Сваны — бесстрашные воины Кавказа. Значение слова сваны Вот, что сказано в Большой Советской Энциклопедии

20.09.2021

Сваны - небольшой горный народ выделяется из огромного количества кавказских народов. И одной из основных целей в Грузии (как говорилось уже) были именно Сванетия и сваны. Ниже я отдельно вынес то что наблюдал в сванских этнографических музеях, в сванских домах (как старых так и современных), ну и то что узнал из общения со сванами…

Начнем с исходных сведений взятых из книг и интернета, и продолжим личным опытом и фотографиями.

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Сваны всегда славились своей статностью и храбростью. Они считались самыми лучшими воинами на Кавказе. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Каждый сван это прежде всего отдельная личность, гордая и самобытная.

Очень много о обычаях сванов и их жизни написано в книге Александра Кузнецова «Внизу сванетия» (можно скачать по этой ссылке в формате fb2 ). Перед началом фот и собственных наблюдений, цитата их этой же книги:

«Сввнетия, «Страна тишины и спокойствия», как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселявший сюда своих непокорных подданных. Сванетия – символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин и бешеных потоков.»

В Местиа много музеев, я был в двух, знаю еще о двух, подозреваю что это не все. Удаось побывать в музее семьи Маргиани и в музее Михаила Хиргиани, первый представляет собой дом со сванской обстановкой, второй имеет зал посвященный сваскому быту. Кроме этого естественно залез в башню и побывал в этнографическом музее в Ущгули (этот тоже подозреваю не единственный здесь, организован одной из семей судя по всему)

Первое что удалось это попасть в башню. Одна из визитных карточек грузи, изнутри примерно как показано на схеме (сам рисовал, могут быть неточности). Интересно что вход во многих на высоте, и что б добратся до него нужна приставная лестница (которая естественно в случае чего втягивалась во внутрь, и поди залезь). Дальше несколько ярусов перекрытий с лестницами, и в верхушке бойницы и лаз на самую крышу. Интересно что эти башни как я понял использовались не только при защите при нападениях неприятелей из-за пределов Сванетии но и при «кровной мести» или при сварах между общинами и родами. Причем складывается впечатление что последнее назначение чуть ли не основное.

Интересно что все дома как бы сложены из камней. Вот например дом в Ушгули:

В старых селениях узкие улочки, изначально предполагавшие либо пешего либо конного жителя. Здесь очень долго не было даже телег и повозок, т.к. в горах это не самое хорошее средство. Несколько раз мы замечали сани:

В принципе это естественно. Ушгули – самый высокогорный населенный пункт в Европпе, и зима здесь с октября по май.

В старину в доме было одно помещение, в котором по периметру был места для сна людей, под которыми зимой держали домашних животных.

В центре помещения очаг. Здесь собирались все:

Ни каких шкафов я тут не видел, были сундуки разных размеров, некоторые высотой больше метра. Еще я сделал целую коллекцию фотографий стульев и кресел.

Во всех трех музеях около очага стояло огромное кресло. Не просто так естественно. Но были и множество «стульчиков» попроще, причем разных. Ниже фотки от самого «важного» к самому «простому»:

Одним из важнейших занятий сванов были охота и пчеловоство. Естественно охота в такой местности требовала навыков с родни альпинизму еще в дреаности.

Вариант снегоступов давних времен:

Арбалет, из которого я даже не знаю кого можно застрелить, он реально огромный:

А это ваш покорный слуга с копьем (чудная поза это результат объяснения фотографу на какую кнопку нажать и держать пока не сработает):

Можно только представить насколько суровой была жизнь сванов в далеком прошлом, холода и добывание еды в гороах… Люди и живность в одном доме…

Вот такой музыкальный инструмент я видел в музее этнографии в Ушгули:

А вот такой в доме в котором мы останавливались в общине Ипари:

Современные дома сванов двухэтажны. На втором этаже спальни. Вот два интересных кадра, на одном дом в котором мы остановились, а на втором комната в которой мы ужинали, в ней же этот ужин готовился…

Интересно получается, там где раньше был очаг а вокруг него спали люди, сегодня стоит стальная печь, и в этом же помещении спят люди, несмотря на большее количество комнат, электричество и т.д. Чем не те же древние традиции но на новый, современный, лад.

Так наверное не везде и возможно мы просто так попали (очень маленькое селенье в десяти километрах от Ушгули), но сам факт увиденного.

Хазяин дома очень спокойный человек, сван, во многом узнается то что о этом народе пишут и говорят. Утренний диалог с ним на крыльце дома (вечерний не привожу, не получится - там нужно было присутствовать):

Нравится в Сванетии?
- Да очень! Здесь хорошо! Очень красив!
- Да, очень хорошо… Но и очень тяжело… С работой плохо. Магазин он ближайший в Ушгули – 10-ть километров.
- Так тут вон все вроде, хлеб свой… А зачем в магазин… Хотя…
- Да масса всего, вон сигареты, или пиво или…. Много всего…
- А я там, на верху, видел чучела косуль. Мне твой брат сказал что ты охотник, правда? Это ты их…
- Да, давно было. Охотился… Можно было…
- А сейчас?
-А что сейчас, сейчас парк, бумаг-разрешений много… А без них штраф 2000 лари (примерно 1200 долларов).
-Ясно…

Фото чучел не выложу – не получилось (скажем так), но в принципе и хорошо что с охотой здесь посложнее стало (я видел здесь следы медведей на перевале, и много слышал о том что и другой дикой живности здесь много).

Могу еще сказать что иногда музеи созданные местными семьями придется поискать, вот вывеска этнографического (частного) музея в Ушгули:

Попал я сюда случайно, меня встретил парень (он был верхом кстати), и предложил зайти в музей. Экскурсию в таком музее наверное может прочесть любой член семьи но если он моложе 20-23 лет то экскурсия скорее всего будет на английском (как в моем случае).


Сванетия - историческая горная область Севера-Запада Грузии. Высокогорная долина в верхнем течении реки Ингури . Сванетия граничит с Абхазией и Кабардино-Балкарией. Территория Сванетия занимает всего 4,5% всей территории Грузии.

Сванетия, одна из самых высокогорных областей Грузии, на границе с Россией (Кабордино-Балкарией) горы достигают более 5.000 метров и покрыты ледниками.

Сванетия, «Страна тишины и спокойствия », как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселивший сюда своих непокорных подданных. Сванетия — символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин, бешеных потоков.


