Тамара карсавина личная жизнь. Тамара карсавина - штрихи к биографии и родословной

26.06.2020

Она была самой красивой из балерин Мариинского театра. Поэты наперебой посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Она была и самой образованной, и самой обаятельной.

Тамара Карсавина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 года. Ее отец Платон Карсавин был педагогом и известным танцовщиком Мариинского театра, где начал выступать в 1875 году после окончания Петербургского театрального училища. Он закончил свою танцевальную деятельность в 1891 году, и его театральный бенефис произвел на Тамару неизгладимое впечатление.

Семья была интеллигентной: Тамара - внучатая племянница писателя и философа А. Хомякова. Ее мать - выпускница Института благородных девиц - много времени уделяла воспитанию детей. Девочка рано научилась читать, и книги стали ее страстью. Именно мать мечтала о том, чтобы дочь сделалась балериной, связывая с этим надежду на материальное благополучие, отец же возражал: он слишком хорошо знал мир закулисных интриг. Но он сам давал дочери первые уроки танца и был строгим учителем. Когда ей исполнилось девять лет, родители отдали ее в театральное училище.

Первый год в школе не был отмечен особыми успехами. Но вскоре ее взял в свой класс П. Гердт, замечательный педагог, воспитавший многих известных балерин, в числе которых была и несравненная Анна Павлова. Гердт был крестным отцом Карсавиной. Девочка стала более артистичной, появилась уверенность. Гердт стал поручать ей главные роли в ученических спектаклях. Балерина впоследствии вспоминала: белое и розовое платье в награду за успехи - «два счастливых момента» в ее жизни. Повседневное платье учениц было коричневого цвета; розовое платье в театральном училище считалось знаком отличия, а белое служило высшей наградой.

Она успешно выдержала выпускные экзамены, получила первую награду - и в течение четырех лет выступала в кордебалете Мариинского театра, после чего ее перевели в разряд вторых танцовщиц. Критики следили за ее выступлениями и оценивали их по-разному. «Расхлябанная, небрежная, танцующая кое-как… Танцы ее тяжелы и массивны… Танцует невыворотно, чуть косолапо и даже стать в правильную аттитюду не может как следует…», - ворчали присяжные балетоманы. Особенная, врожденная мягкая пластика Карсавиной, на которую первым обратил внимание опытный Чекетти, порождала естественную незаконченность, расплывчатость движений. Это часто нравилось зрителям, но не могло приветствоваться строгими приверженцами классического танца. Несовершенство техники с лихвой компенсировалось артистизмом и обаянием танцовщицы.

Карсавина не походила на идеал балетной премьерши, олицетворением которого в то время была Матильда Кшесинская. Она не имела такого виртуозного блеска, напористости. Ей были присущи другие черты - гармония, мечтательность, нежная грация. Партер, в значительной степени заполненный поклонниками Кшесинской, ее не жаловал. Но день ото дня росла любовь к ней галерки, где было много студенческой молодежи.

Дебют Карсавиной в главной роли состоялся в октябре 1904 года в одноактном балете Петипа «Пробуждение Флоры». Он не принес ей успеха. Последовавшая спустя два года партия Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» привела в восторг публику, но критикой снова была оценена неоднозначно. Карсавину упрекали в недостатке уверенности, заметной робости танца, общей неровности исполнения. Индивидуальность Карсавиной еще не раскрылась и не нашла способа своего яркого воплощения.

Сменивший Петипа на посту балетмейстера труппы Н. Легат поощрял юную солистку. Она получила главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Постепенно Карсавина стала любимицей труппы, начальства, значительной части публики. Театральный сезон 1909 года принес ей две ведущие партии - в «Лебедином озере» и в «Корсаре». Ей покровительствовала Кшесинская. «Если кто-нибудь хоть пальцем тронет, - говорила она, - приходи прямо ко мне. Я не дам тебя в обиду».

Но только сотрудничество с Фокиным принесло Карсавиной настоящий успех.

Будучи одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа. Его раздражала напыщенность и старомодность классического танца, костюмы балерин он называл «зонтиками», однако именно классику он взял за основу и обогатил новыми элементами и движениями, приобретавшими стилевую окраску в зависимости от времени и места действия. Новаторство Фокина настроило против него значительную часть труппы. Но молодежь поверила в него и всячески поддерживала молодого хореографа. Активной его сторонницей была и Карсавина - одна из немногих актрис, которые смогли по-настоящему воспринять, впитать в себя идеи Фокина, а позже - и идеи организаторов дягилевских сезонов.

Фокин не сразу разглядел в Карсавиной идеальную актрису для своего балета. Сперва он пробовал Карсавину на вторых партиях в своих первых петербургских постановках. Ее выступление в фокинской «Шопениане» в марте 1907 года показалось критикам бледным на фоне танца блистательной Анны Павловой, но сам Фокин так отзывался о ее партии в «Шопениане»: «Карсавина исполняла вальс. Считаю, что танцы «сильфид» особенно подходят ее таланту. Она не обладала ни худобой, ни легкостью Павловой, но в Сильфиде Карсавиной был тот романтизм, которого мне редко удавалось достигать с последующими исполнителями».

Сама балерина так описывала свои первые впечатления от знакомства с балетмейстером: «Нетерпимость Фокина сначала мучила и шокировала меня, но его энтузиазм и пылкость пленили мое воображение. Я твердо поверила в него, прежде чем он успел что-либо создать».

Весной 1909 года все артисты императорских театров были взволнованы разговорами о гастрольной труппе, набираемой Сергеем Дягилевым для первого «Русского сезона». Приглашение принять в нем участие получила и Тамара Карсавина. Первый вечер русского балета в Париже включал в себя «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», дивертисмент «Пир». Карсавина исполняла па-де-труа в «Павильоне Армиды» с Вацлавом и Брониславой Нижинскими, па-де-де принцессы Флорины и Голубой птицы из «Спящей красавицы».

