Стрит арт на тему искусство. Из истории стрит-арта

04.07.2020

Стрит-арт (уличное искусство ) – направление в современном искусстве, особенностью которого является использование внутригородских территорий для различного рода арт-проектов.

Сложно назвать точную дату основания стрит-арта как направления в искусстве. Исторически сам термин стал популярен в начале 80-х годов, в то же время он стал входить в лексикон различного рода искусствоведов, но, разумеется, сам жанр возник намного раньше.

Т.к. у уличного искусства нет четких концептуальных или технических границ, невозможно выделить конкретных идейных предшественников для стрит-арта как такового. В данном жанре можно наблюдать огромное количество различных поджанров и каждый из них зачастую имеет свою историю. Так, например, в настоящее время, когда стрит-арт уже признан как направление искусства, существует точка зрения, которая «легализует» его в глазах широкой общественности, указывая на то, что уличные художники зачастую придают невзрачным промышленным городам статус новых культурных центров, создают новые эстетические пространства, что повышает качество жизни местного населения. Ярким примером такого преображения может считаться город Бристоль , предположительно родина Бэнкси , где сейчас его работы не только сохраняются, но по ним даже устраивают экскурсии. Кроме того, в этот город приезжает много других уличных художников и их работы также сохраняются. С этой точки зрения идейными предшественниками стрит-арта можно считать футуристов (в том числе и российских), которые призывали раскрасить стены домов, «облагораживая глаз (вкус) прохожего».

Одновременно с этим следует заметить, что не для всех представителей стрит-арта концептуальной основой служила идея облагораживания городской среды. Одним из заметных проявлений стрит-арта являются граффити. Здесь (если говорить о современном периоде истории, т.к. о граффити вообще можно говорить применительно к самым разным эпохам) история берет свое начало в 1920-х годах, когда рисунки и надписи начали появляться на товарных поездах, курсирующих по США. Позднее данное направление превратилось в способ распространения политический и других идей, а также методом закрепления территории различного рода группами лиц. В начале 70-х годов движение стало крайне популярным, появилось множество райтеров, целью которых было разместить свой тег (свою подпись) везде, где только возможно. В условиях конкуренции со стороны других райтеров появлялось стремление сделать свою работу наиболее заметной, подписи становились все более и более сложными. При этом зачастую, вне зависимости от первоначальной задумки автора знак или надпись получали дополнительный смысл уже после того, как были созданы. Иначе говоря, чем чаще человек видит то или иное изображение, тем больше вероятность, что у него возникнет вопрос: что это значит? Люди начинаю спрашивать друг у друга, знак становится частью культурной среды, постепенно получая все новые интерпретации.

Развитие граффити было связано в первую очередь с США, а конкретней с Нью-Йорком. Там основной площадкой для различного рода уличных художников стал местным метрополитен. Вызвано это было тем, что метрополитен в то время представлял из себя наиболее незащищенную часть города, в которой при этом было очень много людей. Т.е. нарисовать что-либо в метро было относительно безопасно и аудитория у работы была значительной. Т.о. данное проявление стрит-арта развивалось в условиях внешнего давления со стороны властей и это, разумеется, оказывало на него влияние. В последующие годы началась активная компания по борьбе с граффити в метро и это привело к тому, что многие художники начали работать на улицах. Чуть позже начал набирать популярность трафарет, т.к. так создать свой рисунок художник может быстрее, что снижает вероятность возможного ареста.

При этом необходимо отметить, что трафарет сам по себе тоже является отдельным направлением в стрит-арте. Считается, что популярность он набрал на волне граффити и под влиянием неблагоприятной для долгой и кропотливой работы атмосферы, но при этом сказать, что трафарет является исключительно продолжением традиции нью-йоркских граффити было бы неверно. Данный способ интересен не только тем, что позволяет быстро создать изображение, но и тем, что позволяет повторять один и то же рисунок множество раз, а т.к. для непосредственно нанесение краски поверх трафарета не надо быть выдающимся художником, тег выполненный в такой манере быстрее распространяется по условной территории. Возможно первый примером здесь может считаться т.н. «Здесь был Килрой» (англ. Kilroy was here ). Тег получил огромную популярность в послевоенное время в США и Европе. Сама фраза принадлежит Джеймсу Килрою, который инспектировал верфи и на проверенных кораблях оставлял такую надпись. Постепенно фразу начали замечать и интерпретировать. Солдаты стали воспроизводить её в различных городах Европы, а в послевоенные годы типичное изображение человечка с длинным носом, выглядывающего из-за некой плоскости и соответствующая надпись «Kilroy was here» стали появляться по всей Америки.

В 90-е годы XX века трафаретом стали пользоваться художники, которые позднее получили широкую известность. Здесь можно отметить компанию Шепарда Фейри "Andre the Giant Has a Posse", которая позже трансформировалась в компанию «Obey», в ходе которой автор распространил около миллиона изображений Гиганта Андре с соответствующей надписью, пользуясь при этом различными методами, в том числе и трафаретом. Многократное повторение одного и того же изображения влияет на интерпретацию этого изображения зрителем. Отчасти здесь можно найти некое сходство с идеями поп-арта , но надо понимать, что если понятие симулякра предполагает создание копии без оригинала, символа без смысла, то в данном случае речь идет о символе, который приобретает смысл после, а вернее по ходу многократного копирования. Впрочем, ряд художников, ставших известными в рамках стрит-арта, в определенный момент начинали работать в жанре именно поп-арта, зачастую используя образы придуманные ранее для улицы.

Еще одним направлением стрит-арта можно считать различного рода инсталляции. Здесь можно выделить работы Марка Дженкинса, который создает скульптуры из пленки и скотча, размещая их позднее в городах по всему миру. Впрочем, к стрит-арту можно отнести любые арт-работы выполненные в пределах того или иного города, что делает данный жанр фактически безграничным по количеству произведений, художников, идей и т.д.

Существуют на свете люди, которые видят красоту в каждом мгновении! И этих людей объединяет движение стрит-арт. Если говорит общими словами — стрит — арт — это изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль.


Основной частью стрит — арта является граффити, трафареты, скульптурные инсталляции и прочее. Как признаются сами участники стиля стрит — арт — «В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип - «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте - не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу».


Стрит — арт экспериментирует со средой и построен на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются, а так же сталкивании контрастных образов или размещении их в необычной перспективе. Объект здесь включает в себя стену как часть того, что должно быть отчетливо видимым в качестве обрамляющего пространства, граффити же ее просто стирают.


В настоящий момент улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и всякого рода персонажей - логотипов уличных художников. Практически в каждой стране уже сформировался свой самобытный стиль. Исключение не составляет и Россия.





Виктория Головачева

Для начала стоит четко определиться с терминологией и определением области тех понятий, которые в дальнейшем будут использоваться в данной исследовательской работе. Из всех трех терминов, которые будут служить фундаментом и основанием для исследования, трудно очерчиваемым в определенных границах является термин «стрит-арт». Во - первых по той причине, что данное направление существует относительно недолгое время, поэтому оно не только не обрело своего четкого определения, но и до сих пор находиться не совсем в устойчивом положении, балансируя между оппозициями «искусство-не искусство». Во-вторых, исследовательские достижения не успели еще оформиться в теории, которые были бы признаны в научной сфере. В связи с термином стрит-арта возникает большое количество размежеваний в понимании самого явления, так как стрит-арт - термин, обобщающий все виды искусства, которые могут быть помещены в городскую среду или быть с ней связанными. Стрит-арт (street - art с англ. «уличное искусство») включает в себя такие формы искусства, как граффити, трафареты, перформансы и т.д.

