В БДТ пришли «Три толстяка»: худрук Андрей Могучий представил новую постановку. "три толстяка" андрея могучего

14.06.2019

Андрей Могучий внезапно назначил первый спектакль "Трех толстяков" (не считая студенческого предпремьерного показа) на 26 число - подложив большую свинью александрийцу Фокину, у которого на этот день задолго до была запланирована премьера "Швейка".
Тема спектакля, взятая из замечательной книги Юрия Олеши, надо сказать, самая могучая. Потому что постоянная склонность режиссера к буффонаде, абсурдизму, цирковому искусству, детскому сознанию - вроде ОБЭРИУ - давно известна. И действительно, спектакль (т.е. первый эпизод; в дальнейшем нас ждет театральный сериал, на который я для себя еще не решил, пойду - не пойду, ибо сиквел почти всегда получается хуже первоначальной версии) вышел интересным.
Входя в зал, в первую очередь видишь канат, натянутый над залом из левой ложи дирекции до середины второго яруса. Понятно, по нему должен пройти Тибул. Потом видишь какую-то ахинею на сцене: столы, заваленные хламом, - то ли следы беспорядочной жрачки толстяков, то ли космические химикаты из будущего. С началом спектакля выясняется, что это запущенный кабинет Гаспара Арнери. Все, что связано с доктором Гаспаром, сильно тягомотно и напоминает спектакль "Не Гамлет", поставленный Могучим в "Приюте комедианта" по пьесе Владимира Сорокина. Точно, как там, звучит длинная лекция, наполненная глупостями, и сразу хочется уйти - но делать этого не надо, потому что доктор начнет ползать по стене, как насекомое, а потом прямо в его ученый кабинет ворвутся повстанцы, правительственные войска сломают стены пушкой (которая с одной стороны пушка, а с другой - полевая кухня), прямо на сцене солдаты начнут расстреливать восставший народ, а герои сопротивления взрывать себя вместе с солдатами. Но все это не всерьез: потом все убитые встанут, затанцуют и промаршируют восвояси, ибо за нами, землянами, наблюдает инопланетный разум - куда более развитый, чем наш, - и от Олеши прочертится прямая линия к "Трудно быть богом", а чтобы всем в зале было понятно, оформлено это в стилистике "Звездных войн". Но стилистика "Звездных войн" сразу сломана гламуром и красотойспасетмир: инопланетный разум, оказывается, представлен тремя розовыми дамами и стайкой молодых девушек. Девушки тупые, а дамы мудрые. Девушки - что-то вроде античного хора: поют про то, что видят, а дамы направляют ход истории. Все понятно? Но очень ярко и очень эффектно.
Вторая часть спектакля посвящена цирку дядюшки Августо, там все прикольно и по-цирковому. Номера, которые показывают на сцене, выдержаны в духе Хармса - их не показывают, о них рассказывает Августо-конферансье, но когда появится Суок - "девочка с красными волосами" (революционная Мальвина, надо полагать), - она взмоет над куполом на какой-то революционной трапеции и будет размахивать красными флагами, напоминая о девушках-гимнастках, строивших пирамиды из молодых революционных тел на концертах двадцатых годов. Прямо в цирк заявится государственная власть: первый чиновник (типа премьер-министр, но с длинной косой - сплошной феминизм можно усмотреть в спектакле Могучего), министр войны, весь обвешанный