Творчество тютчева краткое содержание. Федор Тютчев: биография

20.09.2019

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Эти строки принадлежат замечательному русскому поэту Федору Ивановичу Тютчеву, который сам относился к своему литературному творчеству весьма небрежно и не считал себя поэтом.

Краткая биография

Родился он 23 ноября 1803 года в имении Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, которое принадлежало богатой стародворянской семье. По традиции своего времени начальное образование он получил дома. Ему очень повезло – его наставником был молодой, но хорошо образованный С.И. Раич, начинающий поэт и переводчик. Раич поощрял своего молодого воспитанника в искусстве стихосложения и помог освоить латынь. Благодаря этому, тринадцатилетний Федор делал замечательные переводы Горация и увлекался написанием стихов в подражании классикам античности. Его успехи были настолько блестящи, что в пятнадцать лет он становится членом Общества любителей русской словесности. Все стихи поэт писал исключительно на русском языке, хотя свободно владел несколькими иностранными.

В 1821 году он блестяще заканчивает Московский университет, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и на 22 года покидает родину. Находясь на дипломатической службе, он живет в Германии и Италии, изредка навещая Россию. Тютчев всегда ощущал духовную связь с родиной и отсюда его определение России, которое мы с гордостью произносим и сейчас:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Еще во время учебы Федор Иванович увлекся философией. Особенно близка ему была философская теория француза Паскаля, математика и философа. Одновременно философский и нравственный вопрос, что есть человек в бесконечности, глубоко взволновал его и не оставлял до конца жизни. Поэтому его поэтическое творчество всегда отражает не только душу, но и разум. Не смотря на легкость строк, стихи поэта глубоко проникают в сознание и остаются там, глубоко затрагивая самые сокровенные чувства.

Поэтическое творчество Тютчева

Окончательно поэтический слог сложился у Тютчева к 30-м годам 19 века. К этому времени он уже написал прекрасные лирические стихи "Бессонница”, "Весенние воды”, "Летний вечер”, "Видение”, "Осенний вечер”. К попадает тетрадь его стихов, от которых Александр Сергеевич приходит в восторг и печатает несколько в журнале "Современник”. Это делает имя Тютчева известным для широкой публики и приносит славу как поэту. Умение передать единение души человека с душой природы проявились в таких замечательных строках:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Но все чаще поэт обращается к любовной лирике, хотя грустные и даже трагические мотивы преобладают в его стихах о самых возвышенных человеческих чувствах. Печаль звучит в стихах поэта, потерявшего жену Элеонору, любимого и близкого человека. Трагизм и боль рвутся из души и изливаются поэтическими строками из-за невозможности быть рядом с любимой женщиной. Большая и настоящая любовь Тютчева к Елене Денисьевой, закончившаяся трагедией, оставила читателям изумительные по силе чувств и откровенные в своей искренности стихи.

Всё отнял у меня казнящий бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему еще молиться мог.

Тютчев и современность

Изумительно точный в передаче чувств стиль стихосложения и удивительно лаконичный слог передают бесчисленное множество оттенков самых разнообразных чувств – к природе, к женщине, к Родине. Поразительно современный поэт! Почему же так редко стали включать стихи Тютчева в хрестоматии для чтения? Почему мы вообще перестаем читать стихи таких поэтов как Тютчев? Очевидно, боимся, или не хотим обнажить нерв души своей….

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Умер Федор Иванович в 1873 году в Царском селе.

Федор Иванович Тютчев — поэт исключительно лирический. Он не оставил ни одного эпического или драматического произведения, если не считать небольших и немногочисленных переводов с иностранного.

Фёдор Иванович Тютчев, русский поэт, родился в дворянском семействе 23 ноября 1803 года. Он был младшим сыном Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Малая родина поэта – село Овстуг Орловской губернии Брянского уезда.

Отец будущей знаменитости нрава был доброго, кроткого и уважаем всеми. Иван Николаевич получил образование в Петербурге, в престижном дворянском учебном заведении — Греческом корпусе, основанным Екатериной в честь рождения великого князя Константина Павловича.

