Табели о рангах российской империи. Табель о рангах в царской России

23.09.2019

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»

4 февраля 1722 г. по указу Петра I Великого введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему важное значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам, или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Свое мнение Сенат представил 20 сентября 1721 г. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах.

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. Лишь позднее военные утратили право на старшинство в 1-м и 2-м классах. Военные чины состояли из 4-х разрядов: гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские. Чины в гвардии были на класс выше других воинских. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто раньше был пожалован в него.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.

Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.

Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, «Табелью о рангах…» предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство.

Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.

Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит».

В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал.

Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие - только личное.

9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство).

В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано.

1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.

2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие - общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.

Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.

Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

В «пунктах» же предусматривалось, что, если «кто выше ранга будет себе почести требовать или сам возьмет выше данного ему ранга», тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу - вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, «чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

Почитание лиц по рангам не касалось лишь, как говорилось в «пунктах», тех случаев, «когда некоторые, яко добрые друзья и соседи, съедутся или в публичных ассамблеях».

Среди проявлений чинопочитания важное значение приобрели формулы титулования — общий титул по классу чина или должности. Формулы эти не были установлены законом и сложились постепенно на практике, ориентируясь на западноевропейские нормы. В первой трети XVIII в. наиболее устойчиво использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство. III - IV классы — ваше превосходительство; V класс — ваше высокородие; VI - VIII классы — ваше высокоблагородие; IX - XIV классы — ваше благородие.

Пользование общим титулом по чину было обязательно во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или по общественному положению.

В целом, введение Петром I Табели о рангах явилось прогрессивной мерой, создававшей стимул для службы чиновников и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. Табель о рангах действовала до 1917 г., когда с падением самодержавия после Февральской революции были отменены придворные звания и старое титулование, а после Октябрьской революции декретами ВЦИК от 10(23).11.1917 г. и СНК от 16(29).12.1917 г. уничтожались прежние чины, сословия и сословные звания.

В современной России сотрудники различных служб тоже имеют специальные звания (таможенная служба, налоговая полиция и др.). В июле 1995 г. сделана попытка регламентировать понятие государственной службы и создать основы правового положения государственных служащих. Все это нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Неотъемлемой его частью является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который в нынешних условиях выполняет роль петровской «Табели о рангах…»

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

24 января (2 февраля) 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи, то есть чины по старшинству и последовательность чинопроизводства. «Табель о рангах» вводила новую классификацию служащего люда: место аристократической иерархии, породы и родословных книг заняла бюрократическая иерархия, заслуги и выслуга лет. В одной из статей, присоединенных к табели, пояснялось, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут и за оные «чести и чина» не получат. Самое главное, что петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». «Табель», помимо самой таблицы, имела еще 19 пунктов поясняющего текста, в том числе о штрафах за ее нарушение.

Подготовка этого закона («Табели о рангах») была начата еще в 1719 г. и была естественным продолжением реформ, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу «Табели» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах (во Франции, Швеции и, особенно, в Дании и Пруссии). При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Собственноручно исправив черновой проект и подписав его, царь внес его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. Несмотря на то, что в коллегиях был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам и окладах, введении в табель древних русских чинов и устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга, все эти замечания были оставлены без рассмотрения. Хотя при введении в действие «Табели о рангах» древние русские чины (бояре, окольничьи и пр.) не были упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Все вновь учрежденные должности были выстроены по табели в три ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов (классов): 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе); 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно); 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника). Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и для придворной службы.

Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни историки последний рассматривали лишь в системе чинопроизводства, другие - как ту или иную должность (петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности). Скорее всего, «Табель» включала и те, и другие понятия. Но постепенно должности из нее исключаются и в конце XVIII в. исчезают вовсе. Названия ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к обязанностям их носителей. К примеру, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» сначала означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. Чин надворного советника, означавшего председателя надворного суда, не исчез с отменой в 1726 г. надворных судов.

Несмотря на принцип бюрократической выслуги, комментарии к Табели предусматривали исключение из правил: князья императорской крови имели при всех случаях председательство над остальными князьями и «высокими служителями». Согласно «Табели», военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных. Только позднее они утратили право старшинства в 1 и 2 классах. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Тогда как в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса (коллежский асессор).

Чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право лишь на личное дворянство. В этом плане показателен относительно низкий ранг, который полагался президенту «статской» коллегии. Однако Петр под влиянием Остермана и из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства.

Что касается гвардейских полков, то здесь старшим чином был 4-й - полковник, а младшим (12-м) - фендрик. То есть чины в гвардии первоначально на два чина опережали армию. Помимо старшинства рангов, было старшинство среди обладателей одного ранга по времени пожалования в него.

Благодаря тому, что служба открывала доступ к дворянству широким слоям населения, изменился генеалогический состав сословия. Хотя потомственное дворянское звание распространялось только на детей, рожденных после получения отцом чина. В другом случае дворянин мог просить о пожаловании дворянства одному из рожденных до получения соответствующего чина детей.

Сложилось и уставное обращение соответственно классу: Ваше высокопревосходительство для 1 и 2 классов, Ваше превосходительство - для 3 и 4, Ваше высокородие - для 5, Ваше высокоблагородие - для 6-8, Ваше благородие - для 9-14 классов. Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие чину. Замужние жены приравнивались по чинам своим мужьям, тогда как девицы считались на несколько рангов ниже отцов. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого. При этом треть поступала в пользу доносившего, а остальное - на содержание госпиталей. Публичное наказание на площади и пытки влекли за собою утрату чина, который мог быть возвращен только за особые заслуги, публично объявленными именным указом.

Для законодательства петровского времени было характерно стремление сформировать дворянское по составу чиновничество и закрыть доступ в высшие слои бюрократии выходцам из непривилегированных сословий. Именно этим задачам отвечали новые принципы организации гражданской службы, закрепленные в указах 1720-1722 гг. и, в том числе, в «Табели о рангах». Прежде всего, для дворян гражданская служба признавалась такой же обязательной, как и военная, что стало для них неприятной новостью. В 1722 г. дворяне были вызваны в столицу на смотр для комплектования штатов новых учреждений. За отказ от службы дворян лишали имений.

