Тихомиров художник картины. Музей-галерея "Новый Эрмитаж"

29.05.2019

1916-1995

Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя.
Детство и юность провел в Баку, где жил с родителями и сестрами в квартире на втором этаже большого дома с верандами, окруженного садом. Рисовать Александр Дмитриевич начал с 15 лет.
Древний город с его яркими красками, морскими пейзажами, причудливой архитектурой, живописными улицами, сверкающим многоцветьем базаров, экстравагантными мусульманскими праздниками производил на молодого художника сильное впечатление, заряжал энергией, становился стимулом для творчества, источником вдохновения.

После 6 классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке.

В 1930-40-е годы Баку был одним из крупнейших культурных центров страны. В этот живописный город часто приезжали известные зарубежные музыканты и лучшие музыканты Москвы и Петербурга. Бакинская филармония давала несколько концертов классической музыки в неделю. Интересные, смелые спектакли ставил БРТ – Бакинский Рабочий театр.
Атмосфера, царившая в городе, оказала огромное влияние на формирование личности художника, ставшего в дальнейшем тонким ценителем и знатоком классической музыки, театра, человеком энциклопедических знаний в области искусства и культуры, что отразилось в его живописных и графических работах.
В Баку было множество музеев, выставок. Политический климат был значительно мягче московского, отношения между людьми более открытыми и дружелюбными.
Да и сам облик Баку – тогда старого восточного города – побуждал к творчеству: волшебный колорит базаров, причудливая архитектура древнего города, богатые краски морских закатов, мусульманские праздники. Эти яркие зрительные впечатления живут даже в поздних работах художника.

А.Д.Тихомиров. Отец. 1930-ые г.г.

В 1934 г. поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Начиная с 3-го курса, учился под руководством художника И. Рыженко (в прошлом ученика И. Репина), давшего ему, по словам А. Тихомирова, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».

В 1935 г. 18-летним юношей участвовал в живописной выставке, посвященной юбилею Ш. Руставели. Его талант был замечен широкой художественной общественностью, работы были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств.

По окончании училища в 1938 г. работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея.

В годы Великой Отечественной войны, будучи освобожденным от военной службы из-за слепоты правого глаза, работал в Художественном Комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. В это же время вступил в Азербайджанский Союз Художников, работал над агитплакатами и портретами героев Отечественной войны.
В 1942 году он уехал в Худат – пригород Баку. Брал там постоянно заказы, гонорары за которые были ощутимым подспорьем для большой семьи. Тихомиров работал над портретами героев войны, картинами на военную тематику, агитплакатами.
По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского дома Красной Армии и Флота.

Из воспоминаний дочери художника Анны Тихомировой:

"Несмотря на то, что в Баку создалась прекрасная среда для развития творческой личности, молодежь грезила о Москве, ее музеях, выставках. Мечтала о возможностях общения с известными художниками, не понимая, что в Бакинском художественном училище чудом выжила старая, серьезная школа живописи и рисунка, а в столичных художественных институтах правили бал советские академики, озабоченные только партийной карьерой. И все же многие бакинские художники переехали в столицу – А. Саханов, В. Артамонов, В. Бордзиловский."

Перебрался в столицу и А. Тихомиров.

Из воспоминаний жены Тихомирова Натальи Анатольевны Виноградовой:

«Александр Дмитриевич тоже принял решение о переезде в Москву, но отнюдь не из соображений карьеры, мысль о которой была ему абсолютно чужда. Наряду со стремлением поступить в институт и иметь возможность наслаждаться созерцанием работ великих мастеров, Александр Дмитриевич надеялся попасть в среду людей, увлеченных проблемами творчества, что, как он считал, поможет ему решать свои личные задачи, стоящие на пути его дальнейшего творческого развития».

В 1945 г. поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осмеркина. Однако на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи.

Ко времени учебы относится знакомство А. Тихомирова с Р. Фальком, которое перешло в дружеские отношения. О работах молодого художника - пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма - Р. Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи.
После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской А. Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества.
Среди друзей А. Тихомирова были художники И. М. Ильин, Е. Симкин, С. Адливанкин, А. Лабас, А. Глускин, Б. Отаров, Б. Пинхасович, И. Дризе, Б. Тальберг, А. Передний, написавший портрет художника.

