Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства. Мастер – класса по декоративно-прикладному творчеству для педагогов дополнительного образования с видео Украшения в доме

24.06.2019

Татьяна Перова

Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство . Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров , тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Работа по ознакомлению детей с декоративно -прикладным творчеством предусматривает создание развивающей среды - в групповой комнате должно быть отведено место для выставки образцов изделий народного декоративно-прикладного искусства .

А так как подлинных образцов некоторых промыслов я ещё не приобрела,а развивающую среду необходимо обогащать,решила найти выход из положения и смастерить образцы своими руками .

И вот,что у меня получилось!

1. Полочка по мотивам Гжели.

В своих предыдущих постах я предлагала мастер -классы по изготовлению тарелочек и панно по мотивам Гжели. Сегодня хочу продолжить эту тему и предлагаю смастерить Гжельские часы .

Чтобы смастерить такие часики ,необходимо распечатать изображение таких часов на цветном принтере,вырезать их, заламинировать и ещё раз вырезать.

Когда клей просохнет,можно смело ставить часики на полочку.

2. Полочка с матрёшками.

Мастерим матрёшек ,как мастерили Гжельские часы .

Находим картинки с изображением матрёшек или распечатываем на принтере,вырезаем,ламинируем и ещё раз вырезаем.




Матрёшки готовы украшать полочку!

Мастерите ,удивляйте,радуйте,развивайте своих воспитанников и обогащайте среду в своей группе!

Желаю творческих успехов и спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерилка» Рабочая программа кружка декоративно - прикладного искусства «Мастерилка» Разработала: воспитатель Бесчастная Т. В. Возраст детей: 4-6.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

На поляне одуванчики выросли с утра. Гуляю по солнечной поляне я, ура! Цветы весенние я не срываю, А сделаю их своими руками! Чтобы сделать.

Отчет по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по средствам.

Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети уже осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание,учатся.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Галабурда Любовь Ивановна

Любовь Ивановна родилась в с. Приуральское в 1957 году. С детства она любила рисовать, но становление ее творческой личности произошло уже в старшем возрасте. Переехав жить в Одессу, Любовь Ивановна сблизилась с художниками и начала брать у них уроки. Тогда же она окончила оформительские курсы, а затем художественно-графический факультет Одесского пединститута и начала работать по специальности. Ее дипломная работа «Древо жизни» была выполнена в технике макраме.

«Ижемская одежда 17-19 вв.», «Семья оленевода», «Жених и невеста», «Древние коми-охотники» - так назывались работы, участвовавшие в первых выставках. Это уже не отдельные куклы, а целые сюжеты из мифологии народа коми.

Сегодня о Л.И. Галабурда знают не только в Печоре, но и в других городах Республики Коми и даже за границей. В 1997 г. ее куклы побывали в Финляндии на выставке финно-угорских народов.

С 1989 года Любовь Ивановна является членом городского объединения художников и мастеров Печоры.

В феврале 2000 г. Л.И. Галабурда сдала важный экзамен на зрелость - на традиционной выставке в г. Сыктывкаре ее приняли в Союз Мастеров Республики Коми. Но впереди, по словам Любовь Ивановны, еще много работы по реализации новых замыслов и идей.

Жизненные обстоятельства заставили Любовь Ивановну приехать в 1991 г. на коми землю. Здесь она становится известным мастером по изготовлению кукол.

Историко-краеведческий музей заинтересовался работами Любовь Ивановны и сделал ей заказ на выполнение кукол в народных костюмах.

Деревянная основа куклы, лицо, одежда, все другие детали изготавливаются самой мастерицей и ее помощниками из школьного кружка «Умелые руки». Л. И. Галабурда и дети стали выполнять такие куклы на заказ.

Они получались яркие, выразительные и вскоре их набралось столько, что хватило на целую выставку.

В1996 г. состоялась ее первая персональная выставка в городе Сыктывкаре. Творческие работы были оценены специалистами высоко. Любовь Ивановне был вручен диплом «За развитие традиций народа коми».

На выставках прикладников в музее куклы Галабурда Л. И. сразу можно отличить от всех других, потому что каждая из них - настоящее произведение искусства. Чтобы сделать такую куклу, требуется масса времени и разнообразный материал. Мастерица работает с деревом, берестой, тканью, бумагой, кожей, мехом, замшей и бисером. Изготавливаются куклы по описаниям из этнографических источников.

Участие в выставках:

С 1997 года - постоянный участник республиканской выставки «Мастер года».

1997 - Экспо-97. Сыктывкар- Финляндия.

2000, июль-август - Выставка работ членов Союза Мастеров Республики Коми. Печорский историко-краеведческий музей.

Евтюнин Михаил Викторович

Михаил Викторович Евтюнин родился 8 сентября 1950 г. в г. Небит-Даге Туркменской ССР в семье военнослужащего.

Офицерская семья часто меняла гарнизоны, и в первый класс Миша пошел в литовском городе Паневежисе. Учился в Кедайняе, Шауляе, а окончил школу в Польше в 1968 году.

Отец, офицер в третьем поколении, мечтал о военной карьере для сына, но жизнь распорядилась иначе: Михаил поступил в Рижский институт инженеров гражданской авиации. За годы учебы в институте (1968-1979) он успел отслужить два года в танковых войсках и год проработать слесарем-инструментальщиком на заводе в Рязани.

Студентом строительного отряда Михаил побывал в Норильске и Дудинке. Север привлек романтикой, суровой красотой, и молодой специалист после распределения твердо решил ехать только на север. В 1979 году Михаил был принят инженером-электриком в Печорское авиапредприятие.

В Печоре в те годы необыкновенной популярностью пользовался туристический клуб «Арктос». Туристы совершали походы на Уральские горы и в Карпаты, осваивали Карелию, покоряли горные реки Кавказа и Алтая. В память о каждом походе Михаил привозил камни: агат, нефрит, хрусталь. В 1985 году его коллекция пополнилась красной яшмой. Тогда и пришла идея обработки камня. Этот камень, ставший произведением искусства, хранится в коллекции Михаила Викторовича.

Первые художественные изделия: бусы и кабашон. Затем серьги, кулоны, браслеты, опять бусы, подсвечники. В своих работах мастер использует калифорнит, чароит, хрусталь, нефрит, родохрозит. Но самый любимый из камней - агат. Лучшие работы выполнены из него. Михаил Викторович изучал литературу по технике обработки камня, некоторые станки проектировал сам.

В начале 90-х годов ХХ века на авиапредприятии решили организовать цех непрофильных услуг и предложили возглавить его М.В. Евтюнину. Впоследствии цех превратился в камнерезную мастерскую, увлечение Михаила Викторовича стало и работой. Правда, творчеством приходилось заниматься в свободное от административных дел время.

Работа мастера Евтюнина М. В.

Слава о печорском мастере перешагнула границы города и республики. В 1986 году его работы выставлялись в музее г. Инты. В 1994-1995 гг. М.В. Евтюнина пригласили на выставку в столицу камнерезного дела - Екатеринбург, куда съехались мастера со всего бывшего Союза ССР.

В 1995 г. Михаил Викторович - участник республиканской выставки в Сыктывкаре. Несколько раз его работы экспонировались и успешно продавались в павильоне ВДНХ на ярмарке цветных камней «Гемма». С 1996 года М.В. Евтюнин работает в депо. Свободное время отдает любимому делу.

Работа мастера Евтюнина М. В.

Участие в выставках:

1986 - Выставка. Инта.

1995 - Выставка. Сыктывкар.

1995 - Выставка. Екатеринбург.

1998 - Выставка. Печорский историко-краеведческий музей

Иванов Борис Борисович

Родился во Владимирской области в 1944 году. Трехлетним ребенком родители привезли в Печору, с тех пор он живет и трудится в этом городе.

