Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея - Россия, Russia Государственная третьяковская галерея коллекция которой насчитывает

20.06.2019

В последние года мне все больше и больше нравится ходить по музеям. Летом я был в восторге от посещения .

Государственная Третьяковская Галерея (или Третьяковка) , — считается главным художественным музеем в Москве! Тут содержится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства!

Основателем галереи, является Павел Михайлович Третьяков (1832—1898г), — предприниматель, меценат, коллекционер и собиратель произведений русского изобразительного искусства. Благодаря его хобби и любви к живописи и была собрана такая огромная коллекция в одной Галереи.

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел свои первые две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова.

Постепенно размер галереи вырос, а к дому семьи Третьяковых, в котором была расположена коллекция постепенно пристраивались все новые и новые пристройки и помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств.

Для широкой публики Галерея заработала в 1867 году. Её коллекция тогда насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием: «Московская Городская Галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых»

В 1902—1904 году был пристроен знаменитый Васнецовский фасад, который и стал эмблемой Третьяковской галереи.

К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 году - 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.

В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, иконы, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI - начала XXI веков.

Основное здание Третьяковской галереи, расположено между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы. Тут очень уютно и приятно просто гулять! Ближайшее метро «Третьяковская», от метро идти не более 5 мин пешком.

Официальный сайт Галереи: http://www.tretyakovgallery.ru

Режим работы:
вторник, среда, суббота, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница — с 10.00 до 21.00
выходной — понедельник

Цены на входные билеты:
взрослые – 400 рублей
школьники, студенты – 250 рублей

Для граждан России и стран СНГ:
взрослые – 300 рублей
учащиеся средних и средних специальных учебных заведений, пенсионеры, члены Союза краеведов РФ, Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры «Ордена Славы», преподаватели детских художественных школ системы МК РФ, студенты вузов РФ – 150 рублей

В музее разрешена любительская фотосъемка (в том числе с мобильного телефона) без применения фотовспышек и дополнительного оборудования.

Стоимость фотосъемки — 200 рублей.

Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи! Среди них картины Перова, Левитана, Саврасова, Брюлова, Васнецова, Сурикова, Верещагина, Репина, Крамского, Айвазовского, Шишкина, и т.д.

Хотелось бы рассказать, что же находится внутри Третьяковки сегодня!

Сувенирный магазин, огромное количество книг о Третьяковской галерее.

Просмотр начинается с поднятия по лестнице на второй этаж.

В каждом зале сидят суровые, но справедливые бабульки! Они следят за порядком, чтобы посетители не нарушали правила и в случае чего делают замечания. В Третьяковке, к примеру нельзя фотографировать со вспышкой, многие эти правила нарушают.

Переходы между залами

В некоторых залах полотна настолько большие, чтобы их посмотреть нужно отойти на приличное расстояние.

Залы с Иконами

Конечно чтобы обойти и посмотреть на все картины нужен не один день!

Поэтому предлагаю взглянуть на те картины, которые произвели на меня наибольшие впечатления:

1. 1827. Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина (Эту картину знает каждый школьник, ведь именно этот портрет Пушкина изображен в учебниках и дневниках)

2. 1858. Сорокин Е.С. Свидание

3. 1861. Якоби В.И. Привал Арестантов

4. 1866. Перов В.Г. «ТРОЙКА». Ученики мастеровые везут воду

5. 1871. Перов В.Г. Охотники на Привале

6. 1880—1881. Перов В.Г. Никита Пустосвят. Спор о вере (Эта потрясающая картина шириной более трех метров)

7. 1871. Саврасов А.К. Грачи Прилетели

8. 1873. Васильев Ф.А. В Крымских горах

9. 1881. Айвазовский И.К. Черное море

10. 1854. Боголюбов А.П. Катание на Неве (Очень красивая картина, создавалось ощущение будто это фотография)

11. 1873. Айвазовский И.К. Радуга (Фотографии в интернете не передают Радугу и бушующее море Айвазовского, как просмотр этой картины в галерее)

12. 1881. Маковский К.Е. В Мастерской Художника (обратите внимание на рамку картины)

13. 1883. Крамской И.Н. Неизвестная

14. 1889. Шишкин И.И. и Савицкий К.А. Утро в сосновом лесу

15. 1875. Шишкин И.И. Рожь

16. 1889. Васнецов В.М. Иван Царевиц на Сером Волке

17. 1898. Васнецов В.М. Богатыри (Васнецов работал над этой картиной почти 20 лет!)

18. 1881. Суриков В.И. Утро Стрелецкой Казни

19. 1887. Суриков В.И. Боярыня Морозова

20. 1883—1885. Репин И.Е. Иван Грозный и сын его Иван

21. 1879. Поленов В.Д. Заросший пруд

22. 1887. Серов В.А. Девочка с персиками

23. 1910. Богаевски К.Ф. Утро

Понравилось очень многое! Еще хотелось бы выделить В.В. Верещагина и А.И. Куинджи . Отличные картины, жаль фотоаппарат может передать только малую часть тех красок и того объема, который можно видеть, стоя напротив оригинала!

