Территории расселения скифов территория боспорского царства. Боспорское царство и греческая колонизация на северном кавказе

25.09.2019

Боспорское царство: краткий исторический очерк

Боспорское царство — греческое монархическое образование Северного Причерноморья. История его возникновения начинается с момента появления переселенческих полисов , выросших в прибрежных зонах Керченского полуострова Крыма и Тамани. Эти апойкии возводились малоазийцами и эллинами с Эгейского моря.

Среди них были демократические республики и полисы с олигархической формой управления. Богатая земля позволяла новоприбывшим грекам заниматься земледелием, разводить скот, рыбачить и, конечно же, торговать с метрополией, соседними племенами и полисами. В городах зарождались объединительные тенденции, которые усиливались под влиянием угрозы нападений варваров-скифов. Пантикапей постепенно приобретал статус столичного полиса .

Если верить античному писателю Диодору Сицилийскому, Боспорское царство существовало с 480 г. до н. э. Им тогда управляли Археанактиды - выходцы с Милета, сумевшие удерживать тираническую власть на протяжении 42 лет, передавая ее по наследству.

Археанактидов сменили Спартокиды, которые возглавляли Боспорское царство почти до I в. до н. э. Как Спарток пришел к власти, историки не знают. Можно только предполагать, что произошли события наподобие переворота. Впрочем, так же можем предполагать, что произошла добровольная передача власти.

Первые властители царства — архонты Боспора. Несмотря на тиранический характер управления, города Боспорского царства, все еще имели некоторые признаки автономии. Это подтверждает информация о существующих там народных собраниях и советах. Кроме того, должности в таких полисах были выборными.

Очередная эпоха Боспорского царства связана с деятельностью Сатира I, Левкона I и Перисада I. Они увеличили территорию державы (в нее входили устье Дона, низовья Кубани и восточная часть Приазовья), покорили Феодосию , а позже — проживающих поблизости синдо-меотов и скифов.

Экономические связи Боспорского царства

Экономика Боспорского царства держалась на торговле. Вначале его полисы сотрудничали с населенными пунктами Малой Азии и греческими островами Средиземноморья. Потом, около V в. до н. э., товары начали возить в Афины. Параллельно шел обмен с зависимыми варварскими племенами.

Скифы, меоты и синды были хорошими поставщиками рабов, а невольники ценились на заморских рынках. Эллада снабжала Боспорское царство винами, оливковым маслом, изделиями, выполненными ремесленниками. Главный товар Боспора - зерно, но, кроме него, на заморский импорт шли рыба, шкуры, шерсть. Все это греки получали благодаря собственному труду и стараниям зависимых варваров, которые продавали продукты земледелия и промыслов. Взамен на эти товары эллины отдавали племенам предметы, изготовленные местными ремесленниками и вещи, доставленные морем.

Боспорское царство также имело торговые связи с Ольвией и Херсонесом, с Южным Причерноморьем и Восточным Понтом.

Ближе к концу VI в. до н. э. в Пантикапее наладили чеканку собственных денег. Позже выпуск монет продолжался, но известно, что в период экономического кризиса III в. до н. э. золото и серебро заменили низкокачественные медные эквиваленты. После реформы Левкона II ситуация стабилизировалась.

Земледелие, скотоводство и ремесла в Боспорском царстве

В государстве, которое активно экспортировало зерновые культуры, земледелию уделяли особое внимание. Сельскохозяйственные округи располагались вокруг городских центров, некоторые земледельцы обитали в деревнях-комах. Немало зерновых выращивалось на скифских участках и на землях синдо-меотов.

Жители античных поселений использовали плужный метод и двупольную систему обработки грунта. У них произрастали такие культуры, как пшеница, ячмень, вика, чечевица, просо. Греки также выращивали зернобобовые, чередуя их со злаками. Ощутимую прибыль приносило виноградарство.

В Боспорском царстве держали крупный рогатый скот, с помощью которого обрабатывали земли.

Ремесленники Боспорского царства достигли высокого уровня мастерства. Особенно в деревообработке и в камнетесном строительстве. Они умели делать корабли, дома, мебель, именную черепицу. Местные мастера искусно обрабатывали металлы, найдено немало железных и бронзовых предметов, сделанных в греческих полисах Боспора.

