Условные знаки. Условные знаки и обозначения на географических картах

22.09.2019

Планы и топографические карты имеют единую систему условных знаков. В основе этой системы лежат следующие положения:

  • каждому графическому знаку всегда соответствует определенный тип объекта или явления;
  • каждый условный знак имеет свой четкий рисунок;
  • на и на планах, которые имеют разный, но близкий масштаб, условные знаки одних и тех же объектов отличаются, как правило, только размерами;
  • в рисунках условных знаков используются приемы и средства, обеспечивающие воспроизведение профиля или внешнего вида соответствующих объектов на земной поверхности, способствующие установлению ассоциативной связи знака и объекта. Обычно выделяют 10 способов формирования композиций знаков.

1. Способ значков .

Он применяется для указания местоположения объектов, не выражающихся в (значки отдельно стоящих деревьев, зданий, месторождений , населенных пунктов, туристических объектов). По своей форме они могут быть геометрическими, буквенными, картинными. В любом случае эти знаки указывают местоположение данного объекта, взаимное расположение различных объектов.

2. Способ линейных знаков .

Он используется для передачи объектов и явлений линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабах карты. Таким способом на топографических картах или планах показывают реки, границы, пути сообщения.

3. Способ изолиний (от греч. «изос» - равный, одинаковый).

Этот способ предназначен для характеристики явлений сплошного распространения на Земле, имеющих числовое выражение, - , и др. Изолиниями при этом называют кривые, соединяющие точки с одинаковым количественным значением. В зависимости от того, какое явление они характеризуют, изолинии будут называться по-разному:

  • - линии, соединяющие точки с одинаковой температурой;
  • изогисты - линии, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков;
  • изобары - линии, соединяющие точки с одинаковым давлением;
  • изогипсы - линии, соединяющие точки с одинаковой высотой;
  • изотахи - линии, соединяющие точки с одинаковой скоростью .

4. Способ качественного фона .

Он применяется для выделения однородных в качественном отношении участков земной поверхности по природным, социально-экономическим, политико-административным признакам. Этим способом, например, показывают государства на или районы на картах административного деления областей, возраст на тектонических картах, типы растительности на почвенных картах или на картах размещения растительного мира.

5. Способ диаграмм .

Его используют для отображения каких-либо количественных характеристик явлений сплошного распространения в конкретных точках, например, годовой ход температуры, количество осадков по месяцам или по метеорологическим станциям.

6. Точечный способ .

Он применяется для показа массовых явлений, рассредоточенных по территории. Например, этим способом показывают размещение населения, посевных или орошаемых площадей, поголовье скота и т.д.

7. Способ ареалов .

Его применяют для отображения области распространения какого-либо явления (не сплошного по полю ), например, растений, животных. Графическое оформление границы и площади контура ареала может быть самым разнообразным, что дает возможность многогранной характеристики явления.

8. Способ знаков движения .

Он предназначен для показа различных пространственных перемещений (перелетов птиц, маршрутов путешествий, и других). В качестве графических знаков движения используются стрелки и полосы. С помощью них можно показать путь, способ, направление и скорость перемещения явления, а также некоторые другие характеристики. На планах и топографических картах этим способом показывают и направление течения .

9. Способ картодиаграммы .

Он обычно используется для показа в виде диаграмм количественных характеристик явлений в пределах отдельных территориальных единиц. Способ широко применяется при анализе и обработке статистических и экономических показателей, таких, например, как объем производства, структура , запас древесины и другие.

10. Способ картограммы применяют, как правило, для сравнения относительных показателей какого-либо явления, характеризующих какую-либо территорию в целом. Таким способом, например, показывают среднюю плотность населения на 1 км2 по административным единицам, среднюю областей и т.д. Этот способ, как и способ картодиаграмм, широко используется при анализе статистических показателей.

В самих способах изображения условных знаков заключены сведения о том, для каких объектов и явлений они могут применяться, каковы их возможные и наилучшие сочетания при выражении того или иного содержания карт. Некоторые, условные знаки вообще не могут комбинироваться на одной карте: например, точечный способ не сочетается на карте со способом значков и картограмм. С картограммой хорошо сочетаются способы значков. Это очень важно знать для использования условных знаков.

