Тепличные хозяйства. Тепличный бизнес: с чего начать? Бизнес-план тепличного хозяйства

18.10.2019

Капитальное вложение в тепличное хозяйство: 775 000 рублей.
Время окупаемости тепличного хозяйства: 1-2 года

Найти бизнес план тепличного хозяйства на просторах интернета достаточно сложно. Связано это с большим разнообразием способов выращивания, а также выбором культур.

В данной статье собраны все ключевые момент, которые вы сможете использовать для полноценного планирования собственного дела.

В России тепличное хозяйство развито достаточно неоднородно.

Такой бизнес в нашем государстве начал выходить на европейский уровень с передовыми технологиями и высококвалифицированными работниками только десять лет тому назад.


Этот вид предпринимательской деятельности достаточно прибыльный, поэтому пользуется популярностью. Рассмотрим структурированный план создания тепличного дела.

Бизнес план тепличного хозяйства: сбор документации

В некоторых случаях никаких особых документов для хозяйства собирать не придется.

Например, если участок земли для выращивания продукции, является собственностью предпринимателя, и он не планирует сбывать товар в особо крупных размерах, нанимать персонал и продавать продукцию юридическим лицам.

Когда речь заходит уже о выращивании не «для себя и соседа», появляется необходимость регистрировать ИП или КФХ. Как это сделать?

Как нужно оформлять ИП?

Оформить деятельность хозяйства как ИП необходимо, если товар будет продаваться с привлечением сотрудников и в крупных масштабах:

  • в мелких магазинах;
  • гипермаркетах;
  • ресторанах;
  • кафе.

Присвоение статуса индивидуального предпринимателя дает возможность иметь некие льготы на ведение тепличного бизнеса.

Чтобы их получить, необходимо будет пройти регистрацию (что не так уж сложно даже для новичка).

Понадобится собрать и передать в налоговую инспекцию документы:

  • регистрационное заявление по форме Р21001;
  • ксерокопию паспорта основателя хозяйства;
  • квитанцию, которая подтверждает уплату государственной пошлины;
  • ксерокопию документа о присвоении ИНН (при наличии).

Через пять дней можно забрать документы, подтверждающие оформление .

Актуальную информацию и подробную справку смотрите на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/.

Как зарегистрировать КФХ?


Процесс регистрации крестьянских фермерских хозяйств содержит в себе те же ступени оформления, что и оформление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Для регистрации КФХ понадобится собрать пакет бумаг и отнести в налоговую службу:

  • заявление о регистрации хозяйства, которое обязательно должно быть заверено нотариальными службами;
  • ксерокопия паспорта;
  • квитанция, которая подтверждает уплату государственной пошлины;
  • список выбранных кодов по ОКВЭД-2;
  • ксерокопии документов, подтверждающие родственные связи других людей с основателем (эти данные могут понадобиться для розыска человека, если тот решит укрыться от закона).

Подробная и актуальная информация о регистрации КФХ есть на сайте государственной налоговой службы: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/registration_fh/order/.

Если тепличное хозяйство основывается не одним, а несколькими членами, то между партнерами оформляется контракт.

В нем прописываются следующие пункты:

  • контактные номера телефонов;
  • основатели должны выбрать одного человека, который возглавит тепличное хозяйство, бизнес план которого разрабатывается всеми членами;
  • должны быть четко обозначены права и обязанности всех основателей;
  • порядок принятия и выхода членов тепличного бизнеса в общество;
  • также прилагаются ксерокопии всех паспортов.

Для уточнения списка документов, необходимо обратиться за консультацией к нотариусу или адвокату.

В отличие от регистрации ИП, эта процедура довольно сложная, потому лучше не рисковать, а довериться специалистам.

Теплицы не подвергаются лицензированию. Единственное «но»: если вы решите продавать товар оптовым покупателям, нужно будет проходить обязательный санитарный контроль.

Также, если вы устанавливаете тепличный обогрев хозяйства, состояние систем должна проверить инспекция по пожарной безопасности.

Только после оформления соответствующей документации можно приступить к реализации бизнес-плана.

Тепличный бизнес: две стороны медали


Перед началом каждого дела следует определить его слабые и сильные стороны. Это позволит оценить целесообразность воплощения идеи в жизнь.

Преимущества тепличного бизнеса

  • минимальные капиталовложения для начала собственного дела;
  • бизнес на тепличном хозяйстве достаточно быстро себя окупит при грамотной реализации;
  • высокая рентабельность идеи;
  • возможность использовать собственный товар для своих нужд.

Недостатки бизнес идеи хозяйства

  • придется выкладывать крупную сумму за использование электроэнергии ежемесячно;
  • тепличный бизнес является сезонным видом торговли;
  • придется решать вопросы с транспортировкой и хранением продукции до её попадания на прилавок.

В каждом бизнесе могут встретиться те или иные проблемы, которые требуют молниеносного решения. Но с опытом у главы тепличного предприятия вырабатываются навыки быстрого решения вопросов, и он сможет значительно расширить хозяйство.

Потому обозначенных выше недостатков не стоит опасаться, если вы решительно настроены воплотить идею в жизнь.

Выяснив все нюансы, которые связаны с оформлением документов и «за и против» бизнеса, можно перейти к практической части.

Виды теплиц для организации тепличного бизнеса


Тепличный бизнес на сегодняшний день предлагает использовать 3 типа конструкций:


Этот материал для тепличного хозяйства не требует усилий в установке.

Но даже если многолетний опыт работы с ним не нужен, это не означает, что к полиэтилену можно относиться без особой осторожности.

Например, если тепличный материал был плохо натянут и закреплен, наутро можно обнаружить лишь оборванные части от общего полотна.

Такое может произойти из-за сильного порыва ветра, который гулял внутри тепличных сооружений. Но если не давать поступать воздуху внутрь парника, растения перегреваются и погибают!

Потому выход один: крепить материал надежно и следить за состоянием хозяйства.

После выбора одного из видов парников, можно приступить к разработке бизнес-плана тепличного хозяйства с учетом культуры посева.

Бизнес план тепличного хозяйства: выбор культуры


Существует много культур и растений, которые можно выращивать в хозяйстве. От вашего выбора действительно зависит прибыльность тепличного бизнеса.

Мы не станем разбирать абсолютно все виды растительности, доступной для выращивания.

А лучше предоставим 4 категории, которые обеспечивают максимальную рентабельность бизнеса.

1. Выращивание овощей

Такое тепличное хозяйство принесет хорошую прибыль в холодное время года.

Выращивать можно:

  • огурцы;
  • перец разных видов;
  • помидоры;

Какая культура считается самой популярной, наглядно показывает график:


Конечно, в летнее время заниматься таким бизнесом будет невыгодно. Но если торговлю производить в холодное время года, то цены, выставленные на полках за овощи, компенсируют все затраты.

Кроме того, тепличный бизнес можно совмещать с выращиванием в открытом грунте.

Основные расходы на выращивание овощей связаны с обогревом теплицы, освещением, поливом и, в некоторых случаях, подогревом почвы.

2. Ягоды в теплице


Как думаете, какая ягода особо ценится в зимнее время?

Наибольшую прибыль от тепличного бизнеса приносит выращивание .

Спрос на эту ягоду остается стабильно высоким на протяжении всего холодного времени, поэтому проблем с реализацией товара возникать не должно.

3. Зелень в теплицах на продажу

Бизнесплан тепличного дела,разработанный на выращивании укропа, петрушки или подобных культур, достаточно быстро себя окупит, так как этот товар всегда остается востребованным среди потребителей.

Зелень на столе не только полезна для здоровья, но также является вкусным и красивым украшением любого блюда.

4. Выращивание цветов в теплице


Тепличное дело, бизнес план которого построен на разведении и выращивании цветов, считается самым рентабельным направлением.

Самые продаваемые цветы, которые быстро помогут окупить вложения в реализацию бизнесплана:

  • розы;
  • орхидеи;
  • тюльпаны;
  • лилии.

Конечно, выращивание роз и экзотических сортов вызовет достаточно много трудностей. Но после реализации товара и получения выручки основатель будет доволен – это гарантированно.

