Тема: Нравственные уроки повести В.Распутина «Живи и помни. Урок внеклассного чтения по повести В.Распутина "Живи и помни" Вопросы по произведению живи и помни

20.06.2020

Абрамова Екатерина Павловна Крутишинская средняя школа Шелаболихинского района

Урок внеклассного чтения

в 10 классе

Тема: Нравственные уроки повести В.Распутина «Живи и помни»

Вид занятия: урок.

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные :

    дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;

    познакомить с его повестью “Живи и помни”;

    способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;

Воспитательные:

    познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;

    способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, мотивации учебной деятельности;

Развивающие:

способствовать развитию:

    логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;

    навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;

    выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой;

    литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением;

    интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;

Приемы обучения

Вступительное слово учителя; индивидуальные задания и сообщения учащихся; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность учащихся при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, чтении в лицах, художественном пересказе эпизодов.

Дополнительная литература:

Биографический материал о писателе В.Распутине; текст произведения писателя “Живи и помни”; Интернет- ресурсы

Наглядно – иллюстративный материал:

    Портрет писателя В.Распутина, иллюстративный материал о писателе, выставка книг писателя В.Распутина, эпиграф к уроку; текст повести В.Распутина “Живи и помни”, конспект занятия, презентация к уроку , кадры и видеоролик из художественного фильма “Живи и помни” .

Задачи урока

Учащиеся должны:

Знать:

    творческий и жизненный путь писателя,текст повести В.Распутина “Живи и помни”;

Уметь :

    комментировать прочитанный фрагмент, отвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать, работать с текстом произведения;

Дидактический материал: карточки-задания с вопросами по знанию текста и комментированию центральных эпизодов; индивидуальные задания и сообщения;

Методы контроля: проверка знания текста произведения В.Распутина “Живи и помни”;

Структурные элементы занятия:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово: слайд №1

Целеполагание. В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых мы уже не сможем ее представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, который продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем. Каких? Вот это и должны мы с вами увидеть, размышляя над его повестью “Живи и помни”.

Таким образом, цели нашего урока: (ответы учащихся)

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина;

Рассмотреть нравственные проблемы повести “Живи и помни”;

Эпиграф к уроку: Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить.

Из повести “Живи и помни”

3. Основная часть урока

1) - К уроку учащиеся подготовили сообщения о жизненном и творческом пути Валентина Распутина. Послушаем их внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя, и в конце сообщений попытаемся ответить на вопрос: что сделало его талантливым писателем и, прежде всего, достойным человеком, гражданином?

Выступления учащихся: Слайд №2 (портреты)

Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Так что детство писателя не было безоблачным и безмятежным, и Валентин рано познал безотцовщину и нужду. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично”, кроме, разве только французского – не давалось произношение. Тем не менее были и в эту пору жизни моменты отрадные, и в основном, они связаны с книгой. “Я уверен,- писал позже Распутин,- что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо. А потом образование, книга. Жизненный опыт воспитывают в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.

Об этом времени своего читательского созревания и сложном периоде жизни Распутин поведал в рассказе “Уроки французского”, вышедшем в 1973 году. В аттестате зрелости по окончании школы у Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, который окончил в 1959 году. В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, стал работать журналистом, темы его публикаций были масштабные – строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Ему хотелось выразиться посерьезнее. Так появляется в печати в альманахе “Ангара” в 1961-м году его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”, несовершенный еще по форме, но пронзительный по содержанию, искренний до слез.

Потом вышли сразу три сборника очерков и рассказов: “Продается медвежья сила”, “Край возле самого неба”, “Костровые новых городов”. Главное в этих произведениях – раскрытие таежной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой. В начале 1967 года появился рассказ “Василий и Василиса” в еженедельнике “Литературная Россия”, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью определяется состоянием природы. Природа становится неотъемлемой составляющей практически всех произведений писателя. В 1967 году после публикации повести “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью, ушел из журналистики.

В 1970 году в журнале “Наш современник” была опубликована его повесть “Последний срок” . Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. В этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть “Последний срок” принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В новой повести “Прощание с Матерой”, рассказывающей о затоплении деревень в период строительстваГЭС.
...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матера. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для стариков – погибель. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков. В произведениях Распутина все переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера . Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести “Живи и помни ”, которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали, потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин же предпочел убедительную краткость, поэтому пишет рассказы и повести.

Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он стал писать мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Страстно и горячо доказывает писатель, что “Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом”. Кроме того пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника “Сияние России”, собирающего в сибирский город молодых и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам. Хочется назвать последние произведения В.Распутина, это повесть “Дочь Ивана, мать Ивана”, рассказы:“Ангел под небом ночным”, Нежданно – негаданно”.

2) Слово учителя: Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске. Слайд №3

Беседа по биографии писателя:

Как с детства писатель стремился к знаниям?

Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России? (Ответственность, критичность, требовательность к себе, любовь к Родине

Назовите основные его произведения

В тетрадь: Валентин Распутин – один из известных прозаиков современности,
его произведения формируют лучшие человеческие качества:
доброту, сострадание, любовь к родной земле и её святыням, милосердие.

Слайд №4 (одна из лучших книг)

Аннотация на повесть слайд №5 Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения появляются вопросы. Вопросы – к самому себе. «Живи и помни» - книга о войне, драма одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны – дезертирство, о чём сильно-то не говорили, чаще всего прославляли героизм и бесстрашие. В повести «Живи и помни» война – причина не только физической гибели людей, но и духовной. Показан ещё один сильный женский образ – Настёна. Осудить её? Но она выполняет свой долг – остаётся верной мужу.

Слайд № 6,(экранизация ) «Живи и помни». Кому предназначены эти слова? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока. В презентации использованы кадры из одноименного фильма режиссера Александра Прошкина.

3) Анализ произведения В.Распутина “Живи и помни”

Слово учителя

22 июня 1941 года фашистская Германия нанесла нашей стране страшный удар. Началась Великая Отечественная война. Все, от мала до велика, стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Ушел на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Слайд №7 (берем в руки книгу…)

Вопрос 1–й: Расскажите, с чего начинаются события повести?

(слайд №8 – Зима на 45-ый год… Пропал топор..) Слайд № 9 - баня

Вопрос 2–й : Что представляла из себя семья Гуськовых? (Мать Андрея - Семеновна, отец - Михеич)

Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена? Пересказ эпизода

Вернемся к эпизоду о пропаже топора. Кто первый заподозрил неладное? (Настена) Как об этом сказано в тексте? Работа с текстом

Учитель: Об истории дезертиров вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

Вопрос 4–й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськови как оказался дезертиром Пересказ эпизода Слайд №10 (война)

Работа с текстом Назовите ключевые слова, объясняющие причину дезертирства Андрея Гуськова

- Инсценирование эпизода «Встреча Настены и Андрея Гускова»

Слайд №11 (Настена и Андрей)

5 –й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?

Возможный ответ :Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

6 –й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

Слайд №12 (Настена),

Слайд №13 (Встреча Максима, друга Андрея, с войны)

7 -й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажите это эпизодами. (работа с текстом)

Возможный ответ : Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Это подтверждается следующими эпизодами:

    Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”,

    Немая встреча с отцом,

    “Оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии,

    Переживаний Настены он тоже словно не слышит и др.

Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным. Описывая Гуськова, Распутин обращает на это внимание: вместо кожи – шкура; живет, как крот, в потемках; герой называет себя “зверюгой лесной”; у него “звериный аппетит”.

Чтение эпизода “Вой по-волчьи”; (Слайд №14)

8 –й проблемный вопрос: Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир?

Возможный ответ : Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения: Слайд №15

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

Просмотр видеоролика из кинофильма (смерть Настены)

9 –й проблемный вопрос: Работа с текстом - О чем думает Настена перед смертью? Почему же предпочитает гибнуть Настена? (Обратитесь к эпиграфу)

Возможный ответ : В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение. Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

10 –й проблемный вопрос: Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?

Возможный ответ :Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа. Слайд №17 (смертью жены…)

4 . Итоги анализа повести 11-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

Струсил, обманул… А это привело к неминуемому распаду личности. Научился выть по-волчьи. Приспособился красть рыбу из чужих лунок – и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто живёт открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает телёнка, и не только ради мяса, а в угоду какой-то своей прихоти. И нет его бегству оправдания. Он думал, что родившаяся жизнь заменит его загубленную. Избавит его от укоров совести. В тетрадь : Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. «Живи и помни!» Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

Подведем итог. Какие нравственные уроки преподает нам повесть «Живи и помни»?

В тетрадь Слайд№18

Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.

Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина

Не только слова

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова! 1957

Спасибо за урок!

Приложение

Готовимся к внеклассному чтению

« Нравственные уроки повести В.Г.Распутина «Живи и помни»

Вопросы к уроку:

    С чего начинаются события повести?

    Что представляла из себя семья Гуськовых?

    Как попала в Атамановку Настена?

    Как воевал Андрей Гуськов и как оказался дезертиром?

    Могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?

    Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

    К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажите это эпизодами.

    Как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир?

    О чем думает Настена перед смертью? Почему же предпочитает гибнуть Настена?

    Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?

    Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

    Чему учит повесть?


  1. Проблема взаимоотношения человека и природы

    Документ

    Проблема любви к родине В. Г. Распутин «Уроки французского» (1973), «Живи и помни » (1974), «Прощание с Матерой» ... нравственной деградации личности *Историю нравственного распада личности Андрея Гуськова рассказывает В. Распутин в повести «Живи и помни ...