Перед созданием карты любого масштаба идет отбор явлений или объектов, которые необходимо в виде условных знаков отобразить на ней.

Хорошо изучив условные знаки, можно затем работать с любыми топографическими картами или планами. Правила пользования этими знаками составляют важные разделы грамматики языка карты или плана.

У любой карты есть свой особый язык - специальные условные знаки. География изучает все эти обозначения, классифицирует их, а также разрабатывает новые символы для обозначения тех или иных объектов, явлений и процессов. Иметь общее представление об условных картографических знаках полезно абсолютно всем. Такие знания не только интересны сами по себе, но и наверняка пригодятся вам в реальной жизни.

Данная статья посвящена условным знакам в географии, которые используются при составлении топографических, контурных, тематических карт и крупномасштабных планов местности.

Азбука карты

Подобно тому, как наша речь состоит из букв, слов и предложений, так и любая карта включает в себя набор определенных обозначений. С их помощью топографы переносят на бумагу ту или иную местность. Условные знаки по географии - это система особых графических символов, используемых для обозначения конкретных объектов, их свойств и характеристик. Это своеобразный «язык» карты, созданный искусственно.

Довольно сложно сказать, когда именно возникли самые первые географические карты. На всех континентах планеты археологи находят древние примитивные рисунки на камнях, костях или дереве, созданные первобытными людьми. Так они изображали местность, в которой им приходилось жить, охотиться и защищаться от врагов.

Современные условные знаки на картах по географии отображают все самые важные элементы местности: формы рельефа, реки и озера, поля и леса, населенные пункты, пути сообщения, границы стран и т. д. Чем крупнее масштаб изображения - тем больше объектов можно нанести на карту. Например, на подробном плане местности, как правило, отмечены все колодцы и источники питьевой воды. В то же время на карте области или страны отмечать такие объекты будет глупо и нецелесообразно.

Немного истории или как изменялись условные знаки географических карт

География - это наука, которая необычайно тесно связана с историей. Углубимся в нее и мы, чтобы узнать, как выглядели картографические изображения много веков назад.

Так, для старинных средневековых карт была характерна художественная передача местности с широким использованием рисунков в качестве условных знаков. География на то время только начинала развиваться как научная дисциплина, поэтому при составлении картографических изображений часто искажался масштаб и очертания (границы) площадных объектов.

С другой стороны, все рисунки на старых чертежах и портуланах были индивидуальны и целиком понятны. А вот в наши дни приходится подключать память, чтобы усвоить, что означают те или иные условные знаки на картах по географии.

Примерно со второй половины XVIII века в европейской картографии наметилась тенденция к постепенному переходу от индивидуальных перспективных рисунков к более конкретным плановым условным обозначениям. Параллельно с этим возникла потребность в более точном отображении расстояний и площадей на географических картах.

География: и топографических карт

Топографические карты и планы местности отличаются довольно крупными масштабами (от 1:100000 и более). Именно они чаще всего используются в промышленности, сельском хозяйстве, геологоразведке, градостроительстве и туризме. Соответственно, местность на таких картах должна отображаться максимально подробно и детально.

Для этого была разработана особая система графических условных знаков. В географии ее также часто называют «легендой карты». Для удобства чтения и легкости запоминания многие из этих знаков напоминают реальный внешний вид изображаемых ими объектов местности (сверху или же сбоку). Данная система картографических обозначений стандартизирована и обязательна для всех предприятий, которые занимаются выпуском крупномасштабных топографических карт.

Тема «Условные знаки» изучается в школьном курсе географии в 6 классе. Чтобы проверить уровень усвоения данной темы, ученикам часто предлагается написать небольшой топографический рассказ. Каждый из вас наверняка писал подобное «сочинение» в школе. Предложения с условными знаками по географии выглядят примерно так, как на фото ниже:

Все условные обозначения в картографии принято делить на четыре группы:

  • масштабные (площадные или контурные);
  • внемасштабные;
  • линейные;
  • пояснительные.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп знаков.

Масштабные знаки и их примеры

В картографии масштабными называют те знаки, которые применяются для заполнения каких-либо площадных объектов. Это может быть поле, лес или же фруктовый сад. С помощью этих условных знаков по карте можно определить не только тип и местоположение конкретного объекта, но и его реальные размеры.

