Странные герои платонова и смысл их существования. Почему платонов избрал главным героем своего рассказа такого Как Юшка боролся с болезнью

03.11.2019

Андрей Платонович Платонов...Человек, непреклонно следующий гуманистическим идеалам. Рассказ «Юшка» - подтверждение тому. Краткое содержание Платонова «Юшки» является предметом данной статьи.

Причиной тому является несколько факторов. С одной стороны, особый творческий стиль, где значительную роль играют инверсии. Как известно, инверсия - это изменение классического порядка следования слов при изложении. В немалой степени этот художественный прием характеризует стиль любого автора. Платонов же, по мнению литературоведов, в ней достиг высот невиданных.

С другой - принципиальный отход писателя от (ведущего метода литературы СССР). Он же предпочел быть непубликуемым и опальным, но таки продолжил своим творчеством традицию классической русской литературы конца XIX века. Авторский стиль Платонова сформировался не под влиянием партийных съездов, а благодаря и Толстого.

Актуальна ли нынче юродивость

Очевидно, что написанное нами краткое содержание Платонова «Юшки» отображает в более сжатой и лаконичной форме, чем оригинал рассказа, личность главного героя - юродивого мужчины лет сорока по уличному прозвищу Юшка. Юшка - это устаревшее Встарь этим словом на Руси называли блаженных, юродивых. Почему Андрей Платонов выбрал именно такого нетипичного для железного XX века персонажа? Очевидно потому, что считает тему юродивости для России не исчерпавшей себя, не выполнившей своей миссии, незаслуженно отторгнутой прагматичным обществом.

С одной стороны, пресловутый житейский здравый смысл изображает юродивого эдаким лишенным социальных ориентиров безобидным дурачком. Однако это лишь внешняя сторона. Гораздо важней в осознании сути юродивости ее суть: это добровольное, взятое на себя его адептом мученичество, скрывающее его тайную добродетель. Возможно, эту суть в определенной степени выражает широкоизвестная фраза из Евангелия от Матфея: о том, что добро следует совершать тайно, так, чтобы правая рука не ведала, что творит левая.

Портрет Ефима Дмитриевича - Юшки

Многое в этом рассказе сказано Поэтому и мы вослед за писателем изначально абстрагируемся от настоящего времени и будем утверждать, что события, описанные в нем, произошли в давние времена. С этого, собственно говоря, и начинается наш краткий пересказ.

Платонова «Юшка» рассказывает нам о тщедушном одиноком мужичке Ефиме Дмитриевиче (которого, собственно говоря, по имени-отчеству практически и не называют), преждевременно состарившемся, с редкими седыми волосами там, где у взрослого мужчины обычно растут усы и борода. Одет он был неизменно в одно и то же, не снимал одежду месяцами. В летнее время на нем была серая рубаха и закопченные, прожженные искрами кузнецкого горна штаны. В зимнее же он набрасывал поверх всего вышеуказанного прохудившийся старый тулупчик, оставленный ему покойным отцом.

Краткое содержание Платонова «Юшки» знакомит нас с одиноким сорокалетним мужчиной: неопрятным, внешне выглядевшим гораздо старше своего возраста. Причина тому - тяжелое, смертельное заболевание. Он болен туберкулезом, морщинистое лицо - лицо старика. Глаза Юшки постоянно слезятся и имеют белесый оттенок. Под этой, скажем прямо, жалкой внешностью скрывается прекрасная душа. По мнению писателя, именно такие, как юродивый Юшка, умеющие любить весь окружающий мир и даже людей, глумящихся над ними и приносящих им страдания, способны изменить к лучшему весь мир.

Работа на кузне

Вставал на работу Юшка всегда засветло, а шел в кузницу тогда, когда остальные люди лишь просыпались. С утра он заносил в кузню необходимые в работе уголь, воду, песок. Как у подручного деревенского кузнеца, в круг его обязанностей входило держать клещами железо, в то время когда кузнец его ковал. В другое же время следил за огнем в горниле, подносил в кузницу все необходимое, управлялся с лошадьми, которых приводили подковать.

