Тутунджан джанна таджатовна. Джанна тутунджан является одной из ярких представителей вологодских живописцев «Мы полюбили ее всем сердцем»

10.07.2019

Фамилия Тутунджан мне, вологодскому мальчишке, казалась особенно северной, а Джанна - именем какого-то тихого народа, таящегося по берегам бездонных лесных озер. Помню, как был удивлен, узнав, что имя и фамилия художницы исконно армянские.

Любимое окно

И в непогоду светит.

Чудесное. Оно -

Дороже всех на свете.

Счастливое окно.

Его заколотили.

Не думай, что к тебе

Пути мы позабыли.

Поверь - и полетит

К заветному дорога!

И снова буду я

У милого порога...

Джанна Тутунджан

А я ведь помню это окно...

Стояло лето в зените, грозовые тучи густо синели над лесом, а наш газик то нырял в овражки, то натужно скрипел в гору, то летел с горы, поднимая облака пыли. Так двадцать лет назад я на полном ходу влетел, пугая кур, в деревню Сергиевскую, в гости к художнице Джанне Тутунджан.

Я рос в Вологде и на выставки Тутунджан в картинную галерею ходил вместе с дедушкой. Дедушка с умилением находил в ее картинах свое деревенское детство, а я полюбил веселые чистые краски Тутунджан, ее просторы, снега и небо - все звонкое, как ее имя - Джанна.

Она переехала в Вологду из Москвы в 1961 году - вслед за мужем-художником Николаем Баскаковым.

...От двух корней моя основа:

Растила бабушка Снежкова,

А та, кем мне отец был дан,

Теплей и жарче всех южан...

Мороз и Солнце, как две силы -

Армения и ты, Россия.

А родилась я на Арбате,

И Сивцев Вражек - колыбель...

Вскоре Николай и Джанна купили домик на окраине деревни Сергиевской, куда приплыли по Сухоне на... самодельном плоту.

Про такие места, как Сергиевская, у нас привыкли говорить "глухая деревня", того не замечая, что глуше самых дальних деревушек у нас города. И чем больше город, тем он глуше, неотзывчивее на людское горе.

Как встретили Джанну в деревне, вспоминает Декабрина Шалашова (в письме к вологодской журналистке Н. Веселовой): "Прошел слух по деревне - художница к нам приезжает, летом жить будет, рисовать людей наших, дома. В большую перемену бегали всей школой смотреть на нее, как на диковинку. Незнакомых людей мало тогда в деревне бывало, не только телевизоров не было, радио не в каждой избе услышишь. К нам как-то фотограф в школу пришел, так мы его чуть не затоптали! А тут - художница, да еще с нерусской фамилией - как не посмотреть!..

А когда Тутунджан стала делать с меня первые наброски к картине "Молодая", я ей говорю: "Вот все художники красивых рисуют, а я вроде бы некрасивая, почему вы меня выбрали?" - "Ты еще не знаешь, какая ты красивая!" - улыбнувшись, ответила она мне...

И вот уже полвека как южное имя Джанны (а кличут ее многие Жданочкой) в Сергиевской так же привычно слуху, как местные названия: Шевденицы, Хавденицы, Тюреберь, Мадовицы...

"Самое любимое состояние: зимой жить одной на краю деревни, - рассказывает Джанна Таджатовна. - Днем пишу снега и людей. А вечером, когда истоплю свою печку, пойду вдоль верхнего или нижнего посада. И без стука открою любую дверь. И меня обдаст избяным теплом... И я буду рисовать и слушать, как пить, эту жизнь! И она будет проходить сквозь меня... А нагостившись, я пойду к себе, хмельная от счастья, общения с чем-то главным, неподдельным, высказанным живыми словами..."

Вот и в стихах Джанны все слова живые, родные.

Синица - синь.

Синица - сень.

Назавтра будет

Ясный день.

Назавтра будет синий март.

И снова солнышко -

В азарт!

И снова будет

Таять снег.

Придет опять

Тепло для всех.

Опять закапает капель,

За ней появится апрель.

И снова побегут ручьи.

В них уплывут, как бы ничьи,

Все мои горести и беды.

И доживу я до Победы...

Выставка произведений народного художника России Джанны Тутунджан открылась в Москве в художественной галерее Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Продлится выставка до конца апреля.

Джаннa Таджатовнa Тутунджан

Искусство народного художника России Джанны Таджатовны Тутунджан вот уже скоро полвека является одним из самых известных, а главное, любимых в среде поклонников изобразительного искусства Русского Севера. Она вошла в отечественное искусство редкими по силе правдивости, органичности и чистоте звучания произведениями о жизни северной деревни.

Джанна Тутунджан родилась 22 сентября 1931 года в Москве в семье служащих. В 1944 году Джанна поступает в Московскую среднюю художественную школу, в 1953-1959 годах учится в МГХИ им. В.И. Сурикова. В 1959 году вместе с мужем, художником Николаем Баскаковым Джанна переезжает на его родину в Вологду. Супруги много путешествуют – под парусом на лодке, байдарке, плоту. Путешествуя по Вологодской земле, художники поселились в 1964 году на высоком берегу Сухоны в деревне Сергиевской Тарногского района. И вот уже пятый десяток лет эта деревня остается самым дорогим местом на свете для Джанны Тутунджан. В этой деревне, как в капле росы, отражаются все радости бытия и все его горести. Приезжая туда каждую весну, и находясь там до самых холодов, она чувствует себя на своем месте. А о том, какие у художника сложились отношения с деревенским народом, говорят ее работы.


