Стратегия дописывания повести Н. Гоголя "Шинель" в пьесе О

04.07.2020

СТРАТЕГИЯ ДОПИСЫВАНИЯ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» В ПЬЕСЕ О. БОГАЕВА «БАШМАЧКИН»

Трошинская О.В.

Драматургия XX века в лучших своих образцах тяготела к философскому обобщению этического, эстетического и социального опыта человечества для некоторой переоценки ценностей на новом витке общественного развития. Реализацией подобных обобщений в драматургическом сюжете часто становилась так называемая ситуация нравственного выбора, а одним из приемов обострения и отточенности подобной ситуации становилось обращение автора к литературным, историческим, мифологическим источникам, «чужому материалу» и «чужому слову». богаев пьеса гоголевский башмачник

Драматурги «новой драмы» обращаются и к классике: адаптируют, придумывают новые инсценировки, пользуясь новыми переводами, возвращаются к старому, традиционному сюжету. На наш взгляд, тенденция обращения драматургов к классическим сюжетоформам, возвращения к традиционной драматической форме и традиционным сюжетным схемам, использования литературных архетипов становится все более явной. По мнению Е.В. Абрамовских, «уникальной моделью рецепции является креативная рецепция незаконченных текстов» , а М. Науман относит рецепцию текста к типу «продуктивной»; М.В. Загидуллина же использует термин «внутрицеховая рецепция» . В «новой драме» рассказ об униженных и оскорбленных не выходит за рамки простого пересказа виденного и слышанного, картинок жизни.

Основная составляющая драматургического процесса сегодня -- движение «новой драмы» -- с самого начала своего существования создает целый арсенал новых (или обновленных) рецептивных стратегий.

Первой из подобных стратегий может быть названа инсценировка. Речь идет не просто о переносе прозаического произведения на сцену, т. е. переходе в иной дискурсивный ряд, а об определенных отношениях между двумя авторами, между двумя текстами. Примерами инсценировки-переосмысления можно назвать пьесу Н. Коляды «Старосветские помещики» и пьесу М. Угарова «Облом-оИ». Здесь сохранена основная фабульная схема, как правило, очищенная от побочных линий и подробностей, узнаваемые цитаты, которые не дают возможности спутать это с другим произведением, основные действующие лица. Однако автор привносит совершенно новый смысл в уже известный материал. Здесь речь идет о поисках смысла жизни и смысла смерти.

Наиболее продуктивной рецептивной стратегией стало использование сюжетной схемы, полной или частичной системы персонажей классического произведения в оригинальной пьесе современного автора, что можно назвать инвариантной рецепцией. В качестве примера подобных взаимоотношений с пратекстом можно назвать рецепцию «Вишневого сада» А.П. Чехова в пьесе «Полонез Огиньского» Н. Коляды.

Среди рецептивных стратегий необходимо назвать стратегию дописывания, представленную в пьесе «Башмачкин» О. Богаева.

Современного драматурга Олега Богаева, лауреата премий «Антибукер», конкурсов «Евразия» и «Действующие лица», принято относить к екатеринбургской драматической школе. Являясь «учеником» Николая Коляды и продолжателем его традиций, Богаев создал около двадцати пьес, многие из которых вошли в репертуар различных театральных и телевизионных постановок. Пьеса «Башмачкин» (или «Акакий А. Башмачкин») была написана в 2004--2005 гг.; в апреле 2008 г. по ней был поставлен спектакль с одноименным названием.

Пьеса содержит в себе продуктивное рецептивное начало, являясь своего рода инсценировкой повести Н.В. Гоголя «Шинель» . В обоих вариантах названия заявлена номинация главного героя -- Акакия Акакиевича Башмачкина. Это решение заголовочного комплекса Богаева предваряет концепцию драматурга об избранности, обособленности Башмачкина, попытки его канонизации, что собственно подтверждается жанровым подзаголовком «Чудо шинели в одном действии». В некотором роде чудо действительно происходит: гоголевская шинель оживает и начинает действовать. Оживает причем как неотъемлемая часть души и тела Башмачкина. В этом и заключается одна из специфической богаевской интерпретаций пратекста: шинель -- смысл существования Акакия Акакиевича -- становится его единственным другом и защитником, единственным живым существом, которое борется за Башмачкина, жалеет, защищает его, стремится к нему.