Главный герой не иждивенец. Несмотря на смертельно опасную болезнь, он зарабатывает тяжелым трудом свой Для раскрытия образа важно внести это обстоятельство в краткое содержание рассказа «Юшка» Платонова. Работает он помощником кузнеца.

Удерживать тяжелые металлические заготовки клещами, по которым в это время бьет тяжелый молот кузнеца... Находиться под воздействием высокой температуры горнила... Возможно, такой труд и непосилен для больного человека. Однако юродивый Юшка не ропщет. Он очень достойно несет свое бремя.

Кони, даже норовливые, которых он подковывал, почему-то его всегда слушались. Следует, конечно, прочитать весь платоновский рассказ, чтобы ощутить, насколько все-таки гармоничный и цельный этот необычный человек. Такого впечатления не останется, если читать лишь краткий пересказ..

Платонова «Юшка» повествует об одиночестве героя. Родители его умерли, своей семьи он не завел, своего дома не было. Ефим Дмитриевич проживал при кухне кузнеца, пользуясь расположением последнего. По взаимной договоренности, еда входила в оплату его труда. Впрочем, чай и сахар при этом были отдельной статьей расходов. Их должен был Ефим Дмитриевич покупать себе сам. Однако бережливый мужичок обходился питьем воды, экономя деньги.

Жестокость людей к Юшке

Тихую одинокую трудовую жизнь проживал наш герой, о чем и свидетельствует наш краткий рассказ. Платонова "Юшка" также рассказывает нам о неподдающейся рассудку жестокости людей и даже их детей по отношению к Ефиму Дмитриевичу.

Какая-то патологическая потребность творить безответное зло… Тихий, не насилием, робкий Юшка никогда не давал отпор своим обидчикам, даже никогда не кричал на них, не ругался. Он был словно громоотвод для зла, накопившегося в людях. Его колотили и били камнями ни за что даже дети. Зачем? Чтобы возвыситься над этим безответным нищим и добрым человеком? Чтобы, сбросив с себя груз своей же низости, очиститься и уже с другими людьми общаться достойно? Чтобы почувствовать свою власть над человеком, презирающим законы корысти?

Когда же дети, бросающие в него камнями, сердясь за его безответность, догоняли и останавливали его, начинали, толкаясь, кричать, он лишь улыбался. Краткий рассказ Платонова "Юшка" показывает особое отношение юродивого к происходящему. В нем нет даже тени ответной агрессии. Наоборот, он сочувствует детям! Он считал, что они на самом деле его любят, что они нуждаются в общении с ним, только они просто не ведают того, что следует делать для любви.

К сожалению, еще более жестоко его били взрослые, очевидно, тешась своей безнаказанностью. Избитый Юшка, с кровью на щеке, с надорванным ухом, поднимался с дорожной пыли и шел в кузню.

Это походило на мученичество: ежедневные избиения... Понимали ли мучители этого больного и несчастного человека, насколько они низки!

«Юшка» Платонова как аналог «Пересмешника» Харпер Ли

Вспомним, проведя условную параллель, произведение классической американской литературы "Убить пересмешника". В нем несчастного, беззащитного человека все-таки щадят. Его великодушно освобождают от нависшего над ним и неизбежного насилия. Окружающие его люди уверены: поступать жестоко с ним нельзя. Это значит - взять грех на душу, это все равно как убить пересмешника - маленькую, доверчивую, беззащитную птичку.

Совершенно другой сюжет отображает наше краткое содержание рассказа "Юшка" Платонова. Юродивого жестоко бьют, унижают, издеваются.

Он проживал нелегкую жизнь изгоя на своей же Родине. Почему? За что?

Что в образе Ефима Дмитриевича близко лично для А. Платонова

Отвлечемся от сюжета рассказа. Зададимся вопросом о том, почему Андрею Платонову столь проникновенно удалось создать живой образ русского юродивого? А потому что, в сущности говоря, изгоем был на своей Родине и он сам. Российский массовый читатель смог ознакомиться с его произведениями лишь тридцать лет спустя после трагической гибели писателя в 1951 году.

