Театральная афиша - отзывы о спектакле. Билеты на евгений онегин Вахтанговский театр евгений онегин

14.06.2019

Сначала, еще перед закрытым занавесом, возникает музыка Фаустаса Латенаса – оглушающая, как вспышка свето-шумовой гранаты, будто взрыв метеорита над Челябинском. Удар звуковой волны – и тишина. И открывается типичная туминосовская пустая сцена (сценография – Адомас Яцовскис). Почти пустая. Преобладающий цвет – черный. Жизнь, погруженная в ночь. B смерть.

И зеркало во весь задник. Будто оживший «черный квадрат». Покачивающийся, втягивающий в себя, как в черную дыру, всех, кто будет сметен со сцены… Это колеблющееся зеркало – как постаревший, почерневший занавес из любимовского «Гамлета». Он теперь живет на задворках, но так же страшен и неумолим. И одновременно, на сцене декорация, которая идеально подошла бы для спектакля Константина Треплева в «Чайке». (Чеховское «вишневое» настроение прощания со «старой» Россией очень заметно в ЕО Туминаса.) Так и кажется, что вот-вот появится Нина Заречная и скажет: «Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно… (на фоне озера показываются две красных точки) Вот приближается мой могучий противник, дьявол. Я вижу его страшные, багровые глаза...»

И появляется… Евгений Онегин. Жуткий, инфернальный и старый. Мстительный злой дух.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.

Это первые слова спектакля. Его лейтмотив. «Все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли...» Онегин Сергея Маковецкого – уставший от жизни человек. Который тоже явно завершает свой круг жизни и никак не может отделаться от гложущих душу воспоминаний. Совершенно неправильно говорить: ну как же, а где же хрестоматийное начало? - «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Где со школы заученное наизусть? - «Какое низкое коварство//Полуживого забавлять,//Ему подушки поправлять,//Печально подносить лекарство,//Вздыхать и думать про себя://Когда же черт возьмет тебя!»

Вот же он, этот «дядя», перед вами! Онегин Маковецкого как раз тот самый полуживой дядя в ожидании чёрта. Круг замкнут. Всё вернулось на круги своя.

ЕО Туминаса особый. Здесь все – призрачная система отражений и отголосков. Здесь вторая реальность – отражение в зеркале – часто важнее первой. Здесь оттенок важнее тона. Кто здесь настоящий – а кто тень, видение? Кто там во плоти, с жилами и кровью? Скорее надо говорить о «бесплотности» спектакля – все многочисленные девушки танцкласса (во главе с блистательной Анной Антоновой) больше наяды, русалки, феи чем реальные танцовщицы. И это же относится к их повелительнице, названной в программке танцмейстером, от чего кипучая Людмила Максакова всячески открещивается, считая это определение слишком узким, бытовым. Она, конечно, другая. То белый, добрый лебедь – Одетта, то черный лебедь Одиллия - вестник смерти и символ погибшей любви (в последней сцене). И она же иногда не то добрая старушка-богомолка, не то страшная черная женщина из «Норд-оста».

Поэтому скажу больше: на сцену выведены не персонажи романа Пушкина, а их души – бестелесные души.

И все же. Все мы знаем – «веселое имя Пушкин». Да и сам ЕО в особой мрачности не упрекнешь – «энциклопедия» не может быть мрачной. Почему же Туминас исключает все светлое и лирическое, все эти «сады Лицея» и в «Летний сад гулять водил», и оставляет заведомо мрачную палитру? «Всегда нахмурен, молчалив,//Сердит и холодно-ревнив». Так можно сказать не только про Онегина, но и про весь спектакль.

Пора сказать самое главное. Концептуально спектакль строится вокруг только одного эпизода романа, являясь, по сути, инсценировкой лишь этого небольшого фрагмента пятой главы. Основа всего спектакля, его смысловое ядро – так называемый «страшный сон Татьяны». И дело не только в том, что этот сон вынесен в одну из кульминационных сцен ЕО Туминаса, где нас ждет настоящий бенефис великой Юлии Борисовой, в помощь которой из вышних сфер прислан сам Иннокентий Смоктуновский, - а в том, что весь спектакль построен на этом сне, который «прорастает» почти в каждой его сцене. Из этого сна тянутся все нити. Ведь мрачная полупустая сцена - не только оживший «черный квадрат» или колдовская декорация к спектаклю Треплева, но и заставка, сгущенная атмосфера тех самых «сновидческих» строк: «И снится чудный сон Татьяне.//Ей снится, будто бы она//Идет по снеговой поляне,//Печальной мглой окружена…» И дальше: «Две жердочки, склеены льдиной,//Дрожащий, гибельный мосток…»

Далее – во сне – «большой, взъерошенный медведь…» «…лапу с острыми когтями ей протянул». И этот медведь будет преследовать Татьяну (Ольга Лерман) до конца, и уже не во сне овладеет ею и сделает своей женой. Эта встреча будет материализована в финале, в котором Татьяна танцует с чучелом огромного бурового мишки. Да и сам Князь, за которого выйдет Ларина, - Юрий Шлыков, корпулентный, с бакенбардами и с тяжеловесной, "гордой”, но косолапой походкой – вылитый «Генерал Топтыгин» из стихотворения Некрасова - разве не напоминает того медведя из страшного сна?