«…Жанровая палитра стрит-арта крайне расплывчата: традиционно в нее включаются граффити, рисунок по трафарету или шаблону, расклейка стикеров и плакатов, грандиозные настенные росписи (мурали), окутывание зданий и сооружений в материю или ткани, проецирование видео на строение или пустыри, городская герилья, флешмобы, инсталляции под открытым небом и многое другое…». И список можно продолжать до бесконечности, современные технологии в сфере медиа позволяют создавать все новые и новые направления в уличном искусстве. Классификация художников и разновидностей уличного искусства буду представлены в последующих параграфах.

Что бы проиллюстрировать неоднозначность данного термина стоит отметить тот факт, что сами художники отвечают на вопрос «что такое стрит арт?» кардинально по-разному:

«Стрит-арт -- это любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. Под стрит-артом можно понимать и уличных музыкантов.»;

«Граффити и стрит-арт -- это искусство разного типа. Стрит-арт, как правило, концептуален.»; «Уличное искусство --это диалог художника с уличным пространством.»; «Граффити (как называют это медиа) -- о буквах, именах и шрифтах. Стрит-арт же призван обратить внимание общественности на определенные идеи посредством трафаретов, наклеек, плакатов, инсталляций и прочего». Из выше приведенных определений видны две закономерности: первая - граффити и стрит-арт разные феномены, их стоит различать, вторая - то что стрит-арт чаще всего употребляется в двух значениях. С одной стороны, это все искусство, помещенное в городскую среду, с другой стрит-арт - это особенное направление уличного искусства, которое обращено к зрителю, к обществу, с целью привлечения его внимания к каким-либо проблемам, вопросам или темам, такое искусство всегда содержит в себе концепт, идею. Стрит-арт в данной работе будет рассмотрен не как собирательный образ и термин, который объединял бы в себе все виды уличного искусства, представленные в городском пространстве. Для нас не столь важным представляется сосредоточение на его разновидностях и формах. Будет рассмотрен стрит-арт в его узком значении, как особенной разновидности уличного искусства. Любой художник хочет вызвать эмоции и отклик в душе зрителя, с этим желанием сочетается куда более серьезные задачи. Акцентирование внимания на действительно важных социальных проблемах: голодающие дети Африки, в оппозиции к ним зажиточное городское общество, вопросы военных конфликтов, роль женщины в обществе и т.п. Стрит-арт - это всегда своевременный отклик на актуальные культурные, социальные и политические события. Важно не то, в какой форме представлен стрит-арт, а какое сообщение он передает зрителю, как влияет на него.

У стрит-арта как направления современного искусства нет определенного терминологического набора, теоретической базы, на которую было бы возможно опираться в данной исследовательской работе.

Возвращаясь к вопросу о граффити, можно говорить о том, что оно как направление более тяготеет к субкультурной среде, к некому образу жизни. Сами художники говорят о том, что оно непонятно обычному горожанину, он не может считать те культурные и социальные коды послания, которые зашифрованы в граффити-надписях по всему городу.

«Граффити - представительная активность в социокультурном плане, значимо влияющую на определенный культурный пласт». Граффити занимается размножение одного и того же символа, знака, имени, надписи, в данном направлении вряд ли можно найти какой-либо посыл, идею или концепт. Многие трактуют и воспринимают стрит-арт как пост-граффити, как бы в эволюционном развитии, граффити - это прародитель стрит-арта. Но в данной работе мы не будем делать акцент на различиях стрит-арта и граффити. Важными представляются не формы, которое принимает искусство в уличной среде, важно то, нацелено ли произведение на диалог с городским пространством и зрителями.

«Стрит-арт, или иначе искусство уличных интервенций во всем многообразии его тактических методов и жанровых форм… Стрит-арт -- это пафосная эстетизация бунта, бунта не против отдельных системных недочетов, не против рыночной коррумпированности конкретных культурных персонажей или институтов, а против всего и вся, против капиталистического жизненного уклада, против эксплуатации, прекаритета, расового и классового неравенства, полицейского насилия и произвола крупных девелоперов, неуклонного роста безработицы и социальной незащищенности и т.д. Но это бунт без программы, без внятной риторики и четкой адресации, бунт, происходящий стихийно в данный момент и не оформленный в организованное сопротивление…». - такой взгляд на уличное искусство высказывает Дмитрий Голынко-Вольфсон в своей статье «Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды». Безусловно, бунт в некотором смысле не отделим от уличного искусства, это не обязательно борьба с властью или законом, чаще всего это борьба против всей системы в целом, попытка выйти за рамки этой системы. Стоит сказать о том, что стрит-арт не должен поддерживать такие протесты и такое заигрывание с властью, в результате которых могут погибнуть или пострадать люди. Художник, вызывая бунт, должен думать о последствиях. Все «болезни» общества кристаллизуются в стрит-арте, это определенно проблемное и неоднозначное искусство, это один из «каналов» выхода накопившихся вопросов, негодований и возмущений. При помощи искусства можно выделить ту или иную проблему, акцентировать на ней внимание, но решить ее такими методами невозможно. Испанский художником Исаак Кордал, считает, что уличное искусство и граффити -- это кожа города, его оболочка, по которой можно судить о состоянии общества, с этим определенно стоит согласиться.

Приступая к рассмотрению истории стрит-арта и граффити на территории России, следует обратиться к истории зарождения, появления и развития данных направлений за рубежом, особенно в США и Европе. Опираясь и обобщая мнения исследователей, занимающихся исторической стороной вопроса, можно сказать, что появление граффити относится к концу 1960-х годов в США. А именно изначально граффити образуется в Филадельфии, а затем уже перемещается в Нью-Йорк. Изначально граффити имели чисто утилитарный характер, использовались для разграничения территории между маргинальными слоями общества и ее криминальными элементами. На самом деле граффити как способ нанесения существует с очень давних и древних времен, можно говорить о том, что наскальная живопись - это уже первое граффити.

Еще в далекие 1930-е французский художник Брассай находит и делает снимки рисунков, которые выдолблены на фасадах зданий, что отсылает нас к наскальным рисункам. Такого рода зачатки уличного искусства носят бессознательный характер, в этом видится проявление подсознательных желаний и энергетики. Граффити 30-40-х годов примитивны, иррациональны, наивны как рисунки детей или психически нездоровых людей.

Если говорить об инструментах, позволяющих создавать граффити в современном понимании, то они появляются в 1949 году, а именно Роберт Абпланальп изобретает распылительный клапан современного типа. В том же году Эдвард Сэймур налаживает производство аэрозольной краски. В СССР в 1970-м в Латвии, в г. Рига было основано предприятие «ЛатвБытХим» - крупнейший в Советском Союзе производитель товаров бытовой химии. Также на данном предприятие производилась аэрозольная краска, ограниченная тремя цветами. После распада СССР данное предприятие прекращает свое существование.

