Трудовой кодекс рф и его основные разделы. Трудовой кодекс российской федерации

25.09.2019

Трудовой кодекс РФ наряду с Конституцией РФ относится к числу важнейших нормативных актов о труде.

Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и содержит 424 статьи.

Первый раздел ТК РФ содержит общие положения, включающие основные начала трудового законодательства (глава 1) и понятия трудовых отношений, их стороны и основания возникновения (глава 2).

Второй раздел ТК РФ посвящен социальному партнерству в сфере труда: глава 3 содержит общие положения о социальном партнерстве (понятие, принципы, стороны, система, формы); глава 4 определяет представителей работников и работодателей; глава 5 - органы социального партнерства; глава 6 закрепляет порядок ведения коллективных переговоров; глава 7 - коллективные договора и соглашения; глава 8 - участие работников в управлении организацией; глава 9 закрепляет ответственность сторон социального партнерства

Раздел третий ТК РФ посвящен трудовому договору как основанию возникновения трудовых отношений. В нем содержаться понятие трудового договора, его стороны, содержание, существенные условия, положения об изменении и прекращении трудового договора и др.

Раздел четвертый ТК РФ закрепляет положения о рабочем времени: дает понятие рабочего времени, устанавливает продолжительность нормального, сокращенного и неполного рабочего времени, режим рабочего времени и др.

Раздел пятый ТК РФ закрепляет положения о времени отдыха.

Раздел шестой ТК РФ посвящен оплате труда и нормированию труда. В нем закреплены основные понятия и определения, государственные гарантии, формы оплаты труда, установление минимальной заработной платы и др.

Раздел седьмой ТК РФ закрепляет важные положения о гарантиях и компенсациях отдельных категорий работников.

Раздел восьмой ТК РФ посвящен трудовому распорядку организаций и дисциплине труда. В нем содержаться нормы о правилах внутреннего трудового распорядка, мерах поощрения и взыскания.

Раздел девятый ТК РФ закрепляет положения о профессиональной подготовке работников, переподготовки и повышения квалификации.

Нормы об охране труда, о требованиях охраны труда, организации охраны труда закреплены в главе десятой ТК РФ.

Нормы раздела одиннадцатого ТК РФ посвящены материальной ответственности работника и ответственности работодателя перед работником.

Раздел двенадцатый ТК РФ закрепляет особенности регулирования труда отдельных категорий работников: женщин, работников в возрасте до 18-ти лет, руководителей организации и членов коллективного исполнительного органа организации, лиц работающих по совместительству, лиц, работающих по срочных трудовым договорам, работников, занятых на сезонных работах, работников, работающих вахтовым методом, работников, работающих у работодателей - физических лиц, надомников, лиц, работающих в районах крайнего севера, работников транспорта, педагогических работников, работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ, работников религиозных организаций, других категорий работников (лиц, работающих в Вооруженных силах, медицинских работников и др.).

Раздел тринадцатый ТК РФ посвящен защите трудовых прав работников, разрешению трудовых споров, ответственности за нарушение трудового законодательства.

Раздел четырнадцатый содержит заключительные положения. Его нормы касаются сроков введения в действия ТК РФ, порядка и сроков введения размера минимальной заработной платы и др.

«Необходимо отметить, что Кодекс законов о труде РСФСР, действовавший в России почти 30 лет, насчитывал 18 глав и 255 статей. Анализ старого и нового кодексов показал, что более 50% положений названных актов совпадают. Это объясняется тем, что КЗоТ РФ, принятый 9.12.1971 г. неоднократно изменялся и дополнялся в связи с переходом России к рыночной экономике. Все положительное, содержащееся в КЗоТе РФ, было учтено при подготовке нового кодекса.

Трудовой кодекс РФ разрабатывался несколько лет. За период его подготовки было создано 8 вариантов кодекса, которые активно обсуждались, и, наконец, Государственная Дума РФ приняла единый согласованный вариант закона о труде» 11 В.П.Морозов, И.В.Пименова «Трудовой кодекс РФ. Основные положения» // Трудовое право № 3, 2002г., стр. 5.

Трудовой кодекс РФ логичен, содержит ясные, доступные и понятные даже для не юристов формулировки. Многие пробелы КЗоТа РФ им устранены, многие нормы появились впервые. Так, впервые в Кодексе текстуально закреплены принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также включены нормы о разграничении полномочий в сфере регулирования труда между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также в сфере действия нормативных актов о труде. Специальная глава, посвященная понятию трудового отношения, его сторонам и основаниям возникновения, основным правам и обязанностям работника и работодателя, восполняет пробелы по этим вопросам КЗоТ. Новым является раздел «Социальное партнерство в сфере труда», определяющий правовые формы социального партнерства между работниками и работодателями, его органы, порядок их деятельности и ответственность сторон. Необходимость этой группы норм несомненна. В интересах работника улучшена регламентация срочных трудовых договоров.

