БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
ПО ПОВЕСТИ
Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО
«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»
Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.
Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.
«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».
Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.
Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:
- «Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Тютчев). –
- «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».
(Белинский)
- «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».
(Никитин)
До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:
- Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
- Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
- Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
- Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
- Чем больше всего покорил вас Бим?
- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
- Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
- Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?
ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ
Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»
Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).
Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.
Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.
Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.
Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.
И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?
Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.
В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
«Будь Человеком»
В. Шукшин
Цель: пробудить интерес к повести, вызвать чувство сострадания и жалости ко всему живому, помочь учащимся разобраться. в чём же заключается милосердие, способствовать воспитанию нравственных качеств.
Оборудование: портрет Г. Троепольского, рисунки учащихся, высказывание Экзюпери «Мы ответственны за тех, кого приручили».
Эпиграф урока:
«…Читатель – друг!..
Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »
Г. Троепольский
Ход урока
І. Биография Г. Троепольского .
Гавриил Николаевич Троепольский
Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасовке Терновского района Воронежской области.
Г.Н. Троепольский – прозаик, публицист, драматург. Родился в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд.
В 1924 году окончил трехклассное сельскохозяйственное училище имени К.А. Тимирязева в селе Алешки Борисоглебского уезда Воронежской губернии и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930 г.
Многие годы его жизни связаны с Острогожском, где в течение почти четверти века, он, агроном по профессии, вел селекционную работу, заведовал сортоиспытательным участком, где ему удалось вывести несколько новых сортов проса.
Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки.
Начинающим писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. «В литературу Троепольский принес свою тему:«... боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...» – так сказал о Троепольском В.Л. Топорков в статье «Рыцарь русского поля».
В середине 50-х годов Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди». Фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким.
В 1958-61 г. был написан роман «Чернозем».
В 1963 г. – повесть «В камышах».
Эту повесть Троепольский посвятил А.Т. Твардовскому.
ІІ. – Что означает слово милосердие?
– Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
ІІІ. Понравилась ли повесть?
ІV. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?
Ответы были такими:
- Основная мысль повести, по-моему, – это большая дружба и хорошее взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброта, преданность и человечность.
- Повесть показывает, к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки. Произведение ещё раз доказывает, что собака – друг человека.
- Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому.
- В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывается о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным, в то же время как не все люди обладают преданностью друг к другу и верностью долга. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей.
Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».
V. Какой породы был Бим, как он попал к Ивану Ивановичу?
– Он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. При всех достоинствах был недостаток, который отразился на его судьбе. Он должен быть обязательно «чёрный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно чётко ограниченными яркими рыже-красными подпалинами».
Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Бима хотели утопить, но Ивану Ивановичу стало жалко такого красавца: глаза ему понравились, видите ли, умные.
Иван Иванович кормил Бима соской с молоком, и он засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.
VІ. Как вы думаете, почему Бим стал добрым, верным псом?
– Бим стал добрым псом благодаря Ивану Ивановичу. К двум годам он стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Тёплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что «каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.» Бим твёрдо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно; двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят. Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся.
VІІ. Расскажите об Иване Ивановиче. Какой это был человек?
По мнению учащихся, Иван Иванович – большой души человек, любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью»,- говорят в народе».
Учащиеся из текста приводили примеры, как Иван Иванович воспитывал Бима, как с ним ходил на охоту, каким командам научил собаку.
VІІІ. Чем больше всего вас покорил Бим?
– Больше всего Бим покорил меня своей верностью, преданностью и любовью к хозяину. Когда Ивана Ивановича положили в больницу, он не мог ни есть, ни пить, целыми днями ходил по улицам в поисках своего дорогого друга. В него бросали камни. били, он голодал, но он ждал возвращения своего хозяина.
– Огромное впечатление на меня произвела сцена, где Бим плакал над письмом хозяина, как человек.
– Мне понравился Бим тем, что он был очень понятливым, заботливым псом, даже без слов, а по глазам он понимал, хорошо или грустно Ивану Ивановичу.