Она никогда не капризничала, не предъявляла требований, умела подчинять собственные интересы интересам общего дела. Придя в труппу Дягилева первой солисткой Мариинского театра, имея в репертуаре несколько ведущих партий, она согласилась на положение второй балерины. Но уже в следующем парижском сезоне, когда труппу покинула Анна Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Успех дягилевских сезонов русского балета в Париже превзошел все ожидания. Крупнейшие деятели культуры Франции называли его «открытием нового мира».

В Карсавиной Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в фокинских балетах были разными. Это Армида - обольстительница, сошедшая с гобеленов восемнадцатого века, из «Павильона Армиды». Шаловливая, очаровательная Коломбина из «Карнавала». Романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в грезах вальсирующая с кавалером («Призрак розы»). Античная нимфа Эхо, лишенная собственного лица («Нарцисс»). Кукла-балерина из русского балагана («Петрушка»). Дева-птица из балета «Жар-птица». Но все эти такие непохожие образы связывала одна тема - тема красоты, красоты роковой, губительной.

Ошеломляющий успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка». Оба они были созданы специально для Карсавиной и Нижинского. На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем: «La Karsavina», «Le Nijinsky», что означало особое восхищение и уважение.

Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной - Жар-птица разрезала сцену как молния и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась чудо-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. Подобно «Умирающему лебедю» Анны Павловой, «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была Карсавина и в «Петрушке». Фокин считал ее лучшей, непревзойденной исполнительницей партии куклы-балерины.

После сезона 1910 года Карсавина стала звездой. Но жизнь ее осложнилась обязательствами по отношению к любимому Петербургу и Мариинскому театру, а Дягилев не хотел терять яркую звезду своей труппы, особенно после ухода Анны Павловой. Но в 1910 году в Мариинском театре Т. Карсавиной присвоили звание примы-балерины, ее репертуар быстро расширялся: кроме «Пробуждения Флоры», «Корсара», «Лебединого озера» были партии в «Раймонде», «Щелкунчике», «Фее кукол», «Баядерке», «Спящей красавице».

Началась мировая война 1914 года. Карсавина продолжала работать в Мариинском театре, где в ее репертуар вошли партии в балетах: «Пахита», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Сильвия». Кроме того, Карсавина была главной героиней трех балетов Фокина, поставленных специально для нее: «Исламей», «Прелюды», «Сон».

После 1915 года Карсавина отказалась танцевать балеты Фокина, как мешающие ей исполнять «чистую» классику. Но годы сотрудничества с Фокиным не прошли бесследно: его приемы стилизации сказались и в работе Карсавиной над академическим репертуаром. Война лишила возможности выезжать на гастроли, и Карсавина танцевала в Мариинском театре до 1918 года. Ее последней партией на сцене этого театра стала Никия в «Баядерке».

Она покинула Россию вместе с мужем - английским дипломатом Генри Брюсом и маленьким сыном. Сперва они оказались во Франции. Там Дягилев уговорил ее вернуться в его труппу, но радости ей это не принесло. Новые постановки балетмейстера Леонида Мясина, с его модернистскими исканиями, как она считала, «не соответствовали духу балетного искусства». Она тосковала по классике, по настоящему искусству, и очень скучала по родине.

В 1929 году Карсавина с семьей переехала в Лондон. Два года она танцевала на сцене театра «Балле Рамбер», а затем решила покинуть сцену. Она стала работать над возобновлением балетов Фокина «Призрак розы», «Карнавал», готовила партию Жар-птицы с замечательной английской балериной Марго Фонтейн. Карсавина была безотказна, она всегда приходила на помощь всем, кто в ней нуждался. Многие балетмейстеры пользовались ее консультациями и советами при возобновлении классических балетов. Кроме того, в начале двадцатых годов балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании - в том числе в картине «Путь к силе и красоте» (1925) с участием Лени Рифеншталь.

С Р.Нуриевым и Марго Фонтейн

Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской академии танца и занимала эту почетную должность в течение 15 лет.

Ее перу принадлежит несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Она перевела на английский язык книгу Ж. Новера «Письма о танце» и написала книгу воспоминаний «Театральная улица». В 1965 году в Лондоне широко отмечалось 80-летие замечательной актрисы. Все присутствовавшие на этом торжестве говорили об удивительном обаянии и силе духа этой женщины.

Тамара Платоновна Карсавина прожила долгую, очень достойную жизнь. Умерла она в Лондоне 25 мая 1978 года.

Д. Трускиновская

Тамара Карсавина: фотографии и рисунки

Тамара Платоновна Карсавина - еще одна балерина русского балета, имя которой стоит рядом с именами таких великих балерин как Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Можно назвать Карсавину их ученицей, хотя это несколько не так. Кшесинская покровительствовала юной Тамаре, Павлова же ее не любила, но тем не менее многие балетные партии Павловой и Кшесинской так или иначе потом танцевала и Карсавина. Она была очень трудолюбива, пластична и красива. Да у нее не было высоких покровителей, но среди ее поклонников были сам великолепный Карл Густав Маннергейм и лейб-медик царя Николая II доктор Боткин. Какой же она была, балерина Тамара Карсавина? Об этом нам поведает небольшая статья "Тамара Карсавина - Танцующее пламя" из дамского журнала Десница и фотографии, рисунки и портреты великой теперь уже балерины...

Балерина Тамара Платоновна Карсавина (1885 - 1978)

Природа, словно добрая фея, щедро наградила ее достоинствами и добродетелями, Талант, ум, интеллигентность, красота, особое женское обаяние. И при этом - мягкий характер, скромность и простота. Ее любили, уважали, ею восхищались. Она всегда была в стороне от каких бы то ни было интриг - потому что еще в юности решила всю себя посвятить Его Величеству Искусству. И эту мечту она воплотила в реальность, оставшись верной ей на всю свою долгую жизнь. А в памяти любителей и ценителей искусства она навсегда осталась «Жар-птицей русского балета»...