Сегодня галерея активно развивается, также пополняя свой запас и сохраняя русскую живопись! Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. В стенах галереи постоянно проходят выставки и ежедневно галерею посещает тысячи человек!

Любой человек, обязательно должен побывать в Третьяковской Галерее, чтобы увидеть все это своими глазами!

Государственная Третьяковская галерея - художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века» является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти И.Э. Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

А.В. Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце1970−хгодов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются дом-музей В.М. Васнецова, музей-квартира его брата, А.М. Васнецова, музей-квартира скульптора А.С. Голубкиной, дом-музей П.Д. Корина, а также музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма.

Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII — начале XX века.

В историческом здании Галереи размещена экспозиция русского искусства XI — начала XX века. В древнерусском разделе можно увидеть работы как безымянных, так и известных иконописцев XII-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII — первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова… С исчерпывающей полнотой и разнообразием представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: известные картины И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников. В яркой коллекции произведений рубежа XIX-ХХ столетий — творения М.А. Врубеля и В.А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза».


Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон — одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, в данный момент насчитывает около 4000 единиц.

Государственная Третьяковская галерея — сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет. Указом президента Российской Федерации галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов культуры России.

Адрес: Россия, г. Москва, Лаврушинский пер., 10, М. «Третьяковская»
Тел.: (095) 953−14−16

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Художник Василий Григорьевич Худяков (1826-1871) получил от купца Павла Михайловича Третьякова (1832–1898) задаток за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» и, как полагается, составил расписку в получении денег. Расписка, помеченная 10 мая (по новому стилю — 22-м), впоследствии стала для историков и сотрудников Третьяковки своеобразным «свидетельством о рождении» первого в России художественного музея национального искусства. Сегодня она, среди прочих документов, относящихся к истокам знаменитой коллекции, хранится непосредственно в галерее, в Отделе рукописей.

Позднее сам Третьяков, называя 1856 год временем создания галереи, рассказывал, что первым в его собрании на самом деле было реалистическое полотно Николая Шильдера «Искушение». Известно, однако, что Шильдер завершил эту работу в 1857-м. Историки так объясняют неувязку: вероятнее всего, коллекционер, увидев годом раньше только начатый живописцем холст, задумал приобрести его и внес задаток за «сырую» картину.

Как бы то ни было, именно 150 лет назад 23-летний предприниматель, сын купца второй гильдии Павел Михайлович Третьяков, сделал первый шаг к осуществлению своего благородного замысла - составить коллекцию произведений русской школы, чтобы, как говорил сам собиратель, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». В 1916 году, когда музей отмечал свое 60-летие, Александр Бенуа писал о его основателе: «…это был в полном смысле слова какой-то подвижник, добровольно возложивший на себя очень тяжелую обязанность и несший ее далеко не с приятным чувством удовлетворенных прихотей…Третьяков поставил себе собирание русской живописи строгой задачей жизни…»

Молодой любитель искусств начал приобретать картины раньше, чем задумал создать всемирно известный музей. Он постоянно захаживал на Сухаревский рынок в Москве, покупал там книги и эстампы, а в двадцатилетнем возрасте съездил в Петербург, посетил Императорский Эрмитаж и пришел в особенный восторг от увиденного. Его тогдашние письма домой изобилуют восклицательными знаками. Прошло два года, и Третьяков впервые обзавелся живописными полотнами - за 900 рублей купил девять картин старых голландцев. Теперь трудно сказать, являлись ли те полотна оригиналами, но владелец не расставался с ними до последних дней - они украшали стены его жилых комнат.

Однако ту покупку специалисты нередко называют неумелой, случайной, да и сам Третьяков, признавая за собой недостаточное знание мировой живописи, решил больше не покупать образцов западного искусства, а сосредоточиться на русском, приобретая работы с выставок или прямо из мастерских знакомых.

В те времена произведения русских художников по большей части находились в многочисленных частных собраниях, и лишь некоторые хранились в Эрмитаже и Музее петербургской Академии художеств. Самыми крупными и значимыми считались частные коллекции Ф.И. Прянишникова и П.П. Свиньина. И та, и другая вполне могли стать основой для музея отечественного искусства, но этому не суждено было произойти.

