Так странно и отчаянно: отчет о концерте Земфиры в Киеве. Феномен Земфиры: неизвестные факты о певице Дима емельянов гитарист земфиры

20.06.2019

В это трудно поверить, но сегодня, 26 августа, Земфире Рамазановой исполнится 40 лет. Презентация ее первого альбома состоялась в 1999 году. За это время она превратилась в музыкальную легенду, а ее жизнь обросла всевозможными домыслами. «СтарХит» выбрал пять мифов и проверил их.

Миф 1. Группа The Uchpochmack развалилась, и племянники певицы уехали за границу (Правда)

После смерти родителей и братьев у Земфиры нет никого ближе племянников, 26-летних Артура и Артема Рамазановых. Три года назад вместе с ними она пела в группе The Uchpochmack. «Их альбом First and Last был единственным, – рассказал «СтарХиту» Дмитрий Емельянов, гитарист коллектива. – Мы выступали вместе, но группа просуществовала недолго. В последний раз я видел ребят в 2014-м».

Проездив год с гастролями с тетей, племянники вернулись в родную Уфу. «Артем и Артур все так же занимаются музыкой, в своей студии пишут песни, но мало кому их дают слушать, – поделилась со «СтарХитом» Евгения Остапенко, двоюродная сестра Рамазановых. – Поют для друзей или для родственников на домашних посиделках. Жениться пока не думают, хотя поклонниц много. Да и мысли у ребят сейчас о другом. В конце августа они улетают в Лондон, будут учиться на факультете эстрадного вокала. Несколько лет назад они уже были в Англии, только осваивали режиссерское дело. Им тогда Земфира помогла».

А пока ребята в Уфе, Артем помогает маме Наталье Владимировне. Она бизнесвумен и является учредителем ЗАО «Форвард», которое занимается поставкой продуктов в сеть универсамов.

МИФ 2. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ ЗЕМФИРЫ – МУЗЫКАНТ ИЗ УФЫ (ВЫДУМКА)

Не раз писали, что первой любовью звезды был Владислав Колчин, они в середине 90-х выступали в уфимском ресторане «Джеспар». В автобиографической книге «Музыка как шанс победить рассеянный склероз» – ее презентация состоится 14 сентября – Влад рассказал о борьбе с болезнью и посвятил певице целую главу. В ней он раскрыл правду об их отношениях – будущая звезда была всего лишь прикрытием для Колчина. Давний друг пишет следующее: «...Владелец заведения проявлял ко мне интерес... Земфира на всякий случай, опасаясь за мою безопасность, как могла, исполняла роль моей девушки».

МИФ 3. ПОДНЯЛА РУКУ НА МУЖЧИНУ (ПРАВДА)

// Фото: Из личного архива Леонида Бурлакова

«Земфира оказалась в центре скандала...» – такие заголовки нередко можно встретить в прессе. Даже друзьям известно, что под горячую руку певице лучше не попадаться.

«Пощечину может влепить кому угодно, – вспоминает музыкант Влад Колчин. – В ресторане «Джеспар» частенько собирались бандиты. Однажды они подвыпили и начали делать заказы на песни. Одну Земфира наотрез отказалась исполнять. Тогда один бритоголовый подошел, склонился над ней и начал что-то нашептывать. Земфира, как обычно в такие моменты, замолкла и внимательно слушала. Когда речь закончилась, она хладнокровно влепила ему пощечину и рванула в подсобку. В зале начались разборки,шум, крики. Нас защитили охранники ресторана, а чтобы замять конфликт, мне пришлось звонить знакомым бандитам».

Почему певица так себя ведет, объяснил ее первый продюсер Леонид Бурлаков: «Дерзость и грубость – это обычная защита от людей. На самом деле Земфира душевный и внимательный человек. Полтора года назад позвонила мне узнать, как дела. Рассказала, что она в Уфе у мамы. Передала трубку Флориде Хакиевне. Та поблагодарила за то, что я помог дочери в музыкальной карьере. А я сказал спасибо за Земфиру. Еще она обожает детей и рядом с ними сама превращается в ребенка. Как-то мы с дочкой Машей заглянули к ней в гости. Она не только радушно нас встретила, но и нажарила очень вкусные сырники».

МИФ 4. У ПЕВИЦЫ ТЯЖЕЛОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ (ВЫДУМКА)

«Чтобы трудиться, как Земфира, нужно много сил, – делится продюсер Леонид Бурлаков. – Никакие допинги не помогут, а будут только мешать. Земфира это понимает. Она выступает с концертами почти 20 лет».

Но проблемы со здоровьем у звезды действительно имеются.

«У нее есть хроническое заболевание, она постоянно жаловалась на боли в левом ухе, – вспоминает журналист и продюсер Александр Кушнир. – Помню, что, когда она только переехала в Москву, денег и регистрации у нее не было. Я помогал ей с врачами. Среди моих друзей водились специалисты высочайшей квалификации».

Несколько лет назад старое заболевание – хронический отит – обострилось, и певица даже попала в больницу.