 

Первую известность автору принесли замечательные рисунки. Сделанные углем, соусом, фломастером, они поражали неженской силой, обобщением, ведущим к символу. Художнику была доступна и драма, и лирика, ее линия творила чудеса, то лаская, то раня. Так появились знаменитые листы «День победы», «8 марта», «Сын сына» и многие другие. Но дар проповедника, учителя жизни мощно взывал к широкой аудитории. А графика – искусство, слишком камерное для таких целей. Так произошло обращение в 1960 годах к живописи. Она стала писать большие сюжетные полотна, никогда не разделяя творчество на виды, считая, что и в картине, и в рисунке выполняет одно дело. Графическое начало серьезно влияло на особенности ее холстов. В них с особой силой проявилось отношение автора к творческим задачам: она никогда не тратит силы на суетные мелкие темы. Только важное, только вечное. И в этом плане Джинна Тутунджан близка высокой классике.

В 1968 году появляется картина «Молодая», а в 1969 – полотно «Незабудки». Оба произведения стали программными в творчестве художника. В них Тутунджан формулирует основополагающие задачи и принципы своего искусства. Основными типами ее полотен стали сюжетная картина с символическим подтекстом, однофигурная композиция или портрет с лирическим звучанием. Преобладание идеи, смысла над конкретикой натурного впечатления обуславливает метод сложения образа в искусстве Джанны Тутунджан. Долгие раздумья по поводу увиденного венчаются лирико-эпическими обобщениями, часто ведущими к образу-символу. Метафора и аллегория стали способами воплощения идеи произведения. Так в картине «Молодая» лицо девушки уподобляется наливному румяному яблочку, глаза героинь в полотне «Незабудки» как скромные северные цветы, и они сами – незабывшие, вечно помнящие все, что было. Реже в арсенале художника встречаются аллегории. Очень важны названия картин Тутунджан, они определяют сущность образа («Ясная», «Надежа», «Берегиня»). Художественный образ часто строится на пословице («Сила есть», «На все руки», «Яблоко от яблони»), строке песни или стихотворении («Гори ясно», «Черный ворон», «Белеет парус»).

Художественные особенности картин Тутунджан близки монументальной живописи. И это естественно, так как и внутреннее содержание ее работ сродни фреске, оно посвящено общечеловеческим проблемам и обращено к большой аудитории зрителей. Монументальными чертами ее работ являются большие размеры полотен, обобщенный характер трактовки форм, значительная роль силуэта, широкие плоскости локального цвета, работа в технике темперы, отношение к цвету как средству выражения лирико-символической концепции произведения. Отношение к своим творческим задачам сближало Тутунджан с передовым направлением в нашем искусстве, появившимся в годы юности художника – «суровым реализмом».

В искусстве Джанны Тутунджан никогда не было грани между живописью и графикой. Часто одни и те же герои становились персонажами и картин, и рисунков. Художественная структура ее живописных полотен часто строится на графическом силуэте фигур («Незабудки»), в другом случае картины тяготеют к монохромности колористического решения, когда цветовая гамма сводится к сочетанию черно-белых тонов, либо в этой гамме выделяется один насыщенный цвет, что объясняется драматическим характером произведений («Птичий рынок», «Вольному – воля», «Спаситель»).

Пейзаж, хотя и занимает небольшое место в живописи художника, играет свою особую роль в творчестве Тутунджан в целом, являясь эмоциональным камертоном многих картин мастера. Именно в пейзажных мотивах, выполненных с натуры, выражает автор свой безмерный восторг от красоты мира. В них чувствуется ее открытая, не откорректированная сознанием эмоция. Поэтому в пейзажах мы сильнее всего можем слышать голос души художника.

Говорить об искусстве, разбирать особенности тех или иных холстов и рисунков очень важно и необходимо, но, как говорил Огюст Роден «нет ничего художественнее, чем любить людей». Эти слова будто специально сказаны о Джанне Тутунджан. На протяжении своей человеческой и творческой судьбы она была и остается примером истинного служения искусству. Искусству не удаленному в заоблачные дали, а близкому и необходимому тем самым людям, что смотрят на нас с ее холстов и рисунков. Всеми ее поступками движут любовь, восхищение и сострадание к ним.

С 1959 года Д. Т. Тутунджан – участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок. С 1964 года член Союза художников СССР, с 1972 года – заслуженный художник РСФСР. Она лауреат премии Вологодского комсомола им. А. Я. Яшина за 1971 год, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2006. С 2004 года она Народный художник России, с 2007 года – член-корреспондент Российской академии художеств с 2007.

Персональные выставки живописи и графики: Вологда (1969, 1981, 1991, 2001, 2006), Москва (1983, 2003), Ленинград (1983), Великий Новгород (2009), Данилов, Ярославская область (2008), музеи Вологодской области (2000-е). Произведения художника находятся в коллекциях музеев Вологодской области, в художественных музеях Архангельска, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова, Костромы, Петрозаводска, Сыктывкара, Новокузнецка, Пензы, Томска, Тулы, Ульяновска, в частных коллекциях в России.

20 вопросов Джанне Тутунджан


Имя заслуженного художника РСФСР Джанны Тутунджан окружено легендами: своенравна, говорит правду-матку в глаза, что совсем не характерно для нынешних интеллигентов. Очень не любит давать интервью, и не жалует журналистов, не переносит публикаций своих фотографий (что и заставило нас, изменяя традиции, поместить здесь два женских портрета ее работы, вместо фото их автора).

Но это - в легендах. А в жизни - судите сами...


Джанна Таджатовна, вы счастливый человек?