Затем уличное искусство все также развивается во Франции в рамках ситуационизма, идеологического движения Ги Дебора и Рауля Ванейгема. Их идеи заключали в себе противопоставление «обществу спектакля», основанному на потреблении, капитализму, утилитаризму и урбанизму. Данное движение в виде лозунгов, листовок и плакатов проникает в Париж в 1968 году. Множество идей того периода было обращено к городскому пространству. Ги Дебор вводит понятие «Психогеографии», в котором он акцентирует внимание на эмоциональной составляющей городских мест, а Иван Щеглов в своем манифесте формулирует ряд утопических идей в «Формуляре нового урбанизма». В дальнейшем такого рода идеи и данное направление будут развиваться в рамках пост-ситуационизма, в котором стоит отметить Эрнеста Пиньона-Эрнеста и Жерара Злотикамиена. Данные деятели оказали влияние на формирование и развитие уличной плакатной школы во Франции. Данный период был сильно связан с политической и социальной ситуациями в стране, что находило отклик в творчестве художников. Еще до проникновения их США граффити в виде субкультуры, во Франции в 1970-е уже появляются граффити, выполненные аэрозольной краской.

В 80-е французский стрит-арт меняет русло своего развития в сторону борьбы с тогдашней системой образования, коммерциализацией искусства, борьба со сложившейся в тот период арт-системой.

В 70-е активен в сфере уличного искусства Харальд Наэгели, проживающий в Швейцарии. Затем он эмигрирует в Германию, где продолжает заниматься ранее начатым направлением.

Но именно в послевоенные годы в Америке это становится культурным феноменом городской среды. Тогда люди занимались благодаря граффити неким самопиаром - тиражировали на различных поверхностях своих имен и никнеймов. Каждый граффити-райтер заинтересован в том, чтобы его имя видели, как можно больше людей ежедневно, именно поэтому они были ориентированы по большей части на метрополитен, в который ежедневно спускались тысячи горожан. С этим связано зарождение такого направления как трейнрайтинг - граффити, нанесенное на поезда метрополитена, пригородного сообщения и дальнего следования. Механизмы борьбы с такого рода граффити выработали власти Нью-Йорка, они не выпускали в рейсы разрисованные поезда, а сразу отправляли их на перекраску, тогда для райтера не было смысла, потому что его рисунок никто не успевал увидеть. Также существует самое долговечное - это фрейтрайтинг - рисование на товарных вагонах, с них рисунки могут не удалятся годами.

Во Франции и США появление граффити и стрит-арта связано преимущественно с 1960-ми годами, это связано с рядом социальных и культурных факторов: с одной стороны, послевоенный высокий уровень безработицы, который говорит о наличии свободного времени, также в этот период начинают зарождаться другие субкультурные группы, что также являлось неким катализатором, панельная застройка городов, а соответственно образование отсталых и неблагополучных районов в городах, расцвет массовый культуры.

Французский философ Жан Бодрийяр размышляет в своей работе «Символический обмен и смерть» над феноменом граффити, который захлестнул Нью-Йорк в те годы. Он приписывает граффити-тэгам статус символа, знака, указывает на замкнутость зарождающейся субкультуры и атаку на зрителя, подобно кодированной системе, непонятной для всех, но достаточно агрессивной, настойчивой и влиятельной. «…в граффити нет содержания, нет сообщения. Эта пустота и образует их силу. Тотальное наступление на уровне формы не случайно сопровождается отступлением содержания. Это вытекает из революционной интуиции - догадки о том, что глубинная идеология функционирует теперь не на уровне политических означаемых, а на уровне означающих, и что именно с этой стороны система наиболее уязвима и должна быть разгромлена. Так проясняется политическое значение граффити». Стрит-арт же отходит от пустоты граффити и отсутствия сообщения, сила стрит-арта уже заключается в возможности трансляции определённых важных для общества идей и смыслов большому числу горожан, находящихся в городском пространстве.

Также Жан Бодрийяр говорит, что «граффити были новым типом выступления на сцене города - города уже не как сосредоточия экономико- политической власти, но как пространства/времени террористической власти средств массовой информации, знаков господствующей культуры». Продолжая традицию граффити, стрит-арт является неким заявлением и противовесом, как и экономической стороне, так и политической стороне жизни, стрит-арт продолжают борьбу с господствующей массовой культурой - СМИ, рекламой.

«Выступления против семиократии, этой новейшей формы закона ценности - тотальной взаимоподстановочности элементов в рамках функционального целого, где каждый элемент осмыслен лишь в качестве структурной переменной, подчиненной коду. Таковы, например, граффити. Действительно в подобных условиях радикальным бунтарством становится уже заявить: «я существую …». Уличное искусство менее претендует на заявление авторов о своем существовании или нахождении в городском пространстве, отходя от бунтарского духа граффити, но оно также продолжает борьбу с взаимозаменяемыми частями города, стрит-арт сам по себе делает какое-либо место уникальным, невозможным заменить его на такой же элемент в пространстве города.

«Граффити пытаются сбить с толку обычную систему наименований, разрушить рамки привычной повседневной городской среды. Граффити идут наперекор всем рекламно-медиатическим знакам, которые заполняют стены наших городов и могут создать обманчивое впечатление таких же заклинаний. Рекламу соотносили с праздником: без нее городская среда была бы унылой. Но на самом деле она представляет собой лишь холодную оживленность, симулякр призывности и теплоты, она никому не подает знака, не может быть подхвачена автономным или коллективным прочтением, не создает символической сети». Стрит-арта также, как и граффити стремится сбить с толку систему городских наименований, привычных повседневных практик. Ярким примером, в этой связи, могут являться интервенции. Под городскими интервенциями стоит понимать визуализированные заявления, совершаемые в общественном пространстве из чувства глубокой личной неудовлетворённости некоторыми аспектами городской жизни или из-за глубокой неудовлетворенности некоторыми аспектами вообще всего мироустройства, устройства социума и т.п. Причем интервенции направлены на использование уже имеющихся городских ресурсов: дорожные знаки, разметка, светофоры, телефонные будки и т.п.

Французский исследователь Ж. Бодрийяр также в своей книге рассматривал проблему «узаконенного стрит-арта», который был инициативой города, а конкретно нью-йоркский проект City Walls:

«… Все не двусмысленно: перед нами политика в области окружающей среды, крупномасштабный городской дизайн - от него выигрывают и город, и искусство. Весь город становится художественной галереей, искусство находит себе новое поле для маневра в городе. Ни город, ни искусство не изменили свою структуру, они лишь обменялись своими привилегиями. Такое уличное искусство обыгрывает архитектуру, но не ломает правил игры. Они реутилизируют архитектуру в сфере воображаемого, но сохраняют ее священный характер (архитектуры как технического материала и как монументальной структуры, не исключая и ее социально- классового аспекта, так как большинство подобных City Walls находятся в «белой», благоустроенной части городов). Однако архитектура и городское благоустройство, даже преображенные воображением, не могут ничего изменить, так как они сами суть средств массовой информации, и даже в самых дерзких своих замыслах они воспроизводят массовые общественные отношения, то есть не дают людям возможности коллективного ответа»12. Хороший пример того, что не всегда инициатива города выглядит достойно, скорее в данном случае это воспринимается наиграно и наивно, неотделимо от всего монолита городского пространства, что порождает ряд проблем в восприятии уличных произведений жителями Нью-Йорка. Отрицательный момент - это отсутствие обратной связи и принятие решений по инициативе городских властей, СМИ в одностороннем порядке. Данный пример показывает, что разрушение связей между тремя акторами: властью, горожанами и художниками порождает ряд проблем.

Также исследователь Ж. Бодрийяр говорит о том, что, оценивая стандартными эстетическими критериями уличное искусство, мы можем говорить о некоторой его слабости. При всей его стихийности, коллективности и анонимности оно все же соотносится со своими материальными носителями и с языком живописи. Поэтому существует опасность, что оно станет всего лишь декоративным произведением, будет любоваться только лишь своей художественной ценностью.