МИФ 5. ЖИВЕТ В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ (ПРАВДА)

«Если вы когда-нибудь окажетесь у нее в гостях, то увидите, что певица пользуется всего тремя предметами, – рассказывает Леонид Бурлаков. – Это диван – на нем она сидит, стол – для работы, пианино – чтобы писать музыку. Земфира – не фанат вещей, и по большому счету ей все равно, во что она одета. Да и со вкусом беда. Внешне она преобразилась при Насте Калманович и Ренате Литвиновой, которые приложили руку к ее стилю. Ее больше заботят другие вещи. Помню, с каким воодушевлением Земфира искала усилитель для баса. Заказывала его из Лондона, а когда получила, то радовалась как ребенок».

Кстати, на обложке первого альбома певицы «Земфира» тоже ничего лишнего – только обои в цветочек из ее первой съемной квартиры. «Она тогда жила в Переделкино, – вспоминает журналист и продюсер Александр Кушнир. – Там и сделали этот снимок. А когда стало понятно, что альбом рванул, сделали остроумный подарок для посвященных – выпустили лимитированный тираж компакт-дисков, всего 999 штук. На обложке был дорисован красивый коричневый стул – как знак того, что раньше были только обои, а теперь появились деньги на мебель. Сейчас эта пластинка стоит немыслимых денег, и она у меня есть».

// Фото: Личный архив Леонида Бурлакова

Десятимесячные гастроли по России, Украине, Белоруссии, странам Балтии и Европы получились у Земфиры увлекательными и насыщенными непредсказуемыми событиями. Во время тура она частично сменила состав, перетасовала сет-лист, что прежде с ней случалось нечасто. И добавила две композиции, которые еще в феврале петь не собиралась: "Любовь как случайная смерть" и "Оно плачет (Поцелуи)".

А еще - полюбила выступать в темных платьях, которые ей очень шли, продолжила игнорировать пресс-конференции, хотя и чаще общалась со зрителями со сцены. В Ростове-на-Дону в присущей ей бескомпромиссной манере обиделась на фразы из зала и, закрыв лицо руками, убежала со сцены. Затем вернулась и в песне "Аривидерчи", изменив слова, спела: "Я никогда не вернусь в Ростов!" Потом правда извинилась. Вдобавок, во время тура Земфира убедила известного саунд-продюсера из Киева Павло Шевчука обеспечивать ее общение с прессой (и тот бесхитростно не отвечал на запросы и предложения). И едва ли не впервые высказалась о чем-то кроме музыки, выступив против сноса зданий бывшей фабрики "Красный Октябрь", ставших ныне главной новой культурной площадкой Москвы. Там же, кстати, расположена и студия Земфиры (на месте фабрики планируется построить жилой квартал)… А для московских концертов пригласила из Германии большую группу спецов, чтобы организовать прямую трансляцию финальной программы в Интернете. Тоже впервые.

Зрителей при входе на концерт тоже встречали подарками. В зависимости от мест, указанных на билетах, кому-то вручали цветные фонарики-сердечки, кому-то белые или красные листы бумаги. А также инструкции о том, как с ними обращаться: Земфира всегда любила и умела устраивать на концертах флеш-мобы. И фан-клуб певицы (кому-то из самых преданных билеты достались бесплатно) вместе с режиссерами шоу с удовольствием вносил вклад в создание эмоционального и зрелищного шоу. Особенно впечатлило, когда трибуны выложили из белых и красных листов бумаги букву Z, знак бесконечности и огромное сердце.

Несмотря на предупреждение не приносить фото и видео-технику (отпечатанное даже на билетах!) многие снимали концерт на мобильные телефоны. Охрана не препятствовала (да и как это было сделать в переполненном зале?!). Тем более, что в инструкциях по флеш-мобу указывалось, и то в каких песнях включать фонарики на мобильных. Как правило - в медленных балладах. Поэтому те, кто тревожился, что придется сдавать в камеру хранения даже телефоны (ну не любит Земфира папарацци?!), опасался зря.

Сцена впечатляла тремя экранами. Больший - в центре: на нем транслировался видео-арт, причем заправляла всем Рената Литвинова, эмоционально дававшая указания оператору. Некоторые кадры казались не бесспорными: под песню "Чайка", например, шло видео того, как эта птица выклевывает глаза мертвому человеку. Хотя трек этот совсем не об этом, и настроение его совсем иное. Но режиссеру показалось более выгодным дать шокирующий кадр…Вряд ли чувствительные зрители будут любить после него чаек, как прежде.

Два экрана по краям транслировали происходящее на сцене в зал: на оба концерта пришли примерно по семь тысяч зрителей и, конечно, разглядеть происходящее на сцене из дальних секторов, без экранов, было сложно. Хотя звук был отменный едва ли не в любой точке, что случается на выступлениях, проходящих на стадионах (а ДС "Лужники" строили для игры в хоккей) не часто.