Для подготовки опытных чиновников при коллегиях и других учреждениях вводилась должность коллегии-юнкера. То есть дворяне должны были обязательно пройти все ступени гражданской службы, начиная с 14-го класса Табели. Как гласил «Генеральный регламент»: «… кроме сего пути, никто в высший градус и до министерского чина произведен быти не может». Тогда как низшее звено гражданской администрации (канцелярские должности) выводились за пределы класса дворянства. При исправно действовавшей системе подготовки чиновников из коллегии-юнкеров возможность получения дворянства канцелярскими служащими сводилась до минимума.

Но при неприятии приказной службы дворянами и постоянном недостатке приказных сословные ограничения на поступление в гражданскую службу не действовали уже при Петре I. В силу этого система организации гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, на практике оказалась малоэффективной, несмотря на все меры правительства, в том числе и принудительные. К примеру, в 1724 г. из дворянских детей, обучавшихся при Академии наук, были отобраны в коллегии 100 человек. Уже указ от 31 января 1724 г. «О непроизводстве в секретари тех, которые не дворяне» нарушал монополию дворян на секретарские должности, разрешив Сенату производить в секретари тех подьячих, «кто знатное дело покажет», награждая их при этом шляхетством. Однако это не стоит рассматривать как отступление императора от принципов реформы государственного управления. Данный указ можно расценивать как уступку недворянским слоям бюрократии для поощрения наиболее опытных и достойных ее представителей. Другое дело, что закон оказался миной замедленного действия, заложенной в основание гражданской службы.

Реформы государственного управления при Петре I обеспечили, вместо традиционной организации, создание в России бюрократических высших, центральных и местных органов на основе принципов рационализма, однообразия организационного устройства и делопроизводства. Политическая элита в России получила характерную для мобилизационного типа развития дихотомическую структуру - верховная власть и правящий класс. Формировался слой людей, постоянно находящийся на государственной службе, а также административная элита России, к которой можно отнести первые четыре («генеральские») класса и с некоторыми оговорками верхушку штаб-офицерских чинов 5 и 6 классов.

Впрочем, петровская «Табель о рангах» постоянно менялась в течение почти двух веков. Мы уже говорили, что чины, означавшие должности, получили самостоятельное значение почетных титулов. Для производства в некоторые чины для дворян установились сокращенные сроки. Были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. А в 1917 г. «Табель о рангах» была упразднена.

Табель о рангах всех чинов, Воинских, Статских и Придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож Воинские выше прочих,
хотя б и старее кто в том классе пожалован был.