Если подходить с житейской точки зрения, да. Все в порядке. Я не одинока. Взрослые дети Любимая работа. Есть где жить. Но если подходить с точки зрения творчества, этого сказать не могу.



Это потому, что слишком далеко то, что тебе маячит, от того, что получается. Я очень сильно ощущаю этот разрыв. Настолько он жжет, мучает, что почувствовать счастье просто невозможно.

У Гамзатова вроде было: "- Счастье, где ты? - А я вот за той рекой, которую ты не переходил еще. - Счастье, я перешел эту реку. - А я вот на той горе. - Счастье, я на вершине! - А я за перевалом, куда ты еще не вступал". Мне это очень близко, понятно.


А если бы вам как художнику пришлось бы рисовать счастье, как бы вы его изобразили? Просто Счастье.


Просто Счастье... У меня никогда не было такого образа... Ну, наверное, как женщина - материнство. Может, это не Счастье, а инстинкт. Но ощущается он Счастьем, которое не может тебя предать. Пока предать. Если не будет, конечно, вмешиваться судьба. Но, вы, наверное, спрашиваете о другом?

Вообще-то, как сказал один мальчик: Счастье - это когда тебя понимают. Душу твою понимают. Если это есть, человек счастлив.


Что привело вас в наш город?


Муж- вологжанин. Мы вместе учились в московской художественной школе, в одном классе. В Суриковском институте. Правда, в разное время. Я считаю, от Бога Коле дано больше. В институт он поступил- с первого захода, а я - с третьего. От него я услышала первые рассказы о Вологде. Он первым познакомил и поводил меня по этой земле. Научил всегда делать то, к чему лежит душа. Коля всегда довольно строго и критично оценивает мои работы, поэтому его мнение мне очень дорого


А помните ли вы свой первый приезд на Вологодчину?


Впервые я сюда приехала в 1951 году. Нет, даже еще раньше. Земля, люди, какой-то совершенно особый мир поразили сразу, засели занозой. А она потом вдруг пустила корни, потянулась вглубь, к земле и проросла в каких-то своих ощущениях. По идее вологжане должны были встретит меня с недоверием. Я и сама не поверила бы художнику с таким именем. Но тогда глупой, наверно, была и на это внимания никакого не обращала. И спокойно жила, несмотря на то, что вологодская земля не моя родная. Делала то, что мне дорого. Я счастлива, что судьба забросила меня в Вологду, теперь уже в мою деревню. В Москве я не смогла бы ни жить, ни работать. Даже когда училась, ощущала себя белой вороной, несмотря на то, что родилась в столице.


Боюсь ошибиться, но мне кажется, вологжане не считают вас не своей. Просто непривычны для слуха имя и фамилия. Кстати, что она означает?


В переводе с армянского тутун - табак. Джан - хороший. Если бы в Армении захотели вас приласкать, обязательно бы сказали: Нина-джан.


Вы часто бываете в Армении?


Нет. Была всего один раз. В основном, в горах. Песни слушала. В России песни такие равнинные, протяжные, грустные. Рассчитаны на далекий путь. А в Армении - высокие, как горы. Жаркие, как солнце. Быстрые, как реки. Меня совершенно покорила армянская архитектура. Если грузины появляются на свет с врожденным чувством слуха, то армяне - с врожденным чувством камня. Дома стоят непохожие друг на друга.


Вы любите путешествовать?


Пожалуй, да. Еще девчонкой я хотела стать капитаном дальнего плавания. Объехать все страны, увидеть как можно больше людей. Узнать их песни и рисовать. Со временем детское желание сузилось до нужд одной деревни и края. С возрастом я поняла: и одна деревня может быть целым светом. А исходить и понять то, что тебя окружает, даже жизни не хватит.

Был такой художник Вермеер. Он, в основном, писал свою мастерскую. Нигде не путешествовал. Но он - великий художник по красоте и выражению духа человеческой жизни. Так что для того, чтобы выразить человека, вовсе не обязательно далеко уезжать. Хотя по-своему это очень интересно.


С каким чувством вы возвратились домой?


Есть у меня в столице один знакомый художник. Про провинцию он обычно говорит: здесь все скучно, серо, обыденно. Это в Москве жизнь бурлит. А тут - сижу, смотрю в окно - снег.., снег.., снег. Я же сажусь в поезд, смотрю в окно и вижу - снег! Снег! Снег! Такая чистота кругом. Все беды покрываются снегом.

Не помню, кто на вопрос: какого цвета Россия, сказал - зеленая и синяя. Я бы добавила - белая и горячая. Недаром на Руси любят красный цвет и говорят: красна девица, красный угол, краса, красота. Все от красного, от горячего.


На вашей персональной выставке мы увидели новую работу "Пожар". Искусствоведы называют ее этапной в творчестве, Тутунджан. Почему вы обратились к. этой теме?


Каждый человек ощущает время. Мио тоже хотелось выразить то, что я сейчас чувствую. То, что сейчас творится и происходит вокруг меня. Делая листы-разговоры, я спешила нарисовать старух и стариков. Чувствовала, жизнь уходит, их становится все меньше. А у этих людей образ мыслей идет от совести, от веры христианской, какой-то человеческой. Она заставляла жить иначе, с оглядкой на себя. Не на то, чего нет у человека - жилья, одежды, продуктов.

В деревне на Сухоне я стала рисовать одну женщину. И Павла Ивановна Меледина рассказала мне притчу: "За каждым из нас наблюдают двое. Ангел и бес. Когда ты делаешь хорошее дело, - твой ангел радуется, а бес негодует. Когда же недоброе творишь, - твой ангел горюет, а бес смеется. Тогда горит душа человека...".


