Топ вымышленных литературных миров. Самые знаменитые фантастические вселенные и их создатели (10 фото) Вымышленные вселенные

30.09.2020

Путешествовать по разным мирам, другим вселенным и параллельным измерениям очень легко. Достаточно открыть книгу и погрузиться в чтение - и вот мы уже выпадаем из будничной рутины, чтобы спасти Средиземье вместе с отважными хоббитами, побороться за власть в Вестеросе, или даже (ну а почему бы и нет?) порезвиться в Эквестрии с маленькими пони. Миров много, и каждый может совершить паломничество в ту вселенную, которая ему ближе.

Основной закон сотворения миров

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего - два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков - под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье. Клайв Стейплз Льюис поступал иначе - он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали - тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей , взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ - например, вселенная «Песни льда и пламени » родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад - в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей - столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое - на что хватит вашего воображения. Главное - чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Вот так, к примеру, писал об этом Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста »:

Когда, читая сказку о Красной Шапочке, мы воспринимаем как «нереальное» свойство героини оставаться живой после того, как её проглотил волк, то это происходит потому, что мы осознаём (хотя бы на уровне интуиции), что подобное свойство противоречит второму закону термодинамики. Но второй закон термодинамики - это часть нашей системы понятий, нашей семантической энциклопедии. Стоит поменять энциклопедию - и наше восприятие станет иным.

Писатель, создавая свой мир, вместе с ним «пишет» (не в прямом смысле, конечно) «энциклопедию» этого мира. Читая роман или смотря фильм, мы понимаем, что происходящее нереально (так как мы прочно укоренены в «энциклопедию» реального мира), однако, на некоторое время мы принимаем правила игры, которые предлагает автор. Можно сказать, что мы позволяем себя обмануть, поверив в то, о чём нам рассказывают со страниц книги или с экрана. В этом заключается секрет магии искусства. События, происходящие в Средиземье или в Вестеросе, реальны внутри собственных вселенных, так как они полностью вписываются в «семантические энциклопедии» этих миров.

В дополнение к этому закону установлено ещё одно важное ограничение. Какой бы фантастический мир не творил писатель, этот мир всегда будет основан на реальности. Человек просто не в состоянии помыслить вселенную, абсолютно отличную от привычной нам. Разница между «реальностью» и «вымыслом» заключается в наличии фантастических допущений, но в основе фантазии всегда лежит опыт автора, и опыт этот не может быть ничем иным, кроме как опытом человеческого существа. Конечно, писатель подобен демиургу, творящему мир, но «глина», из которой он лепит своё создание, дана ему заранее - в знаниях о настоящем мире и его законах.

К слову, сам Толкин говорил, что Средиземье - это не какой-то параллельный, а именно наш обычный мир. Просто описываемые события происходят в стародавние времена (буквально доисторические, так как история людей начинается с отплытия эльфов на Запад). Однако сегодня мы часто слышим словосочетание «мир Толкина», и воспринимается это вполне нормально. Мир льда и пламени

На первый взгляд, мир, созданный Джорджем Мартином , не отличается оригинальностью. Основной конфликт взят из европейской истории (параллель «Ланнистеры и Старки - Ланкастеры и Йорки» очевидна). Драконы тоже были придуманы давным-давно. Ну а белые ходоки - это просто фэнтези-версия классических голливудских зомби. Однако же, миллионы людей по всему свету просто влюбились в творение Мартина. В чём же секрет? Можно выделить три причины бешеной популярности книг и сериала.

Причина первая. Несмотря на то, что действие саги происходит в условном Средневековье (на самом деле, всё сложнее, но примем это так), мотивация каждого персонажа прозрачна и понятна современным людям. Ланнистеры, Старки и прочие ведут себя так, как вели бы себя в похожих обстоятельствах жители XXI века. Иначе говоря, «Песнь льда и пламени» - это современность, но в фэнтези-антураже.

Вторая причина - беспощадность Мартина к своим героям. Да, речь о тех самых неожиданных сюжетных поворотах, в которых внезапно умирают полюбившиеся всем герои. Что, опять же, приближает это произведение к реальной жизни.

Третья причина - композиция. Мастерство Джорджа Мартина состоит в том, чтобы собрать все элементы мира и тщательно подогнать их друг к другу так, чтобы получилась цельная картина. Да, драконов мы видели уже много где, как и сироток-принцесс, лишившихся царства. Но всё это, собранное вместе, даёт потрясающий комбо-эффект.

Влияние «Игры престолов» на современную культуру настолько велико, что с этим произведением стоит ознакомиться даже тем, кто не любит фэнтези (или предпочитает более «добрый» вариант этого жанра). Мир, созданный Джорджем Мартином, сегодня диктует модели поведения и мышления для тысяч людей по всей планете. «Песнь льда и пламени» становится новым всемирным эпосом, который включается в культурные коды жителей «глобальной деревни» под названием Земля. Выдвинем смелое фантастическое предположение: через несколько лет человек, не смотревший и не читавший «Игру престолов», просто не будет понимать, о чём говорят люди вокруг него. Звёздные войны

«Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике...» Эти слова, открывающие каждый эпизод «Звёздных войн», знакомы миллионам, если не миллиардам, людей на земле. История, начавшаяся со смелого кинематографического эксперимента Джорджа Лукаса (в успех которого мало кто верил), разрослась до поистине галактических размеров.

Теперь «Звёздные войны » - это не только серия фильмов, но и мультфильмы, комиксы, игры, а также невероятное количество лицензионной продукции - от фигурок героев саги и световых мечей до одежды с портретами Дарта Вейдера или Йоды. Marvel

Если стремиться к точности, то следует говорить не об одной, а о многих вселенных «Марвел » – Marvel Multiverse. В XXI веке главенствующая роль в этом скоплении миров принадлежит «кинематографической вселенной».