Умение и любовь к рисованию у Бориса Борисовича наследственная, родители неплохо рисовали. Мать была большой рукодельницей: много и хорошо вышивала, ее руками был украшен весь дом.

Творчество Б.Б. Иванова - это редкое сочетание нескольких направлений: живописи, графики, прикладного искусства.

Первые уроки живописи ему преподали репрессированные художники, которые отбывали свой срок в Печоре. Особенно запомнился А.А. Васильев, он смог увидеть и развить в девятилетнем мальчишке художественные способности.

Может быть, поэтому Борис Борисович занимается углубленным изучением истории политических репрессий на территории Печорского района. Он - член общества «Мемориал». В газете «Печорское время» опубликованы его статьи по истории ГУЛАГа. В мартирологе «Покаяние» есть его графический рисунок «Убил, закурил».

Иванов Борис Борисович

В начале творческой жизни занимался живописью и графикой. Особенно любит писать пейзажи. «Человек и природа, - по словам Б. Иванова, - единая среда, они не могут существовать друг без друга». Поэтому ему нравится работа с деревом, любым, какое имеется в данный момент.

Борис Борисович один из мастеров, занимающихся работой по металлу, ковкой металла. В своих работах стремится воссоздать забытые традиции отделки работ по дереву кованым металлом. Заниматься в полной мере художественной обработкой металла сложно, так как для этого необходимы специальные мастерские и оборудование, которых в Печоре нет. Создание декоративно-прикладных изделий требует большого количества времени

Работа Б. Б. Иванова

Работы Бориса Борисовича ювелирны, они отличаются безупречным вкусом, тонкостью, сложной техникой исполнения. Например, подсвечник, выполненный по мотивам мифологии коми-зырян, состоит из 100 элементов, каждый из которых нужно было довести до совершенства. Его работы отличаются высоким профессионализмом.

У художника нет свободного времени, он всегда занят, поэтому учеников нет. «Преподавательство связывает мастера по рукам, ибо работать на себя уже не будет времени», - считает Б.Б. Иванов. Это послужило причиной отказа от предложения отдела культуры создать и возглавить школу мастеров.

Борис Борисович постоянный участник художественных выставок Печорского историко-краеведческого музея, республиканских выставок народного творчества. В 2000 году он был принят в Союз мастеров Республики Коми.

Работы Иванова Б. Б.

Участие в выставках:

1996 - Выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

1997 - Экспо-1997 . Сыктывкар - Хельсинки.

1997 - Выставка. Печорский историко-краеведческий музей

1998 - Печора мастеровая. Сыктывкар, Печора мастеровая. Печорский историко-краеведческий музей.

1999 - Персональная выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

2000 - «Мастер года - 1999». Сыктывкар; Аллея мастеров. Печорский историко-краеведческий музей; Печорская осень - 2000. Печорский историко-краеведческий музей.

Изюмов Юрий Александрович

«Есть красота, ее надо находить, создавать и показывать другим», - вот творческое кредо мастера Юрия Александровича Изюмова.

Изюмов Юрий Александрович родился 30 мая 1944 г. в п. Водный Ухтинского района. Отец его - учитель, комсомольский активист, еще в довоенные годы был репрессирован и заключен в ухтинские лагеря: он вслух усомнился насчет слишком скорых темпов строительства социализма. Мать вскоре приехала вслед за ним. Так и осталась семья в ухтинских местах. В1963 году после окончания средней школы Юрий был призван в армию. В Печору приехал по комсомольской путевке в 1966 году. Более 20 лет работал в АТП УНГГ водителем грузовых машин, а потом в автомастерских и паял, и лудил, и клепал.

Способность к рисованию проявилась в школьные годы. Уже тогда он удивлял зарисовками портретов знаменитых писателей и поэтов. С детства любил дерево, его запах, теплоту. Как-то приметил, что товарищ по работе занимается резьбой по дереву. Захотелось самому попробовать. Тот показал ему первые несложные приемы, подарил инструмент - обломок медицинского скальпеля, надежно вставленный в самодельную деревянную ручку. Этим инструментом и начал Ю. Изюмов изготавливать свои резные поделки. Премудростям учился по книгам, постигал все самостоятельно. Любимое дерево - осина и березовый нарост - кап.

С 1991 года Ю.А. Изюмов - мастер-наставник студии декоративно-прикладного искусства «Шондiбан», открытой при отделе культуры Печорского горисполкома. Юрий Александрович стремился передать свои секреты талантливым, отзывчивым школьникам и взрослым. Хотелось познакомиться с опытом столичных резчиков по дереву, посетить республиканские и всероссийские выставки, музеи прикладного искусства. Побывал в мастерской сыктывкарского скульптора В. Рохина, на республиканском семинаре, на выставке в Вологде.

Неизвестно, как распорядилась бы судьба талантом мастера, не будь рядом верного друга, настойчивой жены Лидии Владимировны, которая сама отнесла первые работы в музей. Жена и помогала, и поддерживала в трудную минуту, и советовала.

Способности к рисованию передались дочери. Она дарит свои картины друзьям в Санкт - Петербурге, родителям.

Юрий Александрович любил творить под музыку. С удовольствием слушал песни в исполнении И. Талькова, В. Высоцкого, Н. Кадышевой. Любимая певица - А. Пугачева. Увлекали исторические романы. С детства любил всех животных, особенно собак. Многие, кто знал Юрия Александровича, отмечают, что он был добрым по натуре, какой-то свет исходил от него.

За полтора десятка лет творческой деятельности мастером создано более 200 изделий. Ю.А. Изюмов член Союза Мастеров Республики Коми с 1993 г. Труд Изюмова Ю.А. отмечен почетными грамотами Министерства Культуры Коми АССР, Министерства культуры РК и дипломами за вклад в развитие народного творчества.

Работа мастера Изюмова Ю. А.

Вся квартира Изюмовых с любовью оформлена умелыми руками Юрия Александровича. Чего только нет на кружевных полках из дерева.

Интерьер кухни - сказка из дерева, мечта любой хозяйки, неравнодушной к красоте. Шкафчики, ларчики, короба - все украшено резьбой, кухня сама как волшебный ларчик из сказки.

Изделия Ю.А. Изюмова экспонировались на выставках в Риге, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Москве, Сыктывкаре, Печоре. Печорский историко-краеведческий музей закупил десять изделий мастера-прикладника. Норвежцы увезли к себе на родину два изделия. Весной 1993 г. пришло приглашение на выставку-ярмарку в Америку, но не удалось совершить эту поездку. 30 работ выставлялись в этнографическом музее Санкт-Петербурга. После выставки мастеру стали поступать предложения из коммерческих структур, но Ю. Изюмов душой чувствовал, что поставить деревянную резьбу на поток, значит, вынуть из нее душу. И вместо радости получатся дешевенькие сувениры из тех, что ни уму, ни сердцу. Мастер дарил свои изделия только тем, кого уважал, отдавал в надежные руки. Не стремился их продавать, даже отказался от закупки изделий в Золотой фонд музея народного творчества.

Работа мастера Изюмова Ю. А.

Участие в выставках:

С 1985 изделия Ю. А. Изюмова постоянно экспонируются в Печорском историко-краеведческом музее.

1987 - К 70-летию Великого Октября. Печорский историко-краеведческий музей.

1996 - Радуга радости. Печорский историко-краеведческий музей.

1996 - Персональная выставка "Резьбой очарованные". Печорский историко-краеведческий музей.


Кротов Андрей Юрьевич

Родился в 1956 году в городе Баку, в семье военного. По роду службы отца семья часто переезжала с места на место, объездив весь Северный Кавказ.

В 1977 году Андрей, выбрав карьеру военного, окончил Ставропольское высшее военное училище. С 1977 по 1993 служил в военной авиации штурманом боевого управления. В 1989 году А. Кротов прибыл в Печору.