Может быть, сегодня так происходит со всем народом?


Рушится фундамент жизни. Мешаются понятия добра и зла. Низвергаются кумиры. Меркнут идеалы. Горит душа народа нашего. Не дай Бог, чтобы она обуглилась совсем. У меня эти ощущения наслаивались, наслаивались. А летом в деревне я увидела, как к родителям приехала дочь. Она - в центре картины... Сейчас вот деревенские говорят, что старики увидят и обидятся. Но это не они. Это - собирательный образ. Все мы и порожденное нами дело. Ведь, собственно, мы же все это запустили. Легче считать, что кто-то пришел, набедокурил и ушел. А мы-то где были? Куда мы смотрели? Придет какой-то иноземец, и надругается над твоей женой. А ты будешь сидеть и смотреть? К нам что - завоеватели приходили? Нет. Мы все пытаемся найти виноватых. Но кресты со своих церквей сами снимали? Правда, по указке чьей-то, но сами? Значит, не смогли сплотиться и показать себя народом. Заявить, что не будем этого делать и все... Сейчас вот ищут пути выхода из кризиса... Не знаю, может, чудо какое-то экономическое произойдет, и мы все будем иметь. Но мне кажется, это случится лишь тогда, когда почувствуем, что мы - народ. А не просто быдло, ждущее в очереди, что нам выкинут. Маленькой Польше легче держаться. Она знает, что ей надо. А Россия - огромная страна. У нее столько всего. Поэтому "Пожаром" очень хотелось еще раз обратить внимание на то, что нами происходит.


- "Ожидание", "Надежда", "Время жить", "Берегиня". В вашем творчестве значительное место занимает тема материнства. Почему?


Наверное, потому, что в нашей жизни слово "мать" больше встречается в черном слове, чем в заботе о человеческой судьбе. Мы с этим именем закладываем фундамент здания, строим его, крыши покрываем. В доме живем. С черным именем. Делается это совершенно бездумно. Но меня это просто потрясает. Ни у одного народа такого издевательства над словом "мать" нет. Когда какой-либо национальности надо сильно выругаться, стараются это сделать по-русски... Мне кажется, сегодня вся наша жизнь проросла этим матом. Но какие-то нравственные препоны должны существовать! Оглядка на человека и начинается с матери! Может быть, сначала с Богоматери, потом с человекоматери. Если человек уважает свою мать, он не сможет совершить преступление, поднять руку на живое существо.

Я наблюдаю разные семьи. Там, где мать умеет создать тепло, она сама как очаг, у которого можно погреться, исповедаться. Сейчас в наше смутное время человек должен где-то к чему-то свою душу прислонить. Не случайно в семьях, где есть бабушки, теплее. И дети там вырастают добрее. Бабушка ведь тоже мать, только старая. Просто у нее есть время прикоснуться к ребенку. И он прислоняется к этой доброте, вырастает совершенно другим. Мне кажется, женщина ближе к природе, чем мужчина. Так же, как ребенок. И если он живет среди добрых собак, кошек, коров, птиц, леса, реки, неба - вырастает гораздо лучше. И никогда не сравняться городскому человеку и деревенскому. Пусть сельские жители охвачены меньшей культурой, принадлежностями цивильной жизни. Но не она делает человека счастливее, лучше, чище. Просто деревенская жизнь сейчас замордовывает людей. Им даже негде показать, какие они на самом деле.


Как вы вышли на листы-разговоры?


Все само собой получилось. Просто кроме долгих, больших работ одновременно я делала графические. Встречалась с разными людьми, рисовала их. Иногда их мысли, рассуждения казались очень интересными. Ну; например, "... с измаля ломовину тяну. Изо всех старух, кажись, одна в колхозе роблю. Нашто все идет к нулю!..". И на поле рисунка появлялись записи.

Как-то рисовала одну старуху, и все, что она говорила, взяла и записала. Потом повторила это еще раз, еще. И подумала: зачем людские мысли прятать, когда можно их оставить на самом рисунке. Я от слов моих старушек зажигаюсь, может, кого-то еще тронет...


Хорошо художнику, - говорят некоторые. - Захотел - пишешь. Захотел - валяешь дурака. Нет ни начальников, ни подчиненных. А как вы считаете?


Постоянно находишься в состоянии или обдумывания темы, или борьбы с самим собой. Точнее, не борьбы, а преодоления себя на пути к тому, что хочешь выразить. Работы я делаю обычно долго. Некоторые созревают не один год. Вместе с ними живу, мучаюсь, страдаю. А когда работа готова, испытываю неудовлетворенность оттого, что можно было сделать лучше.


А кто в вашей семье занимается домашним хозяйством?


Обычно мы с мужем все делим пополам. А вот сейчас, особенно перед выставкой... Я очень благодарна Николаю Владимировичу: он взвалил буквально все на себя.


У вас, как у любой хозяйки, по-видимому, есть какие-то фирменные блюда?


Такой хозяйки, как я, никому бы не пожелала... Помню, когда дети еще ходили в садик, муж купил сосиски и сказал: "Приготовь пюре". Я взяла и сделала. Дети пришли и сказали: "Мамочка! Пюре!.. Что мы, принцы что ли?..". Этим все сказано.


Что вас привлекает в людях?