Ради этих концертов перед сценой построили и ее продолжение, называющее у профессионалов "язык". Земфира начала с эмоциональной песни на грани нервного срыва "Без шансов", продолжила другим треком с альбома "Жить в твоей голове" - "Деньги", которую пела резво, бойко и язвительно, постепенно переходя на почти скороговорку и, кажется, будто бы вгоняя себя в транс. А некоторые ее хиты зазвучали теперь несколько иначе. Песне "Мачо" очень пошли дополнительные гитарные проигрыши и нервно-атмосферное соло в духе U2 и Killers. Да и вообще гитарист Дмитрий Емельянов, прошедший с Земфирой весь тур был очень органичен для ее музыки. В хите "Прогулка" (неизменно включаемый в программу гастролей и являющийся у певицы редким: "почти танцевальным") ставка прежде делалась на электронные биты. Теперь все было сыграно на гитарах, следуя в оркестровке традициям группы "Кино" (которую Земфира очень любит). А вот исполнитель на флюгергорне Константин Куликов в ее составе впервые: на альбоме "Жить в твоей голове" хватает средне-темповых песен-размышлений и флегергорн драматично добавляет им света, воздуха, многозначительности и глубины…

Ближе к середине концерта Земфира все чаще выбегала на "язык", хлопала по протянутым ладоням зрителей. А потом и вовсе прыгнула в зал, к фанатам, прокатившись несколько метров на их руках.

В итоге шоу достигло такого эмоционального накала, что певица трижды выходила "на бис", а после третьего поблагодарила зал, попрощалась и пообещала "пойти в гримерку и умереть". Но никто не уходил и экран снова зажегся - уже с эмблемой нового проекта Uchpochmack , все участники которого, кроме Дэвида Брауна, прежде предпочитали скрывать свои имена.

Что, никто не сомневался? - Отреагировала на восторженную реакцию зрителей певица. И спела две песни, записанные уже с этим таинственным составом: Someday и Lightbulbs… Оставив зрителей гадать: когда и с какими музыкантами Земфира вернется на сцену уже в следующем туре…

Все, что происходило в моей жизни последние полгода, было ради этого концерта. Концепция длиной в 16 лет - кто может этим похвастаться? Тяжелые времена, сложные обстоятельства. Но я придумала этот тур, и он случайным образом оказался счастливым. Все, что происходило за эти полгода, было так круто! И теперь я не понимаю, что же важнее? Я стою на этой сцене 1 апреля в третий раз. В день дурака. Про четвертый я даже боюсь думать. Я счастлива, - сказала тогда Земфира.

По случаю предстоящей телепремьеры HELLO.RU публикует авторский материал корреспондента ИД "Коммерсантъ" Бориса Барабанова, сделанный по просьбе HELLO! и опубликованный в журнале ко дню рождения Земфиры, который она отметила 26 августа.

Москва, 2007 год, осень. На Фрунзенской набережной около входа на Андреевский мост останавливается свадебный кортеж. Молодожены и их друзья отправляются фотографироваться на мост. У водителей перекур. На фоне шумной компании легко не заметить фигуру девушки в черном. Она часто гуляет здесь одна, это ее район. Остановившись у свадебного лимузина, украшенного букетами и гирляндами, она присматривается к цветам и вдруг произносит: "Они издеваются?"

Цветы искусственные. Девушку зовут Земфира Рамазанова. В ее идеальном мире настоящим чувствам должны соответствовать настоящие цветы. А если они сделаны из бумаги, то и чувства - фейк. А значит, реальный мир в очередной раз не оправдал ее ожиданий.

Если бы я писал сценарий будущего байопика Земфиры, я обязательно начал бы его с этой сцены. Даже если бы этого не произошло на самом деле. Но именно так все и было.

В 2007 году Земфира выпускала альбом "Спасибо", впервые - сама, без помощи звукозаписывающих компаний, то есть придумала себе рискованное приключение. Было много всего, но именно этот подсмотренный мною эпизод был неожиданным вторжением в обыденность поэзии, о которой раньше я мог судить только по строчкам ее песен. Естественная мгновенная реакция. Очередное свидетельство несовершенства мироздания. В этом несовершенстве Земфира убеждается изо дня в день. И изо дня в день пытается хоть что-то исправить, заранее понимая, что никогда не сможет сделать это до конца.

Сцену с искусственными цветами я вспомнил много лет спустя, когда Владимир Познер спросил ее в телеинтервью: "Если бы вы встре-тились с Богом, что бы вы ему сказали?" "Что он не-справедлив", - ответила Зем-фи-ра. Странно, что позже она назвала это интервью провальным. Один этот ответ ставит ее вровень с самыми масштабными персонажами, сидевшими в кресле напротив ведущего. Впрочем, Земфира всегда предъявляет к себе самые высокие требования. А предъявляя их к себе, она, кажется, до сих пор искренне недоумевает, почему так часто люди вокруг не проявляют той же страсти в своей работе, не шлифуют свое дело до блеска.