Несомненно, это сам Андрей Платонов вопиет устами своего юродивого героя, пытаясь убедить не признающее его талант общество устами этого мученика в том, что люди всякие нужны, о том что ценны все, а не только "шагающие в ногу". Он призывает к терпимости, милосердию.

Как Юшка боролся с болезнью

Юшка - тяжело болен, и он знает, что не быть ему долгожителем... Юродивый был вынужден каждое лето уходить на месяц от кузнеца. Он ехал из города в дальнюю деревню, откуда был родом и где проживали его родственники.

Там Ефим Дмитриевич, наклонившись над землей, жадно вдыхал в себя запах трав, внимал журчанию рек, глядел на белоснежные облака на синем-синем небе. Рассказ А.П.Платонова "Юшка" весьма проникновенно рассказывает о том, как смертельно больной человек ищет защиты у природы: дыша лаской земли, наслаждаясь ласковыми лучами солнца. Впрочем, с каждым годом болезнь становится все более беспощадной к нему...

Возвратившись в город, после терапии природой, не ощущая боли в легких, он принимался за кузнечный труд.

Гибель

В то роковое для себя лето, в ту пору, когда он как раз должен был уехать на месяц и оздоровиться, вечером по дороге из кузни его встретил один из его мучителей, охваченный очевидным желанием унизить и избить этого блаженного.

Рассказ Платонова "Юшка" описывает страшные события, приведшие к гибели юродивого. Вначале мучитель намеренно спровоцировал несчастного словом, утверждая о бесполезности его существования. На эту грязную ложь юродивый ответил справедливо и разумно. Это был первый в жизни его достойный ответ обидчику, в котором прозвучала настоящая мудрость, доброта, понимание места каждого человека в Божьем мире. Негодяй явно не ожидал таких слов от юродивого. Тот, будучи не в состоянии возразить против простой и ясной правды, прозвучавшей из уст юродивого, в ответ изо всех сил толкнул несчастного, терзаемого страшным недугом. Юшка ударился о землю грудью, изъеденной туберкулезом, и в результате случилось непоправимое: больше Ефиму Дмитриевичу не суждено было подняться, он умер на том же самом месте, где и упал…

Философский смысл смерти Юшки

Герой А. Платонова Юшка принимает смерть мученическую, отстаивая свое место под солнцем, свои взгляды на Божий мир. И это трогательно. Вспомним аналогию из романа «Доктор Живаго», где звучит мысль о том, что идеалом этого мира не может стать дрессировщик с разящим бичом в руке, но им становится мученик, жертвующий собой… Только ему дано изменить этот мир. Именно так, с верой в справедливое божье устройство всего вокруг погибает Ефим Дмитриевич. Как же все-таки может повлиять смерть одного лишь прекрасного человека на окружающий его мир?.. Платонов говорит и об этом, далее развивая сюжет.

Урок благородства

Пожертвовать всем… Анализ рассказа «Юшка» Платонова показывает, что именно эта последняя часть рассказа наиболее рельефно показывает справедливость последних слов погибшего, что он «нужен миру, что без него - нельзя…».

Настала осень. Как-то в кузницу пожаловала молодая дама с чистым лицом и большими серыми глазами, в которых, казалось, стояли слезы. Она спросила, можно ли увидеть Ефима Дмитриевича? Вначале хозяев охватила оторопь. Мол, какой Ефим Дмитриевич? Слыхом не слыхивали! Но затем догадались: не Юшка ли это? Девушка подтвердила: да, действительно, Ефим Дмитриевич так говорил о себе. Правда, которую затем рассказала гостья, потрясла кузнеца. Ее, деревенскую сироту, Ефим Дмитриевич когда-то поместил в московскую семью, а затем - в школу с пансионом, ежегодно он ее проведывал, привозя ей деньги на год обучения. Затем усилиями юродивого девушка получила диплом врача Московского университета. Этим летом ее благодетель не приехал повидать ее. Обеспокоившись, она сама решила разыскать Ефима Дмитриевича.

