. Имена у всех русские, но старинные, каких теперь и не услышишь: Мамелфа, Агапит, Киприян, Инафа, Елизар.

Все - крестьяне. Живут продажей плодов труда своего; в воскресенье отдыхают, ходят в церковь. Вроде обычная русская деревня конца XIX века, но вокруг - не поля с березками, а боливийская сельва, и выращивают крестьяне не репу с капустой, а бананы с ананасами (впрочем, пшеница тоже в почете).


По-русски все говорят чисто, без намека на акцент, но с редкими вкраплениями испанских слов. Заслуги боливийских властей в этом нет: государственные школы в стране только испаноязычные. Русский язык хранит и прививает семья, а читать детей учат не только по-русски, но и по-старославянски, ведь главная книга в каждой семье - Библия - написана на этом языке. Таких крестьян-старообрядцев в Боливии около 2 тысяч. Деревни их расположены в тропических департаментах страны - Санта-Крус, Кочабамбa, Лас-Пас, Бени.


Несмотря на стойкое соблюдение традиций, резко отличающихся от местной культуры, и внешнее несходство, никаких конфликтов с боливийцами у русских старообрядцев никогда не было. Живут с соседями дружно, прекрасно понимают друг друга (все старообрядцы хорошо знают испанский), но сближаться не хотят и браки заключают только со своими, причем не в пределах деревни (это запрещено), а выписывая невест издалека. Благо, в Латинской Америке старообрядцев хватает.

Сохраняя веру


Сформировалась община постепенно, старообрядцы прибывали «волнами». Первая из них относится к второй половине позапрошлого века, когда часть сибирских старообрядцев, устав от гонений, стала искать место на карте, где можно было бы спокойно исповедовать свою веру. Такой точкой (а точнее, континентом) стала Латинская Америка в целом и Боливия, в частности. Первых переселенцев привлекли плодородные земли и либеральная политика местных властей.


Если первая волна переселенцев попала в Боливию напрямую, то путь второй был весьма сложен. Сперва в бурные годы гражданской староверы бежали в Маньчжурию. Вроде прижились, родилось новое поколение - и тут разразилась революция уже в Китае. Пришлось снова бежать, на этот раз в британский Гонконг. Оттуда часть старообрядцев перебралась в Австралию, а часть - в Бразилию. В Бразилии понравилось не всем - решили переехать в Боливию. Но не исключено, что русских в Боливии ждет новое переселение.

Назад на Родину


Впервые за много лет проблемы с властями у русских старообрядцев появились в начале 2010-х. Их вины в том нет: просто к власти пришло левое правительство Эво Моралеса, которое озаботилось судьбой индейских земель, на которых живут и работают старообрядцы. Часть из них задумалась о возвращении на Родину, тем более, что эти планы активно поддержали российские власти.

В 2011 в Россию из Боливии приехало около 30 человек, за ними потянулись другие. Вопреки прогнозам, назад никто не вернулся, хотя пришлось непросто: так, в выделенных им районах почти никто не остался, разъехались кто куда. Последуют ли их примеру остальные русские в Боливии? На этот вопрос может ответить только время.

Сегодня многих интересует, какими были . Действительно интересная история.



Похожие статьи
 
Категории