Супруга его, Екатерина Львовна, в девичестве Толстая, была воспитана своей родственницей, тёткой — графиней Остерман. Род Толстых, к которому принадлежала Екатерина Львовна — старинный и знатный, в него же входили и выдающиеся русские писатели Лев Николаевич и Алексей Константинович Толстые.

Екатерина Львовна, мама Феденьки Тютчева, была грациозной женщиной с чуткой и нежной душой. Екатерина Львовна была очень умна. Не исключено, что ее ум, умение видеть прекрасное, тонко чувствовать мир, наследовал младший сын, будущий знаменитый русский поэт Федор Тютчев.

Родная усадьба, река Десна, старинный сад, липовые аллеи – чудные места, где рос будущий поэт. В семье Тютчевых господствовали мир и согласие.

Первоначальное воспитание Федор Иванович получил в доме отца. Домашний учитель Тютчева — Раич, знаток и переводчик Ариосто и Торквато-Тассо, разбудил в нем поэтическое дарование и в 1817 году по его представлению Тютчев уже был избран членом Общества любителей российской словесности за перевод из Горация.

К могущественному влиянию чуждой поэзии присоединилось не менее могущественное влияние и чужой жизни и природы, когда, по окончании Московского университета, Тютчев в 1823 году получает назначение в составе русской миссии в Мюнхен и на 22 года оставляет родину. (В 1823 году он был причислен сверхштатным чиновником к миссии в Мюнхене, столице тогдашнего Баварского королевства, куда и отправился в конце того же года). В Мюнхене он увлёкся немецкой идеалистической философией, был знаком с Шеллингом. Другом Тютчева в Баварском королевстве был Генрих Гейне.

В 1825 году Фёдор Иванович был пожалован в камер-юнкеры; в 1828 – назначен вторым секретарём при миссии в Мюнхене; в 1833 он отбыл дипломатическим курьером в Навплию. Места службы Тютчева в последующие года менялись.

В 1836 году тетрадь со стихами Тютчева, переправленная из Германии в Россию, попадает в руки А.С.Пушкина. Александр Сергеевич публикует стихотворения поэта в своём журнале «Современник».

Существенную часть своей жизни (в силу выбора им рода служебной деятельности) Федор Иванович Тютчев провел за границей, но душой он всегда был с Россией, не терял духовной связи с родиной.

В 1846 году Тютчев получил новое назначение: состоять по особым поручениям при государственном канцлере.

В 1848 году Федор Иванович стал старшим цензором при особой канцелярии министерства Иностранных Дел.

6 октября 1855 года, Тютчев назначен был, по Высочайшему повелению, в число членов комитета цезурного рассмотрения приготовленных к печати посмертных сочинений В.А.Жуковского.

Затем, в 1857 году, он был произведён в действительные статские советники и назначен председателем Санкт-Петербургского Комитета Цензуры Иностранной. В 1861 и 1863 годах, Тютчев стал кавалером орденов Св.Станислава и Св.Анны первых степеней и произведён в 1865 году в тайные советники.

Первые стихотворения Тютчева были напечатаны в 1826 году, в альманахе «Урания», где были помещены три его произведения: «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

Работы Тютчева не сразу были приняты современниками. Но всё изменилось в 1854 году, после публикации в «Современнике» статьи И.С.Тургенева. Она называлась так: «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева». В ней Тургенев назвал Тютчева «одним из замечательнейших наших поэтов, завещанных нам приветом и одобрением Пушкина».

Спустя два месяца после выхода статьи, все собранные редакцией «Современника» произведения Тютчева были изданы отдельной книжкой под названием: «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854», причем редакцией было заявлено, что она «поместила в этом собрании и те стихотворения, которые принадлежат к самой первой эпохе деятельности поэта, и теперь были бы, вероятно, им отвергнуты».

Второе издание стихотворений Тютчева вышло в 1868 году, в Петербурге, под следующим заглавием: «Стихотворения Ф.И.Тютчева. Новое (2-е) издание, дополненное всеми стихотворениями, написанными после 1854 года».

70-е годы 19 века стали одними из самых сложных в жизни поэта. Он теряет близких, и это сказывается на его поэтическом даре. С 1873 года поэта преследуют болезни, с которыми он так и не смог справиться. В мае этого же года было принято решение о перевозе Тютчева в Царское село. Смерть наступила 15 июля 1873 года. 18 июля русский поэт Федор Тютчев был похоронен в Петербурге, на Новодевичьем кладбище.