Не менее поражающими были ювелирные изделия боспорян: украшения, которые крепились на одежду или сбрую, перстни, браслеты и т. д. Много таких вещей найдено в скифских захоронениях. Кроме того, эллины умели ткать, самостоятельно обрабатывали кожу, делали поделки из костей и, конечно же, глиняные изделия. В гончарных мастерских Боспорского царства производилась кухонная утварь, которая распространялась среди греков и представителей подневольных им племен.

Боспорское царство: быт, религия и особенности культуры

Все население Боспорского царства представляло собой три социальные группы: невольники, верхушка и средняя прослойка (крестьяне-общинники, иностранцы, люди, которые не имели рабов). Этнический состав государства был достаточно пестрым, так как в него входили представители варварских племен. Кстати, многие из них умудрялись занимать высокие позиции в обществе.

Количество пахотных земель значительно преобладало над городскими территориями, поэтому среди населенных пунктов Боспорского царства присутствовали не только полисы, но и небольшие деревни, в которых обитали земледельцы.

Города отличались пышностью. Среди них наиболее величественным был Пантикапей: его дома, храмы, общественные здания богато украшались, во время строительства расположенных там сооружений использовались новейшие для того времени технологии, делались искусственные террасы.

Феномен боспорской культуры - художественное ремесло. На предметах, изготовленных в античных полисах, много сюжетов из жизни скифов. Вероятно, вещи делались на заказ и в Боспорском царстве существовала целая школа мастеров, которые занимались такого рода росписями.

О высоком уровне культуры боспорян говорят развитая поэзия и существующее у них театральное искусство, которые не уступало настоящему греческому. Стихи рассказывали под музыку и даже организовывали своеобразные соревнования, в которых побеждал лучший декламатор. В Боспорском царстве любили лирику и танцы, так же, как в средиземноморских городах. С проникновением сарматов там начали прослеживаться элементы традиций кочевого ираноязычного народа.

Жители Боспорского государства почитали богов плодородия. Их божества имели греческое и восточное происхождение. Среди них - Афродита, Аполлон, Астарта, Киберу, Кору, Зевс и т. д. В их честь греки строили храмы, изготавливали скульптуры и статуэтки. На сегодняшний день открыто два религиозных комплекса античных времен: нимфейское святилище Деметры и Апатур в Тамани.

Таким образом, Боспорское царство возникло в V в. до н. э. и просуществовало до последних десятилетий IV в. н. э. Это восемь сотен лет. Оно было основано Археанактидами, но через каких-то 42 года их сменили Спартокиды, которые управляли до I в. до н. э. Сатир I, как и его последователи, включая Перисада I, сумел расширить территории монархии.

С конца IV в. до н. э. важное место в жизни царства занимали варвары. Все закончилось тем, что во II веке до н. э. эллины платили им дань. В конце II в. до н. э. состоялись походы Диофанта и Боспорское царство вошло в состав Понтийского государства. Известно, что этот этап истории монархии ознаменовался экономическим кризисом. Почти все деньги, которые могли пойти на развитие городов, отдавались для борьбы с Римом.

В середине I в. н. э. все изменилось: бывший враг Боспорского государства стал его союзником, хотя так и не смог защитить боспорян от разрушительных набегов гуннов. Несмотря на старания врагов, в этом государстве развивались экономика, культура. В лучшие времена условия жизни боспорских граждан напоминали римские.