Трудовой кодекс Российской Федерации - основной законодательный акт, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции Российской Федерации, регулирующий отношения в трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу 30 декабря 2001, заменив собой КЗОТ РСФСР.

В ТК определены основные цели трудового законодательства:

Государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;

Создание благоприятных условий труда;

Защита прав и интересов работников и работодателей и др.

В ТК определяются основные задачи трудового законодательства, направленные на создание правовых условий необходимых для достижения максимального согласования интересов работника, работодателя и государства.

Определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:

Свобода труда, включая право на труд;

Запрет принудительного труда и дискриминации в трудовой сфере;

Защита от безработицы;

Равенство прав и возможностей работников;

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и др.

Структура Трудового Кодекса Российской Федерации представляет собой 6 частей, 14 разделов, 62 главы и 424 статьи:

1. Первая часть включает в себя 2 главы, в которых раскрываются основные понятия, принципы, цели и задачи трудового законодательства и трудовых отношений; определены стороны трудовых отношений и основания для их возникновения.

2. Вторая часть состоит из 29 глав, которые посвящены социальному партнёрству в сфере труда. Здесь определены: понятие, основные принципы, стороны, уровни, представители, органы и формы социального партнерства. Уделено особое внимание коллективным переговорам, договорам и соглашениям, устанавливается ответственность сторон социального партнерства и ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора.

3. Треть часть Трудового Кодекса содержит 5 глав, в них отражены основные положения, понятие, стороны, сроки и содержание трудового договора. Также определяются условия заключения, изменения и прекращения трудовых договоров. Уделено внимание таким понятиям как: рабочее время; время отдыха; оплата и нормирование труда; гарантии и компенсации; трудовая дисциплина; трудовой распорядок; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников и охрана труда, определена материальная ответственность работника и работодателя.

4. В четвёртой части размещены 15 глав, которые определят особенности регулирования труда отдельных категорий работников: женщин; лиц с семейными обязанностями; лиц не достигших 18 лет; лиц работающих по совместительству; лиц работающих вахтовым методом и др.

5. В пятой части 8 глав посвящены защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров, ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

6. Шестая часть - это заключительные положения Трудового Кодекса, сроки и порядок введения его в действие.

Введение

Важную роль в развитии экономики страны занимает автомобильный транспорт. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.

Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время автомобилизация оказывает существенное влияние на структуру капитальных вложений, архитектуру и планировку городов, а также на различные сферы жизни общества - здравоохранение, культуру, просвещение и др.

В связи с этим актуальность исследования автотранспортных предприятий и системы отношений, связанных с организацией АТП, продолжает расти из года в год.

Трудовые отношения и ресурсы являются основой производственного процесса АТП. Законодательно они регламентируются множеством нормативно-правовых актов, главным из которых является Трудовой Кодекс Российской Федерации, характеристики которого посвящена данная курсовая работа.

Целью курсовой работы является изучение значения и места Трудового Кодекса в системе экономики предприятия. Объект курсовой работы - трудовые правоотношения и их регламентация.

Курсовая работа разделена на 3 раздела: в первом приводится теоретические основы, раскрывающие сущность, структуру и состав ТК РФ; второй глава представлена необходимыми расчётами по данной тематике и в третьей главе рассмотрены перспективы развития автотранспортной отрасли.

Описательная часть. Трудовой кодекс Российской федерации в дисциплине труда автотранспортного предприятия

Общая характеристика трудового кодекса РФ, его роль и значение

Одним из важнейших источников трудового права в РФ, после Конституции РФ, является Трудовой кодекс Российской федерации. Он закрепляет основные принципы и нормы регулирования трудовых отношений, права и обязанности работников и работодателей, определяет основы их социального партнёрства, кроме того служит основным законодательным актом по решению трудовых споров и конфликтов.

Трудовой кодекс РФ - это свод законов о труде, целью которого является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Действующий трудовой кодекс был введён федеральным законом №197-ФЗ от 30.12.01 и введён в действие с 1 февраля 2002 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года. За всю историю России это четвертый кодекс. Предыдущие акты назывались кодексами законов о труде и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг. Последний просуществовал в России около 30 лет.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Сохраняя определенную преемственность норм, Трудовой кодекс РФ существенно отличается от всех предыдущих российских кодифицированных актов в сфере труда по своей структуре и содержанию, по месту и роли в системе регулирования трудовых отношений, по своим целям, по способам реализации и защиты его положений, а также значительным количеством отдельных норм, изложенных в нем.