Затем намечается некоторая эволюция, развитие граффити, и уже к 1970-м, художников, рисующих на улицах, впервые начинают приглашать для участия в выставках, это и были первые шаги к «узакониванию» граффити, восприятию его как искусства. Вопросом помещения стрит-арта и граффити были озадачены многие еще с тех времен. В Европе в 1980-х граффити только устанавливается, при этом оно тесно связано с хип-хоп культурой. Стоит отметить два культовых кинофильма, которые были катализаторами распространения граффити по всему миру - «Wild Style», «Style Wars». Знаковой книгой для субкультурной среды стала «Subway Art», которая вышла в Лондоне. Такое географическое перемещение связано с ужесточением наказаний в 1980-е в Нью-Йорке. В Европе в начале 80-х государственная власть к надписям относилась как к детскому баловству и не обращало на это внимание. А уже в 1990-е появляется совершенно новая форма, новый городской язык, с его образностью и символичностью - «пост- граффити», такой термин можно увидеть у многих исследователей. Возникает вопрос можно ли поставить знак равенства между стрит-артом и пост-граффити? Это возможно, только в том случае, если пост-граффити ориентировано на зрителя и обращено к нему, в начале своего появления у граффити не было цели общения и выстраивания диалога со зрителем, но, когда связь со зрителем налаживается, тут можно говорить о пост-граффити и его следующей ступени развития- стрит-арте.

Прослеживается связь между появлением креативных индустрий и уличного искусства, условия образования были схожими: начало развития массовых коммуникаций, отмирание индустриальных порядков и зарождение постиндустриальных условий, начало процессов глобализации, господство массовой культуры и т.д.

На граффити, как и на стрит-арт влияли предшествующие направления изобразительного искусства такие как футуризм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, особенно французский сюрреализм 1920-х.

На самом деле еще в 1918 году у футуристов были декреты о перемещении искусства и творчества в уличное пространство, плакатное и лозунговое искусства в СССР, отчасти такие идеи можно причислить к уличному искусству, но скорее оно выступает в виде протоформ.

Если говорить о России, то проникать с запада граффити начинает только в конце 1980-х - 1990-х. В начале оно устанавливается скорее в виде субкультурной основы. Благодаря развитию хип-хоп культуры, граффити начало стремительно распространятся по миру и в середине 1980-х граффити достигает СССР. Появление в нашей стране граффити связано с политической оттепелью 80-х годов, когда железный занавес стал постепенно «приоткрываться» и молодежь стала интересоваться той культурой, которая уже была развита за рубежом. В 1985 году в нашей стране появилась мода на брейкданс и хип-хоп культуру вообще, частью которой было и граффити. Первыми художниками были танцоры, которые по совместительству рисовали граффити и оформляли декорации многочисленных брейк- фестивалей, которые проводились по всей стране. В то же время в Калининграде и Риге стали появляться настенный граффити, где они установились достаточно быстро. Первыми первопроходцами были Рижский Крыс - из Риги и Макс Навигатор из Калининграда. Это все относится к первой волне появления граффити в нашей стране, затем был перерыв, который был связан с распадом СССР. География распространения граффити была таковой: Рига - Прибалтика - Калининград - Санкт- Петербург - Москва.

Вторая волна граффити пришла в Россию в середине 1990-х годов все также благодаря фестивалям: Snikers Urbania, Adidas Street Ball Challenge, фестиваль Nescafe в Москве. Такого рода появление было связано с коммерцией и маркетингом компаний. Западные производители вышли на российский рынок и начали продвигать свои товары, проводить рекламные акции, привлекать молодежь. Среди райтеров второй волны можно отметить - из Москвы: Шаман, Worm, Zmogk, Mark, в Санкт-Петербурге: Fuze, команда SPP, Янки, Зааф, Склероз и другие. В конце 90-х с развитием интернета информация стала более доступной, и развитие граффити приобрело массовый характер. В 2001 г. вышел первый граффити журнал «Spray it», его стала издавать команда SPP.

Команды для райтеров в этот период становятся подобием семьи, в которой они начинают находить приют, защиту и схожие идеи, мысли. Появление граффити в начале носило дисперсный характер и обладало низкими темпами, центром подражания становится Европа. Райтеры не отделяют занятие стрит-артом и граффити от своей жизни, от своего образа мышления, для них это целый мир - с определенными людьми, местами, врагами и привычными атрибутами городской среды. В первую очередь

граффити и стрит-арт являлись образом жизни, творчеством, внутренним миром, частью самих художников и средством самовыражения. Для граффити важным показателем является даже не качество, стиль или сюжет, а умение все это сочетать со скоростью нанесения. Также в начале своего становления граффити было более протестным, ему были присущи более субкультурно выраженные черты.

«Особое развитие стрит-арта начинается именно в нулевые, это обусловлено рядом факторов. Пристальное внимание к стрит-арту в нулевые связано с исчерпанностью и рутинизацией системного поля искусства и запросом на внесистемный авангард, экспонируемый не на традиционных музейных и галерейных площадках, а в неожиданных урбанистических зонах, как правило, не наделенных устойчивым культурным статусом. Такой внесистемный авангард намеренно противопоставляет себя и коммерческому мейнстриму, и искусству политического активизма с их ориентацией на собственные ресурсы институциональной поддержки и культурной аудитории. В нулевые «современное искусство» в его системной ипостаси зачастую перестает отождествляться с напряженной интеллектуальной работой, индустрией производства знаний или новых подрывных смыслов, сводясь к набору индивидуальных стратегий взаимодействия с господствующими трендами. И стрит-арт, предполагающий радикальный отказ от включенности в магистральный культурный процесс, стал его внесистемной альтернативой. Поколение нулевых обнаружило в стрит-арте тот же неисчерпаемый потенциал обновления, что предшествующее поколение -- в искусстве новых технологий, призванном преобразовать традиционные коды визуальной репрезентации с помощью электронных медиа».

Такое мнение на исчерпанность и рутинизацию искусства в начале нулевых имеет место быть, важным представляются поиски новых поверхностей и территорий освоения современным искусством - оно реализуется в уличном пространстве. Тогда это было совершенно новым направлением искусства, противопоставляющим себя системному порядку и идеям, безусловно стрит-арт связан с поисками новых способов самовыражения художников. Также нельзя игнорировать тот факт, что наряду с этой тенденцией, возможно заимствования идеи с запада, самой идеи стрит-арта.

Также нельзя игнорировать тех механизмов заимствования из-за рубежа различных тенденции, которые существовали и существуют во множестве сфер. Катализатором этих процессов было наличие общего информационного поля и интернета, что упростило распространение и появление уличного искусства в России.

«Стрит-арт утверждает главенство социальной функции искусства, также изымает искусство из традиционного для него музейно-галерейного пространства и перемещает в живой и непредсказуемый контекст улицы». . Это действительно так в отношении двух главных черт стрит-арта, уличное искусство в данный момент концентрируется на социальных вопросах и проблемах, а вот в отношении музейного пространства тенденции немного трансформируются, стрит-арт соединяет в себе художественное и социальное. Если в начале своего появления в России стрит-арт полностью был абстрагирован от музейного пространства, арт-рынка, галерей, коммерции, то сейчас происходит раздвоение на два лагеря. Многие художники понимают и принимают правила существования капиталистического общества.