Стихотворения Тютчева переведены на немецкий язык и изданы в Мюнхене. Лучшие разборы стихотворений Тютчева принадлежат Н.А.Некрасову и А.А.Фету.

Тютчев был одним из самых знающих, образованнейших, остроумных людей своего времени. Он был и остаётся великим русским поэтом, высоко чтимый потомками.

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами. Он одевался довольно небрежно, бывал рассеянным. Однако дипломат разительно преображался во время салонного общения.

Когда говорил Тютчев, окружающие замолкали, настолько разумными, образными и оригинальными были слова поэта. Впечатление на окружающих производило его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку.

Некрасов, Фет и Достоевский, не сговариваясь, писали: творчество Тютчева сродни пушкинскому и лермонтовскому. А Лев Николаевич Толстой однажды поведал о своем отношении к его стихам: «Без Тютчева нельзя жить».

Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Личность Тютчева

Этот поэт словно жил в двух параллельных и разных мирах. Первый - успешная и блистательная сфера дипломатической карьеры, авторитета в высшем свете. Второй - драматическая история личных отношений Федора Ивановича, ведь он потерял двух любимых женщин, не раз хоронил детей. Похоже, что поэт-классик своим талантом противостоял темной судьбе. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева иллюстрируют эту мысль. Так он писал о самом себе:

Не правда ли, весьма откровенные строки?

Противоречивая натура поэта

Федор Иванович относился к тем людям, которые, не преступая закон, принесли много страданий окружающим. Дипломата однажды даже перевели на другое место службы, чтоб избежать скандала.

Среди замеченных современниками психических особенностей Федора Ивановича - заторможенность и безразличное отношение к своей внешности, поведение с противоположным полом, приносящее хаос в семью. Он делал все от него зависящее, чтобы очаровывать, манипулировать женщинами и разбивать их сердца. Свою энергию Тютчев не берег, растрачивая ее в погоне за великосветскими удовольствиями и ощущениями.

Эзотерики бы в данном случае, пожалуй, вспомнили бы о родовой карме. Его дед Николай Андреевич Тютчев, мелкий дворянин, шел к богатству скользкими тропами и изрядно нагрешил по жизни. Сей предок был любовником известной зверствами помещицы Салтычихи. В народе ходили рассказы о его неистовстве. В Орловской губернии люди говаривали, что занимался он разбоем, обирая купцов на дорогах. Николай Андреевич был одержим богатством: став предводителем дворянства, аморально разорял соседей и скупал земли, увеличив за четверть века свое состояние в 20 раз.

По мнению биографов, внук орловского нувориша Федор Тютчев сумел направить родовое неистовство в русло державной службы и творчества. Однако жилось потомку непросто, главным образом из-за патологической и эгоистичной любви к женщинам.

Нелегко жилось его избранницам.

Детство, юношество

Воспитанием Федора в большей степени занималась его мама, в девичестве Толстая Екатерина Львовна, представительница рода, позже породившего Льва и Алексея Толстых.

Жизнь и творчество Тютчева, рожденного в 1803 году, определилась привитым ему с детства трепетным отношением к родной речи. В этом - заслуга педагога и поэта Семена Егоровича Раича, знатока латыни и классических языков. Впоследствии этот же человек обучал и Михаила Лермонтова.

В 1821 году Федор Тютчев получает диплом Московском университета и звание кандидата словесных наук. Он почерпнул славянофильские идеи Кошелева, Одоевского, порожденные трепетным отношением к старине и воодушевлением от победы в наполеоновских войнах.

Также юноша разделял взгляды зарождающегося движения декабристов. Дворяне-родители нашли ключ к перевоспитанию сына-бунтаря, который в 14 лет начал писать крамольные стихи, являющиеся по своей форме подражаниями.

Благодаря родственным связям с генералом Остерманом-Толстым его определяют на дипломатическую службу (подальше от вольнодумства) - в Мюнхен внештатным атташе дипломатической миссии.