Сванетия делиться на Верхнюю и Нижнюю и разделены Сванетским хребтом высотой 4 008 м. С севера и востока Верхнюю Сванетию окаймляет Главный Кавказский хребет с вершинами Шхара, Ушба, Тетнульди и др., по которому проходит граница Грузии с Россией.
Именно здесь, в Сванети, находятся главные вершины Кавказа и крупнейшие ледники, которые охватывают до 300 кв. км территории и как ледяная броня высятся над Кавказом. Главные вершины: Цурунгала (4220 м), Аилама (4550 м), Шхара (5068 м), Джанга (5060 м), Гестола (4860 м), Тихтингени (4620 м), Тетнулди (4860 м), Мазери (4010 м), Чатини (4370 м). Тут же расположен широко известный двуглавый горный, крутой скалистый массив Ушбы (4700 м). Если в Альпах эталоном красоты и трудности считается Матерхорн (4478 м), то на Кавказе - Ушба.

В Верхнюю Сванетию можно попасть только через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. В Верхней Сванетии говорят так : «Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога — та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога та, с которой путник может и не упасть ».

Только в 1937 году, когда по ней была проложена автомобильная магистраль , сваны впервые увидели колесо, до этого весь груз перевозился здесь вьюком или на санях при помощи быков.

Верхняя Сванетия известна своими архитектурными сокровищами и живописными пейзажами. Выделяются жилые башни, сооружённые главным образом в IX—XII столетиях. Также сохранились древние каменные православные церкви.
Абсолютная высота теменной части Кавказа - Сванети - 4125 м, максимальная - 5068 м (Шхара), минимальная - 3168 м (Донгузоринский переход). На этом участке Кавказа насчитывается до двадцати перевалов различной степени трудности, которые с северной стороны спускаются на сторону Российской Федерации. Высота перевалов достигает 3160 м. Некоторые из них годятся для сапалне (мера вина) транспорта, большинство же предназначено для пешеходов, а некоторые доступны только альпинистам.

Верхняя Сванетия — не только в целом отделенная от всего мира страна, но и внутри ее долины с селениями отделены друг от друга горными хребтами и сообщаются лишь через перевалы, не проходимые из-за снега девять месяцев в году. На Камчатской Чукотке, на самом краю света, чукчи и коряки имеют больше возможностей общаться друг с другом и с внешним миром, чем жители Сванетии. Те могут зимой съезжаться на оленях и собаках на праздники, на ярмарки, бывать в культурных центрах. В Сванетии же, до появления авиации, в зимнее время невозможно было проникнуть в соседнее ущелье без риска погибнуть в снежной лавине..

В Сванетии живут сваны . До 1930 года, сваны считались отдельным народом, но позднее их стали считать просто грузинами.

Сванети - единственное место, где до сегодняшнего дня сохранилась у сванов тайна добычи из рек золотого песка.

Сегодня точно не известно, сколько сванов живёт в Грузии, по одним данным 14.000 человек, по другим 30.000 человек. Усванов есть свой безписьменный язык у которого ещё имеется 4 диолекта и несколько групп наречий. Все сваны свободно владеют так же грузинским языком, хотя сванетский язык на грузинский так не похож, что грузины из других регионов его даже вообще не понимают.

Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни . Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками — сванским, грузинским и русским..

Все сванетские фамилии оканчиваются на =ани =. Например: Хергиани, Кипиани, Чаркивани, Головани, Иоселиани...

История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий. У сванов никогда не было крепостного права , и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых — строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки — национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство — древнее занятие многих народов, распространенное в том числе и в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм . Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм — национальный вид спорта Сванетии.


Все сваны православные . Но есть у них и свои народные праздники, как например праздник Лампроба . Этот праздник отмечают в феврале за 10 недель до Пасхи и воспевают доблесть сванетского мужчины, юноши, мальчика перед врагами. Главный герой праздника, Св. мученик Георгий Победоносец . Основные мероприятия праздника связаны с поминовением предков, разжиганием костров, факельными шествиями и праздничной трапезой .

В день Лампроба в домах Сванетии зажигается столько факелов сколько мужчин в семье. А если в доме есть беременная женщина, то зажигается факел в честь ребёнка, которого она носит, ведь это может быть и мальчик! Факел готовится из цельного ствола дерева, верхушка которого расщепляется на несколько частей.

Шествие мужчин с горящими факелами направляется в сторону церкви с песнями на сванском языке. На церковном дворе складывается большой костер из факелов, там же накрываются столы. Всю ночь до появления первых лучей солнца сваны читают молитвы святому Георгию и поднимают тосты .

Сваны, в горах ощущают себя свободными и независимыми. По своей природе очень мужественны. Постоянные риск-факторы - обвалы, потоки брекчий, частые оползни, очень суровые холодные зимы и многие другие трудности, требуют от горцев большой выносливости, зоркости, проницательности, внимания и отваги.

Война шла не только между отдельными селениями, но и между домами. Достаточно было сказать обидное слово или пнуть ногой собаку, чтобы получить пулю в лоб. И тогда мужчины поднимались в башни. Они забирали туда женщин и детей, прокопченные мясные туши, боеприпасы, наполняли водой деревянные баклаги в башнях. Башни имеют выход в дом, который тоже представлял из себя крепость. Вместо окон в сванских домах узкие бойницы, а сами дома построены из камня — не подожжешь.

Сванский жилой дом называемый Мачуби , представлял собой высокое двухэтажное здание. Первый этаж использовался для жилья и под хлев для скота, на вотором этаже находился сеновал. Дом отапливался очагом-камином характерной для сванской архитектуры конструкции, здесь же готовилась пища. Как правило, дом был пристроен (приставлен) к 3-4 этажной сторожевой башне. Численность семьи колебалась от тридцати человек и выше, иногда достигая и ста . Такие крупные жилые комплексы сохранились до сегодняшнего дня. В общине Мулахи двор семьи Калдани окружен трехметровой крепостной стеной. Во дворе и по сей день стоят одна хорошо сохранившаяся и одна полуразвалившаяся башни. Там же находится церковь с уникальными иконами, крестами и святыми мощами.

Основная часть жилого дома свана - башня . Она представляет собой стоящее отдельно четырехстороннее (5х5м) квадратное, высокое сооружение. Башня - многогранная каменная вышка, напоминающая пирамиду, высота которой может достигать 25 метров. В башне четыре или пять этажей. В верхней части находится оконное пространство, внутренние размеры которого больше наружного проема, что способствует большему обзору местности и увеличивает её оборонительную способность. Башню строили на склоне, и обязательно ее ребро было направлено на этот склон. Ориентация башни, предназначенная для наблюдения за местностью, массивное полушарие в её основании, являются гарантией её устойчивости во время природных катаклизмов (обвалы, наводнения, снежные лавины и др).