Приступая к созданию бизнес-плана тепличного хозяйства,необходимо изучить рынок, статистику продаж продукции и расставить приоритеты.

Основатель должен реалистично оценить свои возможности и определить, способен ли он вырастить востребованную у потребителя продукцию.

Методы выращивания продукции в тепличном хозяйстве

1) Гидропоника

Наименее затратный и самый распространенный метод – гидропоника.

Процесс роста растений таким способом автоматизирован, поэтому овощи, ягоды фрукты растут намного быстрее, чем в естественных условиях.

Культура, которая в последующем будет продана, растет в емкости. Туда с помощью особых трубочек поступает вода, насыщенная различными минеральными соединениями и удобрениями.

Но такой быстрый способ содержит достаточно весомый минус на рынке реализации – это водянистый и неестественный вкус продукта.

Покупатель сразу отличит пучок зелени, выращенный на грядке, от связки, которая прорастала гидропонным методом.

Однако цифры – вещь неумолимая. Статистика утверждает, что 92% на прилавках выращено именно таким способом.

2) Промежуточный вариант

Существует также промежуточный метод, который находится между выращиванием культуры гидропоникой и в грунте.

Он заключается в том, что в питательные растворы добавляют торф и природный грунт.

Плюс этого способа – растения будут иметь не водянистый, а уже привычный «земляной» вкус. Минус – дополнительные расходы на обеспечение условий для выращивания.

С помощью этого метода предприниматель получает весомое конкурентное преимущество – более «живой» вкус, который ценится не только розничными покупателями.

Этот критерий важен для реализации продукции в кафе, рестораны.

3) Мобильные грядки


Тепличное хозяйство, бизнес план которого разработан на условиях выращивания на мобильных грядках, дает возможность получить продукцию высшей степени качества с максимальной приближенностью к естественному вкусу.

Начинающий предприниматель должен выбрать культуру и метод выращивания, а далее составить финансовый раздел бизнес-плана тепличного дела. Ориентировочная смета ниже послужит вам примером.

О преимуществах и перспективности тепличного дела, Вы узнаете из выпуска программы «Агрономика»:

Тепличное хозяйство: бизнес план с финансовыми расчетами

Основные затраты на хозяйство: аренда земли, возведение теплиц, закупка инвентаря, оборудования, растений, заработная плата, удобрения.

Расходы на тепличное хозяйство



В этот бизнес план тепличного хозяйства не была включена зарплата управляющего, только подсобных рабочих. Связано это с тем, что основатель на первых порах может и сам справиться с этой работой.

Если руководитель хочет производить выращивание культур на 1 Га земли, то ему необходимо нанять около 11 рабочих для тщательного контроля над хозяйством. Но если тепличное дело будет основано на передовых технологиях и новейшем оборудовании, то количество обслуживающего персонала можно будет сократить.

Окупаемость тепличного хозяйства

Дать точную оценку и срок окупаемости хозяйства достаточно сложно, так как это зависит от многих факторов:

  • При территориальном размещении тепличного хозяйства в некоторых регионах можно получить более четырех урожаев за сезон. А в иных – один-два.
  • Место, где располагается тепличное дело, также имеет большое значение.

    При создании бизнес-плана необходимо учесть затраты на транспортные расходы и подсчитать, сколько необходимо будет залить бензина в машину на доставку товара из теплиц в точки реализации.

По среднестатистическим данным тепличное хозяйство сможет себя окупить через 1-2 года.

Свежие фрукты, овощи, зелень покупают круглый год. Выращивают их и в теплицах на дачном участке, и в специально выстроенных тепличных хозяйствах.Этот бизнес приносит неплохой доход. Но разберитесь во всех тонкостях дела, чтобы не потерпеть неудачу.

Чтобы составить бизнес-план и приступить к воплощению в жизнь тепличного бизнеса, проведите анализ того, какие продукты возможно выращивать в регионе. В регионах, где огурцы выращивают без теплиц, их конечная цена оказывается в большую часть года низкой, что не покрывает себестоимость. Холодный регион с неподходящими почвами не дает возможности выращивать целый ряд культур – найдите золотую середину, что соответствует рыночному спросу.

Не сосредотачивайте бизнес на одной культуре – легче, рентабельнее, гибче выращивание ряда схожих, взаимозаменяемых, взаимодополняемых продуктов, что чередуются по сезонам, максимизируют эффективное использование земли и обеспечивают выгодное применение имеющихся в распоряжении площадей, чтобы почва не простаивала без принесения прибыли и не исчерпала содержание необходимых для роста растений питательных веществ.

При исследовании рынка внимание уделите конечной аудитории. Когда есть возможность использовать большие площади и создать фермерское хозяйство с огромным выходом готовой продукции, ориентируйтесь на массовые потребительские рынки, крупнооптовых покупателей. Но когда свободных средств в распоряжении для старта бизнеса мало, уделите внимание редким продуктам и их сортам, что сбывают через сети HoReCa, они заинтересованы в поставках и по высоким ценам, чем на продукты массового потребления.

Вид теплиц различают по материалам, целевому назначению, расположению, виду каркаса, способу сборки.

По целевому назначению теплицы делятся на выращивание определенных культур – к ним выдвигаются отдельные требования.

По материалам теплицы подразделяются также широко. Учитывается материал каркаса, покрытия теплицы, что открывает пространство для комбинаций. Для создания каркаса небольших теплиц используется дерево, поликарбонаты или алюминий. Крупные капитальные конструкции с использованием стекла или пластикового твердого покрытия требуют применения стали или железобетонных опор и свай.

По месту расположения теплица бывает обособленной, пристенной или подвальной (подземной). Пристенные применяются либо в маленьких домашних хозяйствах, где присутствует строгое ограничение по доступной площади, либо в составе крупного аграрного комплекса.

При создании плана предприятия потребуется найти точки сбыта готового продукта, просчитать объемы сбыта, а после приняться за строительство, закупить необходимое оборудование, нанять рабочих.

Бизнес теплиц по отраслям:

  1. Овощная.

Быстрее окупается тепличный бизнес на зелени. Холодные зимы в средних широтах требуют больших вложений на обогрев, освещение. Рентабельнее построить теплицу в южных районах,чтобы делать поставки в другие регионы. И транспортные расходы ниже, чем тарифы на отопление. Это общие понятия ведения тепличного бизнеса, но рассмотрим их подробнее.

Оснащение

В связи с постоянным усовершенствованием технологии выращивания и стремительным развитием этого сектора хозяйства, конкуренция высокая. Это снижает прибыльность производства. Оборудование требует регулярной модернизации и вложений. Чтобы не отставать от новых тенденций, необходимо внедрение новинок и расширение производства.

Для небольшой теплицы на дачном участке не потребуется практически ничего, кроме каркаса и семян, но когда хотите заниматься полноценным бизнесом, обратите внимание на другие тонкости.

Планируете заниматься круглогодичным выращиванием – озаботьтесь приобретением осветительного, отопительного оборудования. Не забудьте об автоматизированном поливе, что экономит значительное количество человеко-часов – организовать можно и в небольшой теплице на дачном участке.

Распространенный метод выращивания продукции в теплице – гидропоника. С ее помощью выращивают зелень, огурцы и помидоры, прочие виды овощей. А вегетативный цикл составляет 2–3 недели, с каждого гектара ежедневно собирается 2–3 тонны урожая. Такой цикл в 5–10 раз быстрее, чем при выращивании овощей в естественных условиях. Для обслуживания одного гектара хватает 7 человек.

Комплексные системы автоматизации снижают количество необходимого персонала. Автоматизированные системы регулируют полив, освещение, отопление и состояние воздуха и с помощью датчиков контролируют все параметры, вплоть до произведения замеров показателей почвы с автоматической корректировкой всех остальных процессов.

Когда разберетесь, какое оборудование потребуется для, приступайте к составлению бизнес-плана.