  2. Конспект урока разработала: Маслова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории

    Урок

    ... » и В. Распутина «Возвращение на Родину». Тексты повести В.Распутина «Прощание с... повести «Прощание с Матерой». Есть произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки . Кто я? Зачем живу ... Учитель. Спасибо за урок ! Помните : чувство родины живет в...

  3. Программа элективного курса «Филологический анализ художественного текста». Текстовые материалы для контрольных работ

    Программа

    Элективные курсы и интегрированные уроки (уроки словесности), на которых... , индивидуально- психологические и нравственно -этические особенности человека. В... 2. Произведите анализ отрывка из повести В. Распутина «Живи и помни ». Определите место и роль...

  4. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы)

    Документ

    На нравственный выбор человека в условиях войны? (В.Быков «Сотников», «Обелиск», В.Распутин «Живи и помни ») ... слов) Читаем и анализируем на уроке отрывок из произведения В.Астафьева... к поступку Алеся Мороза в повести у разных героев неоднозначно. Многие...

  5. Разделы: Литература

    Цели:

    1. Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.
    2. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
    3. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
    Не той, что была по учебникам пройдена,
    А той, что пылала в глазах воспаленных,
    А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
    И вижу ее накануне победы
    Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
    А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
    Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
    К. Симонов

    Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

    За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.

    Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной?

    Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».

    Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

    Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

    II. Анализ повести.

    Учитель: Перескажите кратко содержание.

    Учитель: Речь пойдет об Андрее Гуськове.

    Удачна ли иллюстрация? Как художнику удалось передать состояние героя?

    – Его поза (он повернулся спиной), сгорбленная фигура, нестриженые волосы говорят о том, что этот человек опасается чего-то, ему есть что скрывать.

    Учитель: Итак, Андрей совершает преступление. А можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут разные, поэтому для ответа на этот вопрос делимся на две группы, одна защищает, другая – обвиняет.

    Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

    – «Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.

    Учитель: Что почувствовал, когда дошел?

    – Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.

    Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?

    – Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.

    Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

    – Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.

    Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.

    – Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

    Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

    – «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

    Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

    – Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.

    Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

    – Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.

    А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

    Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

    – «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.

    Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

    III. Работа по таблице.

    Андрей Гуськов Расчеловечивание героя

    Глава 2 Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею.
    Глава 6 Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.
    Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.
    – Чудной ты с этой бородой. Как леший.
    – Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.
    Глава 8 Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.
    Глава 10 Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.
    Глава 13 Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные.
    Глава 15 Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт.
    Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.
    Глава 18 Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания.
    Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.

    Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?

    – Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.

    Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.

    Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

    – Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

    Учитель: А что мы знаем о его семье?

    – Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.

    Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?

    – Все согласные мягкие.

    Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

    – Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

    Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

    – Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

    Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.

    Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены. Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены?

    Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев. Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его сейчас? Почему?

    Учитель: Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить?

    – Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.

    Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?

    – Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

    Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

    – Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

    Учитель: Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?

    – У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав. Схожие эпизоды повторяются через какое-то время.

    – Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.

    Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

    Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Как изменилась Настена?

    – Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.

    Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

    – Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

    Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

    Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

    – Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

    Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?

    – Природа пытается ее остановить, задержать.

    Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

    – Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

    Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

    В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».

    Учитель: Почему Настена решилась на самоубийство?

    – Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода.

    Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

    – Настену прощают, и его бы простили.

    Учитель: Были ли в тексте детали, которые подсказали бы нам такой финал жизни Настены, такую ее смерть?

    – Боялась воды, кладбище утопленников. Это символы, намеки автора.

    Учитель: А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?

    – Работа с символами (зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).

    Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору?

    – Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

    Учитель: Что общего?

    – Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных героинь, но финал разный.

    – Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

    Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены.

    IV. Работа со схемой.

    Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

    Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать?

    – Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

    V. Рефлексия.

    Учитель: Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?

    Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

    VI. Итоги урока.

    Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).

    Боль человеческая (по повести В. Распутина «Живи и помни»)

    Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

    Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

    В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности. «Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения. В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он - личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

    Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

    Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора. Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

    Мне дана возможность поразмышлять над одним из произведений современного русского писателя В. Распутина - «Живи и помни ».
    Я, как читатель, рад, что мне довелось читать произведения замечательного и талантливого русского прозаика В. Г. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.
    События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее - Разбойниково. "… Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников". Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.
    В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги «Живи и помни» наталкивает нас, читателей, на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова - «Живи и помни» - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и помни» - это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом.
    Перед нами главный герой этой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. "… Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?" Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, по универсальному выбранному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место своим героям для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие.
    Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.
    Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает.
    Автор вводит в повесть «Живи и помни» много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.
    Велики и многогранные образы, описываемые Распутиным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: "… долюшка русская, долюшка женская".
    Все отразилось и показалось - жизнь во время войны и ее счастливый конец - на жизни деревушки Атамановки. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет, и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях В. Г. Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни.
    Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина - «век живи - век люби».



Похожие статьи
 
Категории