Думаю, это видно на работах. Когда окунешься в общение трех-пяти старух, хотя в таком числе они теперь собираются редко, выходишь какой-то осиянной. Что-то излучают они ж в своей речи, и в своих мыслях. Зато когда попадаю в среду молодых, испытываю недоумение. Куда делся русский язык? Что с ними сегодня происходит? Хотя сама по себе молодость интересна, притягивает красотой и здоровьем... Я вижу, как умирают села. Если раньше их заливали разными водохранилищами, сейчас их затягивает время. Боюсь, что скоро не останется ни одной русской деревни. Наверное, поэтому внутренний голос не дает покоя: "Джанка, спеши, спеши. Пока еще есть время".


Среди ваших друзей только художники? Или же есть люди других профессий? Чем они вам дороги?


Есть и те, и другие. В душу пускаю обычно тех, кто сам открыт. Я не знаю, что сама значу для них, но друзья мне дороги именно этим. Не люблю людей с двойной моралью, двойным дном. С возрастом круг друзей сужается. Ощущаешь разницу между другом и приятелем.


А ваши пристрастия - музыкальные, художественные?


Духовная музыка. Григ. Чайковский. Свиридов. Все это, как острова в море народного пения.

В разные периоды жизни пристрастия меняются. На что-то вдруг внимание начинаешь обращать больше, на что-то меньше. И все же общим фоном для меня остается Египет, лучшее в греческой классике, итальянское Возрождение. Русская икона. Это всегда приводило и приводит в трепет. Среди русских художников - Суриков, Нестеров. Из советских - Корин, Дейнека. Самый дорогой - Виктор Попков.


И последний вопрос... В литературно - художественную жизнь нашего края вы пришли одновременно - Белов, Рубцов, Фокина, Романов, Тутунджан. Люди со своей жизненной позицией, со своим видением мира. У одних - в поэзии, у других - в прозе. У вас - в живописи. Испытываете ли вы в своем творчестве влияние писателей-вологжан, и как сегодня складываются ваши взаимоотношения с ними?


Вы знаете, когда журналисты или искусствоведы меня вплетают в плеяду писателей-вологжан, чувствую себя неловко. Мне кажется, я не имею на это права. Они - Белов, Фокина, Рубцов, Романов и все другие - дети этой земли. А я, к сожалению, родилась в переулке Сивцев-Вражек на Арбате. На асфальте. К очень большому сожалению. Впрочем, нечего крыльями хлопать. Как судьба сложилась, так и сложилась. Может, это напрасное чувство... Но вместе с тем, мне дорого то, что они делают. И совершенно не безразлично.

А если говорить о влиянии... Мне кажется, писатели ходят по своему кругу, по своей орбите. Они, безусловно, влияют друг на друга. Но больше всего на них влияет родная земля, ее беды и мучения. Какая она была, что с ней стало сейчас.

Общение... Раньше его было больше. Сейчас, к сожалению, меньше. Может быть, теперь люди вообще стараются уйти в себя?..


Интервью вела

Народность творчества художника, ценность его искусства заключается в том, что он создает свои произведения о народе и для народа. Истинно народными являются художественные творения, созданные Джанной Тутунджан. Подтверждением этому являются выставки работ Джанны Таджатовны на тарногской земле, чувства, эмоции, переполнявшие посетителей этих экспозиций, простых людей, жителей её «Родниковой страны». Первая выставка была организована в 2003году.

«Очень приятно мне, - пишет заслуженный деятель культуры Угрюмова Г.А., - и сотрудникам музея работать по подготовке экспозиции картин Джанны Тутунджан вместе с их автором. До этого проводились небольшие выставки, даже выставки трех картин. Джанна Таджатовна трепетно заботилась обо всем: как будут расположены работы, какой будет свет, удобно ли будет посетителям». Открытие выставки состоялось 24 марта. Это было значимое событие в культурной жизни Тарногского района.

Посетители выставки увидели в произведениях Джанны Тутунджан то, что окружало их в жизни: родную природу, своих земляков. Для тарножан это было открытие самих себя, своих близких. Немногие бывали в Сергиевке и видели реальных людей, изображенных на картинах, но секрет истинного искусства состоит в типизации характеров персонажей, поэтому в героях того или иного произведения многие видят себя. На выставке «Родниковая страна» были представлены только произведения живописи. Вот картина «Молодая», написанная в Сергиевке в 1967году. Это произведение Джанны Тутунджан стало программным. Несколько человек претендуют на роль прототипа этого живописного полотна, в том числе две женщины, живущие в Тарноге. О создании этой картины рассказывает Декабрина Шалашова. На самом деле это собирательный образ молодой голубоглазой северянки, олицетворяющей молодую Россию. Картина оставляет праздничное, яркое ощущение утверждения жизни. В центре любой выставки – «Незабудки». (1969г), также программное произведение. У всех трех героинь – голубые глаза. Темный лик моей прабабушки в сочетании с черным платком производит ощущение мудрости, боли за пережитое. Вторая героиня – дочь. Но она совершенно из другой семьи. Рисовала её Джанна Тутунджан с Лихачевой А.Ф. , а внучку с Нины Мальцевой.

«Последний конь». Все понятно зрителям, ведь сейчас уже коней нет. А раньше – вся тяжелая работа в поле, в хозяйстве ложилась на лошадей. Грустная картина. Поэтому так скорбно лицо женщины – конюха и так грустны глаза лошади, кажется, они наполнены слезами. Свою героиню Джанна Таджатовна срисовывала с Анастасии Петровны Ежовой, простой колхозницы. Сейчас её уже нет в живых. Произвела впечатление на тарножан и картина «Несущий свой крест». Этакартина тоже имеет реальную основу и реального прототипа. Это Мальцев Анатолий Александрович. Ему 60 лет. Он и сейчас живет в Сергиевской. 3 января 2012года нам удалось познакомиться с его судьбой. Все его братья и сестры разъехались по городам, а он один остался в родительском доме: нужно было ухаживать за матерью, так как она была больна. Джанна Тутунджан даже написала о его судьбе стихотворение (см. приложение). А личная жизнь его так и не сложилась. Похоронив мать, живет один в огромном бревенчатом доме над самой Сухоной. Поэтому глаза его тоже печальны, чувствуется в нем какая – то обреченность.

