ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока литературы в 5 классе
Печерской Людмилы Владимировны,
учителя русского языка и литературы МАОУ СШ №51 г. Липецка
Тема урока: СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Цель урока: помочь учащимся выявить смысл названия произведения великого писателя, тем самым приблизиться к замыслу автора, понять мысли, которые он хотел донести до читателей.
Задачи урока
обучающие: работать над навыками (УУД) различных видов чтения: изучающим, просмотровым, помогающими понять содержание прочитанного, извлечь нужную информацию и изложить ее подробно, сжато или выборочно; развивать навыки анализа художественного текста;
развивающие: развивать внимание, коммуникативные навыки, позволяющими не только формулировать и излагать свое мнение, но и слушать и слышать других, работать над навыками выразительного чтения;
воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению, интереса к творчеству М.М.Пришвина, любви к родной природе и уважения к людям.
Тип урока: урок обобщения знаний по произведению.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока
Используемые ЭОР
Содержание урока (деятельность учителя)
Деятельность учеников
Время
1. Формулирование темы и цели урока
Интерактивная доска
презентация
слайд 1
слайд 2
слайд 3
слайд 4
Вступительное слово учителя.
Мы прочли удивительное произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и, заканчивая изучение сказки-были, должны понять, какие же мудрые мысли хотел донести до своих читателей автор.
Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?
( Предполагаемый ответ) Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ее плодами, она дает на тепло и защиту. Солнце, и воздух, деревья и травы, животные и птицы – неотъемлемая часть человеческого существования. Но природа без человека обойтись может, а человек без природы нет. Без окружающего мира человек обречен. Его ждет неминуемая гибель, как физическая, так и духовная.
О чем же тогда сказка-быль: о природе или о людях?
Какова, во-вашему, тема нашего урока?
(после того, как тема названа, открыть слайд 3)
Какая цель стоит перед нами?
Дети пытаются формулировать тему и цель урока, после чего делают записи в тетрадь.
5-7 мин.
2. Анализ произведения,
работа с текстом.
слайд 5
слайд 6
слайды 7-10
слайд 11
слайд 12
слайд 13-15
слайд 16
слайд 17
слайд 18
Начинаю со словарной работы – определения значения слова «кладовая»
Какое значение слова использовал автор?
Употребляется ли это словосочетание в тексте?
Значит, произведение посвящено богатства Блудова болота?
( Произведение о природе, в которой есть и болото, и лес, куда пришли Настя и Митраша ).
Как еще называет природу Пришвин?
Великий храм природы
Что же Настя и Митраша, а вместе с ними и читатели, увидели в этом храме? Перескажите близко к тексту отрывки – описание глухаря, лося, ягод (это было домашним заданием по выбору)
Почему внимательно наблюдают за происходящим в природе?
(Дети очарованы и чувствуют робость перед величием и красотой природы)
Почему природа – храм?
(После предполагаемых ответов читаем на слайде)
Что является божеством в этом храме? (солнце)
Прошу ребят объяснить, почему Пришвин называет солнце божеством и доказать свои мысли цитатами.
Найдите текстовые фрагменты 1 ряд – о Блудовом болоте, 2 ряд – о пне, приютившем насекомых и змею, 3 ряд – о заходе солнца («Последний порыв был, когда солнце погрузило…»)
Какие изобразительные средства языка использует автор, чтобы передать красоту природы?
Можно ли сказать, что природа живет в гармонии?
Что, по-вашему, нарушает эту гармонию?
(описание ели и сосны)
(Взаимоотношения людей. Люди тоже могут ссориться, соперничать, даже ненавидеть друг друга)
Предлагаю прочесть высказывание Пришвина на слайде.
Как вы понимаете это высказывание?
Значит, и в человеке есть гармония и красота. И, как в природе, в человеке срыты богатства.
Какими богатствами наделены герои повести: Настя и Митраша, лесник Антипыч, соседи ребят, сам автор-рассказчик?
(Душевной добротой, отзывчивостью, любовью к родной природе, родной стране. Только эти богатства не сразу проявляются, они накапливаются в человеке, который не для себя живет, а стремится помочь другим, стремиться постичь красоту родной природы).
Читают определение, дают свое объяснение авторского выбора.