Однажды я наблюдал удивительный разговор Земфиры и организатора частной вечеринки в честь дня рождения крупного деятеля культуры. Выступление Земфиры было главным подарком. Она целый день настраивала звук в мало приспособленном для концертов помещении, взяла небольшой тайм-аут, а потом явилась на площадку точно в соответствии с расписанием мероприятия. И очень удивилась, когда график стал сдвигаться: сначала на полчаса, потом на час, потом еще... Наконец Земфира встала и направилась к своей машине. Для нее праздник был окончен. Распорядитель вечера стал умолять ее остаться, объясняя задержку тем, что затянулся ужин: "В моем мире Земфира не может выступать перед жующими людьми". В ответ певица рассмеялась: "А что вы знаете о моем мире?"

В этой ситуации стоило помнить, что еще во времена уфимской молодости она несколько лет пела под стук вилок и ножей, причем научилась не стесняться этой страницы своей биографии. "Я играла в ресторанах, - рассказывала Земфира в одном из интервью. - И вот гуляют бандиты, с плетками, представляете? Ужас. Плетки по залу свистят, задевают мои клавиши, я сижу - ни жива ни мертва. А дней через пять "банкуют" юристы, какие-то хорошие адвокаты города Уфы... и зрелище - гораздо безобразнее". Пение для жующих людей для нее не криминальнее, чем отклонение от графика работы без извинений и объяснений. Это такой же брак в работе организатора, как фальшивая нота - в работе музыканта.

К слову, объяснившись с распорядителем, Земфира вернулась и дала полноценный "подарочный" концерт с несколькими бисами. Большинству гостей было уже не до еды. Земфира царила на сцене и в зале.

Земфира настолько уверена в своих поклонниках, заполняющих танцпартер, что готова броситься им в объятия в буквальном смысле. Но только если настроение располагает, конечно

Перфекционизм - черта, которую обычно называют в числе первых, говоря о Земфире Рамазановой. Другая - стремление к полной независимости. Первое, что обнаруживает человек, задавший поиск в "Википедии" по слову "Земфира", - то, что в переводе с арабского языка оно значит "непокорная".

В лексиконе шоу-деятелей есть довольно скользкий термин "заниматься артистом". Уже много лет вопрос "А кто сейчас занимается Земфирой?" звучит странно. Земфирой может заниматься только Земфира. Продюсером Земфиры может быть только Земфира. Она сама нанимает музыкантов и менеджеров, сама решает, кто на данном этапе ее истории будет деловым партнером в гастрольном турне, а кто - заниматься дистрибьюцией песен.

Обычно в таких случаях говорят: "Единственный, от кого она зависит, это ее публика". Но и с публикой - точнее, с легионом самых преданных поклонников - у Земфиры складываются отношения, которые не назовешь зависимостью. Это партнерство с максимальной степенью взаимного уважения. Поклонники, например, смиренно ждут нового альбома столько, сколько надо, зная, что если пауза затянулась, то это не от того, что новых песен нет и у кумира кризис, а потому, что песни ждут своего часа, проходя единственную жесткую цензуру - цензуру самого автора.

"Фан-база" знает, насколько ценит ее преданность Земфира. Автор этих строк был свидетелем того, как, готовя закрытое выступление на "Стрелке", певица лично проследила за тем, чтобы сотня самых преданных фанатов попала на концерт невзирая ни на какую "закрытость" мероприятия. В то же время она позволяет себе прямо во время концерта вступать в полемику со зрителями, если считает их поведение неприемлемым. Проще говоря, если из зала требуют "Ромашек", она может осадить крикуна в самой резкой форме, как это было на печально известном концерте в Ростове, по поводу которого даже имело дело судебное разбирательство.

Равнодушие аудитории тоже вполне может заставить ее нервничать. В начале 2010-х, когда саунд ее тогдашней группы приобрел суховатые черты синти-попа, непривычные для консервативно настроенной публики, она могла бросить в зал: "Че такие вялые?" - и отпустить еще несколько комментариев в адрес дорогого партера в духе битловского "Галерка может хлопать, остальные - трясти бриллиантами". В лексиконе Земфиры есть отличное выражение "чесать публике пятки". Вот именно это она не намерена делать ни в какой ситуации. Хоть в пафосном Crocus City Hall, хоть на вечеринке в честь выхода "Тройки Диалог" на IPO, на которой Земфире довелось играть после самого Принса. Сама расстановка артистов в программе говорила о том, что Принс - это для продвинутого топ-ме-недж-мен-та, а Земфира - уже для "народа". Но и в этой ситуации какой-то очередной выкрик из толпы порядком испортил ей настроение.

Здесь стоит снова при-вести цитату. "Я хотела бы быть сдержаннее, правда! - говорила Земфира в интервью автору этих строк. - Но иногда иду на поводу у собственных реакций. Спустя какое-то время они кажутся мне смешными и гипертрофированными. Не считаю, что зритель мне что-то должен, как и я ему. Изначально я благодарна человеку за то, что он нашел время и пришел на концерт, что он слушает меня. Но концерт - это же очень подвижная субстанция, нечто очень живое, иногда я это чувствую очень сильно. Такие густые ощущения, что можно потрогать их. И если это счастье - это одно, а если агрессия - другое".