Примерная схема бизнес-плана

  1. Изучение ситуации в этой сфере. Анализ конкурентов, рыночных цен на товар, потребительского спроса и качества имеющейся на рынке продукции.
  2. Принятие решения о сезонной активности бизнеса. Для него потребуются фермерские теплицы – дешевле и проще. Для круглогодичного выращивания сельскохозяйственной продукции необходимы промышленные с коммуникациями для обогрева и освещения.
  3. Поиск точек сбыта продукции, оптовых покупателей.
  4. Расчет всех расходов, будущих прибылей.
  5. Продумывание и подбор источников финансирования.
  6. Составление маркетингового плана продвижения продукции.
  7. Подготовка документации и непосредственного проекта будущего хозяйства. Выбор организационной формы предприятия.

Рассмотрим каждый пункт подробнее. Начать необходимо с составления проектных документов, где подробно рассчитываются все коммуникации, что необходимы для конкретной площади теплицы. Нужно точно знать, сколько будет стоить оборудование, монтаж, строительство.

Проработка плана для тепличного бизнеса

Выберите земельный надел, где расположится теплица, тип выращиваемой продукции. Для выращивания не одного вида продукции – рассчитайте, какую площадь займет каждый из них.

Посчитайте приблизительный урожай с каждого квадратного метра для каждого вида овощей. Укажите точки сбыта и объемы закупок.

Сбыт готовой продукции

Поставляйте продукцию в населенные пункты, что находятся в непосредственной близости. Это снизит транспортные расходы и себестоимость продукции.


В теплице возможно выращивать розы для продажи.

Постарайтесь заключить договоры с крупными компаниями: супермаркетами, заведениями общепита или заводами по продуктов питания.

Рассчитайте прибыль за год работы, а также прибыль, что окупит производство. Важно, чтобы параметры отличались и были выше убыточной черты.

Расчет сроков подготовки, реализации проекта тепличного бизнеса

  • Строительство комплекса, а также подведение коммуникаций выполняется за время Т1. Он зависит от типа теплицы, габаритов и количества занятых в этом людей;
  • покупка оборудования, установка его за период времени Т2;
  • покупка посадочных материалов, высадка в грунт – Т3;
  • срок вызревания, что зависит от применяемых технологий – Т4;
  • реализация – Т5.

Рассчитав время, когда теплица начнет приносить прибыль. При расчете учитывайте и лежкость товара. Зелень, цветы и овощи – скоропортящийся продукт. Рынки сбыта ищите до открытия бизнеса, чтобы после снятия урожая не метаться в поисках клиентов. Без оптовых покупателей бизнес прогорит.

Нюансы производства

При составлении бизнес-плана учитывается множество мелочей.

  1. Удаленность теплицы от коммуникационной сети. Их проводят свой счет. Каждый лишний метр сказывается на себестоимости продукции и на вложениях в бизнес.
  2. Доступность хозяйства для транспорта.
  3. Не можете купить землю, возьмите в аренду. Приобретите разборные теплицы, чтобы демонтировать, когда не удастся продлить срок аренды участка.
  4. Обогрев – основная статья расходов. Производители регулярно внедряют новые технологии, что снижает расходы, улучшает производительность.
  5. Для конкурентоспособности заложите в смету расходы на модернизацию производства.

Приблизительные расчеты для теплицы площадью полгектара

Просчитайте затраты, чтобы возвести теплицу для бизнеса. Это начальный капитал, что необходим для старта. В эту графу входят строительные работы, подведение коммуникаций – вода, электричество, отопление, цена оборудования и семян. Учтите текущие расходы, что сопутствуют до получения первой прибыли.

  1. Полгектара теплицы стоит около 15 000 долларов.
  2. Требуются рабочие – технолог, управляющий и трое помощников. Годовая зарплата для них 20–30000 долларов.
  3. 90% от всех расходов составят электричество, обогрев и закупка дополнительных средств – удобрений, инсектицидов и пестицидов, а также почвы в ряде ситуаций.
  4. При средней рентабельности 15% окупаемость хозяйства составит до 3 лет. Она зависит от выращиваемой продукции, цен и спроса на нее.

* В расчетах используются средние данные по России

Выращивание зелени - бизнес, которым можно заниматься на собственном участке, соорудив на нем теплицу. Сверхприбылей он не сулит, однако отлично подойдет в качестве подработки.

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация тепличного хозяйства по выращиванию зелени для ее реализации в Ростовской области. Основная целевая аудитория сосредоточена в г. Ростове-на-Дону. Целевой аудиторией являются мелкие оптовые покупатели, которые реализуют свою продукцию среди населения города в возрасте от 20 до 50 лет с различным уровнем дохода.

Растущий спрос на свежие овощи и зелень, мода на здоровое питание и господдержка сельского хозяйства стали причиной активного развития тепличного бизнеса. В российском тепличном хозяйстве выгодно выращивать на продажу свежую зелень – она более неприхотлива, нежели овощи, и не требует постоянного ухода. Как показывают маркетинговые исследования, потребность в салатной зелени каждый год увеличивается на 10%.

Таким образом, идея организации тепличного хозяйства по выращиванию зелени является актуальной. Данный бизнес обладает следующими преимуществами:

Льготные условия ведения бизнеса, который относится к сельскому хозяйству;

Для реализации проекта используется собственный земельный участок общей площадью 50 кв.м. Личный приусадебный участок расположен в Ростовской области, в 25 км от предприятия находится город Ростов-на-Дону.

Объем первоначальных инвестиций составляет 182 000 рублей. Инвестиционные затраты направлены на строительство и оснащение теплиц, рекламное продвижение, формирование фонда оборотных средств до выхода проекта на окупаемость. Основная часть требуемых инвестиций, 68%, приходится на строительство и оснащение теплиц. Для реализации проекта будут использованы собственные средства.

Финансовые расчеты охватывают двухлетний период функционирования проекта. Предполагается, что по истечении этого времени потребуется расширение бизнеса. В соответствии с расчетами, начальные инвестиции окупятся на девятый месяц работы. По итогам первого года работы прогнозируется чистая прибыль 513 800 рублей и рентабельность продаж 47,8%.

2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Тепличный бизнес в России является перспективным направлением, что объясняется растущим спросом на свежие овощи и зелень, модой на здоровое питание, государственным приоритетом развития сельского хозяйства в стране. На сегодняшний день государство все больше концентрирует внимание на развитие отрасли, помогая начинающим и действующим фермерам, выделяя земельные участки по льготным ставкам, субсидируя процентные ставки по кредитам и предоставляя гранты на развитие тепличного хозяйства. Однако главной проблемой, сдерживающей развитие отрасли, остаются высокие тарифы на коммунальное обеспечение.

В настоящее время тепличный бизнес продолжает активно развиваться, наращивая объемы производства овощей и зелени в отечественных теплицах – за счет строительства новых теплиц и модернизации старых производственных мощностей. В результате, валовой сбор овощей и зелени защищенного грунта за два последних года вырос на 17,7%. Несмотря на это, потребность россиян в продукции защищенного грунта, произведенной в стране, удовлетворена только на 26%. С закрытого грунта в России собирают около 600 тыс. тонн овощей при потребности в 3 млн. тонн. И эта потребность ежегодно возрастает на 10-15%.

В российском тепличном бизнесе выгодно выращивать на продажу свежую зелень. Эта продукция не требует столько света и тепла, как овощи, она более неприхотлива и не требует постоянного ухода. Практика показывает, что выращивать зелень в 5 раз рентабельнее, чем овощи.

Кроме того, согласно маркетинговым исследованиям, потребность людей во включении в рацион питания зелени различных сортов каждый год увеличивается на 10%, что рождает значительный спрос на данную продукцию среди потребителей.

Таким образом, выращивание тепличной зелени является перспективным направлением бизнеса. Особенность тепличного выращивания зелени заключается в возможности круглогодичного производства, при любых климатических условиях. В таблице 1 отражены ключевые преимущества и недостатки выращивания тепличной зелени, которые следует учитывать при планировании бизнеса. При правильном развитии бизнес способен приносить стабильный и высокий доход.