ІХ. Какова цель жизни Бима?
– Искать и ждать хозяина.
Х. Бим доверял людям. А когда он начал терять веру в человека?
– Он впервые оскалился и укусил Серого.
Просмотр фрагмента из фильма С.И. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».
Эпизод: «Бим у Серого».
– Бим мог отличить добрых людей от злых. «Тётка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел! Бим начинал терять веру в человека».
ХІ. Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?
Ответы учащихся.
– Я читал и плакал, когда Бим бежал за поездом, очень устал, и женщина напоила его водой. Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз – горошинки хозяина, теперь вот эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просолённые неизбывным горем.
– Наибольшее впечатление на меня произвёл эпизод, когда лапа Бима попала в стрелку. Бим попрыгал на трёх ногах, измученный, изуродованный. Он часто останавливался и лизал онемелые и припухшие пальцы больной лапы, кровь постепенно утихла, а он всё лизал и лизал до тех пор, пока каждый бесформенный палец не стал идеально чистым. Это было очень больно, но другого выхода не было; каждая собака это знает: больно, но терпи, больно, а ты лижи, больно, но молчи.
– Мне очень жалко было Бима, когда заяц скрылся из виду, Клим снова рассвирепел: он подошёл вплотную к Биму и с размаху ударил его со всей силы носком громадного сапога в грудь. Бим охнул. Как человек охнул. «О-о-х! – вскрикнул протяжно Бим и упал. – Ох, ой… – говорил теперь Бим человеческим языком. – Ой … За что?!» И смотрел мучительным, страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.
– Меня поразила бесчеловечность Семёна Петровича, отца Толика, который привязал Бима к дереву в лесу в конце ноября, развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнося ни единого слова. Но отойдя на несколько шагов, обернулся и сказал: «Ну, бывай. Вот так».
Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. Он с трудом перегрыз верёвку и освободился. Бим понял, что к Толику теперь идти не надо, что он теперь пойдёт к своей родной двери, никуда больше.
ХІІ. Как Бим попал в железный фургон?
Почему Тётка так поступила с Бимом?
– Тётка ненавидела Бима. Она хотела отомстить ему за то, что он не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугался. Гость не поверил Тётке, что Бим мог её укусить (он однажды лизнул ей руку – не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще). Когда подъехал к дому фургон, Тётка сказала, что Бим – это её собака, конец верёвки на шее перегрызла, кусает каждого.
«Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть: на собаку не похожая», – сказали собаколовы Тётке.
Просмотр фрагмента «В фургоне» фильма Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».
Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Родители Толика изменили своё отношение к Биму (писали объявления в газету, искали собаку). Молодой Иван, собаковод, навсегда оставил своё занятие.
«Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, что осталась после потери друга, теплоту. Не сразу он догадался, что это такое. А это были два мальчика, их привёл к нему, сам этого не ведая, Бим. И они опять придут, придут не раз».
ХІІІ. Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть? Чтение сочинений учащихся.
– Когда я прочитала эту повесть, то в глазах моих стояли слёзы, а на душе было печально и грустно. Надеюсь, что люди, читая такие книги, станут добрыми и человечными не только по отношению к животным, но и друг к другу.
– Мне очень понравилась повесть. Я даже чуть не заплакал, когда Бима били хворостиной и кидали в него камнями. Он погиб от рук жестоких людей. Но в жизни он понял, что не все люди такие хорошие, как Иван Иванович, Степановна, Толик, Люся, Алёша, Даша.
Повесть глубоко затронула мою душу, и я понял, что в жизни надо быть добрым и хорошим, как хозяин Бима.
– Повесть Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» помогла мне стать добрее и милосерднее ко всему живому. Когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет злых и равнодушных людей, жить станет намного лучше. Будь Человеком! Не делай зла, потому что оно бумерангом вернётся к тебе.
Повесть Троепольского произвела на учеников глубокое впечатление, заставила задуматься над многими нравственными проблемами.