Кузнец провел ее на кладбище. Девушка заплакала, припав к земле, и долго была у могилы своего благодетеля. Далее она приехала в этот город навсегда. Поселилась здесь и работала врачом в туберкулезной больнице. Она снискала себе добрую славу в городе, стала «своей». Ее называли «дочерью доброго Юшки», хотя, впрочем, те, кто называл, не помнили, кто был этот самый Юшка.

Опальный автор «Юшки»

Как вы думаете, какой в советское время мог заслужить литературной отзыв «Юшка»? Платонов, по своей сути, был человеком искренним, цельным. Восприняв вначале с энтузиазмом приход советской власти (он всегда сочувствовал бедным и простым людям), восемнадцатилетний молодой человек вскоре осознал, что пришедшие к власти большевики, нередко прикрываясь революционной фразой, совершают то, что вовсе не идет на благо народа.

Не будучи способным пресмыкаться перед властью, этот писатель предельно честно излагает в своих сочинениях то, что думает, что чувствует.

Иосиф Виссарионович Сталин в то время лично отслеживал «идеологическую выдержку» советских литераторов. Прочитав платоновский рассказ «Бедняцкая хроника», «отец народов» прямо на нем сделал свою рецензию - «Кулацкая хроника!» и далее добавил личную краткую характеристику самого писателя - «Сволочь»…

Не надо долго гадать, чтобы понять, какой бы в советской прессе получил отзыв «Юшка». Платонов, конечно же, ощущал подозрительное отношение власти к себе. Он тысячу раз мог прийти с повинной, «отработать», «исправиться», написав в духе социалистического реализма оду своим идейным оппонентам, при этом приумножив свой хлеб насущный.

Нет, он не склонил голову, не изменил высокой литературе, созданной русскими классиками. Его публиковали до 80-х годов прошлого века в основном за рубежом. В 1836 году в американском альманахе под рубрикой «лучшие сочинения» вышел его «Третий сын», кстати, в той же рубрике опубликовали и раннее произведение Хемингуэя. Там его действительно признали по сути его таланта, продолжателем поиска души, учеником Толстого и Достоевского.

Вывод

Литературоведы, говоря о продолжении в советской литературе традиций, заложенных классиками (Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским), неизменно упоминают Андрея Платоновича Платонова.

Что характеризует этого писателя? Отказ от всяческих догм. Стремление познать и показать своему читателю мир во всей его красоте. При этом писатель ощущает гармонию всего сущего. С особым уважением он раскрывает образы людей, порой скромных и незаметных, но действительно делающих этот мир лучше, чище.

Чтобы ощутить художественный стиль этого автора и насладиться им, рекомендуем вам прочитать рассказ, который написал Андрей Платонов - «Юшка».

Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за высказанной мыслью. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Ф. М. Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. В основе произведений А. Платонова лежат те же гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская литература.

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить свою природу", "выключать созна - ние", переходить "изнутри вовне", не оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого себя". Он понимал, почему "жизнь на время оставляеттого или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему "неугасимая жизньто и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. "Писать надо не талантом, а человечностью - прямым чувством жизни- вот кредо писателя. У А. Платонова идея и человек, ее высказывающий, не сливаются, но идея не закрывает человека от нас наглухо.

В платоновских произведениях мы видим именно "социалистическое вещество", которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Из кого же состоит живое "социалистическое веществоу А. Платонова? Из романтиков жизни в самом прямом смысле слова.

Они мыслят масштабными, общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе.

Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами - людьми раскрепощенной мысли.

Героями первых рассказов А. Платонова становятся изобретатели, которые грезят о переустройстве мира и знают, как это сделать ("Маркун"). В более позднем творчестве возникает герой-миссионер, который считает, что знает истину, и готов нести свет своего сознания людям. "Думал я сильно, за всех", - говорят платоновские проповедники.

Однако самый интересный герой Платонова, несомненно, - сомневающийся человек, человек "природный", "органический". Фома Пухов (повесть "Сокровенный человек") сопротивляется внешним обстоятельствам. Его странничество предпринято ради обретения внутренней истины.