Таблица 1. Преимущества и недостатки тепличного выращивания зелени

Преимущества

Недостатки

Зелень быстро растет, что позволяет снимать несколько урожаев в год и быстро получать доход;

Высокий и регулярный спрос на продукцию, что позволяет найти каналы сбыта;

Возможна как оптовая, так и розничная реализация;

Простая организация бизнеса;

Зелень неприхотливая в уходе и не требует много внимания;

Небольшой стартовый капитал;

Для выращивания зелени не обязательно обладать специализированными знаниями;

Возможность организовать бизнес на дому;

Быстрая окупаемость

Высокий уровень конкуренции на рынке;

Рынок зависит от сезонности;

Короткий срок годности продукции и быстрая потеря товарного вида;
- чтобы выращивать зелень круглогодично, требуется дорогостоящая теплица;

Реализовать продукцию через магазины невозможно без получения разрешительной документации;

Невысокая цена на продукцию

При организации тепличного бизнеса следует учитывать, что прибыльно это только в том случае, если производство будет располагаться в южных или центральных регионах страны. Выгоднее оплатить перевозку продукции в северные территории, чем заниматься там тепличным бизнесом, оплачивая существенные расходы на отопление.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, можно говорить о привлекательности данного бизнеса. Выращивание тепличного бизнеса может стать рентабельным и высокодоходным бизнесом. Избежать проблем при основании своего дела поможет детально проработанный бизнес-план по выращиванию зелени в теплице.



3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ ТЕПЛИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ЗЕЛЕНИ

К листовым овощам относятся салат, петрушка, укроп, лук, кинза, базилик, чеснок и ряд других культур. Наибольшим спросом пользуются салат, лук и укроп. Самый выгодный вид зелени для выращивания - лук, так как он является неприхотливой и быстрорастущей культурой. Однако при его реализации могут возникнуть сложности с поиском покупателей, поскольку лук выращивают многие. Самая рентабельная зелень – салат. В последнее время популярность набирает выращивание рукколы.

Рекомендуется начать с выращивания нескольких культур и постепенно расширять ассортимент. При подборе культур для выращивания следует учитывать следующие параметры: период вегетации, необходимая площадь для посева, условия тепличного выращивания, выносливость, спрос, цена. В таблице 2 представлена сравнительная характеристика различных видов зелени, которая поможет правильно сформировать ассортимент.

Таблица 2. Характеристика видов зелени для выращивания

Виды зелени

Тепличное выращивание

Период вегетации

Выносливость

Необходимая площадь

Долгосрочность хранения

Петрушка


Данный проект предполагает выращивание следующих видов зелени: петрушка, укроп, салат, лук-перо. Вся продукция соответствует требованиям ГОСТов (ГОСТ Р 55904-2013, ГОСТ 32856-2014, ГОСТ 33985-2016 и ГОСТ Р 55652-2013 соответственно). В качестве упаковки для свежей продукции применяются прозрачные пластиковые контейнеры, а также пакеты-конусы, позволяющие улучшить товарный вид продукции и упростить транспортировку. Фасовка по 100-150 гр. Также планируется выпускать продукцию в виде наборов ассорти, куда входит не менее двух видов зелени.

Продукция реализуется при комнатной температуре, в охлажденном виде и предназначена для реализации в розничной и оптовой торговой сети, в предприятиях общественного питания и для промышленной переработки.

Мелкооптовые цены на зелень варьируются в пределах 50-150 руб. за килограмм. При этом стоит учитывать, что цена на зелень колеблется в зависимости от сезона. В среднем, цена составляет 80 руб. за килограмм при розничных ценах 200 руб. за килограмм.

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ БИЗНЕСА ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ЗЕЛЕНИ

Особенность бизнеса по тепличному выращиванию зелени заключается в том, что целевой аудиторией является не конечный потребитель, а оптовые закупщики, реализаторы продукции, представленные, преимущественно, различными овощными и продовольственными магазинами. При этом, рекламная стратегия должна учитывать требования конечного потребителя, чтобы спланировать производство и спрогнозировать объем продаж. Портрет конечного потребителя продукции: население города в возрасте от 20 до 50 лет с различным уровнем дохода; пол и род деятельности как таковой роли не играют.

Таким образом, маркетинговая политика проекта охватывает как оценку конечных потребителей, так и методы продвижения среди цветочных реализаторов. Реклама направлена на установление долгосрочного сотрудничества и наработку клиентской базы.

Самая сложная задача в тепличном бизнеса – поиск рынка сбыта. Зелень является скоропортящимся товаром, поэтому необходима отлаженная система каналов сбыта и грамотная маркетинговая стратегия. Для того, чтобы сформировать каналы сбыта, начинающему предпринимателю следует:

Проанализировать конкурентную среду, оценить уровень спроса на продукцию, разработать свои конкурентные преимущества;

Готовые идеи для вашего бизнеса

Провести ценовой анализ рынка и предложить более выгодные условия как поставщик: более низкую стоимость, гибкую систему скидок для оптовых покупателей, гарантии и т.д.;

Выпустить каталог готовой продукции на бумажном носителе и в интернете. Сформировать перечень потенциальных покупателей и разослать коммерческие предложения.

Каналами реализации продукции свежей зелени могут быть:

    розничные продуктовые магазины с широким ассортиментом продукции;

    сетевые продуктовые сети;

    овощные базы;

    фермерские лавки, которые специализируются на продаже экологически чистых продуктов, произведенных в России;

    заведения сегмента HoReCa – рестораны и кафе.

К перспективным рынкам сбыта следует отнести интернет-магазины, которые в последнее время набирают популярность и предлагают покупателям свежие, фермерские продукты. Для освоения этого рынка сбыта можно объединиться с овощными кооперативами, представленными на интернет-площадках. В будущем, при должной рекламе своей продукции, возможно открытие своей торговой точки.

Каждый канал сбыта имеет свои преимущества и недостатки, которые касаются итоговой стоимости зелени, объемов реализуемых партий, условий сотрудничества и т.д. Чтобы наладить каналы сбыта и не терпеть убытков от перепроизводства, необходимо за несколько месяцев до сбора урожая создать стабильную сеть реализации. Следует отметить, что поиск новых клиентов и освоение рынков сбыта является постоянным процессом, поэтому для осуществления этой функции необходим торговый специалист. В его обязанности будет входить привлечение клиентов и работа с ними, а также рекламное сопровождение проекта и анализ эффективности использования рекламного бюджета.


Продвижение осуществляется различными способами. Рекламный бюджет составляет 30000 рублей и складывается из следующих видов затрат:

Создание каталога продукции (коммерческого предложения) и печать рекламного материала (в т.ч. визиток) – 10 000;

Директ-маркетинг - это способ увеличения продаж с помощью рассылок коммерческих писем потенциальным клиентам. Эффективный директ-маркетинг обеспечивается при сужении целевой аудитории и качественно составленной рассылке, которая может заинтересовать клиента. В эту же группу расходов включены затраты на продвижение в Интернете, осуществление call-продвижения и транспортные расходы – 20 000 рублей.

Также предполагается участие в различных тематических ярмарках и бизнес-мероприятиях.

Конкурентоспособность проекта обеспечивается за счет высокого качества продукции. Во всех рекламных мероприятиях внимание акцентируется на достоинствах закупки товара у отечественного производителя (экономия затрат на транспортировку, более низкие цены, сниженный риск нарушения поставок, гарантии, гибкая система скидок, высокое качество продукции, которое достигается за счет сокращения сроков поставки).

Готовые идеи для вашего бизнеса

При планировании объема продаж следует учитывать производственные мощности, поскольку максимальный объем производства зависит от площади теплиц, условий выращивания, сортов зелени и т.д.

Максимальный объем производства рассчитан, исходя из площади теплиц – 50 кв. м., среднем периоде созревания 30 дней и средней урожайности салатных культур – до 4 кг на 1 кв. м. Итого, годовая урожайность теплицы год составит около 2400 кг, а в месяц – 200 кг. На этот показатель стоит ориентироваться при планировании объема продаж.