После исключения из Суриковского института А. Тихомиров работал некоторое время как свободный художник.

В 1950-76 гг. - в Москве в Комбинате Монументально-декоративного искусства.
Участвовал в праздничных оформлениях г. Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина.

Вместе с художником И. М. Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для фасада Министерства иностранных дел размером 42 x 22 м, за который был награжден золотой медалью на выставке наглядной агитации ВДНХ.

По мнению искусствоведа В. А. Матвеева, творчество художника можно условно разделить на три этапа:

  • импрессионистический (1940-50-е гг.),
  • фовистический (1960-е гг.),
  • новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х гг.

В работах А. Тихомирова – глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач.
Вечные темы добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви находят отражение в его полотнах.
Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие – все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы становятся героями его произведений.

В работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к У. Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, - те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине каждый с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя - «повернув гла­за зрачками в душу».
Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им?
«Шут – принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», - отмечал художник.

Тема Петрушки и Балерины, навеянная балетом Стравинского «Петрушка», тема необычайно сильной и нежной любви - одна из основных в творчестве А. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” - вот тема, которая захватывает меня всегда».

Увлекшись в юности симфонической музыкой, Александр Дмитриевич через всю жизнь пронес страстную любовь к ней. Еще в Баку он собирал грампластинки, закрывшись в комнате, подолгу слушал оперы, симфонии. Живя в Москве, свою коллекцию пополнял постоянно, и нотные, равно как и книжные, магазины были обязательным пунктом в маршруте пеших прогулок, столь любимых художником.
Тонкий знаток и ценитель классической музыки, он писал свои полотна, слушая произведения Стравинского, Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена.
Друзья художника – композиторы, пианисты - называли его работы «воплощенной музыкой».

«Когда говоришь о таком человеке, чувствуешь, как мало значат слова, - вспоминает близкий друг А. Тихомирова, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Григорий Борисович Гордон. - Случайная встреча с ним, которая переросла, смею сказать, в дружбу, стала для меня громадным событием. Мы сблизились благодаря любви к музыке, но если она была моей специальностью, то для него – необходимым “противовесом” тяжелому труду, отбирающему все силы. Своему делу, предназначенному ему от рождения, он был безраздельно предан. Живопись, и шире – искусство, были воздухом, которым он дышал».

Еще одним увлечением художника было кино. В Баку Тихомиров коллекционировал открытки с фотографиями киноактеров. В Москве увлечение кинематографом неожиданно получило продолжение. Жена Наталья работала в Научно-исследовательском кинофотоинституте, была возможность смотреть новинки зарубежного кинематографа. Позже Александр Дмитриевич будет высоко ценить фильмы Ф. Феллини, которые привлекут его своей психологичностью и театральностью образов, и впечатления от этих фильмов найдут отражение в живописи и графике художника.

Искусствовед Валерий Александрович Матвеев рассказывает:

«Александр Дмитриевич ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ - типично классический как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей.

Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг».

Как замечает художник, искусствовед, критик Л. Ф. Дьяконицын:

«думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».

Тихомиров уходит в 1976г. на пенсию и продолжает до конца жизни воплощать живописные замыслы, работы художника приобретают музеи и коллекционеры.

Умер в Москве 30.03.1995 г.

В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в Государственном Русском музее, музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др.).

В мастерской художника на стене можно было увидеть листы с цитатами, столь созвучными его мировосприятию. На одном из листов можно было прочесть:

Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный.

Все, духом сильные, - одни
Толпы нестройной убегают,
Одни на холмах жгут огни,
Завесы мрака разрывают».

А.Блок

Семья

Жена А.Д.Тихомирова - Наталья Анатольевна Виноградова (1923-2008). Инженер-теплотехник.
Дочь А.Д.Тихомирова - Анна Александровна Тихомирова (1948-2006). Художник-монументалист.

Александр Евгеньевич Тихомиров

Народный художник Российской Федерации.

Член-корреспондент РАХ. профессор БГПУ, председатель Амурской Региональной Организации Творческий Союз Художников России.

Родился в городе Электросталь (Московсая область) в 1956 году.