Строительство собственной крепости - особая эмоциональная практика. Хорошо, когда на этом пути есть у кого учиться. В той части вселенной Земфиры, которая нам видна, учителя - это прежде всего музыканты. И если искать корни ее обособленности, своего рода творческой аскезы, то первое имя, которое приходит в голову, - Виктор Цой.

Земфира не раз обращалась к песням Цоя - достаточно вспомнить первый и лучший кавер на "Кукушку", который вышел в рамках проекта "КИНОпробы". Известно, что ее подход к наследию лидера "Кино" безоговорочно одобрила жена музыканта Марьяна Цой, курировавшая запись пластинки. А она давала "зеленый свет" далеко не всем. Позднее Земфира обращалась к каталогу "Кино" регулярно: включала песни группы в сет-листы концертов, записала "Легенду" для фильма Федора Бондарчука "Сталинград" и даже намекала на возможность целого альбома-трибьюта.

Кинорежиссер Сергей Соловьев рассказывал об одной из встреч с Земфирой, во время которой среди прочего речь шла о возможной сов-местной работе над мюзик-лом, - правда, эта идея так и не была воплощена в жизнь. Земфира засобиралась по делам и уже буквально в дверях вдруг остановилась и сказала: "Я еще только один вопрос хотела вам задать. Скажите, а каким был Цой?" Вдруг все дела отступили на второй план, она сняла обувь, снова села за стол и долго слушала. По словам Соловьева, ей было не-обыкновенно важно знать все про Цоя, закрытого восточного человека.

Цой был для нее не только музыкальным авторитетом. Логично предположить, что ей импонирует сам его образ, стиль взаимоотношений с внешним миром, начиная с черного цвета в одежде и заканчивая предельной закрытостью. Кажется, чем дольше она живет, тем лучше его понимает. Вероятно, потому, что из современников ей попросту не с кем сверяться, так же как и Цою в его последние годы, когда он стал в стране рок-звездой номер один.

Именно об этих последних годах Цоя нам, по большому счету, известно меньше всего. Наталья Разлогова, с которой он провел эти годы, принципиально не дает интервью. Даже люди, довольно близко знавшие музыканта, нередко теряются в догадках насчет его взаимоотношений с продюсером "Кино" Юрием Айзеншписом - они были совершенно разными людьми. Добившись абсолютного признания массовой аудитории, Цой словно стер себя из любых контекстов, кроме му-зыкального. Или, выражаясь языком другого любимца Земфиры, Тома Йорка из группы Radiohead, "полностью исчез", оставив людям лишь героя своих песен.

Особо почитаемый Земфирой Том Йорк - хороший пример того, как музыкант может добиться абсолютной творческой свободы и при этом оставаться глобально востребованным гастролером, чью музыку ждут как манну небесную. Земфира не только внимательно следит за его извилистой творческой мыслью, что отчетливо слышно в ее последнем аль-боме "Жить в твоей голове". Похоже, Йорк и Земфира легко сошлись бы во мнениях и по поводу вопросов му-зыкальной индустрии в целом. Первый "независимый" альбом Земфиры "Спасибо" вышел 1 октября 2007 года, а In Rainbows, диск Radiohead, перевернувший рынок звукозаписи, появился в Интернете лишь спустя шесть дней. Или более свежий пример. В преддверии выхода альбома A Moon Shaped Pool группа Radiohead удалила из Интернета все возможные признаки своего существования. В мире, где тебя нет, если тебя нет в Интернете, это был лучший способ привлечь внимание к новому витку карьеры. Земфира недавно закрыла аккаунт в "Инстаграме", посвященный гастрольному туру "Маленький человек". Сочла, что популярная соцсеть сделала ее персону слишком медийной. При этом на повестке дня - вторая, международная часть тура, включающая в себя концерты в легендарных британских и американских залах.

Как и в случае Тома Йорка, единственный полностью приемлемый для Земфиры канал взаимоотношений с пуб-ликой - ее музыка. Но заключить это общение только в ее рамки - тяжелая задача для Земфиры, такая же, как для Йорка - избавиться от шлейфа популярности ненавистных "радиохитов" вроде Creep и сфокусировать внимание публики на сегодняшнем материале.

Главный раздражитель для Земфиры - бульварная пресса, для которой певица остается одним из самых любимых персонажей. Иногда кажется, что война с таблоидами и "желтыми" сайтами - ее наваждение. Но стоит только представить самого себя в ситуации, когда ты не можешь выйти, скажем, на утренний кросс, не попав в объективы папарацци, или когда любое твое слово трактуют сотней разных способов и ты ничего не можешь с этим сделать, не говоря уже о ситуациях, которые рождает "подвижная субстанция концерта", как желание оказаться на ее месте пропадает полностью.

Английские аккомпаниаторы, собранные для тура "Маленький человек", - идеальный тыл на концертах Земфиры

"Маленький человек" - слова из песни Lightbulbs ("Лампочки") сайд-проекта Земфиры The Uchpochmack. Полностью припев этой песни звучит так: "И я живу как в бреду. Я просто пытаюсь быть. Я маленький человек, мне нужно куда-то плыть. Мне нужен какой-то свет, чтоб видеть хотя бы сны". Взяв в своем ремесле самую высокую планку, она изо всех сил пытается сохранить себя как частного человека, будучи сверхпопулярной, устранить побочные эффекты славы.