Учащиеся дома выполняли иллюстрации к отдельным эпизодам повести. С помощью изобразительного искусства хотели показать свои чувства, эмоции к живым существам.
Рассказ учащихся по своим иллюстрациям к повести.
Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»не только о доброте, чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.
Это слово – обращение к читателям повести:
«Благо тому, кто сумел впитать в себя всё это с детства и пронёс через жизнь, не расплёскивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души!
В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворённый, ты сливаешься с природой. В эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле».
Домашнее задание:
Основной темой произведения является описание искренней и преданной дружбы человека и животного, затрагивающей вопросы добра и человеческой жестокости.
Главным героем повести является охотничий пес по кличке Бим, который в месячном возрасте попадает в дом своего хозяина Иван Ивановича.
Щенок отличается нетипичным для своей породы окрасом в виде черной отметины на ухе, поэтому его не принимают многие собаки. Однако щенок, несмотря на это, проявляет доброту и веселый нрав, поскольку у него есть самый лучший друг в лице его хозяина.
Иван Иванович представляется в образе доброго человека, журналиста, участника отечественной войны. Он искренне проявляет любовь к своей собаке, которую постоянно берет с собой на охоту в лес.
Через три года хозяин вынужден оставить собаку на попечении соседки, поскольку ложится в больницу для проведения операции на сердце. Однако пес сбегает от женщины, надеясь отыскать Иван Ивановича, но это ему не удается. При этом за все время скитаний Бим попадает в различные ситуации. На железной дороге собака получает рану на лапе. Затем прохожие продает пса в деревню, где ему приходится пасти домашний скот. Однажды новые хозяева предоставляют Бима соседу для охоты. Однако мужчине не удается добыть дичь, поскольку он не подает собаке необходимые команды. В результате разъяренный охотник избивает Бима до полусмерти.
Спустя время собаке удается вернуться в родной город, но, к сожалению, Бим попадает на глаза злой женщины, знавшей его ранее, к которой пес также не проявляет симпатию. Она сдает пса собаколовам, которые отвозят его в питомник, где пес, пытаясь вырваться на свободу, погибает, не дождавшись своего выздоровевшего хозяина несколько дней.
Иван Иванович с почестями провожает любимца в последний путь, отдавая ему честь четырьмя выстрелами в воздух, равными возрасту Бима на момент смерти, горько переживая его гибель.
Произведение отличается необычным повествованием, вызывающим у читательской аудитории противоречивые чувства в виде жалости, негодования, переживаний и сострадания.
Повесть была экранизирована режиссером Станиславом Ростоцким, фильм которого удостаивается Государственной премии. Кроме того, в Воронеже устанавливается памятник собаке, имеющей белый окрас и черное ухо, символизирующей непоколебимую верность, преданность животного к человеку и стойкость.
Вариант 2
Произведение Г.Н. Троепольского говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу. Бим имел нетипичный для своей породы окрас, поэтому его не приняли в стаю других сородичей. Несмотря на все трудности, пес оставался добрым и веселым, ведь рядом с ним всегда был его самый лучший друг – хозяин. Мне кажется, что этим автор особенно хотел показать стойкость и силу духа собаки.
Иван Иванович был очень добрым человеком, работавшим журналистом и воевавшим в отечественной войне. Он по-настоящему любил Бима и всегда брал с собой на охоту в лес.
Так прошло три счастливых года, но вскоре Иван Иванович сильно заболел, и с любимым питомцем пришлось расстаться из-за необходимой операции на сердце. Бима поручают соседке.
Грустно звучали прощальные слова хозяина, но Бим не мог понять их значения. Псу оставалось только невыносимо долго ждать, оставаясь в неведении о причинах отсутствия лучшего друга.
Вскоре тоска от расставания с Иваном Ивановичем становится для Бима совершенно невыносимой, и тот решается на опасный шаг – самостоятельно попытаться найти исчезнувшего хозяина. Пес выскакивает из квартиры приглядывавшей за ним соседки и выходит на улицу.