медалями (намек на перестроечную сказку Леонида Филатова: "Весь обвешанный, как елка, На спине - и то их шесть!") и министр развлечений (намек на министра Мединского можно усмотреть в спектакле Могучего). Разумеется, всех циркачей расстреляют, останутся в живых только Гаспар Арнери и Суок. А главный революционер Тибул, размахивающий чем-то вроде ППШ, настолько глуп и прямолинеен, что умеет только ходить по канату (намек на тупость всех и всяческих революций можно усмотреть в спектакле Могучего). И то не очень - на этом канате его и подстрелят, хотя я лично не уверен, что он не оживет (вместе с остальными циркачами во второй или хотя бы третьей части спектакля). На закуску: дверные завесы циркового шатра сделаны из каких-то лозунгов в честь годовщин Октября, костюм Суок сшит из какого-то бархатного знамени вроде официальных знамен советских организаций и на нем четко выделяется серп и молот, а шапочки "Мотыльков знаний" - это дурочки из будущего - с одной стороны, дамские шапочки а ля двадцатые годы, с другой стороны, советские милицейские шлемы со звездой. На эту звезду они показывают, рассказывая о событиях на Площади Звезды и вызывая здоровый смех в зале (хотя Площадь Звезды в романе Олеши - это, конечно, парижская Etoile).
В общем, как всегда в спектаклях Могучего, это безумие, но безумие талантливое. Могучий не способен генерировать философских смыслов, тем более не способен рефлектировать по поводу революционных ценностей и вообще по поводу чего бы то ни было (прикольно, что роман Олеши - это как раз интеллигентская рефлексия по поводу революции и революционного мифа, потому роман и стал так популярен в период оттепели - когда по нему сняли фильм с молодым Баталовым в главной роли). Зато у него есть детская непосредственность (вот так он сегодня читает роман), которая, впрочем, имеет и оборотную сторону - детскую пошлость. В этом опусе Могучего пошлости минимум, а яркой театральности хоть отбавляй, так что смотреть интересно.
Ну и, конечно, нет ничего более разного, чем Могучий и традиции БДТ (об этом уже написано немало, вряд ли имеет смысл развивать этот тезис). Кроме того, старой и молодой труппе БДТ приходится ломать себя, потому что театр Могучего - это совсем не театр актера. Актер для этого экспрессионистского театра значит еще меньше, чем для театра Льва Додина. Не знаю, интересно ли народным артисткам РФ Марине Игнатовой и Елене Поповой играть "розовых дам" - они многое успели сыграть и во временa позднего Товстоногова и во времена Чхеидзе. Но почти уверен, что глупые "мотыльки" из будущего - это совсем не то, чего могла бы достичь на театральной сцене Полина Толстун, получившая широкую известность благодаря "Дядюшкиному сну" Темура Чхеидзе. Нового "Дядюшкиного сна", не говоря о дивной "Аркадии" конца 1990-х, Андрей Могучий не поставит, факт.
Но театр на Фонтанке, похоже, развивается каким-то своим, новым путем. И Андрею Могучему, когда он закончит с "Толстяками", можно посоветовать присмотреться к немецким экспрессионистам двадцатых - начиная с Эрнста Толлера. Это будут тексты, очень близкие ему по духу, и совершенно неизвестные в современных театральных кругах. Пи-ар-взрыв гарантирован.