Кротов Андрей Юрьевич

Увлечение Андрея минералами началось со встречи с Михаилом Евтюниным, вокруг которого собиралась команда увлеченных обработкой камней ребят. Камень, по признанию Андрея, привлекает его, завораживает неповторимыми красками, рисунками и игрой света.

Совместными усилиями увлеченных камнерезов в подвальном помещении была обустроена мастерская. В ней разместили оборудование, частично закупленное, но в основном, сделанное своими руками. Здесь же хранятся минералы, за которыми мастера иногда выезжают в горы. Это - горный хрусталь, яшма, амазонит, агат, кварц и другие.

Работа Кротова А. Ю.

Андрей Юрьевич известен в городе как мастер по изготовлению украшений из камня: колье, сережек, брошей, браслетов и подвесок. Ювелирные украшения, выполненные им, пользуются спросом у многих представительниц «слабого пола». Изделия мастера вызвали большой интерес и на выставках в г. Инте, в музее геологии г. Сыктывкара. Несколько раз его работы экспонировались в павильоне ВДНХ на ярмарке цветных камней «Гемма».

Помимо ювелирных изделий, Андрей Юрьевич вытачивает из камня подсвечники, статуэтки и другие предметы. Однажды он изготовил на заказ приз для чемпионата России по лыжным гонкам.

«Оригинальность и качество» - вот девиз, которым руководствуется А.Ю. Кротов - признанный печорский мастер по обработке и изготовлению из камня ювелирных и декоративных изделий.

Работа Кротова А. Ю.

Участие в выставках:

1993 -1995 - Постоянный участник выставок в Библиотеке семейного чтения.

1996-1999 - Музей геологии. Сыктывкар.

1997 - Выставка. Инта.

Морозов Владимир Николаевич

Родился в северном русском городе Каргополе Архангельской области в 1927 году в семье служащего. Отец работал бухгалтером, мама была домохозяйкой.

В 1932 году отец отправляется в Сыктывкар для организации общества глухонемых. За отцом в Сыктывкар перебралась и вся семья: жена и трое детей. В Сыктывкаре Владимир Николаевич прожил до 1944 года. Жили трудно в полуподвальном помещении. Весной квартиру заливало по колено водой. Мать вынуждена была пойти на работу: днем работала в милиции, по вечерам учила в ликбезе, а ночью стояла в очередях за хлебом. От трудов и болезней мать рано ушла из жизни.

Владимир в Сыктывкаре закончил школу ФЗО по специальности моториста катера, работал помощником мастера, в 1942 году стал мастером.

В 1944 году добровольцем пошел на фронт, но повоевать не пришлось. Отправили учиться в Школу младших командиров на станции Обозерская Архангельской области, где заболел и в 1946 году был демобилизован. В этом же году уезжает в Херсон лечиться и работать. После Херсона судьба забросила в Сталино, в Днепродзержинск. В Сталино освоил специальность лепщика.

Владимир Николаевич более десяти лет прожил в южных районах страны, в 1957 году приехал к сестре в Кожву. О новом городе Печоре ничего до этого не знал и не слышал. В это время в Печоре шло строительство Дома культуры речников (ДКР). Узнав, что Владимир Николаевич лепщик, его взяли на работу инструктором. Дали учеников шесть человек, которых он обучал их лепному мастерству. Строили ДКР и учились одновременно.

После ДКР лепные работы выполняли в кинотеатре им. М. Горького. Здесь же в кинотеатре находятся и две его авторские скульптурные работы - «Шахтер» и «Охотник».

Работа мастера Морозва В. Н.

Приходилось оформлять лепными работами и простые жилые дома (например, два дома на площади Горького): карнизы, розетки. В 1962-1963 годах в домах прекратили делать лепку.

Бригада лепщиков под руководством В.Н. Морозова пользовалась популярностью в Республике Коми: выезжали на работы по строительству Дома культуры в Воркуте, железнодорожного вокзала в Сыктывкаре.

Работая в Печорстрое, заочно закончил Волховский строительный техникум с красным дипломом, стал мастером завода железобетонных изделий. На заводе много оформительских работ сделано его руками: бетонный барельеф Ленина, Доска почета Печорстроя, орнаментовка стен, панно. Приходилось писать и живописные портреты для Доски почета. Особенно много работы было перед праздниками - оформлял плакаты.

Поступали заказы и на другие оформительские работы. Им оформлена турбаза на Бызовой.

С 1983 года В.Н. Морозов на пенсии. Начал резать дерево. Особенно нравится работать с капом. Ему интересно работать с разным материалом. В его коллекции много ваз, выполненных из ажурного металла, винный рог, разнообразные шкатулки.

Работа мастера Морозова В. Н.

Участие в выставках:

1990 - Благотворительная выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

1992 - Выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

1995 - Выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

1996 - Персональная выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

1998 - Выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

Осипова (Огородникова) Оксана Валентиновна

Печорских мастериц маму и дочь Огородниковых знают не только в Республике Коми, но и за ее пределами. Связывают их не только семейные узы, но и творческие. Галина Яковлевна Огородникова родилась в 1947 году в д. Соски Кировской области. Отец Яков Иванович Саадаков всю жизнь проработал на заводе «Сельмаш». Владел плотницким делом, столярничал, изготовлял мебель. Мама Нина Митрофановна - дежурная по станции - искусно вязала крючком. Большое влияние на Галину Яковлевну оказала бабушка Мария Ефимовна, которая умела ткать, прясть, вязать, шить, вышивать.

В Печору Галина Яковлевна приехала вместе с мужем в 1963 году. Все время шила, вязала для своих детей.

В середине 80-х годов многие печорские женщины увлеклись плетением в технике макраме, Галина Яковлевна в этом виде прикладного искусства достигла совершенства. Первая работа - «Пудель». Сначала копировала изделия из журналов, календарей, а затем начала создавать свои, авторские работы. В 1991 году выпустила свой фотоальбом «Макраме», ее изделия использованы при оформлении детских дошкольных учреждений города «Кораблик», «Ёлочка». Сюжетные панно, выполненные Галиной Яковлевной, создают неповторимый облик интерьера детских садов.

С 1984 года Галина Яковлевна - член городского объединения художников, художественно-экспертного совета, в 1985 году возглавляла объединение художников. В 1988 году участвовала в фестивале народного творчества в Сыктывкаре.

Галина Яковлевна - мастер-прикладник - владеет многими видами творчества: плетение в технике макраме, фриволите, вязание спицами, крючком, резьба по дереву.

Своим учителем Галина Яковлевна считает мастера Ю.А. Изюмова, который успел передать свои секреты ученице. Она не гнушается ни грубой «заготовительной» работы, ни поиском материала. Работает с березой, осиной. В конце 80-х работала в кооперативе «Элегант». В 1990 году вела кружок макраме, в 1991- 1992 годах преподавала в студии «Шондiбан».

По стопам матери пошла и дочь - Оксана Валентиновна Осипова. Родилась в 1969 году в Печоре. С детства родители заметили способности у девочки к рисованию. Несколько лет Оксана занималась в изобразительной студии дома пионеров под руководством А. Акишина.

Поступила в ПТУ № 22 в Сыктывкаре на специальность «мастер художественной росписи». В 1989 году окончила училище. Дипломная работа Оксаны: оригинальная бижутерия, в которой удачно сочетаются роспись по дереву и макраме. Это было совместное изделие мамы и дочери.

Так родился творческий союз. Позже они создали немало ярких работ, одна из которых - сказочный бочонок «Сказание о Севере». Внешне он похож на старый пенек с переплетенными между собой корнями и делится на четыре сюжетные картинки из жизни древних коми (оформлен в технике макраме).