Путь оказывается полным суровых испытаний, и Биму приходится не раз столкнуться со злыми людьми и жестокостью. Однако, во время путешествия пес также встречается с сердобольными и отзывчивыми людьми, которые по-разному помогали, но забрать его к себе не могли. В итоге, Бим попадает в приют для собак.
Иван Иванович, пройдя лечение, узнает адрес и с надеждой срочно пребывает в приют, куда был отправлен Бим после отлова. К сожалению, к тому моменту пес уже был убит по наговору злой соседки. Хозяин приезжает в лес, в котором часто гулял с Бимом, и в память о нем четыре раза стреляет в воздух: за каждый год собачьей жизни. Иван Иванович горько скорбит по другу, признавая его непоколебимую верность и стойкость.
Пес искренне, до последних секунд своей короткой жизни, продолжал искать любимого друга. Даже погибая, он долго царапался в дверь фургона с надеждой. Как мало ему хотелось – просто быть рядом с хозяином!
Автор повести поднимает вопрос защиты природы перед читателями, но не только. Передавая мир глазами самого чистого и преданного существа, он раскрывает философские проблемы человечества. Так, автор указывает на продажность и корыстность некоторых людей. Жестокость и безразличие раскрыты отношением черствых людей, которые встречались Биму в его поисках друга. Книга автора обрела заслуженный успех и была многочисленно переиздана, а также переведена на множество языков мира.
Неслучайна задумка автора о том, что Иван Иванович искал спасения от жестокости мира в спокойном лесу. Так, именно это место олицетворяет искренность и неиспорченность, то, что еще не смогли погубить людские пороки.
Я считаю, что все люди могут искать спасения от жестокости самостоятельно и работая над собой. До тех пор, пока отдельные люди не способны понять важность и ценность природы, они не смогут по-настоящему любить проявления живого и понимать их ценность.
Пес, являясь главной фигурой книги, не прожил жизнь бессмысленно и оставил добрую память о себе. Он сумел подружить ребят, ищущих его, а также помог найти хороших знакомых Ивану Ивановичу.
Книга через демонстрацию многих мучений и страданий двух друзей – человека и собаки - показала не только жестокую реальность, но и нечто большее. Жизнь Бима учит тому, что настоящие верность и дружба не боятся никаких трудностей и могут стоить целой жизни.
5 класс, 7 класс, аргументы
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Описание бала (рассказ После бала Толстого)
Жизнь – весьма забавная вещь. Сколько всего интересного происходит с человеком. Человек каждый день то и делает, что узнают окружающий его мир: он влюбляется, знакомится с другими людьми, разочаровывается в них или связывает с ними свою жизнь
- Сочинение Гармония человека и природы
Природа – матушка, кормилица, без неё человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы планеты – это её богатство.
Санкт-Петербург это древний и очень красивый город нашей страны России. Он является вторым по величине после Москвы, это важнейший центр туризма, экономики, медицины, науки, культуры нашего государства
У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине
Я всегда хотел собаку. Иногда мне кажется, что я родилась с этой мыслью. Но ровно с пяти лет я ритмично напоминала родителям, что хочу своего собственного четырехногого друга.
Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые - значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задумываться о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях.
«Белый Бим Черное ухо»: краткое содержание
По сюжету это очень незамысловатая повесть. Об умном псе, которого взял к себе писатель и охотник, о его жизни с любимым хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком - вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Краткое содержание не может дать представление о восприятии Бимом человеческого мира, о всех переживаниях собаки, о всех злоключениях, которые выпали на его голову.
Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.
По повести был снят фильм, который в настоящий момент известен даже лучше, чем само произведение. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Фильм - душещипательная история, тогда как книга, если вчитаться, еще и повествование о советском обществе. Много ведь таких: потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из "потеряшек", конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию.
Кинолента «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание которой уложится в две строчки, двухсерийный. И все это - злоключения Бима, которые смотрятся на одном дыхании.