Клас-сы. Воинские. Статские. При-дворные.
Сухо-путные. Гвардия. Артилле-
рийские.
Морские.
1. Генерал-Фельд-маршал. Генерал Адмирал Канцлер
2. Генералы от Кавалерии и Инфантерии, Штатгалтер. Генерал. Фельцейг-мейстер. Адмиралы прочих флагов. Действи-тельные Тайные Советники. Обер-Маршал.
3. Генерал-Лей-тенанты, Кавалеры Св. Андрея, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Лей-тенант. Вице-Адмиралы, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Прокурор. Обер-Шталмейстер.
4. Генералы-Майоры. Пол-ковник. Генерал-Майор, Генерал-Майор от фортифи-кации. Шаутбе-нахты, Обер-Цейг-мейстер. Президенты от Коллегиев и Штатс-Конторы. Тайные Советники. Обер-Прокурор. Обер-Гофмейстер, Обер-Камергер.
5. Бригадиры Оберштер-Кригс-Коммисар. Генерал-Провиант-Мейстер. Подпол-ковники. Пол-ковники от артил-лерии. Капитаны Командоры, Капитан над портом Кронш-лотским, Обер-Сарваер от строения корабель-ного, Интендант, Цейг-мейстер, Обер-Штер-Кригс-Коммисар. Герольд-Мейстер, Генерал Рекет-мейстер. Обер-Церемоний-мейстер. Обер-Вальд-мейстер или вышний надзира-тель лесов. Вице-Президенты от Коллегиев. Генерал-Полицей-мейстер. Директор от строениев. Генерал Почт-Директор. Архиатер. Гофмейстер. Обер-Гоф-Шталмейстер. Тайный Кабинет-Секретарь. Обер-Гофмейстер при Ея Величестве Императрице. Обер-Шенк.
6. Полковники Казначеи. Обер-Провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Генералы Адъютанты. Прокурор. Генералы Квартир-мейстеры-Лейтенанты. Майоры. Подпол-ковники от артил-лерии. Полков-ники Инженеры. Обер-Коммисар. Капитаны первого ранга. Капитаны под другими портами. Сарваер корабель-ный. Прокурор. Интендант партику-лярной верфи в Петербурге. Казначей. Обер-провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Прокуроры в Коллегиях Статских. Президенты в Надворных Судах. Канцелярии Тайные Советники в Иностран-ной Коллегии. Обер-Секретарь Сената. Штатс-Коммисар. Обер-Рентмейстер в Резиденции. Советники в Коллегиях. Шталмейстер. Действитель-ные Камергеры. Гофмаршал. Обер-Егермейстер. Первый Лейб-Медикус.
7. Подпол-ковники, Генералы Аудиторы. Генерал. Провиант-мейстеры Лейтенанты. Генералы Ваген-мейстеры. Генералы Геваль-дигеры. Генералы Адъютанты при Генерале Фельд-маршале. Контролер. Капи-таны. Майоры. Подпол-ковники Инженеры Обер-Контролер. Капитаны второго ранга. Контролер. Вице-Президенты в Надворных Судах. Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной Коллегиев Обер-Секретари. Экзекутор при Сенате. Обер-Фискал Государ-ственный. Прокуроры при Надворных Судах. Церемоний-мейстер. Гоф-мейстер при Ее Величестве Императрице. Лейб-Медикус при Ее Величестве Императрице.
8. Майоры. Генералы Адъютанты при Генералах полных. Генералы Аудиторы Лейтенанты. Обер-Квар-термистр. Обер-Фискал. Цалмейстер. Капитан. Лейте-нанты. Майор. Инженер. Капитаны. Штал-мейстер. Обер-Цейг-вартер. Контролер. Капитаны третьего ранга, Корабель-ные мастеры Цалмейстер-Обер фискал. Унтер-Штатгалтер в Резиденции. Экономии-Галтер. Регирунгс-Раты в Губерниях. Обер-Директор над пошлинами и акцизами в Резиденции. Обер-Ландрихтер в Резиденции. Президент в Магистрате в Резиденции. Обер-Коммисары в Коллегиях. Ассесоры в Коллегиях. Обер-Провиант-мейстер в Резиденции. Обер-Секретари в прочих Коллегиях. Секретари в Сенате. Обер-Берг-мейстер. Обер-Вардейн. Обер-Минц-мейстер. Надворный Советник. Надзира-тель лесов. Воеводы. Титулярные Камергеры. Гоф Шталмейстер. Надворный Интендант.
9. Капитаны. Флигель-Адъютанты при Генерале-Фельд-маршале, и при Генералах полных. Адъютанты при Генералах Лейтенантах. Обер-Провиант-Мейстер. Генерал-Штаб-Квартер-мистр. Обер Аудиторы. Полевые Почт-мейстеры. Генералы Профосы. Лейте-нанты. Капитаны. Лейте-нанты. Капитаны Инженеры. Обер-Аудитор. Квартир-мейстер. Коммисары у пороховых и селитре-ных заводов. Капитаны. Лейте-нанты. Галерные мастера. Титулярный Советник. Воинских двух, Иностран-ной Коллегий Секретари. Обер-Рент-Мейстер в Губерниях. Полицей-мейстер в Резиденции. Бурго-мистры от Магистрата, в Резиденции быть непремен-ным. Ланд-рихтеры в Провинциях. Профессоры при Академиях. Докторы всяких Факуль-тетов, которые в службе обретаются. Архиварии при обоих Государ-ственных Архивах. Переводчик и Протоколист Сенатские. Казначей при монетном деле. Ассесоры в Надворных Судах в Резиденции. Директоры над пошлинами в портах. Надворный Егермейстер. Надворный Церемоний-мейстер.Обер Кухен-мейстер. Камер-Юнкеры.
10. Капитаны Лейтенанты. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты. Капитаны Лейте-нанты Инженер-ские. Аудитор. Цейг-вартеры. Обер-Ваген-мейстер. Капитан над мастеро-выми людьми. Лейте-нанты. Секретари прочих Коллегий. Бурго-мистры от Магистрата в Губерниях. Перевод-чики Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной. Прото-колисты тех же Коллегий. Обер-Экономии Коммисары в Губерниях. Обер-Коммисары в Губерниях. Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Обер-Цегентнер. Берг-Мейстер. Обер Берг-Пробиер.
11. Секретари корабел-ные.
12. Лейтенанты. Фендри-ки. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты Инженер-ские. Фурлейт-ские Поручики. Ваген-мейстеры. Унтер Лейте-нанты. Шхипоры первого ранга. Секретари в Надворных Судах и Канцеля-риях и Губерниях. Камерир при Коллегиях. Ратманы в Резиденции. Минц-мейстер. Форшт-мейстер. Гитен-фервалтер. Марк-шейдер. Гоф-Юнкеры. Надворный Лекарь.
13. Унтер-Лейтенанты. Флигель Адъютанты при Генералах-Майорах. Штык-юнкеры. Унтер-Лейте-нанты Инженер-ские. Секретари в провинциях. Механикус. Почт-мейстеры в Санкт-Петербурге и в Риге. Коллеж-ские: Перевод-чики, Протоко-листы. Сентаские: Актуариус, Регистратор.
14. Фендрики. Флигель-Адъютанты при Генералах Лейтенантах и у Бригадиров Штаб Фуриеры. Инженер-ские Фендрики. Коммисары корабель-ные. Шхипоры второго ранга. Констапели. Коммисары при Коллегиях. Фискалы при Надворных Судах и Губерниях. Камериры в Провинциях. Земские Коммисары. Ассесоры в Провинци-альских Судах. Архивариус, Актуариус. Регистратор и Бухгалтеры при Коллегиях. Земские Рент-мейстеры. Почт-мейстеры, в Москве и в прочих знатных городах, где Губерна-торы. Коллегии Юнкеры. Надворный Уставщик, Гофмейстер пажев. Гоф Секретарь. Надворный Библиоте-карь. Антиквариус. Надворный Камерир. Надворный Аудитор. Надворный Квартир-мейстер. Надворный Аптекарь. Шлос. Фохт. Надворный Цейгмейстер Кабинет Куриеры. Мундшенк. Кухен-мейстер. Келлер-мейстер. Экзерциций-мейстер. Надворный-барбир.

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими Принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми Князьями и высокими служители Российского Государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного ранга, и действительно жалованье получают; из штрафных денег имеет объявитель того, третью долю получать, а достальныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе Божией при Дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать; вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто ранга себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, Мы, каждому по состоянию его заслуг, охотно жаловать будем.

6. Без патента абшид никому не дает ранга, разве оной абшид за Нашею рукою дан будет.

7. Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда они тому противно поступят: то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям Российскаго Государства Князей, Графов, Баронов, знатнейшаго Дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя Мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однакож Мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они Нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. Насопротив того имеют все девицы, которых отцы в 1 ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5 ранге обретаются, а именно, ниже Генерал-Майора, а выше Бригадира; и девицы, которых отцы во 2 ранге, над женами, которые в 6 ранге, то есть ниже Бригадира, а выше Полковника; а девицы, которых отцы в 3 ранге, над женами 7 ранга, то есть ниже Полковника, а выше Подполковника, и проч против того, как следуют ранги.

10. Дамы и Девицы, при Дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер-Гофмейстерина у Ея Величества Государыни Императрицы, имеет ранг над всеми Дамами.

Действительныя Статс-Дамы у Ея Величества Государыни Императрицы, следуют за женами Действительных Тайных Советников.

Действителныя Камер-Девицы, имеют ранг с женами Президентов от Коллегий.

Гоф-Дамы, с женами Бригадиров.

Гоф-Девицы, с женами Полковников.

Гофмейстерина и Наших Цесаревен, с Действительными Статс-Дамами, которыя при Ея Величестве Императрице.

Камер-Девицы при Государынях Цесаревнах, следуют за Гоф-Дамами при Ея Величестве Государыне Императрице.

Гоф-Девицы Государынь Цесаревен следуют за Гоф-Девицами при Ея Величестве Государыне Императрице.