Границы площадных объектов на топографических картах и планах местности могут изображаться в виде сплошных линий (черных, голубых, коричневых или розовых), точечных или простых пунктиров. Примеры масштабных картографических знаков представлены ниже на рисунке:

Внемасштабные знаки

Если объект местности невозможно изобразить в реальном масштабе плана или карты, то в таком случае используют внемасштабные условные знаки. Речь идет о чересчур мелких может быть, к примеру, ветряная мельница, скульптурный памятник, скала-останец, источник или колодец.

Точное расположение такого объекта на местности определяется по главной точке условного обозначения. У симметричных знаков эта точка расположена в центре фигуры, у знаков с широким основанием - в середине основания, а у знаков, имеющих в своей основе прямой угол - в вершине такого угла.

Стоит отметить, что объекты, выраженные на картах внемасштабными условными знаками, служат превосходными ориентирами на местности. Примеры внемасштабных картографических знаков представлены на рисунке ниже:

Линейные знаки

Иногда в отдельную группу выделяют и так называемые линейные картографические знаки. Нетрудно догадаться, что с их помощью на планах и картах обозначают линейно протяженные объекты - автомобильные дороги, границы административных единиц, железные дороги, броды и т. п. Интересная особенность линейных обозначений: их длина всегда соответствует масштабу карты, но ширина существенно преувеличена.

Примеры линейных картографических знаков представлены на рисунке ниже.

Пояснительные знаки

Пожалуй, самой информативной является группа пояснительных условных знаков. С их помощью указывают дополнительные характеристик изображаемых объектов местности. К примеру, синяя стрелка в русле реки указывает направление ее течения, а количество поперечных штрихов на обозначении железной дороги соответствует числу путей.

На картах и планах, как правило, подписываются названия городов, поселков, сел, горных вершин, рек и прочих географических объектов. Пояснительные условные знаки могут быть числовыми или же буквенными. Буквенные обозначения чаще всего подаются в сокращенном виде (например, паромная переправа обозначается в виде сокращения «пар.»).

Условные обозначения контурных и тематических карт

Контурная карта - это особая разновидность географических карт, предназначенная для учебных целей. Она содержит в себе лишь координатную сетку и некоторые элементы географической основы.

Набор условных знаков контурных карт по географии не очень широк. Само название этих карт довольно красноречиво: для их составления используются лишь контурные обозначения границ определенных объектов - стран, регионов и областей. Иногда на них также наносятся реки и крупные города (в виде точек). По большому счету, контурная карта - это «немая» карта, которая как раз и предназначена для заполнения ее поверхности определенными условными знаками.

Тематические карты чаще всего встречаются в атласах по географии. Условные знаки таких карт чрезвычайно разнообразны. Они могут быть изображены в виде цветового фона, ареалов или так называемых изолиний. Нередко используются диаграммы и картограммы. В целом для каждого вида тематических карт существует свой набор специфических условных обозначений.

1. Любишь ли ты путешествия (воображаемые или реальные)? Если да, то почему? Напиши.

Да, я люблю путешествия потому, что путешествуя можно узнать много нового и интересного. Можно увидеть новые места и людей, узнать их вкусы и традиции, попробовать новою еду, посмотреть на неведомые ранее виды природы, городов и селений.

2. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

География - это одна из наук о Земле, в переводе с греческого языка название науки обозначает «землеописание».

3. Выполните задания для работы в парах.

1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты.

2) Подпишите условные знаки географических карт.

Попросите других ребят проверить вашу работу.

4. Выполни задание учебника (с. 27) и сделай записи в тетради на с. 15-16.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Общие сведения о горе Аконкагуа
  2. Название горы Аконкагуа
  3. Покорение горы Аконкагуа

Важная информация для сообщения:

Гора Аконкагуа - вторая по высоте гора мира

Самая высокая вершина Анд, а и вообще вторая из наивысших вершин на нашей планете находится в Южной Америке в стране Аргентина. Называется эта гора Аконкагуа, а высота её составляет 6 9602,8 метров над уровнем моря.