Все зрители внимательно разглядывали «Корень рода» - в центре пожилая женщина, оставшаяся одна – одинешенька. На этой стене портреты мужа, погибшего на войне, двух дочек, вышедших замуж и уехавших из родительского дома. Такова судьба. Прообразом героини является Александра Степановна Гладконогих. Её уже нет в живых. «Последний снег». В центре – бабушка Таня, которая и была няней у моего отца. Белый платок(фатка – так называли его северяне), белый передник – это, наверное, последняя бабушкина нарядка – поэтому картина и называется так метафорически «Последний снег».

Эти живописные полотна никого не оставляют равнодушным, их главные герои – простые люди, знакомые и близкие Джанны Таджатовны, рисуя их, она брала всю их боль, заботы и мысли на себя, перенося их на свои полотна, поэтому её произведения такие живые и реалистичные. Каждая картина заставляет о чем-то задуматься. Ольга Михайловна Силинская, экскурсовод выставки «Родниковая страна», рассказывает: «Каждый день на выставку приходило много посетителей. Не пропускали ни одной картины, внимательно рассматривали, много спрашивали, некоторые плакали, может, узнавая в героях этих живописных полотен своих матерей, бабушек, а может быть, себя». Сама Джанна Тутунджан писала: «Мир создан прекрасным и грозным, и жизнь ткет свой холст из страданий и радости. Но если писать одно горе – нечем будет дышать. Ни самой – ни людям».Именно так видела художник окружающую жизнь чутким взглядом, понимала, чувствовала каждой стрункой своей трепетной души, поэтому её картины дышат, смотрят, улыбаются, цветут, доставляя радость и заставляя задуматься.

Каждый портрет, зарисовка, или жанровое произведение – это целая история, сюжетом которой служит наша жизнь. В центре выставки находилась и известная картина «Берегиня». Картина – символ, олицетворяющий материнскую любовь и заботу. Героиня произведения – женщина – мать, прижимающая к себе троих сыновей. Что может быть светоноснее этой картины? Это произведение нужно в каждом родильном доме повесить, чтобы не бросали матери своих младенцев. Картина имеет так же реальных прототипов: это Люба Ежова и трое её сыновей: Виктор – работает в Тарноге в полиции; Вася – в Вологде, младший Андрей служит в Петербурге. Дом Ежовых также стоит на Вересовке, рядом с домом художника. Это последний на улице обитаемый дом.

Интересная картина «Пожар». Она заинтересовала многих тарножан. Произведение имеет сюжетную основу. Родители главной героини – люди – труженики, всё, как рассказывают серговцы, старались делать для дочери. Художник обращает внимание на их трудовые руки. Но дочь полюбила легкую жизнь, яркую, как тот платок, что покрывает её плечи. Уехала из деревни в Гатчину и забыла про отца и мать. А сейчас их уже нет в живых. А дом, что находится тоже на Вересовке, развалился. Хочется надеяться, может внуки вернутся сюда или правнуки.

Замечательны картины, где главные герои – дети. «Журавленок» - в жизни Игорь; «Светлая душа» - Лена Мальцева; «Девочка в красном углу» - приезжая Саша из Северодвинска; «Гостья», «Вороненок»; «Снегирь»; «Весна». Кто знает, может, кто – то из них и вернется в родную деревню и будет её понимать, как делает это сейчас, в настоящее время, председатель СПК Мальцев Игорь Львович, поговорив с которым, Джанна Таджатовна была совершенно счастлива: она нашла в нем единомышленника. Первое – что они решили сделать в деревне – построить часовню. Игорь Львович в разговоре с нами сказал, что часовня обязательно в деревне будет.

Любовь к людям озаряет внутренним светом все искусство художника, делает его мудрым, добрым, вселяющим надежду.

Северная природа представлена на выставке «Родниковая страна в серии картин «Апрельский дом», «Дорога», «Май на Саланге», «Майская Сухона». Пейзаж в этих работах особенный: ясный, светлый, по – весеннему чистый. Глядя на эти картины, можно говорить о слиянии трех стихий: неба, воды и земли. Компоненты этого пейзажа повторяются, но в бесконечном разнообразии сочетаний – один из секретов неувядаемой привлекательности её картин. Тонкая, трепетная, белоствольная березка, что растет под окном Джанны Тутунджан в Сергиевской, раскинув ветви на фоне майского небосклона, ждет весеннего обновления, даря надежду всем, кто ею любуется.

Каждый непременно обратил внимание на букеты черемухи, купав, ромашек, стоящих в окне, и, конечно, любимых художником незабудок, голубизна которых настолько нежна и прозрачна, что вызывает ощущение легкости, воздушности пространства. Но, «чтобы собрать букет незабудок, Джанне Таджатовне приходилось часами стоять на коленях, собирать эти длинные, тонкие стебельки незабудок. Я всегда старалась помочь Джанне Таджатовне, - говорит Люба Ежова, - выходила пораньше и, бывает, набирала целую корзину этих нежно – голубых цветов».

