Условия труда в компании на рабочем месте работников. Нормальные условия труда прибыль сберегут

30.09.2019

Под условиями труда понимают совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда делятся на четыре группы.

К первой группе относятся санитарно-гигиенические элементы: микроклимат, освещенность, механические колебания, излучения и др.

Ко второй группе относятся психофизиологические элементы: физическая нагрузка, нервно-психические напряжения, рабочая поза и др. Третья группа содержит элементы, определяющие эстетические условия труда.

К четвертой группе относятся социально-психологические элементы, составляющие характеристики так называемого психологического климата, в котором протекает процесс труда.

Нормальными условиями труда считаются такие, которые соответствуют требованиям трудового законодательства и способствуют выполнению рабочими и служащими норм выработки. К нормальным условиям труда относятся исправное состояние машин, станков, приспособлений; надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, их своевременная подача; регулярное обеспечение технической документацией, снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания; безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, устройство оптимального освещения, отопления, вентиляции, устранение вредных последствий от воздействия шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников).

Приближение условий труда к оптимальным создает комфортные условия работающим, сохраняет их здоровье и длительную работоспособность. Производственная среда оказывает большое влияние на здоровье человека, на количественные и качественные результаты его труда. Установлено например, что хорошее естественное или искусственное освещение способствует усилению обмена веществ в организме, повышению общего тонуса, возрастанию активности человека, повышению производительности труда. При плохой освещенности появляется вялость, снижение активности, повышается утомление. С введением рациональной цветовой отделки производственных помещений и оборудования увеличивается производительность труда.

Утомление — совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека, развивающихся в результате трудовой деятельности и ведущих к временному снижению ее эффективности. Субъективное ощущение утомления называется усталостью. В зависимости от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое утомление, при котором учитывают отклонения температуры тела и других параметров.

Постоянного внимания требуют вопросы уменьшения воздействия на человека таких вредных и опасных производственных факторов, как шум и вибрация. С этой целью на предприятиях составляются перечни оборудования, создающего шум и вибрацию, измеряются параметры этих вредностей и разрабатываются меры по уменьшению их воздействия. Создаются специальные службы по ремонту виброинструмента, широко внедряются виброзащитная обувь и рукавицы; вводятся рациональные режимы труда и отдыха для рабочих виброопасных профессий.

Самыми эффективными средствами борьбы с загрязнением воздушной среды является замена процессов с пыле-, газо-, влаговыделением на более совершенные, герметизированные. Однако в практике оздоровление воздушной среды в основном достигается с помощью вентиляционных установок.

Здоровье, как известно, не купишь, а вот потерять его, напротив, можно достаточно легко, в том числе и на рабочем месте. Существует немало отраслей и профессий, соприкосновение с которыми чревато неблагоприятными последствиями для организма вплоть до полной инвалидности. А что же гласит на этот счет законодательство?

Статьи 21 и 22 ТК РФ гарантируют работнику и работодателю реализацию их прав в производственной сфере. Одно из важнейших - право на рабочее место, отвечающее всем нормативным требованиям безопасности и охраны труда, и на объективную информацию о нем, его особенностях и условиях.

Что говорит закон

Помочь реализовать данное право призван ФЗ «О специальной оценке условий труда», принятый 28.12.2013 г. (№ 426-ФЗ). Вступил в силу данный закон с 1.01.2014 г.

Работодатель, согласно ему, обязан создать каждому сотруднику безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормам. Данное правило законодательно установлено для всех физических и юридических лиц, осуществляющих любой вид деятельности.

Ему же, работодателю, вменяется в обязанность не только информировать подчиненных о том, что их ждет на рабочих местах, и имеющихся факторах риска для здоровья, но и организовывать такое мероприятие, как специальная оценка условий труда. ФЗ № 426 (а именно его статья 4) предписывает ему организацию, финансирование и проведение такой оценки. И, самое главное, пересмотр и улучшение выявленных неблагоприятных данных.

Где и когда она нужна

Специальная оценка условий труда применима не ко всем категориям работающих. Не требуется ее проведения для тех, кто зарабатывает себе на жизнь на дому, дистанционно и по найму у физических лиц (не ИП).

Порядок ее проведения практически аналогичен порядку обычной рабочей аттестации мест и должен быть оформлен заключительным отчетом о результатах. В нем должны содержаться: полный их перечень с перечислением опасных и вредных факторов производства для каждого, информация о том, к какому из классов или подклассов относятся установленные условия труда на местах, протоколы проведенных испытаний, оценка принятых мер безопасности и эффективность защитных средств, планируемые мероприятия по улучшению рабочих условий вместе с заключением эксперта.

В чем отличие такой оценки от привычной всем процедуры под названием аттестация условий труда рабочих мест? В данном случае введен новый компонент, заключающийся в идентификации тех факторов производства, которые могут оказаться потенциально опасными или вредными, и сопоставлении их с реальными условиями трудового процесса.

Кто ее проводит

Осуществляется данная идентификация экспертом организации, имеющим право на проведение оценки условий труда. Конечные результаты ее утверждаются специальной комиссией, состоящей из органа, выбираемого работниками, и представителей работодателя.

Если вредных и опасных факторов не обнаружено, работодатель вправе подать декларацию соответствия имеющихся на предприятии условий труда принятым нормативным требованиям. Она подается в территориальное отделение инспекции труда.

Такая декларация имеет пятилетний срок действия. Если за это время ни на одном из рабочих мест не случилось профзаболеваний и несчастных случаев, ее автоматически продляют на такое же время. Если же данное условие нарушено, действие ее заканчивается, и эти рабочие места должны быть переоценены заново вне плана.

Общее правило: результаты аттестации, проводившейся до 1.01.2014 г. считаются действительными 5 лет с даты завершения. Спецоценка в этот период не требуется.

Кто имеет право на такую деятельность

Специальная оценка условий труда ведется комиссией с нечетным числом членов по заранее утвержденному графику. В ее составе - представители работодателя (обязательно с участием специалиста по охране труда) и члены профсоюзной организации. Совместно с работодателем работу по оценке ведут специальные организации, привлекаемые по гражданско-правовому договору, требования к которым определены статьей 19 ФЗ о условиях труда.

Одно из условий для таких организаций - указание в ее уставе в качестве основной деятельности (либо одного из ее видов) проведения специальных оценок условий труда.

В штате организации должно состоять несколько экспертов (не менее 5), обладающих сертификатом на право ведения работ по такой оценке. Как минимум один из них обязан иметь высшее медицинское образование по профилю гигиены труда, общей гигиены либо санитарных лабораторных исследований.

Методика проведения

Согласно приказу Минтруда России № 33н, вышедшему 24.01.2014 г., специальная оценка условий труда обязана проводиться каждые пять лет. Данный документ подробно регламентирует ее механизм и содержит в себе методику проведения (приложение № 1), классификатор опасных и вредных факторов производства (приложение № 2), форму конечного отчета (приложение № 3) и инструкцию по заполнению этой формы (приложение № 4).

Данная Методика определяет требования к процедурам, планово проводимых в рамках процесса оценки:

  1. Идентификация производственных факторов, несущих потенциальный вред или опасность.
  2. Исследования, измерения, испытания их величин.
  3. Классификация факторов деятельности на каждом месте по уровню опасности или вредности по результатам данных исследований, аттестация рабочих по условиям труда.
  4. Документальная фиксация результатов.

Идентифицируют эксперты "нехорошие" факторы поэтапно, изучая предоставленные работодателем материалы и документы. Признают их опасными или же вредными, если определение их совпало с предусмотренным классификатором. Порядок испытаний прописан в Методике от 24.01.2014 г. (глава III).