Работа мастериц

Оксана Валентиновна работала в кооперативе «Элегант», в ИЧП «Сувенир», народной студии «Шондiбан». Ее мастерство педагога проявилось при работе в учебно-производственном комбинате, где она преподавала курс художественной росписи по дереву. Владеет двенадцатью видами росписи (хохломская, городецкая, полхов-майдановская, вятская, северодвинская, урало-сибирская и др.). Изучая литературу по прикладному искусству, Оксана воссоздала печорскую роспись, а Галина Яковлевна разработала сюжет по мотивам печорской росписи для вязания на спицах.

Основной темой творчества Оксаны является семья, дом, дети. В этом плане интересны ее сюжетные панно «Раннее утро», «Ягодная пора» с отображением быта ижемских коми.

Активно работала в городском объединении художников-прикладников. В 1997 - 1998 годах Оксана - сотрудник Печорского историко-краеведческого музея, организует передвижные выставки из фондов. С 1999 года живет в поселке Чернореченское Княжпогостского района. Работает в средней школе. Оксана Валентиновна - член Союза мастеров Республики Коми с 1998 года.

Мастерицы Огородниковы принимали участие во всех городских выставках историко-краеведческого музея, выезжали с работами и на республиканские смотры талантов. Визитной карточкой Огородниковых стал кулон «Крина», который они с удовольствием дарят людям на добрую память. Их работы в качестве печорских сувениров увезены во многие города России, а также в зарубежные страны: Болгарию, Чехию, Италию.

Работа мастериц

Участие в выставках:

С 1985 года - постоянные участники ежегодных выставок мастеров прикладного творчества в Печорском историко-краеведческом музее, с 1994 - выставок в Союзе мастеров «Мастер года» в Сыктывкаре.

1989 - Выставка художников - прикладников. Ухта.

1990 - Благотворительная выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

1992 - Выставка изделий народных промыслов учащихся и преподавателей. Пермь, Нижний Новгород.

1996 - Учитель, воспитай ученика. Сыктывкар.

1997 - Коми Экспо - 97, Радуга радости. Сыктывкар.

1999 - Персональная выставка «Полет фантазии и вкуса» в Центральной библиотеке. Печора.

Харузин Юрий Федорович

Родился в 1953 году в г. Ковров Владимирской области. Отец всю жизнь был связан с лесом: работал в лесном хозяйстве, плотничал. Они знали и любили лес: помогали отцу по работе. Мать занималась домашним хозяйством и детьми.

В 90-х годах в школах Республики Коми большое внимание стали уделять возрождению традиций народа коми и Ю.Ф. Харузину предложили попробовать работать с берестой, обучать этому мастерству школьников. С этого времени Юрий Федорович стал самостоятельно изучать литературу по декоративно-прикладному искусству коми, окончил курсы по преподаванию прикладного искусства в Сыктывкаре. Желание овладеть прикладным искусством в совершенстве и передать свои знания и умения детям, заставило Юрия Федоровича обучаться у заслуженных мастеров прикладного искусства Коми М. Кочева и С. Оверина. Они показали не только приемы работы с берестой и деревом, но и какой инструмент применять, как этот инструмент изготовить самому.

Работа мастера Харузина Ю. Ф.

Участие в выставках:

1996 - Радуга радости. Печорский историко-краеведческий музей

1997 - Учитель-ученик. Печорский историко-краеведческий музей.

1998 - Печора мастеровая. Печорский историко-краеведческий музей.

1999 - Конференция коми-народа. ГО "Досуг". Печора.

2000 - Печорская осень-2000. Печорский историко-краеведческий музей.

Юркевич Галина Павловна

Родилась Галина Павловна в 1950 году в деревне Няшабож Ижемского района. После школы выбрала профессию педагога. Закончила коми отделение дошкольного воспитания в педучилище г. Сыктывкара. Затем 20 лет проработала воспитателем в детских садах Вуктыла и Печоры. С начала 90-х годов Галина Павловна занимается педагогической деятельностью в школе-интернате № 8. Работает этнопедагогом, обучает детей коми разговорной речи, знакомит их с народной игрушкой, костюмом, фольклором.

Под ее руководством проводятся тематические праздники, ставятся кукольные спектакли по мифологии народа коми. Декоративно-прикладным искусством Г.П. Юркевич занимается с 1984 года. Увлеклась шитьем из лоскутков: поясов, ковриков, коми игрушек. В 1993 году ее настолько захватило это занятие, что изготовление кукол становится одновременно и ее увлечением, и работой. Кукла всегда с ней: и дома, и в пути. В школьном кукольном театре Галина Павловна вместе с детьми занимается изучением истории коми кукол по легендам и сказкам.

Работа мастера Юркевич Г. П.

В1994 году Г. П. Юркевич получила паспорт-сертификат на право изготовления кукол в коми национальной одежде и их реализацию. Она член Союза мастеров Республики Коми. Ежегодно ее работы участвуют в выставке «Мастер года» в г. Сыктывкаре.

Творческая задача мастера-прикладника - придерживаться народных традиций и в то же время создавать свое, новое в декоративном искусстве.

Участие в выставках:

С 1996 года - постоянный участник республиканской выставки "Мастер года", "Моя любимая игрушка" Печорского историко-краеведческого музея.

1996 - Радуга радости. Печорский историко-краеведческий музей.

1996 - I Съезд тюркских народов. Усинск.

1996 - III Съезд Ижемской ассоциации. Ижма.

1997 - Выставка. Печорский историко-краеведческий музей.

1997 - Учитель, воспитай ученика. Сыктывкар.

1997 - Древо жизни. Подпорожье.

1997 - Экспо-97. Сыктывкар-Хельсинки.

1997 - Лоскутная мозаика. Сыктывкар.

1998 - Праздник игрушки. Москва.

1998 - Печора мастеровая. Сыктывкар.

1999 - Выставка промышленных товаров. Печора. Дворец спорта "Юбилейный"

2000 - Печорская осень-2000. Печорский историко-краеведческий музей.

Источник к тексту и фото:
Малая энциклопедия Печоры [Электронный ресурс] : история, культура, экология. - Электрон. текстовые дан. и граф. дан. - Печора: Печорская ЦБС, 2001. - 1 эл. опт. диск (CD-R).

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Творчество и утилитарность

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Широкая сфера деятельности

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Украшения в доме

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.

Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусствоблагодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.

Изобразительно-прикладное искусство

Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство - работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы".

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка - художественная роспись по керамике.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.

Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.

Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.

Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка - ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>, научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства.

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника собрана замечательная коллекция работ Мамеевой Маргариты Степановны () – талантливого устькаменогорского художника и педагога, мастера декоративно-прикладного искусства. В этом году ей исполнилось бы 80 лет. Свой художественный талант и профессиональные знания она проявила в самых женских видах декоративно-прикладного искусства: вышивке, аппликации , шитье и вязании. была одной из немногих мастериц в Восточном Казахстане, которые в совершенстве владели такой сложной и кропотливой техникой вышивки, как художественная гладь. Высокий профессионализм и художественность ее произведений подняли технику вышивки на новый уровень, выявили ее широкие возможности и вызвали неподдельный интерес у любителей искусства. Своим творчеством мастерица доказала, что такой камерный вид декоративно-прикладного искусства как вышивка может выйти далеко за пределы рамок «домашнего рукоделия » и занять достойное место рядом с настоящими произведениями искусства.

Маргарита Степановна Мамеева родилась в 1933 году в селе Дурницыно Романовского района Саратовской области . После Великой Отечественной войны она переехала с семьей в г. Семипалатинск , там окончила школу. Способности и любовь к изобразительному искусству определили выбор ее будущей профессии, она поступила учиться в Республиканское художественное училище им. в г. Ташкенте, на художественно-театральное отделение. После окончания училища в 1957 году Мамеева некоторое время работала художником в Узбекском музыкально-драмматическом театре им. Ахунбабаева в г. Андижане. Затем в течение нескольких лет преподавала ручной труд и рисование в Андижанском государственном педагогическом институте.