Далее. Вот Татьяна решает подсмотреть в дверь, за которой находится Онегин в окружении чудовищ: «И, любопытная, теперь// Немного растворила дверь...// Вдруг ветер дунул, загашая//Огонь светильников ночных». Но ведь точно так же Туминас ставит и сцену свидания Онегина с Татьяной – с ветром и ураганом!

И наконец – последние строки сна: «вдруг Евгений//Хватает длинный нож, и вмиг// Повержен Ленский». Но именно так Туминас и расправляется с Ленским в сцене дуэли! Там Онегин действительно не убил, а зарезал Ленского!

Как только рецензенты не объясняли двух Онегиных и двух Ленских постановки Туминаса. Можно, конечно, считать (и это тоже верно!), что режиссер хотел вывести пожившего, умудренного опытом, постаревшего Онегина, чтобы столкнуть его в воспоминаниях с Онегиным молодым (Виктор Добронравов). И представить не только «романного» Ленского (Василий Симонов), но и Ленского (Олег Макаров), каким тот мог бы стать, не случись та самая дуэль.

Но, на мой взгляд, «раздвоение» Онегина и Ленского – это тоже «последствия» прочтения романа в русле одного только эпизода. Молодые герои – из сна. А пожилые и пожившие – из романа.

Но этот ключевой для ЕО Туминаса сон предшествует в каноническом тексте сцене святочных гаданий Татьяны и Ольги (Мария Волкова). Почему-то никто не обратил внимание на то, что спектакль получился агрессивно языческим. Я специально спрашивал многих зрителей: а какие собственно черты православного антуража (и даже чего-то сугубо христианского), определяющего глубоко религиозную пушкинскую эпоху, - иконы, кресты, свечи, лампады, молитвы – они заметили в этом спектакле. Ответ – никаких. Там никто ни разу не перекрестился – даже в сцене венчания Татьяны и Князя. В общем-то неслыханное дело для спектакля, сделанного по «энциклопедии» эпохи! Как раз в той самой сцене обручения светильник у условного алтаря дан зрителям только в отражении. Он вроде бы и есть, а вроде бы его и нет. Перед нами бесцерковный (внецерковный) мир, абсолютно атеистический и уж вовсе не православный. Несмотря на хрестоматийное «и стаи галок на крестах» (в романе, но не в спектакле). Так и кажется – вынесут на авансцену лампаду, кто-нибудь перекрестится – и чары демонов, черных людей, мефистофельского Онегина – исчезнут и все герои, обратившись в чудищ из страшного сна Татьяны, полезут прочь из театрального храма, как из церкви в гоголевском «Вие».

Но и тут Римас Туминас не покривил против правды. Как писал русский философ Иван Ильин, беда Онегина в том, что он «существовал на сквозняке между небом и преисподней, а его опыт был опытом жизни без Бога, без веры. Бог не служил для Онегина ни регулятивным, ни объяснительным принципом».

Вот этот мотив: «Россия – страна, где был убит Бог», возникал у меня в голове всякий раз, когда я задумывался о той или иной важной сцене спектакля. Но это происходило не потому, что Туминас пытался каким-то образом проиллюстрировать слова уже современного исследователя: «…в Онегине лишь едва проклюнулся росток того атеизма-демонизма, который потом распустится ярким и страшным цветком в образе Ставрогина, засверкает зловещими красками на полотнах полубезумного Врубеля, а еще позднее рассеет семена богоборческих сумасшествий едва ли не по всему русскому тексту и по просторам всей русской земли. Они взойдут диким бурьяном бешеного богоненавистничества…» (Владислав Бачинин). А потому, что постоянно задумываешься о могуществе образных рядов режиссера, который, казалось бы, не делая ничего, чтобы осовременить свой спектакль, легко выводит меня из состояния простого восторженного созерцания и умело «расчесывает» самые печальные мои «зарубки», относящиеся к истории России всех ее послепушкинских почти двухсот лет.