В данной пьесе нет афиши, есть только эпиграф, представляющий собой прямую цитату, отрывок из повести Н.В. Гоголя, и объясняющий горячечный бред Башмачкина во время его болезни. По сути, вся пьеса предстает расшифровкой текста, поскольку является сценической визуализацией бреда главного героя.

  • 1. Богаев фактически не берет гоголевскую сюжетную линию за основу, а создает своего «Башмачкина» при помощи стратегии дописывания. Его пьеса и начинается с цитаты, с того места из повести, от которого драматург «отталкивается» и начинает, грубо говоря, дописывать:
  • 2. Пустынная площадь. Полумрак. Стоят трое: Акакий Акакиевич, пред ним два здоровых мужика. Первый делает шаг вперед, наступает Акакию Акакиевичу на ногу. Акакий Акакиевич охнул. Второй хватает Акакия Акакиевича за воротник, притягивает к себе, дышит прямо в лицо .

Новый сюжет как бы виртуально включен в затекстовое пространство гоголевской «Шинели» . Богаев лишь предполагает то, что у Гоголя вынесено за скобки, подразумевая, таким образом, что классик вполне мог бы написать, если бы описывал бред Акакия Акакиевича. Драматург дополняет картину деталями и акцентирует внимание на определенных моментах и персонажах.

Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точно море вокруг него. «Нет, лучше не глядеть», подумал и шел закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами. .

Сцена кражи шинели также по-своему детализована Богаевыш: Егор и Тихон, «два здоровых мужика» , ограбившие Башмачкина, получают не только имена, биографию, но и свою страшную историю. В частности, Тихон убивает своего «напарника» топором, после чего гибнет сам, попав под лошадь. В дальнейшем мертвец Тихон также начинает охотиться за шинелью, внушая ей такое же чувство страха, свойственное несчастному Акакию Акакиевичу.

Используя фантасмагорический прием Гоголя, Богаев доводит многие моменты пьесы до крайней ситуации абсурда. Это обозначается и в подзаголовке, и непосредственно в эпическом тексте. Одним из явных отличий пьесы от пратекста является факт «очеловечивания», «оживления» шинели: у нее появляются своя история, эмоции, желания. И с Башмачкиным, которого она ищет на протяжении всей пьесы, они чувствуют друг друга на расстоянии: находясь в болезненном бреду, Акакий Акакиевич как будто видит все происходящее, мысленно и вербально сопровождает свою шинель, направляет ее, пытается оберегать:

Башмачкин (очнулся, садится, вытирает пот с лица, тяжело дышит, переводит дух, поднимает голову вверх, смотрит на потолок, удивленно). Как же вышло такое??? Что ж получается?.. Моя шинель... Моя шинель! И одна -- одинешенька в Петербурге! Может ли быть это??? (Закрывает ладонями глаза, сосредоточенно.) Нет, же... Вот она... Движется по Литейной... Она ищет меня! .

Отнятая у своего хозяина шинель начинает блуждать по городу, постепенно обнаруживает свое «человеческое» начало, происходят постепенное ее оживление и одушевление: сначала она -- просто ремарка, затем перед нами персонаж «Голос», который, отогревшись, становится уже персонажем «Шинель».

Богаев наделяет гоголевскую шинель разрушительной мстительной силой. Проявляется это ее страшное свойство еще во втором эпизоде, когда неясно, что шинель живая, а злостные похитители уже понесли наказание.

Сила возмездия сказывается на судьбах и других персонажей: даже если они не покушались на шинель, не обижали так явно «маленького» человека, они испытывают на себе эту силу.