В Сванети с древности была внедрена своеобразная демократическая форма правления: главу общины (теми) - Махвиши - выбирали на общем собрании. Участвовать в собрании имели право здравомыслящие лица обоих полов, достигшие 20 лет. Избранный Махвши выделялся своей мудростью, степенностью, справедливостью и душевной чистотой. Он был проповедником христианской религии и морали. В мирное время он являлся и судьей, а в военное - возглавлял рать (лашкари), т. е. был главнокомандующим. Во время набата (общий сбор) проводилось объединенное собрание общины - Съезд Хеви , где все вопросы решались большинством голосов. Рассматривались важнейшие проблемы Хеви, как внутренние, так и возникшие за его пределами. Обсуждались обострения отношений с соседями, готовность к предстоящим войнам, стратегия обороны, нужды крупных церквей, вопросы строительства (фортификационные сооружения, мосты, дороги) и участие во всем этом членов общины. Съезд занимался также и юридическими вопросами - утверждал нормы и формы наказаний. В юридической иерархии Съезд считался высшей инстанцией. Он ни перед кем не отчитывался. Его решения были окончательны и не подлежали обсуждению .

В Сванети плодородные земли были собственностью конкретных лиц, правами пользования лугами, полями и лесами обладали все члены общины. Кроме того, существовали т. н. иконный лес и земля, которые использовались для церковных нужд и религиозных праздников.

Каждое гражданское или уголовное дело рассматривалось местным судом, в состав которого входили судьи - медиаторы. В Сванети их называли “Морвали”. Обе стороны, ведущие тяжбу, выбирали судей из семейного клана, но могло быть задействовано и постороннее лицо. “Морвали” всех внимательно выслушивали. Процесс обсуждения, переговоры были долгими и могли затянуться на целые годы. Это длилось до тех пор, пока дело не доводилось до полной ясности и точности. Перед святой иконой давалась клятва быть честными и справедливыми. После клятвы уже никто не сомневался в объективности приговора, и “Морвали” принимали решение, которое в большинстве случаев было окончательным и не требовало пересмотра. Во время объявления приговора судья брал камень и глубоко погружал его в землю, что означало конец дела. Часто рассматриваемые дела заканчивались примирением. Суд был справедлив и пользовался всеобщим уважением. Если вина приступника была доказана, его изгоняли из своего общества, а дом могли предать огню. Иногда выносились смертные приговоры.

В последнюю неделю Большого поста начиналась т. н. Хориемма. Глава семьи молился, брал два железных бруска и ударами их друг о друга изгонял из дома темные силы (каджи), затем выходил во двор и для устрашения злых духов стрелял из ружья. Всем членам семьи на правые руки, скоту на рога, а также на соху хозяйка дома наматывала черные нити. Этот ритуал оберегал людей от сглаза, сохранял скот и орудия труда.
Во время засухи женщины бросали кости в ближайшее озеро и, проводя дни и ночи в молитвах, просили у бога обильного дождя. В некоторых общинах мужчины выносили иконы Иисуса Христа и Девы Марии (Богоматери), обмывали их в реке и в песнопениях просили спасти землю от засухи.


Национальная шапочка свана

Сванская женщина всегда делила с мужчиной все трудности и радости, постоянно была рядом - и во время пахоты, сева, и особенно во время сбора урожая. Поэтому в приданное невесте всегда давали серп, как символ сбора зерна.

Суровые природа и быт воспитали сванов трудолюбивыми, мужественными и выносливыми людьми. Поэтому на бирже труда в Грузии сван-рабочий и его труд оплачивались вдвойне .

Кухня Сванетии . На сванском столе можно видеть в первую очередь хачапури — лепешки с мясом или с сыром. Сулугуни — соленый сыр. Мясо. Баранина, телятина и свинина. На праздничном столе часто появляется маленький поросенок, запеченный целиком. Холодная закуска из курицы — сациви — с острой приправой. Сванская соль, перемешанная с перцем и ароматной толченой травкой. Изредка делают шурпу, то есть мясной бульон, остроперченый, иногда с картофелем. Почти каждый день едят мацони — кислое молоко, что-то вроде простокваши. Бывают на столе мед и орехи. . Всей Грузии известна Сванетская соль, состоит из столовой соли, цицака (перец) и разнообразных ароматных трав. Блюда, приготовленные с этой солью, отличаются особым ароматом, остротой и необыкновенно вкусны. Сванскую соль употребляют также и отдельно.
Все блюда Сванети приготовлены из местных натуральных продуктов, поэтому они очень ароматныи и экологически чисты.

А вот вина в национальной кухне в Сванетии нет , а всё потому, что винаград в той частии Грузии не выживает, а потому вино завоздное с других регионов. Сваны традиционно пьют водку, фруктовую или медовую . Главный атрибут застолья - минеральная вода , добытая из многочисленных источников, которыми так богата земля Сванети.

Сваны долгое время сохраняли родовой строй. Совсем недавно здесь еще были живы родовые отношения в своей неприкосновенности. В один род входило около тридцати домов, только они назывались не домами, а «дымами» — дым, очаг, кладовая, хозяйство. В роду насчитывалось обычно двести-триста родичей. Поселение бывшего рода так и называлось «селение».

Три года на своём клочке земли свены сражались против Советской власти. Впервые Советская власть победила тут в 1921 году. Но малочисленной группе партийцев во главе с С.Навериани пришлось отступить под натиском контрреволюционных сил. Отряд Красной Армии, посланный на подавление контрреволюции, погибает вместе со своим командиром Прохоровым в теснине Ингури, где была устроена засада. Окончательная победа приходит в 1924 году, когда сваны расстреливают последних сванских князей Дадешкелиани , разрушают их замок в Мазери и восстанавливают Советскую власть по всей Верхней Сванетии. Центром ее становится революционный очаг — местечко Местиа .

Только с 1917 года по 1924 год, до установления в Верхней Сванетии Советской власти, от кровной мести погибло здесь 600 мужчин. За семь лет — 600 мужей Сванетии, 600 пастухов, пахарей, отцов, братьев! Почти по сто человек в год уносила в это время кровная месть. А бывали в истории Сванетии годы, когда эти страшные цифры были еще больше.

