Тициан и его возлюбленная. Иоанн креститель и саломея История саломеи и иоанна крестителя

10.07.2019

Вам помочь или не мешать?

Саломея - персонаж как евангельский, так и, несомненно, исторический. Она была дочерью Филиппа, сына Ирода Великого, и Иродиады, внучки этого же Ирода Великого, Ирода, который известен своим печальным приказом об умерщвлении 14 тысяч Вифлеемских младенцев, за что, как гласит предание, и поплатился ужасной смертью в Иерихоне, где живьём был съеден червями. Ирод Великий сначала дал в управление сыну Итурию, Авранит и Трахонит, но после лишил его наследства. Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением при неудачливом супруге и мечтала о власти. Когда в 26 году брат Филиппа -Ирод Антипа - гостил у родителей Саломеи, Иродиада сумела обворожить тетрарха. Тому было уже за пятьдесят, но он влюбился в племянницу и решил жениться на ней, хотя существовало множество препятствий: во-первых, Ирод был уже женат, во-вторых, Иродиада приходилась Ироду племянницей и женой брата, поэтому их брак сулил двукратное, если не трёхкратное нарушение Закона. Но Ирода это не остановило.
Иоанн Креститель открыто обличил Иродиаду в прелюбодеянии, и за это был заключён Иродом под стражу. Но ввергнутый в тюрьму пророк не переставал призывать Иродиаду к покаянию, она же, по вполне понятным причинам, возненавидела вольнодумца, но бессильна была что-либо сделать, поскольку Ирод, напротив, благоволил Иоанну и, как свидетельствует св. Марк, “многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его” (Мрк. VI, 20).
Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей».

Можно с достоверностью утверждать, что Саломея родилась в 15 году по Р.Х., таким образом, на этот момент злополучного танца ей было около 15 лет. Через год она вышла замуж за своего дядю, овдовела в 34 году, оставалась вдовой до 54 года и затем снова вышла замуж на сей раз за царя Армении - Аристотеля. Умерла Саломея в 72 году. По преданию, рассказанному у Никифора (кн. I, гл. XX), Саломею постигла страшная смерть-расплата,а именно: зимой,на реке, Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли, но, по всей видимости, эта история продукт пропагандисткой религиозной мистификации. Считается, что Саломея была чрезвычайно красива, но достоверно о её внешности можно судить только по “острому семитскому профилю”, который выбит на монетах её второго мужа.

Саломея в живописи.
Я выбрала только то,что мне понравилось,в основном картины старых мастеров.

Саломея в живописи September 17th, 2013

По сообщению синоптических Евангелий, танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипа очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание. Будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.

Караваджо. Саломея с головой Крестителя 1609 г.

САЛОМЕЯ. Часто картины с изображением Саломеи с головой Иоанна крестителя путают с другим мифологическим сюжетом-"Юдифь и Олоферн", о котором я писала в предыдущем посте. Путают их еще и потому, что мифологических персонажей одевали в костюмы по моде современников. Опять же и отрезаная голова присутствует. Но, если Юдифь сама отсекла голову Олоферну, то Иоанна обезглавили только по просьбе Саломеи.

В искусстве образ Саломеи вдохновлял многих художников, среди которых Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноименная пьеса, поставленная в 1896) и Рихарда Штрауса (одноименная опера 1905 — по пьесе О. Уайльда).

Батистелло, Саломея, 1615

Лукас Кранах Старший Саломея ок. 1530 г. Что интересно, персонажи похожи друг на друга и на картины Кранаха "Юдифь с головой Олоферна",поскольку Кранах писал этих персонажей с реального лица - со своей хозяйки и музы Сибиллы Клевской. Это же лицо можно увидеть и на других полотнах Кранаха.Из предыдущего поста:" В руки Юдифи художник хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины о Юдифи. Иоганн Фридрих согласился."

Ловис Коринт Саломея (вторая версия) 1900 г.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады - Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея Попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого, Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли...

Rudolph Ernst Salome and the Tigers.