Балерина Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" на музыку Игоря Стравинского в костюме по эскизам Леона Бакста 1910

Тамара Карсавина родилась весной, 9 марта 1885 года, в интеллигентной семье. Таточка, как ее ласково называли все, рано научилась читать, и книги стали ее страстью. А второй, еще большей страстью, стал балет. Отец Тамары Платон Карсавин был танцовщиком в Мариинском театре, а затем преподавал в Театральном училище. В 1891 году бенефис отца, устроенный в связи с окончанием театральной карьеры, произвел на шестилетнюю Тамару огромное впечатление. Именно тогда она поняла, как сильно любит театр. Поддерживаемая в своем увлечении матерью, Тамара стала готовиться к поступлению в Театральное училище. А отец стал ее первым наставником — строгим и требовательным, и требовательность к самой себе Карсавина сохранила на всю жизнь.

Юная Тамара Карсавина

Одноклассницы по Императорскому театральному училищу - Лидия Кякшт, Тамаря Карсавиня и Елена Полякова

Конкурс при поступлении в училище был очень большой, а вакансий мало: приняли всего 10 девочек. Среди них была и Тамара. Уже на следующий день после выпускного спектакля о юной балерине заговорили. Отмечались ее грация, легкость движения, артистизм, великолепная мимика. Однако никто не увидел в ней тогда виртуозной танцовщицы. Надо сказать, ее успехи в те годы свидетельствовали не только о безусловном наличии таланта, но и о великом усердии и трудолюбии: девочке давалось это непросто, ведь она страдала малокровием, и болезнь время от времени принимала острую форму.

Тамара Карсавина

Балеты Тамары Карсавиной

После окончания училища в 1902 году Тамара была зачислена в кордебалет Мариинского театра. Но очень скоро ей стали поручать и сольные партии. Так же скоро она приобрела себе и могущественного покровителя — Матильду Кшесинскую, и многолетнюю соперницу — Анну Павлову, которая почему-то сразу невзлюбила юную восходящую звезду. Она очень много работала, совершенствовала технику (в поездках в Италию брала уроки у знаменитых педагогов). Постепенно Карсавиной начинают поручать главные партии — она танцует в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот», становится любимицей значительной части публики.

Тамара Карсавина в балете "Павильон Армиды" на музыку Н. Черепнина 1909

Первый серьезный успех принесло Карсавиной сотрудничество с Михаилом Фокиным. Будучи одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа, пытаясь обогатить танец новыми элементами и движениями. Активной его сторонницей стала Карсавина — одна из немногих актрис, которые смогли по-настоящему воспринять, впитать в себя идеи Фокина.

Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете "Жизель" 1910

Тамара Карсавина в костюме к балету "Призрак розы"

Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете "Сильфида"

Но настоящая слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже, начавшимися в 1909 году. Успех этих сезонов превзошел все ожидания. А удивительно органичный дуэт Карсавиной с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ этих сезонов. Героини Карсавиной были разными: обольстительница Армида и шаловливая, очаровательная Коломбина, романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в грезах вальсирующая с кавалером («Призрак розы»), античная нимфа Эхо, лишенная собственного лица («Нарцисс»), кукла-балерина из русского балагана («Петрушка») и дева-птица («Жар-птица»).

Тамара Карсавина 1910-1914

Тамара Карсавина в балете "Жар-птица"

В описаниях карсавинских выступлений подчеркивались ее мимический талант, неуловимая грация, высокий от природы прыжок, который намеренно использовал Фокин — Жар-птица разрезала сцену как молния и походила, по словам Александра Бенуа, на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась чудом-девой, в ее движениях появлялась сладостная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем: “LA KARSAVINA”, “La Nijinsky”, что означало особое восхищение и уважение. Парижский рецензент писал, что на сцене «Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега... ее танцы — это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели ».

Тамара Карсавина 1910

Тамара Карсавина и Адольф Больм в балете "Тамар" 1910

Тамара Карсавина была преданной соратницей основателя «Русских сезонов» Дягилева. В то время, как Кшесинская, невзлюбив Дягилева, ставила ему палки в колеса, используя свои связи при дворе, а Павлова, потанцевав у того же Дягилева на первых порах, позже решительно отказалась делить успех с другими звездами, Карсавина никогда не капризничала, не предъявляла требований, умела подчинять собственные интересы интересам общего дела. Придя в труппу первой солисткой Мариинского театра и имея в репертуаре несколько ведущих партий, она, тем не менее, согласилась на положение второй балерины. Лишь когда труппу покинула Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Тамара Карсавина в балете "Феб и Пан"

Тамара Карсавина в балете "Синий Бог" 1912

Франция ее обожала, а вслед за Парижем полюбила вся Европа. После феноменального успеха в Париже Карсавину буквально засыпали предложениями, ее хотели видеть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина выбрала Лондон — словно предчувствуя, что большая часть ее жизни будет связана с этим городом. Англия сразу полюбила Карсавину. По воспоминаниям балерины, не успел ее поклонник на спектакле в Лондоне крикнуть «Карсавина!», как «раздался рев галерки, словно грохот отдаленной пушки, и театр аплодировал двадцать минут ».


Тамара Карсавина в балете "Шахерезада" 1912

В 1913 году Карсавина вернулась в Россию, в Мариинку. Встретили ее очень тепло и дали все главные партии в балетах классического репертуара — «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Щелкунчик», «Спяшая красавица», «Дон-Кихот» и других. В это время Карсавина — уже вполне зрелая актриса. Она великолепно умела сделать выразительным любой танец, органично и естественно переходя от танца к пантомиме. Критики наперебой расточали восторженные отзывы в ее адрес.

Тамара Карсавина 1911

Балерина Тамара Карсавина "Пульчинелла" 1912

Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Людмила Шоллар в " Играх " 1913

В одной из книг, посвященной русским танцовщицам, о Карсавиной есть такие строки: «Она наряду с Идой Рубинштейн претендует на первое место в списке самых красивых российских танцовщиц. Современники наперебой превозносили женский магнетизм и поминали сердца, разбитые обеими чаровницами. Но если инфернальная Ида напоминала то «раненую львицу», то остро заточенную бритву, Тамара Карсавина брала другим: она обволакивата лирико-поэтической эротикой. Обаяние Карсавиной было тем сильнее, что она слыла неприступной особой, не склонной к обычным пошлым амурам танцовщиц ». Последнему есть немало подтверждений.