«Несмотря на то что временами стрит-арт обращается к травматическим аспектам коллективной памяти, в большинстве случаев он работает с актуальной современностью. По сути, стрит-арт создает дизайн современной жизни, выполненный не профессиональными, специально обученными разработчиками городского среды, а усилиями безымянных самоучек, которые относятся к городской среде как к полигону для терроризирования буржуа раздражающими его образами. В зависимости от того, преобладает ли в этом дизайне протестная или развлекательная составляющая, можно говорить либо о политическом стрит-арте, либо о его рекламно-коммерческом варианте (например, в Берлине нулевых стрит-арт становится объектом дорогостоящих туристических экскурсий, а многие уличные художники сотрудничают с корпорациями в производстве и раскрутке брендов)».

«Выявляет две наиболее вероятные перспективы дальнейшего социокультурного развития стрит-арта. Либо он останется средством индивидуального самовыражения и реализации частных карьерных инициатив, либо перерастет в массовое освободительное движение, сделается платформой для солидарной борьбы множеств за возвращение себе общего блага, городских улиц и всего урбанистического жизненного пространства». Можно проследить некий выход и появление стрит-арта из граффити сферы. Также такое движение возможно и в другие сферы: дизайн, иллюстрации, современное искусство в галереях и на арт-рынках. Направление такого рода перемещений идет в двух направлениях: от граффити к другим сферам или от отличных областей к уличному искусству, граффити. Но чаще всего нельзя провести четкую грань, эти сферы одновременно взаимодействуют и сосуществуют друг с другом.

Среди художников существует договоренность не рисовать на памятниках и значимых объектах культуры. Есть негласный кодекс, договоренность, но это все очень субъективно, адекватные люди понимают, что нельзя рисовать на памятнике Пушкину, библиотеках и т.п. Если райтеры, художники нарушают эти негласные правила, то они очень сильно осуждаются внутри сообщества художников и райтеров.

Стрит-арт связан с различными сферами: граффити, современное искусство, творчество, дизайн, массовая культура, маркетинг и брэндинг.

Чаще всего в уличном искусстве художники используют узнаваемые символы и образы.

В данный момент времени стрит-арт больше воспринимается зрителями не вживую, а через интернет пространство. Интернет становится новой площадкой для развития и распространения уличного искусства.

На становление стрит-арта повлияли разные направления и факторы - пропаганда, реклама, ситуционизм, мурализм, монументальное искусство СССР, паблик-арт, на появление граффити повлияли же другие факторы, что отличает эти два направления в своей основе и в своем назначении. При этом нельзя игнорировать тот факт, что многие художники выросли и вышли из среды граффити-райтинга, что оставляет определенное влияние на их творчестве. Многие уличные художники были граффити-райтерами и некоторые из них в своих работах продолжают тиражировать некий образ, который только сообщает о принадлежности к определенному автору. По большей части для таких художников неважна сама городская среда и контекст, в которые помещаются их произведения. Отличительной чертой граффити художников является то, что им неважно, где тиражировать свой псевдоним, главное, чтобы он был максимально заметен. Многие художники не всегда чувствуют ответственность за то, что они размещают в городском пространстве.

Популярные уличные художники становятся брендами, их начинают ценить не столько за творчество, сколько за громкое и популярное имя. Зрители в этом случае перестают оценивать работы таких райтеров критически. Сложившиеся условия и известность таких художников могут не позволить им развиваться дальше в своём творчестве.

Большинство уличных художников не сфокусированы на теории, а интересуются только практикой. Далеко не каждый художник задумывается над тем, зачем он это делает, что конкретно он хочет сказать своим творчеством и что он в него вкладывает. Это во многом отличает современных художников от деятелей прошлого, которые писали манифесты, разрабатывали теории, издавали книги. Современные уличные художники просто рисуют свои работы, затем выкладывают их в виртуальное пространство.

Художественные течения ХХ века обладали определенной идеологией, при этом в некоторой степени отрицая предыдущий опыт искусства прошлого. Художники тем самым пытались привнести что-то новое, сломать все старое, показать, что время сменилось, и искусство вместе с ним должно тоже трансформироваться. И в сравнении с этим уличное искусство сегодняшнего дня не обладает такой ярко выраженной идеологией и не пытается привнести что-то кардинально новое, уличные художники не пытаются разрушить все то, что было до них. Наоборот, они пытаются осознанно или не осознанно черпать вдохновение в абсолютно разных художественных направлениях и течениях. И зачастую можно проследить некую связь между искусством прошлого и настоящего и работами уличных художников.

Уличное искусство стало так популярно, потому что чаще всего оно доступнее для зрителей как физически - присутствие в уличном пространстве, в виртуальном пространстве, так и по содержанию.

Стоит отметить, что сейчас граффити и стрит-арт являются модными ярлыками, которые успешно эксплуатируются корпорациями и брендами, государством и другими институциями.

В уличном искусстве на данный момент не хватает профессиональных критиков и теоретиков, особенно в России, которые могли бы грамотно оценить работы художников, которые могли бы задать какой-то ориентир для зрителей, по которому те, в свою очередь, могли бы оценивать качество и содержание той или иной работы. Зрителям тяжело оценивать уличное искусство, опираясь на ранее приобретенные фундаментальные знания.

Один из основных вопросов до сих пор остается без ответа: можно ли назвать всех, кто рисует на улице художниками? Этот вопрос волнует и самих уличных райтеров, так как пока на него нет однозначного ответа.

Подводя итоги, можно сказать, что ценными являются те работы, к которым хотелось бы возвращаться и находить в них снова и снова что-то новое, ценное и отличное. Для стрит-арта в данном ракурсе опасна однозначность, отсутствие многозначного прочтения. Граффити и стрит-арт уже стали частью современного искусства, но в истории останутся только лучшие произведения и авторы.

Граффити в том виде, как мы его понимаем сейчас, зародилось в 60-х и с тех пор прошло огромную дистанцию как самостоятельная культура, как часть визуального искусства. Но даже среди тех, кто родился гораздо позже граффити, до сих пор бытует мнение, что уличное искусство нельзя сравнивать (и уж тем более высоко оценивать) с искусством музейным, традиционным, чья состоятельность подтверждается веками существования и всем известным именами.

Мы поговорили с Сабиной Чагиной и Юлией Василенко (на фото ), основателями Биеннале уличного искусства "Артмоссфера" и одноименного о том, что же все-таки такое уличное искусство или стрит-арт, как широко оно представлено на улицах и в музейных пространствах, как правильно его принимать и стоит ли вкладывать в него деньги.

- Давайте определимся с термином "стрит-арт".

С: Начинаешь с больной точки. Это вопрос, которым многие задаются в последний год. Недавно в Санкт-Петербурге прошел симпозиум, посвященный исследованию уличного искусства, и в течение шести часов мы пытались сформулировать, что такое мурализм, граффити и стрит-арт. Уличное искусство вышло за пределы субкультуры и требует новой терминологии. Так что то, о чем ты спросил, требует шести часов разговора.

Это городское явление. Представь, что мы говорим о скейтбординге. Можно вспомнить Калифорнию семидесятых, осушенные бассейны, в которых серферы начали кататься на досках и так далее. Но это неактуально, уже нет связи, как это начиналось, с тем, чем скейтбординг является сейчас. Это стало обычным делом в городе. Граффити тоже началось с мощной субкультурной волны в Нью-Йорке, в том Нью-Йорке, который был совсем не похож на нынешний. Сейчас граффити выходит за рамки субкультуры, развивается и обретает новые формы и даже смыслы. Ребята из культовой граффити-группировки "Зачем!", учитывая, что по сути они тегают, для меня являются представителями актуального искусства, в том числе, потому что они работают с контекстом. Или команда "1up", которая уделала всю Европу тегами, и представила в только что открывшемся берлинском музее Urban Nation свою инсталляцию, собранную из пустых баллочников.