Но сочувствуя Биму в книге, все ли готовы так же повести себя и в жизни? Произведение "Белый Бим Черное ухо" умиляет и заставляет плакать, но учит ли оно чему-нибудь? Или эмоции остаются сами по себе и на поступки не влияют? Кто-нибудь готов приютить бездомную собаку? Таких в наших городах очень много, но у почти всех людей они вызывают лишь раздражение. Книга «Белый Бим Черное ухо», содержание которой многие знали с детства, научила доброте совершенно не всех. Почему так происходит? Почему самая замечательная литература, самые изысканные не меняют человека автоматически, просто из-за сильного впечатления, которое они произвели? Для того чтобы сделаться добрее, человечней, необходимо проводить громадную внутреннюю работу. Каждое новое поколение должно обязательно читать подобные книги, чтобы научиться внимательнее относиться к тем, кто рядом.
Тема: Урок – рассуждение по повести «Белый Бим Чёрное ухо»
1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать текст, выделять основные проблемы, затронутые автором в произведении;
2.Развивающие: развивать творческое воображение, аналитическое мышление при составлении интеллект-карт и синквейнов;
3.Воспитательные: воспитывать личность, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие.
Оформление и оборудование:
1. Слайды
2.Рисунки учащихся, портрет
3.Интеллект – карты, выполненные в группах, сигнальные карточки
4 .Музыкальное сопровождение: «Вальс» Г. Свиридова
Ход урока
Побуждение.
Урок начинается с чтения и обсуждения эпиграфа к произведению.
Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.
Бруно Ясенский
Реализация.
1.Вступительное слово учителя
Сегодня проводим урок по повести «Белый Бим Чёрное Ухо». Я приглашаю Вас к размышлению о чести и достоинстве, о равнодушии и жестокости. Вот уже 45 лет эта печальная история собаки волнует читателя, заставляет его думать, делает чище и добрее
Сегодня на уроке мы проследим за судьбой Бима, о многом нам говорящей, взывающей к вниманию к себе, к участию, к защите, наконец…Попытаемся каждый для себя ответить на важные вопросы.
Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году. Умер в 1995 году. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он столкнулся с гражданской войны; в 36 лет пережил Великую Отечественную войну. Агроном по образованию. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. У каждого писателя есть книга, особенно дорогая ему. Книга судьбы. У Троепольского это книга о Биме, которую он назвал « трагическим романом о собачьей жизни».
Снят фильм с главным героем В. Тихоновым, который удостоен Ленинской премии. В 1978 году фильм получил главный приз Международного фестиваля в и был номинирован на премию Оскар.
3. Литературный ринг. (подготовленный ученик)
Какова родословная Бима? (шотландские сеттеры)
-Как звали хозяина Бима? (Иван Иванович Иванов)
-Какая надпись была выгравирована на ошейнике, заказанном Дашей? (Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живёт в квартире. Не обижайте его, люди).
-Сколько выстрелов сделал И. И. в лесу после смерти Бима? (4 выстрела)
-Каков жанр «Белого Бима»? (повесть)
-Какова тема? (история человека и собаки)
4. Исследовательская работа с текстом. Работа в группах.
1 группа работает с темой « Мир света и доброты, в котором побывал Бим»
2 группа работает с эпизодами на тему «Суровый мир, с которым столкнулся Бим».
3 группа рассуждает о людском равнодушии
5. Презентация групп.
1 группа. Добро и зло всегда ходят бок о бок. Вот и Бим побывал в мире добрых и светлых людей
- -Это Степановна с внучкой Люсей, ухаживавшие за Бимом в отсутствие Ивана Ивановича;
-Женщина Матрёна в ватном пиджаке, напоившая собаку водой, когда пёс пытался догнать поезд, увозивший Дашу. Матрёна сама пережила боль разлуки и одиночества и поэтому хорошо понимает Бима и жалеет его. «У этой грубоватой на вид женщины был тёплый спокойный голос» и добрая душа;
-Сторож Михей, накормивший умирающего Бима хлебом, размоченным в воде;
Даша – молодая женщина с непростой судьбой: муж умер, живёт на квартире. Именно она спасает Бима от разъярённой толпы, предлагающей изолировать собаку, якобы бешеную. Она отводит Бима домой и заказывает для него ошейник с жетоном с надписью.