Кстати, был еще один момент, почему мать поспешила изменить судьбу сына: его увлечение дворовой девушкой Катюшей.

Дипломатическая стезя надолго увлекла молодого Тютчева: однажды приехав в Мюнхен, он пробыл в Германии 22 года. В этот период очерчиваются основные темы творчества Тютчева: философская поэзия, природа, любовная лирика.

Первое впечатление - самое сильное

Дядюшка Остерман-Толстой познакомил юношу, попавшего в иную страну, с семьей Лерхенфельд. Их дочь Амалия фактически была внебрачным ребенком прусского монарха. Красавица и умница, она на пару недель стала гидом для русского парня, знакомящегося с иным укладом жизни. Молодые люди (наивность молодости) обменялись цепочками для часов - в знак вечной любви.

Однако прелестница по воле родителей вышла замуж за сослуживца поэта. Меркантилизм взял верх: подумаешь, непонятный какой-то дворянишка против барона! История имела продолжение почти через полвека. Они встретились во второй раз в жизни, приехав в Карлсбад. Старые знакомые провели много времени, бродя по улицам и делясь воспоминаниями, с удивлением осознали, что спустя столько лет их чувства не остыли. Федор Иванович к тому времени уже был болен (ему оставалось жить три года).

Тютчева проняло ощущение чего-то безвозвратно потерянного, и он создал пронзительные поэтические строки, уровня пушкинского «чудного мгновенья»:

Удивительно яркими были чувства этого человека, они не теряли своих красок даже в старости.

Первый любовный треугольник

Четыре года спустя после своего прибытия он женился на вдовствующей графине Эмилии Элеоноре Петерсон, к тому времени у его пассии уже было четверо сыновей. Он был влюблен в эту женщину, у них родилось еще трое дочерей. Однако жизнь и творчество Тютчева уже в первом браке были драматическими.

С будущей второй своей женой, Эрнестиной Пфеффель, графиней Дернберг, дипломат познакомился на балу. Она была одной из ярких красавиц Мюнхена. Тютчев был дружен с ее мужем, который, умирая, поручил супругу его попечению. Между ними возникла связь.

Русский дипломат в Германии

Представим себе, в какую среду попал Федор Тютчев в Германии. Там уже перестали творить Гегель, Моцарт, Кант, Шиллер, а Бетховен и Гете находились в зените креативности. Поэта, для которого «жить - означало мыслить», увлекла немецкая поэзия, органично переплетающаяся с философией. Он близко познакомился с Генрихом Гейне и Фридрихом Шеллингом. Он восторгался стихами первого и с удовольствием переводил на русский язык его стихи. Со вторым же Федор Иванович любил разговаривать, порой не соглашаясь и отчаянно дискутируя.

Тютчев осознал трансцендентную диалектику немецкой поэзии, где гений творца выступает чутким инструментом искусства. Его строки приобрели пронзительность и глубину:

Эти строки стали любимыми для многих людей, включая Льва Николаевича Толстого.

Переосмысление западной философии

Федор Иванович, переняв традицию немецкой интеллектуальной поэзии, при этом отрицал германскую идеализацию особы поэта, пророка, стоящего над обществом. Он не отождествляет себя с прозападным эгоцентризмом поэта, «орла гордого», предпочитая ему образ поэта-гражданина, «лебедя белого». По мнению Тютчева, тот не должен позиционировать себя как пророка, поскольку:

Мысль изречённая есть ложь;
счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые...

Федор Тютчев считается родоначальником русской философской поэзии. Ему удалось соединить в своих рифмах восточную и западную поэтические традиции.

Поэт видел, как его любимая Родина насилуется политическим режимом «кнута и чина», «канцелярии и казармы». Широко известна его шутка: «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело». Даже школьники, изучающие творчество Тютчева (10 класс), могут заметить: лишь в будущем времени он говорит о величии России.

Как много сказано в этих четырех строках. Такое можно не выразить даже в томах!