Работа художника Sepe (Варшава), II Биеннале Артмоссфера

Мне тоже кажется, что в уличном искусстве осталось мало улицы. Оно перемещается в выставочные пространства?

С: Оно существует и там и там, и даже выходит за пределы какого-то конкретного пространства, например очень активно используется в дизайне. Художник ночью на улице, днем - в студии. Или, как наш хороший друг Алексей Luka, пошел учиться на сварщика и теперь варит металл, то есть, сможет применить это в искусстве, создать любую конструкцию для паблик-арта, например.

Ю: Действительно, в последнее время в России появилось больше выставочных проектов с участием стрит-арт сцены, но многие из этих художников продолжают работать и на улицах.

С: И хотя сейчас это не так заметно, но по сравнению, например, с Финляндией, у нас все еще неплохо. Там зиро толеранс на законодательном уровне, какое-либо уличное искусство на улицах запрещено. Я знаю человека, граффитоса из девяностых, который там сидел за постер. Есть, и напротив, город Вантаа, где мэр нарочито разрешил рисовать на стенах, и там это везде, но таким искусственным способом можно было просто обои поклеить, я такое не очень люблю.



Мурал, созданный в рамках фестиваля "Лучший город Земли", автор Агостино Якурчи (Италия), Москва, Гончарная набережная, сейчас закрашена

На мой обывательский взгляд, Москва сейчас положительно воспринимает уличное искусство, к нему привыкли.

С: Ничего не положительно, Руслан! Они просто не могут отличить рекламу от искусства! Я помню один пример, когда в Орликовом переулке закрасили , и жители дома писали ему: "Дима, вы не подумайте, это не мы!" Был фестиваль - я была его куратором, а Юля исполнительным продюсером большинства стен - в рамках которого нам удалось сделать много уличных работ, но почти все они сейчас уже закрашены.

- Что это был за фестиваль?

С: Есть такая практика - "процентное искусство". Во многих странах девелоперы - главные строители в городе, выделяют 1-1,5% из своего бюджета на паблик-арт и благоустройство, чтобы сделать городскую среду удобнее, приятнее и красивее. Причем, внедрено это на уровне законодательства. Для них это незначительная трата, а для искусства - вполне серьезная сумма, которая попадает в специальный фонд, а тот уже распределяет её на фестивали, гранты и другие проекты. Например, знаменитый паблик арт Cloud Gate в Чикаго создан на деньги девелопера, который построил бизнес-центр. И теперь это городская достопримечательность, куда съезжаются толпами. Мэр Сергей Собянин знал об этой практике и хотел привить ее и у нас. С Капковым они придумали фестиваль "Лучший город Земли" и в 2012 году объявили, что Москва должна меняться, и у нас должно развиваться уличное искусство. Первый фестиваль частично состоялся на деньги одного из девелоперов, и всё должно было идти к мировому стандарту. Но не дошло. А начиналось все масштабно - 150 стен. У меня была тогда галерея StreetKit, и мой приятель, Федор Павлов-Андреевич, позвонил мне и предложил стать куратором. В марте я пришла в Департамент культуры Москвы, к мужчинам в костюмах, и мне сказали, что уже в мае нужно всё начать. Нам с Юлей досталось 90 стен из этих 150.


- Как такое вообще можно провернуть?

С: На фанатизме. Юля могла всё это спродюсировать, а у меня были наработки с художниками. Поначалу мы сами какие-то разметки наносили, чуть ли не краску мешали. Там ведь как было: проект на большие деньги, с шестью нулями, а на оплату художников просто ноль. Видимо, предполагалось, что все должны работать бесплатно, за запах краски. Удалось убедить, что нужны гонорары, и это было революцией в схеме работы города и художников. Тем не менее, такое количество работ было невозможно сделать в столь сжатые сроки, и мы сделали около 30 художественных работ силами российских и зарубежных художников, и еще 50 на стенах ТЦП-будок рядом с детскими площадками: перенесли классические иллюстрации известных художников из детских книжек - Булатова, Билибина и других.


- Сколько из всего сделанного живо сегодня?

С: Да почти ничего. Работы 4 от силы. В Звонарском переулке работа француза Нелио, на Третьем кольце, на Люблинке.



Мурал, созданный в рамках фестиваля "Лучший город Земли", автор Waone (команда Interesni Kazki) Москва, Люблинская улица, 111

Обидно?

С: Обидно. Идея заглохла, на следующий год не удалось привлечь девелоперов. По сути, деньги оказались потрачены впустую. Да и сама идея теперь переврана - множество рисунков на фасадах в Москве сегодня являются рекламными: открыто эксплуатируют яркий и выразительный язык уличного искусства в коммерческих целях или в угоду политтехнологам. В "Законе о рекламе" не запрещены рисунки как таковые, в отличие, например, от баннерных конструкций, и этим все пользуются. Пачку сигарет на фасаде не нарисуешь, конечно, но что-нибудь нейтральное - пожалуйста. А человек идет мимо и думает, что это и есть уличное искусство.


- Если в Москву приезжает человек, интересующийся уличным искусством, что ему можно показать, куда сводить?

Ю: Экскурсию проводить негде. Недавно мы нашли в интернете ребят, которые проводят экскурсии на ретро-скутерах, у них было предложение посмотреть московский стрит-арт. Позвонили им спросить, где и как, может, посотрудничаем. Они рассказали, что эта экскурсия была очень популярна у иностранцев, но несколько раз они приезжали по адресу, где недавно была работа, а теперь ее там уже нет. Пришлось отменить.

С: С одной стороны, это специфика уличного искусства, оно недолговечно. Плохо, что классные работы безалаберно закрашены, но хуже то, что новых не появляется, городу это стало неинтересно. А у собственников зданий есть предложения разместить рекламу, ну и зачем им твои художества бесплатные? Вон покрышки на Павелецкой висят, стюардессы "Аэрофлота" по всему Садовому кольцу.


- Что грозит человеку, которого поймала полиция за рисованием на стене?

С: Есть статья за вандализм, заплатишь штраф, могут посадить на 3 месяца или направить на исправительные работы. Это не Европа, где все супер жёстко. Но при этом и всё затегано.


- Какой город идеален для стрит-арта?

С: Для меня - Сан-Паулу. Как-то органично и легко это там живет. Нью-Йорк по традиции считается, но там много коммерческих работ, заказных. В Бруклине еще отдают стены бесплатно, но с прицелом потом открыть бутик или галерею рядом. В Европе такого города я не знаю. Была Барселона, у меня как раз оттуда страсть к стрит-арту и появилась. Я попала туда в середине двухтысячных и там искусство было просто на каждом шагу! А потом пришел новый мэр и всё закрасили антивандальной краской, с которой водичкой рисунок можно смыть. Мне кажется, что Москва могла бы стать таким городом.

Есть предпосылки? Пока всё, что звучало о Москве, наводило на пессимистические мысли.

С: Пессимизм от того, что много бюрократических и административных препон и мало новых художников со свежими идеями. Все, кто есть, уже работают достаточно давно и их имена хорошо знакомы.


- Кто двигает российский стрит-арт, за кем надо следить?