Война, распри, кровная месть тяжелым бременем ложились на маленький гордый народ, были для него страшной бедой. Очевидно, именно отсюда в Сванетии ведет свое начало обычай носить такой продолжительный траур. Ведь если в год погибало только от «лицври» около ста человек, имеющие очень широкое родство сваны просто никогда не снимали черной одежды, они не успевали окончить один траур, как начинался другой .

Носить национальный костюм уже не принято в Сванетии. Традиция умерла . Об этом можно только пожалеть. А ранее свана всегда можно было отличить по круглой войлочной шапочке .

На Кавказе сваны ни когда не были богатым народом, но всегда считались самыми гордыми и самыми гостеприимными людьми .
Сваны уважают старших. Если в комнату входит человек, по возрасту старше присутствующих, все встают .

Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов . Самое сильное ругательство у сванов — слово «дурак.


. Зато воровать людей из соседних селений или обществ было делом довольно обычным для сванов . Существовала даже определенная такса для выкупа украденных людей, она обычно исчислялась не быками, не землей, а оружием. Например, молодая и красивая девушка была «эквивалентна» позолоченному ружью.

Сванские церкви очень маленькие зато их бывает в селе до 60 штук. Люди заходят ставить свечи.

Одну из самых больших ценностей сванских церквей составляют, безусловно, серебряные иконы, чеканные, давленые и кованые, многие из которых относятся к X-XII векам. Верхняя Сванетия занимает одно из первых в Грузии мест по количеству и разнообразию сохранившихся здесь стенных росписей X-XII веков. Кресты в храмах делались большими, в рост человека и выше, устанавливались в середине сванских церквей. Не в алтаре, а перед алтарной преградой. Этот сванский обычай уходил в глубь веков, к IV столетию, и был запрещен специальным постановлением только в XVI веке. Делались кресты из дубовых балок и сплошь обивались чеканными серебряными пластинками. По лицевой стороне чеканка золотилась .

Христианство в Сванетию пришло поздно, только в 9 веке, а до 19 века здесь и свещенники бывали редко

В Сванетии нет городов. Посёлок городского типа Местия является административной столицей. Тут живут 2600 человек. При этом в Местии есть аэропорт .



Сванетия регион дорогой, так в Местии продукты и товары на 50% выше чем в Тбилиси .

В Сванетии говорят: "Кто приезжает в Грузию не побывав в Сванетии, тот не видел настоящую Грузию! ".

07.07.2015

Один из самых высокогорных и труднодоступных районов Грузии - Сванетия. Первый самолет там увидели в середине прошлого века, а первая современная дорога была построена четыре года назад. За что уважают сванов и почему их боятся - разбирался Кирилл Михайлов.


Сваны - маленький горный народ, который живет на южных склонах Большого Кавказского хребта на северо-западе Грузии. По сложившейся в советское время традиции сванов относят к грузинам, хотя они говорят на своем языке, который составляет самостоятельную ветвь в картвельской языковой семье.


Предположительно, картвельская языковая семья распалась на грузинско-занскую и сванскую ветви на рубеже IV и III тысячелетий до Р. Х., так что у сванов есть основания утверждать, что они - отдельный народ, хотя все сваны говорят по-грузински, а родной язык остается языком бытового общения. По разным оценкам на территории Грузии сейчас проживают 30-35 тыс. сванов.


История этого народа прослеживается по источникам со времен царицы Тамары (конец XII - начало XIII века), хотя есть упоминания о сванах даже у античных авторов. Благодаря нескольким важным факторам - общая христианская вера, общая письменность, - культура сванов в значительной степени сформирована грузинской культурой и составляет ее часть. При этом маленький горный народ, живущий в относительной изоляции, сохранил в отличие от грузин родовой строй, что до сих пор определяет национальный характер.

Вот как в №4 «Исторического вестника» за 1885 год описывает сванов Корнилий Бороздин, служивший чиновником в Тифлисской губернии в середине XIX века: «Рослые, мускулистые, с типом, напоминающим наших хохлов, они были одеты в светлые чохи (верхняя мужская одежда из сукна, напоминающая черкеску. - прим.


ред.), на густых волосах, остриженных в скобку, вместо шапок наложены были какие-томаленькие кружки из сукна, подвязанные шнурками под выбритые подбородки; такой головной убор служил в то же время и пращею, из которой сванеты с необыкновенной ловкостью бросают камни. Обувь, напоминающая древние сандалии, состояла из кожаных (калабанов) башмаков шерстью кверху, перевязанных ремешками».

Кровная месть

Кровная месть для сванов давно стала традицией - фильм «Сван» (2007), основанный на реальных событиях, происходящих в наше время, наглядно это демонстрирует. На протяжении полутора часов люди разных возрастов с неистовой страстью убивают друг друга. Грузины любят рассказывать, что когда решался вопрос, не отправить ли этот фильм на один из европейских кинофестивалей, главный аргумент против был такой, что если сейчас для Грузии главное - это вступить в Евросоюз, то после этого фильма о членстве в объединенной Европе придется забыть.


Полковник Иван Алексеевич Бартоломей в «Записках» Кавказского отдела географического общества в 1855 году описывает свою поездку в Сванетию: «Знакомясь все более и более с Вольными сванетами(Вольная Сванетия - одна из частей Сванетии - прим. ред.), я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность…»


На самом деле слухи о жестокости и дикости сванов ходят до сих пор. Грузины любят рассказывать, что на склонах Эльбруса до сих пор сохранились вмерзшие в лед тела солдат Первой горнострелковой дивизии Вермахта, более известной по своей эмблеме как «Эдельвейс». Эта дивизия еще известна тем, что ее бойцы 21 августа 1942 года водрузили фашистские флаги на обеих вершинах Эльбруса. Так вот, в Грузии рассказывают, что якобы именно сваны прогнали горных стрелков с вершин Кавказа, убив многих, но советская пропаганда молчала об этом, потому что сваны с такой же яростью убивали и других чужаков, которые приходили в их горы - коммунистов.


Впрочем, в немецких источниках о боевом пути дивизии «Эдельвейс» о серьезных потерях, нанесенных сванами, не сообщается. В интернете есть рассказ одного альпиниста, которому в сванском селении давали пострелять из прекрасно сохранившейся немецкой винтовки Mauser 98k, но скорее всего это не боевой трофей: в начале 1943 года дивизия была спешно снята с фронта из-за угрозы окружения и отправлена в Грецию. А часть вооружения и экипировки пришлось просто бросить в горах.