Тамара Карсавина (фото с автографом)

За Карсавиной ухаживал знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм — будущий крупный государственный деятель Финляндии, а в то время офицер царской армии. Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену — дочь П.М. Третьякова, основателя знаменитой галереи. Хореограф Фокин три раза делал ей предложение, и каждый раз получал отказ. Замуж Карсавина вышла за небогатого дворянина Василия Мухина, пленившего ее добротой, знанием музыки и страстью к балету. Но впереди ее ждала Большая Любовь...

Тамара Карсавина в балете "Бабочки" 1914

Однажды на приеме в посольстве Великобритании она познакомилась с Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства. Брюс влюбился отчаянно, увел Тамару из семьи, она родила британскому дипломату сына Никиту, а в 1915 году стала его женой. Они прожили вместе более тридцати лет.

В 1918 году Карсавина покинула родину. Ей было 33 года. С мужем и сыном она пробиралась на север, в Мурманск, к английским пароходам, с замиранием сердца въезжая в попадавшиеся на пути деревни: кто встретит — белые или красные? Для первых был наготове дипломатический паспорт Генри Брюса, для вторых — подорожная на имя Карсавиной, подписанная «красным» наркомом иностранных дел Чичериным. Они успели на пристань за несколько минут до отхода последнего британского крейсера. Карсавина с семьей приехала сначала во Францию, а в 1929 году перебралась в Лондон. Два года она - танцевала в театре «Балле Рамбер», а затем решила покинуть сцену. Но жизни без балета Карсавина не представляла.

Тамара Карсавина в костюмах с кокошниками (Фото с автографами) 1920-1924

Она стала работать над возобновлением балетов Фокина, готовила партию Жар-птицы с замечательной английской балериной Марго Фонтейн. Карсавина была безотказна, она всегда приходила на помощь всем, кто в ней нуждался. Многие балетмейстеры пользовались ее консультациями и советами при возобновлении классических балетов. Балерина даже появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании — в том числе в картине «Путь к силе и красоте» с Лени Рифеншталь.

Тамара Карсавина 1922

Перу Карсавиной принадлежит книга мемуаров «Театральная улица», несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и занимала эту почетную должность в течение четверти века. Будучи воспитанницей русской школы, она являлась фактически полноправным представителем ее за рубежом, продолжая свои собственные «русские сезоны».

Тамара Платоновна Карсавина (25 февраля 1885, Санкт-Петербург, Российская империя - 26 мая 1978, Лондон, Великобритания) - русская балерина. Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После революции жила и работала в Великобритании. Сестра историка и философа Л. П. Карсавина.

Биография

Балерина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 года в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой, внучатой племянницы известного славянофила А. С. Хомякова. Брат - Лев Карсавин, русский философ.

В 1902 году окончила Императорское театральное училище, где постигала основы балетного мастерства у педагогов Павла Гердта, Александра Горского и Энрико Чекетти, затем вошла в состав труппы Мариинского театра. Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины и исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара - «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др. С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева Карсавина начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-птица», «Призрак розы», «Карнавал», «Петрушка» (постановка Михаила Фокина), «Треуголка», «Женские причуды» (постановка Леонида Мясина) и др.

Исполняла роль Бельгии в спектакле-пантомиме «1914», автор и режиссёр-постановщик кн. С. М. Волконский (премьера 6 января 1915 в Мариинском театре). Спектакль был «выпускным вечером» Курсов Ритмической гимнастики, закрывшихся с началом Первой мировой войны.

В 1917 году Карсавина вышла замуж за британского дипломата Генри Брюса и в 1918 году уехала вместе с ним в Лондон. В эмиграции она, не прекращая выступать на сцене и гастролировать с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании - в том числе в картине «Путь к силе и красоте» (1925) с участием Лени Рифеншталь. В 1930-1955 годах занимала должность вице-президента Королевской академии танца.

Карсавина выведена как одна из главных героинь рассказа Агаты Кристи из серии «Таинственный мистер Кин» [уточнить]

В телесериале «Империя под ударом» в роли Тамары Карсавиной снялась Илзе Лиепа.

В коллекции исторического костюма историка моды Александра Васильева находится вечернее платье Тамары Карсавиной 1925 года, созданное в модном доме Mouna Katorza. Ранее это платье находилось в личной коллекции Сержа Лифаря.

Она была самой красивой из балерин
Мариинского театра. Поэты наперебой посвящали ей стихи, художники писали ее
портреты. Она была и самой образованной, и самой
обаятельной.

«Вы -
Коломбина, Соломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но все яснее
пламенея,

златится слово: «красота»…»

Эти строки
поэт-акмеист Кузьмин посвятил в 1914 году
Тамаре Карсавиной - родоначальнице
принципиально новых течений исполнительства в балете 1920-х годов, признанной
«царице Коломбин»
.

Тамара
Карсавина была внучатой племянницей знаменитого писателя и философа Алексея
Хомякова. Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и самобытным
мыслителем, за что вместе с другими был в 1922 году выслан из России на
знаменитом «философском пароходе». Брат и сестра были дружны, Лев звал Тамару
«знаменитой добродетельной сестрой», а она его – «молодым мудрецом».

Мама
Карсавиной была выпускницей Института благородных девиц и много времени уделяла
воспитанию детей, сама занималась со старшим сыном, а маленькая Тамара, играя
рядом, слушала. Она рано научилась читать, и книги стали ее страстью. В доме их
было великое множество. Отец покупал дешевые издания и сам переплетал их.
Обладая прекрасной памятью, девочка легко заучивала наизусть поэмы Пушкина и
любила их декламировать. Ее с детства влекло к театру. Но отец ее - Платон
Карсавин, танцовщик Мариинского театра, а затем преподаватель Театрального
училища, был против того, чтобы дочь шла по его стопам, Он считал, что у нее не
«балеринский характер», что она слишком деликатна и застенчива и не сможет
защитить свои интересы. И все же, поддерживаемая матерью, девочка стала
готовиться к поступлению в училище. В день экзамена она очень волновалась.
Конкурс был большой. Приняли всего 10 девочек, среди них была и
Тамара.