Следует отметить, что действующий Трудовой кодекс РФ, решил многие принципиальные вопросы, имеющие значение для применения трудового законодательства. В период работы над Кодексом шли напряженные дискуссии. В Государственную Думу было внесено сразу несколько разных проектов этого документа, а при доработке ко второму чтению взятого за основу правительственного варианта рассмотрено около 2 тыс. поправок. Наличие различных интересов участников трудовых отношений (работников, работодателей и государства) и многочисленные попытки найти компромисс привели к тому, что в тексте Трудового кодекса РФ содержалось множество норм, допускающих неоднозначное их толкование.

Трудовой кодекс РФ значительно расширил общие положения, на федеральном уровне закрепил в систематизированном виде социальное партнерство в сфере труда. Характерным является и то, что он усиливает отраслевую принадлежность норм трудового права. Кроме того, он содержит много новых и важных положений, относящихся ко всем институтам российского трудового права.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений - это главные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства и политику государства в его развитии по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодателей и других субъектов трудового права.

Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку кратко отражают суть норм данной статьи.

В Трудовом кодексе Российской Федерации законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства.

В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, то есть в условиях перехода к рынку труда. Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Вторая цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда. В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Третья цель - защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами. Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

В Трудовом кодексе Российской Федерации легально сформулированы основные принципы трудового права.

В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение первого среди равных. Статья 5 Кодекса диктует приоритет применения норм Кодекса, а не федеральных законов, ущемляющих трудовые права в сравнении с ним. Суды не наделены правом признавать некодифицированный федеральный закон противоречащим кодифицированному федеральному закону. Поэтому в каждом конкретном случае применения федерального закона, нарушающего трудовые права, закрепленные в Кодексе, эти действия могут быть обжалованы в судебном порядке. Здесь предметом судебного разбирательства становится нарушение прав конкретного лица путем применения федерального закона, противоречащего Кодексу. В юридической литературе высказаны мнения о том, что было бы логично предоставить судьям право возбуждать перед законодателями ходатайство об устранении выявленных между кодифицированными и некодифицированными актами противоречий.

Трудовой кодекс - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400(424) статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например, о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др.

В Кодексе состоит из 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантия и компенсация».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда»

Раздел IX. «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Раздел XIII. «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового права».

Раздел XIV. «заключительные положения».Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

11. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (общая характеристика).

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

12. Федеральный закон “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” (общая характеристика).

20 октября 1995 года принят Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", который подписан Президентом Российской Федерации 23 ноября 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 5 декабря 1995 года).

1. Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 1).

2. В главе 2 Федерального закона определяется порядок разрешения коллективного трудового спора. Он, в частности, включает в себя следующие этапы: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Причем, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже (ст. 6).

3. Федеральным законом определяется правовое положение службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Установлено, что служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Эта служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; организует в установленном порядке финансирование арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, и осуществляет другие полномочия (ст. 11).

4. В главе 3 Федерального закона регулируется осуществление права на забастовку, в том числе раскрывается содержание права на забастовку (ст. 13), дается перечень обязанностей сторон в ходе забастовки (ст. 16), определяются гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 18, 19).

5. Федеральный закон определяет условия, при наличии которых забастовка является незаконной (ст. 17).

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховным судом республики, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст. 17).

Согласно п. 7 статьи 17 решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

6. Глава 4 Федерального закона посвящена вопросам ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

В частности, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, а также если они виновны в невыполнении обязательств по соглашению, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. ст. 20, 21).

7. В статье 22 Федерального закона устанавливаются основания ответственности работников за незаконные забастовки.

В пункте 2 этой статьи предусмотрена ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной. В частности, установлено, что в этом случае профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Представляется, что иски о возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, предъявляемые к профсоюзным организациям, могут рассматриваться арбитражным судом исходя из подведомственности споров, определенной процессуальным законодательством.

8. Согласно статье 23 дела о наложении штрафов, предусмотренных Федеральным законом, рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

13. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”

(общая характеристика)

Трудовой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ – четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового нрава, регулирующая труд. Второй КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от первого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменялся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Законом от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответствии с Федеральным законом о занятости 1993 г. в него была дополнена гл. III-A о содействии занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исключены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.

Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения.

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, является именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содействии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. “Общие положения”.

Раздел П. “Социальное партнерство в сфере труда”.

Раздел III. “Трудовой договор”.

Раздел IV. “Рабочее время”.

Раздел V. “Время отдыха”.

Раздел VI. “Оплата и нормирование труда”.

Раздел VII. “Гарантии и компенсации”.

Раздел VIII. “Трудовой распорядок. Дисциплина труда”.

Раздел IX. “Подготовка и переподготовка кадров”.

Раздел X. “Охрана труда”.

Раздел XI. “Материальная ответственность сторон трудового договора”.

Раздел XII. “Особенности регулирования труда отдельных категорий работников”.

Раздел XIII. “Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде”.

Раздел XIV. “Заключительные положения”.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).



Похожие статьи
 
Категории