Структура сказки: как научиться создавать волшебные истории. Любовь матери сказка Типы построения сказки любовь матери

12.06.2019

Любовь матери.

Маленький Дракончик потерялся на большой планете. Он плакал и искал своих родителей. Он спрашивал всех встречных, но увидев настоящего дракона все в страхе от него убегали. А Дракончик был очень добрый он даже маме помогал убираться в пещере, помогал отцу расправлять крылья, когда тот улетал за моря за океаны защищать планету Земля от злых Драконов- пришельцев. Было все хорошо, но однажды маленький Дракончик вышел из пещеры и, увидев прекрасную белочку, стал с ней разговаривать и маленькая белочка повела его по тайге и стала рассказывать о своей жизни, о тайге. Так они бродили до самого вечера, но вскоре белочка ушла спать, а маленький дракончик остался один. Он не знал как вернуться обратно, места были незнакомые, крылья у него еще не выросли, он был очень маленьким беззащитным. Он плакал, рыдал, но никто ему не помогал- все боялись – он же был дракон! Ухали филины, жалобно плакали сплюшки… где то далеко выли шакалы и вдруг маленький дракон услышал неподалеку от себя рык тигра.. Очень испугался Дракончик этого рыка, как ему защититься?… Он был дитенком, а потому мама наказывала:
–Бойся тигра, ты пока маленький и нет тебе от него спасения..
А кровожадный тигр был рядом и изготовился прыгнуть на маленького дракончика!
- Мама…. Мама--- закричал он, - Спаси меня…
Дракончик был еще очень маленьким и беззащитным.
Внутренний голос подсказал матери, что ей сын в беде, и она стала молить своих богов, чтобы они помогли спастись её сыну, маленькому дракончику.
– Мы не можем оградить его от диких зверей - но в наших силах превратить его в камень…. И он останется жить в веках… .
Заплакала мать но пришлось ей согласиться, находясь в безвыходном положении….
- Сыночек встань на скалу и стой неподвижно!
- Слышу тебя, мамочка! Я встал на выступ …
И вмиг он окаменел, но тигр уже прыгнул на дракончика, но не смог победить маленького Дракончика, и на мягком каменном теле остались только глубокие следы от лап тигра. Окаменевшего вмиг дракона, тигр уже был не властен победить. Рыча от возмущения и негодования тигр пошел охотиться на черепах, но и они окаменели от страха.
А утром, когда рассвело пошла мама Дракончика, искать своего сыночка и увидела на выступе скалы окаменевшего сыночка Дракончика.. Заплакала, зарыдала огромная Дракониха и не выдержало любящее сердце матери такого испытания и в своем горе легла рядом, положив свою огромную голову у ног своего сыночка и вмиг на века окаменела….
Прошла не одна сотня тысяч лет, и сегодня в уссурийской тайге все видят святую материнскую любовь матери к своему ребенку. И неважно, что это Дракон и Дракончик, важно, что любовь к своему ребенку, даже если он Дракончик, бессмертна!

Снова и снова читая или рассказывая ребенку одну и ту же полюбившуюся сказку, мы, волей-неволей, начинаем задавать себе вопросы. Почему детям так нравятся сказки? Почему ребенок на этом этапе своего развития выбрал именно эту сказку и готов слушать ее снова и снова? Какой смысл заключен в этих коротких историях, которые взрослые рассказывают детям уже не одно столетие?

Конечно, всем известная любовь детей к народным сказкам привлекла внимание детских психологов. И выяснилось, что самые известные сказки, которые слушают десятки поколений малышей, насыщены материалом для развития эмоциональной и познавательной сферы ребенка, как только что сорванная с грядки морковка - витаминами. Сказки помогают развитию внимания, памяти, мышления, первичных математических представлений (количество, счет, размер, последовательность), представлений о композиции, причинно-следственных связях, социальных и моральных нормах, речи, воображения. Чтение детям сказок (в данном случае, впрочем, как и любой художественной литературы) оказывает самое стимулирующее влияния на развитие речи: расширяется словарный запас, эмоциональная составляющая речи, диалог, чувство ритма и рифмы.
Нашлись объяснения и известному многим родителям феномену - ребенок может слушать одну и ту же сказку много-много раз подряд, требовать только ее и не соглашаться ни на что другое. Во-первых, как уже было сказано выше, сказка дает очень богатый материал и ребенок не хочет переходить к новому, пока не усвоит урок. Во-вторых, ребенок еще не до конца уверен в постоянстве мира. Вы видели, как полугодовалый младенец бросает игрушку снова и снова, чтобы убедиться, что она и в сотый раз упадет, а не взлетит к потолку? Так же ребенок постарше хочет слышать неизменный сюжет сказки, убеждаться, что за мышкой-норушкой всегда приходит лягушка-квакушка, а мышка всегда машет хвостиком и яичко всегда разбивается. Это создает ощущение безопасности, убеждает его в постоянстве законов природы и общества.
Знакомя ребенка с народными сказками, можно не только читать книжки с картинками. Вы можете, следуя старым традициям, рассказывать сказки сами перед сном или на прогулке. Предложите ребенку рассказывать сказку вместе с вами и самому для любимой куклы или плюшевого мишки, разыгрывайте по ролям. Незаменимым помощником в таких играх может стать пальчиковый кукольный театр и другие игрушки по мотивам русских народных сказок.

