Театральный уголок в группе раннего возраста. Презентация из опыта работы воспитателя ДОУ

26.06.2020

Татьяна Климакова
Содержание музыкального уголка в разновозрастной группе

Презентация музыкальной предметно-развивающей среды в разновозрастной группе (ранний и младший дошкольный возраст) .

Цель : наполнить содержание развивающей предметно-развивающей среды в группе в соответствии с программой «Камертон» .

1. «Музыкальная стена » оформлена в виде сюжета по сказке «Теремок» .

Музыкальный мини-центр состоит из :

2. Блок пособий, побуждающий к развитию восприятия музыки .

В него входит :

Магнитофон с набором дисков на которых записан

Разучиваемый на занятиях детский репертуар

Любимые детские песенки

Колыбельные песни

Различные инструментальные произведения, которые мы используем для проведения элементов музыкотерапии , а также во время режимных моментов (во время еды или в период игровой деятельности) .

- Музыкально - дидактические игры (одна игра в месяц) :

Сентябрь - «Громко-тихо»

Октябрь – «На чем играю»

Ноябрь – «Петрушка и мишка»

Декабрь – «Кукла шагает и бегает»

Самодельные поделки, издающие разнообразные звуки :

Погремушки

Баночки с различными наполнителями (крупа, пластмассовые колпачки от фломастеров, металлические палочки от бигудей, деревянные бусины)

Металлические ключики

Металлические и деревянные бигуди

Использованные фломастеры

Варежки с нашитыми на них пуговицами

Элементарные музыкально -дидактические игры для развития восприятия тембра :

Игра «Найди такой же грибок по звучанию»

Игра «Из какого яйца вылупился цыпленок»

3. Блок пособий побуждающих детей к детской исполнительской деятельности.

- Дидактические пособия :

Три кубика из ватмана. На сторонах одного из них нарисовано содержание песен , разучиваемых детьми. На другом – инструменты, на которых дети учатся играть. На третьем - содержание игр , танцев, плясок, которые дети осваивают.

Картинки на кубиках меняются по мере необходимости.

«Чудесный круг» с поворотным окошком, обеспечивающий видимость только одной картинки. В секторах этого круга представлены картинки с изображением знакомых детям песен.

Двухэтажный домик. На нижнем этаже «живут» взрослые кошка, собака, курица, у которых низкий голос. На втором этаже «живут» дети- котёнок, щенок, цыплёнок, у которых высокий голосок.

Атрибуты, побуждающие детей к знакомым играм и пляскам : весёлые ладошки, погремушки, осенние листочки.

Дерево с птицей и птенчиками (птица-мама сидит на нижней ветке – у неё низкий голос, птенчики сидят в гнезде на верхней ветке – у них высокий голос) представлены в нашем уголке в двух вариантах : 1. большая аппликация на стене около Теремка, дополняющая сюжет. 2. маленькое дерево с птичками на подставке.

Детские музыкальные инструменты (большой и маленький) :

Металлофон

Колокольчик

Музыкальный конструктор (Э. П. Костиной, состоящий для детей младшего возраста из 3 кубиков.

4. Блок пособий, побуждающих детей к первичным музыкально -творческим импровизациям.

- Элементы ряжеия :

Платочки

Ленточки

Неозвученные (большие и маленькие) балалайки, гармошки.

Детские музыкальные инструменты самоделки и игрушки для музыкальных импровизаций

Флейта пана

Погремушки

Звенелки из ключиков и бигудей

Гармошки

Ксилофоны

Шумелки и кастаньеты

В заключении надо сказать, что многие пособия изготовлены из бросового материала, картинки нарисованы и заламинированы. Пособия можно мыть. Они эстетически привлекательны, просты в обращении, находятся на доступном действиям руки и росту ребенка уровне и вызывают у детей желание действовать с ними.

При создании музыкальной предметно-развивающей среды учтён возрастной принцип размера пособий : большой – маленький и цветовой гаммы для раннего и младшего возраста : большинство пособий выполнено в четырех основных цветах (красный, жёлтый, зелёный, синий)

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только
занятиями с педагогом, но и возможностью
самостоятельно играть, экспериментировать с
музыкальными игрушками, свободно заниматься
творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка
возможна при условии создания специальной предметноразвивающей среды.
Для развития самостоятельной музыкальной
деятельности детей очень большое значение имеет
музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
Развитие творческого начала детей во многом зависит от
оборудования и его привлекательности.