Судьба строителей-философов в произведениях А. Платонова, как правило, трагична. И это вполне соответствовало логике эпохи. А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только "музыку", но и отчаянный крик.

Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и сметены. Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны.

Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные.

Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться.

Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие. В романе "ЧевенгурАндрей Платонов изобразил именно таких людей.

Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства - труд.

Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера.

Трагически заканчивается противостояние "внешнегои "внутреннегочеловека для героя "ЧевенгураСаши Дванова. Он долго живет только идеей, верой, а потому уходит в озеро от утратившей ценность жизни. Герой романа "КотлованВощев хочет "выдумать что-нибудь вроде счастья", но счастья конкретного, материального. Он хочет материализовать идею и наполнить смыслом материю.

Именно поэтому он радуется, узнав о "веществе существования", и остается работать на котловане. Проверкой этой идеи становится судьба ребенка, маленькой девочки Насти, которая воспринимается рабочими как "маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом".

Настя умирает, и оставшиеся в живых герои повести теряют жизненную силу. "Зачем...

нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?- размышляет Вощев. И писатель разоблачает созданное "всемирное счастье". Энтузиазм первых лет революции оказывается лишь рытьем собственной могилы. Появляющиеся на строительстве котлована крестьяне работают "с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована".

Но от чего можно спастись в пропасти? Так постепенно А. Платонов приходит к мысли об отдалении людей от той истины, которой они готовы были посвятить себя без остатка. А потому в его произведениях, на мой взгляд, в полной мере воплотилась трагедия поколения.

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить - это истинно платоновские герои.

Просмотр содержимого документа
«В чем особенность героев А. Платонова.»

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра гуманитарного образования

В чем особенность героев А. Платонова.

Работу подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Троицкая СОШ Чистоозерного района Новосибирской области Сафинрейдер Ольга Анатольевна.

Новосибирск, 2012.

Всё возможно – и удаётся всё,

Но главное – сеять души в людях.

А. Платонов.

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить – это истинно платоновские герои.

Платонов относился к тем писателям, которые кожей почувствовали революцию. Он столкнулся с тем, что добрым намерениям соответствуют плохие поступки. У писателя человек не сливается с идеей, идея не закрывает наглухо человека. Герои не понимали порой, что происходит, поэтому становились подозрительными. Все эти отклонения и перегибы запутали их. Персонажи Платонова никогда и ни за что не смогли бы стать теми безликими людьми, над которыми потрудилась идеология.

Писатель со своими героями шел против течения, отказывался участвовать в сотворении нового человека эпохи социализма. Образы Платонова беспомощны перед экспериментами, которые обрушили на народ что – то чуждое, непонятное, искушающее. Его герои непритязательны, легко переносят трудности в быту, порой не замечают их вовсе. Не всегда известно, откуда взялись эти люди, какое у еих прошлое. Но для Платонова это не самое важное. Ведь его герои – преобразователи мира, они стремятся подчинить силы природы человеку. Именно от таких людей нужно ждать достижения мечты. Это обыкновенные инженеры, механики, фантазеры, философы, изобретатели. У таких людей мысли раскрепощены. Они не увлечены политикой, революцию рассматривают с политической точки зрения. Все, кто не захотел идти по этому пути, потерпели поражение.

Платонов своим героям передал вдохновенную преданность труду. Он писал: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу».

Писатель выбрал для своих героев тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Герои Платонова ищут разгадку смерти, верят в научное воскрешение мертвых. Сиротство из характеристики героя может развертываться в целый сюжет произведения и превращаться в символ разрушенной целостности жизни, «великого немого горя вселенной». Сирота и ребенок живут практически в каждом герое Платонова; они брошены, оставлены, у нет дома, матери и отца.

Главное устремленье человека в мире Платонова – стать сопричастным людям, природе, вселенной, почувствовать свою непрерывную связь с ними, преодолеть грусть безответного существования. Его персонажи – романтики в полном смысле этого слова. Они мыслят масштабно и освобождены от эгоизма.