Спектакль Три толстяка - это знаменитая история борьбы за свободу. Сказочная страна оказалась во власти злобных и недалёких толстяков, установивших в ней весьма странные порядки. Но кто же сможет противостоять всему этому? И добьются ли решившие победить ненавистных правителей бродячие артисты желаемого результата?

Легко понять, что основой для этой постановки послужила культовая повесть советского писателя Юрия Олеши. Это произведение обладает ярким и заметно похожим на сказку сюжетом. Оно богато интересными поворотами событий и тонкой иронией над всем тем, что знакомо почти каждому из нас. Автор в своей работе весьма талантливо высмеивает известные всем пороки общества. А его герои - удивительно живые и очень похожи на нас с вами. Всё это и сделало историю знаменитой ещё при жизни её создателя. Она с течением времени получила и международное признание. Детская сказочная повесть переведена на многие языки мира. Она многократно подвергалась экранизации и инсценировке. Но и в наши дни число желающих заказать билеты на спектакль Три толстяка весьма велико. И это несложно объяснить. Ведь рассказанная именитым литератором увлекательная история вполне может быть актуальной и понятной и в наши дни. Ведь основной её сутью являются не революционные идеи, которые в своё время прославили её, и важность любви и дружбы.

Данный спектакль окажется премьерным в этом театральном сезоне. Он создан прекрасной актёрской труппой. При этом авторам этой постановки удалось не просто подобрать удачный состав исполнителей, но и сделать историю более современной.

Премьера в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Причем премьера долгожданная безо всякого преувеличения, ведь запланирована она была еще на прошлый год, к столетию революции.

Это спектакль художественного руководителя театра Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод первый. Восстание». В названии сразу угадывается первоисточник — знаменитая сказка Юрия Олеши, но еще более отчетливо звучат фантастические нотки, на манер какого-нибудь Sci-Fi блокбастера. И не зря — у спектакля будет и второй эпизод, но уже в феврале. Новый спектакль одним из первых на генеральном прогоне увидел Павел Богданов

Много лет назад в ходе научного эксперимента был открыт порт в другое измерение, на Землю проник сгусток темной космической энергии Т-3, превративший жизнь людей в хаос, полный бессмысленного зла.

Вот так выглядит официальное описание спектакля, репетиции которого шли в обстановке строжайшей секретности. Писались и переписывались сцены, до последнего момента была неясна даже структура постановки. Сейчас это два самостоятельных спектакля. Но может быть и три, и четыре.

И по их названию «Эпизод первый. Восстание» и «Эпизод второй. Железное сердце» уже ясно: эта версия Андрея Могучего вызовет серьезные споры. Даже то, как придумывался спектакль, ломает сложившиеся стереотипы.

Сейчас в это трудно поверить, но когда-то «Три толстяка» были восприняты критикой без особого восторга. Юрия Олешу обвиняли в том, что он создал не мир человеческих чувств, а мир вещей, что через его произведения человека не разглядеть.

Может быть, сами того не желая, создатели новой версии «Трех толстяков» подтверждают этот тезис своей сценографией. В мире, где нагромождено столько предметов, где человек выглядит лилипутом, лица и характеры стерты. Но марионетками в руках опытных кукловодов согласны быть не все.

Многим очевидно: нужно что-то делать. А вот что, никто не знает. Ведь границ добра и зла больше не существует. А расстояние от бесстрашие до безответственности гораздо меньше, чем можно себе представить. Как у канатоходца Тибула, который зовет людей на баррикады с автоматом руках, просто не задумываясь о том, что кровь обязательно прольется.

Спектакль для юношества. Так, Андрей Могучий сам характеризует свою работу. А потому энергия бурлеска, которая буквально переливается через край, здесь не выглядит позерским излишеством. Напротив, вполне органична в том коктейле из сказки, антиутопии и буффонады, который мы видим на сцене. Наверное, это идеальная формула комикса, где главный герой, использует неограниченные силы и добьется победы. Есть только одна проблема: где взять эти возможности в реальности?

В основе спектакля инсценировка известного и любимого романа Юрия Олеши «Три толстяка», написанная автором для МХАТа в 1930-м году. Роман имеет множество удачных сценических воплощений, а его экранизация стала любимой уже для нескольких поколений зрителей.Выбор литературной основы для нового спектакля не случаен. На сцене «Сферы» всегда только произведения наивысшей литературной пробы, открытое круговое пространство без разделения на сцену и зал, внешнее сходство сцены театра с цирковой ареной позволят создать атмосферу балаганчика бродячих артистов, в котором развернется действие спектакля. Акробатические трюки, вокал, пластика и игра в исполнении молодых артистов и опытных мастеров сцены станут прекрасным подарком для любителей театра любых возрастов. Спектакль «Три толстяка» в лучших традициях театра вовлечет в сферу общения и взрослых, и детей. Дети откроют для себя творчество Юрия Олеши, взрослые смогут по-новому взглянуть на знакомую историю.



Похожие статьи
 
Категории