Сванские башни

Один из самых известных символов Сванетии - сванские башни. Большинство их них построены несколько столетий назад по одному архитектурному плану: высота до 25 метров, основание 5 на 5 метров, четыре или пять этажей с деревянными перекрытиями, на каждом этаже одно узкое окно, обращенное, как правило, на юг, на верхнем этаже несколько окон, но все они не приспособлены для стрельбы из лука или из огнестрельного оружия. До сих пор ведутся споры о назначении сванских башен: то ли это боевые или дозорные сооружения, то ли хозяйственные, но уж точно не жилые. Чтобы представить себе, как жили сваны еще полтора столетия назад, обратимся опять к воспоминаниям Корнилия Бороздина: «Представьте себе людей, числом не более трех тысяч, поселившихся в местности, имеющей вид ящика, открытого только три месяца в году, а в остальные девять месяцев запертого герметически. Почва тут не родит ничего, кроме ржи, иногда и не доспевающей, из которой гонят вонючую водку (араки), да в течение трех месяцев горы покрываются травой, которой в это время может питаться баранта (стадо баранов и овец. - К. М.) и скотина и затем, кроме незначительного количества меду, дичи, лисиц, маленьких зверков, нет ничего, - буквально ничего.

Три месяца прошли, ящик захлопнулся, т. е. снег все завалил, и если люди не сделали запасов на предстоящие девять месяцев, они поневоле должны очутиться в худшем положении, чем блокированные в крепости и доведенные до изнурения голодом; там можно, все-таки, выбежать к неприятелю, а тут никуда не выбежишь. Следовательно, без запасов нельзя существовать, а откуда же их брать, как не у соседей, и притом ничего за них не давая по очень простой причине, так как своего нечего и дать. Как же после того брать у соседей, если не тайком и не силой? Назовите вольных сванетов какими хотите сантиментальными кличками, а, все-таки, это не мешает сущности их хищнической профессии на счет соседей: Карачая, Мингрелии, Княжеской Сванетии».


Судя по условиям, в которых жили сваны, башни были в первую очередь дозорными и сигнальными: в случае опасности на башне зажигался огонь, потом на следующей, и так все ущелье могло быстро узнать о приближении врага. Башни до сих остаются признаком состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами, а не в дикой местности, и принадлежат семьям, которые стараются сохранять эти сооружения.

Сванетия - крошечная и чрезвычайно красивая страна, сейчас это регион Грузии. Здесь с ревом бегут бешеные потоки горных рек. Тут вершины гор украшают белоснежные шапки, а путь к ним проходит через холодные никогда не тающие ледники. В этих краях узкие, не очень населенные гордыми свободолюбивыми сванами и по сей день, долины рек... Сванетия делится на Верхнюю Сванетию (Земо-Сванети), граничащую на севере по Большому Кавказскому хребту с Кабардино-Балкарией и отдаленную на юге от Нижней Сванетии (Квемо-Сванети) Сванетским хребтом. Местиа - административный центр Верхней Сванетии, это поселок городского типа, в котором проживает сейчас около 2700 человек. Центр Нижней Сванетии - поселок Лентехи, в котором проживает около 1800 человек.

Держу в руках открытки из набора, любуюсь видами древней Сванетии. Да и не такая уж она древняя на этих открытках, всего чуть более ста лет назад сделаны эти фотографии. При моем, увы, пока только беглом посещении этих мест, дважды - в 2012-м году, я, к своей радости, видела, что сохранилось в этих краях много старых домов, а сванетские башни - также возвышаются над Местией как и много веков назад. Не утратились и некоторые традиции, обычаи сванов. До сих пор не трудно отличить свана в толпе среди других грузинов и не только по характерной сванской шапочке.

А этим фотографиям больше ста лет. Уже тогда, в начале XX века, привлекали эти горные края путешественников, о свободолюбивом гордом народе этих мест - сванах, ходили легенды. Их обычаи, традиции, способность жить в таких суровых краях восхищали, удивляли, прямота взглядов и детская бесхитростность вызывала и добрые усмешки, рождало анекдоты и,в то же время, опять же не могли не восхищать. Их суровость, горячий нрав и принципиальность отпугивали. Истории о некоторых исторических персонажах, передаваясь из уст в уста, обрастали разными подробностями - где порой вымысел становился по размерам больше правды.

Но, тем не менее, рассказывают много историй и по сей день старожилы этих мест.

Например, о Константине Дадешкелиани, правившем княжеской Сванетией. Черезчур суров он был. Правил жестко. Недолюбливали его подданые. И роптать начали. Особенно их возмущало как Константин Дадешкелиани не пропуская ни одной свадьбы пользуется правом первой ночи. Как-то вызывал его в Кутаиси генерал-губернатор Гагарин, разобраться с ним. Да только вышло из этого следующее...

Сидит наместник царя русского за большим письменным столом. Входит к нему князь Дадешкелиани со своими восемью джигитами. Не удосужился поняться генерал-губернатор, не поприветсвовал даже князя, а стал сразу отчитывать князя за недостойное поведение. Молча слушал его Константин Дадешкелиани - высоко подняв голову, стоя гордо и красиво. Он вообще красив был - высокий, сильный. О его силе легенды ходили - говорят, он мог держать на одной руке трехгодовалого бычка, стоя на своем балконе. А в это время с бычка шкуру снимали.

Ну вот стоит этот гордый сван княжеского рода и молча слушает-слушает выговор наместника русского царя. Не перебивает. Долго слушает. А потом также, молча, без комментариев, выхватывает саблю и одним ударом рассекает Гагарина пополам. Охрана генерал-губернатора бросилась на сванов. Те же с легкостью отбились, вскочили на коней и ускакали в кавказские горы.

В 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг выселял на эти земли своих самых непокорных подданых. Царь называл эти земли "Страной тишины и спокойствия". Может отсюда излишняя любовь к свободе, стойкое нежелание чтобы на них "давили" у сванов в крови, с тех далеких времен, потомки они и тех самых непокорных подданых?

Свою независимость горцы защищали долго. Лишь в XV в. князья Дадешкелиани захватили несколько западных обществ Верхней Сванетии - Чубухеви, Пари, Ло-Хамули, Цхумари и Бечо. Но в южных отрогах Главного Кавказского Хребта, где возвышается двурогая красавица - гора Ушба, в верховьях Ингури, Сванетии навсегда удалось остаться вольной, не знавшей власти князей-феодалов. У Нижней Сванетии была другая участь. Она стала частью Мегрельского княжества, когда князья Дадиани подчинили себе эту территорию. Однако перевалить за перевал Загар они не смогли. И Верхняя Сванетия с тех времен так и называлась Вольная Сванетия. Столицей ее издавна была Местиа.