Сколько можно заработать на выращивании зелени? При налаженной системе сбыта продукции и средней розничной цене 200 руб. объем продаж составит 40 000 рублей в месяц. Зимой, когда цены на зелень существенно возрастают, месячный доход может увеличиться вдвое.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ХОЗЯЙСТВА ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ЗЕЛЕНИ

Как открыть бизнес по выращиванию зелени с нуля? Алгоритм организации проекта предполагает следующие этапы:

    Зарегистрировать бизнес как ООО или ИП;

    Определиться с местом и технологией выращивания зелени;

    Закупить специализированное оборудование;

    Нанять квалифицированных работников;

    Высадить посевной материал.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Организация бизнеса по выращиванию зелени включает следующие этапы:

1) Регистрация в государственных органах. Данный проект концентрируется на выращивании зелени и позиционирует себя как личное приусадебное хозяйство. Его деятельность не облагается налогом и не требует регистрации. Этот вариант подойдет для небольшого производства, которое планирует сотрудничество с мелкими реализаторами.

Предприятие располагается на личном приусадебном участке площадью 50 кв. метров, расположенном в Ростовской области. В 25 км от предприятия находится город Ростов-на-Дону. Т.к. площадь участка не превышает 2 га, для организации бизнеса достаточно получить только справку от местной администрации, что данный участок принадлежит вам и используется для выращивания зелени. При небольших объемах производства не обязательно оформляться как предприниматель: в таком случае вы реализуете продукцию сами или сдаете ее перекупщикам по оптовым ценам. В случае, если в будущем планируется реализация продукции через продуктовые магазины или овощные базы, потребуется регистрация бизнеса.

2) Технология производства. Технология производства предусматривает создание двух теплиц (общая площадь – 50 кв. метров), использование оросительного оборудования. Процесс высадки рассады, некоторых операций по уходу, а также сборка урожая осуществляется вручную. Цикл производства следует планировать, исходя из того, что первый урожай ожидается через 30-40 дней после высадки рассады.

Существуют разные технологии выращивания зелени в теплице:

Гидропоника (выращивание растений без грунта на жидких средах с использованием удобрений). Стоимость 1 установки гидропоники составляет около 1500 руб. за одну установку;

- «промежуточные» (используется торф, гидропоника и обычная почва). Этот метод в 3 раза дороже, чем обычная гидропоника.

Также имеются различные виды грунтов, которые можно использовать в совокупности с гидропоникой. Каждый грунт имеет свои особенности (таблица 3).

Таблица 3. Виды грунта для тепличного выращивания зелени

Вид грунта

Стоимость

отсутствие неприятного запаха, растения не гниют, низкая цена

требуют ухода (нужно заливать горячей водой и помещать в емкость).

от 300 руб. за 1 куб.м.

высокая доступность

нуждается во вноске различных удобрений и полезных веществ.


от 700 руб. за 1 куб.м.

Керамзит

Сохраняет влагу, лёгкий, доступная цена


не содержит питательных веществ, поэтому необходимо регулярно вносить удобрения

от 1400 руб. за 1 куб.м.

практичный экономичный вариант, хорошо пропускает воздух

тяжёлый и не удерживает влагу.

от 50 руб. за кг

Кокосовая стружка

экологичный, долговечный, универсальный грунт

высокая стоимость.

от 100 руб. за кг

Гидрогель

удерживает влагу достаточно долго, пропускает воду, не наносит вреда растениям

высокая стоимость

от 1500 руб. за кг


Выбор грунта зависит от многих факторов, в том числе и от особенностей выращивания культур, из которых формируется ассортимент. Особенности выращивания отобранных видов зелени отражены в таблице 4.

Таблица 4. Особенности выращивания различных видов зелени

Вид зелени

Особенности выращивания

    После появления всходов до урожая проходит около 25-30 дней.

    Полив нужен обильный и частый, а после срезки требуется подкормка удобрениями.

    При пасмурности нужна дополнительная подсветка, зимой также досвечиваем фитолампами (3-4 ч.)

    Семена прорастают 2-3 недели, снятие урожая на 40-50 день после появления всходов

    Короткий срок хранения, зимой требует дополнительного освещения

    Всходы на 5-7 день; сбор урожая - через 10-12 дней.

    Неприхотлив.

    После среза листьев нужна подкормка

    Сбор урожая через 25-30 дней

    Не требует специальных условий и особого ухода, но для повышения урожайности лук нужно регулярно поливать и подкармливать удобрениями


3) Приобретение оборудования. Еще один важный вопрос при реализации бизнес-проекта - как выбрать теплицу под выращивание зелени? Возведение теплицы является очень важным этапом организации данного бизнеса. От того, насколько качественно и технологически грамотно будет сконструирована теплица, на 60-70% зависит качество производимой продукции, а значит – и успех бизнеса.

Для выращивания зелени дома круглый год подойдут капитальные сооружения на надежном фундаменте. Наиболее эффективная тепличная система для выращивания зелени – теплица-термос. Такая конструкция за счет двойного покрытия и солнечного коллектора позволяет обойтись без подогрева. Теплицы с каркасом из дерева, покрытием (крыша – поликарбонат, стены – плотная пленка) общей площадью 50 кв.м. обойдутся, в среднем в 60-70 тыс. руб.

Объем вложений, необходимых для создания теплиц составляет 122 000 руб. Из них 80 000 руб. - средства на строительство теплиц, а 42 000 руб. – приобретение тепличного оборудования, перечень которого приведен в таблице 5.

Промышленные теплицы чаще всего используют гидропонные технологии. Они позволяют существенно сэкономить площади и понизить себестоимость готовой продукции. Растения выращиваются в жидких питательных растворах, без использования грунта. Стоимость комплекта гидропоники для теплицы составляет около 70 000 руб. При грунтовом выращивании теплицы должны быть оснащены системой капельного полива. Стоимость автоматической системы капельного полива для теплиц площадью 150 кв.м. – 12 000 рублей.

Освещение для теплиц обеспечено за счет светодиодных ламп, которые обладают спектральными характеристики, полностью идентичными солнечному свету. Благодаря этому, обеспечивается нормальный процесс фотосинтеза у растений. Кроме того, светодиодные лампы позволяют экономить до 60% электроэнергии и не нагреваются.

Таблица 5. Перечень оборудования хозяйства


К расходам также относят покупку семян, но их можно выращивать самостоятельно, за счет чего удастся сэкономить. Также следует предусмотреть расходы на биоудобрения – эта статья расходов составит 7 000 рублей.

4) Поиск каналов сбыта продукции. Бизнес по выращиванию зелени будет приносить стабильную прибыль в течение года только в том случае, если будут налажены каналы сбыта. Поэтому к этапу поиска клиентов и налаживания коммерческого сотрудничества необходимо уделить особое внимание. Оптовая продажа зелени – это оптимальный вариант организации продаж. Основой успешных продаж является грамотная ценовая политика и гибкая система работы с клиентами.

5) Подбор кадров. На первых этапах работ предприниматель может выполнять все действия самостоятельно. В будущем ему потребуется помощь торгового представителя, который будет искать новые каналы сбыта продукции, а также помощник, работающий в теплице.


6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В первый год работы планируется, что предприниматель будет самостоятельно организовывать производственный процесс. Допускается привлечение сторонних помощников на определенных этапах (например, в период высоких продаж).

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы тепличного хозяйства, горизонт планирования составляет 2 года. Планируется, что по истечении этого периода потребуется расширение бизнеса.

Для запуска проекта необходимо рассчитать объем первоначальных инвестиций, в которые входят: затраты на приобретение оборудования, рекламное продвижение на рынке, формирование оборотных средств, за счет которых будут покрываться убытки начальных периодов.

Первоначальные инвестиции для теплицы по выращиванию зелени составляют 182 000 рублей. Из них 68% приходится на строительство и оснащение теплиц, на рекламу – 16%, а на оборотные средства - 16%. Проект финансируется за счет собственного капитала. Основные статьи инвестиционных затрат отражены в таблице 6.

Таблица 6. Инвестиционные затраты


Переменные расходы состоят из затраченных мощностей на полив, отопление, а также расходных материалов (саженцев, удобрений и т.д.). В данном случае коммунальные расходы отнесены к переменным. Также необходимо посчитать себестоимость производства. Практика показывает, что себестоимость выращивания зелени составляет 10-60 рублей (в зависимости от культуры). Для упрощения финансовых расчетов величина переменных расходов рассчитывается, как среднее значение себестоимости выращивания зелени – 25 руб.