11. Все служители Российские или чужестранные, которые 8 первых рангов находятся, или действительно были: имеют оных законныя дети и потомки в вечныя времена, лучшему старшему Дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от Коронованных Глав никогда в Дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из Наших высоких и нижних служителей, два чина и более действительно имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действительно управляет: то имеет он при всяких случаях, ранг вышняго его чина. Но когда он в нижнем чине свое дело отправляет: то не может он тогда на том месте, своего вышняго ранга или титла иметь, но по оному чину, которой он действительно отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто, или зело мало, чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из Дворян; а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многия лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят, без заслуги, себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сената, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет, нынешней ради нужды, с котораго времени давать имена их Обер-Фискалу, дабы могли Фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятся: того ради надлежит ныне иметь в Статских Коллегиях по 6 или по 7 человек Коллегии Юнкеров, или меньше; а ежели более надобно, то с доклада.

14. Надлежит Дворянских детей в Коллегиях производить снизу. А именно: перво в Коллегии Юнкеры, ежели ученые, и освидетельствованы от Коллегии, и в Сенате представлены, и патенты получили; а которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты: тех перво в Титулярные Коллегии Юнкеры писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действительнаго Коллегии Юнкерства.

Годы. Месяцы.
Против Капрала 1
— — Сержанта 1
— — Фендрика 1 6
— — Поручика 2
— — Капитана 2
— — Майора 2
— — Подполковника 2
— — Полковников 3 6

Капральские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучилися подлинно, что Коллежским правлениям надлежит. А именно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империи и экономии, в чем надлежит их свидетельствовать.

Которые обучаются вышеписанным наукам, тех из Коллегии посылать в чужие краи по нескольку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производиться ранги выше, как то чинится и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу, но сие чинить в Сенате только, и то с подписанием Нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне.

16. И понеже никому кроме Нас, и других Коронованных Глав принадлежит, кого в Дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насопротив того многократно оказалось, что некоторые себя Дворянами сами называют, а подлинно не суть Дворяне, иные же своевольно герб приняли, котораго предки их не имели, ниже от предков Наших, или от иностранных Коронованных Глав им дан, и при том смелость приемлют, иногда такой герб изобрать, которой владеющие Государи и иные знатнейшые фамилии действительно имеют; того ради Мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того воспоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили Мы Герольдмейстера; и тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет Дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков Наших или Нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года; а потом требовать, дабы подлинно доказал, и ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить Нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливаться, и буде из таковых явятся подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять Нам же. А которые дослужились до Обер-офицерства, Русской или иноземец, как из Дворянства, так и не из Дворянства: тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не меньше ста лет: и таким гербы давать же. В Нашей же службе обретающиеся чужестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетельствами от правительства их отечества, свое Дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а именно: Президенты и Вице-Президенты в Надворных Судах, Обер-Ландрихтеры в Резиденции, Президент в Магистрате в Резиденции, Обер-Коммисары в Коллегиях, Воеводы, Обер-Рентмейстеры, и Ландрихтеры в Губерниях и в Провинциях, Казначеи при Монетном деле, Директоры над пошлинами в портах, Обер-экономии Коммисары в Губерниях, Обер-Коммисары в Губерниях, Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Камериры при Коллегиях, Ратманы в Резиденции, Почт-Мейстеры, Коммисары при Коллегиях, Камериры в Провинциях, Земские Коммисары, Ассесоры в Провинциальных Судах, Земские Рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя только обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от Нас за какия выслуги паки за собственною Нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены; и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных.

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать Нашу грамоту со обстоятельством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на сопротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем Мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и ливерею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. М., 1997.

Волков С.В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 38-49.

Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. 591 с.

Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 29-43.

Шепелев Л.В. Чиновный мир России: XVIII - начало XX вв. СПб.: Искусство-СПб., 1999. 479 с.

Назовите основные чины согласно Табели о рангах?

Предусматривала ли Табель исключения из принципа выслуги?

Зачем был введен институт камер-юнкеров?

В связи с каким событиями была упразднена Табель о рангах?

В чем были различия при получении потомственного и личного дворянства при Петре I?

законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й - высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после Октябрьской революции 1917 (см. Приложения).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками, издан 24 января 1722 г. правительством Петра I. По Т. о р. все должности были разбиты на 3 ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные, в каждом из которых было 14 рангов или классов. Высшими (I класс) в них были соответственно должности генерал-фельдмаршала, генерал-адмирала и канцлера, низшими (XIV класс) – фендрика, мичмана и коллежского регистратора. Вместо родовитости при назначении на государственную службу, а также при дальнейшем продвижении чиновника, вводился бюрократический принцип выслуга и последовательное восхождение по служебной лестнице, чем должно было обеспечиваться замещение всех вакансий и приобретение необходимых навыков. Всякий, кто занимал классную должность в гражданской службе приравнивался к офицеру и назывался чиновником (в отличие от неимевших чина – «канцелярских служителей»). Все назначения по гражданской службе (кроме первых 5 классов) возлагались на Сенат (его первый департамент), а подготовку и оформление их должна была осуществлять Герольдмейстерская контора Сената (см. Герольдия, Чиновничество).

Все чиновники, чьи должности вошли в Т. о р., получали дворянство. Первоначально XIV класс давал право личного, а VIII (для военных XII) – потомственного дворянства. Закон 9 декабря 1856 г. установил получение личного дворянства с IX класса, потомственного – с IV класса для гражданских чинов, а с VI – для военных. Т. о р. открывала «путь наверх» выходцам из непривилегированных сословий, создавая стимул для службы чиновников.

Введением Т. о р. Петр I стремился упорядочить всю систему государственной службы и обеспечить постоянный приток кадров. За дворянами закреплялись высшие чины Т. о р. Т. о р. увеличила служебное бремя для представителей дворянского сословия, дополнив его обязанностью учится. Т. о р. упразднена в 1917 г.

Классы для военных, гражданских и придворных чинов:

I. Генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал. Канцлер, действительный тайный советник I класса.

II, Генерал-аншеф, генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, генерал от артиллерии, инженер-генерал, адмирал.

Действительный тайный советник.

Обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, обер-шенк, обер-церемониймейстер.

III. Генерал-поручик (до 1799 г.), генерал-лейтенант.

Тайный советник.

Гофмаршал, шталмейстер, гофмейстер, егермейстер.

IV. Генерал-майор, контр-адмирал. Действительный статский советник.

V. Бригадир (до 1799 г.), капитан-командор. Статский советник. Церемонимейстер.

VI. Полковник, капитан I ранга. Коллежский советник. Камер-фурьер.

VII. Подполковник, войсковой старшина, капитан II ранга.

Надворный советник.