Если такого несовпадения не обнаружено, в заключение экспертами фиксируется отсутствие "вредностей" на рабочем месте. Тогда условия труда на данном участке комиссия признает допустимыми.

Какие именно факторы подлежат оценке?

Список факторов, которые предстоит измерить и испытать, формируют согласно нормам охраны труда, особенностям имеющегося оборудования, технологии рабочего процесса, используемого сырья и материалов, результатам прежних исследований и пожеланиям работающих.

Как правило, первоначально производят идентификацию рабочих мест, имеющих специальные условия труда. Занимающим их положена досрочная трудовая пенсия либо компенсации "за вредность".

Исследуют фактические значения таких факторов, идентифицированных в регламентированном порядке (гл. II Методики). Занимается этим испытательная лаборатория или аккредитованный центр. Применяемые методы должны соответствовать законодательству по соблюдению единства измерений и соответствующих средств.

Данные применяемые средства обязаны быть согласованными с государственными метрологическими требованиями единства измерений, в том числе по показателям точности. Результаты оформляются в виде протокола по каждому фактору отдельно.

Комиссия имеет право сделать заключение о неосуществимости исследований в случае создания в процессе проверки угрозы жизни экспертов либо работников. Такие условия считаются принадлежащими к опасному классу и не подлежат измерениям.

Классы условий труда

В результате совершенных экспертами изысканий рабочее место получает класс (подкласс) степени вредности (опасности). "Дают" его в зависимости от величины отклонения фактического значения каждого вредного фактора от нормативного, а также длительности его воздействия на работающего на протяжении смены либо трудового дня.

Все опасности такого рода относятся к одному из четырех типов - химическому, физическому, биологическому и психофизиологическому. Руководство Р 2.2.2006-05 подразделяет условия труда на опасные, вредные, допустимые и оптимальные. Классификация ведется, в том числе, и с учетом будущего возможного неблагоприятного влияния на здоровье и потомство работников.

Рассмотрим подробнее имеющиеся классы условий труда.

К 1 классу (с оптимальными условиями трудовой деятельности) относятся те из них, вредные факторы при которых либо вовсе отсутствуют, либо имеются в пределах существующих нормативов. На таких местах наличествуют предпосылки для сохранения здоровья и поддержания работоспособности трудящихся.

2 класс (с допустимыми условиями) включает в себя те условия, при которых воздействующие в течение дня (смены) неблагоприятные факторы по уровню влияния не выходят за пределы нормы, а изменения в физиологическом и функциональном состоянии работника ликвидируются за время нормированного отдыха. Такая возможность регулярно восстанавливать силы и самочувствие предотвращает в будущем проблемы со здоровьем и потомством. 2 класс считается условно безопасным.

3 класс - вредные условия труда, на работу человека в которых влияет уровень воздействия "негатива", превышающий норму. Работа в них неблагоприятно влияет на состояние здоровья и будущее потомство.

...и подклассы

По превышению нормативов гигиены и степени выраженности неблагоприятных изменений здоровья вредные условия труда бывают 4 подклассов.

В подклассе 3.1 (1 степень вредности) обнаружены неблагоприятные факторы, изменения состояния организма после воздействия которых проходят за период, более длительный, чем до начала нового трудового дня (смены), и риск вреда для здоровья увеличен.

Подкласс 3.2 (2 степень) - при данных условиях труда воздействие постоянных производственных факторов способно привести к стойким изменениям в функциях организма, следствие которых - развитие легких и начальных форм различных заболеваний (о потере профессиональной трудоспособности речь не идет), которые имеют место при длительном воздействии (от 15 лет).

В условиях подкласса 3.3 (условия 3 степени) уровень влияния данных факторов ведет к стойким функциональным изменениям здоровья, профзаболеваниям, имеющим степень тяжести от легкой до средней, потере трудоспособности в период профессиональной деятельности.

Самым "тяжелым" подклассом 3.4 (4 степень) считается тот, при котором уровень неблагоприятных факторов ведет к тяжелым формам профзаболеваний, сопровождающихся потерей общей трудоспособности уже в сам период данной трудовой деятельности.

К 4 классу (опасные условия) относятся те, уровень воздействия при которых создает непосредственную угрозу для жизни человека, а их последствия - риск появления острого заболевания профессионального характера в период работы.

Что гарантирует нам государство

Законодательство запрещает работу в экстремальных либо опасных условиях, кроме ликвидаций аварий и осуществления экстренных мер по их предотвращению, которые непременно должны быть ограниченной длительности и с применением средств защиты.

Таким образом, сейчас проведение специальной оценки условий труда становится главным инструментом предоставления работникам различных компенсаций и гарантий. Статьей 15 ФЗ № 421 закрепляются меры по их реализации. Сюда следует отнести и сокращение рабочего дня, и дополнительные отпуска, и повышенную оплату за труд. Размеры выплат не могут снижаться, а условия проведения таких мер - ухудшаться.

Теперь рассмотрим более подробно, как именно проходит проведение специальной оценки условий труда.

Как это делается

Как уже упоминалось, обязанность ее финансирования и организации возложена на работодателя. Если его статус - субъект малого предпринимательства, то такой ИП лично включается в состав проверочной комиссии.

Перед проверкой комиссия составляет список подлежащих проверке рабочих мест с выявлением аналогичных. Таковыми считаются места, находящиеся в одном и том же либо однотипных помещениях (рабочих зонах) и оборудованных одинаковыми системами освещения, вентиляции, кондиционирования, отопления. То есть те, условия и охрана труда на которых идентичны. Трудятся на них представители одной и той же профессии, занимают равноценные должности, имеют совпадающие рабочие функции и трудовой режим. Технологические процессы на таких местах тоже не отличаются друг от друга, используются те же приспособления, инструменты, сырье и материалы, а также средства защиты.

В процессе идентификации производственных факторов учитывают используемые в работе предметы оборудования, сырье, данные предварительных (при трудоустройстве) и периодических медосмотров, предложения и пожелания самих работников.

Что же нужно оценить?

Какие же именно факторы имеются в виду, когда речь идет об оценке? Их также подразделяют на:

Физического характера (аэрозоли, шум, инфра- и ультразвук, вибрация, которая может быть локальной или общей и различные излучения. Те, в свою очередь, бывают неионизирующие и ионизирующие. К первым относятся магнитные и электрические поля, имеющие промышленную частоту (равную 50 Герцам), электростатическое поле, поля оптического (излучение ультрафиолетовое и лазерное) и радиочастотного диапазонов и пр. К этой же группе причисляют характеристики производственного микроклимата (относительную влажность и температуру воздуха, скорость его движения, наличие инфракрасного излучения, а также условия освещенности рабочей поверхности.

  • Химического характера (это смеси и химические вещества, которые имеются в воздушной зоне рабочего пространства, на коже людей). Среди них могут оказаться антибиотики, гормоны, различные ферменты химического происхождения.
  • Биологического характера - патогенные микроорганизмы, ведущие к инфекционным заболеваниям, живые споры и клетки бактериальных препаратов, микроорганизмы-продуценты.

Факторы и условия труда, подлежащие оценке, следующие:

  • степень тяжести рабочего процесса, т. е. параметры физической нагрузки на функциональные системы и опорно-двигательный аппарат человека;
  • его напряженность - величина сенсорной нагрузки на органы чувств и центральную нервную систему.

Измеряемые величины

Таким образом, испытательной лабораторией или центром проводятся замеры:

  • температуры воздуха и его относительной влажности, скорости движения;
  • величин экспозиционной дозы и интенсивности инфракрасного излучения;
  • величин напряженности переменных магнитного и электрического полей промышленной частоты; а также электромагнитных излучений, имеющих радиочастотный диапазон, электростатического и постоянного магнитного поля;
  • интенсивности ультрафиолетового излучения с диапазоном 200-400 нанометров;
  • энергетической освещенности ультрафиолетовых диапазонов волн, экспозиции лазерного излучения;
  • присутствующих доз, нейтронного, рентгеновского и гамма-излучения; радиоактивного загрязнения помещений и оборудования;
  • уровней звука (включая инфра- и ультразвук), освещенности, общей и локальной вибрации;
  • концентрации химических и биологических веществ и их смесей (а также аэрозолей) в воздухе и на кожных покровах.