В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее - падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Но Уальд расставил другие акценты в легенде, и причиной смерти Иоанна становится в пьесе безответная любовь к нему самой Саломеи.
Ирод и сам пылал к Саломее греховной страстью, и когда она исполнила с особым блеском танец семи покрывал, он обещал ей выполнить любое ее желание. А в это время по Иудее бродил пророк Иоанн Креститель, возвещавший близкий приход Иисуса Христа.


Беноццо Гоццоли Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя 1461-1462 г.г.
Когда Саломея, по наущению своей матери Иродиады, которую Иоанн заклеймил как распутницу и убийцу, потребовала от царя голову пророка, даже жестокий правитель Иудеи потрясен, услышав, что юная дщерь иерусалимская ставит условием поднести ей на блюде отрубленную голову пророка. Но тем не менее Ирод выполняет обещанное и приказывает казнить Иоанна. Его голову Саломея получила на серебряном блюде.

В текстах Нового Завета Иродиада - жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Агриппы. Даже в то время это считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка. Тетрарх заточил его в темницу, но убить не решался - слишком много учеников и последователей было у Иоанна, слишком высок был его авторитет в народе.


Георгий Курасов. Танец Саломеи.Тогда Иродиада подговорила свою юную красавицу-дочь, которая в апокрифических текстах носила имя Саломея, станцевать перед отчимом во время празднования его дня

рождения. Танец так понравился Ироду Антипе, что он поклялся выполнить любое желание приемной дочери. Когда же та, наученная матерью, попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя, тетрарх вынужден был исполнить свою клятву, и пророк был обезглавлен.

Обратимся к евангельским текстам. В главе 14 от Матфея говорится следующее:

«В то время Ирод четверовластник услышал молву об Иисусе. И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.


Худ. Гюстав Моро.

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду;
Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, и она отнесла матери своей.

Иродиада и Саломея

Таков сюжет об Иродиаде и Иоанне Крестителе в канонических евангелиях. Теперь вспомним вкратце исторические обстоятельства, послужившие основой для этих сказаний. Для этого обратимся к книге З.
Косидовского «Сказания евангелистов»:



«Иоанн, именуемый авторами Нового завета, а также Иосифом Флавием Крестителем, большую часть своей сознательной жизни провел в пустыне отшельником, питаясь саранчой и лесным медом. На пятнадцатом году

царствования императора Тиберия, то есть в 28 году н.э., он вышел из пустыни и начал пророчествовать. В одежде из верблюжьей ткани, перепоясанный кожаным ремнем, он ходил по стране, громовым голосом вещая о скором наступлении царства божьего на земле и призывая народ к покаянию. Тем, кто примет крещение путем омовения в водах Иордана, он обещал отпущение грехов и доступ в будущее царство
божье на земле.

…Нет нужды пересказывать жуткую и мрачную в своей экзотической красоте историю его дальнейшей судьбы, описанную евангелистами Матфеем и Марком. Четверовластник Ирод заточил Иоанна в крепость за то, что тот обвинил его в кровосмешении: Ирод отнял у его брата жену Иродиаду и женился на ней. Разыгралась трагедия, послужившая впоследствии сюжетом для многих произведений музыки, живописи и литературы: пир Ирода, танец Саломеи, мстительность Иродиады, голова казненного Иоанна, принесенная на блюде в зал, где происхожил пир.

Истины ради следует отметить, что дочь Иродиады, своим танцем пленившая Ирода, в евангелиях никак не названа. Лишь внеевангельские источники сообщают, что ее
звали Саломеей. Мы бы не знали также место казни Иоанна, если бы Иосиф Флавий не сообщил нам, что это произошло в пограничной крепости Машерон.

Кстати, этот еврейский историк, в чьей правдивости мы не раз имели случай убедиться, иначе объясняет причины трагедии. По его мнению, Ирод просто испугался растущей популярности бывшего отшельника, который своими страстными, гневными проповедями снискал себе славу нового пророка, чуть ли не мессии. Об этой его популярности сообщает, в частности, также и Лука: «…все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он…» (3:15).