В 1979 г. закончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1984 г. — МВХПУ(б. Строгановское).
Живет и трудится в г. Благовещенске Амурской обл.

Кавалер «Ордена Дружбы» (2013 г).

Кавалер международного ордена «Благотворение» степени (2007 г.). Обладатель Диплома Пражской Академии художеств и награды императора Рудольфа II (2000 г).
Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублёва “I степени (2006 г.)

Награжден медалью «достойному » Российской Академии Художеств (2012 г.). Золотой медалью Российской Академии Художеств(2013 г.). Серебряной медалью Российской Академии Художеств (2011 г.), Золотой медалью ТСХ России (2005 г.)

Кавалер «Ордена Планеты» в номинации «Художник Года» Академии художеств Мира «Новая Эра» (2011 г.)

Лауреат премии «Вера» VII! Московского Международного Фестиваля Искусств «Традиции и Современность»
(2013 г.)

Обладатель Гран При ХII Международной ярмарки современного искусства (2005 г.) в Пекине (КНР). Является почётным директором музея Русского Искусств в г. Харбине (КНР), почётным членом Союза Художников Китая.

Мир ошеломляет художник, ошеломивший себя…

Жизнь на сколе судьбы, жестокой ностальгии по настоящему…

Творец, не имеющий дня, который бы принадлежал ему, Апостол ренессансных палаццо Православия…

В непостижимых тайнах нематериального, в магнетизме духовного — вся материальная, схожая с микеланджеловской пластикой, творческая сущность художника Александра Евгеньевича Тихомирова. По месту жизни и творчества его, несомненно, следует считать амурским, дальневосточным художником, поскольку главная «поисковая» обитель Александра Евгеньеви-
ча и его творческой семьи — Благовещенск-на-Амуре. Но по вкладу в культуру, в искусство А.Е.Тихомиров, что тоже бесспорно, является величиной российского, мирового уровня. Россия сильна, по утверждению Н.М.Карамзина. русской провинцией. Волга. Днепр, Енисей, Ангара, Амур… Скользамечательных мастеров отечественной культуры черпали живительные силы далеко от столиц, приумножая славу Отечества!

А родился, меж тем. маэстро как раз близ Москвы. в г. Электросталь в 1956 году. В 1984-м кончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее графа Строганова), отделение монументально-декоративной живописи, мастерская Г.М.Коржева. И…

И далее повелевала процессом Ее величество судьба. Сразу после окончания училища молодой человек, 28 лет от роду. решает кардинально изменить жизнь. Берет билет на самолет, отбывающий на восток, и, следуя вдоль 50-й параллели на окаянных крыльях фортуны, через десять часов оказывается на берегах Амура, в пограничном Благовещенске. Известность к амбициозному бунтарю, талантливому живописцу придет. когда Александр станет автором нового направления в живописи и запатентует его под названием “Оконопись”. А большая слава найдет Тихомирова после широкого признания его исповедального творчества на многочисленных выставках. которые состоялись за минувшие тридцать два года во многих больших и малых городах России, за рубежом. Александр Евгеньевич становится сначала Заслуженным. а затем Народным художником России. За большой вклад в российскую культуру в 2014 году в Екатерининском зале Кремля Президент России В.В.Путин вручит А.Е.Тихомирову орден Дружбы. Так они и поквитались: город по имени Благая Весть и Мастер. Сначала Благовещенск с подвиг художника на свободу и духовный подвиг, потом Оконопись стала визитной карточкой города на Амуре и Зее.


Основа, душа и дух «Оконописи» глубокое проникновение в суть и смысл русской иконы. русского Православия. Художник работает в стиле религиозных сюжетов, выполненных темперой на старых деревянных ставнях. Когда смотришь на работы художника, неизбежно «включаются» ассоциации и прямые аналогии. В том смысле. что подвижническое творчество Тихомирова, обладающее силой ока духовного видения. стоит в одном ряду с творчеством христиан-иконописцев Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека. Истинная вера. традиции и современность составляют базис. первоэлемент творчества А.Е.Тихомирова. «Дерево для меня
это лист. канва. на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом. и задача художника суметь всего несколькими штрихами выявить лик Святителя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней», — говорит о своем творчестве Александр Евгеньевич.