Другие условия труда работников

Изучая трудовой процесс, определяют степень его тяжести и напряженности. К факторам первой группы относят массу и длину пути перемещаемых грузов, требуемые мышечные усилия, количество наклонов корпуса и их угол в течение смены, число стереотипных движений и время удерживания груза.

Напряженность выражается в степени диспетчеризации производства, плотности звуковых и световых сигналов при управлении транспортом, продолжительности сосредоточенности при наблюдении, количестве информации в единицу времени и числе одновременных объектов активного наблюдения, а также времени такого наблюдения и нагрузке на слуховой анализатор.

Она также связана с конвейерными процессами (продолжительностью единичной операции, числом нужных для нее приемов), нагрузками на голосовой аппарат, работой с оптикой и прочими биологическими факторами.

Что конкретно содержит отчет об оценке

Помимо сведений о проводящей оценку организации с приложением копий всех требуемых документов и перечня обследуемых рабочих мест, туда вносят карты оценки с информацией о классах трудовых условий на каждом конкретном месте, протоколы всех проведенных исследований, сводную ведомость оценки, перечень мероприятий, предполагающих оптимизацию и улучшение условий труда на проверенных местах, итоговое заключение эксперта.

Отчет должен быть подписан полным составом членов комиссии и утвержден ее председателем. Работодателю вменяется в обязанность ознакомить работников с данными отчета под роспись в течение тридцати дней, не считая отпусков, периодов нетрудоспособности по болезни или командировок.

Согласно требованиям законодательства РФ, эти же данные должны быть размещены им в сети Интернет при наличии собственного сайта в такие же сроки.

Особенности оценивания отдельных рабочих мест

При наличии аналогичных рабочих мест оценивают 20 процентов их количества (но не менее двух таких мест), итоги относятся ко всем таковым местам, на них заполняется одна карта и вырабатывается один и тот же перечень мероприятий улучшения рабочих условий.

Специальная оценка условий труда тех мест, где рабочие зоны меняются территориально (являются только частью рабочего места, где работники проделывают схожие технологические операции), ведется с определением типовых действий и сопутствующих им вредных факторов. Время выполнения данных действий устанавливается нормативными локальными актами, хронометрированием и непосредственным опросом работников и руководителей.

Если выявляется хоть одно рабочее место, не подходящее под определение аналогичного, оцениваются все ранее признанные аналогичными места.

Когда проводится внеплановая оценка

Это происходит в случаях ввода в эксплуатацию новых мест, предписания государственного инспектора по труду в связи с найденными нарушениями трудового права, изменениями в составе производственного оборудования или технологического процесса.

Другой повод начать внеплановую оценку - новый состав применяемого сырья, средств защиты (как индивидуальной, так и коллективной), а также любое другое изменение условий труда.

Обязательным поводом к ее проведению является несчастный случай на рабочем месте (кроме состоявшегося по вине третьих лиц) или обнаруженное профзаболевание. Еще - мотивированные предложения профсоюзных органов.

В офисах многих организаций имеются электрочайники, кофеварки, СВЧ-печи, холодильники, телевизоры и другая бытовая техника и электроника. Нередко компании покупают для своих сотрудников питьевую воду, а также моющие и чистящие средства и инвентарь для уборки помещений. Как обосновать в налоговом учете расходы на бытовую технику, предметы интерьера и др.? Какие решения принимают арбитражные суды по данному вопросу?

16.11.2009
href="http://rnk.ru/journal/archives/2009/20/nalogovyj_klub/problemnaja_situacija/obespechenie_rabotnikam_normalnyh_uslovij_truda_ili_bytovaja_tehnika_v_ofise106039.phtml">«Российский налоговый курьер»

Обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Так сказано в статье 212 ТК РФ. Причем работодатель должен не только обеспечить безопасность сотрудников при выполнении ими трудовых обязанностей, но и санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание в соответствии с требованиями охраны труда. Речь в данном случае идет (ст. 223 ТК РФ):
об оборудовании для работников санитарно-бытовых помещений, помещений для приема пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
об установке аппаратов для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой;
о создании санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, и др.

В подпункте 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ указано, что расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, включаются в прочие расходы и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Однако ни в названном подпункте, ни в других нормах главы 25 НК РФ не уточняется, какие именно затраты относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда.

Не содержится таких разъяснений и в письмах Минфина России. Поэтому перед тем, как признать те или иные расходы на улучшение условий труда либо принять к учету бытовую технику, целесообразно, во-первых, оформить документы, которые помогут подтвердить эти расходы, и, во-вторых, проанализировать, как складывается арбитражная практика в аналогичных случаях.
Рекомендуемый пакет документов

Итак, работодатель обязан создать работникам нормальные (безопасные) условия труда. Об этом говорится в статьях 22, 163 и 212 ТК РФ. Перечень мероприятий, проведение которых обеспечивает нормальные условия труда в конкретной организации, следует закрепить в локальном нормативном документе, например в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя. В зависимости от специфики деятельности организации обязательства работодателя по созданию приемлемых условий труда можно разделить на две группы:
обеспечение нормальных условий труда на рабочем месте, включающее оборудование рабочего помещения кондиционерами, вентиляторами, обогревателями, ионизаторами воздуха, шторами, жалюзи, удобной мебелью и т. п.;
создание санитарно-бытовых условий для отдыха и питания сотрудников в течение рабочего дня (оборудование помещений для приема пищи и отдыха, приобретение электрочайников, кофеварок, СВЧ-печей, холодильников, кулеров для воды и самой питьевой воды, кухонной мебели и посуды).

Если, кроме трудовых договоров, между работниками и работодателем заключен также коллективный договор, мероприятия по созданию нормальных условий труда целесообразно прописать и в этом документе. В организациях, в которых нет коллективного договора, указанные мероприятия можно перечислить непосредственно в трудовых договорах, заключаемых с работниками, либо сделать в трудовых договорах ссылку на соответствующий локальный нормативный акт, в котором данные мероприятия прописаны подробно.

Отметим, что согласно статье 8 ТК РФ в коллективном договоре может быть предусмотрена необходимость согласования принимаемого локального нормативного акта с профсоюзной организацией или иным представительным органом трудового коллектива. Порядок учета мнения профсоюзной организации изложен в статье 372 ТК РФ.

Требования к обеспечению безопасных для работников условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Так сказано в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Значит, в локальном нормативном документе или соответствующем разделе трудового (коллективного) договора работодатель может сослаться на действующие в настоящий момент на территории России санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН) и строительные нормы и правила (СНиП).

Например, при оборудовании места для приема пищи следует руководствоваться требованиями СНиП 2.09.04—87. В них указано, что комната для приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником. Закрепление в коллективном договоре или локальном нормативном документе обязательств работодателя по приобретению для работников электрочайника, СВЧ-печи и другой бытовой техники со ссылкой на названные СНиП послужит одним из весомых аргументов для обоснования расходов на данную технику.

Можно также воспользоваться рекомендациями о примерном содержании раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом (коллективном) договоре. Данные рекомендации разработаны Минтрудом России и доведены до сведения организаций письмом от 23.01.96 № 38-11. Кроме того, работодателю необходимо учесть Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 27.02.95 № 11.