Осаждавшие Иоанна истерические, доведенные до крайней степени экзальтации толпы простонародья, вызывали тревогу, не предвещали ничего хорошего. В любой момент могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вооруженной интервенцией римских когорт и кровавой расправой с одураченным населением. Мессианство Иоанна было также опасно для существующего порядка, как мессианство предшествовавших ему самозваных пророков и вождей народа. А среди угнетенных и ожидающих спасителя слоев еврейского населения царили такие настроения, что у Ирода были все основания опасаться Иоанна, и поэтому он решил устранить его. Впрочем, это отнюдь не исключает и чувства личной мести, вызванного резкой критикой со стороны дерзкого пришельца из пустыни.

Что же привлекло писателя Флобера в этой евангельской истории? Женщина. Конечно же, женщина. Не пророк, со своим фанатизмом - Флобер терпеть не мог церковников; не тетрарх, то есть не проблема власти; а положение восточной женщины в те далекие времена, ее психология, ее незащищенность даже будучи наверху иерархической лестницы. Обладая всем - она одинока, несчастна, уязвима и в любой момент может лишиться всего, в том числе и жизни. Иродиада глубоко несчастна. Флобера интересует в первую очередь то, как Иродиада решает вопрос о своей безопасности, какими средствами. Иродиада Франса - стерва. Иродиада Флобера - несчастная одинокая женщина, отвергнутая жена, интриганка и в то же время жертва. Собственно все женские персонажи Флобера - жертвы.

Страсть и властолюбие, тщеславие заставляют ее уйти от одного брата к другому, но вскоре она терпит фиаско. Семьи не получилось, и у нее тайная жизнь от мужа - воспитание дочери Саломеи для манипулирования в нужное время Иродом. Красивая дочь - как средство достижения
цели. Коварство, мстительность, гордыня… и страх. Страх потерять все. Исключительна ли эта ситуация? Нисколько. Это вечный сюжет в истории как Востока, так и Запада. Сплошь и рядом коронованные кузены или даже родные по крови вступают в кровосмесительные браки в угоду династическим или «государственным» интересам. Сплошь и рядом это кончается ненавистью, кровопролитием, предательством, и хорошо, если при этом не развязывается гражданская война.


Titian (1490-1576) - Salome con la testa del Battista

Союз Ирода и Иродиады приносит проблемы и рождает в них ненависть друг к другу. Но время работает в основном против женщины, она стареет и окончательно теряет интерес в глазах мужа. Может ли несколько постаревшая красавица смириться с утратой своего влияния на мужа-царя, на то, как власть ускользает из ее рук, а вскоре возможна и потеря жизни. Ей не из чего выбирать, любой выбор - поражение: заточение и ссылка в глухомань, нищета, забвение, смерть. Слабый человек - покорился бы судьбе, но Иродиада сильная духом женщина. Она борется. Борется доступными и испокон веков знакомыми на Востоке средствами - коварством, внешней покорностью.

Она побеждает с помощью Саломеи битву - голова Иоанна перед ней на блюде, и проигрывает войну - Ирод никогда не простит ей головы пророка. Усекновение головы Иоанна не решит ее проблем с мужем, недаром ни в одном источнике нет
сведений о том, как закончилась ее жизнь.

Согласно классической библейской легенды одна из дочерей Ирода Антипы , Саломея подарила отцу на день рождения великолепный страстный сирийский танец. Гости просили снова и снова исполнить его. Когда же сильно нетрезвый царь иудейский спросил ее, что она хочет в награду, то по наущению своей матери Иродиады, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя.

Танец Саломеи

Прежде чем разбирать эту историю, отмечу, что это преступление против всего христианского мира, не сильно исторически подкованные граждане часто приписывают Ироду Великому. Тому самому, который отдал приказ об умерщвлении вифлеемских младенцев.

Однако он тут совершенно не причем. Один из главных героев данной истории — Ирод Антипа . Он был одним из сыновей Ирода Великого. Родовое имя Ирод он принял после изгнания за дурное правление Палестиной другого сына Ирода – Архелая. А Саломея, кстати, была дочерью Иродиады от первого брака и царю иудейскому приходилась падчерицей.