Училище
находилось на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси). Впоследствии
Карсавина писала: «Театральная улица навсегда останется для меня шедевром
архитектуры. Тогда я еще была не способна оценить всю красоту, окружавшую меня,
но я уже ощущала ее, и это чувство росло с годами». Именно поэтому книгу
воспоминаний она назвала «Театральная улица».

Первый год в школе не
был отмечен особыми успехами. Но вскоре ее взял в свой класс П.Гердт,
замечательный педагог, воспитавший многих известных балерин, в числе которых
была и несравненная Анна Павлова. Девочка стала более артистичной, появилась
уверенность. Гердт стал поручать ей главные роли в ученических спектаклях.
Карсавина любила своего педагога и всегда вспоминала его с безграничной
благодарностью. Она успешно выдержала выпускные экзамены, получила первую
награду и право выбрать книгу. Тамара выбрала роскошное издание «Фауста» Гете.
На титульном листе была надпись: «Тамаре Карсавиной за усердие и успехи в науках
и танцах и за отличное поведение».

После
окончания Театрального училища в 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет
Мариинского театра. В кордебалете она танцевала недолго, очень скоро ей стали
поручать сольные партии. Но успех пришел не сразу. Она не походила на идеал
балетной премьерши, олицетворением которого в то время была Матильда Кшесинская.
У Карсавиной не было такого виртуозного блеска, напористости. Ей были присущи
другие черты - гармония, мечтательность, томная грация. Критики писали о ней
мало и весьма сдержанно. Самая большая похвала в ее адрес в одной из рецензий
была: «не лишенная грации». Не жаловал ее и партер, заполненный поклонниками
Кшесинской. Но день ото дня росла любовь к ней галерки, где было много
студенческой молодежи.

Работала она
много. Необходимо было совершенствовать технику, и она поехала в Милан, где
занималась со знаменитой преподавательницей Береттой. Сменивший Петипа на посту
балетмейстера труппы.Легат поощрял юную солистку. Она впервые получает главные
партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот».
Постепенно Карсавина становится любимицей труппы, начальства, значительной части
публики. Ей покровительствовала Кшесинская.

Но только
сотрудничество с Фокиным принесло Карсавиной настоящий успех. Один из ведущих
танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа.
Используя классический танец, как основу, но стараясь избавить его от
напыщенности, он обогатил танец новыми элементами и движениями, приобретавшими
стилевую окраску в зависимости от времени и места действия.

Новаторство Фокина настроило против него значительную часть труппы. Но молодежь
поверила в него и всячески поддерживала молодого хореографа.
Карсавина - одна из немногих актрис, сумевших воспринять, впитать
идеи Фокина.

В образовании Тамары, формировании ее художественного вкуса
огромную роль сыграл старший брат, студент философского факультета Университета.
В их доме часто велись философские и художественные споры, обсуждались выставки,
главным образом, художников возникшего тогда объединения «Мир
искусства».

Первой
постановкой Фокина был балет «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна.
Исполнительницей главной роли была Анна Павлова. Карсавину же он занимал лишь в
сольных партиях. Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество
Дягилева, Фокина, Бенуа, Бакста представлялось Карсавиной «таинственной
кузницей», где ковалось новое искусство. Бенуа писал о ней: «Таточка стала
действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и
все ее существо отвечало нашей работе». Она никогда не капризничала, не
предъявляла требований. Придя в труппу Дягилева первой солисткой Мариинского
театра, имея в репертуаре несколько ведущих партий, она согласилась на положение
второй балерины. Уже в следующем парижском сезоне, когда труппу покинула
Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Тамара Карсавина и Васлав Нижинский в «Жизель»,
1910

Тамара
Карсавина умела ладить и с обладавшим бурным темпераментом
Фокиным
, и с Нижинским - человеком весьма сложным и
непредсказуемым. Ее очень любил Дягилев и как бы ни складывались обстоятельства,
и какие бы реформы он не вводил, ее это не затрагивало. За 10 лет антрепризу
Дягилева пришлось покинуть почти всем, кто создавал ее вместе с ним: ушли Фокин,
Бенуа, Бакст и многие другие. Но Карсавиной он был верен до конца. Для нее же
Дягилев всегда оставался непререкаемым авторитетом. В тот день, когда она
закончила работу над книгой «Театральная улица», она узнала о смерти Дягилева.


Тогда Карсавина решила написать третью часть книги, предпослав ей такой эпиграф:
«Я закончила эту книгу 29 августа 1929 года и в тот же день узнала печальную
новость о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю часть его незабвенной памяти,
как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему».

Настоящая
слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже. Крупнейшие деятели
культуры Франции называли его «открытием нового мира».

В Карсавиной
Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом
Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в
фокинских балетах были разными. Это Армида - обольстительница, сошедшая с
гобеленов ХVIII века, из «Павильона Армиды». Шаловливая, очаровательная
Коломбина из «Карнавала». Романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в
грезах вальсирующая с кавалером в постановке «Призрак розы». Античная нимфа Эхо,
лишенная собственного лица в постановке «Нарцисс». Кукла-балерина из русского
балагана в постановке «Петрушка». Дева-птица из балета «Жар-птица». Но все эти,
такие непохожие образы, связывала одна тема - тема красоты, красоты роковой,
губительной.

Ошеломляющий
успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка». Оба они
были созданы специально для Карсавиной и Нижинского. Карсавина писала: «Я
влюблена в «Петрушку» и «Жар-птицу» Игоря Стравинского. Это действительно новое
слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно…»
На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились
восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с
артиклем: «La Karsavina», «La Nijinsky», что означало особое восхищение и
уважение.

Георг
Барбье. Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" 1914

Фокин
использовал высокий прыжок Карсавиной - Жар-птица разрезала сцену как молния, и,
по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась
чудом-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в
изгибах тела, в извивах рук. Подобно «Умирающему лебедю» Анны Павловой,
«Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была
Карсавина и в «Петрушке». Фокин считал ее лучшей, непревзойденной
исполнительницей куклы-балерины.

Леон Бакст. Тамара Карсавина в балете
"Жар-птица" 1910

С русской
балетной труппой сотрудничали многие французские композиторы и художники.
К.Дебюсси и М.Равель, Ж.Л.Водуайе и Ж.Кокто, П.Пикассо и М.Шагал. Почти все они
с большой нежностью и уважением относились к Карсавиной.