Допустим, по условиям производства (работы) предоставление работникам перерывов для отдыха и питания невозможно. В этом случае работодатель должен обеспечить сотрудникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее время (ст. 108 ТК РФ). Перечень таких производств (работ) и места для отдыха и приема пищи нужно зафиксировать в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном нормативном акте. Чем подробнее в этом документе будет прописано, какую мебель, бытовую технику, посуду и электронику (например, телевизор, музыкальный центр, DVD-проигрыватель) организация обязуется приобрести для комнаты отдыха и приема пищи, тем больше шансов у компании доказать обоснованность расходов на оборудование и содержание такого помещения.

Дополнительными документами, подтверждающими необходимость приобретения бытовой техники в офис, могут служить должностные инструкции работников, предусматривающие непрерывный характер работы (без перерыва на прием пищи) в течение дня либо ненормированный рабочий день или круглосуточные дежурства.

Нередко организации приобретают ту или иную бытовую технику и электронику, чтобы использовать ее не для удовлетворения санитарно-бытовых нужд сотрудников, а непосредственно в производственном процессе. Например, страховые компании фиксируют повреждения застрахованного имущества с помощью фотоаппаратов и видеокамер. Организации, занимающиеся строительством и проведением капитального ремонта, также активно пользуются фотоаппаратурой с целью фиксации объемов и контроля качества выполненных работ. Видеомагнитофоны и музыкальные центры могут быть использованы для проведения инструктажа и обучения персонала правилам техники безопасности на производстве.

В подобных ситуациях для обоснования затрат на приобретение бытовой техники и электроники целесообразно при ее передаче в эксплуатацию указать, в каких подразделениях и для каких целей она будет использоваться. Такие сведения обычно отражаются в акте о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-111), карточке учета материалов (форма № М-1722), приказе или распоряжении руководителя. Если в организации подробно описан технологический или управленческий процесс, то есть имеются технологические карты, положения о контроле качества выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и другие аналогичные документы, порядок использования бытовой техники и электроники в производственных целях нужно закрепить в этих документах.

В то же время организации-работодателю следует быть готовым к тому, что даже при наличии перечисленных документов свое право на признание в налоговом учете расходов на бытовую технику и электронику скорее всего придется отстаивать в суде. Разумеется, чем подробнее в трудовых (коллективном) договорах и локальных нормативных актах будут прописаны обязанности работодателя по созданию для работников нормальных условий труда, тем больше вероятность доказать в суде правомерность учета в целях налогообложения прибыли расходов на бытовую технику и электронику.

Арбитражная практика по аналогичным спорам свидетельствует, что наличие у организации комплекта взаимосвязанных документов (состоящего, например, из коллективного договора, должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка, приказов и распоряжений руководителя) позволяет включить в расходы стоимость практически любых видов бытовой техники и электроники.

Конечно, малому предприятию вряд ли стоит тратить время на составление названных документов ради одного электрочайника. Проще расходы на его приобретение не учитывать в целях налогообложения. Но для крупного или даже среднего предприятия, имеющего на балансе значительное количество подобных объектов, оформление указанного пакета документов наверняка поможет отстоять свою позицию в суде.
Обратите внимание

Организация вправе сама решить, какие затраты ей необходимы для ведения деятельности
Конституционный суд в Определении от 04.06.2007 № 320-О-П указал, что обоснованность расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения прибыли, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности, закрепленного в статье 8 Конституции РФ, налогоплательщик ведет деятельность самостоятельно на свой риск и только он вправе оценивать ее эффективность и целесообразность.

Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности. Это отмечено в постановлении КС РФ от 24.02.2004 № 3-П. Аналогичной позиции придерживается и ВАС РФ. Так, в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды (законное уменьшение размера налоговой обязанности), экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. Таким образом, обязанность доказывания необоснованности тех или иных расходов организации и неоправданности их учета в целях налогообложения прибыли возлагается на налоговые органы.
Налоговый учет расходов на обеспечение нормальных условий труда

Затраты организации на обеспечение нормальных условий труда включаются в прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Но если компания купила бытовую технику или аппаратуру, стоимость которой превышает 20 000 руб. (до 2008 года — 10 000 руб.), и подтвердила необходимость такого приобретения, она не вправе расходы на приобретение указанных объектов признать единовременно. Ведь подобные активы являются амортизируемым имуществом. То есть их стоимость будет включаться в расходы постепенно по мере начисления амортизации.

Сформулируем аргументы, которые помогут организациям, проявляющим заботу о своих сотрудниках, обосновать в целях налогообложения расходы на приобретение отдельных видов бытовой техники, электроники и предметов интерьера. Кроме того, приведем примеры из арбитражной практики.
Кондиционеры, вентиляторы, обогреватели

Чтобы подтвердить необходимость расходов на приобретение и установку систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в офисных и производственных помещениях, организации нужно сослаться на соответствующие СанПиН и СНиП. Ведь каждый работодатель обязан выполнять требования, содержащиеся в этих документах (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ).

Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений установлены СанПиН 2.2.4.548—96, которые были утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.96 № 21. В этом документе приведены таблицы с оптимальными и допустимыми величинами показателей микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях. Летом температура воздуха в помещении не должна превышать 25 °С при относительной влажности воздуха в пределах 40—60%. Указанные нормы являются оптимальными и обеспечивают работникам ощущение теплового комфорта в течение рабочего дня и способствуют высокому уровню работоспособности.

Если речь идет об офисных помещениях, обосновать расходы на приобретение кондиционеров, сплит-систем, вентиляторов и различных обогревателей помогут ссылки на следующие документы:
СНиП 2.09.04—87 «Административные и бытовые здания». В этих нормах содержатся общие требования к вентиляции и кондиционированию воздуха в административных помещениях различного назначения;
СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача России от 03.06.2003 № 118. В пункте 4.4 данного документа указано, что в помещениях, в которых установлены компьютеры, необходимо проводить систематическое проветривание после каждого часа работы на компьютере;
СанПиН 2.2.2.1332—03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача России от 30.05.2003 № 107. В пункте 5.1 названного документа говорится, что помещение, в котором работает копировальная техника, должно быть оборудовано системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Обратимся к арбитражной практике. В постановлении от 26.07.2006 по делу № А55-32558/2005 ФАС Поволжского округа поддержал организацию, которая при расчете налога на прибыль признала расходы на приобретение кондиционеров. Ведь кондиционеры были установлены и использовались компанией в принадлежащих ей административных помещениях, и благодаря их работе создавались нормальные условия для трудовой деятельности сотрудников. Иными словами, кондиционеры опосредованно использовались в деятельности, направленной на получение дохода. Значит, затраты на их приобретение организация имела право включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

В более поздних решениях этого же суда, но уже по другим делам была подтверждена правомерность признания в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение калорифера, бытового кондиционера (постановление от 21.08.2007 по делу № А57-10229/06-33) и вентилятора (постановление от 28.10.2008 по делу № А55-865/08). Доводы налогоплательщиков: расходы на покупку указанных объектов (в том числе через начисление амортизации) подпадают под действие статьи 22 ТК РФ, в которой говорится, что работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда и гигиены труда, что также закреплено в коллективных договорах. Дополнительным аргументом в случае с вентилятором послужила ссылка на пункт 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03, согласно которому помещения с работающими компьютерами необходимо проветривать каждый час. Поскольку установка вентилятора обеспечивает нормальное функционирование компьютерной техники, расходы на его приобретение носят производственный характер и могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

Есть и другие примеры судебных решений, в которых арбитражные суды поддержали налогоплательщиков, уменьшивших налогооблагаемую прибыль на расходы на приобретение кондиционеров, вентиляторов и другой аналогичной техники (в том числе через амортизацию). Речь идет о постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2006 по делу № А56

34718/2005, ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А40/1415-08 по делу № А40-33923/07-127-185 и ФАС Уральского округа от 14.05.2008 № Ф09-3355/08-С3 по делу № А07-15074/07.
Холодильники, чайники, кофеварки, кухонная мебель, посуда и оборудование помещения для приема пищи

Если компания выделяет специальное помещение для отдыха и питания работников, то обосновать расходы на приобретение электрочайников, кофеварок, микроволновых печей, холодильников и другой бытовой техники несложно. Ведь тем самым организация выполняет требования, установленные в статье 223 ТК РФ. Напомним, что в этой статье предусмотрена обязанность работодателя оборудовать по действующим нормам помещения для приема пищи и комнаты для психологической разгрузки и отдыха в течение рабочего времени.