Вот, например, первая сцена посещения Онегиным усадьбы Лариных. Как предать простоту, но в то же время душевность сельских нравов, особую домашность и милость ларинского быта? И Онегина начинают беспрерывно поить брусничной водой. Но упомянутая и у Пушкина деталь здесь превращается в целую многосерийную эпопею: Евгению подносят один кувшин, другой, третий – он пьет, но не сдается. Ну, почему, скажите мне, почему я вспоминаю здесь сцену из шолоховской «Судьбы человека» (1), относящуюся… к немецкому концлагерю? Да, и там происходит такая же проверка героя «на вшивость». Но если Онегину грозит лишь расстройство желудка («Боюсь: брусничная вода//Мне не наделала б вреда»), то Соколову грозит уже смерть…

А как передать простодушный, чуть провинциальный, наивный семейный праздник – именины Татьяны? Чтобы стало тепло и знакомо? И появляется Ольга с аккордеоном (о котором, разумеется, сам Пушкин и слыхом не слыхивал) – как массовик-затейник из «Жизни отдыхающих» Николая Губенко. Помните там Ролана Быкова с аккордеоном?
Да и сам концерт на именинах сделан смешным и провокативным – все время ждешь Пласидо Доминго или Хворостовского, а раз за разом появляются всякие доморощенные Кобзоны и Трофимы.

И постепенно чувствуешь, что все эти ассоциации охватывают всю историю России, все ее темные и светлые стороны. Вот, например, придуманный «Гусар в отставке» в исполнении Владимира Вдовиченкова, появляющийся «как беззаконная комета//В кругу расчисленном светил». «Вдовиченкову придумана отличная роль. Отставной гусар со щетиной (когда и вполпьяна), похожий более на генерала Чарноту на константинопольском Гран-базаре» (Елена Дьякова).

Даже самые невинные сцены в ЕО Туминаса почему-то несут за собой непостижимый шлейф совершенно убийственных ассоциаций. Вот девушки садятся в возок и отправляются на ярмарку невест в Москву. Но вот мы заглядываем внутрь – и перед нами возникает… внутренность прямо-таки какого-то тюремного столыпинского вагона. «Деревенских девушек загоняют в огромную карету, словно арестантов в теплушку, а заколачивают в нее и вовсе будто в гроб»(Роман Должанский). «И почудится, что не Татьяна, а вся Россия тронулась по ссыльному, вечному своему тракту в безнадежье»(Алена Карась). «Дверь «кареты» заколачивают, что тот чеховский дом, где забыли Фирса» (Наталия Каминская).

Боже ты мой – ужас какой! А всего-то девушки поехали за женихами! И так у Туминаса все три с половиной часа!

А сцена расставания с косами? В Москве девушкам отстригают их прекрасные волосы, чтобы сделать им прически по последней светской моде. А мне с моим извращенным воображением мерещится пострижение в солдатки девиц из будущего женского батальона, защищавшего Зимний в октябре 1917 года...

А прием реализованных метафор! Как поразительно передана смерть отца сестер Лариных. Он стоит, оглядывается, пытается поймать взгляды окружающих, но все отводят глаза, и он понимает, что.. он прямо осязаемо становится чужим, отдаляется от всех. Но уходить не хочет, немного упирается, но все же сопровождающая духов – все та же Максакова – строго берет его за руку и медленно уводит в тьму, в небытие. Вот она реализация метафоры, заменяющей формулировку «он умер». Отец Лариной именно «ушел». Ушел туда, откуда сами понимаете… Это – гениально!

Вообще мастерство Туминаса потрясает. Вот сцена ухаживания Онегиным за Ольгой назло Ленскому. Совсем недавно в другом театре я наблюдал сцену соблазнения. По пьесе ловелас-развратник соблазняет 14-летнюю девочку. И как же ужасно эта сцена поставлена! Там был и расстегнутый ремень и чуть ли не спущенные брюки и прочее, не менее эстетически неприятное. А здесь на глазах всего честного народа над Ольгой чуть ли не надругались – и при этом никакой пошлости, пошлых подробностей и пошлой игры. И эта свисающая использованным презервативом (фантазия, фантазия, моя больная фантазия!) перчатка из уст Ольги навсегда мне запомнится…

А уж каков ассоциативный шлейф у кульминационной сцены дуэли! Во-первых, когда секунданты начинают долго и методично утаптывать полянку для дуэли – а делается это с какой-то жуткой обстоятельностью и мрачной силой – ну невозможно не напридумать себе ужасов – от затаптывания рва, со сброшенными туда еще живыми людьми, до самой простой метафоры, символизирующей растоптанную Россию… Во-вторых, о чем я уже говорил, – Онегин здесь не убивает, а закалывает Ленского. Можно сказать – поднимает на вилы (ох, уж тут все крестьянские бунты – от Пугачева до послереволюционного тамбовского Антонова). В-третьих, погибший Ленский остается в позе не убитого, а скорее повешенного (ну, тут даже страшно перечислять варианты - тут и повешенные декабристы и замученный где-нибудь в Крымском ЧК русский офицер). И, наконец, последнее. Обнаженного до пояса Ленского увозят чуть ли не на детских санках – почти как умершего в блокаду ленинградца, которого везут на Волково кладбище или Пискаревку…