Разделенные Башмачкин и шинель начинают тосковать друг по другу, стремятся обрести друг друга вновь, оба при этом страдая. Но страдают они по-разному: Акакий Акакиевич -- «пассивно», а шинель -- «активно». И физически они ведут себя по-разному: Башмачкин заболевает, у него появляются галлюцинации; не выходя из своей комнаты, он движется навстречу шинели только во сне, в бреду, в своем больном сознании, угадывая ее перемещения. Шинель же, оказываясь на улице, среди людей, на самом деле перемещается по Санкт-Петербургу, движется, искренне стремится к своему хозяину, убирая все преграды на своем пути. Причем, если в первой и во второй сценах есть виновные, которые наказываются за причиненные обиды, то, начиная с пятой сцены, объектом мести Шинели становятся и невиновные, все подряд. Шинель сама вторгается в дома, ее уже никто не узурпирует, не желает ею обладать: но вот горит дом сапожника, умирает ни в чем не повинный инженер -- злодеяния, которые породили первые похитители Шинели, все множатся. Шинель, как некая стихия, сносит все, уничтожает всех, даже дворника, который спасает ее и пытается подлатать: погнавшись за сбежавшее шинелью, он проваливается под лед.

Как будто капля крови на шинели вызывает дальнейшую череду смертей, причем иногда физическая смерть в какой-то мере является следствием «духовной» смерти персонажей, наказанием за их грехи или обиды, причиненные Акакию Акакиевичу. К примеру, от руки мертвяка Тихона умирает пронырливый газетчик, выдающий по воле редактора небылицы за реальные события; вдова, пытающаяся соблазнить Шинель и оставить ее у себя только потому, что «Всю жизнь мечтала о говорящей шинели!», и теперь «Марья Антонна сдохнет от зависти!» , вываливается с третьего этажа и т. д. Все, кто не помогал Шинели найти Башмачкина, не был достаточно «человечен», гибнут. Пожалуй, только Швейцара не удивляет говорящая Шинель. Остальные же персонажи относятся к ней сходно: изумляясь такому феноменальному «нарушителю неизвестного роду» , пытаются извлечь из этой ситуации максимальную для себя выгоду.

Стоит отметить, что в пьесе Богаева все персонажи каким-то необычайным образом оказываются связанными между собой: укравший Шинель Тихон, дворник и его беременная племянница, дворовая девка Аня, родом из одной деревни; портной и Башмачкин живут в одном доме. Тесно «сплетены» и сцены пьесы. В пьесе определены два пространства, где происходят события: это или комната Башмачкина, или улицы Петербурга, по которым передвигается Шинель. Причем сам Акакий Акакиевич своими словами, действиями как будто предваряет дальнейшие события, «подводит» к нему: например, он смотрит в неизвестный женский ридикюль -- и в следующей сцене Шинель находится у вдовы. Можно сказать, что каждая сцена, связанная с бредовым состоянием Башмачкина, соотносится с действиями Шинели.

Мы уже упоминали, что некоторые эпизоды повести Гоголя Богаев как будто раскрывает, «договаривает», но -- совершенно по-своему. Например, в пятой сцене, когда в доме Инженера сидит некий Чиновник. В ходе беседы выясняется, что это -- Иван Абрамыч, свидетель сцены унижения гоголевского Башмачкина «Значительным лицом» . Его история также раскрывается Богаевым.

Есть в пьесе и другие гоголевские мотивы, доведенные Богаевым до абсурда: погодные условия (постоянно воет ветер, идет сильный снег), сохранены разговоры о том, какая шинель у какого хозяина, куда можно и нужно ходить в шинели и пр. В конце пьесы снег становится красного цвета, за окном начинают летать генеральские шинели.