В середине 1960-х Маргарита Степановна приехала в г. Усть-Каменогорск, где прожила до конца своей жизни. В нашем городе она первое время работала художником на предприятиях и в учреждениях, затем полностью посвятила себя преподавательской деятельности , работая в различных средне-специальных учебных заведениях: в педагогическом, музыкальном и культурно-просветительном училищах. Она преподавала такие учебные дисциплины , как трудовое обучение (аппликация, вышивка, вязание и т. п.), изобразительная деятельность, СНАП (средства наглядной агитации и пропаганды). По воспоминаниям ее учеников, Маргарита Степановна была чутким, внимательным и вместе с тем требовательным педагогом, безгранично преданным своей профессии.

Параллельно с педагогической деятельностью Мамеева активно занималась творчеством. Она создала свой авторский стиль в технике вышивки гладью, основанный на реалистичном изображении и передаче тончайших цветовых нюансов. Эти особенности делают ее вышивку сродни живописным произведениям. В специальной литературе техника, которая лежит в основе творчества Маргариты Мамеевой, именуется как «свободная гладь», сама же мастерица называла ее не иначе, как «художественная». Используя традиционную технику вышивки, она модернизировала ее технические и художественные приемы, максимально приблизив вышивку к живописи. В этом виде творчества Мамеева наиболее полно проявила свой природный дар рисовальщика и колориста.

Кроме техники глади, мастерица прекрасно владела и другими различными видами вышивки, а также очень любила работать в технике аппликации. Ее аппликационные работы из ткани зачастую выполнены в сочетании с вышивкой или с использованием разнообразных соединительных, отделочных швов. Это предметы как утилитарного назначения – сумочки, наволочки, декоративные салфетки, так и чисто эстетического характера – декоративные панно, как правило, с сюжетной композицией.

Навыки и любовь к рукоделию были привиты Мамеевой в раннем возрасте. Ее мать Александра Федоровна прекрасно шила и вышивала, вязала крючком великолепные салфетки и скатерти. К тому же детство и юность будущей мастерицы были тесно связаны с модными тенденциями того времени. В середине XX -го века искусство вышивки в нашей стране переживает высокий подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин, рукоделием в равной степени увлекались как маленькие девочки, так и их мамы и бабушки. Одним из лучших подарков считалась вещь, выполненная своими руками – вышитая или украшенная аппликацией скатерть, наволочка или просто салфетка. Этими милыми, очаровательными изделиями украшали интерьер, создавая в доме уют и теплую, радостную атмосферу.

Большинство работ Маргарита Степановна Мамеева выполнила в более поздний период времени – с 1985 по 1995 г., когда массовое увлечение вышивкой и аппликацией не было уже таким популярным, как в 50-60-е годы. С Восточно-Казахстанским областным этнографическим музеем Мамеева начала сотрудничать с 1987 г., принимая активное участие в различных музейных мероприятиях: ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках («Город мастеров»). Ее работы экспонировались в разных городах: Алматы, Новосибирске, Ленинграде, Москве. Необходимо отметить, что большую помощь в творчестве Маргарите Степановне оказывал ее муж, который помогал ей в поиске сюжетов, рисунков и выкроек, а также занимался оформлением готовых работ, самостоятельно изготавливая для них рамы.

Приобретение работ мастерицы в фонды музея началось с 1991 года, когда было куплено декоративное панно «Журавли» в технике вышивки гладью. Затем поступление экспонатов осуществлялось небольшими партиями в 1992, 1993, 1999 гг. и последняя коллекция была закуплена у Мамеева Юрия Ивановича в 2007 году, спустя 10 лет после смерти его жены. В итоге сформировалась целостная и завершенная коллекция работ мастерицы, довольно разнообразная по техникам, стилям и жанрам изображения, насчитывающая 29 единиц хранения. По имеющемуся у нас собранию произведений можно дать характеристику ее творчества в целом и каждой работы в отдельности, выявить их художественные и технические особенности, исследовать историю создания той или иной композиции.

Уникальным экспонатом является салфетка в технике вышивки гладью, выполненная Мамеевой в 1942 году, когда ей было всего 9 лет. Изделие выполнено немного робко, но с большой аккуратностью и старанием. Рисунок вышивки – корзина с букетом полевых цветов - довольно сложный, отличается изяществом и разнообразием мелких деталей. Цветовые сочетания ниток подобраны грамотно и со вкусом. Уже в этой ранней работе проявились незаурядные творческие способности будущей мастерицы. Примечательно, что в ее зрелых произведениях сохранится такое же по-детски радостное и восторженное ощущение красоты окружающего мира.

Тема живой природы является излюбленной в творчестве мастерицы, выбравшей для себя приоритетным анималистический жанр. В большинстве вышитых композиций мы встречаем опоэтизированное живописное изображение животных и птиц на фоне природы. К выбору композиций для своих работ Мамеева всегда подходила очень ответственно и серьезно, выбирала произведения лучших художников-анималистов, работавших в реалистическом направлении. Используя репродукции живописных и графических работ, а также фотографии известных мастеров, она создавала их прекрасные копии, которые отличались от оригинала только техникой исполнения и размерами.

Для точного воспроизведения рисунка Маргарита Степановна использовала масштабную сетку, чтобы увеличить маленькую иллюстрацию до необходимого ей размера, после чего рисунок переносился на ткань. Благодаря врожденному чувству цвета, профессиональным знаниям и опыту мастерице удавалось в совершенстве передать цветовую гамму копируемых произведений, используя технику художественной глади и большое разнообразие оттенков ниток.

Композиция «Собаки на стойке» выполнена в 1987 году с репродукции акварельной работы известного советского художника-графика Валентина Ивановича Курдова. Он занимался иллюстрацией детских книг о природе таких писателей как В. Бианки, Р. Киплинг, В. Скотт. «Художник рисует энергично, напряженно. Его звери насторожены, готовы к прыжку, схватке. Идеализации, красивому сочинительству здесь нет места» - отмечено в публикации, посвященной творчеству. Действительно, композиция отличается предельным динамизмом и напряженностью сцены охоты. Эти черты переданы не только в стремительном беге собак, но также в некоторых деталях пейзажа: стелющейся по земле траве под сильным порывом ветра, тревожных всполохах рассвета.

Вышивка композиции «Собаки на стойке» выполнена с артистизмом и легкостью, присущими зрелому мастеру. Свободная гладь покрывает всю плоскость тканевой основы, создавая впечатление живописного лессировочного полотна. Цветовое сочетание нитей прекрасно передает колорит оригинала, построенного на полутонах и нюансах. Использование определенных художественных приемов, таких как широкие, размашистые стежки, наложенные в различных, иногда пересекающихся направлениях, контрасты цветовых пятен усиливают ощущение динамизма и тревоги, создают волнующее, экспрессивное настроение.

Надо отметить, что композиция пользовалась большим спросом у любителей искусства, поэтому Мамеева сделала несколько ее копий, одну из которых в 1993 году приобрел музей-заповедник. Это панно, отличающееся от первого только уменьшенными размерами и оформлением, долгие годы украшало стационарную экспозицию декоративно-прикладного искусства в выставочном зале музея. Спустя 14 лет первоначальная композиция также попала в музейные фонды в составе разнообразной коллекции, купленной у в 2007 году.