А ещё герои Платонова – это романтики битвы, люди, чьё мировоззрение сформировалось во время гражданской войны. Они бесстрашные, бескорыстные, честные и откровенные, имеют лучшие намерения. Эти люди кажутся нам чудаковатыми, а их жизнь – лишенной цельности и смысла. Максим Горький называл их «чудаками и полоумными». Действительно, многим из них неведома жизнь для себя, они дивут, поддавшись какой – нибудь идее, пропитавшись жизнью природы, живут, чтобы принести пользу окружающим. В этом состоит подлинность их характеров.

Герои Платонова – как природа. Они живут густым и множественным переплетением связей, сразу всей своей массой, потому что эти люди так беззащитны перед жестоким «хирургическим вмешательством, безжалостно рассекающим эти связи.

Его образы не обладают достаточным количеством знаний, у них отсутствует прошлое, все это им заменяет вера. Для писателя важнее всего то, чтобы человек не был разрушен.

Во всем пространстве прозы Платонова простирается «прекрасный и яростный мир» людей, который не нуждается в чужом вмешательстве, так как он сам многолик. Почему же герои Платонова так самозабвенно верят в социализм? Да просто люди эти непросвещенные, подчинены языческим традициям, тяжелейшими условиями жизни, отсюда и вера их в доброго царя и в коллективный разум.

Лев Николаевич Толстой однажды сказал о возможностях человека: «Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз – любовь к себе, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество. Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец».

Андрей Платонов - одно из самых ярких явлений русской словесности XXвека. Родился Платонов в 1899, умер в 1951. Таким образом, жизнь Платонова стала своего рода обрамлением первой половины XXвека. А первая половина XXвека - время весьма интересное.

Мощнейший рывок совершают литература и живопись, встает на ноги кинематограф. Вместе с тем, одна за другой случаются сразу две мировые войны. Происходит тотальная перекодировка человеческой жизни. В русской прозе эти изменения привнес и утвердил Андрей Платонов.

Платоновский герой

Платоновский герой - излишен, избыточен. Его не должно быть на Земле, а он есть. Часто можно услышать, что читать Платонова очень трудно, почти невозможно. Дело здесь, думается, вот в чем. Все мы, будучи жертвами Возрождения и Просвещения, несем некоторую идею человека. Это человек, напитанный идеями, человек мыслящий, человек, чей внутренний мир полнится эмоциями и чувствами. Нас так научили, Мы так привыкли думать. Нам это, в конце концов, льстит. Человек у Платонова - совсем другой.

Как говорил о себе Макар из рассказа «Усомнившийся Макар»: «Я - пустой». Пустота - главная характеристика платоновского мира. Соответственно, степи и поля - основной ландшафт. Также герои рассказов Платонова - всегда бездумны. Знания вдруг приходят к ним из ниоткуда. Мысль уступает место чувству. И когда читатель знакомится с платоновским персонажем, который является его полной противоположностью, читатель пугается. Читатель не привык жить в пустоте. Это, по меньшей мере, страшно.

Психоаналитический смысл сушествования героев Платонова

Платонов в свое время был чрезвычайно увлечен психоанализом, поэтому трактовка его персонажей с этой стороны будет весьма оправдана. Так, например, почти все герои имеют психопатологические расстройства. Главное из них - шизофрения. Саша Дванов, главный герой романа «Чевенгур», шизофреник даже на уровне фамилии. Дванов, два, раздвоенность. Человек у Платонова уже сразу расщеплен на несколько личностей. Тогда как в культуре принято человека считать единой личностью.

Также психоаналитический смысл имеет проблема рождения у Платонова. Здесь имеется в виду теория Отто Ранка о том, что главное переживание в жизни человека - это боль, испытываемая при рождении. Люди у Платонова - автохтонны, они рождены из земли. Точно так считали в древних мифологических культурах. С темой рождения непосредственно связана тема смерти. Так, например, отец Саши Дванова утопился в озере, чтобы узнать, что же там происходит, после смерти. Узнать, что будет после - вот чего хотят платоновские герои. Однако цена, которую надо платить за это знание, очень высока.



Похожие статьи
 
Категории