Название горы Аконкагуа происходит от одного из языков местных племён индейцев, но исследователи не могут определиться от какого именно. Возможно оно пришло из языка племени кучуа и обозначает «Каменный страж» или «Белый страж», возможно - из языка племени аймара и обозначает «Снежная гора». В любом случае европейским переселенцам было сложно произносить название Аконкагуа и у горы появилось ещё одно название «Колосс Америки».

Покорение горы Аконкагуа долгое время не давалось даже самым талантливым альпинистам. Только в 1897 году достигнуть вершины Колосса Америки удалось швейцарскому альпинисту Маттиасу Цурбриггену. Пять раз группа опытных альпинистов под руководством Маттиаса пыталась покорить Аконкагуа, но гора не поддавалась. В результате, на шестой попытке, когда в нескольких сотнях метров группа опять отступила, отважный швейцарец решил идти дальше в одиночку и смог добиться своей цели.


Источник (источники) информации: интернет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №44

Номинация: Сценарий урока

ул. Петра Томилова дом 11 кв. 95

телефон 83513972340

УМК Гармония

Поглазова мир.

Учебник-тетрадь для 4 класса в 4 частях.

Смоленск. Ассоциация 21 век. 2006.

Окружающий мир 4 класс

Тема: Географические карты. Условные знаки карт.

Задачи:

1. Сформировать представление о физической карте;

2. Показать отличие карты от плана;

3. Учить пользоваться условными знаками и показывать географические объекты;

4. Познакомить с физической картой Челябинской области.

5. Воспитывать интерес к профессии картографа, любовь к родному краю, интерес к исследованию родного края.

Оборудование : физическая карта России, карта Челябинской области в масштабе 1:500000, план местности демонстративный; индивидуальные атласы Челябинской области; карточки с заданиями и доски для индивидуальной работы, карточки для групповой работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

3. Фенологическая минутка

В учебнике - тетради заполняют график погоды. 1 ученик рассказывает.

4. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание.

Индивидуальное задание: по карточкам. (Приложение 1)

– Начерти план местности. (Выполняют задания на индивидуальных досках )

Устный опрос ранее изученного материала.

Рассмотрите на доске план местности. Найдите масштаб, прочитайте его.

Назовите предметы, изображённые на плане южнее, восточнее и западнее села.

В каких направлениях течёт река?

Какие деревья растут в лесу в северной части плана?

В каком направлении от села находятся сады?

Чем занята территория к югу от города?

В какой части плана находятся болотные участки?

Проверка индивидуальной работы.

Ученик читает задание по карточке и показывает на плане.

5. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку:

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.

(Географическая карта)

Сегодня на уроке познакомимся с географической картой.

6. Актуализация знаний.

Что изображают на планах местности?

В городах – парки, площади, сады, улицы; реки, мосты, деревья.

В каком масштабе составляют план местности?

Крупный: в 1см – 50м(100м).

7. Ознакомление с новым материалом.

А) Чем карта отличается от плана?

Как же изобразить большие пространства земной поверхности на листе бумаги?

Чем же отличается карта от плана? Прочитайте об этом в учебнике на с. 26

Читают в учебнике статью «Что такое карта?»

Расскажите, чем карта отличается от плана местности.

Что можно узнать по географической карте?

А что же означает слово «география»?

Ответы с опорой на текст учебника.

Б) Что и как изображают на картах?

Рассмотрите карту нашей страны.

Какие условные обозначения вы можете назвать, которые используются на карте?

Высказывают предположения.

Подтвердите свои предположения словами из текста и покажите на карте.

Выборочное чтение текста. Показ на карте объектов изучения (водоёмы , горы, равнины, города).

Как обозначена государственная граница России? Учитель показывает границы нашей страны.

Покажите столицу страны.

Как показана высота и глубина природных объектов?

Различные оттенки красок.

Как на карте показаны длина и ширина природных объектов?

Масштабом.

Найдите на карте линии, по которым ориентируются. Параллели и меридианы.

Какие крупные реки протекают по территории нашей страны? Найдите крупные озёра. Как они называются? Волга, Обь, Енисей, Байкал.

На западе нашей страны преобладает зелёный и жёлтый цвет. Что это значит?

Что обозначает коричневый цвет? В какой части страны он преобладает?

Найдите на карте Уральские горы.

Как называется наш край? Южный Урал

Найдите на карте России город Челябинск.