И в финале книги все друзья Бима встречаются. Их ведёт навстречу друг другу одно желание, одна любовь к Биму!
2 группа. Оказался пёс и в злом мире, где травят, преследуют, предают и при этом прикрываются законами, борются за истину.
- Толстый (всё у него толсто) возмущается, что развели кобелей на проспекте. Его злит и то, что Бим не ест предложенную конфетку. Он производит в уме арифметические действия и подсчитывает, что в день на тысячу собак уходит тонны мяса… Курносый: «человек с мясистыми обвислыми губами, с глазами навыкате» обвиняет Бима в распространении заразы. Серый – коллекционер собачьих значков. С виду важный, в очках, шляпе, он избивал Бима по голове, грубо кричал на него, чтобы завладеть его знаком. Своим доносом он опорочил добрую собаку. Клим – пьяница, отправившийся с Бимом на охоту. Недалёкий человек, он заставляет благородного Бима добивать раненого зайца. Жестоко избивает зайца и оставляет его одного в лесу, испугавшись.
У злых людей нет имён. Эти нелюди недостойны этого. Они похожи друг на друга своим хамством, озлобленностью, лживостью и бездуховностью.
3 группа. Равнодушные люди страшны. Они не проявляют ни малейшего интереса к чужой беде. Они безразличны, пассивны и бездуховны. Равнодушие убивает всё живое в человеке. Они лишены таких чувств, как любовь, сострадание и милосердие. Равнодушие даёт злу совершиться! Они не злые, но и добрыми быть не умеют!
- Отец Толика. Он выгоняет Бима, обманывает сына, душевно ограничен. Это с молчаливого согласия равнодушных совершается зло и насилие.
- Тётка – жирная и визгливая. Написала жалобу в домоуправление, что её укусил Бим(хотя тот лишь лизнул ей руку). Она и распорядилась жизнью Бима и отдала его собачникам.
Каждая группа демонстрирует свои интеллект - карты, в которых символами, цветом, цитатами сформулирована идея того или иного эпизода или произведения в целом.
ПОЧЕМУ БИМ ПОВЕРИЛ СОБАКОЛОВАМ И САМ ПРИШЁЛ К НИМ?(он верил людям. Он хотел получить весточку от хозяина. А прозвучало 4 выстрела…)
5.Звучит музыка. «Вальс» Г. Свиридова. Стихотоворение читает заранее подготовленный ученик
Слышу – выстрел стихает
Над простором лесным…
А мне кажется – лает
Белый Бим…Белый Бим.
И доверчиво смотрит
В человечьи глаза,
Будто вовсе не помнит
Ни скитаний, ни зла.
В ясный день и под вечер
Под ненастьем любым
Выбегает навстречу
Белый Бим…Белый Бим.
Дай обидчику сдачу
И не сгинь в темноте
И душою незрячих
Научи Доброте!
6.Рефлексия.
Написание синквейна.
Жестокие, равнодушные
Травят, уничтожают, хамят
Равнодушие – человеческая подлость
Спаси их, Господи!
Верный, преданный
Доверяет, ждет, ищет
Столкнулся с жестоким миром
Учит доброте
Добрые, светлые
Кормят, спасают, оберегают
Умеют любить и сочувствовать
Спасатели!
7.Рефлексия.
Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
У каждого из вас на парте лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима.
(Звучит «Ария» Таривердиева)
8. Оценивание (по жетонам, за полученные ответы)
9. Домашнее задание.
Как бы вы хотели поддержать Ивана Ивановича?
Написать письмо Ивану Ивановичу
Подготовила и провела
учитель школы – лицея № 23