После
феноменального успеха в Париже Карсавину буквально засыпали предложениями, ее
хотели видеть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина подписала контракт
с Лондоном. Первое время она чувствовала себя там очень неуютно - ни одного
знакомого, полное отсутствие языка. Но обаяние этой женщины покоряло и
притягивало, вскоре появились друзья и поклонники. Англия полюбила Карсавину.

Джон Сингер Сарджент. Тамара Карсавина в
балете "Тамар"

В Петербурге
Карсавину обожала вся творческая интеллигенция. В артистическом клубе «Бродячая
собака» собирались артисты, поэты, музыканты. Художник Судейкин расписал стены
подвала, где располагался клуб. Г римасничающие
и смеющиеся
герои сказок Гоцци - Тарталья и Панталоне, Смеральдина и Бригелла приветствовали
входящих, как бы приглашая их принять участие в общем веселье. Программы носили
импровизированный характер. Поэты читали свои новые стихи, актеры пели,
танцевали. Существовала особая процедура приема в члены клуба.

В день
рождения, в 1914 году Карсавину
пригласили в «Бродячую собаку» и попросили исполнить импровизированный танец.
После этого друзья преподнесли ей только что вышедший из печати сборник «Букет
для Карсавиной», включавший произведения известных поэтов и художников,
созданных в ее честь.

Тамара
Карсавина в балете Сильфида. Худ. Сорин. 1910

Михаил Кузмин
писал ей:

Полнеба в улице далекой

Болото зорь
заволокло,

Лишь конькобежец одинокий

Чертит озерное
стекло.

Капризны беглые зигзаги:

Еще полет, один,
другой...

Как острием алмазной шпаги

Прорезан вензель
дорогой.

В холодном зареве, не так ли,

И Вы ведете свой
узор,

Когда в блистательном спектакле

У Ваших ног - малейший
взор?

Вы - Коломбина, Саломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но
все яснее пламенея,

Златится слово "красота".

Писала
и Ахматова:

Как песню, слагаешь ты легкий танец -

О
славе он нам сказал, -

На бледных цеках розовеет румянец,

Темней и
темней глаза.

И с каждой минутой все больше
пленных,

Забывших свое бытие,

И клонится снова в звуках
блаженных

Гибкое тело твое.

За Карсавиной ухаживал
знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм (государственный деятель Финляндии,
построивший линию Маннергейма, в начале века служивший офицером царской армии).
Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену,
дочь основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Хореограф Фокин три раза
делал ей предложение, получая отказ.

Последний раз
она выступала на сцене Мариинского театра в роли Никии в балете «Баядерка».
Многие считали эту роль лучшей в ее классическом репертуаре. Вскоре после этого
она навсегда покинула родину. Ей было 33 год

Немецкий
документальный фильм 1925 года режиссера Вильгельма Прагера.

В сцене из
балета "Сильвия" Делиба па-де-де исполняет Т. Карсавина и П. Владимиров. Но
только замедленная сьёмка способна отобразить всю красоту и силу искусства
Карсавиной.

В.
А. Серов. Портрет балерины Карсавиной. 1909

Тамара
Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и
занимала эту почетную должность в течение 15 лет.

Перу Карсавиной
принадлежит несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому
танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Она перевела на английский язык
книгу Новерра «Письма о танце». «Театральная улица» была издана в Лондоне в 1930
году, через год вышла в Париже, и только в 1971 году воспоминания Карсавиной
были переведены на русский язык и вышли в России.

В 1965 году в Лондоне
широко отмечалось 80-летие Карсавиной, на этом торжестве говорили о её
удивительном обаянии и силе духа.

Тамара Платоновна Карсавина прожила
долгую, очень достойную жизнь. Умерла она в Лондоне 25 мая 1978 году в возрасте
93 лет.

http://lusisoleil.livejournal.com/39691.html

Эти строки в марте 1914 года поэт-акмеист М.А. Кузьмин посвятил Тамаре Карсавиной, родоначальнице принципиально новых течений исполнительства в балетном театре 20-х годов, признанной «царице Коломбин». В то время ее талант был уже признанным, это был период ее триумфа. Но в жизни балерины были и другие времена.

«Расхлябанная, небрежная, танцующая кое-как... Танцы ее тяжелы и массивны... Танцует невыворотно, чуть косолапо и даже стать в правильную аттитюду не может, как следует...»

Современному читателю, не изучавшему специально историю балета, пожалуй, будет трудно поверить в то, что подобного нелицеприятного отзыва были когда-то удостоены балетные партии Тамары Карсавиной. Имя ее, наряду с именем Анны Павловой, сегодня занимает в истории русского балета особое место, ее талант и исполнительское мастерство являются фактами, сомнению не подлежащими. И все же - так было не всегда. В творческой жизни балерины было много трудностей, признание пришло к Карсавиной не сразу.

Тамара Карсавина родилась 25 февраля 1885 года. Отец ее, Платон Константинович, был педагогом и известным танцовщиком Мариинского театра, где начал выступать в 1875 году после окончания Петербургского театрального училища. Он закончил свою танцевальную деятельность в 1891 году, и его театральный бенефис произвел на Тамару неизгладимое впечатление. Именно тогда она поняла, как сильно любит театр. Мать Тамары мечтала о том, чтобы дочь сделалась балериной, отец же проявлял известную сдержанность в этом вопросе: зная мир закулисных интриг, он не очень-то хотел, чтобы дочь жила среди них. Но сама Тамара уже бредила театром. «Даже интриги и тревоги этого мира представлялись мне всего-навсего частицей его очарования, лишенного какой бы то ни было горечи», - так писала сама Карсавина в своих воспоминаниях.