Нормативы, по которым следует оборудовать столовые и комнаты для приема пищи, установлены в пунктах 2.48—2.52 СНиП 2.09.04—87. Так, при численности работающих в смену более 200 человек в организации должна быть столовая, а при численности до 200 человек — столовая или столовая-раздаточная. Если количество работников составляет менее 30 человек в смену, вместо столовой можно оборудовать комнату для приема пищи.

Площадь указанной комнаты определяется из расчета одного квадратного метра на каждого посетителя и должна быть не менее 12 кв. м. В ней необходимо установить умывальник, стационарный кипятильник (электрочайник), электрическую плиту (СВЧ-печь) и холодильник. В небольших организациях, в которых численность работников не превышает десяти человек в смену, вместо комнаты для приема пищи допускается выделение в гардеробной (раздевалке) дополнительного места площадью не менее 6 кв. м для установки стола для приема пищи.

Итак, чтобы обосновать расходы на выделение помещения под столовую или комнату для приема пищи и оборудование этого помещения необходимой бытовой техникой, кухонной мебелью и посудой, целесообразно включить в коллективный договор или локальный нормативный акт (например, в правила внутреннего трудового распорядка) условие о предоставлении работникам данного помещения. В указанных документах нужно сделать ссылку на статью 223 ТК РФ и СНиП 2.09.04—87. При таком документальном оформлении суды, как правило, подтверждают право налогоплательщиков признать подобные расходы в целях налогообложения прибыли. Вот несколько примеров аналогичных судебных решений:
постановление ФАС Московского округа от 27.03.2008 № КА-А40/2214-08 по делу № А40-42333/07-109-150. Суд указал, что затраты на приобретение бытовой техники (холодильника, соковыжималки, мини-кухни, кофеварки и др.) произведены для обеспечения нормального режима рабочего дня и связаны с выполнением возложенных на работодателя обязанностей, что способствует достижению конечной цели деятельности организации — получению дохода. Таким образом, организация имела право включить в расходы сумму амортизации, начисленной по указанным объектам основных средств;
постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 по делу № А55-865/08, в котором суд на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ признал расходы на приобретение холодильника и микроволновой печи правомерными. Ведь они необходимы для оборудования комнаты, в которой принимают пищу, а значит, обеспечивают нормальные условия труда;
Определение ВАС РФ от 27.07.2007 № 9080/07 по делу № А27-11993/2006-2. В нем указано, что расходы на приобретение холодильников, чайников, микроволновых печей, морозильной камеры, электроплиты, стола обеденного, телевизора и других объектов связаны с обустройством комнат для обеда и отдыха и необходимы для организации нормальных условий труда работников, то есть являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода.

Допустим, в организации нет ни столовой, ни специальной комнаты для приема пищи. Отсутствие отдельного помещения для приема пищи не освобождает работодателя от обязанности обеспечить нормальные условия труда. В подобной ситуации работникам должна быть предоставлена возможность обедать непосредственно на рабочих местах (ст. 108 ТК РФ). Следовательно, затраты на покупку холодильников (постановление ФАС Центрального округа от 12.01.2006 № А62-817/2005), микроволновой печи (постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.2007 по делу № А65-19675/2006-СА1-19), кофеварки (постановление ФАС Московского округа от 18.12.2007 № КА-А40/13151-07 по делу № А40-192/07-4-2), электрочайников (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2006 по делу № А56-7747/2005) и другой бытовой техники можно квалифицировать как расходы на создание нормальных условий труда и учитывать при расчете налога на прибыль.
Бутилированная питьевая вода и кулеры

Многие организации приобретают для своих работников не только различную бытовую технику, но также обеспечивают их чистой питьевой водой. Минфин России считает, что расходы на покупку питьевой воды и аренду кулера можно признать в целях налогообложения прибыли только в том случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья (письмо от 02.12.2005 № 03-03-04/1/408). Однако в последнее время арбитражные суды обычно с такой позицией не соглашаются. В решениях судьи отмечают, что расходы на приобретение кулера и питьевой воды уменьшают налогооблагаемую прибыль независимо от того, пригодна водопроводная вода для употребления или нет. Ведь подобные затраты являются составной частью расходов на обеспечение нормальных условий труда, а в налоговом законодательстве не содержится требования представить документ о качестве водопроводной воды (постановления ФАС Поволжского округа от 20.03.2008 по делу № А55-9669/07-3 и ФАС Московского округа от 05.05.2009 № КА-А40/3335-09 по делу № А40-47054/08-108-151).

В то же время есть пример судебного решения, в котором суд признал необоснованными расходы на приобретение питьевой воды и оплату вспомогательного оборудования для ее потребления при наличии централизованного водоснабжения (постановление ФАС Уральского округа от 05.09.2006 № Ф09-7846/06-С7 по делу № А60-41504/05).

Естественно, результаты анализа водопроводной воды, свидетельствующие о ее низком качестве, присутствии в воде ржавчины, осадка, механических примесей, будут дополнительным и достаточно существенным аргументом для включения в расходы затрат на покупку питьевой бутилированной воды. Гигиенические требования и нормативы качества воды в централизованных системах питьевого водоснабжения приведены в СанПиН 2.1.4.1074—01, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.09.2001 № 24.
Телевизоры, DVD-проигрыватели, видеомагнитофоны, музыкальные центры, радиоприемники

В отличие от бытовой техники (электрочайников, кофеварок, холодильников) расходы на приобретение телевизоров, музыкальных центров, DVD-проигрывателей и другой аппаратуры обосновать намного труднее. Минфин России неоднократно высказывался категорически против включения телевизоров в состав амортизируемого имущества (письма от 17.01.2006 № 03-03-04/2/9 и от 04.09.2006 № 03-03-04/2/199). По мнению финансового ведомства, такое имущество носит непроизводственный характер, даже если организация использует телевизоры для получения оперативной информации экономического характера.

Больше шансов подтвердить необходимость покупки телевизора и другой аппаратуры у тех компаний, которые в соответствии со статьей 223 ТК РФ оборудуют для работников комнаты отдыха и психологической разгрузки. Отметим, что не обязательно предоставлять отдельное помещение для отдыха работников. Для этих целей можно выделить место в приемной, секретариате, переговорной комнате или зале совещаний либо использовать комнату для приема пищи. Обязанность работодателя оборудовать такое помещение необходимо закрепить в коллективном договоре, локальном нормативном акте или другом аналогичном документе.

Обратимся к арбитражной практике. В постановлении от 13.11.2006 по делу № А56-51313/2004 ФАС Северо-Западного округа подтвердил, что приобретение телевизора в комнату отдыха связано с производственной деятельностью и относится к расходам на обеспечение нормальных условий труда.

Другой пример — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2007 № Ф04-1822/2007 (32980-А27-40) по делу № А27-11993/2006-2. В нем суд признал, что расходы на приобретение телевизора и различной бытовой техники (холодильников, чайников, микроволновых печей, морозильной камеры, электроплиты и др.) связаны с обустройством комнат для обеда и отдыха и необходимы для организации нормальных условий труда работников. Иными словами, такие расходы экономически обоснованны, направлены на получение дохода и, значит, учитываются в целях налогообложения.