INLIGHT

В Северном Причерноморье в 5 веке до нашей эры - 4 веке нашей эры. Располагалось на берегах Боспора Киммерийского (Керченский пролив), столица - Пантикапей (ныне Керчь). В периоды наивысшего расцвета включало Восточный Крым (временами также территорию Херсонеса в Западном Крыму), Таманский полуостров, Нижнее Прикубанье, Восточное Приазовье и дельту Дона. Крупные центры - Фанагория, Гермонасса, Горгиппия, Феодосия, Нимфей, Танаис. Первые греческие колонии были основаны на территории Боспорского государства в середине 6 века до нашей эры. Около 480 года в результате объединения в союз перед лицом скифской экспансии нескольких полисов Керченского и Таманского полуостровов вокруг Пантикапея образовалось Боспорское государство. Правящие династии - Археанактиды (до 438 года), затем Спартокиды (до конца 2 века до нашей эры). Спартокиды завершили объединение греческих полисов в Боспорское государство, при них оно приобрело характер наследственной корпоративной тирании. Представители этой династии являлись верховными царями подвластных варварских народов, сохраняя их традиционные властные структуры, и архонтами греческих городов. Боспорское государство имело собственные летоисчисление и монету. Основу армии при их правлении составляли варварские и наёмные контингенты. Экономика Боспорского государства базировалась на производстве и вывозе хлеба; крупнейшими его экспортёрами были сами тираны и их приближённые. Экспорт хлеба в благополучные годы достигал огромных размеров (16 тысяч тонн ежегодно только в Афины). Основная масса товарного хлеба производилась полузависимым и отчасти зависимым местным населением, а также рабами. Вывозились рабы, скот, кожи, рыба, меха. Для внутренних нужд развивались виноградарство и виноделие, огородничество, садоводство, бортничество. Были развиты керамическое, металлургическое (в том числе отливка статуй) производства, обработка дерева, камня, ткачество. Ввозились вина, оливковое масло, ткани, металлические изделия, художественная керамика и произведения монументального искусства, оружие, украшения и др. Большую роль играла торговля (в том числе посредническая) с варварским окружением. Уже в 5 веке боспоряне имели торговые кварталы в местных поселениях и опорные пункты в дельте Дона, где в 3 веке был основан город Танаис. В классический и эллинистический периоды боспорские полисы поддерживали тесные связи с городами Греции и Малой Азии. В отношениях со Скифией периоды союзов сменялись острым соперничеством. Главные культы в Боспорском государстве - Аполлона (божества-предводителя колонистов), Деметры, Кибелы, Афродиты (святилище Апатур на Таманском полуострове), «Бога Высочайшего Внемлющего» (в римское время под влиянием иудаизма часть населения Боспорского государства тяготела к монотеизму). С начала 3 века боспорские правители стали именовать себя царями. С 1-й половины 3 века Боспорское государство поддерживало интенсивные связи с Египтом. Со 2-й половины 3 века в экономике и финансах Боспорского государства проявляются кризисные явления, что вкупе с осложнением политической обстановки в конце 2 века, вызванным давлением скифов и сарматов, привело к падению Спартокидов. Перисад V, последний представитель Спартокидов, передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Выступление против Митридата в 107 году скифского царевича Савмака, воспитанника Перисада, было подавлено. Боспорское государство было втянуто в борьбу с Римом в качестве опорной базы войск Митридата. Сын Митридата Фарнак II, получив власть от Рима, предпринял неудачную попытку (50-47 годы) объединить владения отца на Боспоре и в Понте. На рубеже нашей эры в Боспорском государстве утвердилась вассальная Риму сарматская династия Тибериев-Юлиев, связанная с Митридатом. Боспорское государство выступало как союзник Римской империи, но вело достаточно самостоятельную политику. В 1-2 веках нашей эры боспорские цари неоднократно успешно воевали против скифов и тавров в Крыму, сарматов в Приазовье, контролируя последнее до устья Дона включительно, часто подчиняли Херсонес. Приток в этот период сарматов в города Боспорского государства вызвал значительную сарматизацию его культуры.

В ходе войн середины 3 века часть боспорских городов (Горгиппия, Танаис и др.) и значительное число сельских поселений были разрушены варварами. В 340-е годы прекратился выпуск боспорских монет, а со 2-й половины 4 века в Боспорском государстве усиливается восточногерманское (готское или герульское) присутствие. О христианизации Боспорского государства свидетельствуют участие в 325 году епископа Кадма Боспорского в Никейском соборе, археологические и эпиграфические данные. Самостоятельность Боспорское государство утратило в 530-е годы, после захвата византийскими войсками. Смотри также Античные города Северного Причерноморья.

Художественная культура Боспорского государства сформировалась в результате взаимодействия греческой традиции, привнесённой колонистами, и эстетических предпочтений автохтонной среды (преимущественно скифской). Города Боспорского государства имели планировку, типичную для городов Древней Греции. В 5-4 веках до нашей эры сооружались монументальные крепостные стены с башнями. С 4 века до нашей эры в архитектуре активно применяется камень, техника строительства достигает наивысшего расцвета. В жилищной архитектуре использовались типы построек, характерные для Греции и Малой Азии (в том числе дом с перистильным двором), одна из существенных местных особенностей - наличие каменных подвалов. Некрополи Боспорского государства представлены как грунтовыми могильниками, так и курганами. В 4 веке до нашей эры появляется самобытный тип каменных подкурганных склепов с «ложными» уступчатыми сводами (Золотой и Царский курганы). В начале 3 века до нашей эры из греческой архитектуры были заимствованы подкурганные склепы с полуциркульными сводами (первый склеп Васюринской горы на Таманском полуострове).