Первые уроки танца давал ей отец. Он был очень строгим и требовательным педагогом, не допускал по отношению к дочери ни капли снисхождения. Когда ей исполнилось девять лет, родители отдали ее в театральное училище. Отбор был очень строгим, но Тамара оказалась в числе немногих, кто был зачислен. Здесь она сразу же отличилась от других учениц. Ее частые выступления в детских спектаклях всегда имели положительные отзывы, и сама балерина впоследствии сохранила теплые воспоминания об этом периоде своей жизни: белое и розовое платье в награду за успехи - «два счастливых момента» в ее жизни. Повседневное платье учениц было коричневого цвета; розовое платье в театральном училище считалось знаком отличия, а белое служило высшей наградой. Ее успехи в те годы свидетельствовали не только о безусловном наличии таланта, но и о великом усердии и трудолюбии. Карсавиной было непросто, ведь она страдала серьезной болезнью - малокровием, которая время от времени принимала острую форму.

Тамара Карсавина была ученицей и крестницей П.А. Гердта. Сама она с большой теплотой вспоминала годы учебы у этого талантливого педагога. «Он не жалел ни времени, ни сил. Ежедневно во второй половине дня он приходил специально ради меня. Эти уроки давали мне нечто большее, чем простую техническую подготовку. Ласково и заботливо раскрывал он дремлющие возможности моей индивидуальности, моего сценического темперамента...» В качестве выпускного спектакля Гердтом был выбран балет «В царстве льдов». Уже на следующий день после его показа о Карсавиной заговорили. Отмечались ее грация, легкость движения, артистизм, великолепная мимика. Однако никто не увидел в ней тогда виртуозной танцовщицы.

В течение четырех лет она выступала в кордебалете Мариинского театра, после чего ее перевели в разряд вторых танцовщиц. Критики следили за ее выступлениями и оценивали их по-разному. Отзывы одних и тех же критиков зачастую были противоречивыми - в отдельных спектаклях Карсавину хвалили, в других сравнивали с балетными танцовщицами отнюдь не в ее пользу. Появилось даже мнение, что балерина не развивается, не совершенствуется, идет по пути регрессии. Отмечалась ее расхлябанность, небрежность, несерьезность отношения к танцу - правда, не обойдена была вниманием и красота молодой танцовщицы.

Определенное техническое несовершенство танца Тамары Карсавиной было налицо, и все же тому были свои, объективные причины. Особенная, врожденная мягкая пластика Карсавиной порождала естественную незаконченность, расплывчатость движений. Это часто нравилось зрителям, но не могло приветствоваться строгими приверженцами классического танца. Несовершенство техники с лихвой компенсировалось артистизмом и обаянием танцовщицы. С течением времени, благодаря упорной работе и сценической практике балерина совершенствовала технику. Многое дали ей уроки Сергея Легата, который часто проводил с ней индивидуальные репетиции. В тот период отзывы критиков сменились на противоположные - Карсавину принялись хвалить за техничность, отмечая актерскую невыразительность образов.

Лучшие дня

Дебют Карсавиной в главной роли состоялся в октябре 1904 года в одноактном балете Петипа «Пробуждение Флоры». Он не принес ей успеха, балетные критики были практически единодушны в своем мнении, что Карсавина в роли Флоры выглядела малоубедительно. Однако, как впоследствии вспоминала сама балерина, ее будущему неудача нисколько не повредила. Последовавшая спустя два года партия Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» привела в восторг публику, но критикой снова была оценена неоднозначно. Карсавину упрекали в недостатке уверенности, заметной робости танца, общей неровности исполнения. Все дело было в том, что индивидуальность Карсавиной еще не раскрылась и не нашла способа своего яркого воплощения.

Начало выступлений Тамары Карсавиной совпало со сложным периодом в русском балете. Это был своего рода кризисный момент, когда старые представления, традиции и школы уже изжили себя, а все новое только еще предстояло. Русский балет находился как бы в ожидании. Именно в этот период времени, в десятых годах двадцатого века, Михаил Михайлович Фокин только начинал проводить в жизнь свои реформы. В его творчестве, которое начиналось с принципиального противостояния академизму, она почувствовала для себя нечто близкое. Фокин не сразу разглядел в Карсавиной идеальную актрису для своего балета. Сама балерина так описывала свои первые впечатления от знакомства с балетмейстером: «Нетерпимость Фокина сначала мучила и шокировала меня, но его энтузиазм и пылкость пленили мое воображение. Я твердо поверила в него, прежде чем он успел что-либо создать».

Первоначально балетмейстер пробовал Карсавину на вторых партиях в своих первых петербургских постановках. Ее выступление в Фокинской «Шопениане» (оно состоялось в марте 1907 года) снова показалось критикам бледным на фоне блистательной Павловой, как и следующий танец еврейской девушки в постановке Фокина «Египетские ночи». Сам Фокин так отзывался о ее партии в «Шопениане»: «Карсавина исполняла вальс. Считаю, что танцы «сильфид» особенно подходят ее таланту. Она не обладала ни худобой, ни легкостью Павловой, но в Сильфиде Карсавиной был тот романтизм, которого мне редко удавалось достигать с последующими исполнителями».

Театральный сезон 1909 года принес Тамаре Карсавиной две ведущие партии - в «Лебедином озере» и в «Корсаре». Танцовщица чувствует необходимость дополнительных занятий с педагогом-женщиной. Стараясь не обидеть С. Легата, она покидает его класс и обращается к Евгении Павловне Соколовой, в прошлом известной балерине Малого театра.

Соколова очень требовательно и строго проводила репетиции, вникала во все мелочи. Старания педагога и ученицы не прошли даром. Публика восторженно принимала Тамару Карсавину в «Корсаре». В роли Конрада партнером Карсавиной был неувядающий П.А. Гердт. Исполнение партии в «Корсаре» давало Карсавиной повод надеяться на звание прима-балерины. Наконец суровый критик Светлов, в течение долгого времени неодобрительно отзывавшийся о Тамаре Карсавиной, написал хвалебную рецензию о ее выступлении. «Лед между нами был сломлен», - вспоминала балерина.