Именно эта сцена – кульминационная. Высочайшей силы и энергии. А затем… Спектакль словно по мановению волшебной палочки начинает буксовать, а затем просто замирает. Словно из него выскакивает какая-то важная пружина и действие останавливается. И оставшиеся сцены, конечно, любопытны и по своему содержательны, но сделаны скорее только потому, что требовалось как-то довести рассказ до конца. Отсюда и пустая, не подкрепленная замыслом, красивость – качели и вставные номера – милые, но пустые (зайчик). А уж финальное объяснение Онегина и Татьяны выглядит вообще трагической неудачей спектакля – так академично, с нажимом, играют ее неузнаваемые Маковецкий и Лерман…

Как не крутите, но получился спектакль о бесах. Нет, не о бесах. О черных людях. Которые приходят к каждому, и мы гоним их, а оказывается, что гоним свое отражение в зеркале. Получился спектакль о человеческих страданиях и несчастьях, лишь изредка скрашиваемых чем-то добрым, о крестном пути России, о России без бога – нет, не так, - о россии без Бога. Спектакль Римаса Туминаса оказался страшной энциклопедией русского будущего – со всеми его ужасами и кошмарами.

(1) «Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично
расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и
распишешься". - "Воля ваша", - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом
кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял,
положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью
выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".
Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти
слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат,
да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр
комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей
водкой!"
Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за
угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В
таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою
погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в
два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы
ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант,
пойдемте, распишете меня".
Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед
смертью". Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю".
Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не
трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с
жизнью расставаться". Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает:
"Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!" А я ему свое: "Извините,
герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать". Надул он
щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит
по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись,
стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то
иначе на меня поглядывают, вроде помягче.
Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от
смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба,
остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я
и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня
есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не
превратили, как ни старались.
После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди
два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что,
Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и
уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня
наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это
для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в
свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую
буханку хлеба и кусок сала.
Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того
растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал
налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж
лопаток, и не донесу ребятам этих харчей". Нет, обошлось. И на этот раз
смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...»

Михаил Шолохов, «Судьба человека».

Ирине Петровне (12.04.2016) и всем, кто, к сожалению, не понял…
Уважаемая Ирина Петровна, Вы меня страшно огорчили и удивили.
Я искренне не понимаю, ЧТО в спектакле могло Вас обидеть так, что Вы употребили столь негативные выражения, ЧТО могло Вас так оскорбить? Намеренно не повторяю ваших выражений, потому что всё есть неправда!
Римас Туминас рожден русской матерью - староверкой, вышедшей замуж по большой любви за литовца. Получил образование в Москве. И, хотя сам он себя считает литовцем, русский язык и русская литература, так же как и Вам, ему родные. Смотрите его интервью. В интернете их легко найти. Это очень тонкий и, во всех отношениях, достойный человек! Злобствовать и писать совершенно несправедливые слова просто стыдно.
«Евгений Онегин» Туминаса – фантазия талантливейшего режиссера, построенная на символах и ассоциациях. Но важно, с каким внутренним багажом знаний и жизненного опыта зритель приходит в театр, ЧТО СПОСОБЕН увидеть. У каждого свои знания и ассоциации, а значит и "Евгений Онегин" свой.
Что увидела я? Спектакль, поставленный с большой любовью к русской литературе и глубоким ее знанием, рассчитанный на умного, думающего, читающего и вчитывающегося зрителя.
Первую главу романа Пушкин в своих записках назвал «Хандра». «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли...», и «...ничто не трогало его...». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние - доминанта в характере Онегина. Странница с домрой (не с балалайкой) – это и есть «русская хандра» Онегина, вечная его спутница.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Вот она вполне зримо и бродит за Онегиным. Сравните: странница (по программке театра) – спутница. Хотя, Я ее окрестила «Судьба - Злодейка». И в этом тоже, наверное, есть доля правды. Когда Онегин собирается идти на именины к Лариным, Странница отрицательно качает головой, не советует, предостерегает. Оплакивает Ленского. И перед встречей Татьяны с израненным генералом она катает инвалида в коляске, предвещая Татьяне суженого «…муж в сраженьях изувечен…» Когда Онегина настигает любовь, Странница-хандра исчезает со сцены.
В спектакле главные персонажи раздвоились, «отражаясь» в огромном зеркале на заднике сцены, второстепенные - имеют несколько ипостасей. Думаю, идея с зеркалом родилась, потому что сюжет романа построен по принципу зеркальной симметрии. Упрощенно: письмо Татьяны - монолог Онегина; письмо Онегина-монолог Татьяны, зеркально-симметричная трансформация чувств героев; сон Татьяны – вещий, сон Онегина – воспоминание и т.д. Cцена дуэли проигрывается дважды, усиливая воздействие. Это центр симметрии. Дуэль – точка, где переворачиваются судьбы всех героев.
У Пушкина в романе много ироничных отступлений. Почему бы и режиссеру немного не добавить иронии и юмора в спектакль? Так проходная у Пушкина фраза «…Боюсь: брусничная вода/ Мне не наделала б вреда» у Туминаса стала целой иронично- юмористической сценкой. Кто из нас обратил в школе на эту фразу внимание? Я ее теперь запомню на всю жизнь! Как прелестно обыграны кокетливые слова Пушкина «Но вот/Неполный, слабый перевод…» о хрестоматийном письме Татьяны.
Про Зайчика. Известна легенда о том, что заяц перебежал дорогу суеверному Пушкину, ехавшему в Петербург. Он вернулся и тем самым, возможно, избежал судьбы (опять она, Злодейка) друзей-декабристов. Возможно. У меня же Зайчик родил другие ассоциации: детство, любимая считалочка «Раз, два, три, четыре, пять./ Вышел зайчик погулять./ Вдруг охотник выбегает,/ прямо в зайчика стреляет…» Ну там всё хорошо закончилось. Впрочем, как и в спектакле. По-моему, сцена поставлена очаровательно.
Ну что еще Вас смущает? Да, валенки! Это – просто символ зимы. Ими обозначено ее наступление: «И вот она приходит матушка зима». Тоже ирония (ну самоирония, не стереотип). Я в детстве носила валенки. У меня, коренной москвички, они вызвали ассоциации с теплом, уютом, русской деревней и,опять, - со счастливым детством. Думаю, Туминас – хуторянин в детстве, этого и добивался.
Досталось от многих сцене именин. Она действительно затянута, номера далеки от совершенства. Почему она так решена? Вспомним роман. Онегин назло Ленскому начал оказывать знаки внимания Ольге. И это за две недели до свадьбы Ленского и Ольги!
Ленский передает Евгению приглашение на именины к Татьяне. Тот возражает:
"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."
- И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.