VIII. Премьер-майор, секунд-майор (до 1799 г.), майор (до 1884 г.), капитан, ротмистр, есаул (с 1884 г.), капитан Ш ранга.

Коллежский асессор.

IX. Капитан, ротмистр, есаул (до 1884 г.), штабс-капитан, штаб-ротмистр, подъесаул, капитан-лейтенант, старший лейтенант.

Титулярный советник.

X–XI. Капитан-поручик (до 1799 г.), поручик, сотник, лейтенант, мичман. Коллежский секретарь.

XII. Подпоручик, корнет, хорунжий, мичман. Губернский секретарь.

XIII. Прапорщик, мичман. Сенатский регистратор, провинциальный секретарь.

XIV. Фендрик (XVIII в.), мичман (XVIII в.). Коллежский регистратор.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Чиновники Военного министерства 5 и 8 классов. 1863 г.

В образовавшейся системе чинопочитания важное значение приобрели титулования. То есть формы обращение к лицу того или иного чина.

В первой трети XVIII века наиболее часто использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство; III и IV классы - ваше превосходительство; V класс - ваше высокородие; VI - VIII классы - ваше высокоблагородие; IX - XIV классы - ваше благородие.

Историческая мозаика

генерал-адъютант князь В. А. Долгоруков.

Неукоснительно следил за соблюдением своего служебного старшинства московский генерал-губернатор генерал-адъютант князь В. А. Долгоруков.

Однажды в 1879 году он отказался от посещения обеда в Биржевом комитете купеческого общества, «чтобы не явиться вторым лицом» среди присутствующих. Просто на обед уже были приглашены министр финансов Грейг и обер-прокурор Синода¹ Победоносцев.

В следующем году на обеде у принца А. П. Ольденбургского В. А. Долгоруков выразил неудовольствие по поводу того, что его посадили по левую руку от хозяйки. Князь полагал, что раньше произведён в чин, чем сенатор и действительный тайный советник М. П. Щербинин, находившийся в том же чине, но посаженный по правую руку от принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Пришлось вмешаться принцессе и сказать, что она «сама назначила места по спискам старшинства».

ОБРАТИМСЯ К КЛАССИКЕ

Титулы, мундиры и ордена - об этом много говорится в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824 г.) Отношение к ним позволяет автору показать мировоззрение персонажей и служит критерием для их оценки. Отказ от «искания» чинов и критическое отношение к ним воспринимаются большинством персонажей как неразумность и признак вольнодумства.

Княгиня Тугоуховская с ужасом говорит о своём племяннике Фёдоре:

Чинов не хочет знать!

Молчалин, пытаясь выяснить причину иронической раздражительности Чацкого, спрашивает его:

Вам не дались чины, по службе неуспех?

И слышит в ответ:

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

Тот с наивным цинизмом объясняет путь к чину:

Довольно счастлив я в товарищах моих;

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Отвечая на вопрос Фамусова, имеет ли его двоюродный брат «в петличке орденок», Скалозуб объясняет, что брат и он получили ордена на месте:

Ему дан с бантом, мне на шею.

При встрече со старинным приятелем Чацкий задаёт ему вопрос: «Ты обер или штаб?».

Обличению культа мундира посвящены монологи Чацкого:

И в жёнах, дочерях - к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?

В салонных разговорах упоминаются золотое шитьё мундиров, «выпушки², погончики, петлички» на них, узкие «тальи» мундиров.

Напомним и ещё одну реплику Фамусова:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ сумел доставить.

Но что же означают все эти понятия: тайный советник, обер-шенк, генерал-адъютант, превосходительство, граф, белый мундир и мундирное шитьё, выпушки и алмазные знаки? Об этом - ниже.

Историческая мозаика

кайзер Вильгельм II

В начале XX века Россия и Германия заключили торговый договор. В связи с такими крупными международными событиями следовало обменяться подарками или наградами. При русском дворе знали, что немецкий кайзер Вильгельм II больше всего любит всевозможные формы, ордена и знаки отличия. Но чем наградить Вильгельма? Ситуацию разрешил германский посол. Он намекнул министру финансов русского правительства С. Ю. Витте, что Вильгельм II желал бы получить форму русского адмирала. Желание кайзера удовлетворили.

КТО ЖЕ ТАКОЙ ДВОРЯНИН?

Свод законов Российской империи так определял дворян или «благородных»: «Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены или монархами сим достоинством пожалованы».

Однако ко времени введения «Табели о рангах» оказалось, что «некоторые себя дворянами называют», а подлинно не суть дворяне, иные же своевольно герб приняли, которого предки их не имели». Поэтому Пётр I сурово предупредил: «никому, кроме нас и других коронованных глав, не принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать».

Итак, проще говоря, дворянин - это помещик. То есть владелец земель и крепостных. А за право владеть землями и получать с них доходы дворянин обязан был служить царю и отечеству.

В петровские времена дворян заставляли служить пожизненно. Пётр III освободил дворян от обязательной службы³ в 1762 году. При этом дворян старались теперь заманивать на службу чинами, орденами и тому подобными наградами.

Звание дворянина можно было заслужить, хотя дворянство, полученное за службу, в обществе рассматривалось как второсортное. Личные (не потомственные) дворяне составляли особую группу. Они не имели права владеть крепостными. Личное дворянство распространялось только на жену. Дети личных дворян пользовались правом «обер-офицерских детей ». А с 1832 года - правом потомственных почётных граждан .

Потомственное же дворянство порождало внимание к происхождению, к истории своего рода в поколениях и роли в истории страны, к заслугам его выдающихся представителей. Это звание оформлялось в виде родословных, родового герба, портретов предков. Всё вместе вызывало чувство личного достоинства и гордости за предков, заставляло заботиться о сохранении доброго имени.

На 1861 год число потомственно дворянских семей в России составляло 150 тысяч.

Всех же дворян (вместе с семьями) в 1858 году в России насчитывалось около миллиона человек.

Благородное происхождение потомственного дворянина выражалось и в титуле, общем для всех дворян, - ваше благородие. Помимо этого благородство выражалось ещё и в праве носить шпагу. При обращении к дворянину титул часто заменялся словом «господин » (то есть хозяин, владелец). А крепостные и слуги пользовались и словом «барин », происходившим от «боярин ».