Допустим, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, фотоаппарат или другая аппаратура используются в производственном процессе, например для проведения инструктажа, обучения или презентаций, фиксирования повреждений или объемов выполненных работ. Как уже говорилось, порядок их использования следует прописать в локальном нормативном документе (описание технологического процесса, приказ или распоряжение руководителя). При наличии подобных доказательств суды обычно поддерживают налогоплательщиков и признают правомерность учета расходов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2006 по делу № А56-7747/2005 и ФАС Уральского округа от 24.09.2007 № Ф09-7797/07-С3 по делу № А60-36582/06).
Пылесосы и другой инвентарь для уборки помещений, моющие и чистящие средства

В настоящее время расходы на приобретение моющих и чистящих средств, одноразовых бумажных полотенец, туалетной бумаги, салфеток, а также пылесосов и другого инвентаря для уборки помещений являются наименее спорными. Дело в том, что удовлетворение санитарно-бытовых потребностей сотрудников — это одна из обязанностей работодателя (ст. 223 ТК РФ).

Указанные затраты относятся к расходам на хозяйственные нужды и отражаются в составе материальных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 11.04.2007 № 03-03-06/1/229.

Желательно, чтобы количество использованных санитарно-гигиенических средств соответствовало площади помещений и численности работников. В противном случае такие расходы могут признать экономически необоснованными.

Арбитражные суды, как правило, подтверждают, что приобретение жидкости для мытья посуды, стирального порошка, туалетной бумаги, других чистящих и моющих средств обусловлено необходимостью соблюдения санитарно-гигиенических требований и позволяет содержать производственные и административные помещения в надлежащем состоянии (постановление ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 по делу № А65-20634/06 и постановление ФАС Московского округа от 25.12.2006, 27.12.2006 № КА-А40/12681-06 по делу № А40-20791/06-118-198).
Шторы, жалюзи, зеркала, аквариумы, комнатные цветы и другие предметы интерьера

Для обоснования расходов на приобретение штор и жалюзи можно воспользоваться Гигиеническими требованиями к инсоляции 3 и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076—01), которые были введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25.10.2001 № 29.

Сложнее подтвердить обоснованность расходов на покупку зеркал, комнатных цветов, аквариумов и предметов ухода за ними. Минфин России разъяснил, что подставки и горшки для комнатных растений предназначены для оформления интерьера офиса и не являются расходами, связанными с осуществлением организацией ее деятельности (письмо от 25.05.2007 № 03-03-06/1/311). Такие расходы не могут быть учтены при расчете налога на прибыль, поскольку они не соответствуют основным критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Однако, проанализировав арбитражную практику, можно назвать несколько способов обоснования затрат на приобретение и обслуживание предметов интерьера.

Способ первый. Доказать, что интерьер был спроектирован и создан в процессе строительства здания и является его составной частью. Поэтому расходы на создание интерьера включены в первоначальную стоимость здания и включаются в расходы по мере начисления амортизации. Если сроки полезного использования интерьера и самого здания не совпадают, интерьер может учитываться как отдельный инвентарный объект основных средств.

Так, ФАС Московского округа в постановлении от 21.01.2009 № КА-А40/12910-08 по делу № А40-35465/08-139-123 отметил, что установка аквариумной системы и декоративной ландшафтной композиции производилась одновременно со строительством самого помещения, то есть изначально предполагался единый дизайн помещений. Кроме того, организация представила результаты маркетингового исследования, подтверждающего, что использование указанных систем и композиций способствует привлечению клиентов, повышению стоимости аренды помещений и эффективности торговой деятельности. С учетом этих доводов суд признал затраты на обслуживание аквариумов и декоративной ландшафтной композиции обоснованными.

Способ второй. Подтвердить, что оформление помещений в особом стиле увеличивает привлекательность объекта для потенциальных клиентов (покупателей, арендаторов и др.). Ведь затраты на приобретение предметов интерьера направлены на создание благоприятного образа налогоплательщика у внешних посетителей, поэтому носят производственный характер и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Этот вариант подходит тем организациям, которые сдают помещения в аренду или занимаются торговлей, оказанием услуг, то есть имеют торговые или клиентские залы, салоны, магазины и другие помещения для обслуживания покупателей.

Например, ФАС Московского округа в постановлении от 10.10.2008 № КА-А40/8775-08 по делу № А40 3666/08-129-15 подтвердил, что организация правомерно учла в целях налогообложения расходы на приобретение искусственных цветов для оформления клиентского зала. В другом случае суд также пришел к выводу, что расходы на установку аквариумов в помещениях, в которых сдаются рабочие места в аренду, можно признать при расчете налога на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 07.09.2006, 11.09.2006 № КА-А40/8421-06 по делу № А40 76012/05-116-623). Дело в том, что в большинстве из этих помещений отсутствуют окна, а установленные в них аквариумы позволяют значительно снизить негативные последствия от недостатка солнечного света и естественного освещения. Иными словами, аквариумы повышают привлекательность данного помещения для потенциальных арендаторов и, значит, используются исключительно в производственных целях. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Московского округа от 16.06.2009 № КА-А40/5111-09 по делу № А40-73552/08-111-338.

Способ третий. Привести доказательства того, что конкретные предметы интерьера (например, комнатные цветы или шторы) приобретались для обеспечения нормальных условий труда работников. Казалось бы, этот способ является наиболее очевидным и естественным. Приведем несколько примеров судебных решений, в которых суды согласились с такими доводами организаций:
постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2008 № Ф04-2260/2008(3201-А45-40) по делу № А45-10220/07-49/89. В нем суд указал, что организация приобретала комнатные растения и средства по уходу за ними в целях обеспечения нормальных условий труда, охраны здоровья сотрудников, находящихся в помещениях, где работают компьютеры и оргтехника, повышения влажности воздуха в этих помещениях. Следовательно, на сумму расходов на покупку комнатных цветов и средств ухода за ними компания правомерно уменьшила налогооблагаемую прибыль;
постановление ФАС Московского округа от 25.12.2006, 27.12.2006 № КА-А40/12681-06 по делу № А40-20791/06-118-198. Поскольку посуда и предметы интерьера покупались для использования в здании налогоплательщика, эксплуатируемом в производственных целях, и обеспечивали нормальный рабочий процесс, суд согласился с признанием расходов на приобретение этого имущества в целях налогообложения.

Вместе с тем отметим, что арбитражные суды не всегда поддерживают налогоплательщиков в подобных ситуациях.
Налог на добавленную стоимость

Исходя из положений Налогового кодекса, порядок принятия к вычету НДС, предъявленного поставщиком приобретенного имущества, не зависит от того, как организация учитывает данное имущество при исчислении налога на прибыль. Исключение — нормируемые расходы (например, представительские, рекламные). Сумма НДС по таким расходам подлежит вычету в размере, соответствующем нормативам признания данных расходов для целей налогообложения прибыли (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Следовательно, если организация, осуществляющая облагаемую НДС деятельность, приняла к бухгалтерскому учету бытовую технику (аппаратуру, предметы интерьера и т. п.) и имеет правильно оформленные первичные документы и счет-фактуру по ней, то «входной» НДС по приобретенным активам она вправе принять к вычету в общем порядке. Однако Минфин России считает, что НДС по имуществу непроизводственного характера нельзя принять к вычету (письмо от 17.01.2006 № 03-03-04/2/9). Аналогичного мнения придерживаются и налоговые органы. В письме МНС России от 21.01.2003 № 03-1-08/204/26-В088 разъяснялось, что суммы НДС по приобретенному для собственных нужд имуществу (чайнику) к вычету не принимаются. Иными словами, право на вычет НДС ставится в зависимость от того, признаны расходы на приобретение данного имущества в целях налогообложения прибыли или нет. Но Налоговый кодекс не содержит такого требования. Не поддерживают указанную позицию и арбитражные суды. Они, как правило, указывают, что нормы главы 21 НК РФ не ставят право налогоплательщика на применение налогового вычета в зависимость от производственного или непроизводственного характера осуществленных расходов (постановления ФАС Уральского округа от 24.04.2006 № Ф09-2909/06-С7 по делу № А60-35156/05, ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу № А57-10917/07 и от 23.04.2009 по делу № А55-9765/2008).