Турне "Маленький человек", встряхнувшее страну, пришло на смену отчаянно горькому 2015 году. На нынешнем витке своей биографии Земфира наконец-то реализовала идею, к которой жизнь подталкивала ее уже давно. Странно было, имея в послужном списке дуэты с Патти Смит и группой Queen, не попробовать в конце концов поработать с западными профи на "длинной дистанции". Концерты в туре играет полностью зарубежная команда музыкантов. В своем бесконечном стремлении к исполнительскому совершенству Земфира перебрала, кажется, всех достойных российских аккомпаниаторов и, прежде чем разочароваться в каждом, подарила многим из них блестящую карьеру или же, как минимум, броскую строчку в послужном списке. Теперь у нее за спиной англичане. На концертах в московском спорткомплексе "Олимпийский" она даже представила их семьи, которые при-ехали по такому случаю в Россию, но этот факт, конечно, остался вне поля зрения сайтов, которые смакуют ее перепалки со зрителями.

Два концерта в Москве собрали 60 тысяч зрителей - это беспрецедентный результат, и в ближайшие годы Земфире, вероятнее всего, конкурировать придется только с самой собой. На очереди - стадионы, благо в преддверии чемпионата мира по футболу их у нас построят много, выбирай любой. Правда, перед этим нам всем предстоит пережить очередное затишье. Все идет к тому, что, закончив тур, она все же вернется в студию, где ее давно ждут незавершенные песни из нового альбома. И еще вопрос, будет ли Земфира так активно выступать в дальнейшем.

Во время концерта в Нижнем Новгороде Земфира за-явила, что больше не будет гастролировать, вызвав предсказуемый шквал взволнованных комментариев. Вопрос "Уходит ли Земфира со сцены?" так же парадоксален, как вопрос "Кто занимается Земфирой?". Во-первых, прекращение гастролей, если оно даже и будет иметь место, совсем не исключает одиночные большие шоу. Если люди могут ездить через всю страну на большие фестивали, почему бы им не отправиться на стадионное шоу Земфиры куда-нибудь в Санкт-Петербург, например? Во-вторых, не похоже все-таки, чтобы что-то в этой жизни могло всерьез отвлечь Земфиру от создания и исполнения музыки. Ну разве что крупные спортивные состязания вроде Олимпиады или теннисных матчей. Но их в крайнем случае можно посмотреть в записи после концерта.

2016 год, август. Стройная девушка выходит из дома на набережной и начинает пробежку. В ее наушниках - наброски к новым песням. Она точно знает, что осень, которая скоро вступит в свои права, это не только окончание тура, но и начало чего-то нового и большого. Знает и улыбается самой себе.

Текст: Борис Барабанов, специально для HELLO!

«Девочка-скандал» Земфира стремительно ворвалась в российский шоу-бизнес в конце 90-х годов и сразу же завоевала место на вершине звёздного Олимпа. Её песни, выгодно отличавшиеся от тех, которые звучали тогда на отечественной сцене, заняли верхние строчки хит-парадов, а само имя певицы стало олицетворением женского рока. Время идёт, но не теряет своей популярности Земфира. Биография, личная жизнь исполнительницы сегодня всё так же интересуют её поклонников, как и раньше. Давайте познакомимся поближе с судьбой этой уникальной певицы, ставшей настоящим кумиром для нескольких поколений молодёжи.

Семья Земфиры

Звезда рок-музыки появилась на свет в столице Башкортостана, городе Уфе, 26 августа 1976 года. Девочка родилась в интеллигентной семье: её отец, Талгат Талхович, преподавал в средней школе историю, а мама, Флорида Хакиевна, работала врачом, специализирующимся на лечебной физкультуре. Кроме дочери у супругов был старший сын Рамиль. Для отца Земфиры брак с её матерью был уже третьим по счёту. От предыдущих жён у него росли 2 сына.

Детские годы

Детство будущей звезды прошло в Черниковке — жилом районе, расположенном в северной части Уфы. Здесь семья Рамазановых обитала до самого конца 90-х годов. Маленькая Зема посещала детский садик №267 и уже тогда проявляла интерес к песням. В пятилетнем возрасте родители отвели её в музыкальную школу. Там она занималась по классу фортепиано и пела в хоре. Страсть к написанию песен у Земфиры появилась очень рано. В семилетнем возрасте она сочинила своё первое творение, слушателями которого стали мамины коллеги по работе. Увлечение брата Рамиля рок-музыкой передалось и певице. С детства её кумирами были Queen и Black Sabbath.