В) Знакомство с картой Челябинской области.

Показ карты Челябинской области.

Рассмотрите рельеф Челябинской области.

Что вы можете о нём рассказать? Рассматривают карту демонстративную и в Атласах Челябинской области (с.4)

Работа в группах (Приложение 2).

1 группа. Найти и рассказать, какие крупные озёра есть на территории области.

2 группа. Рассказать о реках области (самые крупные).

3 группа. Рассказать о горах области (найти и прочитать названия горных хребтов, показать их на карте).

4 группа. Рассказать о равнинах области (прочитать название равнины, по которой тянется территория области).

5 группа. Рассказать о городах области (обл. центр, наш город, самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный)

Ответы групп. От каждой группы у доски отвечают 2 ученика: один зачитывает названия объектов по карточке, второй – показывает объекты на карте.

8. Итог урока.

Чем карта отличается от плана?

Как можно определить стороны горизонта на карте?

Покажите на карте наш город. В каком направлении он находится по отношению к Челябинску?

9. Домашнее задание.

Хочется отправиться путешествовать по родному краю? Для этого нужно знать ещё одну заповедь путешественника. Прочитайте её в учебнике на с.27.

Познавай свой край .

Это и будет домашним заданием. А путешествие мы совершим виртуальное благодаря ребятам, которые приготовят творческое задание:

Подобрать материал о достопримечательностях нашего края.

География — это одна из самых древних наук. Увидеть мир глазами географа — значит собрать безграничные знания о Земле, ее обитателях, населении, ресурсах. В данной статье мы расскажем о самых важных аспектах науки географии и поможем отлично подготовиться к уроку в 4 классе.

Эволюция географии

География, в переводе с греческого, означает описание Земли (гео – земля, графия – описание). На протяжении многих веков у науки было два задания – рассказать о тех землях, которые были уже известны или открыть те, которые были недоступны. Сейчас, когда мы знаем, где что находится и как туда добраться, перед географами возникают другие задания. Ответить на вопросы “почему?

” и “как?” происходит то или иное явление.

Современная география — это сложный комплекс, состоящий из множества наук, охватывающих знания о естественных и экономических закономерностях, происходящих на Земле.

Инструменты географа

Самые замечательные инструменты, которые были придуманы для описания мира – это глобус и карта.

Первая в мире карта была создана древнегреческим ученым Анаксимандром 2,5 тысячи лет тому назад. Она была круглой, а в центре изображалась Греция, окруженная другими известными на то время землями. Всю сушу омывал океан.

Рис. 1. Одна из первых карт

Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он имеет два полюса – Северный и Южный, между которыми проходит ось. Естественно, у планеты эти точки воображаемые, но благодаря глобусу, мы видим под каким наклоном Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

По всей поверхности глобуса проходят вертикальные и горизонтальные круговые линии. Это меридианы и параллели.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Меридианы – условные линии, проводимые от Северного географического полюса к Южному. Они имеют разное значение. Отсчет начинается с нулевого, который проходит через старейшую обсерваторию Гринвич в Великобритании и делит полушарие на Западное и Восточное.

Рис. 2. Глобус

Экватор – это условная линия, проходящая по центру Земли и делящая ее на Северное и Южное полушарие. Параллельно экватору изображаются параллели. Приближаясь к полюсам, они уменьшаются в длине, пока не превратятся в точку.

Меридианы и параллели образуют градусную сетку, с помощью которой можно найти любой объект на карте или глобусе.

Виды карт

Карта – это проекция, схематическое изображение объектов Земли. Есть множество видов карт. Самые распространенные:

  • физическая карта;
  • политическая карта;
  • климатическая карта;
  • карта природных зон;
  • демографическая карта;
  • карта природных ресурсов;
  • И т.д.

Рис. 3. Физическая карта мира

Карты могут отображать Землю в целом, отдельные континенты, страны, регионы и области. Поэтому, самое важное – это масштаб.

Масштаб – это отношение определенного расстояния на карте к реальной длине. Например, один сантиметр на карте соответствует 200 км. на местности. В таком случае под картой будет находится подпись: 1:200 000 000 (в одном сантиметре – 200 тысяч километров).



Похожие статьи
 
Категории