Итак, организация вправе предъявить к вычету суммы НДС, предъявленные по приобретенной бытовой технике и электронике, даже если расходы на ее приобретение (в том числе через начисление амортизации) она не вправе признать при исчислении налога на прибыль.

В ситуации, когда расходы на покупку бытовой техники, предметов интерьера и других аналогичных объектов признаны в налоговом учете, проблем с вычетом НДС по ним возникать не должно. Подтверждением тому являются постановления ФАС Поволжского округа от 28.08.2007 по делу № А55-17548/06 и ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2009 № Ф03-6187/2008 по делу № А59-603/2008-С24.
Бухгалтерский учет бытовой техники и налог на имущество организаций

До настоящего времени так и не решен вопрос, как отражать в бухгалтерском учете бытовую технику, электронику и аппаратуру, приобретенную для удовлетворения санитарно-бытовых нужд работников и создания нормальных условий труда. А ведь от ответа на него зависит сумма налога на имущество, которую организация должна уплатить в бюджет.

Как уже говорилось, налоговые органы чаще всего запрещают компаниям уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов на приобретение бытовой техники, аппаратуры, предметов интерьера и иных аналогичных объектов. В то же время они настаивают, что налог на имущество с указанных активов платить нужно.

Кроме приведенной позиции налоговых органов, существует еще две точки зрения по данному вопросу.

Мнение первое. Бытовая техника и электроника не может включаться в состав оборотных (материалы, затраты) или внеоборотных (основные средства, оборудование к установке) активов. Стоимость ее приобретения независимо от суммы следует учитывать как прочие расходы и отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы», поскольку указанное имущество напрямую не связано с производственным процессом. Иными словами, бытовая техника не является объектом обложения налогом на имущество.

Мнение второе. В зависимости от стоимости приобретения бытовую технику и электронику нужно включать в состав основных средств или отражать как МПЗ. Дело в том, что в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, активы не подразделяются на производственные и непроизводственные. То есть в отношении любых активов используются одинаковые правила.

Если бытовая техника соответствует требованиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01, в бухучете ее следует включить в состав основных средств, определить срок полезного использования и в течение этого срока начислять амортизацию. Для сближения налогового и бухгалтерского учета целесообразно установить одинаковые сроки полезного использования названных активов.

Основные средства стоимостью не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухучете и отчетности в составе материально-производственных запасов, то есть списываться на расходы единовременно после передачи в эксплуатацию (п. 5 ПБУ 6/01). Причем организация может самостоятельно установить в учетной политике иной лимит стоимости такого имущества, не превышающий 20 000 руб. за единицу, например 18 000 руб. В этом случае она должна обеспечить сохранность данных объектов и надлежащий контроль за их движением. То есть вести карточки и журналы учета, выдачи или движения объектов, закрепить их за материально ответственными лицами, отражать на забалансовых счетах и т. п.

Большинство бытовых приборов стоит менее 20 000 руб. Значит, в бухучете их стоимость можно включить в расходы сразу после ввода в эксплуатацию. При этом стоимость приобретенной бытовой техники списывается в дебет счетов учета затрат (счета 20, 23, 25, 26, 29 или 44) и не участвует в расчете налога на имущество.

Дорогостоящая бытовая техника и аппаратура (стоимостью более 20 000 руб. за единицу или свыше лимита, установленного в организации) подлежит амортизации в течение срока ее полезного использования. Следовательно, остаточная стоимость указанных активов включается в налоговую базу по налогу на имущество.

Аналогичного же мнения придерживается Минфин России. В письме от 21.04.2005 № 03-06-01-04/209 он пояснил, что при покупке бытовой техники и другого имущества для обеспечения нормальных условий труда работников приобретенные активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и облагаются налогом на имущество организаций.

Для того, что бы улучшить результаты труда для любого рабочего маста в компании, надо сначала позаботиться об улучшении факторов труда и создать безопасную и комфортную обстановку для работников. Та среда, которая окружает сотрудника и факторы, влияющие на его результат работ называются условиями труда. Факторы труда делятся на следующие группы: физические (влажность и температура воздуха, вибрация и т.д.); химические (вещества, которые неблагоприятно влияют на организм работников и оказывают негативное воздействие); биологические (патогенные микроорганизмы, инерция и т.д.).

Для того, что бы обезопасить рабочих и сделать условия труда наиболее оптимальными разработали специальные нормы, превышать которые недопустимо. Более эффективная работоспособность и ее результаты в первую очередь зависят от климатических факторов труда (температура и влажность воздуха и т.д.), научно-технического процесса и конечно же от работника. Технологические процессы, которые происходят в ходе работ на производстве, сильнее всего влияют на труд и его результаты. В так называемых "горячих цехах" работать наиболее сложно и поэтому для оптимизации факторов труда требуются более серьёзные и сложные меры по улучшению факторов труда. Профессиональный вред оказывает не только технологический процесс, но и нарушение правил организационного процесса работы и норм санитарии.

Факторы труда, которые окружают сотрудника, так или иначе оказывают негативное влияние на его здоровье и на его работоспособность. Научная организация труда призвана максимально снизить негативное влияние на организм работника и создать наиболее комфортные условия труда. Для этого существуют специальные нормативы рабочего места, за соблюдением условий труда необходимо следить. Так же разрабатывают специальные меры защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды, за выполнением которых так же установлен особый контроль условий труда.

Физические условия труда на предприятии

Физические условия труда - это влажность и температура воздуха, степень запылённости воздуха, вибрации и шум, освещённость рабочих мест и т.д.

На работоспособность рабочих очень сильно влияет температурный режим. Специальное оборудование, машины, станки выделяют тепло, но и сам человек является источником тепла.

Если говорить с точки зрения физиологии, как науки, то у человека основой жизнедеятельности есть обмен веществ, который поддерживает внутреннюю среду организма в относительном постоянстве. В процессе жизнедеятельности человеческий организм постоянно потребляет и расходует энергию, а степень тяжести в первую очередь влияет на то, как энергия расходуется.

Тяжесть расхода энергии делят на четыре уровня

1 уровень - это лёгкий вид труда, при котором расходуется 2200-2600 ккал. в сутки

2 уровень - это умеренно-тяжёлый вид труда, с расходом энергии 2880-3400 ккал. в сутки;

3 уровень - это тяжёлый вид труда, с расходом 3600-4000 ккал.;

4 уровень - это очень тяжёлый вид труда, с расходом более 4200-6000 ккал.

По нормативам допускается расход энергии в сутки не более 4800 ккал. и то, на очень небольшой промежуток времени. Если же эти нормативы превышаются постоянно, то у работника возникают риски получить серьёзные профессиональные заболевания в рабочей обстановке.

Наиболее оптимальной температурой воздуха по условиям на рабочем месте является:

  • для лёгкого труда - 22-24 градусов Цельсия;
  • для умеренно тяжёлого труда - 17-21 градусов Цельсия;
  • для тяжёлого труда - 16-18 градусов Цельсия.

Температурный режим и санитарные нормы не постоянны, а зависят от сезонных и климатических изменений, от насыщенности лучистого тепла, конвекции и степени облучения рабочих мест.