В 1860 году, собираясь в первую поездку за рубеж, Третьяков составил завещательное письмо, где, в частности, писал: «Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». К началу 60-х в его коллекции насчитывалось несколько десятков картин. Больше всего собирателя привлекало молодое реалистическое искусство. Третьяков сдружился с художниками, близкими ему по духу и убеждениям, а именно - с теми, которые в 1870-м объединились в знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. Благодаря этому знакомству работы передвижников скоро составили самый обширный раздел в его собрании. К концу 60-х Павел Михайлович увлекся созданием портретной галереи как особой части своей коллекции (возможно, его вдохновила на это недавно открывшаяся Лондонская Национальная портретная галерея). В 1872 году Третьяков стал собственником целой серии написанных В.Г. Перовым портретов писателей: Островского, Достоевского, Майкова, Погодина, Даля и Тургенева. Затем - четыре года специально уговаривал Льва Толстого позировать Крамскому. В конце концов, живой классик согласился, но с условием, что художник напишет и второе полотно, которое останется в яснополянской усадьбе. А самого Павла Михайловича Крамскому удавалось встретить, лишь когда тот болел и оставался дома. Так, в 1876 году был закончен знаменитый портрет собирателя (второе известное его изображение создал в 1883 году И.Е. Репин).

В 1872-м, когда коллекция уже не помещалась в комнатах жилого дома в Лаврушинском, Третьяков решил пристроить к нему специальное здание для картин. Оно было закончено двумя годами позже, и галерея разместилась в новой двухэтажной постройке. Наконец, еще 18 лет спустя Третьяков предложил Московской думе принять от него скромное подношение из 1 287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских авторов XVIII-XIX веков. Эту коллекцию сопровождало небольшое собрание произведений европейских мастеров, принадлежавшее брату Павла Михайловича - бывшему городскому голове Сергею Третьякову, который скончался незадолго до того. Дума с благодарностью приняла предложенное, а даритель стал пожизненным попечителем коллекции.

После смерти основателя в 1898 году делами коллекции ведал избираемый Думой Совет, в который входили выдающиеся художники и меценаты Первопрестольной: Серов, Остроухов, Цветков, дочь Третьякова - Александра Павловна Боткина. К началу нового, ХХ века перестроили и опустевший дом в Лаврушинском переулке, приспособив его под нужды галереи. В.М. Васнецов объединил весь комплекс новым фасадом, придавшим зданию Третьяковки то своеобразие, которое выделяет его среди прочих московских особняков. Сегодня Москву трудно представить без этого «сказочного теремка», окруженного пешеходной зоной.

Вскоре после своего открытия для всех горожан «без различия рода и звания» галерея вошла в ряд крупнейших музеев Европы и продолжала активно пополняться - рост собрания постоянно опережал экспозиционные возможности здания. Попечителям приходилось «подвешивать» работы, скажем, Малявина в зал Шишкина или Айвазовского. Работникам галереи пришла на ум удачная идея - создать монографические залы, посвященные лучшим мастерам - Крамскому, Поленову, Верещагину, Репину…

Известный художник и историк искусства И.Э. Грабарь, в 1913 году избранный попечителем Третьяковки, а в первые годы после революции ставший ее директором, осуществил революционные же преобразования в экспозиции. Полотна теперь были развешены так, чтобы переходившие из зала в зал зрители могли читать «стройную книгу истории искусства». Дальнейшему развитию собрания помогла национализация частных коллекций, более того, в Третьяковку влились малые музеи Москвы: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, частично - работы из собрания Московского Румянцевского и Публичного музеев.

Во время войны третьяковские богатства спасали в Новосибирске и Перми, а московский музейный дом, к счастью, пострадал от бомбежек незначительно. Но уже тогда возникли мысли о расширении музейных площадей, которые, впрочем, нашли воплощение только в 80-х годах. Любимая галерея получила депозитарий с просторными хранилищами и мастерскими для работы реставраторов, позже - Инженерный корпус с выставочными площадями, компьютерными службами, детской студией и лекционным залом. К 1994 году было полностью отреставрировано основное здание, и памятный горожанам васнецовский фасад, визитная карточка галереи, засиял обновленными красками. Музей стал работать на двух «площадках» сразу, причем разделение коллекции прошло не просто по территориальному признаку. Оно концептуально: в Лаврушинском выставляются и хранятся старые работы, а на Крымском Валу, в доме № 10 (архитекторы Ю.Н. Шевердяев, Н.П. Сукоян, М.Н. Круглов и другие), поселились произведения ХХ века.

В начале нынешнего юбилейного года галерея запустила долгосрочную программу «Дружелюбный музей», в рамках которой в Москве появилось первое «музейное такси». Теперь между Лаврушинским переулком и Крымским Валом курсирует уютный микроавтобус, на котором сотрудники и гости Третьяковки могут в один «присест» доехать с одной территории на другую, логически объединив экспозиции. Галерея благополучно прошла путь от частной коллекции двух московских меценатов до музея с мировым именем, став к тому же серьезной научной организацией. Одна лишь только специализированная библиотека галереи насчитывает более 230 тысяч томов, с ней соседствуют фото- и слайдотека, ультрасовременные реставрационные мастерские, а само собрание ГТГ, которому, собственно, все это и принадлежит, насчитывает около 140 тысяч произведений, разместившихся в 62 залах двух зданий. Все случилось так, как и хотел основатель: теперь каждый из нас может «иметь понятие о всех русских художниках».



Похожие статьи
 
Категории