Компания Marvel полностью оправдала своё название, совершив настоящее чудо. Раньше супергеройский дискурс был легитимен только в субкультуре гиков. Теперь же, после выхода фильмов о Капитане Америка, Железном Человеке, Халке, Стражах Галактики и других спасателях мира, такое кино смотрят, кажется, почти все. DC

Гигант индустрии комиксов, подаривший нам Бэтмена, Джокера, Супермена, Чудо-женщину, Зелёного Фонаря, Аквамена, и множество других супергероев и суперзлодеев. Мир DC отличается некоторой мрачностью и серьёзностью. Неудивительно, ведь изначально аббревиатура DC расшифровывалась как Detective Comics, и произведения, выходившие под этим брендом, были близки такому направлению, как нуар. Чужие

Притягивающая и одновременно пугающая история про абсолютно враждебное человеку существо из глубин вселенной продолжает развиваться. Зрители и читатели любят «Чужих », потому что произведения франшизы бьют сразу по нескольким фронтам: тут вам и атмосфера холодного безжалостного космоса, и философско-религиозный подтекст (особенно заметный в «Прометее»), и даже про-феминистская линия, ярко обозначенная в первых трёх фильмах.

А монстр, рождённый воображением Гигера, сегодня стал узнаваемым атрибутом поп-культуры. Дюна

Мир, который создал Фрэнк Герберт, не стал суперпопулярным среди массового читателя - но, может, это и к лучшему. В любом случае, у «Дюны » очень много преданных поклонников. Сага о жизни на песчаной планете Арракис - это детально проработанный мир, в котором нашлось место любви и вражде, интригам и политике. По накалу страстей это произведение во многом не уступает «Песни льда и пламени». Такое сравнение вполне уместно. «Дюна», созданная задолго до «Игры престолов», во многом её предвосхитила. Например, один из центральных сюжетов у Фрэнка Герберта - противостояние двух Великих Домов - благородных Атрейдесов и подлых интриганов Харконеннов. Ничего не напоминает? Лавкрафт и его бестиарий

Мастер литературы ужасов тоже сконструировал собственный мир, в котором нашлось место ужасным древним богам, таинственным культам и пришельцам из космоса. Более подробно о том, чем замечательны произведения Говарда Лавкрафта и какой след они оставили в культуре, читайте в нашем материале. Вселенная Гришей

По сравнению с DC или с «Чужими», эта вселенная - ещё ребёнок, потому что появилась она сравнительно недавно. Но, несмотря на юный возраст, уже успела обзавестись поклонниками по всему миру. Любопытный факт: автор истории про Grishaverse Ли Бардуго при создании своего мира вдохновлялась славянской, а в особенности, русской культурой.

Яркие характеры, потрясающие диалоги, захватывающие приключения - всё это вы найдёте в мире, который построила Ли Бардуго. Эквестрия

Появление этого пункта здесь может показаться странным, но ведь мы говорим о вымышленных мирах, так почему бы не сказать и об этом мире? Да, франшиза My Little Pony ориентирована на вполне определённую аудиторию - в основном, ядро фан-сообщества составляют маленькие девочки. Но и многим взрослым нравится следить за приключениями жителей волшебной страны Эквестрии.

Мир, описываемый в мультфильмах, книгах и комиксах о маленьких пони, вполне можно назвать фэнтезийным. Он живёт по своим правилам и, судя по популярности франшизы, эти правила по нраву многим.

Большинство из нас видели фильмы, читали книги или играли в игры, в которых повествовались интересные вымышленные вселенные, которые оказались настолько удачными, что мы полюбили их навсегда. Рекомендую ознакомится с некоторыми из них.

1. Звёздные войны - создатель: Джордж Лукас


«Звёздные воины» - это не только шесть полнометражных фильмов. Придуманный Лукасом мир на сегодняшний день развивается уже почти сам по себе - о нём написаны сотни книг, в которых описаны самые далёкие уголки вселенной, рассказано обо всех героях, которых мы видели в фильмах, и о множестве других, о которых в фильмах нет ни слова. По мотивам классических «Звёздных войн» созданы комиксы, видеоигры, мультфильмы.

2. Забытые королевства - создатель: Эд Гринвуд

«Забытые королевства» - эти мир фэнтези, разработанный для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons». Наибольшую известность вселенной принесли написанные по миру романы Роберта Сальваторе и видеоигры «Icewind Dale», «Baldur’s Gate» и «Neverwinter Nights». Мир проработан практически до мельчайших деталей. Разумеется, можно придраться ко многим мелочам вроде странного распределения на планете климатических поясов, но это как раз объяснимо - над проектом одновременно работало множество авторов, каждый из которых взял себе небольшой кусочек мира, и только потом их «склеили» воедино.

3. Арда - создатель: Дж. Р. Р. Толкин

Толкин создал оригинальный мир, послуживший источником вдохновения для создания практически всех фэнтези-вселенных. Именно он придумал названия для большинства фэнтезийных рас - орков, эльфов, хоббитов - остальные «творцы миров» просто переделали их на свой лад. Мир Толкина получился живым: со своей историей, особенностями, ключевыми персонажами и в некотором роде географией. Кстати, часто придуманный Толкином мир называют Средиземьем, но это неверно: на самом деле его название - Арда. Появилась она после того, как бог Эру создал удивительных существ - айнур, которые в буквальном смысле спели мир.

4. Звёздный путь - создатель: Джин Родденберри

«Звёздный путь» - научно-фантастический сериал, вышедший на экраны в 1966-м году в США. Важно помнить, что тогда человечество ещё даже не совершило полёт на Луну, а только мечтало о космических путешествиях. Так что момент был выбран удачно: «Звёздный путь» - это сага о первых человеческих путешественниках, отправившихся исследовать глубокий космос, знакомиться с остальными населяющими галактику разумными расами и учиться у них.