И что же на самом деле?

С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях…
Сцена именин специально решена так, чтобы вызвать у нас скуку и раздражение. Именно эти чувства испытал Евгений на именинах и, ухаживая за Ольгой, он решил насолить Ленскому за его обман. Возможно, Ленский искренне ошибался и сам обманулся.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит.
…Надулся он, и негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Пушкин черпал вдохновение в народном творчестве. В русских сказках медведь - один из главных героев. Ирина Петровна, Вы любите русские сказки? Вас не смущают ТАМ «русские стереотипы медведи-балалайки»?
Медведь в спектакле впервые появляется (упоминается) во сне Татьяны. Он помог ей перейти через ручей, оберегал в пути, а когда она оступилась, подхватил и отнес к Онегину. Сон в спектакле у меня читала Купченко, одета и причесана как Татьяна в финальной сцене. У взрослой Татьяны руках – хлыст, один из символов мук Христова. Этот же хлыст молодая Татьяна возьмет из рук умершей танцдамы и уйдет с ним в свой финальный танец. Сон Татьяны - вещий. Он предвещает всё, что произойдет дальше в романе, в том числе и будущее замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину родственником и другом. Кстати, сон тоже зеркально отображает действительность: сначала Татьяна встречает медведя, уж потом Онегина и кончается он убийством Ленского. Наяву же всё произойдет зеркально – симметрично (опять оправдан задник-зеркало): через два дня погибнет Ленский, спустя время Онегин будет требовать-молить «моё». И в финале, после прощального объяснения с Онегиным: «Я вас люблю (к чему лукавить?), /Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна», Татьяна танцует с медведем-мужем-генералом, тем самым, из её сна. Этот танец символизирует её осознанное решение, даже решимость, принять эту судьбу и не нарушить раз и навсегда данной клятвы. В объятиях медведя « она бесчувственно покорна,/Не шевельнется, не дохнет…» (занавес)
Опять всё по Александру Сергеевичу! И ничего более.
Спектакль Туминаса – гимн русской женщине, способной на самые искренние чувства, благородной и жертвенной.
Вспомните, как взлетают девушки в белоснежных (цвет невинности и чистоты) платьях, перед объяснением Татьяны и Онегина. И это не только безумно красиво! Сцена символизирует нравственную высоту Татьяны, ее моральное превосходство над Евгением.
Онегин морально наказан за свою гордыню, предательство, убийство юного друга, зло, причиняемое им окружающим, за бесцельную и бесплодную жизнь. Состарившись, в одиночестве ему остается только вспоминать, что «…счастье было так возможно…» (первая и последняя картина спектакля).
В чем «пошлость»? В чем « мракобесие»? И причем тут «либеральное мышление»?
Роман Пушкина весь насыщен символами и загадками. Режиссер поставил спектакль, мастерски продолжив эту игру. Спектакль завораживает и потрясает, восхищает, заставляет не просто перечитывать оригинальный текст, а изучать его, - разгадывать эти загадки.
Читайте роман! Читайте литературную критику! Не надейтесь, что школьных знаний Вам хватит. Может быть тогда, многие непОнятые Вами места в спектакле, будут не так Вас раздражать. Да и чувство юмора надо развивать. Без него никуда!
Уверена, « российские ценности» (?) от этого спектакля не страдают, а «российская культура» только выигрывает.
Спасибо Римасу Туминасу за его трепетное отношение к русской классике, за уважительное отношение к зрителю, ВСЕМ артистам спасибо за СЛУЖЕНИЕ ИССКУСТВУ.
P.S . Прибалтийский немец Адам Иоганн фон Крузенштерн, датчане Витус Беренг и Владимир Даль, шотландец Барклай де Толли, грузин князь Багратиони, еврей Лев Ландау, немцы Фридрих Цандер и Святослав Рихтер, литовец Римас Туминас и др. составляют гордость моего Отечества и послужили ему более чем иные «русские».