Для того, что бы создать наиболее комфортные условия труда рабочему возле его рабочего места устанавливают кондиционеры, вентиляционные установки, воздушный душ и т.д. Человеческий организм постоянно подвергается агрессивным влияниям условиям внешней среды (излучения, испарения, конвекция), а при повышенной скорости движения и влажности воздуха это негативное влияние усиливается во много раз. При увеличенной влажности воздуха происходит более интенсивный теплообмен, между организмом и внешней средой. Для того, чтобы сохранить нормальное состояние воздуха, следует сохранять влажность воздуха в пределе 30 - 60 процентов, для чего разрабатываются специальные организационные и технические меры по факторам на рабочем месте.

Загрязнение воздуха на предприятии так же негативно влияет на здоровье человека, особенно на дыхательную систему, кожу и на зрение. Загрязнение происходит за счёт присутствия аэрозолей, скопления пыли (органического и неорганического, радиационного и смешанного характеров).Пыль органического характера - это частички животного и растительного происхождения, а пыль неорганическая - это частицы минеральных веществ и металлов. Чем мельче частицы пыли, тем вреднее они для здоровья рабочих. Наибольший вред приносит наличие химических веществ в составе пыли. Для того, чтобы избежать вредного влияния загрязнённого воздуха, на предприятиях проводят специальные мероприятия по очищению воздушных масс рабочих мест, которые включают в себя усовершенствование технологического оборудования, внедрение в рабочую обстановку средств защиты (индивидуальной и коллективной), производится контроль и устранение вредных веществ в окружающей среде.

Так же на здоровье и результаты трудового процесса влияет вибрация и шумы. От сильного постоянного шума человек быстрее устаёт, снижается его работоспособность, притупляется чувство опасности, снижается скорость мышления. При длительном воздействии шума на организм человека развиваются болезни слухового аппарата, и как следствие, очень страдает вестибулярный аппарат.

Шум измеряют в децибелах, а частоту шума - в герцах. Шум классифицируется по степени напряжения, громкости и делится на следующие группы: нормальный, повышенный, высокий, очень высокий и максимально высокий. По частоте шум делят на низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный.

Вибрация - это колебания твёрдых тел или механические колебания, которые могут оказывать негативное влияние на организм человека в целом. Вибрация бывает локальной и общей. При вибрации очень сильно страдает в первую очередь нервная система человека и это сказывается на его работоспособности, нарушаются процессы торможения и возбуждения, повышается утомляемость организма. При воздействии высокочастотной вибрации повышается артериальное давление, снижаются двигательные функции и мышечная выносливость.

Для того, чтобы максимально снизить негативное влияние вибраций и шума на производстве в области места, где происходит вся работа, необходимо постоянно следить за не превышением их уровня в области рабочих мест при помощи специального оборудования и использовать специальные меры защиты.

Свет отностится к очень важным факторам рабочего места, который так же влияет на трудовой процесс в области, где находится рабочее место на предприятии. Недостаток света в области, где находится рабочее место, приводит к быстрому утомлению зрительного нерва, что приводит к сонливости и как следствие снижению работоспособности. Освещение рабочего места должно быть равномерным и достаточно насыщенным. Если недостаточно естественного освещения (солнечного света), то для рабочего места следует приобрести достаточное количество источников искусственного освещения. Так же важна направленность света, тень не должна падать на рабочие места, свет не должен слепить глаза, а для некоторых видов необходимо отслеживать спектральный состав света.

По произведенным работам улучшится качество и продуктивность сотрудников. Для улучшения трудового процесса так же важно, каким цветом окрашено помещение, в котором находится рабочее место, оборудование и инструменты. Некоторые цвета влияют на условия труда сотрудника положительно, а есть и такие, которые повышают утомляемость, вызывают агрессию, угнетают нервную систему. Учёные выявили, как цвета оказывают влияние на организм человека, особое внимание уделяется красному, так как может вызвать неврозы:

  • красный цвет - повышает иммунные свойства организм, повышает кровяное давление;
  • оранжевый - укрепляет лёгочную ткань;
  • жёлтый - способствует улучшению пищеварения и укреплению нервной системы;
  • зелёный - ускоряет заживление ран;
  • синий - в небольших дозах восстанавливает нервную систему.

Дирекция и администрация организаций и предприятий должны проводить мероприятия, которые улучшают условия труда на любом рабочем месте и обеспечить безопасность работы. Обеспечение работников специальными средствами защиты, внедрение на рабочее место специальных средств безопасности, которые предупреждают получение травм на рабочем месте, слежение за санитарными нормами - все эти мероприятия помогут избежать и снизить риск травм и получения профессиональных заболеваний.

За последние годы в Российской Федерации существенно снизился контроль за тем, как выполняются санитарно-гигиенические условия труда на производствах по рабочим местам. По статистике примерно у 6 миллионах человек условия труда для их рабочего места - являются неблагополучными. Это работники металлургических предприятий, текстильной промышленности, машиностроения, топливно-энергетических предприятий. В очень неблагоприятном положении оказалась и охрана окружающей среды. Вредные условия труда затрагивают каждого шестого сотрудника и это только на государственных предприятиях, а в дальнейшем, если только не начать проверять условия труда на предприятии для рабочего места сотрудников, ситуация будет и дальше ухудшаться. Наиболее неблагополучная ситуация с рабочими местами происходит в промышленном, строительном и транспортном комплексах. На частных предприятиях ситуация ещё более плачевная. По статистике, на них условия труда на рабочем месте до 80% являются не благоприятными. Если срочно не принять необходимые меры, то в ближайшие годы на вредном производстве будут работать более 11 миллионов человек.

Предусматривает обязательное включение данного пункта в трудовой договор.

Характеристика процесса производства

Производственный процесс представляет собой совокупность трех процессов – основного, вспомогательного и обслуживающего, которые направлены на изготовление определенного готового продукта.

Основным видом процессов являются те процедуры, которые способствуют превращению сырья в готовый продукт.

Вспомогательные – действия, способствующие нормальному ходу основных процессов. К ним относятся, в том числе, и ремонт оборудования, изготовление инструментов и прочее.

Обслуживающие – процедуры, которые обеспечивают бесперебойность производства. К ним следует отнести хранение сырья, его транспортировку, технический контроль качества и прочее.

Обстановка, в которой трудится человек

Под определением рабочей среды понимают обстановку, в которой сотрудник осуществляет свою рабочую деятельность.

Рабочая среда включает в себя следующие факторы:

  • Предмет труда – элемент, на котором сосредоточен труд человека.
  • Средства труда – оснащение, которое способствует воздействию человека на предмет труда.
  • Продукт труда – результат производственного процесса.
  • Различные виды энергии.
  • Природные и климатические факторы.
  • Персонал.
  • Животные и растения.

Интенсивность работы

Под интенсивностью труда понимается то количество труда, которое затрачивает работник за определенный временной промежуток.

Оценка этому показателю дается исходя из следующих факторов:

  1. Интенсивность.
  2. Темп работы.
  3. Занятость работника.
  4. Тяжесть труда.

Классификация по опасности и вредности

Классификация условий труда по опасности и вредности происходит согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке труда», а именно . Таким образом, условия труда подразделяются на четыре класса:

Факторы среды

Во время рабочего дня сотрудника на его организм воздействуют обстоятельства, которые способны нанести определенные изменения.

Они обозначаются как факторы среды.


Норму на каждый из этих факторов устанавливают индивидуальные характеристики на производстве.

Аттестация

Таким образом, в целях защиты прав работника работодатель обязан обеспечить его допустимыми условиями труда либо предоставить компенсацию за тот вред, который наносится сотруднику при исполнении его трудовой деятельности.



Похожие статьи
 
Категории