С архитектурой была связана стенная роспись (2-я половина 4 века до нашей эры - начало 4 века нашей эры) - самая интересная часть античного наследия в искусстве Боспорского государства, сформировавшая своеобразную местную школу живописи. В 4-2 веках до нашей эры роспись в основном носит декоративный характер («склеп 1908 года» на горе Митридат, роспись стен второго склепа кургана Большая Близница), с 1 века до нашей эры появляются сюжетные изображения (склеп Деметры на Глинище, «склеп Стасова 1872-1899 годы»). Для оформления жилищ применялась мозаика.

Вазопись на территории Боспорского государства представлена импортной расписной керамикой, главным образом из Аттики и Малой Азии. Наиболее оригинальны так называемые фанагорийские сосуды - три расписных фигурных лекифа (в виде сфинкса, Афродиты и сирены) из некрополя Фанагории (конец 5 - начало 4 веков до нашей эры, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В конце 4-3 веках до нашей эры производились местные керамические вазы (так называемые акварельные), серебряная посуда (килики с рельефным изображением упряжки Гелиоса).

Скульптура Боспорского государства также развивалась под греческим влиянием. Основные художественные особенности ионийской скульптуры проявились в памятниках как эпохи архаики (мраморная головка куроса, ГИМ, Москва), так и эпохи классики (верхняя часть стелы с изображением атлета из Керчи, 1-я половина 5 века до нашей эры, Эрмитаж). С 5 века до нашей эры встречаются работы из Аттики (рельеф на ребре мраморного диска из Пантикапея, 2-я половина 5 века до нашей эры; гротескные статуэтки из кургана Большая Близница, Эрмитаж). В некоторых скульптурах 4 века до нашей эры ощутима традиция греческих мастеров - Праксителя, Скопаса. Из пантикапейских погребений 4 века до нашей эры происходят многочисленные произведения греческой глиптики (гемма из голубого халцедона с изображением летящей цапли известного мастера 2-й половины 5 века до нашей эры Дексамена с острова Хиос, Эрмитаж). Начиная с 3 века до нашей эры в скульптуре Боспорского государства встречаются работы различных эллинистических школ: александрийской (голова богини Гигиеи, 3 век до нашей эры, Эрмитаж), пергамской (голова эллинистического царя из Пантикапея, конец 2 - 1 века до нашей эры, Эрмитаж). В эллинистический период остаются популярными терракотовые статуэтки. В 1-3 веках нашей эры широко распространились произведения местных скульпторов, особенно надгробные рельефы, отмеченные всё возрастающим схематизмом изображения.

Широко представлена в искусстве Боспорского государства торевтика, выполненная в традиции греко-скифского искусства (золотые изделия 4 века до нашей эры из курганов Куль-Оба, Чертомлык и др., Эрмитаж).

Лит.: Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913-1914. [Т. 1-2]; он же. Скифия и Боспор. М., 1925; он же. Государство и культура Боспорского царства // Вестник древней истории. 1989. №2-4. 1990. №1; Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949; Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. Т. 1; Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. К., 1961; Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961; История искусства народов СССР. М., 1971. Т. 1, Цветаева Г. А. Боспор и Римской М., 1979; Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984; Толстиков В. П. К проблеме образования Боспорского государства // Вестник древней истории. 1984. № 3; Трейстер М. Ю. Боспор и Египет в III век до нашей эры // Там же. 1985. № 1; Шелов-Коведяев Ф. В. История Боспора в VI-IV века до нашей эры // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984. М., 1985; Очерки археологии и истории Боспора. М., 1992; Масленников А. А. Эллинская хора на краю Ойкумены: Сельская территория европейского Боспора в античную эпоху. М., 1998; Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья: IV—XIII века М., 2003 (библ.).

Ф. В. Шелов-Коведяев, Л. И. Таруашвили (художественная культура).

Боспорское царство возникло в V веке до н. э. в результате объединений греческих городов-колоний (Фанагория, Горгиппия, Кепы, Патус и др.) под властью наследных правителей Боспора из рода Археанактидов (480-438 до н. э.). Столицей Боспорского царства стал город Пантикапей (ныне Керчь). Наибольшее расширение территоррии Боспорского царства происходило во времена правления династии Спартакидов , возникшей от первого архонта Боспорского царства Спартока I (438 до н. э.-433 до н. э.)