5. Песнь льда и пламени - создатель: Джордж Мартин

Прообразом для этой вселенной послужила реальная человеческая история: мир «ПЛИП» сравним с нашим европейским Средневековьем - налицо феодальная раздробленность, отсутствие пороха, несколько угнетённое положение простого люда и, конечно же, дворцовые интриги.

6. Марвел - создатель: Стэн Ли

Вселенная Marvel достаточно сильно основана на реальном мире. Земля во Вселенной Marvel обладает всеми особенностями настоящей: те же страны, те же личности (политики, кинозвёзды и т. д.), те же исторические события (Вторая мировая война, Корейская война, Вьетнамская война и т. д.) и так далее. Однако она также содержит много других вымышленных элементов: страны, такие как Ваканда, Латверия и Дженоша, и организации, вроде шпионского агентства ЩИТ и его врага ГИДРА.

7. Вселенная "Дозоров" - создатель: Сергей Лукьяненко

В своих романах «Дозоры» Сергей Лукьяненко создал фантастическую реальность, мир, существующий параллельно нашему. Все действия в романах происходят в обычном мире и в сумеречной зоне.

Фэнтези - одно из самых популярных и востребованных ответвлений фантастического жанра. Однако, увы, слишком часто под этой маркой в руки читателям попадают уныло-однотипные произведения, написанные по выверенным шаблонам и многократно использованным лекалам. Вот и шагают бесконечными рядами из книги в книгу «одинаковые с лица» благородные воители, светлые маги, разноцветные эльфы и туповато-коварные злодеи. К счастью, Страна Фантазия обширна, богата, многогранна и способна порадовать любого, даже самого взыскательного читателя.

Сегодня мы представляем вашему вниманию десять действительно неординарных фэнтези-книг. Этот список не претендует на всеохватность - но каждый из упомянутых авторов сумел привнести в жанр нечто своё, по-настоящему оригинальное.

Сюжетная завязка : от руки убийцы, посланного дикарями-паршенди, пал король Алеткара. Шесть лет его наследник воюет с виновниками смерти отца. И всё меньше времени остаётся до того, как на Рошар обрушится настоящая опасность, способная уничтожить весь мир.

В чём фишка? Мир Рошара отличается от множества других на уровне биологии. Виновны в этом жуткие Сверхшторма, изменившие животных и растения. Чтобы приспособиться к этому необычному атмосферному явлению, организмам Рошара пришлось серьёзно эволюционировать. Фауна, чтобы устоять перед непогодой, обросла хитиновыми панцирями и увеличила число конечностей. Флора при приближении бури или любой другой опасности научилась прятаться в грунт или даже каменистую поверхность. А люди кардинально изменили принципы строительства своих жилищ: здания здесь каменные, низкие, тяжеловесные, развёрнутые острым углом к урагану и крытые толстым, просмолённым деревом. И никаких окон на штормстороне!

Местные обитатели также ухитрились использовать Штормсвет - энергию, которая появляется во время бури, - как источник освещения, магии и даже платёжное средство. На этом фоне остальные особенности Рошара (спрены - элементали, которых привлекают человеческие эмоции; преобразователи - приборы, способные превращать одну материю в другую; клинки, режущие камень как масло) выглядят лишь любопытными дополнениями к миру.

Резюме : яркими героями, масштабными сражениями, изысканными интригами и причудливой магией могут похвастать многие фэнтезийные эпопеи. Хватает этого и у Сандерсона, но оригинальность его цикла именно в устройстве мироздания.

Яцек Дукай «Иные песни»

Сюжетная завязка : отправляясь в дебри Африки, на границу ужасного Изменения, Иероним Бербелек, некогда «величайший стратегос наших времён», преследовал исключительно меркантильные цели - выяснить, не принадлежит ли некая Шулима Амитасе к «крысам» Чернокнижника Кратистоса, заклятого врага Бербелека. Но поездка в места обитания какоморфов, которые вдали от цивилизации принимают абсолютно чудовищные формы, в результате изменила судьбу всего человечества.

В чём фишка? В мире, придуманном польским писателем, дух, мысль, воля властвуют над бренным телом: «Тело - это всего лишь одежда для разума» (привет от Аристотеля, который первым предложил учение о материи и форме). Сильный духом способен продлевать свою жизнь и долго оставаться в здравии. Слабый, не обладающий стальной волей, случайно выйдя из-под влияния кратистоса (местного божка), может и вовсе утратить людскую форму. Медики в состоянии исправить или улучшить практически любой физический недостаток. А профессиональные воины-аресы способны во время боя влиять на структуру материи, после чего малейшее их прикосновение становится смертельным. Здешние «земные боги», кратистосы, изменяют людей и мир одним влиянием своей мощнейшей морфы (силой духа и воли). Не редкость и физические изменения тела: протагонист в морфе стратегоса изрядно выше ростом себя же «купца».

Все действия и мотивы героев при этом выпячены на всеобщее обозрение. Ни к чему подковёрные игры - достаточно встать лицом к лицу, и через пару минут всем окружающим становится ясно, чья воля сильнее, а дух крепче. Своеобразный якорь, «спасательный круг» для читателя, ошарашенного изменениями, которые постигли Землю с лёгкой руки Дукая.

Резюме : Яцек Дукай не просто придумал очередной альтернативный мир. Он создал вселенную, опирающуюся на труды древнегреческих философов, которая кардинально отличается от знакомой читателю - причём не только в религиозном, духовном или политическом плане, но даже на уровне физических и биологических законов.

Сюжетная завязка : в Кабире, где большинство жителей озабочено в основном турнирами мечников, начинаются загадочные убийства. За их расследование берётся Дан Гьен по прозвищу Единорог, один из Высших Мэйланя. Он умён, опытен, искусен, но абсолютно не готов к тому, с чем ему предстоит столкнуться. Кстати, Единорог вовсе не человек.