Весной 1909 года все артисты императорских театров были взволнованы разговорами о гастрольной труппе, набираемой С. Дягилевым для первого «Русского сезона». Приглашение принять в нем участие получила и Тамара Карсавина. Первый вечер русского балета в Париже включал в себя «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», дивертисмент «Пир». Карсавина исполняла па-де-труа в «Павильоне Армиды» с Вацлавом и Брониславой Нижинскими, па-де-де принцессы Флорины и Голубой птицы из «Спящей красавицы» (названным Дягилевым «Жар-птицей»). В своих мемуарах Тамара Карсавина очень подробно описывает нервное состояние всей труппы перед знаменательным вечером и ошеломляющий успех выступления. Ее впечатление от утренних газет говорит само за себя: «Я узнала о себе совершенно потрясающие вещи...»

Результатом признания стало множество ангажементов, обрушившихся на Карсавину. Приняв тот из них, который предлагал не самые лучшие условия, однако в том городе, куда Карсавина всегда стремилась - в Лондоне (она мотивировала это сохранившейся с детства любовью к Диккенсу), Карсавина после месяца лондонских гастролей вернулась на родину.

Второй сезон в Париже предполагал участие Карсавиной уже в качестве звезды. Продолжая работать в Мариинском театре, Карсавина в то же время готовила новые спектакли у Дягилева. Она пыталась исполнять Жизель в традиционном для русской сцены духе. Однако Бенуа, создавший для спектакля совершенно нетрадиционное оформление, и Дягилев, желающий снять с «Жизели» рутинную слащавость, требовали от Нижинского, партнера Карсавиной, более полного и глубокого осмысления роли. В результате напряженной работы спектакль был восторженно принят зрителями Гранд Опера и принес заслуженную славу обоим исполнителям.

Другая роль сезона 1910 года - Коломбина - полная противоположность Жизели. Спектакль «Карнавал» на музыку Шумана, изящный пустячок, где все чувства героев зыбки, наивны, чуть театральны, дал возможность Тамаре Платоновне раскрыть еще одну грань ее актерского таланта. Лукавая, изящная Коломбина, символ неуловимой женской души, стала одной из лучшей ролей Карсавиной.

Третья роль Карсавиной в сезоне 1910 года - Жар-птица. Спектакль, созданный на русскую тему, стал «гвоздем» сезона. Образ Жар-птицы был продуман до мелочей: фантастический костюм Бакста с бусами и перьями, грим во «врубелевской» манере прекрасно оттеняли красоту исполнительницы.

После сезона 1910 года Карсавина становится звездой. Но жизнь ее осложняется обязательствами по отношению к любимому Петербургу и Мариинскому театру, а Дягилев не хочет терять яркую звезду своей труппы, особенно после ухода Анны Павловой. Но в 1910 году в Мариинском театре Т. Карсавиной присваивается звание прима-балерины, что дает возможность получения отпусков на время гастролей.

Репертуар Карсавиной в Мариинском театре быстро расширялся: кроме «Пробуждения Флоры», «Корсара», «Лебединого озера» были партии в «Раймонде», «Щелкунчике», «Фее кукол», в 1910 году в «Баядерке», а затем - в «Спящей красавице». Творчество Карсавиной не оставляло равнодушным и критиков. Хотя часто звучали упреки в недостаточной чистоте исполнения классических балетов, тон статей изменился, стал благожелательным, авторы часто упоминали о Карсавиной, как о «любимице публики».

Грозный прежде Валериан Светлов писал: «Кто бы мог сказать еще два-три года тому назад, что робкая и как-то неуверенная в своих силах артистка обнаружит такую гибкость и разносторонность своего притаившегося очаровательного таланта? Она является художницей, вполне владеющей формами и проникнутой духом как старого, так и нового танца».

Работа с Фокиным в уже постоянно существующей труппе «Русский балет Дягилева» в 1911 году принесла Карсавиной еще три роли - Балерины в «Петрушке», Девушки в миниатюре «Призрак розы» и нимфы Эхо в «Нарциссах». Во всех спектаклях ее партнером был В. Нижинский. Роли были очень разными. Романтический образ девушки, в стиле модного тогда импрессионизма, требовал чуткости в передаче неуловимых нюансов. Образ Балерины, символ бездушной красоты, передавался кукольно-механическими движениями. Нимфа Эхо трактовалась в трагическом ключе. Пожалуй, именно этот сезон стал наиболее насыщенным и удачным в творчестве Карсавиной.

Следующие сезоны не были столь же яркими. «Синий бог» Р. Гана, как и «Тамара» на музыку М. Балакирева, имели короткую судьбу, а балет «Дафнис и Хлоя» - весьма средний успех. В это время балетмейстером «Русских сезонов» становится В.Ф. Нижинский. Но работа с ним («Игры» К. Дебюсси) разочаровала Карсавину, и после гастролей труппы в Америке Тамара Платоновна возвращается с Петербург.

Началась мировая война 1914 года. Карсавина продолжает работу в Мариинском театре, где ее репертуар пополняют партии в балетах: «Пахита», «Дон-Кихот», «Тщетная предосторожность», «Сильвия». Кроме того, Карсавина была главной героиней трех балетов Фокина, поставленных специально для нее: «Исламей», «Прелюды», «Сон».

После 1915 года Карсавина отказывается танцевать балеты Фокина, как мешающие ей исполнять «чистую» классику. Но годы сотрудничества с Фокиным не прошли бесследно: его приемы стилизации сказались и в работе Карсавиной над академическим репертуаром. Война не дает возможности выезжать на гастроли, и Тамара Платоновна танцует в Мариинском театре до 1918 года. Ее последней партией на сцене этого театра стала Никия в «Баядерке».

Покинув Россию, с июля 1918 года Карсавина живет в Лондоне. Тамара Платоновна работает в Русском балете Дягилева, где, наряду с прежними, исполняет партии в постановках балетмейстера Леонида Мясина («Треуголка», «Песнь Соловья», «Пульчинелла»). С 1929 года, после смерти Дягилева, Карсавина выступает в труппе «Балле Рамбер».

Тамара Карсавина ушла со сцены в 1931 году. Занимая почетную должность вице-президента британской Королевской Академии танца, возобновляла балеты Фокина в различных труппах, занималась репетиторской деятельностью. В 1956 году вышла ее книга «Балетная техника», позже воспоминания Карсавиной - «Театральная улица».



Похожие статьи
 
Категории