И поведал тогда Господь: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. Поступающий по правде, идет к свету. дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны».

Сила творчества Александра Евгеньевича Тихомирова как раз в правде. Еще можно сказать — в праведности, благочестии, в мощи света и разума.

Благовещенск — это один из старейших городов Дальнего Востока, которому в этом году исполняется 160 лет. История его основания тесно связана с православием. Наш город — гор0д Благой вести, как часто его называют, вдохновляет творческих людей на создание прекрасных
полотен, стихов и песен. Особое место в этом творчестве занимает уникальная, неповторимая, заглядывающая в самую душу живопись Александра Тихомирова.

Я уверена, что выпускник знаменитой «строгановки», совершенно неслучайно более 30 лет назад приехал в наш город. Он прошел большой творческий путь, предначертанный свыше. Его работы увековечены в истории и архитектуре мозаичными полотнами на зданиях Благовещенска. Именно здесь, в нашем городе, благодаря его особой духовной атмосфере и таланту мастера родилась уникальная техника живописи — оконопись, аналогов которой нет в мире.

Работы этого неординарного художника, с которых на нас смотрят образы и лики православных святых, написанные на филенках ставен, давно известны и в России, и за рубежом и стали визитной карточкой нашего города. Связь с предками, любовь к Родине воспринимаются
особенно остро, когда смотришь на деревянные полотна художника. Его произведения это особый мир. который заставляет остановиться в быстротечном потоке времени и задуматься о вере, о душе.

От имени жителей города благодарю большого художника за его большой труд и уникальный талант. которым гордятся благовещенцы и ждут его новых работ. Я искренне рада за тех, кто уже знаком с его творчеством и за тех, кому только предстоит открыть для себя работы‚ от которых исходит свет.

Мэр города Благовещенска
В.С. Калита

Большой и яркий, художник устремился, взлетев Однажды на рукотворных крыльях, по неизведанному пути Вечности по которому никто из мастеров кисти до него в искусстве не ходил. Ни в России, ни за ее пределами. Природа гениальности — она в разительных открытиях очевидного и доступна лишь избранным. Открытие А.Е.Тихомирова следует считать глубоко русским по духу, многими критиками и искусствоведами оно по праву признается ярким, крупным вкладом в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры.

«Оконописные» иконы А.Е.Тихомирова находятся в музеях и частных коллекциях в России, Белоруссии, Армении. Канаде, Грузии, Италии, Латвии, Турции, Израиле, Австрии, Корее, Германии. Китае, Польше. Финляндии, Чехии, Японии, США. во Франции и других странах мира. О творчестве художника рассказывалось в фильме Страна на краю света“. снятом телевидением ФРГ. Помимо Германии фильм транслировался на ряд стран Западной Европы. Александр Евгеньевич имеет Благодарственные письма Русской Православной Церкви, Правительства Амурской области, Министерства культуры России.

А еще он — Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублева III степени. Кавалер международного ордена «Благотворение» III степени. Почетный директор
музея Русского искусства в г. Харбин (Китай), почетный член Союза художников КНР, почетный член Красноярской организации ВТОО СХ России.

Канонический жрец именем Александр-Амурский “задумал такую картину. чтоб висела она без гвоздя“. И это Мастеру, кажется, удалось в Благовещенске, на что ушли, с момента рождения по сегодняшний день, бездна не тщетных трудов и шестьдесят лет жизни.

ХРАНИТЬ МИР И ПОКОЙ ВНУТРИ ДОМА ПОМОГАЛИ ИКОНЫ – ОКНА В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. ЛИК, ЛИЦО, ЛАПИЧНИК. НЕТ ДОМА БЕЗ ОКНА, ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ЛИЦА, ИКОНЫ БЕЗ ЛИКА.

C народным художником России Александром Тихомировым я знаком пять лет, а ощущение — будто целую вечность знаю этого человека удивительной душевной щедрости, всепоглощающего обаяния и нетипичной для нашего времени скромности. Меж тем он единственный в нашей стране художник, создавший самобытное направление в живописи — Оконопись.