В чём фишка? В этом мире есть две разумные расы - Люди и Блистающие: разнообразное холодное оружие, которое ментально влияет на своих носителей, называет их Придатками и воспринимает как своеобразных «братьев меньших». Вроде живые существа, но мозгов как у бабочки. Люди, в свою очередь, и не подозревают, что многие их действия спровоцированы собственным же оружием. Лишь постепенно, после массы перипетий, эти странные отношения переходят в настоящий симбиоз.

Стоит отметить и великолепный взгляд на поединки как на бескровные Беседы, показывающие не желание убивать, а лишь уровень мастерства.

Резюме : холодное оружие всегда вызывало у людей восторженные чувства. Им восхищались, его воспевали, ему давали имена. Но лишь Олди сделали следующий шаг, полностью его очеловечив.


Сюжетная завязка : Нью-Кробюзон. Безумный город, место, где в фантасмагорический клубок сплелись самые разные расы, культуры и верования. Для кого-то ад, для кого-то - любимый дом. Но когда на улицы Нью-Кробюзона вырывается нечто невиданное и жутко опасное, представители этих рас начинают гибнуть.

В чём фишка? Город, созданный Мьевилем, населяет множество непохожих созданий: обычные люди, разумные кактусы, жукоголовые хепри, гротескные «переделанные», водяные с русалками. Магия и стим-технологии, социальные и расовые проблемы, счётные машины и воздушные монорельсы, Безумные Боги и посольство Преисподней… Чего здесь только нет!

Казалось бы, приготовить съедобное блюдо из этой причудливой смеси не под силу никому. Но Мьевиль, взявшись за малоподъёмную для других ношу, очень достойно справился с задачей. А ещё это отвратительно-притягательное путешествие на стыке разных жанров позволит читателям поразмышлять над многими вопросами, актуальными для нашей жизни.

Резюме : смешение жанров, популярное в кинематографе, не редкость и для фантастической литературы. Но мало кому удавалось соорудить настолько ядрёный коктейль, какой вышел у мэтра «новых странных».

Яцек Пекара «Слуга божий»

Сюжетная завязка : Иисус Христос не умер на кресте. Погибли те, кто пытался принести Ему смерть. Ведь гнев Сына Божьего был ужасен…

XV век. Европа уже не одно столетие слышит «Отче наш» в варианте: «Хлеб наш насущный дай нам днесь, и дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим. И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползёт в пыли у стоп наших». Молодой инквизитор Мордимер Маддердин берётся за вроде бы обычное дело об убийстве. Однако всё оказывается не так просто.

В чём фишка? Христианство Пекары, которое началось с неудавшегося распятия, всерьёз отличается от привычного нам. Оно жестокое, немилосердное и отрицает всепрощение. Даже молитва Господу сопровождается жесточайшей болью.

А ещё в здешнем мире никому даже в голову не придёт сомневаться в наличии Бога. Как минимум потому, что в происходящее активно вмешиваются Ангелы Господни - крайне неприятные типы, кстати. Неуравновешенные, непостоянные и гневливые. Вполне в духе самого Сына Божьего, принёсшего на Голгофу не мир, но меч - в буквальном смысле слова.

Под стать небожителям и их земные последователи. Так что инквизиторам здесь работы невпроворот. Костры, еретики, ведьмы, колдуны - причём настоящие. Работа нервная. Одна отрада: после завершения дела с блудливой девкой покувыркаться да вина бутыль-другую приговорить. Целибат, благочестие, грех чревоугодия? Нет, не слыхали.

В общем, добро пожаловать в неидеалистичный христианский мир с несимпатичными протагонистами, после знакомства с которым начинаешь больше ценить Иисуса «нашей сборки».

Резюме : выбрать точкой бифуркации для истории об альтернативной Европе случившееся на Голгофе? Крайне смелое решение, особенно для автора из католической Польши.

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

Сюжетная завязка : XIX век. Туманный Альбион. Уже более двух столетий магия, некогда переполнявшая Острова, сохраняется лишь в качестве теоретической дисциплины. О причинах этого с пеной у рта спорят лучшие учёные умы. Но нашлись два джентльмена, которые перешли от слов к делу и решили вернуть магию на родину.

В чём фишка? Маги-джентльмены, возвращающие волшебство в Британию, не стремятся поработить Землю, бесконечно возвыситься над живущими или заняться ещё какой глупостью из типичного списка фэнтезийных колдунов. Они влюбляются, ссорятся, попадают впросак, вставляют друг другу палки в колёса. В общем, просто живут в своём мире - гармоничном, продуманном до мельчайших подробностей. А заодно представляют разные взгляды на получение и использование знания, на взаимодействие человеческого и волшебного миров. По-разному выражают в себе дух старой доброй Англии.

И, конечно же, вплотную знакомят читателя с фэйри. Существами, которые давным-давно принесли магию в людской мир. Существами, которым и в голову не приходило отказываться от волшебства. Существами непредсказуемыми, как сама природа, и способными на множество поступков, не вяжущихся с человеческой моралью.

Резюме : редкий пример Романа с большой буквы, крайне нетипичный для современного фэнтези. Будто привет, переданный нам из золотого для литературы XIX века.

Сюжетная завязка : с обычной девочкой Джейн однажды случилось то, о чём мечтают практически все дети. Она попала в Волшебную страну. Вот только Неверленд оказался совсем не таким, как видится маленьким детишкам. И даже знакомство со старым и сварливым драконом, которое должно было избавить Джейн от многих проблем, в результате лишь приносит ей новые неприятности.

В чём фишка? Мрачноватый Авалон Суэнвика кардинально отличается от магических миров, созданных более позитивными (или наивными?) авторами. Механических драконов со скверным характером тут собирают на заводах, гномы вершат революцию, вурдалаки напоминают мелких бандюганов, а высокомерие эльфов сравнимо лишь с их презрением к окружающим. Социальные вызовы сплетаются с психологическими зарисовками, непростая история взросления - с исследованием общественных проблем. Страна фэйри интересно продумана, хорошо описана и оставляет чертовски гнетущее впечатление. Возможно, потому, что чересчур напоминает наш мир. Но есть ли смысл на зеркало пенять?