А отстаивать свою свободу было нелегко. В течение многих веков сваны вели постоянные, изнурительные войны с воинственными пришельцами, приходящими часто и из соседней княжеской Сванетии. Казалось, сама природа стояла на страже свободы сванов. Путь к ним у врагов лежал через неприступные скалы, через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. Попробуй попади и завоюй тех, кто тебя не ждет и не хочет отдавать своей свободы!

Есть поговорка в Верхней Сванетии: "Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога - та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога - та, с которой путник может и не упасть ". Так вот, не было в Верхнюю Сванетию прекрасных дорог. Только плохая дорога ждала завоевателей.

До 1937 года. В 1937г. сюда была проложена автомобильная магистраль. Тогда-то сваны впервые увидели колесо. Сани (даже летом, катясь по грязи) и быки используются для перемещения предметов и по сей день в Сванетии, но уже и телеги здесь есть в каждой деревни. Да и машины, джипы покоряют горы. А когда-то, появление машин в Сванетии было большим событием. Старожилы рассказывают, что старик-сван, увидев в своей жизни первый автомобиль, пошел в сарай и вынес большую охапку сена. Очень он обиделся, когда машина переехала сено и укатила дальше.

Еще недавно в Сванетии сохранялись в полной неприкосновенности родовые отношения. В один род входило около тридцати домов, называемые не домами, а "дымами". "Дым" - это и дом, очаг, кладовая, хозяйство. В роду было обычно 200-300 родичей. Поселение бывшего рода так и называли - селение.

А русское владычество проникало на эти земли неспешно. Циох Дадешкелиани в 1833 г. стал искать покровительства у царского самодержавия, чтобы защититься от своего брата Татархана. А Татархан предпринимает тот же "ход конем". Вот тогда и сохранились за князьями Дадешкелиани территории Чубухеви, Лохамули, Пари, Эцери, Бечо и Цхумари. Царское правительство имеет тоже свой стратегический интерес поддерживать князей Дадешкелиани, так как находятся эти земли с другими непокоренными народами кавказских гор. Верхней Сванетией начинает управлять пристав по назначению от русских властей. В Тифлисе князей Дадешкелиани принимает граф Воронцов, их награждают офицерскими чинами, разными должностями.

Но сваны - народ неподкупный. В 1849 г. пристав князь Микаладзе едва остался жив, унеся ноги из Вольной Сванетии, убегаю в Мингрелию. Нет, сваны не могут быть "верноподданными", не их это вольное дело!

Царские наместники долго мучались вопросом как подчинить Верхнуюю Сванетию. Что если пойти не только с огнем и мечом, но и с крестом? Почти все население Верхней Сванетии было христианским, но, так сказать, с языческими примесями. Можно же направить силы на поднятие христианства...А тут еще и "освобождение" крестьян 1861 г. пошло в ход. Как раз незадолго до этой реформы, Константин Дадешкелиани и убывает кутаисского наместника князя Гагарина. В конце концов князя Константина поймали и казнили. Высланы из Сванетии были его братья и дети. В том же году княжеских почестей лишился и другой князь - Отар Дадешкелиани. Поводом было принятие им мусульманства. Царские чиновники расправились и с этим князем, лишили его земель. Таким образом, Чубухеви, Бечо и Пари перешли в пользование русской казны. А идеи "освобождения" крестьян нашли сначала поддержку у местного населения, но ненадолго. Сваны быстро просекли что к чему, и еще большего закабаления своего им вовсе не хотелось. И хотя земельная реформа относилась только к княжеским землям Верхней Сванетии, вся страна взбунтовалась против царского самодержавия.

1905-1924гг. - годы великих потрясений на сванской земле. Страна выходит из-под власти русского царя. В 1918г. крестьяне поджигают замки князей Дадешкелиани. В 1921г. в Сванетии произошло восстание против коммунистического режима под руководством Бориса Пирвели. Вначале посланные на подавление восстания грузинские военные части перешли на сторону восставших, но потом под натиском вооруженной авиации и артиллерии восстание было жестоко разгромлено. Что примечательно - еще пару-тройку лет после этого коммунисты не решались соваться в Верхнюю Сванетию без вооруженной охраны. Тем не менее в 1924г. революционно настроенные сваны расстреливают последних князей Дадешкелиани, разрушают их замок в Мазери и по всей Верхней Сванетии устанавливается Советская власть.

Истории о Сванетии можно рассказывать бессконечно... Сейчас начну повествование об открытках, которые не буду хранить дома, а отправлю хорошим людям, кому интересна история Грузии. Пока же открытки в моих руках - и я пишу о том, что вижу на них.

Почти на каждой из открыток можно увидеть родовые сванские башни. Они высотой 10-20 метров. Считается что их строили в XII-XIII вв., во время "золотого столетия" Сванетии (как и всей Грузии), при царствовании царицы Тамары. Они служили убежищем не только от внешних врагов, но и во времена кровной мести были надежным укрытием. А кровная месть, надо заметить, изнуряла Сванетию еще больше чем битвы с внешними врагами - ведь для разгорания вражды между "дымами" на несколько десятков лет достаточно иногда было и одного недоброго слова. Говорят, что иногда семьи отсиживались в них годами, питаясь прокопченными впрок мясными тушами, имея большие запасы воды и, конечно же, боеприпасы. Башни имели выход непосредственно в дом, а дом свана и сам был как крепость.

Вид на общину Местиа.

Для мужчин того времени в Сванетии характерно ношение черкески из толстого домашнего сукна или накинутой шкуры тура. Но голове сваны носили остроконечные шапки белого или черного цветов с опущенными вниз полями, летом - круглые папанаки, едва прикрывавшие макушку или башлык - когда уходили в горы. Представители высшего сословия как Дадешкелиановской, так и Дадиановской Сванетии, нередко были обладателями пышных причесок. А вообще для сванов характерны чаще волосы, состриженные в кружок, сбритые или не очень большие бороды, усы.

На таких склонах и строятся дома, и земля разбивается под пастбища.

У сванов характерны большие балконы в домах, на удивление с широкими длинными досками в полу - такие дома типичны и сейчас. Только почти в каждом доме на балконе или крыше теперь примостилась спутниковая тарелка.

Я сама лично гостила в подобном доме, в Местии, у очень хорошей семьи.