о Спектакле

Евгений Онегин

Для музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко опера «Евгений Онегин» имеет особое значение, ведь именно она стала первым спектаклем, который был представлен в студии под руководством великого реформатора К.С. Станиславского. Подготовленная Станиславским, постановка ознаменовала собой рождение театра. За время своего существования эта постановка отметила несколько юбилеев. В 1934 году прошло 500-е представление этого спектакля, а в 1951 году - 1000-е.

Конечно, со временем некоторые детали из постановки, подготовленной Станиславским, уходили, тем не менее, в театре всегда относились к спектаклю нежно и трепетно. В декабре 2001 года прошли прощальные представления легендарной постановки, а уже после реконструкции Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в его репертуаре появился новый «Евгений Онегин», купить билеты на который предлагает наше билетное агентство. Его создатель Александр Титель с уважением отнесся к первоисточнику, но полностью копировать его не стал.

Новый «Евгений Онегин» в театре Станиславского и Немировича-Данченко - это современный и созвучный сегодняшнему зрителю спектакль. Увидеть его стоит каждому театралу, ведь эта постановка считается одним из лучших оперных шедевров театра. Заказать билеты на оперу «Евгений Онегин» в театр Станиславского и Немировича-Данченко можно на нашем сайте онлайн или по телефону.

Продолжительность спектакля составляет 2 часа 50 минут (с одним антрактом).

Композитор Петр Чайковский
Автор либретто Петр Чайковский и Константин Шиловский
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Феликс Коробов
Режиссер-постановщик Александр Титель
Художник-постановщик Давид Боровский
Художник по костюмам Ольга Поликарпова
Художник по свету Дамир Исмагилов
Жанр Опера
Количество актов 3
Язык исполнения русский
Оригинальное название Евгений Онегин
Продолжительность 2 часа 50 минут (один антракт)
Дата премьеры 27.04.2007
Возрастное ограничение 12+

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик - Феликс Коробов

Татьяна - Елена Гусева, Наталья Петрожицкая
Ольга - Лариса Андреева, Вероника Вяткина, Ксения Дудникова
Евгений Онегин - Дмитрий Зуев, Илья Павлов
Ленский - Сергей Балашов, Нажмиддин Мавлянов, Александр Нестеренко
Ларина - Ирина Ващенко, Наталья Владимирская, Элла Фейгинова
Филиппьевна, няня - Вероника Вяткина, Ирина Гелахова, Элла Фейгинова
Гремин - Роман Улыбин, Дмитрий Ульянов
Трике - Чингис Аюшеев, Вячеслав Войнаровский, Валерий Микицкий
Ротный - Михаил Головушкин, Денис Макаров
Зарецкий - Феликс Кудрявцев, Денис Макаров, Роман Улыбин

Он работает и на других площадках Москвы. В он играет Гурго в «Морковке для императора» и Фарятьева в проекте «Штирлиц идет по коридору». В «Другом театре» он занят в роли Лота из спектакля «Когда земля закончится», еще его можно увидеть в роли Алика из «Гастрольного танго».

На счету этого артиста несколько киноработ. Он сыграл Томаса в «Кодексе чести», Бакланова в «Русских амазонках», Рогова в детективном сериале «Виола Тараканова», Патрика в «Карусели». В 2008 г. он сыграл главную роль Ростислава Соболя в комедии «Закрытые пространства».

В 2011 г. за большой вклад в развитие театрального искусства Макаров получил Благодарность Министра культуры РФ.

{{togglerText}}

На этой сцене Василиса Максимовна сыграла Изу в «Принцессе Ивонне», Сестру Беату и Воришку в спектакле «Сирано де Бержерак», Даму в «Анне Карениной», Мещанку в пьесе «За двумя зайцами» и др. Сейчас Суханова занята в таких спектаклях текущего репертуара, как , «Маскарад», и .