Второй брак

Его жена, Эмилия Петерсон, узнав о связи мужа, попыталась зарезаться саблей, но ее спасли. Чтобы спасти карьеру дипломата, того переводят в Турин. Когда семья плыла к новому месту его службы, корабль, на котором они плыли, затонул. Любопытно, что тогда графиню спас пребывающий на борту Иван Тургенев. Однако, не справившись с этим нервным потрясением, первая супруга Тютчева скоро умерла. Дипломат, узнав об этом, поседел в одну ночь.

Спустя год после смерти первой жены Тютчев женился на Эрнестине.

Любовь в поэзии, любовь в жизни

Поэт красноречиво отобразил свое разумение феномена любви в своей поэзии. Для Тютчева это чувство является альфой и омегой всего сущего. Он воспевает любовь, заставляющую трепетать сердца влюбленных, наполняющую смыслом их жизнь.

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,
И… поединок роковой…

В понимании поэта, начинаясь как тихое светлое чувство, любовь затем перерастает в угар страстей, чувство пленяющее, закабаляющее. Тютчев окунает читателей в глубины любви роковой, страстной. Федору Ивановичу, человеку, всю жизнь снедаемому страстями, эта тема была знакома не эмпирически, многое в ней он пережил лично.

Стихи о природе

Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Тютчева и Фета. Эти поэты, представители течения «чистого искусства», сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, т. е. описывается как пейзажно, так и психологически. Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна».

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Но если лирический герой Фета чувствует себя органичной частью природы, то отделенный персонаж Тютчева пытается постичь ее, пребывая в статусе эмпирического наблюдателя. Он наблюдает, как первый гром «резвится и играет», зима «злится», весна «блаженно-равнодушна».

Светский лев

В 1844 году Федор Иванович со второй женой и двумя их общими детьми прибыл в Россию. Статский советник (по табели о рангах - чин, равный бригадному генералу либо вице-губернатору) стал популярным в самых модных великосветских салонах. Федор Тютчев обладал иноземным лоском интеллекта, разумения государственных акцентов. Это был человек энциклопедической грамотности в вопросах дипломатии, владевший базовыми европейскими языками.

Его остроты даже сейчас похожи на крамолу, но в первой половине XIX века пользовались успехом и превращались в великосветские анекдоты:

  • О княгине Т, сплетничающей на французском языке: «Абсолютное злоупотребление языком иностранным. Она бы просто не смогла произнести столько глупостей на русском».
  • О канцлере князе Г, пожаловавшем звание камер-юнкера мужу своей любовницы: «Князь Г. подобен древним жрецам, золотящим своим жертвам рога».
  • О приезде в Россию: «Не без сожаления распрощался с этим гниющим Западом, наполненным удобствами и чистотой, дабы возвратиться в многообещающую родную грязь».
  • О некоей госпоже А: «Неутомимая, однако весьма утомительная».
  • О Московской городской думе: «Любые попытки к выступлениям политическим в России подобны потугам высечь огонь из куска мыла».

Кроме службы, него была бурная личная жизнь, и только на досуге его занимало творчество.

Тютчева кратко характеризовали также как персону, склонную к романтическим приключениям.

Второй любовный треугольник

Дипломат устроил двух дочерей от брака с покойной Эмилией учиться в Смольный институт. С ними училась Елена Денисьева, ставшая любовницей дипломата, старшего ее на 23 года. Петербург отторгнул Елену, от нее отрекся даже собственный отец, но она «любила и ценила» Тютчева, как никто другой в мире.

В это время законная супруга дипломата предпочла удалиться в родовое имение Федора Ивановича в Овстуге и заниматься воспитанием детей.

Светский круг недоумевал: поэт, дипломат и светский лев Тютчев и какая-то институтка. И это - при живой жене. Тютчев же жил с Денисьевой в Москве, у них родилось трое детей, он называл молодую женщину своей последней любовью, посвятив ей два десятка своих стихов, названных Денисьевским циклом. Они путешествовали по Европе, упиваясь своей любовью, однако Елена, заболев чахоткой, умерла. Также от туберкулеза умерли еще двое детей Денисьевой. Третьего взяла на воспитание Эрнестина. Федор Иванович был потрясен крушением этого гражданского брака.

Последний любовный треугольник

Трудно назвать Федора Ивановича примерным семьянином. В последние годы у Тютчева были еще две связи: с Еленой Богдановой, подругой Денисьевой и своей второй гражданской женой Гортензией Лапп.