С: Очень нравится то, что делают Миша Most, Кирилл Кто, 0331с, Luka, Толя Akue, Nootk, Дима Aske, Иван Найнти, Morik, Aber, Ведро, Peeks. Но, конечно, есть и другие…всех не перечислишь.


- В позапрошлом году несколько изданий разом написали о
Zoom.

С: Zoom - мощный персонаж и человек хороший. Мы делали с ним один проект в Саратове, вечером позвали на ужин, а он говорит: "Я спать, мне в пять утра вставать, рисовать пойду". И встал, помимо фестивальной, нарисовал еще и на бургерной работу по мотивам советского плаката "Родина-мать ". Он работает в понятной всем трафаретной технике, это язык, которой знаком многим по работам Banksy.



Работа Zoom, Москва, лето 2017, печать на баннерной сетке, Тверской бульвар, 1


- Как раз хотел спросить по поводу
Banksy. Тот стрит-арт, который на виду, кажется мне неоригинальным - это всегда отсылка к прошлому, заигрывание с чем-то знакомым или шутка.

С: Да, и такой отсчет мы ведем от Banksy. Я вообще не помню термина "street-art" до его появления. Когда появился он, это была бомба. До него субкультура была закрыта, варилась внутри себя. То, что мы ранее видели на улицах - тэги, бомбинг, флопы, не было обращено к жителям города, только к среде, к таким же, как сам уличный райтер. Вот мы с тобой из граффити: я нарисовал - ты прочитал. И написано было так, что только знающий мог прочесть, расшифровать мудреную типографику. Не было диалога со случайным зрителем. А Banksy начал диалог с властью и с простыми людьми. Конечно, он был не первым, но так прямо и точно этот диалог до него не выстраивали. Это продолжение поп-арта Уорхола. Понятное, односложное сообщение. Второго дна там не нужно искать.

Ю: Стрит-арт - это явление нелегальное и недолговечное, поэтому сообщение должно быть максимально понятно. Зритель моментально должен считать идею работы - завтра её уже закрасят.

С: Уличное искусство в отличие от граффити работает на зрителя: увидел и понял.




Работа группировки The London Police, II Биеннале Артмоссфера

Такие официальные институции как, например, Пушкинский музей или другие, обращают внимание на стрит-арт?

С: Потихоньку начинают, потому что его развитие нельзя игнорировать. В "Гараже" на триеннале современного искусства, например, была рубрика "Морфология улиц", Кирилл Кто там делал стену.

Ю: В MOMMA несколько лет назад была выставка Паши 183 . В прошлом году также в MOMMA фондом RuArts были представлены работы 0331с’а и ГРИШИ в ходе персональной выставки.


- В Третьяковке же есть отдел современного искусства.

Пару лет назад они совершили попытку сделать что-то с уличными художниками, в неких переговорах мы принимаем участие до сих пор. У них хорошая связь с Московским Метрополитеном, может быть, в этом направлении что-то могло бы получиться. Еще у нас хорошая связь с MOMMA - осенью на Гоголевском бульваре, 10 состоится персональная выставка Шепарда Фейри, известного по выстрелившему проекту Obey, он и сам приедет, и стенку сделает в городе.


- Ваше творческое объединение производит смыслы само по себе или вы все-таки больше посредник между художником и заказчиком?

С: Наше главное дело и главный смысл - биеннале "Артмоссфера", единственная в России биеннале, которая представляет художников с уличным бэкграундом. Ее цель - представить зарубежную и местную сцену, создать пространство для диалога, культурного обмена, платформу для развития местного сообщества. Собственно, такие же цели и у нашего творческого объединения. Чтобы биеннале существовала, мы периодически выступаем и в роли агентства, но к выбору партнеров подходим очень избирательно.

Биеннале носит независимый статус - проходит на деньги, которые мы сами фандрайзим, без поддержки каких-либо институций, без государственного финансирования, на деньги коммерческих партнеров, заработанные в течение года. Деньги нам нужны, но очень важен и посыл, подтекст, с которым приходит партнер. Сигареты рекламировать мы не будем, алкоголь - сначала очень внимательно рассмотрим. Ведь можно каким-то проектом поддержать искусство, сделать вместе светское или благотворительное событие, а можно и просто сказать людям: "Пей!". Это не наш случай.

Ю: Здесь стоит отдельно отметить, что мы не занимаемся маркетингом как таковым - коммерческой отработкой бренда партнера. Все наши проекты очень осмыслены, и первостепенна для нас художественная идея. Отчасти поэтому мы не выходим в бешеный формат ивент-агентства и организации любых мероприятий, а работаем только с теми, с кем есть взаимопонимание, кто хочет вложить свои средства в поддержку искусства, художников. Наши художники всегда рисуют то, что хотят, а не то, что "придумал" заказчик. Это всегда, прежде всего, творчество, не было такого случая, чтобы нам было стыдно показать результат своей работы.

С: Ну и, конечно, в ходе проектов мы генерируем множество смыслов и текстов, касающихся стрит-арт среды, собираем и аккумулируем информацию о ее представителях, стилях, течениях. Накопленные знания и опыт мы собираемся воплотить в энциклопедии уличного искусства, над которой сейчас работает наша команда.




Мурал, созданный в рамках фестиваля "Лучший город Земли", автор Рустам Qbic (Казань)

С какими предложениями к вам обычно приходят?

С: Чаще всего, по старой памяти о 2013 годе и фасадах "Лучшего города земли", нас просят нарисовать рекламу. Мы всегда отказываемся. Нет, однажды для Adidas нарисовали кроссовок, было интересно, но решили все-таки не продолжать. Мы могли бы делать такие проекты и для брендов, но ведь бренды не приходят и не говорят: "Нам нужен рисунок такого-то художника". Они хотят, чтобы нарисовали что-то по их заказу, по их представлению. Это как с музыкантами: можно выступить где угодно, но только если люди хотят слушать именно тебя.

Ю: Свежий проект, над которым нам было действительно интересно работать - , авторство которого принадлежит художнику Мише Most’у - живописное изображение площадью 10 800 м² на фасаде Выксунского металлургического завода (Нижегородская область).


- Как у такого большого и далекого от искусства заказчика появилась идея этого проекта?

Ю: У них есть благотворительный фонд "ОМК-участие", уже несколько лет подряд в Выксе они поддерживают фестиваль "Арт-овраг", чтобы развивать среду. Они предложили нам провести большой международный конкурс "Выкса 10 000", мы подключили свою сеть контактов по всему миру, собрали экспертное жюри, которое, которое в свою очередь, выбрало проект Миши Most’а. Все было по-настоящему.

С: Держится всё на директоре фонда Ирине Седых, у которой хороший вкус и есть желание поддерживать искусство. Все всегда держится на личностях. У брендов то же самое: одному директору по маркетингу нравится одно направление, а когда он увольняется, стратегия может кардинально поменяться.




Работа Кирилла Кто, II Биеннале Артмоссфера

Можно ли инвестировать в стрит-арт, что-то купить? И стоит ли?

С: Конечно, так все и делают. С нашими друзьями и партнерами RuArts Foundation мы ежегодно проводим аукцион художников с бэкграундом в уличном искусстве - грубо говоря тех, кто вышел из граффити и стрит-арта. В этом году аукцион прошел очень успешно: из 60 лотов продали 45, такая статистика - запредельный показатель для того же, например, contemporary art. На аукционах современного искусства продажи обычно идут не так активно.


- Посоветуйте, в кого инвестировать?