Резюме : один из мэтров киберпанка, даже играя на поле фэнтези, не пожелал отказываться от элементов социальной НФ.

Сюжетная завязка : дальняя страна, «Дикий Запад» Земного Круга. А какой фронтир без золотой лихорадки? И вот она пришла. На Запад устремились толпы старателей, которых поджидают племена аборигенов-духолюдов, кровожадные бандиты и остатки недавно разбитых повстанцев. Быстро едешь - раньше помрёшь? Да как ни езжай, проблем не оберёшься. Тем более если тебе, как Шай Соут, приходится разыскивать банду головорезов, похитивших твоих родных. Банду, которая направляется в самое сердце Дальней страны.

В чём фишка? Аберкромби замахнулся на классический вестерн, разве что без великого изобретения полковника Кольта. Точная стилизация и достоверный антураж. Персонажи - все в духе любимого американцами «фронтирного» жанра. Бандиты, «ковбои», «индейцы»… Прямо Клинтом Иствудом повеяло. Вот только чернушный антураж здешнего фронтира чересчур давит. Романтика? Благородство? Верность? Нет, это явно не к старине Джо.

Резюме : смешение фэнтези с вестерном, да ещё в его «спагетти»-версии. Редчайшая редкость, тем более в исполнении апостола «тёмного фэнтези».

Сюжетная завязка : единственное оставшееся на земле чудо на раздвоенных копытах отправляется на поиски своих пропавших сородичей. В мир, утративший волшебство и память о прекрасном. В мир, где рассказывают страшные истории о короле Хаггарде и жутком Красном Быке.

В чём фишка? Главным героем книги выступает вовсе не человек, а самое настоящее волшебное существо, причём способное менять форму. Кстати, единорог отнюдь не единственный сказочный персонаж, который встретится в романе Бигла.

В словоплетении автор достиг поистине выдающегося мастерства. Текст до предела наполнен смыслом, до волшебства поэтичен, гармоничен, изысканно ироничен, объёмен и весьма хорош на вкус. Будто блюдо, приготовленное матерью и отведанное в детстве, когда деревья были большими, а неведомая, но, безусловно, прекрасная жизнь лишь занималась на горизонте.

Однако главное достоинство романа в том, что он возвращает нам сказку, взявшую всё лучшее от своих детских коллег, но не уклоняющуюся от суровой правды жизни. Сказку, которая наполнена волшебством, отголосками легенд, ощущением необычного. Которая сожалеет об утраченной способности видеть магическую сторону бытия. Которая сохраняет веру в людей и в счастливый исход любого безнадёжного предприятия.

Резюме : одно из самых известных фэнтезийных произведений. Из этого топа оно ближе всего к классическим представителям Страны Фантазии.

Сюжетная завязка : парень по имени Тень, выйдя из тюрьмы, вместо объятий любящей жены и размеренной жизни получает работу у загадочного господина Среды. И скоро Тени придётся познакомиться с очень странными существами и в корне пересмотреть свои представления о реальности.

В чём фишка? Соединённые Штаты Америки - земля без богов (не считая Его Величества Доллара)? Пустынное место, лишённое мифоистории? Как бы не так! Америка, по мнению Геймана, переполнена высшими сущностями, которых переселенцы из разных концов мира прихватили с собой. Каждый бог шикарно описан и несёт в себе национально-идейный пласт. Боги ссорятся, дружат, любят и умирают. И порой кажутся реальнее большинства наших соседей по дому.

Роман может послужить великолепным пособием по изучению древних культов. А ещё это ироничный детектив с изрядной долей саспенса, живым языком, нравственными уроками и философскими размышлениями.

Резюме : этот роман собрал фактически все награды, до которых смог дотянуться. И это тот нечастый случай, когда книга полностью достойна всех обрушившихся на неё похвал. Роман, позволяющий глубже узнать Америку и взглянуть на её историю под другим углом.

* * *

Потрясающие воображение миры. Шикарные фантастические допущения. Богатые и нетривиальные идеи. Отличный язык и берущие за душу сюжеты. Питательная и вкусная пища для мозгов. Именно этим отличаются по-настоящему яркие, значительные и оригинальные обитатели Страны Фантазии. Страны, двери в которую открыты для всех.

Есть мнение, что по-настоящему человек не свободен ни в чём, кроме творчества, так это или нет - вопрос спорный. Но с тем, что люди в большинстве своём - творцы, спорить сложно. Разумеется, планету, подобную нашей, где будут жить люди, обладающие свободой воли, мы создать пока не в состоянии, но людское воображение, тем не менее, творит удивительные новые миры посредством книг и кинофильмов.

Некоторые вымышленные вселенные оказываются настолько удачными и интересными, что обзаводятся тысячами поклонников. О пяти таких выдуманных мирах мы и предлагаем вам прочитать.

1. Звёздные войны

Создатель - Джордж Лукас

«Звёздные воины» - это не только шесть полнометражных фильмов. Придуманный Лукасом мир на сегодняшний день развивается уже почти сам по себе - о нём написаны сотни книг, в которых описаны самые далёкие уголки вселенной, рассказано обо всех героях, которых мы видели в фильмах, и о множестве других, о которых в фильмах нет ни слова. По мотивам классических «Звёздных войн» созданы комиксы, видеоигры, мультфильмы.

Джордж Лукас

Сюжетообразующим звеном служит Орден Джедаев - рыцарей, стоящих на защите высоких идеалов, мира и порядка и владеющих Силой. Те же, кто поддался своему тёмному началу и перешёл на Тёмную сторону Силы, получили название ситхи. Они - основные протагонисты вселенной, и между двумя орденами идёт постоянное противоборство.