Возделанные поля. Быки пашут землю и поныне в некоторых деревнях Сванетии. Издавна сваны умудрялись использовать под засевы кукурузой, картофеля, других овощей любой мало-мальский доступный для засева участок склона. И все эти "лоскутки" возделанной земли находятся на высоте 1700-2400 метров над уровнем моря!

Башни, башни... Все же основное их предназначение было спасение от кровной мести. Мужчины могли в них спрятаться не только сами, но и со всей своей семьей. А насчет захватчиков... Так ведь ни одному врагу не удавалось ступить на сободолюбивую землю Вольной Сванетии! Не раз башни спасали и от лавин, спускающихся с гор - потому как возводили их "с умом", чтобы они своим острым углом разрезали несущиеся в долину толщи льда и снега.

На этой фотографии видим быков, везущих сани. Летом!.. И действительно такой способ перевозки различной утвари до сих пор можно встретить в сванетской глубинке. Практично. По грязи, глине сани отлично скользят. А повозка на колесах будет только застревать и наматывать на обода грязь.

Ушгули - самое высокогорное (2200 м над уровнем моря) постоянное поселение в Европе после дагестанского села Куруш (2560 метров над уровнем моря). На фотографии - общий вид на Ушгули.

Вид со склонов горы Тетнульди.

Эти древние церкви - Святого Георгия в селе Накипари (община Ипари) и святого Квирике и Илвите (община Цирми) славятся своими фресками, выполненными царским живописцем Тэвдоре на рубеже XI - XII столетий. Рисунки этого талантливого представителя грузинской школы иконописцев отличает яркость образов, жизненность, динамизм. От них на душе светло и радостно.

Еще не раз в своем блоге я напишу о сванах, подробнее об их нравах, традициях, о том, что я сама видела, будучи гостем в их семьях. Надеюсь, что вернувшись в Грузию, я обязательно, и еще не раз побываю, в этом регионе.

Действие первое

Детство...

Сынок, дружи с грузинскими ребятами, с азербайджанскими, с армянскими, но никогда не подходи к Сванам…, - говорил Отец…

Почему, они ведь такие как и мы…

Такие, да не такие… Люди Они очень хорошие, справедливые, честные – все бы такие были… Но Сваны не прощают обид, а Тебе ещё только семь лет… Сначала скажешь, а потом думаешь…

Грузия, военный городок, в/ч 61615, советские войска КГБ, специальная правительственная связь… Центральная аллея от клуба, по обе стороны жилые дома – тут расквартированы семьи офицеров и прапорщиков, между них - офицерское общежитие для холостяков… 1986 год… По аллее гордо идёт высокий мужчина, крепко сложенный, на поясе висит огромный кинжал… За спиной подобие рюкзака… При виде его мамочки спешно забирают с улицы детей… Человек идёт с сыном… мальчику около восьми лет, голова высоко поднята… Молчаливый кивок в сторону военного патруля (офицер и два солдата)… Офицер отвечает таким же, едва заметным кивком, пристально провожает Отца и Сына до границ части… Человек с кинжалом проходит между двух столбиков, на которых некогда была натянута колючая проволока и неспешно удаляется по протоптанной тропинке… Сван приходил покупать продукты…

Кто же такие эти Сваны? Те, кого боялись даже в частях КГБ как огня?

Вот, что сказано в Большой Советской Энциклопедии:

«…Сваны, этнографическая группа грузин; живут в Местийском и Лентехском районах Грузинской ССР. Сванские племена, занимавшие в древности обширную территорию на южных склонах Большого Кавказа (см. Сванети) и частично на северных склонах (главным образом в верховьях р. Кубани), вместе с племенами картов и мегрелолазов (чанов) составили основу формирования грузинского народа. Сваны говорят на грузинском языке, в быту - и на сванском языке. В прошлом характеризовались локальными чертами культуры и быта (оригинальные формы башенной архитектуры, развитое альпийское хозяйство, пережитки военной демократии и др.)…»

Википедия менее многословна:

«…Сваны проживают в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. Shwan), а также в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии. Численность в Сванети — около 60 тысяч; в Абхазии — 2 тысячи человек. Общая численность порядка 80 тысяч человек…»

Почему терпели Сванов в военных городках, почему разрешали ходить с холодным оружием? Ответ прост – некто мудрый понял, что начни притеснять Сванов – врядли можно было располагать военных с семьями на территории Грузии… Полностью закрыть военный городок, в котором находились школы, санитарная часть, несколько магазинов, детский садик и т.д. было бы невозможно… Рано или поздно были бы жертвы, а следовательно открытый конфликт… Поэтому к Сванам относились с уважением и страхом… Не переняли эту тактику грузинские политики «Революции роз»…

Конфликт...

В Грузино-Осетинском конфликте на Северном Кавказе равнодушных или нейтральных мнений нет. Или за или против… Нейтралитет присущ славянским народам, но не народам Кавказа, хотя и славяне и кавказцы являются, в большинстве, Христианами… Одна вера и столь разные мнения…

1993 год – Абхазские войска успешно отбивали атаки грузинских войск, но занимать Кодорское ущелье не стали, более того - признали данную территорию нейтральной… Причины на то были и абхазцы их очень хорошо знали… Сваны не были против своей автономии…

В Свании создаётся вооружённое формирование, получившее название «Охотник» - лидером которого становится Эмзар Квициани…

Эмзар Бекмуразович Квициани родился 25 апреля 1961 года в селении Чхалта Кодорского района Грузинской ССР в сванской (народность, этнографическая группа грузин, проживающая в Кодорском ущелье) семье. Отец – Бекмурза Квициани, мать – Мариам Гурчиани. У Квициани есть сестра Нора …

В 1988 году Квициани закончил экономический факультет Новосибирского сельхозинститута. Photo-1R По другой информации, Квициани получил высшее сельскохозяйственное образование в Волгограде. В советское время Квициани трижды привлекался к уголовной ответственности – за хулиганство, воровство и по подозрению в убийстве. Следствие по последнему делу не было доведено до конца из-за политических потрясений, связанных с распадом СССР …(Данные с сайта https://www.lenta.ru/lib/14163606/)

Эдуард Шеварнадзе, на мой взгляд, опытнейший политик и дипломат, дабы избежать обострения обстановки в регионе, назначает Эмзара Квициани политическим Photo-3L представителем в Сванетии… DOB-2R Эту должность Эмзар Квициани занимал до самой «Революции роз»… С приходом к власти Михаила Саакашвили Грузия старается любой ценой подчинить Абхазию, а вместе с ней Сванию официальному Тбилиси… «Охотник» оказывается вне закона, а что немаловажно, бойцы отряда остались без зарплаты. Следовательно, их семьи - без куска хлеба. Квициани смещён с должности политического представителя…

Правительство «Роз» расставляет своих министров, представителей на местах и т.д. Цивилизованных переговоров не получилось:

Саакашвили кидает резкую и неосторожную реплику: "Я заставлю плакать мать того, кто поднимает руку на грузинское государство".