Ниже мы приводим перечень сказок, которые все родители рассказывают своим детям. Не думая о том, что эта сказка развивает, не подозревая о ее многозначности, мы просто рассказываем детям эти сказки, потому что сами слышали их в детстве от мамы или от бабушки.

Курочка Ряба

Одна из самых любимых первых сказок. И одна из самых загадочных. Взрослым совершенно непонятен ее смысл. Какие только версии не выдвигались о том, что символизирует этот очень простой и немного абсурдный сюжет. Существует версия, что эта сказка - метафора создания вселенной из мирового яйца. Гештальт-психологи считают, что главная ее ценность именно в абсурдности, она приучает ребенка к тому, что происходящее в жизни порой совершенно непонятно для нас. Возможно, что сказка привлекает ребенка простотой сюжета, который ему легко запомнить и удержать в поле внимания. А знаете ли вы, что есть другая более длинная версия этой сказки?

Колобок

Сегодня эта сказка звучит прежде всего как история с моралью о том, что нужно слушаться и уважать родителей, не убегать из дому и не разговаривать с приветливыми незнакомцами. Но говорят, что когда-то это был сюжет о лунном цикле. Каждый из встреченных Колобком откусывал от него по кусочку, как уменьшается луна в течение лунного месяца.

Репка

Сказка о семье и взаимопомощи. Замечательная сказка для тренировки памяти и получения первых представлений о размере и последовательности.
В своем более древнем варианте сказка символически указывает на взаимоотношение поколений, а также на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования. В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально - Отца и Матери.
В изначальной сказке было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ:

Репка - достояние и мудрость рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Репка посажена Предком, самым древним и мудрым.
Дед - древняя мудрость;
Бабка - традиции, дом, хозяйственность;
Отец - защита и опора семьи;
Мать - любовь и забота;
Внучка (дочка) - дети, внуки; потомство, продолжение рода;
Жучка - охрана достатка в роду;
Кошка - благостная обстановка в роду, в данной семье;
Мышка - благосостояние семьи, дома. Мыши водятся там, где есть достаток, где крошки не считают.
Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с родом и родовой памятью, жить в гармонии с родными, сообща трудиться и иметь счастье в семье.

11.03.2016

Сказка, как и любой другой литературный жанр, имеет четкую структуру. Если ей следовать, то у вас без труда получится занимательная история для детей и взрослых. А разработал модель построения волшебных историй известный лингвист В. Я. Пропп. Основываясь на его трудах, можно сказать, что структура сказки базируется на таких правилах:

1. Главный и неизменный элемент - это функции или действия главных героев. Они связывают сюжетные части. Начинающему сказочнику нужно запомнить, что все действия героев должны влиять на ход истории. Иначе они просто не нужны.
2. Само количество функций ограничено. Пропп выделил всего 31 действие, известное миру волшебной сказки.
3. Последовательность функций одинакова вне зависимости от сюжетной линии.


В сказке существует всего 7 ролей для действующих лиц. Это: отправитель, царевна или ее отец, герой, ложный герой, помощник, даритель и антагонист. Однако все задействованные персонажи могут трансформироваться и менять роли.

Структура народной сказки: подробности

Любая волшебная история начинается с подготовительной части. Здесь возможны такие варианты:
1. Отлучка. Один из персонажей уезжает, уходит на войну и т. д.
2. Запрет. Герой получает какое-либо указание. Например, не сходить с тропы или не заходить в комнату.
3. Нарушение. Герой забывает о запрете.
4. Выведывание. Антагонист старается получить информацию.
5. Выдача сведений.
6. Подвох. Действующее лицо примеряет на себя новый образ. В качестве примера можно вспомнить как Волк подражал голосу Матери-Козы.
7. Пособничество. Герой совершает действие при участии другого персонажа (например, ест отравленную пищу).
8. Первоначальная беда или недостача. Герой исчезает или заболевает, царевну похищают и т.д.
За подготовительной частью следует завязка. В структуре волшебной сказки она выражается такими функциями:
1. Посредничество. Герой получает информацию или наставление от другого персонажа.
2. Начинающееся противодействие. Главный герой получает разрешение «попытать счастья» в непривычном для него действии.
3. Отправка. Герой отправляется в путь.