Деревянные оконные ставни, наличники. Сегодня, пожалуй, не каждый молодой человек ответит, что это за штуковины такие. А были времена, когда редко какой дом на Руси обходился без этих плотницких творений. Ставни оберегали жилища от ветров и морозов, от злых людей и дурного глаза. Хранить мир и покой внутри дома помогали иконы – окна в Царствие Божие. Лик, лицо, наличник. Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика. Тихомирову удалось связать воедино эти, казалось бы, разноплановые понятия, а затем и материализовать их в своем творчестве. На мои долгие уговоры «объяснить природу открытия» Александр однажды рассказал свой сон:

– Не знаю, как бы сложилась моя жизнь в Москве, но в 1984 году я перебрался в город Благовещенск Амурской области. Выполнял мозаичные работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке, что-то писал для себя. Однажды допоздна задержался в мастерской, там и заночевал. И во сне состоялся разговор с самим Богом. Обратился он ко мне с такой речью: хватит грешить и прозябать в суете. Вот тебе слово мое — ищи себя в творчестве духовном, иди к вере, прославляя Бога и святую Русь. Тогда и пришло решение попробовать себя в иконописи.

Слово «икона» греческое и в переводе означает «образ», «изображение». По преданию, царь, Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится «пророк и чудотворец» Иисус, Авгарь послал к нему своего придворного живописца Ананию с просьбой исцелить его и нарисовать портрет Иисуса. Живописец сделать портрет не смог «по причине сияющего блеска лица его». На помощь пришел сам Господь. Он взял у художника кусок холста, приложил к своему лицу, и на ткани запечатлелся божественный образ. Получив первую, самим Богом сотворенную икону, Авгарь приложился к ней и получил исцеление. За этим чудотворным изображением закрепилось название «Спас Нерукотворный».

Сын московского художника-живописца, выпускник двух столичных художественных училищ, «Памяти 1905 года» и знаменитой «Строгановки», Александр Тихомиров был с юности знаком с традициями и законами иконописи. Он прекрасно понимал: икона — всегда Святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. А потому самое главное — соблюсти степень ответственности за свою работу перед теми, кого он изображает: образы должны быть достойны Первообразов. Нет он не стал состязаться в мастерстве с природой и Творцом. Он придумал свой неповторимый изобразительный язык — стал писать иконы на старых, давно заброшенных оконных ставнях. В 1995 году Тихомиров запатентовал новое направление в живописи ­– Оконопись.

­ – ­Для меня дерево — это канва, на которую ложится идея Бога, — говорит Александр, — оно само сотворено Господом, задача художника — несколькими штрихами выявить лик Создателя. Приоткрыть тайну творения и самому приобщиться к ней. Естественная внутренняя структура дерева, трещины и шероховатости, вызванные ветром и дождем, полностью сливаются с религиозной торжественностью, мистерией и иллюзорностью воображения. Отжившие свой век деревянные оконные ставни аккумулируют в себе душевную энергию людей, проживавших в доме. Поэтому изображенные на ставнях лики святых несут в себе особую энергетику.

Оценку творчества Александра Тихомирова мне доводилось слышать на разных выставках и в различных аудиториях: на Бурейской ГЭС, в Госдуме РФ, Дипломатической академии, храме Христа Спасителя. Большинство людей, от простых рабочих до министров и академиков, сходятся в одном — в его работах вместо внешней красивости всегда присутствует красота духовная. Оконописные творения раздвигают пространство не вширь, а вглубь. Остро чувствуя структуру материала, Тихомиров с блеском использует узоры дерева, все его разнообразные оттенки. Так и получаются шедевры. Старые ставни как бы открывают окна к познанию мира, становятся средством общения со Всевышним, помогая каждому из нас найти свою дорогу к храму.

Количество выставок оконописи Александра Тихомирова в нашей стране и за рубежом приближается уже к двум с половинной сотням. Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях в США, Польше, Китае, Японии, Германии, Финляндии, Австрии, Чехии. Народный художник России дарит оконописные работы не только музеям, но и предприятиям, школам, космонавтам и артистам, чиновникам и депутатам, рабочим и журналистам. Мой дом украшает один из самых дорогих сердцу подарков работа Александра Тихомирова «Николай Чудотворец».