Особого внимания заслуживает описание комнаты Башмачкина: все происходящее в ней, все находящиеся там предметы, будучи «гоголевского происхождения», получают совершенно новое толкование и значение: чернильница становится калейдоскопом, под одеялом оказывается Невский проспект. И эти метаморфозы в конечном итоге направлены на то, что сама комната становится подобием обидевшего его города: далее Петербург оказывается уже под ногами Башмачкина; подсвечник становится Адмиралтейством; спичечные коробки -- Управой, Собранием; перевернутая тарелка -- Собором, тараканы, которых он давит ногами или ест, -- чиновниками; разбитый горшок -- Империей; а коробка -- Департаментом.

Болезнь Акакия Акакиевича начинается так же, как и в повести Гоголя: получив везде отказ в помощи, он не оставляет надежды снова соединиться со своей Шинелью и ищет ее в осколках чернильницы, в сапоге; отправляет и свой старый капор на поиски Шинели.

Обратим внимание на одну из последних сцен, когда Шинель попала к императору, которому ничего об этом чиновнике неизвестно, но он все же хочет повысить его и награждает орденом Святого Андрея и лентой. Здесь так же, как и у Н. Коляды, герой со своим больным сознанием проецируется на другого гоголевского сумасшедшего -- Поприщина:

  • -- Ты знаешь, кто есть Российский император?
  • -- Башмачкин!

Мотив «маленького человека» проявляется и в исповеди швейцара, от которой «беззвучно заплакала» шинель, и в обращении Башмачкина к нему:

Башмачкин (лежит, задыхается, в жару). Помоги же, добрый человек... Добрый человек... Я брат твой... Добрый человек... Я брат твой... Брат твой... Человек... (Пауза, в отчаянии.) Э-э-э-э-э-э-й!!! .

У Гоголя найдем: «И в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”» . Получается, что в пьесе Богаева главные гоголевские слова находят свое воплощение.

Финал пьесы довольно парадоксален: все умершие -- воры Шинели и возможные обидчики Акакия Акакиевича -- вылезают из-под кровати, из шкафа, стола -- отовсюду. В последней сцене Акакий Акакиевич встречается, наконец, со своей Шинелью: «Вдруг разбивается окно и влетает Шинель. Все расступаются, Башмачкин застыл с улыбкой» . К сожалению, она опоздала: Акакий Акакиевич уже умер.

Как и первая, последняя, финальная сцена не является фантасмагорической -- это возвращение к реальности и одновременно возвращение к пратексту: хозяйка и два мужика хоронят Башмачкина. Но если в повести Гоголя просто «исчезло, никем не защищенное» существо, то у Богаева мы видим и гроб, и провожающих, и Акакия Акакиевича в гробу. Несчастный Башмачкин, как будто видевший перед смертью Ангела, фактически канонизируется за все свои страдания и мучения.

Таким образом, в пьесе Олега Богаева «Башмачкин», именуемой как «Чудо шинели в одном действии», стратегия дописывания реализует себя в приемах переосмысления и продолжения пратекста, что позволяет автору, с одной стороны, актуализировать гоголевские мотивы (мотив власти, мотив страха), ощущение классического кода, а с другой -- в творческой стихии «разрушения» гоголевского канона утвердить ценностные смыслы (гуманность, милосердие, всепрощение), выступающие в творчестве Гоголя в «прикровенном» виде.

Библиографический список

  • 1. Абрамовских Е.В. Феномен креативной рецепции незаконченных произведений (на материале дописываний незаконченных произведений А.С. Пушкина): монография. Челябинск, 2006. С. 6.
  • 2. Богачев О. Башмачкин. URL: http://bogaev.narod.ru/doc/bashmachkin.htm (дата обращения: 12.12.2010).
  • 3. Гоголь Н.В. Шинель // Собр. соч.: в 8 т. М., 1984. Т. 3.

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?
  6. О чем?

    Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

    Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

    Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

    Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» повествует читателю о судьбе «маленького человека». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, бесправный и униженный человек.

Гоголь так описывает внешность главного героя: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Жизнь его – непрерывная отчаянная борьба за существование.

Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек, безропотно сносил постоянное унижение. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышалась нестерпимая жалость.

