Статика динамика в композиции. Основы композиции

17.02.2019

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Движение можно замедлить или ускорить:



Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.


Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Ритм в композиции

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение... В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.




сетчатый.

Плоскость скользящего отраженияесть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив - негатив".

Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.

Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.

>>>в начало

2.5. СТАТИЧНЫЕ И ДИНАМИЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Все орнаментальные композиции делятся на два вида

- статичные и динамичные (по аналогии с объектами природы - неподвижные и движущиеся). Образный смысл динамичной композиции - движение, развитие, напряженность; статичной - покой, неподвижность, замкнутость формы. Сочетая элементы динамичного и статичного характера, можно создать много орнаментов, разнообразных по композиции.

Типичные свойства статичной и динамичной композиции

Мотив будет статичным, если его можно разделить плоскостью симметрии на равные части так, чтобы одна его половина была

зеркальным отражением другой. Аналогично - с двумя плоскостями симметрии (вертикальной и горизонтальной). Статичность мотива определяется не только его симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя (статики). Наклонные линии динамичны. Все асимметричные мотивы динамичны, они делятся на неравные части. Динамичность этих мотивов в композициях подчеркивается наклоном.

В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов. Циркульные дуги в вертикальном и горизонтальном расположении статичны. Окружности всегда статичны. Динамичны спирали, параболы и т.п.

Статичные раппортные композиции

Главная задача при создании статичных композиций - организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики . Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной композиции достигается при квадратной форме

При создании статичной композиции прежде всего нужно построить раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по горизонтальным рядам. Расположение мотивов

в сет ке имеет тр и варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

1. Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).

2. Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости -

в шахматном порядке).

3. Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).

Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции.

Например: в лоскутной композиции одинаковые квадратные раппорты - блоки и одинаковые интервалы между ними по горизонтали и вертикали - решетка.

Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по

всем параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали именно те выразительные средства композиции, которые придают ей статичность.

Графическая трактовка мотива

1. Линеарное решение мотивов (использование линии). В лоскутном шитье это могут быть линии стежки

или линии лоскутного рисунка.

2. Пятновое решение мотивов (использование пятна). По сравнению с линеарным оно более активно и тяжеловесно акцентирует внимание на ритмическом чередовании

3. Линеарно-пятновое решение мотивов (использование линии и пятна).

В лоскутном шитье это может быть сочетание стежки и узоров.

Динамичные раппортные композиции

Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости . Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.

Ощущение движения (динамика) достигается:

при отсутствии оси симметрии у самого мотива;

при наличии у мотива хотя бы одной оси симметрии - за счет поворота мотива;

при абсолютной симметрии мотива - путем изменения его размеров.




Ритм Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма. Ритмическое чередование цветовых пятен, линий, штрихов создают иллюзию движения, особенно если идет постепенное нарастание или убывание ритма.








Асимметрия, смещение композиционного центра Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения. Если в картине левая и правая часть не уравновешены, асимметричны, то также создается впечатление движения.


Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д. Безусловно важную роль играет и анатомически верная передача движения людей и животных, а также изображение склоненных от ветра растений, клубы пыли и т.д.




Статика Статика Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна. Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна.





Интересный рисунок- это не только привлекательный сюжет, но и удачная композиция. Композиция означает размещение на листе элементов рисунка и их связь друг с другом. Хорошая композиция отличается равновесием и гармоничностью и притягивает взгляд зрителя.

Создание композиционного центра

Рисунок должен иметь центр внимания, или "главную часть", но зритель не должен оставлять без внимания остальную часть сюжета! Я стараюсь, чтобы мои композиции вели взгляд через всю картину к такому центру. Я часто размещаю все элементы в треугольнике или веду взгляд зрителя по извилистой тропинке или вдоль ряда деревьев. Для привлечения внимания я использую также цвет. Например, чистые тона привлекают взгляд, поэтому используйте эффект контраста между светом и тенью.

Выбор точки зрения

Угол, под которым вы рассматриваете предмет, может иметь решающее значение. Прямой взгляд может показаться статичным и скучным, тогда как взгляд на предмет под углом (слева или справа, сверху или снизу) вводит диагональные линии, создающие интерес и ощущение движения. Решите для себя, что вы хотите разместить в центре внимания, выберите точку зрения и формат, который лучше всего подойдет для данного сюжета.

Видоискатель может помочь выбрать "кадр" и рассмотреть его в разных форматах (вертикальном или горизонтальном). Для этого вам не надо покупать специальный видоискатель: вы можете легко изготовить его из Г-образных кусков картона, как показано на рисунке ниже. Соедините их скрепками в виде квадратной или прямоугольной рамки и смотрите через нее на выбранный сюжет. Держите рамку на разном расстоянии от глаз и под разными углами, выбирая наиболее удачную точку зрения и формат для своей композиции.

Плохая композиция

На этом эскизе все элементы собраны в центре и находятся в одной плоскости. Форма деревьев и кустов слишком однообразна, а тропинка уводит взгляд в сторону от картины.

Хорошая композиция

Небольшие изменения, внесенные в представленный выше сюжет, значительно улучшили композицию. Центр внимания смещен в сторону, элементы картины находятся в разных плоскостях и перекрываются, взгляд направлен вглубь композиции.

Диагональная композиция

В этой картине я расположила основные элементы в треугольнике, чтобы передать ощущение движения. Взгляд скользит вдоль линии воображаемого треугольника. Я использовала также пятна красного цвета, чтобы привлечь внимание к разным частям композиции.

Динамическая композиция

Компоновка элементов

Я полагаю, что лучше всего в решении композиции, прежде чем вы начнете писать картину, поможет ряд быстро сделанных набросков- "миниатюр" или небольших акварелей выбранного вами сюжета. Не старайтесь на этом этапе изображать все детали; просто сосредоточьтесь на общих формах. Двигайте элементы, на листе меняйте их размер, формы и цвет до тех пор, пока не найдете удовлетворяющую вас композицию. (Не забывайте о разных методах расположения центра внимания). Попробуйте объединить элементы, взятые из разных фотографий, и создать оригинальный сюжет. Старайтесь не быть рабом того, что вы видите и что используете в работе, составляйте композицию по своему желанию (это называется авторским правом).

Выбор формата

Эту фотографию я сделала в качестве вспомогательного материала для картины, представленной ниже. Я поменяла вертикальный формат на горизонтальный, исключив малоинтересный передний план и добавив колоритные кусты слева. Я также слегка изменила точку зрения и больше сосредоточилась на башне.


Создание композиции.
Я долго обдумывала эту линейную композицию, прежде чем писать картину. Я разбила сюжет на три основных элемента:
1) центр внимания и окружающая зелень;
2) железнодорожный путь, уводящий взгляд зрителя вглубь картины и
3) кусты слева, которые служат как бы противовесом и не дают взгляду уйти в сторону.


4 тема:

Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное - это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

Рис. 3.

Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Задание.

Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две - три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это - использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания:)



Похожие статьи
 
Категории