В произведениях античной греческой литературы известно имя Пардокас – Παρδοκας - скиф-полицейский из комедии Аристофана. Историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас - Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος , и считает это имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

В годы правления архонта Боспора Сатира I (407-389 гг. до н.э.) к Боспорскому царству были присоединены земли юго-восточного побережья Крыма, города Нимфея, Гераклея, Феодосия. Наследники династии Спартокидов стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии» с 349 года до н.э.

В годы правления Боспорского царя Левкона I (389 -349 г.г. до н.э.) Боспорскому царству удалось подчинить местные племена, живущие на побережье Миотиды (Азовское море) и на берегах Таманского полуострова. Царь Левкон I, стал именоваться «басилевсом всех Синдов и Меотов, архонтом Боспора и Феодосии».

По берегам Миотиды (Азоское море) жили миоты, сарматы и синды. Синдикой, то есть землёй синдов именовались земли бассейна реки Кубань и часть Северного Причерноморья. Название реки Кубань происходит от древнегреческого слова «Гопанис» (Гипанис) – «конская река», «буйная река».

С конца II века до н. э. Боспорское государство присоединилось к Понтийскому царству (Pontus), занимавшему в 302 – 64 г.г. до н.э. обширные территории на южном берегу Чёрного моря в Малой Азии.

Расцвет могущества Боспорского государства связывают с именем Понтийского , правившего в 121 - 63 до н. э.

Поверив в своё могущество и непобедимость своей армии, Митридат IV Евпатор начал воевать с Римской империей.
В результате трёх Митридатовых войн с Римом (89-84гг.; 83-81гг.; 74-64 гг. до н.э.) Боспорское и Понтийское царства были включены в состав Римской империи и стали восточными римскими провинциями в 64 году до нашей эры.

В конце IV веке до н.э., в Боспорском царстве начались жестокие междоусобные войны между его сыновьями Перисада I. В борьбе за царский престол царевичи Сатир, Евмел и Притан вовлекли жителей боспорских городов и племена кочевников в кровопролитныю междоусобную войну. Территорией боевых действий стало все Прикубанье, а возможно, и Нижний Дон.

Басилевсом (царём) всех Синдов и Меотов с 310 до н. э.-304 до н. э. стал архонт Боспора и Феодосии Евмел , сын Перисада I.
Воцарившись на боспорском престоле, он вынужден был смириться с присутствием римских войск в некоторых городах. Последующие полтора века стали временем относительной стабильности и спокойствия в Северном Причерноморье, эпохой экономического расцвета боспорских городов, эпохой их постепенного заселения сарматами. Знать сарматов и рядовые кочевники-сарматы стали поселяться в боспорских городах. Некоторые из сарматов смогли достичь высоких постов в боспорской администрации, например, сармат Неол стал наместником в Горгиппии.

В конце II и первой половине III вв. н.э. большинство городских должностей в Танаисе занимали не греки или потомки греков от смешанных браков. Изменились имена правящих династий Боспора, среди Боспорских царей известны правители, носившие имя Савромат (Сармат)

Боспорское государство просуществовало до IV века н.э. и пало под натиском нашествия гуннов.

Боспорское царство Меотиды

Города в Восточном Крыму образовались еще в VII в. до н. э. (в период пика могущества скифской цивилизации). Около 480 г. до н. э. здесь возникло самостоятельное Боспорское царство, столицей которого стал Пантикапей (совр. Керчь). Само название «Пантикапей» опять-таки не греческое, а местное: сравнивая с индоиранскими языками, его можно перевести как «путь рыбы». (Это сомнительная этимология. Пантикапей - «панти-кап», где «панти» = «пять» (внутри характерное «носовое «н», см. санскритскую и ту же новгородскую фонетику), а «кап» = «капище». Пантикапей - город «пяти капищ», «пяти святилищ». - Примеч. Ю. Д. Петухова ). Пантикапею подчинились Нимфей, Мирмекий, Киммерик, Тиритака и Феодосия на крымской стороне, Фанагория, Гермонасса (совр. Тамань) и Синдская гавань (Горгиппия, совр. Анапа) на таманской. В конце концов Боспор включил в свои владения почти все Приазовье, вплоть до устья Дона, и значительную часть Кубани.