В кино Суханова впервые снялась в 2009 г., приняв участие в фильме «Все ушли на фронт». Через год она сыграла Веру в «Заложниках», а затем Аню Беркутову в исторической драме «Дело гастронома №1» и княгиню в «Орде».

{{togglerText}}

Здесь Мельникова сыграла множество разнообразных ролей. Это Шура в «Енисейских встречах», Катька в «Русь! Браво!», Тулячка в «Левше», Хильда в «Ночи Игуаны», Валентина в «Чуде святого Антония», Маруся в пьесе «Фронт», Катерину в «Дядюшкином сне», Виргинскую в «Бесах» и др.

Сейчас актриса занята в спектаклях , где играет Ларину, – Жрицу, «Последние луны» и «Пристань». Помимо творческой нагрузки, Мельникова возглавляет театральный профсоюз и активно занимается общественной деятельностью.

Елена Викторовна много времени посвящает съемочной площадке. На ее счету более семидесяти работ в кино, из которых несколько ролей главных героинь. Самые яркие из них – Анна Григорьевна в короткометражной ленте «Смотрины» и Таня в социальной драме «Рябиновые ночи».

{{togglerText}}

В 2011 г. Кирилл Викторович основал театр С.А.Д., художественным руководителем, продюсером, директором и актером которого является до сих пор. Здесь он сыграл Дроссельмейера в «Щелкунчике», Солоуэя в «Аркадии» и др. С 2011 по 2012 г. он был занят в мюзикле «Звуки музыки» во Дворце Молодежи, а в 2017 г. принял участие в спектакле «Кинастон», где сыграл Виллерса.

Сегодня на Вахтанговской сцене этот артист играет Густава Флобера и Родольфа Буланже в , Улана в спектакле , Хеверна в спектакле «Люди как люди», Де Грие в «Пристани», Шамплатро в .

Кирилл Рубцов снимается в кино с 2004 г. Среди сыгранных им ролей несколько главных – Джеймсон в комедии Джи-фактор, Костя в «Лекциях для домохозяек», Андрей Некрасов в сериале «Шеф», Переверзев в мелодраме «Наше счастливое завтра», Грановский в детективе «Казнить нельзя помиловать», Смородин в детективе «Реализация» и др.

{{togglerText}}

В знаменитой «Принцессе Турандот», своеобразной визитной карточке этого коллектива, талантливая актриса замечательно сыграла Зелиму, она предстала также в образах Люсиль из «Мещанина во дворянстве» и Груньки из «Виринеи». Зрители были очарованы ее Золушкой в одноименном спектакле и по достоинству оценили образы Аглаи из «Идиота», Наны из «Западни» и Принцессы в сказке «Кот в сапогах». Всю свою жизнь Любовь Александровна посвятила родному для нее Театру Вахтангова, заслужив любовь публики и искреннее уважение коллег.

Кинематографическим дебютом актрисы стала роль Вали в «Улице младшего сына», фильм вышел в прокат в 1962 г. Любовь Александровна сыграла Карпову в «Похождениях зубного врача», Катю Игумнову в «Зосе», Феню в «Братьях Карамазовых», а также снялась во многих фильмах-спектаклях.

{{togglerText}}

Первой ролью Оксаны Сурковой в кино стала Майя, которую актриса сыграла в военной драме «Искупление», снятой в 2011 г. Спустя четыре года она приняла участие в драме «Райские кущи», где сыграла девушку с планшетом. Позже Суркова появилась на экранах в образе баскетболистки Николаевой из спортивной драмы «Движение вверх».

{{togglerText}}

На этой сцене Ольга Леонидовна сыграла целую плеяду ярких характеров – Арлетту в «Незаученной комедии», Дездемону в «Отелло» и других. Актриса принимала также участие в спектакле Театра Анджелики Холиной «Кармен» и «Возвращение домой».

Сегодня Лерман радует своих поклонников своими работами в спектаклях «Анна Каренина», где играет Анну, – роль Татьяны, «Ревнивая к себе самой» – Доньи Магдалены. Творчество Ольги Леонидовны отмечено многочисленными театральными премиями.

Первой главной киноролью актрисы стала Саша в романтической комедии «Красавчик», снятой в 2011 году. Далее последовали роли главных киногероинь в российско-украинской комедии «Одинок по контракту» – Лилия, мелодраме «Сводные судьбы» – Аня, детективе «Дом на краю леса» – Вера. В мелодраме «Машкин дом» Лерман сыграла Машу, в мелодраме «Новогодний экспресс» – Лену, а в детективе «Тайны госпожи Кирсановой» – Ларису.

{{togglerText}}

Первой работой в кино стала роль диджея в драме «Легенды о Круге», снятой в 2011 г. Затем он сыграл Серегу в детективе «Лесник», сотрудника ДПС Бакланова в криминальной драме «Майор Соколов» и др.