Квициани в долгу не остался: "Дорого обойдется президенту его мат. Если он хотел вспомнить мою мать, то мог приехать сюда четвертого июля, когда ее хоронили. Если они будут говорить о наших матерях, мы навестим их матерей. Сваны никому не прощали оскорбления матери".

Для Грузина реплика, брошенная Саакашвили, идентична мату, грубо оскорбляющему собеседника и всю его семью… Конфликт оказался неизбежен…

Михаил Саакашвили вместо того, дабы урегулировать обстановку путём переговоров, посылает в Абхазию войска… В Кодорское ущелье отправлены значительные силы МВД и министерства обороны Грузии, одну из колон задерживают российские миротворцы… после двухчасовых переговоров колону пропускают… DOB-1L

Поставлен крест на мирном договоре 1994 года…

Вот требования Эмзара Квициани, при которых конфликт смог бы перейти из политического русла в личную обиду и решаться двумя мужчинами иными способами:

1. Отправить в отставку министров внутренних дел и обороны Вано Мерабишвили и Ираклия Окруашвили.

2. Восстановить функционирование в Кодорском ущелье подразделения "Монадире"(«Охотник»)

3. Прекратить гонения на Грузинскую православную церковь.

4. Прекратить обвинения беженцев из Абхазии в предательстве.

5. Наказать заказчиков убийства 27-летнего Сандро Гиргвлиани и других жертв "эскадронов смерти".

Действие второе

Почему Леонид Кучма выучил украинский язык?

Как известно, любой правитель должен общаться со своим народом на государственном языке, по причинам качественной передачи информации и отдавая дань уважения традициям народа и языка. Десять лет в Украине на посту президента находился человек, которому разговаривать с вверенным ему народом было очень тяжело по причине не Photo-2R уверенного владения государственным языком… Русский язык, которым Леонид Данилович владел гораздо лучше, нежели украинским, вопреки высказываниям националистических организаций, понимают все. Во всяком случае, основной смысл разобрать можно, равно как и остальные родственные языки славянской группы.

За четыре года проживания в Грузии я, в младшем школьном возрасте, смог выучить лишь два слова и то сомневаюсь в правильности произношения… Но грузинские дети с раннего возраста знали минимум два языка – родной грузинский и русский… Русский был со смешным акцентом, но взаимопонимание было, на мой взгляд, даже лучше, нежели украинцев с русскими… Очень хорошо помню передачи грузинского телевидения, которые в ГССР занимали большую часть эфира двух каналов – третий был «Останкино»… Понять на грузинском канале, как я не старался, ничего не мог… Хотя в повседневном общении интуитивно понимал речь Грузин…

По всей видимости, в современной Грузии помимо русского языка начали усиленно изучать и английский. Президент Грузии свободно, нарушая все дипломатические правила этикета, без переводчика, разговаривает на английском языке с мировым сообществом. Все умиляются – ай, да молодец, как хорошо английский язык знает… Нравятся президенту хвалебные оды и решил Он и с Грузинами на английском заговорить, мол, поймёте, а кто не поймёт – пусть учит!..

Теперь спроектируем ситуацию на Украину. Десять лет Леонид Данилович, побеждая в себе невежество в сфере владения украинским языком, силился общаться с народом именно на государственном языке. Даже в Восточных областях Украины, где, казалось бы и так поймут, мы слышим ужасный суржик президента…

Знал Кучма, что начни Он разговаривать на русском языке - терпеть такого не станут и дни его президентства будут сочтены…

Знал Кучма, что говорить на русском с президентской трибуны – это грубое неуважение к жителям Украины, причём всех регионов.

Знал Кучма, что не поймут его ни на Западной Украине, ни на Восточной…

Действие финальное

Photo-4L И так, почему же Михаил Саакашвили решил просто так плюнуть на свой народ, на этнические традиции и обратиться к Грузинам в трудную для них минуту на английском языке? Грузинский язык президент знает отлично, как, возможно, и ещё несколько языков (как я упоминал, грузинам очень хорошо даются иностранные им языки) … Тем более, что его с очень большим трудом, но поняли бы абхазцы, осетины, сваны и прочие национальные меньшинства маленькой Грузии… Вывод один – обращение должны были понять без погрешностей перевода англоязычные страны… Вот яркий пример марионеточности Михаила Саакашвили…

Эпилог…

Понятие дружбы у Грузин во многом отличается от аналогичного слова среди славянских народов. Эти люди предать друга не в состоянии – у них просто не заложен этнически такой вариант… Люди бывают разные и среди грузин - у одних более цивилизовано-европейские взгляды на дружбу, у других - традиции предков...

Иметь друга среди грузин – это иметь крепкую опору, иметь врага-грузина… лучше не рассматривать такую перспективу…

Вернёмся к Сванам… Если излагать простыми словами – Сваны – это горцы, суровый народ, чтящий и уважающий традиции до мелочей. Сваны до сих пор в своих понятиях культивируют кровную месть. Хоть этот народ и принадлежит к православию – Сваны не забывают и языческих традиций. Дружба и вражда у этого народа до конца жизни. У Сванов очень остро развито чувство собственного достоинства… Именно Сваны - альпинисты и скалолазы от рождения - составляли костяк советских подразделений, разгромивших в годы Второй Мировой войны немецких горных егерей из дивизий "Эдельвейс" и "Тироль", не пропустивших фашистов в Закавказье. Сваны до сих пор вооружены не только автоматами «Калашникова» и гранатометами, но и трофейными "шмайсерами".

Как будет развязан этот военно-политический конфликт – покажет время, но в Грузии, видимо, не всех предупреждали заботливые родители, что со Сванами надо быть осторожным… Очень дорого может стоить обида на Кавказе!

P.S. Когда грузовой автомобиль вёз меня с матерью в Тбилисский аэропорт, дабы на долгие годы покинуть эту великолепную страну, у меня в глазах расплывались величественные пейзажи, красивейшего горного ландшафта… расплывались от слёз т.к. я понимал, что очень не скоро, а возможно, никогда, не увижу этой замечательной страны… Во мне и по сей день живёт мечта - вернуться в Грузию…



Похожие статьи
 
Категории