Последней из них и двум их общим сыновьям Федор Иванович завещал свою генеральскую пенсию, которая по праву принадлежала Эрнестине Пфеффель и ее детям. Умер Федор Иванович после инсульта и паралича 15.07.1873 года в Царском Селе.

Вместо заключения

Творчество Тютчева вполне могло бы остаться для нас тайной, не опубликуй о нем Николай Алексеевич Некрасов в журнале «Современник» статью «Русские второстепенные поэты», содержащую 24 стихотворения. А в это время его автору уже исполнилось 60 лет! Не так много существует дотоле безызвестных мастеров пера, прославившихся в столь почтенном возрасте. Пожалуй, на ум приходит лишь один - прозаик Павел Петрович Бажов.

Тютчев, русский поэт-классик, за полвека написал всего-то около 300 стихотворений. Они все могут быть помещены лишь в одном сборнике. Так пишут не на продажу, а для души. В них ощутимо то начало, которое Пушкин назвал «русским духом». Не зря человек, знающий толк в поэзии, Афанасий Афанасьевич Фет, сказал, что столь компактно публикуемое творчество Тютчева стоит многих томов.

Тютчев воспринимал свой поэтический дар как что-то второстепенное. Он мог рассеянно набросать стихи на салфетке и забыть ее. Его коллега по цензорскому совету П. И. Капнист вспоминал, как однажды тот, пребывая в задумчивости на заседании, что-то набросал на листе бумаги и ушел, оставив его. Не подбери его Петр Иванович, так бы потомки и не узнали произведения «Как ни тяжел последний час...».

1 Краткая биографическая справка.

2 Философское миросозерцание поэта.

3 Любовь и природа в поэзии Тютчева.

Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. О. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянсхой семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано - уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату».

После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился - по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Зенит!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, го передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Зенит!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба

Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению это-го образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос… Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты - сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу… Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы: Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальный гул…

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..

Все во мне и я во всем!..

… Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий - божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева - это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Тютчев родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 - 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. - «на случаи» («Когда дряхлеющие силы…», 1866, «Славянам», 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Каков же смысл знаменитого “умом Россию не понять ”? Прежде всего тот, что “ум не есть высшая в нас способность” (Н.В.Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как “обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.

Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском “Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.

В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…» Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.

Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.

Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850), «О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».

Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.

Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать “клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на “русскую ласку” способна “клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует “другой формулы”, чем история христианского Запада.

Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке..

Бедная Россия! Весь мир против нее! На самом деле, нет.

У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

Нынешний владелец сайта эту статью не писал и со всем этим «русофобским» жалостливым комплексом неполноценности не согласен, но я решил не удалять — пусть будет как мнение. Вот если это правда про Тютчева, то он прямо упал в моих глазах. Не знал, что Тютчев был таким фашистом. Никакое «исторически оправданное возвращение земель» и «русофобия» (выдуманная она или нет) не может быть оправданием для агрессии в сторону другого государства. Именно такие идеи были у небезызвестного Муссолини, который хотел «возвратить», читай захватить земли, принадлежащие ранее Священной Римской империи. Такие дела.

Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.

Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.

Ох уж этот злобный запад, аж смешно читать. Ребята этот мир построен на конкуренции и каждый преследует свои интересы — это факт. И, чем меньше главы и граждане государств будут мерятся своими, простите, пиписьками с другими, а чем больше заботиться о процветании своей страны — тем лучше будет всем.

Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. “Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: “Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.

Щас бы еще православное государство построить, вообще будет «здорово». Надеюсь, вы помните уроки истории и понимаете, что единственно правильный путь развития — это светской государство.

Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

У меня сейчас от пафоса слезы чуть не потекли. Канализацию надо бы везде провести сначала, а потому уж Святую Русь строить.

Москва, и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы… TokaDoka copyright 2013-2019

Вся информация представлена в ознакомительных целях, вы используете информацию с сайта на свой страх и риск, сайт не несет ответственности в случае предоставление неточной или не правдивой информации, хотя и старается избежать подобного. Всегда дополнительно консультируйтесь в официальных источниках.



Похожие статьи
 
Категории