Боспорским царством в 480–438 гг. до н. э. правила династия Археонактидов, о которой практически ничего не известно. В 438 г. до н. э. царем стал Спартак, основавший династию, правившую три с половиной века. На том, что вторая боспорская династия была не греческой, а местной, сходятся все исследователи; более того, они вынуждены признать, что боевую силу боспорской армии составляла скифская конница 144 . Но почему-то не решаются прямо сказать: КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА ПРАВЯЩАЯ ДИНАСТИЯ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ, ТОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. БОСПОР НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛ МЕОТО-САРМАТСКИМ ЦАРСТВОМ!

Не желая признавать очевидный факт, некогда запустили «утку», что якобы династия Спартакидов была не местной, а… фракийской - будто из Фракии до Приазовья было рукой подать. На каком основании? Да только на том, что имена некоторых боспорских царей совпадали с именами фракийцев. Между тем известно, что многие народы индоевропейского происхождения имели одинаковые имена - наследие прежнего единства… (и во Фракии, и в Таврии, и в «германиях» с франциями - вспомним Меровингов - и в Скифии правили династии русов, вышедших из одного гнезда, из одного суперэтноса - поэтому и имена они носили схожие, имена русов. Нам давно уже пора перестать удивляться этому факту. - Примеч. Ю. Д. Петухова ).

Ввиду местного, приазовского, меото-сарматского происхождения династии Спартакидов нет никаких оснований называть Боспорское государство греческим. Само существование на Боспоре сильной, стабильной царской власти, принципиально отличной от античных «парламентских демократий», перемежающихся с непрочными «тираниями», показывает, что Боспор находился в русле иных, чем греческие, традиций. Это было именно полноценное царство, наследственная монархия, а вовсе не тирания.

Памятники восточного Приаралья VII в. до н. э. - V в. н. э.

Боспорское царство находилось под властью местной, национальной династии на протяжении практически всей своей 1000-летней истории. Падение Спартакидов (107 г. до н. э.) произошло в результате агрессии с южного берега Черного моря: Крым был ненадолго захвачен Понтийским царством, располагавшимся на территории современной Турции. Но, после разгрома Митридата Понтийского римлянами, Боспор восстановил независимость и смог ее утвердить, отразив натиск Римской империи. В 47 г. до н. э. представитель местного населения Аспург сверг наследника Митридата с престола и женился на его дочери Динамии; так была основана новая династия Рескупоридов, правившая четыре столетия.

Имя «Аспург» указывает на происхождение нового царя из приазовских меотов-аспургиан. Название этого народа можно расшифровать как «асы» (ясы), живущие в крепостях (пургос - по-гречески башня). Как известно, «асы» - одно из древнейших наименований ариев (оно сохранилось в скандинавских и индийских преданиях об Асгарде - городе асов). В 1 тыс. н. э. и в Средние века имя «асы» носили донские и азовское сарматы. Об этническом облике новой боспорской династии говорит и то, что несколько ее представителей носили имя Савромат. Сарматские всадники составляли основную военную силу Боспора на протяжении всей его истории.

Рескупоридам пришлось столкнуться с Римской империей, объединившей все цивилизации Средиземноморья в один политический организм. Максимального влияния на берегах Понта Рим достиг в правление императоров Траяна и Адриана. Римские гарнизоны стояли в ту пору в Херсонесе и низовьях Днепра. Но напрасно составители исторических карт включают прибрежное Причерноморье в состав Римской империи. Этого не было никогда. Боспорские цари сохраняли формальный титул и реальную политическую власть 145 .

На это указывает все: и сохранение стабильной преемственности местной национальной династии Рескупоридов на протяжении столетий, и длительная чеканка собственной монеты, продолжавшаяся до середины IV в. н. э. (ничего подобного в зависимых от Рима царствах не было). Хотя боспорские цари I–II вв. н. э. именовались римлянолюбивыми, это не означало политической зависимости (властители Парфянской империи тоже считались эллинолюбивыми). Зависимый от Рима правитель не смог бы принять титул царь царей, как сделал это Савромат Первый еще в конце I в. н. э.