Отличие стилистики иконы от обычной картины — это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Представьте рисунок дороги — линии сходятся в одной точке, расположенной на горизонте. Для оконописи характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед ней человеке. Параллельные линии на иконе не сходятся, а, наоборот расширяются в пространстве. Впрочем, и самого пространства как такового здесь нет. Передний и задний планы имеют не перспективное изобразительное, а смысловое значение. В них заключается идея приближения мира
Всевышнего к нашему земному миру.

С ДУШОЙ И ВЫСОКИМИ ПОМЫСЛАМИ
Очи, окна, оконопись — слова однокоренные.
Оконопись — современное направление религиозной живописи, корни которой уходят в древнерусскую иконопись, обязано своим появлением на свет благовещенскому художнику Александру Тихомирову, который жил и учился когда-то в Москве, в Строгановском училище, на отделении монументально-декоративной живописи в мастерской Г.М. Коржева. Но в восьмидесятых годах вдруг решил уехать на Дальний Восток. То еще не очень далекое от нас время не располагало к занятиям иконописью. Однако художник как творческая личность, рожденная в православной стране, несет в себе зачатки православной культуры. Кто-то бессознательно, кто-то подсознательно, а Тихомиров—осознанно. Поэтому с 1984 года его основной деятельностью становится мозаика, в технике которой он выполняет работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке.

Начав с выполнения мозаик в светских учреждениях, он целенаправленно пришел к торжественности мозаики церковной, обратился к религиозному искусству, иконописи, которая ярко воплотилась в оригинальной форме — оконописи. Этот термин принадлежит самому художнику.

Лучшие традиции русской иконописи, с ее софийностью и внутренней интимностью, с достоинством воплощаются в новом направлении современного религиозного искусства.
Эпоха постмодернизма позволила светским художникам достаточно легко освоить традиции православного искусства в ее новых формах.
Одной из таких оригинальных форм и является искусство оконописи.
Использование фактуры дерева, отживших свой век оконных ставен, которые аккумулировали в себе душевную человеческую энергию живших в доме людей, является творческим открытием Александра Тихомирова.

Достаточно серьезное изучение традиций православной иконы с ее каноничностью, музыкальностью и ритмической четкостью одухотворяет произведения А. Тихомирова.

Как известно, традиция не препятствует проявлению творческого духа, особенно в искусстве религиозном. Разнообразие приемов древнерусского иконописания нарушает представление о каноническом как некоем воплощении принципов художественного мимесиса. Сколько веков работали художники-иконописцы в одном каноне, и сколько различий между художественными приемами таких титанов, как Панселин, Феофан Грек и Андрей Рублев ! Поэтому рождение нового и, безусловно, выразительного направления в искусстве — процесс вполне закономерный.

Конец уставшего века, граница тысячелетия — и вместо появления термина со словом «арт» вдруг нечто оригинальное, выросшее на русской, православной почве и являющееся самостоятельным направлением религиозного искусства.

Начавшееся не так давно воцерковление нашего общества дало возможность изучать православную культуру в разных ее аспектах. Распространение патриотической литературы, религиозной поэзии в форме песнопений, восстановление разрушенных храмов привели к появлению православных воскресных школ и гимназий, иконописных мастерских и художественных галерей.

Лик, лицо, наличник.
Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика.
Одна из персональных выставок Александра Тихомирова так и называлась «Окна Руси». Очень емкое название.
Окна, очи, глаза. Оно объединяет в себе понятие Святой Руси и того, без чего нет на Руси ничего святого — православия. Окна — глаза дома.

В марте 1999 года состоялась выставка А.Тихомирова в музее храма Христа Спасителя в Москве к юбилею святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «Храни веру православную», где работы художника А. Тихомирова привлекли особое внимание.
В дальнейшем их путь лежал в Иерусалим, на международную выставку современного православного искусства. Таким образом, проложена дорога от Святой Руси к Святой земле.

Галина МЯГКОВА

В выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) состоится открытие выставки произведений народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Тихомирова «Оконопись».


Александр Тихомиров – автор нового направления в живописи «Оконопись», зарегистрированного в Российском авторском обществе в 1995 году. Художник продолжает лучшие традиции мастеров русского иконописания, но не форме, не по канонической технологии, а по глубине созданных и пережитых образов. «Оконопись» – это религиозные сюжеты, выполненные темперой на старых оконных ставнях.