С: В Кирилла Кто, в Мишу Most’а. Все те же имена. Сама я коллекционирую Ведро , мне нравится.


- Покупатели стрит-арта на аукционе - кто эти люди?

Ю: Это люди, которые любят искусство - коллекционеры, или те, кто хотят приобщиться к такому искусству и, может быть, в будущем стать коллекционерами.

С: Дай бог здоровья Марианне Сардаровой, Катрин Борисов и фонду содействия развития современного искусства RuArts, которые изначально нас поддержали, увидели в этой идее потенциал. Из людей с возможностями они были первыми…


- Разве это не на поверхности лежит?

Если бы! Мы тогда ежедневно продавали что-то. Это тебе не Дубосарский и Виноградов. Окружение Марианны Сардаровой, её друзья, были первыми, кто начал инвестировать в этот рынок, но каждый год появлялись и какие-то люди извне. В этом году пришел очень известный футболист, не буду называть его фамилии. Из "Спартака", конечно же. Было приятно увидеть, что у спортсмена хороший вкус - он купил как раз те работы, которые я бы купила и себе в коллекцию.


- Самый дорогой лот?

С: Работа французского художника Кена Сортэ (Ken Sortais), работу купили за 4700 евро. А вот в 2016-м был лот за 17 000 евро, работы Паши 183. Знаешь, как говорят? Как бы печально ни звучало, художник становится знаменитым чаще всего после смерти. Именно тот случай. В принципе, и при жизни им интересовались, Паша был гениальным. Его называли "русским Banksy", но ему это было не по нраву. Да и не был он никаким Banksy, в нем было столько постсоветской романтики, сколько никогда не было и не будет у Banksy, просто потому что он тут не жил. А то, что техника у него была трафаретная, как у Banksy, ну что ж. Banksy тоже крыс своих заимствовал у Blek Le Rat.


- Так проще всего маркировать художника.

С: Проще, но ему это не нравилось. Он ведь все своими руками собирал, я второго такого DIY-щика больше и не знаю.

Ю: Его выставка в МОМMА была очень популярной. Музею даже пришлось продлить ее.


- Я посмотрел на сайте состав вашей команды: из 17 сотрудников 11 - девушки. Есть какая-то причина? В этом есть какая-то музейность.

С: Это случайно получилось. Все, кто у нас в команде - это в большинстве своем девушки, а вот художники, в основном, мужчины. И получается сбалансированно.


- А на каких художниц стоит обратить внимание?

С: Моя любимая - Дарион Шаббаш . Она из Казахстана, сейчас живет в Москве. И, конечно, Катя Quel , но она перебралась в Берлин.

Министерство образования Республики Карелия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Карелия «Сортавальский колледж»

исследовательский проект

«Стрит-арт: вандализм или искусство?»

Работу выполнили студентки 711 группы «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Дубровская Анна Васильевна и Галактионова Диана Максимовна

Руководитель:

Егорова Вилена Зикрулаевна,

преподаватель высшей квалификационной категории


Сортавала, 2016

Введение…………………………………………………………………………...3

Теоретическая часть………………………………………………………………5

Глава I . История развития стрит-арта……………………………………………5

1.1. Истоки…………………………………………………………………..5

1.2. 1970-е годы……………………………………………………………..5

1.3. 1980-е годы……………………………………………………………..6

1.4. 1990-е годы……………………………………………………………..6

1.5. 2000-е годы……………………………………………………………..6

Глава II . Стрит-арт – «язык» города……………………………………………..8

Глава III . Влияние стрит-арта на различные аспекты культурной жизни человека…………………………………………………………………………..10

Практическая часть………………………………………………………….......12

1.Опрос…………………………………………………………………….12

2. Анализ проведенного опроса………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемых источников……………………………………..............16

Введение

Стрит-арт – направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит арта является граффити, но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры, трафареты, различные скульптурные инсталляции и т.п. Художник создает свой стилизованный логотип – «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте – не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.

Актуальность: Тема стрит-арта стала актуальной для критиков, рецензентов, специалистов по оформлению культурной среды города с самого начала своего существования (1960 – 1970-е годы). Актуальна она и по сей день. Но самое большое распространение пришлось на начало 2000-х. появилась определенная свобода по многим направлениям жизни, в том числе и стрит-арт завоевал свою нишу в городской среде.

Актуальность нашей работы заключается в том, что стрит-арт приобретает большую популярность, но кто-то видит в нем искусство, а кто-то придерживается мнения о том, что это вандализм.

Цель: осмыслить значение стрит-арта в современном обществе.

Задачи:

    Изучить литературу по данной проблеме;

    Провести опрос среди пользователей Интернета для выявления их отношения к данной проблеме.

Основополагающий вопрос: Имеет ли стрит-арт перспективу развития в современном искусстве и архитектуре?

Методы исследования: изучение литературы, сбор Интернет-ресурсов, анкетирование, анализ полученной информации.

Объект исследования: стрит-арт.

Предмет исследования: мнение общественности о стрит-арте.

Гипотеза: Возможно, стрит-арт является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае – это вандализм.

Теоретическая часть

Глава I . История развития стрит-арта

1.1 Истоки

2. Новое литературное обозрение. Стрит-арт в контексте современной городской культуры. com /? p =1050

6. Одиннадцатиэтажный жилой дом «40 BondStreet». [Электронный ресурс]. Форма доступа:

7. Библиотека университета в Котбусе. [Электронный ресурс]. Форма доступа:

8. Мир 24. Граффити и стрит-арт: как язык гетто проник в музеи. [Электронный ресурс]. Форма доступа:

Рецензия

на исследовательский проект « Стрит-арт: искусство или вандализм?»

обучающихся 711 группы первого курса обучения специальности

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Дубровской Анны Васильевны и Галактионовой Дианы Максимовны ,

руководитель Егорова В.З., преподаватель высшей квалификационной категории

Исследовательский проект посвящен актуальной теме приобретения широкой популярности направления в современном изобразительном искусстве – Стрит-арт.

Цель работы четко сформулирована и обоснована. План исследования включает в себя все необходимые этапы для достижения цели.

Исследовательский проект имеет логически правильную структуру. Он состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, а также списка использованных при написании проекта источников информации. Работа грамотно оформлена. Она содержит большое количество иллюстративного материала, что позволяет более наглядно раскрыть ее основные результаты.

Тема проекта полностью раскрыта. В описательной (теоретической) части раскрыты исторические этапы становления Стрит-арта, история его развития, культурный феномен данного явления. Авторы грамотно проанализировали большое количество литературы по заданной тематике. Теоретическая часть оформлена в соответствии с требованиями к реферативной работе и заслуживает высокой оценки.

Проект является исследовательским, поэтому способствует развитию познавательного интереса, аналитических способностей, различных способов восприятия и обработки информации.

В практической части проведено анкетирование, собственное исследование. Обобщены полученные результаты, приведен вывод, найдено подтверждение гипотезы.

На протяжении всего периода работы над проектом у обучающихся формировались необходимые умения и навыки, необходимые компетентности.

В результате работы над проектом была разработана презентация, наглядно иллюстрирующая тему. Продукт полностью соответствует требованиям качества, удобен в использовании, соответствует целям проекта.

Данный проект можно использовать в качестве дидактического материала для аудиторной работы с учебными группами по дисциплина Проектная деятельность, Информатика, а также для внеклассной работы: проведения факультативных занятий, классных часов.

Рецензент: ______________ Степанова Н.В.,

преподаватель высшей квалификационной категории



Похожие статьи
 
Категории