Окно, распахнутое настежь, для художника было спасением от зимней городской жизни. «Приезжая весной в деревню, в дом на высоком берегу Сухоны, - пишет Джанна Таджатовна, -я забываю город и с радостью смотря в любимое окошко. Из него не видно, что на самом деле творится на земле. Оно обращено на юго – восток, и в нем и все озаряется своим, и я не устала глядеть на это. Цветы, особенно полевые лечат нас они молчаливо смотрят нам в душу и помогают на время забыть то что делается вокруг худого».

За три месяца на выставке побывало 1300 посетителей. Не было такого человека, который ушел бы из музея в эти жни без трепета, без особого волнения в сердце.

Было проведено, по словам Ольги Михайловны Силинской, 87 экскурсий. Приходили семьями, поодиночке и целыми классами и оставляли теплые слова благодарности замечательному человеку Джанне Тутунджан за то, что она смогла понять их, простых людей, их характеры, судьбы, их «Родниковую страну». Отклики – впечатления от встречи с искусством Джанны Тутунджан тарножане оставили в специальной тетради. Эта тетрадь признаний в любви к творчеству, благодарностей за труд и искренних пожеланий, успехов, здоровья, удачи в создании новых картин, что Джанна Таджатовна взяла её себе как талисман.

В некоторых номерах газеты «Кокшеньга» за 2003г. публиковались отзывы тарножан о выставке «Родниковая страна». Хочется привести некоторые из них.

«Что за картины! Чудо! Как будто побывали среди героев этих картин, поговорили с ними, видна душа каждого, чувствуется присутствие. Остается ощущение радости и чистоты родниковой воды, чистоты чувств и мыслей. И художник, и её герои живут в картинах, разговаривают с нами, говорят о своем, родном, не лукавят и не хитрят.

Мы уходим с выставки окрыленные, в восторге.»

Мы посмотрели ваши картины, которые нам очень понравились, потому что на них изображена сельская жизнь, очень близкая нам.

Больше всего нам понравилась картина «Вольному воля». В образе коня мы увидели жизнь и судьбу деревенских людей. Когда–нибудь люди сумеют вырваться из плена, обрести свободу. Огромное вам спасибо».

-«Уважаемый мастер, от всей души выражаем вам огромную благодарность. Ваше мастерство просто потрясает, оно нам близко, родное. Ваши картины отражают жизнь русского человека, жизнь русской деревни, жизнь России».

- «Больше всего мне понравилась картина «Расставание». Когда я слушала музыку и смотрела на картину, я как бы слышала, будто земля зовет этого человека, она ему говорит: «Вернись, постой, ты нужен здесь!». Но он не слушает, он уходит. В этой картине я вижу нас самих, которые уходят в города, ищут легкой жизни, а на самом деле мы нужны здесь, в деревне, чтобы помочь её подняться».

Джанна Таджатовна внесла не только большой духовный вклад в развитие культуры нашего района, - пишет Угрюмова Г.А., - но и материальный. В фондах музеям находятся подаренные ею работы «Анна – Мария», «Долгая, долгая песня», «Братья», «Ратник Александра Невского», а позднее – коллекция «Разговоры по правде, по совести».

Вторая выставка работ Джанны Таджатовны Тутунджан была открыта в 2008году в музее традиционной народной культуры. Вновь открывшая экспозиции была представлена графика художника: «Сергиевские места» и «Диалоги», «По правде, по совести». И вновь источник тем и образов для Джанны Тутунджан – деревня Сергиевская, её «Родниковая страна». Художник признается «Если бы я жила тысячу лет, мне не хватило бы времени выразить все то, что я ощущаю в этом небольшом уголке России». При помощи карандаша и фломастера создала Джанна Таджатовна «Сергиевские листы». Первые работы из этого цикла были выполнены еще в 1965 году. «Сама себе хозяйка», «Две зыбки», «Мастерица шаньги печь», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «Русская», «Дети» и так далее. И у каждого героя есть прототипы. Не путаясь ни в одном имени, фамилии, серговцы называют реальных людей, с которых создавались эти работы. «День победы» -

Нас заинтересовала графика Джанны Тутунджан под названием «Листы из Кокшарии», созданные еще в 1968году. Жители Сергиевской нам с гордостью поведали, что в то далекое время их Джанна ходила пешком в Тарногу, в Кокшарию, 40 километров преодолевала. Муж провожал её километров семь. В Маркуше она останавливалась, ночевала, а в Тарноге остановится в доме Угрюмовых, переоденется в сухое платье и отправляется на этюды. И Андрей Анатольевич все говорил «Несравненная, неповторимая Джанна», он восхищался мужеством, трудолюбием, стремлением созидать этой хрупкой женщины.

Нас особенно заинтересовали две работы: «Сын сына» и «Старый конь». Рассмотрим их. «Графический лист «Сын сына» показывает радость деревенского старика, который держит на коленях перед собой младенца». Такой свет, такое тепло, доброта идут от этого героя, что поневоле радуешься вместе с ним.

А старику из работы «Старый конь», вероятно, уже некому передать свои умения. Он изображен в белой рубахе на фоне почерневшего высокого деревенского дома с коньком на охлупне. «Растерянный взгляд запавших глаз, сжатая кисть правой, прижатой к груди руки выдает печаль его одиночества. Время – вторая половина XXвека, когда молодня уже начинали покидать деревню, оставляя стариков на произвол судьбы. Нас заинтересовали эти работы, мы решили узнать, в какой деревне они написаны. Мы нашли рассказ самой Джанны Таджатовны, как и где она писала эти картины. Это была деревня Сметанинская, что находится в четырех километрах от Заборья.