Также как и история с «избиением младенцев» легенда о танце Саломеи и жутком подарке является весьма и весьма сомнительна.

Ирод Антипа

Во-первых, ни в одном из Евангелий нет имени Саломеи в контексте смерти Иоанна, везде говорится о дочери Ирода Антипы , но не называется ее имя.

Во-вторых, трудно поверить в то, что дочь царя стала бы танцевать перед какими-то гостями. Времена и нравы на Востоке и тогда были суровыми, не располагавшими к танцу царевен перед пьяными мужчинами.

Танец Саломеи

В-третьих, при всех очевидных недостатках царя Иудеи, он все же не подпускал своих дочерей к государственным делам, как бы они не танцевали, и как бы их не звали. Что же касается убийства Иоанна, то Ирод Антипа в нем действительно повинен. Но сделал он это не по женской прихоти, а по «государственной необходимости», поскольку считал, что проповеди Крестителя могут привести к смуте. Вот, что пишет об этом Иосиф Флавий: «Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на [вполне подчинившуюся ему] массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».

Вальтер Кремер и Гетц Тренклер в своей книге «Лексикон популярных заблуждений» отвечают на вопрос, почему же сюжет о танце Саломеи и голове Крестителя в награду так запал в душу многих художников и писателей, следующим образом:

«Да только потому, что он так удачно укладывается в схему «секс и преступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов (Юдифь и голова Олоферна, Мария Стюарт, Мата Хари). Противопоставление танца и смерти – это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия. Как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.

Голова Иоанна

Кстати, это понимали и не лишенные таланта писатели Марк и Матфей. В их интерпретации Иоанн погибает не просто как политический заключенный, а как жертва любовной интриги. И таким образом смерть Иоанна Крестителя прочно западала в память потомков. А поскольку памяти поколений следует помочь. Дав событиям и персонажам имена. В дальнейших интерпретациях «окрестили» и дочь Ирода Антипы , дав ей звучное имя Саломея».

Вряд ли бы настоящей Саломее понравилось бы то, что ее имя таким образом будет закреплено в памяти потомков. Но это не первый и, тем более не последний, случай когда

Часто картины и портреты приоткрывают нам частную жизнь художников, о которой обычно мы знаем совсем немного из документов. Знаменитый художник Эпохи Возрождения в Венето Тициан Вечеллио (Пьеве Ди Кадре, 1480/85 - Венеция, 26 августа 1576) оставил нам на ранних картинах свидетельства своей влюбленности. Известно, что он любил дочь художника Пальма иль Веккио (1480 ? — Венеция, 1528), которую звали Виоланта . К сожалению, точных сведений о дочери этого художника нет (в документах указано, что дом его вела племянница Маргарита).

Пальма Негретти из Бергамо — Пальма иль Веккио (1480-1528)

Везде написано молодой влюбленный Тициан , но на самом деле оба художника, и Тициан, и отец девушки были практически одного возраста. Картины с изображением похожих девушек написаны около 1515 года, когда отцу Виоланты (как и любовнику) 35 лет, отсюда предполагаемый возраст Виоланты 16 -17 лет?

На картинах Тициана есть указание на любимую Виоланту - он зашифровал свою любовь - помимо основного сюжета на некоторых картинах есть цветочек Виолы (Анютины глазки), который имеет прямое отношение к имени любимой девушки - Виоланта.

Рассматривая картины, написанные ранним Тицианом и Пальма дель Веккио , нашли сходство некоторых женских моделей у художников.

За небольшой промежуток времени написаны картины Флора, Саломея, Виоланте, Молодая женщина в черном, Женщина с зеркалом, Тщеславие . Вероятно, что одна и та же женщина была моделью для художников.

Мастерские и ученики могли затем использовать подготовительные рисунки и картоны с набросками мастера для других работ, и в некоторых Мадоннах Тициана также есть сходство с этой молодой девушкой.

Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок.1515 года, Тициан, Галерея Дория Пампили, Рим

Тициан Вечеллио, Саломея с головой Иоанна Крестителя (Сюжет называется в православии Усечение главы Св. Иоанна Предтечи ), около 1515 года, масло на холсте, 90 на 72см, Галерея Дория Пампили, Рим

История рассказана в Евангелии о персонаже Нового Завета - иудейской царевне Саломее (5/14 год - 62/71 годы). На дне рождении отчима Ирода Антипы танец юной Саломеи очаровал его, и он согласился выполнить любое её желание. По наущению матери Иродиады Саломея желает убить пророка Иоанна Крестителя, и ей приносят его голову на блюде. Картина Тициана рассказывает нам об этом моменте. На блюде перед Саломеей голова, в которой искусствоведы узнают голову самого художника.

Автопортрет Тициана 1562 года

Вот какой необычный автопортрет сделал здесь Тициан . Очертания скул, носа, висков и лба совпадают с поздними автопортретами художника, также волосы и борода не слишком изменились во время жизни.

Так в изображении библейской истории художником заложен ещё и скрытый смысл, связанный с его личной жизнью.

Саломея для Тициана - его волюбленная Виоланта, он нам на это намекает. В вырезе платья героини картины справа можно рассмотреть невзрачный цветочек - Виолу (анютины глазки), указывающий на имя девушки, которую любил художник. А перед ней на серебрянном блюде - голова художника.

Цветочек в вырезе платья Саломеи — намек на Виоланту-Виолу

В XIV веке в произведении Франческо Петрарки впервые встречается аллегория имени Лауры с Лавром, и фамилии Колонна с архитектурным элементом. Петрарку в то время читали все образованные люди, и такие намеки-аллегории стали распространяться не только в литературе, но и в живописи.

Портрет Виоланты, ок. 1515 года, Тициан, Музей, Вена

Тициано Вечеллио, Виоланта , около 1515 года, масло на холсте, 64,5 на 51 см, Музей в Вене. На Портрете молодой женщины того же периода Тициан изобразил анютины глазки - Виолу, здесь это ранний бледненький весенний цветочек - на вырезе платья. Снова аллегория, указывающая нам на имя персонажа на Портрете.

Любовная история Тициана и молоденькой дочери художника Пальма Негретти, по прозвищу Иль Веккио длилась некоторое время. В Венеции сплетничали по этому поводу, но скандала эта история не вызвала. Венеция того периода привыкла и не к таким историям. Читайте Герцога Медичи и венецианки Бьянки Капелло.

Тициан Вечелио, Флора , около 1515 года, масло на холсте, 79 на 63 см, Галерея Уффици, Флоренция

По поводу персонажа на этой картине не утихают споры-

1. Это Богиня Весны из Овидия, засохшие цветы в руке - метафора уходящей любви

2. Это Портрет куртизанки.

Флора, около 1515 г, Тициан, Галерея Уффици, Флоренция

3. Это Портрет Виоланты - любовницы Тициана, дочери художника Пальма иль Веккио

4. Это Свадебная Аллегория - девушка изображена с одной обнаженной грудью, попытка неуверенным движением руки прикрыть её - может быть конфликтом целомудрия и сладострастия перед свадьбой.

Мы снова видим молодую женщину, которая похожа на Виоланту, но у неё другой цвет волос. В Эпоху Возрождения и женщины, и мужчины подкрашивали волосы растительными красителями. Мужчины - в черный цвет, а женщины становились блондинками или рыжеватыми.

Новизна в изображении - фигура не фронтальна, не позирует, она изображена в мягком движении, лицо обращено влево, одна рука кладет цветы, а другой рукой девушка пытается прикрыть грудь. Гармоничными жестами художник изображает круговое движение. Использование нежной цветовой гаммы на темном фоне портрета также направлено на гармоничное восприятие.

Флора работы Тициана была известна и вызывала интерес многих художников. Версия Рембрандта есть в коллекции Национальной Галереи в Лондоне, две его работы в Дрездене и Нью-Йорке — также варианты Флоры Тициана.

Недавно были открыты фотоархивы журнала Life - исследователь нашел фотографию июля 1945 года из бункера Гитлера с картиной Пальма иль Веккио. Какой портрет видели Гитлер и Ева Браун перед смертью? Где он теперь?

Читайте статьи



Похожие статьи
 
Категории