Постоянные затраты состоят из расходов на рекламу, амортизационных отчислений и затрат на биоудобрения. Отсутствие штата сотрудников позволяет исключить расходы на персонал. Размер амортизационных отчислений определяется линейным методом, исходя из срока полезного использования основных фондов в 3 года.

Таблица 7. Ежемесячные расходы


Таким образом, были определены постоянные ежемесячные расходы в размере 17 000 рублей.



8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Срок окупаемости проекта при первоначальных инвестициях в 202 000 рублей составляет 10 месяцев. Чистая ежемесячная прибыль проекта при выходе на плановые объемы продаж составит 18 000 руб. Выход на плановый объем продаж планируется на пятый месяц работы. Рентабельность продаж в первый год работы – 47,8%. Высокая рентабельность достигается за счет высокой наценки на продукцию. Годовой объем чистой прибыли за первый год реализации составит 245 575 рублей.

9. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Для оценки рисковой составляющей проекта по тепличному выращиванию роз необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.

Среди внутренних рисков выделяются:

Зелень является скоропортящимся товаром, который не может долго храниться. Во избежание убытков необходимо постоянно проводить мониторинг рынка и прогнозировать спрос;

Ошибки в оценке объемов реализации, что может привести к утилизации продукции. Снизить вероятность этого риска возможно при создании четко отлаженной системе сбыта продукции;

Качество продукции, не соответствующее заявленным требованиям и требованиям рынка: необходим постоянный мониторинг качества и выявление отклонений (несоблюдение технологии либо некачественный посевной материал);

Ошибки в процессе выращивания продуктов, от которых зависит качество продукции и урожайность. Снизить риск позволит постоянный мониторинг и грамотная работа в теплицах.

К внешним факторам можно отнести:

Наличие разнообразных вредителей, которые способны не только испортить, но и полностью уничтожить урожай. Избежать этого возможно, если обеспечить постоянную защиту от вредителей;

Климатические условия, которые усложняют процесс выращивания продукции и несут за собой дополнительные расходы (в случае холодной зимы – на утепление помещения, в случае засушливого, жаркого лета – на полив). Этот риск является наиболее специфичным для данного вида бизнеса и почти не подлежит управлению. Единственное, что в таком случае должен делать предприниматель – иметь запас денежных средств, чтобы своевременно среагировать на проблему и устранить ее;

Высокий уровень конкуренции на рынке. Снизить этот риск возможно при продуманной маркетинговой стратегии и достижении определенных конкурентных преимуществ (за счет более выгодной цены, особых условий, гарантий, дополнительных услуг);

Прекращение сотрудничества, влекущее за собой финансовые потери (снижение прибыли, рост расходов на поиск новых партнеров и т.д.) Возникновение этой проблемы может произойти по причине ненадлежащего качества продукции, нарушение поставок, появлением конкурента, готового предложить более выгодные условия. Так или иначе, предприниматель всегда должен учитывать этот риск и создавать такие условия сотрудничества, которые были бы выгодны обеим сторонам.

Евгения Юркина
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

2785 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 185717 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Тепличный бизнес – одно из многочисленных направлений .

С помощью теплиц можно обеспечить получение урожая практически круглый год. Причем, огурцы, помидоры, салат – это лишь малая часть того, что можно вырастить в тепличных условиях.

Более того, северный климат с его сменяемостью сезонов и межсезоньем ограничивает возможности для неоднократного в течение лета снятия урожая. А теплица делает это возможным! И поэтому тепличный бизнес перспективен!

Достоинства и недостатки

Тепличный бизнес – идеальное решение там, где погода не жалует теплом.

Дело в том, что сама по себе теплица – конструкция, предназначенная для аккумуляции тепла. Но под прямыми солнечными лучами внутри этого сооружения достигается очень высокая температура, которая нравится практически всем растениям.

Поэтому такой вид бизнеса:

  • требует больших первоначальных вложений на обустройство самих теплиц. Ведь, чтобы в них что-то росло, необходим определенный температурный режим и уровень влажности. Например, даже такая теплолюбивая культура, как огурец, если ей жарко, сбросит зародыши и не даст урожая;
  • требует наемной силы. Иначе, кто будет следить за растениями и обслуживать их;
  • постоянно требует . Особенно в самом начале – на посевной материал, на удобрения, на привоз грунта, и т.д.

Кроме того, необходимо подумать и об окупаемости теплиц. Иными словами, они должны быть загружены в течение года или почти весь год, чтобы снизить уровень расходов, связанных с их простоем. Поэтому стоит позаботиться о дифференциации направлений тепличного бизнеса , т.е. не останавливаться только на одном виде культур.

Однако теплица – это не только недостатки, но и серьезные преимущества :

  • полная независимость от погоды. Растениям в теплице холод не страшен, поэтому даже ранней весной или перед заморозками можно получить свежий урожай. Что касается жары, то многие теплицы оснащены системой проветривания или даже вентиляцией;
  • возможность круглый год получать урожай. Поэтому даже на 8-е марта, если предприятие занято выращиванием цветов, можно порадовать свежими букетами. А в Новый год – свежим салатом и зеленью;
  • в теплице можно обустроить висячие сады, которые серьезно экономят место и обеспечивают большую площадь посева. А это приводит к снижению .

Но, чтобы в тепличном бизнесе было поменьше недостатков, потребуется распланировать посадки. Т.е. необходимо решить, что выгоднее всего в них выращивать.

Нюансы организации тепличного бизнеса рассмотрены в следующем видеосюжете:

Что выгоднее выращивать в теплицах?

Есть такие культуры, которые финансово убийственно пытаться вырастить в теплице и просто невозможно, – картофель, морковка, свекла, кабачки, капуста и т.п. Дело в том, что для одних овощей требуется большое расстояние между растениями. Например, между кабачками должно быть не меньше 60 см – 1 м. Более того, они отлично растут и в открытом грунте.

Для других овощей необходимы огромные поля, чтобы окупить их посадку. Это относится к картофелю, морковке, к свекле и иным подобным культурам. Тем более их обработка требует техники, а потому содержание их в теплице нерентабельно.

Но есть такие культуры, которые идеально подходят для тепличных условий. В частности, это традиционные огурцы, помидоры, редис, салат, разнообразная зелень – петрушка, укроп, щавель, кинза, перец, лук и многое иное. Особенно востребован такой ассортимент зимой и весной – в это время он позволит покрыть любые расходы.

Одним из самых быстро окупаемых видов тепличного бизнеса считаются цветы ! Как ни странно, но цветы востребованы круглый год и особенно на определенные даты – 8-е марта, Новый Год, Дни рождения, 1-е сентября, и т.д. Причем, наиболее популярными считаются розы, гвоздики и ряд простеньких, но изысканных растений, — тюльпаны, нарциссы и т.д. Чтобы определиться с ассортиментом, следует заглянуть в цветочный магазин. И не стоит ограничиваться на цветах, которые идут в букеты, – любая женщина стремится и дома себя окружить красивыми растениями в горшках.

Прекрасным вариантом для тепличного бизнеса считается клубника . Это дорогостоящая ягода, но очень популярная. И увидеть ее на своем столе в зимнее время хотят многие.

Однако, останавливая свой выбор на том или ином виде растения, следует помнить: нельзя так просто организовать в теплице плодосмен. Дело в том, что выращивание нового урожая требует времени и средств, а также влечет за собой потерю клиентуры.

Приведем такой пример. Для выращивания на Новый Год сирени потребуется не менее 5-ти недель, прежде чем растение будет готово для цветения. А чтобы добиться цветения потребуется еще время и особые условия. Но за это время теплица будет терять в деньгах. А огурцам, чтобы поспеть к зимнему празднику, потребуется гораздо меньше дней, если поддерживать для растения нужные условия. Таким образом, неоднократный урожай огурцов способен принести больше прибыли, чем дорогостоящая сирень. Тем более она – экзотика только на праздник, а огурцы будут востребованы всегда. Поэтому рентабельнее поддерживать плодоношение той культуры, которая нужна на столе круглый год. Однако и сирень может принести прибыль, если для нее созданы отдельные условия, при которых она будет цвести круглый год параллельно с огурцами. Иными словами, тепличный бизнес должен быть дифференцирован и не следует торопиться заменять безвозвратно одну культуру на другую.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Какой тип тепличного бизнеса выбрать?