На выставке 2008г. В Тарногском музее были представлены и созданные в юные годы «Диалоги». Это своеобразный дневник, «говорящие портреты» односельчан. Джанна Таджатовна создала своего рода памятник уникальному тарногскому говору. Художник, рисуя портреты этих простых людей, слушала тарногскую речь, и ей очень хотелось, чтобы разговоры её знакомых, их суждения, их мнения услышал весь мир. Диалог написан карандашом прямо на картине. Вот лишь некоторые из записанных художником языковых жемчужин:

«Думаешь, Серговка долго проживет?» - «Так ежели робить – вся лесом зарастет… Все поля… Вспомнили бы, как в войну – то пахли… безо всякого горючево… на одних горючих слезах… и не пропили свою землю».

«Сердце не терпит, как оне зачнут телёнков по хребтине лопатом охаживать… телёнок – он ведь тоже человек!»

«Ой, как я обрадела письму – то! К сердцу прижала – так и спала!»

«Как бы отворотитьсе от вина да от курева. К примеру, мне лично… да и всей Рассее…»

«Народ больно матюкливый стал, да какой – то шальной. Пошто бы это? Пошто бы мать – то тревожить да всё её поминать недобрым словом? Ведь земля каждый раз дрогнёт. Грех ведь!..»

«Не космос погодой правит. Народ поохладел к земле. Вот она, Матушка, и отсывает… А к ей бы надо – то со всем нашим теплом!».

Эти самобытные живые высказывания придают особый колорит и теплоту работам народного художника.

«В этой серии больше персонажей старых. Манера письма стала более жестокой. Что – то тревожит художника, торопит, не радует. Волнует же её судьбу нашей северной деревни, уходит из жизни старое поколение, молодое в массе покидают отчие края. Как – то дальше сложится жизнь в исконно русских северных краях» Не уйдут ли вместе с поколением, вынесшим на своих плечах тяготы великой войны и послевоенного становления лучшие черты крестьянских характеров, коренные устом народной морали», - пишет учитель, краевед А.А.Угрюмов.

Выставка графических работ Джанны Тутунджан в 2008 году стала для тарножан своего рода праздником, для многих возвращением в деревенское детство, в мир неповторимой речи жителей Кокшеньги. Сама Джанна Таджатовна присутствовала на открытии выставки и так сердечно, по – доброму объясняла смысл своих работ, что и взрослые, и дети выходили с выставки одухотворенными, осознавшими неповторимость своего родного края.

В 2011 году новая выставка – «Лики России», где были представлены и живопись и графика. И вновь слова Благодарности этому великому художнику за её труд, за её творчество, за внимание, за любовь к тарногской земле. Посетителей обеих выставок уже насчитывалось более двух тысяч. «Низкий поклон вам до земли, Джанна Таджатовна, - писал один из зрителей, - поклон от всех прадедов, от нас сегодняшних и будущих поколений нашего родного уголка большой России».


Джанна Таджатовна Тутунджан родилась в Сивцевом Вражке на Арбате в Москве 22 сентября 1931 года. По материнской линии она из семьи потомственных московских дворян. По отцовской линии связана с армянскими корнями, но в самой Армении была всего один раз, в 1955 году.

Еще в военном 1944 году Тутунджан начала учиться в Московской средней художественной школе, которая долгое время находилась в Лаврушинском переулке, как раз напротив Третьяковской галереи. В 1959 году она закончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.

В 1952 году Джанна впервые приехала на вологодскую землю, и с 1959 года осталась жить и работать в Вологде навсегда. Ее привез на Север муж, художник-живописец Николай Баскаков. В одном из своих интервью Тутунджан отмечала: «Муж - вологжанин. Мы вместе учились в московской художественной школе, в одном классе, в Суриковском институте. Правда, в разное время. От него я услышала первые рассказы о Вологде. Он первым познакомил и поводил меня по этой земле. Научил всегда делать то, к чему лежит душа».

В 1969 году в Вологде прошла первая персональная выставка живописи и графики Тутунджан. Работы Тутунджан 1960-х годов стали смелым открытием нового героя и необычной стилистики художественного языка.

Тутунджан привела и утвердила в изобразительном искусстве Вологодчины своего главного и излюбленного героя: простого по жизни и совсем не простого по душе деревенского жителя. В 1969 году появилась ее центральная картина тех лет - «Незабудки». В деревне Сергиевской Тарногского района была выполнена первая серия большеформатных рисунков фломастером и тушью с очень емкими, прямо говорящими названиями: «Сама себе хозяйка», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «День Победы», «Сын сына», «Старая прялка - долгие песни», «Расскажи мне, братыня».

Начиная с 1981 года, каждые десять лет в Вологде проходили персональные выставки новых произведений Тутунджан, которые вызывали всеобщий интерес. Сначала всех удивили и заставили о многом задуматься ее картины-символы о волновавших проблемах жизни деревни и современного общества: «Расставание», «Птичий рынок», «Корень рода», «Последний конь».

Подлинным открытием стала серия рисунков Тутунджан «Диалоги. По правде, по совести». Выделяя свою новую творческую задачу, она подмечала: «Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые, по моим понятиям, представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

В 1980-е и 1990-е годы в живописи Тутунджан появились масштабные картины-притчи, в которых она стремилась откликнуться на сложнейшие нравственно-этические и очень непростые историко-культурные явления меняющейся жизни: «Черный ворон», «Пожар», «Вольному – воля». В картинной галерее проводились выставки-презентации этих картин, которые становились важными общественными событиями тех перестроечных лет.

В 1972 году Джанне Тутунджан было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Более чем через тридцать лет, в феврале 2004 года она была удостоена почетного звания народного художника России, кем уже давно являлась у верных почитателей.



Похожие статьи
 
Категории