Стоит отметить, что в дореволюционный России в быту употреблялись и не установленные законом титулы вроде «ваше степенство», «ваша милость», «ваша честь» и т. п. Чаще всего так обращались к купцам, если они не имели официальных титулов.

«ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ»

Пользоваться титулом «дворянин» в России не было принято. Не существовало и никаких особых частиц-приставок к дворянским фамилиям, как «фон» у немцев, «дон» у испанцев или «де» у французов. И всё же именно фамилия, имя и отчество человека содержали порой в себе указание на принадлежность к дворянству.

Шарль Лебрен. Портрет Я. Ф. Долгорукова, написанный в 1687 году во время посещения им Парижа.

Само отчество, возникшее на Руси в XVI веке, воспринималось как награда. Далеко не каждый мог им пользоваться. Сам государь указывал, кого писать с «-вичем». Ещё Пётр I разрешал в 1697 году писаться с «-вичем» князю Якову Фёдоровичу Долгорукову, а в 1700 году - «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову. При Екатерине I был составлен список немногих лиц, которых в правительственных документах полагалось именовать с отчеством.

"Именитый человек" Григорий Дмитриевич Строганов

Фамилии тоже появились на Руси не сразу и далеко не у всех. В XIV - XV веках у князей. А к началу XVIII века фамилии имели уже все дворяне. Образовывались они чаще всего от имени отца, откуда происходило и название владений.

Вообще же способов образования дворянских фамилий довольно много. Небольшую группу составляли фамилии древних княжеских родов, ведущих происхождение от Рюрика. К концу XIX века таких сохранилось лишь пять: Мосальские, Елецкие, Звенигородские, Ростовские (обычно имели двойные фамилии) и Вяземские.

От названий владений произошли фамилии Барятинских, Белосельских, Волконских, Оболенских, Прозоровских и некоторых других.

Часто фамилии происходили от клички какого-либо члена рода. Кличку же он получал за то, что чем-то выделился.

Надо иметь в виду, что фамилии не вводились каким-либо законом, а устанавливались довольно случайно. При этом возникали некоторые сомнения, на какой фамилии остановиться. И тогда получались двойные. За примером обратиться к фамилии известных бояр Романовых, к выходцу из этого рода, патриарху Филарету. Дед его именовался Захарьиным-Юрьевым по именам своего деда и отца. Сохранили в потомстве двойные фамилии Бобрищевы-Пушкины, Мусины-Пушкины, Воронцовы-Вельяминовы, Квашнины-Самарины и другие. Нельзя не упомянуть и такое редкое образование, как Друцкие-Соколинские-Гурко-Ромейко.

Были и другие причины к удвоению фамилий. В 1697 году дворяне Дмитриевы просили для отличия их «от многих разных чинов малородных» с той же фамилией разрешить им присоединить фамилию родственника Мамонова и называться Дмитриевыми-Мамоновыми.

А при Павле I установился обычай передачи пресекшихся по мужской линии фамилий другому роду по женской линии. Так, в 1801 году фамилия генерал-фельдмаршала князя Н. В. Репнина была передана его внуку - сыну дочери, вышедшей замуж за одного из князей Волконских.

Многие дворянские фамилии имели нерусское происхождение. Часть вели происхождение от татарских родов: Юсуповы, Урусовы, Карамзины. Часть имела западное происхождение. Приехавший в Россию англичанин Гамильтон сначала именовался Гамантов, затем Гаматов и, наконец, Хомутов. Немецкая фамилия Левенштейн превратилась в Левшина.

ПОЧЁТНЫЕ ФАМИЛИИ

А. Д. Меншиков

Существовали и специальные почётные фамилии - титулы. Получая её, награждённый чаще всего жаловался и родовым титулом. Обычай давать военачальникам почётные прозвания по названиям тех мест, где они одерживали победы, заимствовали у Древнего Рима. Ещё в начале XVIII века первое подобное наименование получил А. Д. Меншиков - титул светлейшего князя Ижорского.

Придворные чины

Срок выслуги до получения следующего чина, следующий гражданский чин

  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса
  • Генерал-фельдмаршал
  • Генерал-адмирал во флоте

Нет

  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер
  • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
  • Генерал-аншеф (1763—1796)
  • Генерал от артиллерии (с 1796)
  • Инженер-генерал (с 1796)
  • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар(1711—1720)
  • Адмирал
  • Обер-камергер
  • Обер-гофмаршал
  • Обер-шталмейстер
  • Обер-егермейстер
  • Обер-гофмейстер
  • Обер-шенк
  • Обер-церемониймейстер (с 1844)
  • Обер-форшнейдер (с 1856)
  • Тайный советник (с 1724)
  • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
  • Генерал-поручик (1741—1796)
  • Вице-адмирал
  • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Гофмаршал
  • Гофмейстер
  • Шталмейстер
  • Егермейстер
  • Обер-церемониймейстер (с 1800)
  • Обер-форшнейдер
  • Тайный советник (1722—1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)
  • Генерал-майор
  • подполковник гвардии (1748—1798)
  • Генерал от фортификации (1741—1796)
  • Шаутбенахт во флоте (1722—1740)
  • Контр-адмирал во флоте (с 1740)
  • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камергер (с 1737)
  • Статский советник
  • Бригадир (1722—1796)
  • Капитан-командор (1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
  • премьер-майор гвардии (1748—1798)
  • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Церемониймейстер (с 1800)
  • Камер-юнкер (до 1809)
  • Коллежский советник
  • Военный советник
  • Полковник в пехоте
  • Капитан 1-го ранга во флоте
  • секунд-майор гвардии (1748—1798)
  • полковник гвардии (с 1798)
  • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камер-фурьер (до 1884)
  • Камергер (до 1737)

4 годаСтатский советник

  • Надворный советник
  • Подполковник в пехоте
  • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
  • Капитан 2-го ранга во флоте
  • капитан гвардии
  • ротмистр гвардии
  • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)

Нет

4 годаКоллежский советник

VIII

  • Коллежский асессор
  • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
  • Майор в пехоте (1798—1884)
  • Капитан в пехоте (с 1884—1917)
  • Ротмистр в кавалерии (с 1884—1917)
  • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
  • Есаул у казаков (с 1884)
  • Капитан 3-го ранга во флоте (1722—1764)
  • Капитан-лейтенант во флоте (1907—1911)
  • Старший лейтенант во флоте (1912—1917)
  • штабс-капитан гвардии (с 1798)
  • Титулярный камергер