Одну из лучших своих работ, сюжетную композицию «Лоси» Мамеева вышивала с репродукции одноименной картины русского художника, опубликованной в журнале «Художник», № 3 за 1977 г.. «Степенные долговязые лоси у лесного стога…, - все они так непосредственно и верно живут на холсте, так опоэтизировано их бытие , пропущенное художником через свое сердце…» . Картина, хранящаяся в государственной Третьяковской галерее, покоряет какой-то особой умиротворенностью, величием и мудростью природы. Животные и окружающий их мир находятся в неразрывном единстве и гармонии.

Пейзажист и анималист Алексей Степанович Степанов, живший во второй половине XIX - первой половине XX вв., был незаурядным живописцем, обладавшим редким режиссерским тактом, с которым волшебным образом использовал как бы случайные всплески тускло-розового, лимонного, глубоко-черного в благороднейшей гамме пепельно-серых тонов . Эту же изысканную цветовую гамму постаралась в точности передать, сумев подобрать необходимые тона и сочетания ниток. Несмотря на богатство цветовых нюансов, ей удалось сохранить колористическое единство и цельность в композиции, отвечающих общему настроению работы.

Целая серия работ в технике вышивки посвящена прекрасному и загадочному миру птиц. Это, как правило, небольшие по размеру, камерные композиции, напоминающие скорее беглые зарисовки, нежели законченные произведения. Легкость исполнения и некоторая недосказанность в них не случайны, эти черты соответствуют непоседливому характеру изображенных персонажей, их неуловимости, быстроте реакции и даже среде обитания. Ощущение воздушного пространства, неба и высоты присутствует практически в каждой работе. Даже форма большинства композиций намеренно или интуитивно выбрана в виде круга или овала. Вместе с тем Мамеева с присущей ей аккуратностью и точностью орнитолога передает мельчайшие подробности внешности и характера того или иного вида птиц: размеры, формы, окраску оперения, движения и повадки. Даже пейзаж или его детали в композициях достоверно соответствуют среде обитания определенных птиц. Следует отметить еще одну характерную особенность этой серии: почти везде мы встречаем изображение пары птиц – самца и самочки, которые сидят рядом на ветке, плавают или стоят в воде. Подтверждением тому служат названия работ: «Снегири», «Иволги», «Щеглы», «Пеликаны», «Журавли».

Особняком в серии «птичьих» работ стоит великолепная композиция «Фламинго». В отличие от всех остальных изображений птиц, эта работа достаточно большого размера и представляет собой законченное «живописное» произведение, наполненное особым лирическим настроением, солнечным светом и множеством цветовых оттенков. Это панно положило начало серии вышивок, посвященных птицам. Оно выполнено раньше других, в 1991 году с фотографии Г. Смирнова, опубликованной в одном из журналов.

К наиболее поздним декоративным панно в технике вышивки относятся пейзаж «На джайляу» и «Портрет Абая», выполненные в 1995 году и приуроченные к юбилею великого казахского поэта и просветителя. Эти работы выставлялись в г. Семипалатинске на передвижных выставках декоративно-прикладного искусства, посвященных празднованию 150-летия Абая Кунанбаева и 100-летия Мухтара Ауэзова. Надо отметить, что эти две работы являются исключением в жанровом ряду вышитых произведений Мамеевой, так как они единственные выполнены в «чистом» жанре: пейзажа и портрета. В большинстве же ее вышивок мы встречаем слияние жанров, как правило, пейзажного с анималистическим.

Декоративных вышивок утилитарного назначения в творчестве немного. Среди них особого внимания заслуживают комплект салфеток «Осенние мотивы» и замечательная декоративная скатерть. Для этих изделий характерен единый стиль исполнения, который проявляется в пластичных формах композиции, изящном рисунке веточек смородины и ярком праздничном колорите, основанном на контрастном сочетании зеленых и красных цветов.

Работы в технике аппликации составляют лишь третью часть от всей фондовой коллекции Мамеевой, среди них – два панно, остальные работы практического назначения - декоративные сумочки и наволочки. Аппликации Маргариты Степановны выполнены со свойственным ей высоким профессионализмом, их объединяет ряд характерных особенностей, которые проявляются как в средствах изобразительного языка, так и в технических приемах. Все работы отличаются лаконичной композицией, стилизованным рисунком и орнаментом, продуманностью в подборе цветовых сочетаний тканей. Тонкий художественный вкус мастерицы проявляется во всем – от общего замысла изделия до изысканности мельчайших деталей и отделки. Для закрепления аппликационных форм к фону или основному материалу Мамеева всегда использовала ручные и машинные швы. Кроме того, многие изделия украшены различными отделочными швами, а в сюжетных композициях аппликация гармонично дополнена вышивкой.

Декоративные панно «Чаепитие» и «Сваха» выполнены примерно в одно и то же время – в 1986 и 1987 гг.. Композиции этих работ также найдены мастерицей в литературе, в одном из самых популярных в то время женских журналов – «Советская женщина». Так, репродукция панно «Сваха» была опубликована на 4-ой странице обложки журнала № 2 за 1986 г. Эти композиции во многом схожи, их объединяет тема крестьянского быта и русского гостеприимства. Сюжеты в них просты и незатейливы, в «Чаепитии» - посиделки у самовара двух бабушек-подружек, в «Свахе» - сцена сватовства с обильным угощением. В использовании средств художественной выразительности прослеживается связь с народным искусством: стиль и формы изображения напоминают лубок, а разноцветные и пестрые кусочки тканей, закрепленные ручными стежками, – лоскутное шитье. В отличие от лиричных композиций в технике вышивки, аппликационные панно наполнены добродушным юмором и озорством, населены яркими колоритными образами.

Большой интерес представляют серии декоративных сумочек и наволочек со стилизованным казахским орнаментом. Благодаря профессиональному, творческому подходу автора эти изделия, сохраняя этнографические черты, приобрели новое звучание. Они выглядят стильно и современно, практичны в быту, прекрасно украсят интерьер дома. Привлекает простота и лаконичность форм, изысканность отделки, сдержанность со вкусом подобранного колорита, состоящего всего из двух-трех цветов ткани, и, конечно же, высочайшее мастерство и качество исполнения. Они изготовлены, в основном, из драпа зеленого и красного цветов, которые наиболее часто встречаются в казахском декоративно-прикладном искусстве, для орнамента и отделки использованы либо саржа, либо хлопчатобумажная ткань. И в сумочках, и в наволочках используется всего два вида орнаментов, но в разных композиционных вариациях .

Творческое наследие Маргариты Степановны Мамеевой богато и разнообразно. Будучи профессиональным художником и в совершенстве владея различными техниками вышивки, аппликации, вязания и шитья, она создавала настоящие произведения искусства от маленькой незатейливой салфетки до сложной сюжетной композиции. Мамеева изменила представление о вышивке как о разновидности только домашнего женского рукоделия, раскрыла ее широкие возможности в своих жанровых работах, которые можно смело поставить в один ряд с лучшими живописными произведениями. Ее работы отличались не только высоким профессионализмом, безупречной техникой исполнения, каждое изделие согрето любовью и добрым отношением автора к окружающему миру: природе, людям, животным и растениям. Обладая такими магнетическими свойствами, произведения мастерицы никого не оставляют равнодушными, приковывают к себе внимание зрителей, вызывая у них неподдельный интерес и восхищение.

Источники и литература

1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

2. Богатеева народных орнаментов в детских аппликациях. М., Просвещение, 19с.

3. Гусакова. М., Просвещение, 19с.

4. Калмыков В., Сарабьянов А. и др. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., Советский художник, 1974. С. 278-280.

5. Пластов Н. Трогательный русский талант. //Художник. – 1977, №3. С. 46-51.