{{togglerText}}

Здесь артист принял участие в восемнадцати постановках и сразу занял ведущие позиции среди молодого поколения этого театра. Одной из первых его творческих работ стала роль Троила в спектакле «Троил и Крессида».

Леонид Александрович, обладая многогранным талантом, успешно воплощает разнохарактерные образы в спектаклях самых различных жанров – Брисайля в спектакле «Сирано де Бержерак», Бониперти в «Царской охоте», Липутина в «Бесах», Графа Тушкевича в «Анне Карениной». Сейчас артист выходит на сцену, исполняя роли в одноименном спектакле, Фигаро в «Безумном дне…», Бориса в , Микеле в «Пристани», Рокко в постановке , Звездича в «Маскараде» и др.

Не менее успешно Бичевин работает на съемочной площадке. На его счету уже более двух десятков ролей, из которых большая часть – главных. За роль Аларина в фильме «Куприн. Впотьмах» он был отмечен премией как исполнитель лучшей мужской роли. Также артист сыграл Дениса в драме «Жизнь взаймы», Бориса в «Группе счастья», Николая в международном проекте «Девушка и смерть», Александра в «Синдроме дракона» – и это далеко не полный список сыгранных им главных ролей в полнометражных лентах и сериалах.

{{togglerText}}

Актер дебютировал в сериале «Люба, дети и завод» в скромном эпизоде, сыграв студента. Далее он снялся в «Стилягах» В. Тодоровского и «Кодексе чести-4». В сериале «Институт благородных девиц» Иванов блестяще сыграл генерала Скобелева. Фильмография артиста насчитывает 20 проектов.

{{togglerText}}

В 2015 г. Боровская стала актрисой Первой студии , где в первый же свой театральный сезон принимала участие в массовых сценах таких спектаклей, как «Птицы», «Минетти», «Отелло», «Пелеас и Мелизанда». Запоминающейся работой стала Девка в трактире из постановки «Актерская гибель». А с первого дня 2018 г. актриса была зачислена в штат славной Вахтанговской труппы. Дарование этой актрисы было отмечено I премией на конкурсе чтецов им. Я. Смоленского.

Сейчас Боровскую можно увидеть в спектаклях , где она играет Люську, – Принцессу Елизавету, – Грушу, – Ключницу.

Дебютной работой в кинематографе стало участие в российско-израильской короткометражной ленте «Сахар». Далее последовало участие в документальном фильме «Чужие тайны. Времена года», где Боровская сыграла Лену, в фантастическом проекте «Черновик» – Анну.

{{togglerText}}

Как режиссер Симонова дебютировала в 2017 г. – ее первым спектаклем стал «Вечер шутов». Через два года на этой сцене она поставила «Дневник Анны Франк».

Сейчас Екатерину Симонову можно увидеть в спектаклях Вахтанговского театра , где она играет Урсулу, «Пристань», «Благосклонное участие» – Ученицу, «Анна Каренина» – Даму, – Девушку, «Царь Эдип» – Крылатую деву, «Улыбнись нам, Господи» – Хасю и «Маскарад» – Гостью. В 2017 г. за роль Лены, сыгранную в спектакле «Бенефис», она удостоилась Премии МК в номинации «Лучшая женская роль второго плана». А в 2018 г. получила Благодарность Министра культуры РФ.

Первой работой в кино Екатерины Рубеновны стало участие в съемках фильма-спектакля «Белая акация», где она сыграла одесситку. Через год ее героиней стала Лариса в боевике «Стая». Позже Симонова снялась в фильмах-спектаклях «Пристань» в роли ученицы, и «Берег женщин».

{{togglerText}}

Телезрители знают Рубена Евгеньевича по ролям следователя Казаряна из детектива «Ларец Марии Медичи», Миши из «Солнечного ветра», Карахан из «Чичерина», Байсултанова из боевика «СОБР» и др.

{{togglerText}}

Заслуженный артист России Юрий Красков – выпускник Щукинского ТУ. Завершив обучение в 1989 г. у Л. Калиновского и Ю. Стромова, он через год поступил в штат , где воплотил довольно много запоминающихся характеров. Это Мудрец и Альтоум из «Принцессы Турандот», Бандит из «Оперы нищих», Рыцарь Йорк из сказки «Кот в сапогах», Доктор из «Чуда святого Антония», Платов из «Левши» и десятки других.

В 2009 г. Красков осуществил постановку моноспектакля «Записки сумасшедшего», который стал многократным участником театральных фестивалей камерных сцен России и ближнего Зарубежья. С 2015 г. этот артист выступает с чтецкими программами в Московской Госфилармонии.

Сегодня Краскова можно увидеть в ролях Аристарха из «Горячего сердца», Кулигина из , Поприщина из , Телегина из



Похожие статьи
 
Категории