Музыкальный уголок – это место, где дети
познают музыку и её красоту. Творчески
оформленный музыкальный уголок поможет
не только окунуться в мир музыки и расширить
представления о ней, но и разовьет
воображение детей, активизирует
эмоциональную сферу, мышление, речь.

Важно, чтобы музыкальный уголок находился
в освещенном, легкодоступном для детей
месте;
кроме того, он должен быть по возможности
изолирован, так как, с одной стороны,
музыкальные занятия и игры детей требуют
сосредоточения слухового внимания, а с
другой стороны, «звучащая» деятельность не
должна мешать другим занятиям
дошкольников.

При оформлении музыкального уголка нужно
помнить о возрастных и индивидуальных
возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет
оформление лучше строить на сюжетной основе, а
для детей более старшего возраста – на
дидактической.
Музыкальная предметная среда должна быть
соответствовать глазу, действиям руки, росту
ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять шкаф,
полки для музыкальных пособий, пару столов,
стулья для дидактических игр. Пособия
развивающей среды должны быть эстетичны,
привлекательны, просты в обращении, вызывать
желание действовать с ними.

Обычно на стенах музыкального уголка
вывешивают стенды. На них закрепляются
тексты песен, стихи, частушки, фотографии
детских выступлений, композиторов,
красочные плакаты, картинки с
музыкальными инструментами.

В музыкальном уголке должны лежать
игрушечные музыкальные инструменты:
барабан, дудочка, миниатюрное пианино,
металлофон, также музыкальные игрушки.

Полезно ввести в музыкальный уголок
гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон.

Музыкальный уголок должен быть
расположен очень удобно, чтобы дети могли
свободно подходить и брать инструменты и
пособия.
Для того чтобы у детей постоянно
поддерживался интерес к самостоятельной
музыкальной деятельности, необходимо 1-2
раза в месяц обновлять пособия в
музыкальной зоне, вносить новое
оборудование.

Оборудование музыкального уголка
разделяют на два уровня: для воспитателя и
для детей. На верхнюю полку помещают
инструменты, которые используются детьми
дозированно (например, металлофон), и те, с
которыми дети могут заниматься только под
контролем воспитателя, в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими нормами
ДОУ

На нижней полке - барабаны, ложки,
треугольники, маракасы. Необходимо
уделять особое внимание качеству звучания
музыкальных инструментов. Они должны
быть хорошо настроены и издавать знакомые
детям звуки. Не забывайте, что
некачественное звучание калечит и засоряет
слуховой опыт ребёнка!

В музыкальных уголках должны находиться:

Материал для творческих сюжетноролевых игр с музыкой –
мягкие игрушки
мягкие музыкальные игрушки;
куклы - неваляшки,
образные музыкальные "поющие" или
"танцующие" игрушки

Образные пособия

1) Портреты композиторов (произведения
которого дети поют или слушают)

2) Музыкально - дидактические игры:

3) Иллюстрации
-пособия типа «Лото»: карточки с
нарисованными или наклеенными на них
картинками

-Всевозможные картинки:
Книжки-малютки «Мы поем»,
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть
выполнены в виде большого альбома или отдельные
красочные иллюстрации,
Иллюстрации по теме «Времена года»,
Иллюстрации музыкальных инструментов,
Картинки с изображением животных поющих, танцующих
или играющих на музыкальных инструментах,
Альбомы «Мы рисуем песенку»
Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр»,
«Народные инструменты», «Танцы народов мира»,
Графическое пособие «Эмоции»

Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты

Озвученные музыкальные инструменты и игрушки

игрушки-инструменты со звуком
неопределённый высоты
игрушки-инструменты, издающие только один
звук
игрушки-инструменты с фиксированной
мелодией
игрушки-инструменты с диатоническими и
хроматическими звукорядом для творческого
музицирования

Технические средства

Желательно в каждой группе иметь
магнитофон для дисков и флешь-входом и
оформить фонотеку дисков с музыкальным
репертуаром для дошкольников