Мало кто знает, что до событий, показанных в фильме «Призрачная угроза», Галактическая Республика без малого 1000 лет наслаждалась миром и порядком - это был своего рода золотой век. Тем не менее, эта 1000 лет почти нигде не описана, и наблюдать развитие вселенной мы можем как раз с событий, произошедших за несколько лет до «Призрачной угрозы».

После падения Ордена Джедаев остался только один рыцарь - Люк Скайуокер, на этом и заканчивается шестой фильм. Однако вселенная продолжает развиваться - в итоге Республика возрождается из обломков, Орден Джедаев снова появляется на политической арене, потом снова начинается война, так как едва не половина учеников Люка перешла на Тёмную сторону… На самом деле, «Звёздные войны» - это история, которую можно продолжать бесконечно, так что в свет выходят всё новые и новые книги «по мотивам».

Вселенная развивается не хаотично: за развитием истории следил специальный совет во главе с Лукасом, а теперь этим, вероятно, займётся студия Уолта Диснея. И да, небольшой спойлер, если вы не знали - в одной из книг было принято решение убить Чубаку.

2. Забытые королевства

Создатель - Эд Гринвуд

«Забытые королевства» - эти мир фэнтези, разработанный для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons». Наибольшую известность вселенной принесли написанные по миру романы Роберта Сальваторе и видеоигры «Icewind Dale», «Baldur’s Gate» и «Neverwinter Nights». Большая часть действий происходит на Фэйруне - части самого большого континента планеты Абейр-Ториль.

Эд Гринвуд

Мир проработан практически до мельчайших деталей. Разумеется, можно придраться ко многим мелочам вроде странного распределения на планете климатических поясов, но это как раз объяснимо - над проектом одновременно работало множество авторов, каждый из которых взял себе небольшой кусочек мира, и только потом их «склеили» воедино. Но суть не в этом.

Планета населена множеством классических рас - присутствует несколько разновидностей и фракций эльфов, гномов, орков и, разумеется, огромное количество людских поселений. Также есть и вообще ни на что не похожие расы вроде иллитидов - антропоморфных спрутов, захватывающих разумы других разумных существ и превращающих их таким образом в своих рабов.

Помимо Фэйруна на планете есть ещё несколько частей света - Закхара (аналог Ближнего Востока), Кара-Тур (аналог Индии и Индокитая), Мацтика (аналог территории американских индейцев вроде майя или инков) и Эвермит (легендарная земля эльфов). Поскольку Абейр-Ториль - планета большая, а развитые технологии в жанре классического фэнтези не слишком в чести, многие материки на планете ещё не открыты, так что воображению есть, где разгуляться. «Забытые королевства» будоражат умы фанатов ещё с начала 1990-х годов, и все эти годы над миром ведётся постоянная работа. Интересный факт - детально разработчиками прописан пока только Фэйрун.

Интересно, что в «Забытых королевствах» королевств как таковых практически нет: основная административная единица - город-государство, среди самых знаменитых - Невервинтер, Врата Бальдура и Глубоководье.

Очень большое значение в этом мире играют боги. Они выдуманы не только для поклонения и порабощения масс, это вполне реальные сущности, дающие своим адептам силу, способности и возможности, любящие активно вмешиваться в дела смертных. Боги делятся по «фракциям»: торговля, любовь, тьма и так далее - всё, что можно себе вообразить. Кроме того, у богов есть своеобразная карьерная лестница - из полубога можно вырасти до Старшего Бога, которому будут поклоняться миллионы почитателей со всех концов мира.

3. Арда (Arda)

Создатель - Дж. Р. Р. Толкин

Толкин создал оригинальный мир, послуживший источником вдохновения для создания практически всех фэнтези-вселенных. Именно он придумал названия для большинства фэнтезийных рас - орков, эльфов, хоббитов - остальные «творцы миров» просто переделали их на свой лад.

Дж. Р. Р. Толкин

Но мастер есть мастер - придуманный им мир получился живым: со своей историей, особенностями, ключевыми персонажами и в некотором роде географией. Кстати, часто придуманный Толкином мир называют Средиземьем, но это неверно: на самом деле его название - Арда. Появилась она после того, как бог Эру создал удивительных существ - айнур, которые в буквальном смысле спели мир.

Здесь стоит сказать, что сам Толкин неоднократно говорил, что действие его романов происходит не на какой-либо другой планете и не в параллельном мире, а на нашей Земле. По словам мастера, Средиземье существовало на нашей планете в далёком прошлом. Что ж - имеет право. Кроме того, если сопоставить карту того же Средиземья с картой Европы, то можно действительно заметить сходство.

Самой многочисленной расой в Средиземье являются, разумеется, люди: именно они населяют большую часть региона. От эльфов они отличаются, по сути, тем, что живут десятки, а не тысячи лет, и, соответственно, их государства меняются, а эльфы на протяжении поколений остаются практически неизменными. Более того, душа эльфов навсегда после смерти остаётся в Арде в специальном месте под названием Сады Мандоса, а человеческая душа покидает мир.

Магия в мире Толкина отличается от придуманной позднее боевой магии - здесь она скорее творческий акт, а не ряд чётко регламентированных действий и правил. Творить магию может существо, наделённое волей - чем сильнее воля, тем на более впечатляющие магические поступки способен герой. Однако магия не является решающим аргументом - воля нужна, например, ещё и затем, чтобы противостоять силе Кольца Всевластия. Кроме того, с течением времени магия уходит из Арды, и её становится всё меньше. В вольном продолжении «Властелина колец», написанном Ником Перумовым, магии уже практически не осталось.

Так или иначе, мир знаменит благодаря узнаваемым живым героям, детальной проработке и необычной истории. Неудивительно, что у него столько почитателей.