4 годаНадворный советник

  • Титулярный советник
  • Капитан в пехоте (1722—1884)
  • Штабс-капитан в пехоте (с 1884—1917)
  • Поручик гвардии (с 1730)
  • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Есаул у казаков (1798—1884)
  • Подъесаул у казаков (с 1884)
  • Капитан-поручик во флоте (1764—1798)
  • Капитан-лейтенант во флоте (1798—1885)
  • Лейтенант во флоте (1885—1906, с 1912)
  • Старший лейтенант во флоте (1907—1911)
  • Камер-юнкер (после 1809)
  • Гоф-фурьер

3 годаКоллежский асессор

  • Коллежский секретарь
  • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
  • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
  • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
  • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
  • Поручик (с 1884)
  • Подпоручик гвардии (с 1730)
  • Подъесаул у казаков (до 1884)
  • Сотник у казаков (с 1884)
  • Лейтенант во флоте (1722—1885)
  • Мичман во флоте (с 1884)

Нет

3 годаТитулярный советник

  • Корабельный секретарь (до 1834)
  • Корабельный секретарь во флоте (до 1764)

Нет

  • Губернский секретарь
  • Поручик (1730—1884)
  • Подпоручик в пехоте (с 1884—1917)
  • Корнет в кавалерии (с 1884—1917)
  • Прапорщик гвардии (1730—1884)
  • Сотник у казаков (до 1884)
  • Хорунжий у казаков (с 1884)
  • Унтер-лейтенант во флоте (1722—1732)
  • Мичман во флоте (1796—1884)
  • Камердинер
  • Мундшенк
  • Тафельдекер
  • Кондитер

3 годаКоллежский секретарь

XIII

  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (1764—1834)
  • Синодский регистратор (с 1764)
  • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
  • Прапорщик в пехоте (с 1884—1917, только в военное время)
  • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
  • Гардемарин во флоте (1860—1882)

Нет

  • Коллежский регистратор
  • Коллежский юнкер(коллегии-юнкер) (1720-1822)
  • Фендрик в пехоте (1722—1730)
  • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
  • Корнет в кавалерии (1731—1884)
  • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
  • Хорунжий у казаков (до 1884)
  • Мичман во флоте (1732—1796)

Нет

3 годаГубернский секретарь

Уставное обращение соответственно классу

I — II

III — IV

VI — VIII

IX — XIV

Ваше высокопревосходительство

Ваше превосходительство

Ваше высокородие

Ваше высокоблагородие

Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах - Генералиссимус

Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 классов. Переходя из класса в класс, начиная с нижнего 14-го, служащий делал карьеру. В каждом классе необходимо было прослужить определённое число лет. Но за особые заслуги срок сокращался. В гражданской службе должностей было больше, а потому движение вверх совершалось быстрее.

В XVIII веке каждый, имевший уже низший классный чин, получал и личное дворянство . А дворянин имел ряд льгот. При этом в военной службе потомственное дворянство давал 14 класс, а в гражданкой - лишь 8-й. Однако уже с начала XIX века на государственную службу шло всё больше недворян. И потому с 1845 года в гражданской службе потомственное дворянство получали уже с пятого класса, а в военной - в восьмом.

Установив чёткую систему чинов, «Табель о рангах» следила за строгим соблюдением принципа старшинства и чинопочитания. Среди обладателей одного чина старшим считался тот, кто служил по военной службе, или тот, кто был раньше пожалован в данный чин. Соблюдение принципа старшинства считалось обязательным при всех церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении. Существовало жестокое правило: «Чин чина почитай». И принцип этот распространялся на жён и дочерей чиновников.

24.01.1722 (6.02). - Петр I утвердил "Табель о рангах" - роспись военных и гражданских чинов Российской Империи

24 января 1722 г. утвердил "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных...", которая стала действенным инструментом осуществления административной реформы в России. Отныне каждый человек, поступавший на государственную службу, должен был пройти все её ступеньки, начиная с выслуги низшего классного чина. Это обезпечивало как замещение всех должностей, так и постепенное получение чиновниками необходимого опыта.

Основу чиновничества в те годы составляли дворяне, в большинстве своём владевшие имениями и обезпеченные в материальном отношении. Поэтому жалованье чиновникам платили невысокое, полагая, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья не позволяет ему высказывать независимые суждения и действовать достаточно свободно.

В Табеле о рангах все чины воинской, гражданской и придворной службы подразделялись на 14 классов, каждый из которых должен был соответствовать определённой должности. На практике, однако, допускались отклонения от этого правила: по различным причинам чиновник мог иметь чин более высокого или более низкого класса, чем это полагалось бы по должности.

Было установлено старшинство военной службы над гражданской и придворной, то есть среди чинов одного класса старшим считался военный.

Примечательно, что в Табель о рангах были включены кавалеры ордена , что соответствовало европейской практике, но было исключением из русских традиций. Они были отнесены к III классу, где значились генерал-лейтенанты и тайные советники.

Для лиц недворянского звания выслуга чина позволяла получить и дворянство. При Петре I потомственное дворянство на военной службе давал уже чин XIV класса, на гражданской службе – чин VIII класса, а чины XIV и VII классов давали только личное дворянство.

Однако постепенно нарастал приток на государственную службу недворян и, соответственно, повышался класс чина, дававшего дворянство. С 9 декабря 1856 г. на военной службе право на потомственное дворянство стал давать чин VI класса, а на личное дворянство – XIV класса, на гражданской службе право на потомственное дворянство приобреталось по достижении чина IV класса, личное дворянство приносили чины V – IX классов, а личное почётное гражданство – чины X – XIV классов. Эти правила сохранились до 1917 г.

Своя система чинов (санов), соответствовавшая Табели о рангах, существовала и у духовенства. Пять высших классов предназначались для чёрного (монашествующего) духовенства, а пять более низких – для белого духовенства.

Ниже приводятся таблицы, в которых Табель о рангах представлена в том виде, в котором была в начале и конце своего существования, а также духовные саны.