Боспор не только не входил в римские владения, но был объектом постоянной агрессии со стороны Рима, пытавшегося всячески вмешаться в его внутренние дела. Крайними владениями римлян во II в. н. э. на востоке Черного моря были Херсонес и Диоскуриада (совр. Сухуми). Флавий Арриан, посетивший Диоскуриаду в 134 г., составил краткое описание пути на Боспор для императора Адриана («Перипл Понта Эвксинского»). По сути дела, «перипл» представлял собой разведданные, описание путей, пригодных для военных экспедиций 146 . О подвластных землях, «провинциях» империи, в подобном тоне не пишут. Боспорское царство так и не подчинилось Римской империи - оно продолжало выполнять роль «заслона», перекрывающего римлянам путь во Внутреннюю Евразию.

История Боспора была долгой, а политическая власть удивительно преемственной (за 800 лет там сменилось только две династии). В 370-е гг. н. э. боспорские города подверглись разгрому гуннами… На примере азово-черноморских городов Боспорского царства особенно ясно видна удивительная, многотысячелетняя преемственность культуры Южной России. Возникшие еще в эпоху бронзы, наиболее значительные из них существуют и по сей день.

После кратковременного упадка «великого переселения народов» Боспорское царство было восстановлено как Тмутараканское княжество в рамках государственности варяжской Руси ; новый подъем испытали и его города. Так, древний Пантикапей, заселенный уже в бронзовом веке, достигший вершины могущества в V в. до н. э. - IV в. н. э. как столица Боспора, после кратковременного упадка возродился в составе Хазарии (VII–VIII вв.), стал известен с конца VIII в. под именем Корчев и вошел в состав русского Тмутараканского княжества (X–XII вв.).

Столицей этого княжества стал другой древний город Боспора, Гермонасса, получивший имя Тмутаракань. Другой важнейший город Боспора Киммерийского, Феодосия, был заселен еще в неолите (!), в бронзовом и железном веках. В V–VI вв., оправившаяся после гуннского погрома Феодосия представляла собой поселение аланов 147 ; с конца VI в. перешла к Хазарии, с X в. известна под именем Кафы, в XI в. вошла в состав Тмутараканского княжества.

Город Судак, заселенный еще в эпоху бронзы и в раннем железном веке, существовал и в античный период, с IV в. до н. э. (об этом предпочитают не упоминать: ведь ни один греческий полис не «взял на себя ответственность» за его основание!). Согласно источникам, в 212 г. н. э. алано-сарматы построили здесь крепость под названием Сугдея… В русских летописях город известен под именем Сурож, скорее всего это его изначальное имя: от древнего арийского солнечного бога Сурьи. Еще один Солнечный город. По имени этого города и Азовское море называлось Сурожским…

Настоящий упадок азово-черноморские города испытали в XIII–XVII вв. После татаро-монгольского нашествия Крым действительно был «колонизирован» предприимчивыми средиземноморцами. С согласия татар, Феодосия с 1270-х гг., а Керчь с 1318 г. перешли под власть генуэзцев, превративших их в крупнейшие центры работорговли. Прибыль с «живого товара», славянских рабов (которых называли: esclavo, slaves), шла немалая, Европа в «симбиозе» с татарами занималась «первоначальным накоплением капитала»…

Так продолжалось, пока не был раздавлен последний змееныш из логова Змея Горыныча, крымско-татарское ханство (конец XVIII в.) и солнечные города Крыма и Приазовья не были возвращены России.

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206 Беспокойный период борьбы между скифами и сарматами (третье и второе столетия до н.э.) болезненно задел жизнь греческих городов Тавриды. Медленно сдавая позиции под напором сарматов, часть

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

12. ПОНТИЙСКОЕ И БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВА Во II в. до н. э. на роль мирового лидера стал выдвигаться новый претендент - Рим. Его железные легионы маршировали по Северной Африке, Македонии, ему покорились Греция и часть Малой Азии. Но повелевать народами хотелось не только

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора

Этноним «Русь» от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности упоминаниями Руси в письменных источниках. Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Часть вторая. Этноним "Русь" от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности, упоминаниями Руси в письменных источниках. Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Боспорское царство в III–I вв. до н. э Сходные черты с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом - обнаруживает Боспорское государство, в состав которого входили как эллинские полисы, так и территории, населенные местными

Из книги Древнерусская цивилизация автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Глава V Этноним «Русь» от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности упоминаниями Руси в письменных источниках.Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

Похожие статьи
 
Категории