Дело не столько в конструкции теплицы, сколько в ее масштабах и в .

Если тепличный бизнес ориентирован на круглогодичную работу , то:

  • прежде всего, потребуется решить проблему обогрева и независимость от центральных отопительных коммуникаций. Т.е. об автономной системе. А это требует вложений. Но если, например, есть теплое помещение, то возведение односкатной теплицы, которая одной стороной должна прилегать к теплому зданию, поможет отчасти сэкономить на обогреве, но зато осложнит освещение;
  • если выращивать урожай в зимнее время, то необходимо решить задачу с коротким световым днем, который так необходим любым растениям для роста и плодоношения;
  • зима – это снег. А его наличие на крыше теплицы – угроза для целостности и прочности ее конструкции, а также затруднение естественного освещения. Поэтому необходимо решить вопрос с уборкой снега или поставить такую конструкцию теплицы, которая позволит избежать накопления сугробов сразу. Например, эту проблему устраняют арочная или двускатная теплица;
  • земля должна периодически отдыхать, чтобы давать хороший урожай. Поэтому при круглогодичном бизнесе потребуются технологии, которые позволят грунту побыть под парами, но урожай при этом получать. А это требует вложений.

Но круглогодичный бизнес на теплицах – это гарантированный доход весь год и сохранение постоянной связи с покупателями.

Если выбирать сезонный тепличный бизнес , то можно столкнуться со следующими проблемами:

  • простой теплиц в течение нескольких месяцев, который придется оплачивать;
  • выращивание нового урожая требует предварительной подготовки теплиц и земли, а это влечет за собой расходы;
  • появляется риск невсхожести семян;
  • теряется время на выращивании нового урожая;
  • необходимо восстановление связей с покупателями.

Но сезонный бизнес не требует решения проблемы с обогревом и с освещением, что снижает объемы капиталовложения. Кроме того, земля отдыхает, что позволяет получить с нее хороший урожай.

Если же заниматься тепличным бизнесом в рамках обычного дачного участка , например, в 25 или 50 соток, или даже меньше, то тут возникают свои трудности:

  • себестоимость у выращенного урожая будет выше, чем у крупных хозяйств;
  • объемы урожая меньше;
  • сбыт урожая должен производиться напрямую конечному потребителю. Тогда это позволит сделать содержание теплиц выгодным;
  • большая сложность в организации круглогодичного съема урожая.

Но маленький бизнес – это возможность экспериментировать; это экономия на наемной рабочей силе и независимость от крупных оптовых покупателей.

Технологии и коммуникации

Сейчас на рынке тепличных комплексов представлен широкий выбор, в котором присутствуют, как крупные производители, так и менее известные.

Вот некоторые из действующих предложений:

Что касается коммуникаций, то все тепличные комплексы уже изначально оснащены необходимыми системами. Но выбирать нужно тот вариант, который наиболее всего укомплектован и имеет:


На рынке сейчас представлены в основном многорядные и туннельные комплексы . Поэтому, выбирая между ними, следует учесть следующее:

  • туннельные системы стоят гораздо дешевле многорядных конструкций;
  • менее технологичны, чем многорядные теплицы;
  • оба варианта подходят для круглогодичного выращивания овощей, цветов, рассады, фруктов и грибов;
  • одинаково подходят для эксплуатации в любых климатических зонах.

А если строить тепличный бизнес на даче? В этом случае стоит выбирать небольшие теплицы, которые возведены собственными руками или приобретены готовыми:

  • если использовать дерево при строительстве, то такие тепличные комплексы потребуют через несколько лет замены. Более того, дерево притягивает муравьев, а они – тлю, которая губит растения. Кроме того, использование свежего дерева при строительстве теплиц способно забрать у грунта часть его силы, а также деформироваться. Поэтому дерево должно вылежаться;
  • гибкие каркасы из пластика больше всего подходят для временных парников. Но пластик не гниет, не коррозирует и не деформируется – поэтому его часто используют и при строительстве теплиц. Однако срок их службы не бывает выше 10 лет;
  • поэтому выбирать стоит оцинкованные каркасы – они более долговечны, прочны, не коррозируют и не разрушаются. При этом стоят дороже, но быстрее окупаются;
  • обычная пленка не позволит выращивать урожай в зимнее время;
  • теплица из стекла или поликарбоната потребует вентиляции и отопления. Однако поликарбонат в сравнении со стеклом более предпочтителен – он надежнее!

Для отопления небольшой теплицы, которая изначально не оснащена такой системой, можно использовать древесные (твердотопливные) котлы, если нет газового отопления. Такие котлы более экономичный вариант, чем электрооборудование.

Нюансы бизнес-плана

Прежде всего, следует определиться с видами культур , которые будут выращиваться. В зависимости от этого выбирается площадь и технология тепличного комплекса, и его обустройство. Сейчас многие обращают свое внимание на гидропонику, которая позволяет снимать не один урожай с небольших территорий и снижает себестоимость продуктов и обслуживания теплиц. Но предварительно необходимо выяснить: всё ли можно выращивать по данной технологии. Кроме того, следует выяснить, какие виды культур могут соседствовать друг с другом, т.е. найти варианты, которые можно выращивать в одной теплице. Это позволит сократить расходы на обслуживание урожая.

Далее следует выяснить уровень конкуренции . Если опираться на традиционные виды культур – лук, огурцы, помидоры, зелень, и т.д., – придется мириться с большим числом конкурентов. Поэтому стоит искать нишу, но не нужно отказываться от традиционных видов растений, поскольку они востребованы всегда.

Чтобы минимизировать конкуренцию, необходимо не забывать про . Иными словами, следует искать пути сбыта продукции, которые позволят выйти на конечного потребителя.

Например, открыть собственный магазин. Обычно крупные хозяйства сдают свою продукцию оптовым клиентам, не стремясь найти прямой контакт с обычными розничными покупателями. Кстати, именно в наличии такого контакта преимущество маленького хозяйства.

Где взять деньги? Самый больной вопрос. Но на него есть ряд ответов:

  • внешние частные ;
  • , под которую дают некоторые банки кредит;
  • по поддержке начинающих фермеров.

В зависимости от масштаба планируемого тепличного хозяйства перечень источников финансирования может расшириться, например, за счет привлечения для небольшого тепличного комплекса и внутренних заимствований – друзья или родственники, например.

Не стоит также забывать, что средства нужны не только на открытие, но и на поддержание на первых порах бизнеса. Оборотные средства необходимы для удобрений, для доставки продукции до конечного потребителя, для закупа посадочного материала, для оплаты наемных работников, и т.д.

Важная часть бизнес-плана, которая интересует всех, – это срок окупаемости. Его величина зависит от масштаба самого хозяйства, первоначального вклада и величины рынка сбыта. Но обычно считается, что срок этот колеблется от 2-3 лет, а уровень от 15%.

Также важно учесть:

  • наличие рядом коммуникаций, которые удешевят стоимость возведения комплекса и его обслуживание;
  • степень удаленности транспортной развязки и рынка сбыта;
  • покупку земли или ее аренду.

На сегодняшний день любое направление в фермерском бизнесе – это перспективно и выгодно. Поэтому если строить теплицы, то независимо от их масштаба, они позволят извлекать хороший доход. Но это – большой труд! И к этому следует быть готовыми.

Пример открытия тепличного хозяйства приведен в данном видеоматериале:

Тепличный бизнес – это уникальная предпринимательская деятельность, основанная на применении специализированного оборудования, предназначенного для создания оптимальных условий для различных растений, поэтому даже в зимнее время имеется возможность выращивать разную зелень, ягоды, фрукты или овощи, пользующиеся высоким спросом, поэтому прибыль от работы будет высокой. Бизнес-план тепличного хозяйства позволит существенно облегчить организацию этого бизнеса.