В школьные годы Земфира Рамазанова, биография которой рассматривается в этой статье, была круглой отличницей. В третьем классе у Земы, кроме музыки, появилось ещё одно серьёзное увлечение — баскетбол. В этом виде спорта девочке удалось добиться неплохих успехов. Она была лучшим игроком в команде, а в 1990 г. её назначили капитаном юниорской женской сборной России по баскетболу. Но в старших классах, к превеликому огорчению тренеров, Земфира решила бросить спорт и сосредоточиться на музыкальной школе, которую она окончила с отличием.

Дальнейшее образование и первые подработки

После средней школы Рамазанова поступила в училище искусств города Уфы на специальность «эстрадный вокал». После музыкальной школы её приняли сразу на второй курс. Учебное заведение девушка окончила в 1997 году с красным дипломом. Будучи студенткой училища, она параллельно осваивала игру на гитаре и подрабатывала, исполняя на улицах песни российских и зарубежных рок-исполнителей. Кроме этого Земфира вместе со своим другом и однокурсником Владом Колчиным некоторое время выступала в уфимских ресторанах и ночных клубах: молодая певица пела и играла на клавишах, а парень аккомпанировал ей на саксофоне. Подобные подработки длились 4 года, а затем надоели девушке, и она от них отказалась.

Предыстория успеха

В 1996 г., ещё будучи студенткой училища искусств, устроилась работать звукорежиссёром на радиостанцию «Европа плюс» в Уфе певица Земфира. Биография её с этого времени начала круто меняться: освоив на работе несколько музыкальных компьютерных программ, девушка начала писать песни, которые впоследствии прославили её на всю страну. Тогда были созданы такие её хиты, как «Почему», «Снег», «Синоптик». Ночами, сидя на работе, Земфира сочиняла песни, а утром она ехала домой и слушала их. За 9 месяцев у неё набралось около 40 произведений.

Первый демонстрационный диск певице помог записать её коллега по работе Аркадий Мухтаров. В это же время девушка приступает к созданию своей группы «Земфира» и записывает песни уже не с помощью компьютерных программ, а на настоящей студии звукозаписи. Репетировала будущая рок-звезда вместе со своими музыкантами в помещении, принадлежащем клубу для подростков «Апельсин».

В 1997 г. о талантливой девушке стали писать в местных газетах, а уже на следующий год певица взяла у знакомых денег взаймы и отправилась покорять Москву. К этому времени группа у неё была уже полностью сформирована. В неё вошли клавишник Сергей Миролюбов, бас-гитарист Ринат Ахмадиев, соло-гитарист Вадим Соловьёв и барабанщик Сергей Созинов. В столице девушке через знакомую журналистку удалось передать кассету со своими песнями продюсеру «Муммий Тролля» Леониду Бурлакову. После прослушивания композиций он предложил талантливой певице сотрудничество.

Дебютный альбом и наступление популярности

С 1998 г. переехала в Москву Земфира. Биография её в этот период пополняется важнейшим событием — работой над записью первого студийного альбома. Она началась осенью 1998 г. в Москве, а завершилась в январе 1999 г. в Лондоне. Создатели не стали мудрствовать над названием альбома и дали ему имя Земфиры. Его саунд-продюсером стал лидер «Муммий Тролля» Илья Лагутенко.

Официальный релиз альбома состоялся в мае 1998 г. К этому времени имя певицы уже хорошо было известно на всём постсоветском пространстве, а её песни «Ариведерчи» и «СПИД» успели стать хитами. Альбом разошёлся с молниеносной скоростью. Это был настоящий триумф, положивший начало впечатляющему звёздному пути. Уже осенью этого года отправляется в первый гастрольный тур певица Земфира. Биография её начинает интересовать всех поклонников рок-музыки. Но девушка не сильно откровенничает с журналистами по поводу своей личной жизни и изливает душу только в песнях. Вслед за старыми хитами у неё появляются новые. «Почему» и «Ромашки» слушают даже те, кто никогда раньше не интересовался рок-музыкой.

Продолжение звёздной карьеры

Весной 2000 г. вышел второй студийный альбом группы «Земфира», названный «Прости меня, моя любовь». Он разошёлся тиражом в 1,5 млн копий, побив рекорды по продажам в России и странах ближнего зарубежья. Песни из этого альбома «А девочка созрела», «Хочешь?», «ПММЛ», «До свиданья» возглавили хит-парады страны, а композиция «Искала» стала саундтреком к киноленте «Брат-2» с Сергеем Бодровым-младшим. В этот же период соглашается сняться для глянцевой обложки модного журнала «ОМ» Земфира. Биография, фото этой девушки, помещённые в издании, привлекли к нему миллионы читателей.

В апреле 2000 г. певица дала большой сольный концерт в Москве и вскоре после этого отправилась в новый гастрольный тур. В декабре 2000 г. на её выступлении в Якутске произошла давка, в результате которой пострадало много людей. Инцидент широко обсуждался в СМИ, виновницей происшедшего называли Земфиру. Певица, в свою очередь, обвиняла в случившемся организаторов концерта. Напряжённый гастрольный график и скандал в Якутске настолько измотали артистку, что она отменила все запланированные на 2001 г. выступления и на много месяцев исчезла с поля зрения поклонников.