Основная часть предполагает появление дарителя. Установление с ним контакта требует реакции со стороны героя. Затем он получает волшебное средство (зелье, коня, магическую фразу и т. д.). Вместе с подарком герой перемещается в иное царство. Здесь его обязательно ждет борьба и клеймение (получение особого знака, по которому его всегда можно узнать). После победы героя ликвидируется недостача из подготовительной части: царь выздоравливает, царь-девица из темницы выходит. Далее герой возвращается домой. На этом этапе возможна погоня и спасение от нее.

Иногда сказка может продолжиться дополнительной линией. В ней уже действует ложный герой. Он совершает вредительство (похищает добычу, например) и настоящий герой вновь вынужден отправиться в путь и найти новое волшебное средство. Здесь возможны такие функции:
1. Тайное прибытие в родной город.
2. На победы героя претендует другой персонаж.
3. Перед героем ставят трудную задачу.
4. Поиск решения.
5. Узнавание героя другими персонажами.
6. Обличение, или раскрытие правды.
7. Трансфигурация. Герой благодаря какому-либо действию меняется. Например, купается в волшебном источнике и становится краше прежнего.
8. Наказание виновных.
9. Свадьба или воцарение.

В сказке не обязательно должны присутствовать все описанные функции. Волшебная история - это пазл, собирать который можно как душа просит. Если заранее заготовить карточки с функциями, то «собирать» сказку можно вместе с ребенком. Для наглядности обязательно возьмите игровое поле, на котором отметьте сюжетные части, например, завязку, особое обстоятельство (запрет, болезнь и т. д.), испытание и появление помощника, победу героя, наказание виновных и счастливый поучительный конец. А затем дополняйте сюжетные части другими функциями, на ходу сочиняя историю.

Особенности сказочной истории

Раньше сказочные образы черпались из мифов. Поэтому волшебные истории универсальны для любого народа. В основе их лежат первобытные представления о мире, а большая часть конструктивных элементов родились из идеи об инициации и размышлений о потустороннем мире. Изначально сказки редко имели счастливый конец. Такая развязка стала возможной, когда появились роли помощника и дарителя.


По сказке легко определить как люди жили, о чем мечтали и чего боялись. Она всегда отражает существующие традиции. Так, в одной из первых версий «Красной шапочки», девочка ела останки своей бабушки. Само упоминание об этом отсылает нас к тому времени, когда каннибализм еще не был строгим табу. А в корзинке у девочки могли находиться не только пирожки и горшочек масла, но и бутылка вина, свежая рыба и целая головка молодого сыра. Начинающему сказочнику стоит обратить на это внимание. В хорошей истории прописаны привычные культурные коды. Чем понятнее сам волшебный мир, тем ближе повествования и тем оно эффективнее.

Главная цель сказки - это передать знания. Своей воспитательной составляющей она не утратила и сегодня. Но очень важно, чтобы дидактический материал был спрятан глубоко. Ребенок не должен догадываться о том, что его учат. Это важнейшая особенность сказочной истории.

Зная структуру народной сказки, вы легко сможете создавать собственные истории. Делать это можно не только, чтобы развлечь ребенка, но и чтобы ответить на самые сложные его вопросы.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Интересно объясняет важную роль волшебных народных сказок в психологическом развитии ребёнка и формировании его личности автор М. Максимов в своей книге «Не только любовь».

На протяжении тысячелетий народы передают сказки детям из поколения в поколение…Значит, это не просто так и для чего-нибудь нужно…
По мнению автора, развитие личности происходит не постепенно, а скачками: нужно пройти положенные этапы, поднимаясь по ступенькам. Каждая ступенька «обслуживается» соответствующей сказкой, необходимой, чтобы забраться на следующую ступеньку.
Волшебные сказки необходимы для формирования здоровой психологически устойчивой личности.
В Индии очень внимательно относятся к внутренней, духовной жизни человека, поэтому сказка используется там как терапевтическое средство. Вот приходит больной к врачу. Врач выслушивает его жалобы и прописывает ему… сказку. Сиди и медитируй три месяца над индийской «Красной Шапочкой». А потом придёшь, и я тебе закрою бюллетень.
Бруно Беттельгейм (детский врач, 1,5 года находившийся в гитлеровских концлагерях и лечивший детей с психическими травмами) увидел, во-первых, что отношение ребёнка к соответствующей сказке помогает распознать природу полученной им в семье психической травмы, а во-вторых, и это самое главное, ребёнок, работая над сказкой, залечивает свои душевные раны. СКАЗКА ПОМОГАЕТ РЕБЁНКУ НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СВОЕЙ ДУШЕ.
К тому же, каждый раз при прочтении сказки, в зависимости от возраста и состояния души, ребёнок извлекает из неё что-то особенное, нужное ему сейчас.

ПРИМИРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ЧУВСТВ.
Взрослый умеет обуздывать свои инстинкты и примирять свои противоречивые чувства, у него есть чёткая граница между идеальным миром и реальным. Ребёнка же разрывают противоречия: любовь и ненависть, страх и жажда подвигов. Окружающий мир для него - это лес со злыми и добрыми духами, волками, лешими и жар-птицами. И чтобы навести порядок в этом хаосе чувств на помощь приходит сказка. В ней каждый страх можно представить себе в виде подходящего сказочного персонажа и в этих конкретных образах увидеть неуловимые движения своих чувств, проследить за их столкновением, понять их назначение и научиться ими управлять. Ребёнок начинает сам сочинять сказки, ставить нужных ему персонажей в самые невероятные, только что придуманные ситуации. Может проиграть в сказке то, что его волнует в данный момент, освоив таким образом стоящую перед ним проблему.
Нам, взрослым, тоже важно выговориться, когда нас что-то беспокоит. Нам важен сам процесс рассказывания. Мы облекаем в слова нечто аморфное и изменчивое, что нас сейчас беспокоит. И наводим, таким образом, порядок в своей душе.
Но детский интеллект ещё очень слаб, ребёнок не готов пока обсуждать, он может только играть с тем, что творится у него внутри. И сказка легко позволяет играть, потому что в ней нет полутонов: герой либо хороший, либо плохой. Поэтому ребёнку легко «наклеивать» на сказочных героев свои запутанные чувства. Сказочные герои выражают свои чувства действиями и поступками. Если страшно, он бежит, если горько – плачет. Чувство защищённости, тепла и сытости - это дом. Чувство покинутости, бессилия, страха - это лес. Личность героя трансформируется через смерть и второе рождение, появление из чрева животного, возрождения с помощью капель живой воды, очищения в котлах с кипящим молоком и так далее.
Сказочные превращения очень помогают ребёнку освоить противоречивые чувства, которые он испытывает одновременно к своей маме или отцу. Когда ребёнок воспринимает отца как соперника в борьбе за любовь матери, то естественно испытывает к нему ненависть и желание уничтожить. Но осознать ненависть к родному отцу очень страшно, ведь отец - защита и опора. Это раздвоение личности мучительно для ребёнка. Сказки же помогают в этом разобраться (отец и дракон, мать и мачеха и т.д.).

ПОДДЕРЖКА.
Очень часто герою помогают (решают за него невыполнимые задачи) волшебные предметы, волшебные животные или добрые волшебники. Ребёнку многое из того, что умеют делать взрослые, кажется фантастическими и невыполнимыми задачами. Он понимает, что без помощи взрослых не справится. И в сказке он тоже нуждается в поддержке, которую волшебные помощники как раз и оказывают.
Иванушка-дурачок - один из самых распространенных героев у всех народов. Детям нравится отождествлять себя с ним – самым младшим, самым глупым и самым беспомощным из всех братьев, потому что дети сами кажутся себе беспомощными. И то, что во всех сказках Иванушка-дурачок в конце концов всех побеждает, вселяет в ребёнка уверенность, что и он, когда вырастет, всё это сможет.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
Сказочные короли – это люди, которым никто никогда не может ничего приказать. Ребёнок, находящийся под «натиском» родительской заботы и опеки, как раз и представляет себе взрослого таким «королём». И в сказке ребёнок черпает для себя уверенность, что хоть сейчас он и Иванушка-дурачок, но потом обязательно станет королем, хотя, может, и придётся на этом пути испытать много несчастий, и может быть, даже умереть и возродиться вновь королем.

Сказки - необходимый элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в сказочный мир, ребёнок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос, знакомится там с разнообразными персонажами своей психики, осваивает эту информацию. А когда возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в том, что сможет справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. Ребёнку важно иметь активное, хорошо развитое воображение, умение свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы этого добиться, ему нужно много сказок. Что значит, когда целый месяц каждый день ребёнок просит прочитать одну и ту же сказку? Это значит, что у него сейчас какая-то серьёзная проблема, рана в душе, и сказка для него - лекарство, заживляющее эту рану. Пока рана не заживает, сказка ему нужна.

Сказка - неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Определение

Согласно научному определению в литературе, сказка - "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид - волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные - существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных, причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям, так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ - самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид - волшебная сказка

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида - волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество Среди основных тем этого литературного жанра - борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать который в финале будет повержен. Структура сказки обычная - зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное - не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают - и это факт - что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.


Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские - сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные - те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы - Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли. Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки - психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Заключение

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была - авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных - она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!



Похожие статьи
 
Категории