Башмачкину неоткуда ждать защиты, он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование. Он считает условия своей жизни вполне естественны и не имеет возможности, и, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести так, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель. А когда заветная мечта сбылась, чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача. Только теперь герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, которое привело к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

Образ Башмачкина в повести не однозначен. С одной стороны, автор подчёркивает, что герой духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённом до отчаяния способен противостоять против жестокости, несправедливости , произвола сильных мира сего и бессердечия окружающих. При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Акакий Акакиевич Башмачкин работает в департаменте чиновником самого низкого ранга. У него нет ни друзей, ни семьи. Цель его существования – переписывание и ответственное отношение к своей работе.

Внешность его неказиста: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Поведение главного героя тоже, он безропотно переносил унижения и насмешки сослуживцев. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» От этих слов у окружающих просыпалось что-то человеческое.

Самое трагичное, что Акакия Акакиевича полностью устраивало такое существование и даже не было желания изменить свою участь.

Башмачкин ходит в старой, истертой шинели. А когда покупает новую, ночью грабители отнимают её. В полиции, его даже не удостоили ответа. Только теперь герой понимает свою ничтожность, испытывает сильнейшее душевное потрясение и умирает

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

С одной стороны, автор подчёркивает, что Башмачкин духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённый до отчаяния, способен противостоять жестокости, несправедливости , произволу и бессердечию окружающих. Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, тоже имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные обиды в будущем придется ответить.

Повесть Николая Гоголя « » наиболее ярко показала нам проблему «маленького человека» в обществе. А главный герой произведения – Акакий Акакиевич Башмачкин стал олицетворением того самого «маленького человека».

Уже первые строки повести говорят нам, что судьба главного героя решена. Первое, что кидается в глаза – выбор имени. Гоголь с иронией описывает момент выбора имени ребенку. Из всех представленных имен: Моккий, Соссий или Хоздазат – Акакий было самое подходящее. Поэтому было решено назвать ребеночка Акакием в честь его отца.

Акакию Акакиевичу было пятьдесят лет. С виду он был невысокого роста, с лысиной на лбу. Всю свою жизнь он проработал мелким чиновником в одной из городских канцелярий. Его основной задачей было переписывание бумаг. Стоит отметить, что Башмачкину очень нравилась его работа. У него были даже любимые буквы, которые он писал с особым старанием.

Как и все «маленькие люди», главный герой боялся проявить инициативу, его пугало любое новое дело. Однажды новый директор канцелярии, видя старания Акакия Акакиевича, решает его вознаградить и дать работу посложнее. Нужно было прочитать статью и изменить глаголы, где нужно. Немного подумав, Башмачкин сказал, что будет лучше, если он просто что-то перепишет.

Его мизерное жалование не позволяло ему делать дорогих покупок. Он многие годы ходил в зеленом пиджаке, которое уже казался рыжевато-мучного цвета. В один из дней, Акакий Акакиевич решать заказать себе новую шинель. Нужно сказать, что это решение далось ему не просто. Он дважды просил портного подлатать его старую шинель, но портной не хотел браться за работу.

Башмачкин начинает экономить на всем, чтобы собрать нужную сумму денег. И вот шинель готова. Это событие стало настоящим праздником в жизни главного героя. Новая шинель словно открыла ему дверь в новую жизнь. Он даже решает пойти на вечер, чтобы «вспрыснуть» новую вещь. Там он становится главным действующим лицом. Впервые за всю свою жизнь Акакий Акакиевич позволил себе развлечься. Поздним вечером по дороге домой на Башмачкина нападают грабители и отбирают шинель. С этого момента жизнь главного героя превратилась в ад. Ни кто не понимает его трагедии. Он пытается найти помощи, но бюрократический аппарат «раздавливает» его.

Простудившись, Акакий Акакиевич умирает. Его смерть замечают только на четвертый день, но никто не сожалеет о случившемся. Тем временем, призрак Акакия Акакиевича начинает мстить своим обидчикам, срывая с них шинели. Он успокаивается только тогда, когда отбирает шинель у генерала, который прогнал его.