32 народных мастера Белгородской области награждены удостоверением, нагрудным знаком и денежным поощрением

Удостоверение и знак «Народный мастер Белгородской области» вручили 13-и мастерам декоративно-прикладного творчества, впервые получившим почетное звание, и 19-и, подтвердивших это звание в 2012 году. 13 марта в Белгородском государственном центре народного творчества было многолюдно. В выставочном зале, где экспонировались лучшие работы народных мастеров, гости внимательно изучали талантливые работы народных умельцев - лоскутные панно, деревянные изделия, расписные по металлу подносы, изделия из бисера, глиняные и текстильные игрушки, вышитые крестом старинные рушники и т.д. А народные мастера, словно перед вручением международной премии, с волнением ожидали церемонию награждения и давали местной прессе интервью. Через несколько минут на сцене, где скоморохи и ложкари инструментального коллектива «Везелинка» создавали зрителям русское народное настроение, народных мастеров наградил заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области - начальник управления культуры области Сергей Иванович Курганский, вручил им удостоверения, нагрудные знаки и денежное поощрение.

Лидия Даренская, мастер декоративно-прикладного творчества по вышивке из города Шебекино, 17 лет шла к званию «Народный мастер Белгородской области». «По профессии я музыкант, а рукоделие - это мое хобби», - рассказывает мастерица. Лидия Васильевна вышивает крестом и гладью, делает мягкую игрушку, аппликацию из ткани. На выставку мастерица привезла девять вышитых рушников - почти все полотна над которыми она работала несколько лет: русские, украинские рушники, дежники. «Рушник вышивать очень сложно, - делится рукодельница. - Это ремесло очень редкое и почти забытое для нашего времени. Несколько лет назад в своих краях я встретила собирательницу фольклора Галину Грезневу и обрела в ней свою наставницу в творчестве. Она и научила меня народному искусству - вышивке рушников». Выбор орнамента для изделий ей подсказывала мудрая землячка. «Выбирая орнаменты, узоры, рисунки для рушника, мастер всегда хочет что-то передать, пожелать людям. Вышитые цветы символизируют счастье, венец - солнце, листья дуба - жизнь, величие», - показывает нам свадебный рушник Лидия Васильевна.

Татьяна Фесина из города Грайворона, в прошлом машинист башенного крана, владеет очень редким в нынешнее время ремеслом. Татьяна Николаевна ткет пояса на бердышке, на крючках или дощечках, плетеные на пальцах и игле, «в бутылку», браным способом или на сволочке. Мастерица добивается огромного разнообразия в декорировании поясов, удачно подбирает цвета нитей и узоры к поясам и ткет их для народных коллективов Грайворонского района.

Ткать узор на ткацком стане - очень сложное занятие, требующее, прежде всего, наличия инструмента и места для его размещения. «Чтобы оттянуть нити назад, я использую специальные дощечки - бральницы. Поэтому это ткачество так и называется - «браное», - рассказывает нам об особенностях старинного ремесла Татьяна Николаевна. - Пояса раньше ткали как приданое для невесты. А еще с древнейших времён пояса были обязательным элементом мужского и женского костюма. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить по деревне».

… Сегодня в регионе уже 75 мастеров носят почетное звание. Народные мастера навсегда вписаны в историю Белгородчины, они творят благое дело - возрождают и сохраняют традиционную народную культуру региона.

Напомним, звание «Народный мастер Белгородской области» было учреждено в 2008 году Правительством Белгородской области. Сегодня в области более 2000 мастеров, занимающихся художественными ремеслами, большинство из которых - самодеятельные.

Выставка «Народный мастер Белгородской области» будет экспонироваться в выставочном зале Белгородского государственного центра народного творчества» (ул. Широкая, 1).

Анна Воробьева, редактор БГЦНТ.

Март, 2013 г.

Народный мастер Белгородской области

13 марта в Белгородском государственном центре народного творчества состоялась торжественная церемония вручения удостоверений звания «Народный мастер Белгородской области». В этом году этого почетного звания удостоено 13 мастеров Белгородчины. В числе награжденных - мастер Новооскольского Дома ремёсел Рыбакова Яна Владимировна.

Удостоверения, знаки и денежные призы мастерам декоративно-прикладного творчества вручал заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики - начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский.

Церемонию вручения наград предварила выставка работ мастеров-номинантов, развернутая в выставочном зале БГЦНТ. Прекрасные работы, выполненные в различных техниках, вызывали искреннее восхищение посетителей. Роспись и резьба по дереву, разнообразная вышивка, лозоплетение, бисероплетение, коклюшечное плетение, изделия из соломки, бересты, тряпичные куклы, лоскутная техника - каждое изделие - настоящее произведение искусства и действительно, работы настоящих Мастеров.

Яне Владимировне дан большой творческий дар. Она с детства любила рисовать. И постоянно училась, совершенствуя свой профессиональный уровень. С успехом окончила отделение ИЗО Новооскольской ДШИ (класс преподавателя Козьменко Л.Г.), затем Алексеевский педагогический колледж по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения». В 2007 году, уже работая в Доме ремёсел, она поступила на заочное отделение Белгородского государственного университета.

Яна мастерски владеет многими жанрами декоративно-прикладного искусства (бумагопластика, роспись по шелку, вышивка бисером), но любимое дело - роспись по дереву.

Мастерица много работает в традиционной русской росписи, среди которой хохломская, мезенская, северодвинская, но и активно развивает авторскую декоративную роспись. И эти работы столь восхитительны, выполнены с таким художественным вкусом, изяществом и мастерством, что просто покорили профессиональное жюри. Именно как мастер росписи по дереву Яна Рыбакова удостоена звания «Народный мастер Белгородской области».

Мы от всей души поздравляем Яну Владимировну с этим почетным званием и желаем новых творческих успехов, талантливых учеников и вдохновения.

Светлана Никулина, Новооскольский район.

Март, 2013 г.

Мастера Старооскольского Дома ремесел показали высший пилотаж на Липецкой земле

13-14 марта мастер ДПИ Старооскольского Дома ремесел Екатерина Кравченко и ученица детской студии «Живая глина» Карина Никишина приняли участие в Межрегиональной выставке традиционной глиняной игрушки «Древние образы глиняной игрушки в творчестве современных народных мастеров». Эта выставка проводилась в рамках федеральной целевой программы «Культура России» на Липецкой земле в ОБУК «Областной центр романовской игрушки».

Работы Кравченко Е.К. и Никишиной Н.Н. ярко представляли заявленную тему: «Женщина, птицы, кони», так как традиционная Старооскольская глиняная игрушка совмещает в себе женские образы, образы птиц и животных. Отбор представленных игрушек проводил выставочный комитет, состоящий из специалистов по декоративно-прикладному искусству в городе Липецке.

Открытие выставки состоялось в выставочном зале Областного Центра Романовской Игрушки. Тёплый приём оказали хозяева ОЦРИ, местные мастера с удовольствием делились ценной и интересной информацией о приёмах лепки глиняной игрушки и гончарном ремесле.

Особый интерес вызвала у гостей выставки научно-практическая конференция «Проблемы современной традиционной глиняной игрушки», где каждый докладчик рассказал об основных насущных проблемах своего промысла. Участники из Липецка, Пензы, Калуги, Тамбова, Воронежа, Старого Оскола, Белгорода, Курска и Орла озвучили интереснейшие статьи, где выявляли главную проблематику в возрождении, сохранении и развитии традиционной глиняной игрушки.

Наши мастерицы посетили экскурсию по городу Липецку, а также участвовали в мастер-классах по гончарной посуде (Ильина С.В.), текстильной кукле (Гришина С.А.), лепке романовской игрушки (Маркин В.В.).

В завершении основных мероприятий все мастера, участвующие в выставке, открыли ярмарку-продажу глиняных игрушек. Туристическая группа могла приобрести филимоновскую, суджанскую, абашевскую, старооскольскую, романовскую и другие глиняные игрушки. Здесь звучала и соловьиная трель свистульки, и гул больших окарин.