Предметно-развивающая среда группы раннего возраста МДОУ «Д/с № 126 о.в.» города Магнитогорска (воспитатель Петракова О.А.) Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностноориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Мышление ребенка раннего возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметноманипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; в нашей группе создана интересная развивающая среда, в которой детям предоставлено время для свободной деятельности в ней. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. Обстановка в нашей группе по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» прежде всего является комфортной и доступной для ребенка. Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт развить логическое мышления, слуховое восприятие, мелкую моторику. Забавляясь с дергунчиком, маленькие дети развивают моторику и тренируют зрение, что является очень полезным. При помощи веселой пляшущей фигурки малыши получат свой первый опыт причинноследственной связи. Сенсомоторный уголок предназначен главным образом: * Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); * Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; * Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей; * Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка; * Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); * Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Именно в игре обучение ребенка чему-либо происходит наиболее эффективно. Тоже касается и обучения ребенка различать цвета. В группе созданы условия для речевого развития детей: - книжный уголок; - театральная зона; - серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); - сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку); - наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, взрослым необходимо говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Мы уделяем особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков. В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Интеграция образовательных областей «Социализация», «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд» реализуется через сюжетно-ролевые игры. Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов. В нашей группе создан музыкальный уголок с различными звучащими и гремящими игрушками. Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Предметно-развивающая среда в нашей группе сочетает современный дизайн, эстетичность и возрастную функциональность. Комфорт благоустроенность и уют рождают покой, радость, чувство удовольствия желание находиться в приятной обстановке. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я. Коломенский

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Музыкальная предметно- пространственная среда ДОУ»

Задачи предметно- пространственной музыкальной среды Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами Способствовать получению и закреплению знаний о музыке Стимулировать развитие творческих способностей Развивать любознательность, стремление к экспериментированию Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей

Основные требования к музыкальным уголкам Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе. Педагогически грамотное руководство СМД детей со стороны воспитателя. Удобное расположение музыкального уголка.

Музыкальные пособия можно разделить на четыре группы: 1. Образные пособия – мягкие игрушки, иллюстрации, пособия типа «ЛОТО» и т.п.. 2. Детские музыкальные игрушки и инструменты, которые в свою очередь делятся на о звученные и не озвученные. 3. Графические пособия – нотное лото, карточки-эмоции, карточки – долгие и короткие звуки, нотный стан, нотная лесенка ступенька, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения. 4. Аудиовизуальные пособия делятся на экранные и звуковые(диапозитивы, компакт диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видео диски).

Образные пособия Портреты композиторов Картинки с изображением музыкальных инструментов Музыкально-дидактические игры

Неозвученные музыкальные инструменты макеты баянов; макеты дудочек; макеты балалаек; макеты барабанов; модель пианино с нарисованной клавиатурой

Озвученные музыкальные инструменты игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики) игрушки-инструменты издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки) игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органолы, аккордеоны)

Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты

Перечень материалов для детей раннего и младшего дошкольного возраста куклы-неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка…); набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ; игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки; шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; маски, флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам); ширма настольная с перчаточными игрушками; магнитофон и набор программных аудиозаписей; музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Младшая группа Плоскостные инструменты Барабан с одной палочкой Колокольчики Погремушки Трещотки Кубики Неваляшка Бубен Шарманка

Перечень материалов для детей среднего дошкольного возраста: В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно: металлофон, ложки книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); фланелеграф или магнитная доска; музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Узнай и назови», «В лесу», «Мамы и детки», «Что делают зайцы» и др.; атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Колпачок», «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики», «Воробушки и автомобиль» и др.; музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону; ширма настольная и набор игрушек; музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования.

Средняя группа Металлофон Барабан Ложки Гармошка

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада) Дополнительно к материалам средней группы используется следующее: треугольники, самодельные шумовые инструменты музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); иллюстрации по теме «Времена года»; портреты композиторов; иллюстрации из «Музыкального букваря»; музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит» и др.; детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; ширмы: настольная и ширма по росту детей; музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные; атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты.

Старшая группа Скрипка Гармошка Триола Ксилофон Цитра Трещотка Колокольчики

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада) : музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ; портреты композиторов; иллюстрации по теме «Времена года»; альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ; музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные) ;

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Алый платочек») атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

Созданная “по законам красоты” среда, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса, естественному образованию у них эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к группе, детскому учреждению, желание посещать его.




Похожие статьи
 
Категории