А. Тихомиров родился в 1956 году в г. Электростали Московской области в семье художника. Окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года, в 1984 г. – отделение монументально-декоративной живописи МВХПУ (б. Строгановское), мастерскую Г. М. Коржева. Более тридцати лет живет и работает в г. Благовещенске Амурской области. Выполнил целый ряд успешных монументальных проектов – мозаик, украсивших общественные здания дальневосточного региона. Кульминацией творческого развития художника стал авторский стиль «Оконопись», который не имеет аналогов в мире.

Художник в своей технике подчеркнуто идет от природы – основной материал для его произведений – натуральное дерево, ставни со старых жилых домов. Из снятых ставен выпиливаются филенки (составные части ставен), а дальше идет долгий творческий процесс создания образа.

Как отмечает искусствовед Т. Кочемасова, художник «…идет при создании образа именно от особенностей материала – его выразительности, фактуры, структуры. Все эти трещины, сучки, шероховатости становятся основой для композиции, образуют особую эстетику, подчеркивают красоту времени, которое в этих знаках обретает свою плоть. Именно в замысловатой игре линий дерева Тихомиров ищет ключ к новому образу».

«Дерево для меня – это лист, канва, на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом, и задача художника – суметь несколькими штрихами выявить лик Создателя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней». А. Тихомиров.




«Спас», «Рождество Христово», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Св. Николай Чудотворец», «Троица», «Св. Георгий», «Св. Великомученик Пантелеймон», «Сергий Радонежский» – работы Тихомирова камерны и монументальны одновременно. В них соединены душевная теплота, лиризм и высокая духовность, запечатленная в образах и ликах святых. По мнению искусствоведа Н. Аникиной, «нужно обладать огромной человеческой и творческой смелостью, чтобы предложить свою личную интерпретацию священных канонических образов, живущих в сердце каждого православного человека».

Картины художника отмечены особой пластической выразительностью, изысканностью цветовой палитры. «Цвет в экспериментальном пространстве «Оконописи» Тихомирова играет особую роль. С помощью него окончательно «проявляются» лики, словно они наполовину вышли из пространства мира горнего к нам, в мир дольний… Цвет не доминирует, не акцентирует, он освобождает энергию образа», – пишет искусствовед Т. Кочемасова.

Уникальные работы художника хорошо известны у нас в России и за рубежом. Они находятся в музеях и частных коллекциях в России и во многих странах мира, включая Израиль, Кипр, Чехию, Португалию, Австрию, КНР. А. Тихомиров уже трижды выставлял свои произведения в Храме Христа Спасителя, была выставка в ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Александр Тихомиров – народный художник Российской Федерации, кавалер Ордена Дружбы, член-корреспондент РАХ, член Творческого Союза Художников России, председатель Правления АРОО ТСХ РФ, вице-президент Академии Художеств Мира «Новая Эра», профессор БГПУ. Обладатель Ордена Русской Православной Церкви «Преподобного Андрея Рублева III степени», кавалер ордена «Благотворение» III степени, награжден золотыми медалями РАХ и ТСХ России и другими наградами. Почетный Гражданин города Благовещенск.

«Концепция «оконописи» пришла ко мне во сне и стала для меня смыслом жизни. Это мое авторское направление. «Око», «окно», «оконопись» - слова звучат как однокоренные. Суть иконописи в том, что я стал писать работы на православные темы, используя в качестве материала оконные ставни. Ведь окна – глаза дома. А ставни – своего рода ресницы, защищающие глаз от сглаза, от камня, брошенного злой рукой. В Евангелии от Луки сказано: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло, а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Это для меня – своего рода эпиграф к оконописи, потому что я занимаюсь живописью религиозной, духовной. Если говорить совсем определённо, то оконопись – та же иконопись, только вне монастыря. Каждая моя работа – это, по сути, икона, писанная хоть и светским, но глубоко верующим человеком, каковым я стал ещё в студенчестве, тайно крестившись (времена-то были люто атеистические) в Тарасовской церкви. С тех пор мою жизнь сопровождают пост и молитва, а моим «монастырем» стала мастерская». А. Тихомиров.



Похожие статьи
 
Категории