Старооскольский Дом ремёсел выражает благодарность учредителям и организаторам выставки и с удовольствием примет участие в дальнейших межрегиональных мероприятиях, посвящённых традиционной глиняной игрушке.

Старооскольский район.

Март, 2013 г.

Текстильная мозаика Людмилы Подгорной всегда функциональна

В Ракитянском районе давно работает мастерица по лоскутному шитью Подгорная Людмила Николаевна. С детства она соприкасалась с вещами, изготовленными искусными руками народных мастериц. В семье Подгорных много лет бережно хранилось лоскутное одеяло, сшитое прабабушкой. Все это исподволь формировало в мастере чуткое, трепетное отношение к народному искусству, понимание его эстетических канонов. Выучившись на швею, она приобрела необходимые навыки для воплощения своих творческих идей. Работа в Доме ремесел дала ей возможность как создавать авторские работы, так и передавать свои знания ученикам.

С 2000 года Людмила Николаевна активно участвовала в районных и областных выставках и фестивалях с работами, которые всегда демонстрировали ее мастерство в создании композиции, в гармоничном колористическом решении, ее бережное отношение к народным традициям. В своем творчестве мастер использует не только технику традиционного для России лоскутного шитья, но и работает в современном «квилтинге», который соединяет в себе многие изобразительные приемы работы с текстилем. Интересные эффекты создаются мастером при использовании тканей разных фактур, например, атласа и ситца.

Текстильная мозаика Людмилы Подгорной всегда функциональна, ее работы применимы в повседневной жизни. Это одеяла, покрывала, шторы, скатерти, салфетки, способные украсить своим многоцветьем любой интерьер.

В 2012 году Подгорная Людмила Николаевна удостоилась звания «Народный мастер Белгородской области» за талант, мастерство и педагогическую работу. Секреты искусства лоскутной техники у мастера перенимают ее юные ученики в кружках «Чудесные мгновения» и «Рукодельница». По индивидуальной программе Людмила Подгорная обучает детей из коррекционной школы-интерната, а также проводит мастер-классы для широкого круга людей, интересующихся народными ремеслами.

Уроки мастера учат видеть и создавать великолепие предметного мира, понимать взаимосвязь красоты и пользы. Это еще и уроки народной культуры, исподволь воспитывающие патриотизм. Это та духовность, которую рождает декоративно-прикладное творчество.

Зотова И.П., старший научный сотрудник ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества».

Апрель, 2013 г.

Мастера Старооскольского Дома ремесел - в

XIII межрегиональной универсальной оптово-розничной

Курской Коренской ярмарке

С 5 по 7 июля в Курске проходила XIII межрегиональная универсальная оптово-розничная Коренская ярмарка. Она расположилась около Святых ворот мужского монастыря в местечке Свобода. Перед началом официального открытия ярмарки на площади перед монастырем Рождества Пресвятой Богородицы прошёл молебен перед иконой Божией Матери «Знамение».

В настоящее время Коренская ярмарка является главным выставочно-ярмарочным мероприятием Курской области и получила широкую известность далеко за ее пределами. Широкая география участников Курской Коренской ярмарки и федеральный статус мероприятия подчеркивают её уникальность. За 13 лет Курская Коренская ярмарка стала интернациональной: в м. Свобода съезжаются участники из Украины, Белоруссии, Сербии, Польши, Болгарии, Чехии, Вьетнама, Казахстана, Израиля, Молдовы, Ирака, Эстонии, Венгрии, Словакии, Италии, Анголы.

Количество участников ярмарки также постоянно увеличивается, в этом году в Курской области собралось свыше шести тысяч гостей и участников. Свою продукцию, технологии, интеллектуальные, инвестиционные и другие возможности продемонстрировали более 1 500 предприятий и организаций промышленности, агропромышленного комплекса, строительства и стройиндустрии, машиностроения и автомобилестроения, энергетики, пищевой и перерабатывающей отраслей, химической и лёгкой промышленности, малого и среднего бизнеса, науки, культуры.

На ярмарке прошли традиционные выставки подворий области. Город Старый Оскол представляли МБУК «Старооскольский Дом ремесел» и МБУК «Цент декоративно-прикладного творчества».

Дом ремесел представляли мастерицы ДПТ - народный мастер Белгородской области Шаталова Л.Ю. и мастер ДПТ Кравченко Е.К. Яркие, колоритные работы мастериц гармонично вписались в длинные ряды ярмарки народного творчества. Мастерицы представляли работы, выполненные в традиционных техниках, по восьми направлениям:традиционная тряпичная и авторская кукла, войлочные украшения и «жизнерадостные» сувениры, изделия в технике лоскутного шитья - гаманки, сумки и декоративное панно, традиционная старооскольская глиняная игрушка.

Шаталова Е.Ю., методист МБУК «Старооскольский Дом ремесел».

Июль, 2013 г.

Куклы от Майи Сысоевой

18, 19 октября на базе Старооскольского Дома ремесел состоялись мастер-классы Народного мастера России Майи Сысоевой "Экспедиционные куклы Вологодской области».

Майя Сысоева — одна из ведущих кукольниц в традиционной тематике. Она проводит научные этнографические экспедиции по вологодским деревням, разрабатывает авторские куклы на основе традиционных образов. Её куклы хранятся в коллекциях этнографических музеев и православных монастырей.

Мастер-классы собрали маститых и начинающих мастериц из Старого Оскола, Губкина, Белгорода. Темой работы стали традиционные куклы Севера России.

Сысоева познакомила собравшихся с приемами изготовления зольной куклы, куклы пограничья Костромской и Вологодской областей, куклы закрутки, куклы «папа-мама», «семья», череповецкой парочки, куклы скрутка с перегибом.

Майя Анатольевна покорила всех своим непревзойденным мастерством, обаянием и многочисленными рассказами об экспедициях по вологодским деревням.

Творческая встреча удалась на славу, мастерицы смогли почерпнуть много новых приемов и сюжетов, а также окунуться в бескрайний кукольный мир.

Старооскольский Дом ремёсел.

Октябрь, 2013 г.

Мастерица-волшебница

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Народное массовое искусство остается очень важным наполнителем свободного времени современного подростка, ребёнка и средством реализации его творческих амбиций. А рукотворная природа и положительная энергетика, добрый взгляд и талант мастера, несомненно, главная ценность произведений народного искусства. К таким мастерам относится мастер декоративно-прикладного творчества Дома ремёсел МБУК «Волоконовский РДК» Лотохова Елена Ивановна.

Елена Ивановна - мастер, работающий по нескольким жанрам декоративно-прикладного творчества: изонить, вязание спицами и крючком, вышивка атласными лентами, лоскутная техника, мягкая игрушка, кукла-самокрутка, аппликация из ткани. Одним из важных направлений в работе с детьми Елена Ивановна ставит развитие их познавательной сферы, которая открывает ребенку огромное окно в мир знаний, мир удивительных открытий, прививает любовь к художественному творчеству, воспитывает чувство красоты, развивает творческие способности, их воображение, мелкую моторику рук. На занятиях участники кружка делают поделки и дарят родителям, сделанные своими руками. Организовывают выставки детских работ, мастер-классы для учащихся школ посёлка. Множество работ разной направленности украшают комнату Дома ремёсел: это сувенирная продукция, обереги, картины. Разнообразие оберегов: на богатство, на счастье, благополучие, на рождение деток, здоровье.

Елена Ивановна - участница районных, межрайонных и областных выставок (I межрайонный фестиваль-состязание «Я - русский крестьянин!», II межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачий круг», фестиваль-ярмарка «Белгородская слобода», фестиваль «Золотая подкова»- презентация туриско-рекреационного потанцевала с элементами событийного туризма Волоконовского района, IX Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень»).

Волоконовский район.



Похожие статьи
 
Категории