Последующие альбомы певицы

Весной 2002 г. Земфира снова появилась на публике, представив свой очередной альбом под названием «14 недель тишины». Он был с восторгом встречен музыкальными критиками и поклонниками певицы. Только за первый день после презентации было продано около 180 тысяч копий альбома, что являлось рекордом для российского шоу-бизнеса. Всего «14 недель тишины» разошлись среди почитателей таланта Земфиры в количестве, превышающем 1 млн копий. После этого, в период с 2005 по 2013 годы, певица выпускает ещё 4 альбома («Вендетта», «Спасибо», «Z-Sides» и «Жить в твоей голове»), встреченные критиками и любителями музыки с такими же положительными отзывами, как и первые её работы.

Сотрудничество с Литвиновой

В 2008 г. звезда вместе со своей подругой-режиссёром Ренатой Литвиновой спродюсировала музыкальную киноленту «Зелёный театр в Земфире», основой для которой послужили видеоматериалы, снятые на концерте певицы в Москве. Фильм получил высокие оценки критиков и оказался лауреатом премии «Степной волк». В 2012 году Земфира и Литвинова стали продюсерами киноленты «Последняя сказка Риты». К этому же фильму певица написала саундтрек. Также она является автором музыки, звучащей в других киноработах Ренаты Литвиновой.

Слухи о личной жизни и ориентации

Не только творчеством привлекает внимание общественности Земфира. Биография, ориентация певицы интересуют их порой гораздо больше, чем её новые песни. На протяжении последних лет в СМИ ходят слухи о нетрадиционных сексуальных предпочтениях звезды, а в качестве возлюбленной ей приписывают Ренату Литвинову. Хоть и Земфира, и её не менее знаменитая подруга неоднократно опровергали эту информацию, журналисты не унимаются и продолжают искать доказательства любовной связи между женщинами.

Земфира не любит откровенничать с журналистами, поэтому про её личную жизнь известно не так уж и много. В молодости, когда звезда выступала в уфимских ресторанах, у неё был роман с коллегой по сцене Владом Колчиным. Молодые люди встречались несколько лет, однако отъезд парня в Петербург положил конец их отношениям. После того как Рамазанова стала знаменитостью, ей приписывали роман с Вячеславом Петкуном (лидером группы «Танцы минус»), но впоследствии эта информация не подтвердилась.

Позже появились слухи о романтических отношениях между Земфирой и олигархом Романов Абрамовичем. Люди, приближённые к миллиардеру, утверждали, что он был поклонником таланта девушки и вложил огромные деньги в её раскрутку. Тайная связь между певицей и губернатором Чукотки продолжалась вплоть до его знакомства с Дашей Жуковой. После этого Зема впала в депрессию, сильно похудела и нашла утешение в лице своей лучшей подруги Ренаты Литвиновой. Тогда-то и стали обвинять её в лесбийских наклонностях.

Судьба родных звезды

Своей популярностью во многом была обязана родителям Земфира. Биография, семья певицы привлекли в очередной раз внимание СМИ после того, как в апреле 2009 г. ушёл из жизни её горячо любимый папа. 77-летний Талгат Талхович умер от сердечного приступа. Отец всегда радовался успехам дочери и, пока здоровье ему позволяло, посещал все её концерты в Уфе. Спустя год после трагедии судьба забрала у Земфиры ещё одного родного человека — брата Рамиля. 43-летний мужчина утонул на Павловском водохранилище во время подводной охоты. В марте 2015 года Земфира похоронила маму, здоровье которой сильно подкосили смерти супруга и сына. Флорида Хакиевна долго болела, и певица даже хотела перевезти её к себе в Москву, но не успела.

В 2004 г. в России вышел школьный учебник по истории, в котором певица упоминалась в качестве основательницы нового направления в отечественной музыкальной культуре. В этом же году Рамазанова была зачислена студенткой философского факультета МГУ, однако из-за напряжённого рабочего графика ей пришлось бросить учёбу.

Вовсе не башкиркой, как многие думают, является певица Земфира. Биография, национальность её в которой долгое время не была указана, не проливала свет на этот вопрос. Ответ на него дала сама звезда. В 2013 г. на концерте в Казани она заявила, что является татаркой.

В 2011 г. Земфира заняла 26 место в сотне самых влиятельных женщин России. Рейтинг был составлен совместно радиостанцией «Эхо Москвы», информационным агентством «Интерфакс», журналом «Огонёк» и РИА «Новости».

На протяжении существования группы «Земфира» её состав неоднократно менялся. В 2013 г. певица взяла в коллектив музыкантами своих племянников Артёма и Артура (сыновей погибшего брата Рамиля).

Вот уже прошло 17 лет с тех пор, как на российской сцене появилась Земфира. Биография, личная жизнь певицы всё это время находятся под пристальным вниманием СМИ. Из-за своего сложного характера звезда много раз оказывалась в центре скандалов, однако от этого она не становилась менее популярной. Земфира продолжает плодотворно трудиться, и поклонники её таланта могут быть уверены, что в скором будущем звезда порадует их новыми хитами.



Похожие статьи
 
Категории