Описание проекта

Перед началом работы следует определиться с тем, что именно будет выращиваться в теплице, где она будет располагаться, какими элементами будет оборудована, а также когда будет осуществляться деятельность.

Цели и задачи

Основной целью является получение прибыли, для чего выполняются задачи:

  • создание оптимальных условий для выращивания определенных растений или культур;
  • нахождение постоянных и крупных каналов сбыта;
  • мониторинг конкурентов, чтобы получать определенные конкурентные преимущества;
  • создание рабочих мест для работников в процессе развития бизнеса.

Выбор теплиц

Тепличный бизнес может основываться на работе исключительно в летнее время или круглый год. В первом случае приобретаются специальные летние теплицы, не оснащенные системой обогрева и искусственного освещения. Выбираются для выращивания сезонные товары, пользующиеся высоким спросом. Такой бизнес принесет неплохой доход, однако он будет сезонным, поэтому придется распределять прибыль, полученную осенью, на весь год.

Круглогодичный бизнес на теплицах считается выгодным и востребованным. Он предполагает оборудование теплиц специальными системами обогрева и освещения, поэтому создаются оптимальные условия для выращивания растений даже зимой. На такую деятельность изначально придется потратить довольно много средств, однако она будет приносить высокую прибыль, а особенно в зимнее время.

Что можно выращивать?

Важно заранее определиться с растениями, выращиваемыми в теплице. Наиболее часто выбираются для этих целей:

  • цветы;
  • помидоры и огурцы;
  • зелень: петрушка, зеленый лук или базилик.

Важно! Все вышеуказанные растения являются востребованными, поэтому с их помощью будет получена высокая прибыль, однако желательно предпринимателю выбирать направление работы, являющееся близким для него.

Анализ отрасли

Перед началом работы следует изучить рынок и конкурентов . Это позволит определить сложность вхождения в отрасль, а также оценить основные особенности других компаний.

Анализ региона

Первоначально важно оценить состояние тепличных хозяйств в том регионе, где планируется осуществлять деятельность. Дополнительно определяется целевая аудитория, причем она полностью зависит от того, что именно будет выращиваться в теплицах.

Заранее просчитывается планируемое количество потенциальных покупателей, поскольку важно, чтобы вся выращенная продукция была продана как можно скорее. Это обусловлено коротким сроком годности продукции.

Анализ конкурентов

Конкуренты непременно учитываются на этапе планирования открытия бизнеса. Важно определить все аналогичные организации, после чего оцениваются факторы:

  • какая продукция ими выращивается с помощью теплиц;
  • осуществляют ли они деятельность только летом или круглый год;
  • какой объем продукции реализуют они за определенный промежуток времени;
  • довольны ли покупатели предоставляемыми товарами и сервисом.

На основании этих сведений можно воспользоваться преимуществами перед конкурентами, что обеспечит привлечение многочисленных покупателей.

Анализ рисков

Деятельность, основанная на выращивании разных растений в теплице, так же как и любой другой бизнес, сопровождается определенными рисками. Однако существуют и возможности, позволяющие увеличить прибыль, поэтому непременно оцениваются все факторы будущей работы:

Риски Возможности
Сложность в продаже готовой продукции В оптимальных тепличных условиях овощи, фрукты и зелень выращиваются быстро, поэтому в год можно получить до 4-х урожаев
Высокая конкуренция Бизнес отличается простотой, поэтому доступен для каждого предпринимателя
Ограниченность рынков сбыта Возвести и оборудовать теплицы просто и быстро
Сезонность цен Возможность получить государственную субсидию
Короткий срок годности продукции Запускается бизнес буквально за пару месяцев
Высокие ежемесячные расходы для зимней теплицы Не требуется покупать большую площадь земли
За счет расположения земли в отдаленности от города, ее стоимость будет низкой
Быстрая окупаемость вложений

Важно! Залогом успешной деятельности является налаживание постоянных контактов с покупателями, причем в качестве них могут выступать не только конечные потребители, но и разные посредники, например, магазины или рынки.

Производственный план

Оборудование и инвентарь

Бизнес, основанный на использовании теплиц, требует первоначальных довольно высоких вложений, так как приобретается:

  • непосредственные теплицы, причем их можно сделать своими руками или купить в готовом виде, а наиболее оптимальными считаются конструкции из поликарбоната или стекла;
  • оборудование для искусственного освещения, полива и обогрева, если планируется осуществлять деятельность не только летом, но и зимой;
  • разный инвентарь для ухода за насаждениями, а сюда относятся лопатки, тяпки, разрыхлители земли, лейки и др.

После подготовки всего необходимого для высаживания насаждений, начинается поиск саженцев.

Саженцы и прочий материал для теплиц

Выращивать допускается разные насаждения с помощью семян или саженцев. В первом случае в домашних условиях выращиваются саженцы, которые далее переносятся в открытый грунт. При покупке посадочного материала важно, чтобы он были качественным и здоровым.

Дополнительно для работы понадобятся различные удобрения и лекарства для растений.

Организационный план

Производится оформление бизнеса для официальной работы. Осуществляется поиск работников, если нет возможности самостоятельно заниматься работой.

Требуемый персонал

Если начинается работа предпринимателем с ограниченным количеством денежных средств, то все действия он может выполнять самостоятельно. По мере развития бизнеса будет наниматься дополнительный персонал. Изначально могут потребоваться только услуги профессионального бухгалтера.

Важно! Желательно изначально нанять агронома, обладающего уникальными знаниями в области выращивания различных культур.

Оформление бизнеса, требуемые документы

Для тепличного бизнеса допускается зарегистрировать ИП , для чего подготавливается заявление, а также предоставляется в налоговые органы копия паспорта и ИНН. Если заняться предварительно составлением грамотного и точного бизнес-плана, то можно сразу получить субсидию от государства.

Для официальной работы требуется наличие документов на теплицы и землю. Какие налоги платит ИП можно узнать здесь —

График открытия

Сам процесс открытия данного бизнеса разделяется на этапы:

  • поиск земли для осуществления деятельности – 1 неделя;
  • заключение договора аренды или покупка земли – 1 неделя;
  • выбор, покупка и установка теплиц – 2 недели;
  • оборудование теплиц разным оборудованием и подведение коммуникаций – 3 недели;
  • поиск работников – 2 недели;
  • приобретение семян, саженцев, удобрений и других элементов для работы – 2 недели.

Таким образом, на открытие бизнеса потребуется примерно 3 месяца, поле чего начинается непосредственное высаживание разных культур или растений в теплице.

Финансовый план

Для открытия тепличного бизнеса понадобится 470 тыс. руб.:

  • приобретение 5 теплиц – 190 000;
  • организация систем полива, подсветки, обогрева и вентиляции – 150 000;
  • покупка расходных элементов (семян, удобрений, саженцев и других химических веществ) – 65 000;
  • приобретение инвентаря – 65 000.

Ежемесячные расходы равны 208 тыс. руб.:

  • аренда земельного участка – 45 000;
  • коммунальные платежи – 8 000;
  • заработная плата – 120 000;
  • налоги – 15 000;
  • приобретение семян, удобрений и других расходных элементов – 20 000.

Рентабельность бизнеса при грамотном налаживании сбыта равна примерно 20%, поэтому окупаются вложения в течение двух лет. Ежемесячная прибыль обычно составляет 35 тыс. руб., что считается неплохим результатом для бизнеса в сельском хозяйстве. Однако эти показатели могут существенно отличаться, так как они зависят от выращиваемых культур и ситуации на рынке.

Таким образом, если разумно подойти к процессу открытия тепличного бизнеса, то эта деятельность будет приносить высокий доход при невысоких вложениях денежных средств. Она считается интересной, перспективной и увлекательной, а также появляется все больше людей, желающих приобретать в любое время года качественные и натуральные продукты, выращенные в городе их проживания, поэтому ожидается увеличение спроса и прибыли.

Небольшой видеосюжет о молодом успешном предпринимателе



Похожие статьи
 
Категории