В.М. Авцинов ("Имперский курьер")

Чины (саны) духовенства

Принадлежность к виду духовенства Класс по Табели о рангах Чин (сан) Титулование
Чёрное I Митрополит
Чёрное II Архиепископ Ваше высокопреосвященство, владыко
Чёрное III Епископ Ваше преосвященство, владыко
Чёрное IV Архимандрит Ваше высокопреподобие
Чёрное V Игумен Ваше высокопреподобие
Белое V Протопресвитер Ваше высокоблагословение
Белое VI Протоиерей Ваше высокоблагословение
Белое VII Священник
(иерей)
Ваше благословение, Ваше священство
Белое VIII Протодиакон Ваше Высокоблаговестие
Белое IX Диакон Ваше благовестие

Табель о рангах по состоянию на 1917 г.

Клас-сы Армей-ская пехота, артил-лерия, инженер-ные войска Армей-ская кава-лерия Казачьи войска Военно-морской флот Граж-данские чины При-двор-ные чины Титу-лование
I Генерал-фельд-маршал --- --- Генерал-адмирал Канцлер, действи-тельный тайный советник I класса ---
II Генерал от инфан-терии, генерал от артил-лерии, инженер-генерал Генерал от кавалерии --- Адмирал Действи-тельный тайный советник Обер-камергер, обер-гоф-маршал, обер-гоф-мейстер, обер-шенк, обер-штал-мейстер, обер-егер-мейстер, обер-фор-шнейдер Ваше высоко-превос-ходи-тельство
III Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант --- Вице-адмирал Тайный советник Гоф-мейстер, гоф-маршал, штал-мейстер, егер-мейстер, обер-цере-моний-мейстер Ваше превос-ходи-тельство
IV Генерал-майор Генерал-майор --- Контр-адмирал Действи-тельный статский советник Камергер Ваше превос-ходи-тельство
V --- --- --- --- Статский советник Камер-юнкер, цере-моний-мейстер Ваше высоко-родие
VI Пол-ковник Пол-ковник Пол-ковник Капитан 1-го ранга Кол-лежский советник --- Ваше высоко-благо-родие
VII Под-полковник Под-полковник Войско-вой стар-шина Капитан 2-го ранга Над-ворный советник --- Ваше высоко-благо-родие
VIII Капитан Ротмистр Есаул Старший лейтенант Кол-лежский асессор --- Ваше высоко-благо-родие
IX Штабс-капитан Штабс-ротмистр Подъ-есаул Лейтенант Титу-лярный советник --- Ваше благо-родие
X Поручик Поручик Сотник Мичман Кол-лежский секретарь --- Ваше благо-родие
XI --- --- --- --- Кора-бельный секретарь (с конца XVIII века перестал применяться) --- Ваше благо-родие
XII Под-поручик Корнет Хорун-жий --- Губерн-ский секретарь --- Ваше благо-родие
XIII Пра-порщик (в военное время, в мирное время - в запасе) --- --- --- Провин-циальный секретарь (с конца XVIII века перестал применяться) Ваше благо-родие
XIV --- --- --- --- Кол-лежский регис-тратор --- Ваше благо-родие

Беда реформы Петра I не в том, что воеводу стали именовать генералом и что он явился перед народом бритым и в иноземном мундире, а в том, что он сам, вместо того, чтобы быть связанным с народом любовью в единстве духовных и национальных интересов, почувствовал себя инородным телом, стоящим выше народа и отдельно от него и призванным властительски принуждать и заставлять...

Петровский Регламент привел к административной Табели о рангах, и, к большой нашей скорби, выдержал и революцию, и десятилетия эмиграции и на будущее не показывает признаков желания уйти со сцены... Настолько высушена была атмосфера духовности в послепетровский период, что иные архиереи не выдерживали своего генеральства и уходили в затвор (св. Тихон Воронежский, преосв. Феофан Тамбовский, Вениамин Калужский). Иные мучились двойственностью своего положения, а большинство, по немощи человеческой, превращались в чиновников. Этот холодок переходил в кровь Святой Руси, выстужая благодатную теплоту. В том-то грех и состоял, что оказалась забыта Свято-Русская должность России... И так далеко мы ушли от духовной легкости Свято-Русской культуры, что нам самим невероятным кажется духовное назначение бытия нашей Родины, каким оно было в древности...

(Н. Кусаков. "Православие и монархия")

Обсуждение: 8 комментариев

    Как в СССР, так и в нынешней РФ построение государственной власти жиждется на основе введенной системе Петра 1 (табеля о рангах). Эта система сама по себе очень пагубна и анти государственная, чем естественно и пользуются время от времени враги России! Главенствующий принцип управления нашим обществом, это чинопочитание, то есть достаточно поставить на самый верх иерархической власти "своего человека" и можно вытворять все что угодно. Этим изъяном выгодно пользуются иудеи, проникая во властные структуры в управленческий аппарат. До иудеев были немцы, и где они теперь?

    Похоже, или при переписыванiи изъ оригинала вкрались ошибки, или же оригиналъ составлялъ не очень сведущiй человекъ.
    1. "Преподобно" только черное духовенство
    2. Дьяконъ не можетъ быть "балгословенiемъ", т.к. не никого не благословляетъ. Дьяконъ - "Ваше благовестiе", протодьяконъ и архидьяконъ - "Ваше высокоблаговестiе"
    и т.д.

    Благодарим чтеца Михаила, исправления внесены. Ошибки содержались в указанном источнике - "Имперском курьере".

    Скажите пожалуйста, а для чего Петру 1 был необходим табель о рангах?

    В статье: " ... а чины до XIV и VII классов давали только личное дворянство". Несуразица в тексте, т. к. чинов до XIV класса НЕ БЫЛО.
    В XIX-нач.XX вв. в казачьих войсках были чины генерал-майора,генерал-лейтенанта, генерала от кавалерии (генералы от кавалерии М.И. Платов и П.Н. Краснов и т.д.).

    Несуразица только в предлоге "до", который я убрал. По сути же правильно. В Википедии читаем то же самое: "Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство)".

    В представленной табели о рангах,отсутствует указание военного и морского звания в классе 5м.Хочу уточнить.В18м веке воинское звание 5го класса было Бригадир.Морское - капитан-командор. Придворное - до 1884г. -камер-фурьер,а с 1884г - церемониймейстер. Помните у Пушкина:"Смиренный грешник Дмитрий Ларин,Господний раб и бригадир, под камнем сим вкушает мир". В последствии это звание было упразднено.Если редактора не затруднит, тогда прошу внести поправку в класс 5й.



Похожие статьи
 
Категории