4. Звёздный путь

Создатель - Джин Родденберри

«Звёздный путь» - научно-фантастический сериал, вышедший на экраны в 1966-м году в США. Важно помнить, что тогда человечество ещё даже не совершило полёт на Луну, а только мечтало о космических путешествиях. Так что момент был выбран удачно: «Звёздный путь» - это сага о первых человеческих путешественниках, отправившихся исследовать глубокий космос, знакомиться с остальными населяющими галактику разумными расами и учиться у них.

Джин Родденберри

Всё началось с того, что в начале XXI-го века НАСА предприняло попытку отправиться в космос на примитивных кораблях. Затем в 2053-м году на Земле разразилась Третья Мировая война, после окончания которой человечество приходило в себя в течение десяти лет. Но в 2063-м году стартовал первый космический корабль с варп-двигателем (технология, позволяющая превысить скорость света), и так человечество впервые познакомилось с другой разумной расой - вулканцами с планеты Вулкан.

Вулканцы оказались куда более продвинутыми в технологическом плане, так что дипломатические отношения строились медленно, поскольку делиться технологиями с непредсказуемыми людьми, недавно устроившими на своей же планете бойню, вулканцы не слишком хотели.

Свой собственный полноценный звездолёт - «Энтерпрайз» - земляне сумели построить только в 2151-м году. Затем была создана Объединенная Федерация Планет - союз разных разумных рас, объединившихся для совместного развития и исследований космоса. Надо отметить, что рас в этой вселенной - огромное количество, и не все они доброжелательны. Так, есть, например, клингоны, ранее бывшие искусными дипломатами и миротворцами, но под влиянием политиков скатившиеся до воинственных варваров и, по их мнению, исповедующие теперь философию настоящих воинов.

История «Звёздного пути» детально прописана вплоть до XXIV-го века, и каждая веха в этой истории знаменуется глобальными потрясениями - например, кровопролитными воинами с другими расами вроде зинди, чья философия крайне далека от людской. И, что удивительно, человечество с достоинством (именно с достоинством!) выходило из любой переделки.

Надо отметить, что экшену в этой саге отведена второстепенная роль - в основном она повествует об общечеловеческих ценностях. Нравственные проблемы затронуты почти в каждой серии: например, зрителю предлагается задуматься о последствии полного исчезновения биологического вида и тому подобном. Иными словами, вселенная «Звёздного пути» в увлекательной форме преподаёт урок, как важно в любой ситуации людям оставаться людьми.

5. Песнь льда и пламени

Создатель - Джордж Мартин

Прообразом для этой вселенной послужила реальная человеческая история: мир «ПЛИП» сравним с нашим европейским Средневековьем - налицо феодальная раздробленность, отсутствие пороха, несколько угнетённое положение простого люда и, конечно же, дворцовые интриги.

Джордж Мартин

Надо отметить, что детальной карты мира не существует, как и официального названия для него. Вестерос, например, - это только отдельный материк размером примерно с Южную Америку, именно в Вестеросе происходит подавляющее большинство событий описываемой эпохи. Есть и другой материк, где живут народы, сравнимые с народами нашего Востока, а о западных землях неизвестно практически ничего.

Однако Мартин потрудился придумать для своего мира полноценную хронику. Изначально Вестерос населяли загадочные Дети Леса, впоследствии исчезнувшие. Затем туда пришли Первые Люди, вытеснившие Детей Леса, о которых постепенно забыли: память о них сохранилась только в легендах и сказках. Затем на смену им пришли андалы-завоеватели, покорившие эти земли и принёсшие с собой религию Семибожья. Чуть позднее восток материка захватили ройнары, ассимилировавшиеся с андалами и ставшие почти единым народом.

На востоке тем временем набрала силу Валирийская империя, откуда в Вестерос верхом на драконах прилетели таргариены. Благодаря драконам они захватили власть, но через 300 лет драконы выродились, а таргариены обезумели - во многом, возможно, из-за близкородственных браков. Тогда их сверг Роберт Баратеон, ставший впоследствии королём. А дальнейшую историю знают те, кто смотрел сериал «Игра престолов», снятый по мотивам романов Мартина, или же читал сами романы.

Религия и магия, что характерно для фэнтези, играют в мире Мартина не последнюю роль. Вестерос официально исповедует Семибожие - септоны (так называются местные священники) с точки зрения магии не могут вообще ничего, да и на политику особого влияния не оказывают. По сути, это всего лишь формальный культ.

Но есть и другая религия, распространённая как раз на Востоке - культ огненного божества Р’глора, чьим жрецам подвластна магия огня: они-то и творят основные чудеса. Некоторым своим адептам огненный бог даёт возможность раз за разом воскресать из мёртвых или видеть в пламени события прошлого и будущего. Огню противостоят Иные - таинственные существа, появившиеся из-за Стены на краю Семи Королевств - они олицетворяют лёд. По мере действия романов магические силы, о которых жители мира уже и думать забыли, постепенно пробуждаются, и чем всё это закончится - неизвестно. Остаётся ждать выхода шестого и седьмого томов.

: https://www.publy.ru/post/6238

Общие вселенные сейчас, пожалуй, самый хайповый тренд. Каждая киностудия в погоне за длинным долларом стремится столкнуть всех своих героев одновременно. Как правило, такие эксперименты завершаются успехом - и весьма приличным бокс-офисом. Однако задолго до кинематографа теории взаимопроникновения миров продвигались в сфере гейминга - если не самими разработчиками, то хотя бы фанатами теорий заговоров. Gmbox представляет вам 7 наиболее логичных гипотез, которые вполне могут оказаться правдой.

7. Вселенная Bethesda

Действие почти всех игр Bethesda якобы происходит в одной вселенной. Уильям Бласковиц из Wolfenstein - далёкий предок безымянного морпеха из Doom, а растение Nirnroot произрастает как в мире The Elder Scrolls, так и в Fallout 4 (только там оно называется NRT). Мало того, в утечке документов по космической Starfield имеется нечто вроде предписания: объединить все три (!!!) мира.