Таким был итог жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина.

(2)

Трагедия Акакия Акакиевича Башмачкина (по повести Гоголя «Шинель»)

Повесть «Шинель» — один из последних произведений Гоголя петербургского цикла, написанного в начале 1840-х годов. Петербург Гоголя — это город контрастов. Там «кроме фонаря, все дышит обманом», торжествует пошлость, а таланты гибнут.Красота роскошных дворцов и гранитных набережных, изысканно одетые дамы и благородные кавалеры, прогуливающихся спокойно городом, — это лишь одно из проявлений Петербурга. Ведь существует и другой, совсем не привлекательный для высшего света Петербург — город мелких чиновников, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и причуд богатых. И Гоголь не случайно выбрал для своей повести жизнь незаметного чиновника, история которого является настоящей трагедией «маленького человека», а если шире — целой прослойки тогдашнего общества.

Акакий Акакиевич — маленький сморщенный человек, чиновник низкого ранга в столичном департаменте. Он всегда был тихим, молчаливым, через постоянно становился объектом насмешек и насмешек. В ответ на насмешки Башмачкин только отвечает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» «Обижают» — так может сказать скорее ребенок, а не взрослый человек, который осознает себя как личность.

Акакий Акакиевич живет переписыванием различных нелепых бумажек. Но живет он?Нет, он служит безмолвно, ревностно, на совесть. Но только за это уважения не заслужишь, даже если всю жизнь ходить в мундире. Важно только, в каком именно мундире. За ним раз и определяют место в обществе. А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный советник»? Постоянные лишения окружающих Акакия Акакиевича, но он будто не чувствует этого. В Башмачкина была своя «поэзия жизни», так же унизительна, как и все его существование. В переписывании бумаг он видел «какой-то свой разнообразный и приятный мир»: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение появлялась на его лице. Иронизируя над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь одновременно отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Забрать у Башмачкина работу — все равно что отнять жизнь. С другой стороны, он никогда ничего творческого в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов.

Однако повествование в повести построена так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. История Акакия Акакиевича — это прежде всего история постепенной гибели человека под давлением социальных обстоятельств.

Он ходит в старой шинели, которую нельзя починить. Когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов выдержать любые испытания (вечером не зажигает свечи, не пьет чая), чтобы только осуществить свою мечту. Шинель становится своеобразным символом счастливого будущего, ради которого Акакий Акакиевич готов работать вовсю. Когда шинель была сшита, Башмачкин чувствовал себя абсолютно счастливым. Впервые за много лет почувствовал себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Потеря шинели оказалась потерей всей его жизни.

Шинель дала Башмачкин чувство человеческого достоинства. Когда отняли, его будто вернули в прежний, унижен состояние. И Башмачкин начинает борьбу за возвращение своей шинели. Но силы явно неравны. Государственная машина перемалывает Башмачкина.

Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у пристава, у «значительного лица»: повсюду на него ожидали или полное равнодушие, или пренебрежительное отношение и грозные окрики. Подавленное приемом в «значительного лица», Акакий Акакиевич заболел лихорадкой и умер. Но показательно то, что, умирая, Башмачкин неожиданно начал «сквернохульничаты» — произносить страшные слова, которые следовали за словами «ваше превосходительство».

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

Таким образом, тема человека как жертвы общественной системы доведена до логического конца. Но история жизни Акакия Акакиевича имела «громкое» продолжение после смерти. Умерший Башмачкин превращается в мстителя, что срывает шинели не прохожих, среди которых была и «значительное лицо». Это настолько пугает чиновника, что тот даже начинает лучше относиться к людям. С другой стороны, призрак Акакия Акакиевича мстит не одному человеку, а всему миру.Он срывает шинели всех, в том числе и из такого же, как он, маленький, не способного кому-то противостоять «флейтиста, свистел когда в оркестре».

3 / 5. 2



Похожие статьи
 
Категории