Причём касательно таймлинии есть любопытная теория: TES - будущее Fallout, а вовсе не наоборот. Со временем радиоактивные пустоши уступили место таким аномалиям, как магия, разумные кошки и не менее разумные ящерицы. Единственная проблема - объяснять наличие даэдрических божеств в далёком будущем Земли Bethesda замучается.

6. Теория Soulsborne

Эта теория, скорее всего, на 100% правдива. Почему? Доказательством может служить специфический квест из The Ringed City - DLC для Dark Souls 3. Некий NPC просит раздобыть ему Тёмную Душу, при помощи которой он мог бы нарисовать новый мир для людей. Вам удаётся раздобыть лишь Кровь Тёмной Души, и живописцу приходится оперировать тем, что есть. Ну а в Ярнаме всё базируется как раз-таки на крови, а не на душах.

Кроме того, в первой Dark Souls есть странный NPC, Честер, чья экипировка больше напоминает ранний стимпанк, нежели чем классическое дарк-фэнтези средневековье. Он произносит следующую фразу: “Дай-ка догадаюсь… Тебя тоже схватила теневая рука и утащила в далёкое прошлое?”. На наш взгляд, всё сходится, к гадалке не ходи.

5. Hitman, Kane & Lynch - единый мир хладнокровных убийц

По темпераменту Агент 47 и “сладкая парочка” - прямые противоположности, два полюса, лёд и пламень. Однако по жестокости и количеству убийств - примерно одно и то же. Так что неудивительно, что в IO Interactive не раз задумывались о кроссовере. В нескольких частях Hitman “подвиги” Кейна и Линча подробно описываются в газетных вырезках, причём фанаты сразу узнают пройденные миссии.

Мало того, в задании Birdie’s Gift в Hitman Absolution и Кейна, и Линча можно встретить на стрельбище. Взаимодействие с ними нулевое - ни убить, ни поговорить. Зато эти “прекрасные” колоритные лица узнаются моментально, перепутать их с кем-либо не представляется возможным. К сожалению, впоследствии у IO возникли серьёзные финансовые проблемы, и сейчас речь идёт скорее о выживании 47-го, чем о создании каких-то кроссоверов.

4. Общая вселенная Rockstar

Rockstar всегда хочет “быть больше”, и на фоне невероятного успеха киностудий компания наверняка в конечном итоге официально объединит все свои игры в одну вселенную. Тем более, что это уже давно происходит - посредством небольших, но неопровержимых кросс-ссылок. Майкл в GTA V хвастается: “В 88-м взял небольшую контору в Карцер Сити, 10 тысяч баксов”. Карцер Сити - место действия Manhunt.

В одном из убежищ в GTA IV можно увидеть телерекламу академии Bulworth - частной школы из Bully. Ну а в оригинальном билде GTA Online в качестве одного из своих предков можно было выбрать самого Джона Марстона. Так что GTA, Manhunt, Bully и даже Red Dead Redemption уже связаны - Rockstar осталось только признать это на официальном уровне, и попытаться сделать из этого нечто толковое и креативное.

3. Объединённые миры Valve

Связь Half-Life и Portal уже подтверждена не меньше, чем иллюминати. GLaDOS упоминает закрытое учреждение Black Mesa в своей знаменитой песенке в конце первого Portal. При этом в Half-Life имеется потерянный корабль Borealis, который сконструировали не где-нибудь там, а в самой Aperture Science Laboratories. Научное взаимодействие прослеживается, и отрицать его нельзя.

Но фанаты идут ещё дальше. Они полагают, что Left 4 Dead и Counter-Strike это - внимание! - развлекательные телесериалы во вселенной Half-Life/Portal. Злые языки утверждают, что Valve использует одни и те же ассеты и конфигурации помещений в двух столь разных играх просто для экономии сил, но сторонники теории предъявляют весомый контраргумент: это видоизменённые декорации на одной большой киностудии.

2. Да, и Nintendo - туда же

На самом деле, японскую компанию смело можно назвать пионером в области объединённых миров в гейминге. Mario, Yoshi и Donkey Kong - это всё одна аркадная вселенная. Подушкоподобного (подобную?) Kirby можно отнести туда же, что тоже не должно никого удивлять. Самус Аран и Линк - совсем другое дело. Но и они являются частью мира Nintendo.

И сказочного эльфа, и исследовательницу космоса можно найти в Super Mario RPG. Оба персонажа не интерактивные, но Самус всё же отвечает сквозь сон, что отдыхает перед битвой с Mother Brain, что не оставляет никаких сомнений. А в Zelda: Ocarina of Time можно найти постеры Mario. Ну и чтобы закрепить успех: в Kirby’s Dreamland Кирби зачищает гнездо злых метроидов, за что его (её?) лично благодарит Самус Аран. Взаимопроникновение 100%

1. Ubiverse, или вселенная Ubisoft

Французы (и канадцы), пожалуй, больше всех постарались в плане объединения своих вселенных. Far Cry, Assassin’s Creed и Watch Dogs - это совершенно точно один и тот же мир, причём доказательств - масса. Символ компании Abstergo можно найти в Far Cry 3. Миссия, связанная с убийством генерального директора Abstergo Entertainment, есть в Watch Dogs. Мало того: ровно те же самые события упоминаются в Assassin’s Creed Rogue.

Идём далее. Умение контролировать животных в Far Cry Primal - это прототип орлиного взора ассасинов, поэтому именно протагонист Primal (а не Байек из Origins) является самым первым в истории ассасином. Фанаты также пытаются привязать Ghost Recon и Splinter Cell к этой же вселенной, но пока что получается не очень. Однако учитывая генеральный тренд на общие вселенные и тот факт, что сам издатель уже связал Splinter Cell и Ghost Recon, стоит полагать, что со временем эту связку официально добавят и к комбинации Assassin’s Creed/Far Cry/Watch Dogs.



Похожие статьи
 
Категории