Выборочное чтение (отрывок о Блудовом болоте)
Подробно излагают отрывки, опираясь на иллюстрации – слайды 7-10, поправляют и дополняют ответы одноклассников.
Высказывают и обосновывают свое мнение.
Выразительное чтение отрывков, сопровождаемое показом слайдов.
Находят изобразительные средства, с помощью которых автор создает удивительные картины.
Выразительное чтение отрывка.
Дети сравнивают «ссору» деревьев с ссорой Насти и Митраши.
Учащиеся высказывают свои мнения.
28-30 мин.
3. Итог урока
слайд 19
слайд 20
Постарайтесь ответить на вопрос: только ли Блудово болото является «кладовой солнца»? В чем, по-вашему, заключается смысл названия сказки-были?
Обратимся к слайду.
Мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является любовь, доброта, душевная красота и щедрость.
М.М.Пришвин – удивительный писатель, который открыл для нас мир природы и показал, как тесно связаны мы с этим миром.
Читаю слова писателя на слайде.
Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя его.
Запись в тетрадь смысла названия произведения.
5 мин.
4. Домашнее
Задание
Предлагаю подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина. Самостоятельно прочесть «Времена года» и подготовить близкий к тексту пересказ одной из зарисовок, нарисовать иллюстрацию.
2 мин.
5.Выставление оценок за урок.
Предлагаю учащимся самим оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей, поправляю и определяю оценку, если ученик завысил или занизил ее.
Учащиеся оценивают свои ответы на уроки по следующим критериям:
полнота и точность ответа, убедительность аргументов, грамотность и выразительность речи.
3 мин.
- Новое!
М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Идеальными для литературы того времени были произведения, полные высокого...
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек...
«Кладовая солнца» М. М. Пришвина - не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова...
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет...
Мордовский республиканский институт образования Кафедра гуманитарного образования
- Курсовой проект
- Сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвин «Смысл названия сказки-были.»
- Выполнила:
- учитель русского языка и литературы
- Грачёва Светлана Геннадьевна
- МБОУ « Поселковская средняя школа №1»
- Атяшевского муниципального района
- Республики Мордовия
- Саранск 2015 год
- выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;
- на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе и всему живому.
- выявить авторское отношение к природе
- Что в произведении можно считать былью?
- О чём говорит автор с убеждённостью очевидца?
- должны находить полезную информацию;
- должны научиться анализировать прозаическое произведение;
- должны научиться делать выводы
- а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по-другому?
- Где и когда происходит действие?
- Что уже в начале произведения напоминает сказку,а что –быль?
- Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
- Какими вы видите главных героев сказки-были?
- «Страницы произведений М. Пришвина, певца природы, рассказывают о …»
- «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
- М.М. Пришвин
- «Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку , оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню ».
- СУХАЯ РЕЧКА
- ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
- СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
- БЛУДОВО БОЛОТО
- ВЫСОКАЯ ГРИВА
- ЗВОНКАЯ БОРИНА
- 1. Болото было небезопасное для людей.
- 2. Здесь есть погибельные места, которые затянули многих жителей и животных.
- 3. В Блудовом болоте можно заблудиться.
- В толковом словаре С.И.Ожегова:
- «Сбиться с пути, потерять дорогу»
- Сбился с пути
- Потеряла дорогу и незаметно сошла с пути
- В толковом словаре
- живого великорусского языка В.И. Даля:
- «Топкое место в болоте,
- всё равно что прорубь на льду»
- Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?
- 1. Лишенный зрения, способностей видеть, незрячий, плохо видящий.
- 2. Неотчетливый, плохо различаемый.
- 3. Безрассудный, действующий или совершающий без разумного основания.
- ТОПОНИМ – собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, озера…)
- ТОПОНИМИКА – раздел языкознания, изучающий топонимы
- «Для всего что существует на свете в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»
- К.Г. Паустовский
- Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена
- СУХАЯ РЕЧКА
- ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
- СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
- БЛУДОВО БОЛОТО
- ВЫСОКАЯ ГРИВА
- ЗВОНКАЯ БОРИНА
- 1. Составьте карту топонимов своего села.
- 2. Сфотографируйте географические объекты своего села.
- «Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее –
- от человека». М. Пришвин
- 1. Чижова Г.И. Пришвинское “родственное внимание” к природе на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2000. – № 2.
- 2. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ. – СПб., 1999.
- 3. Шевченко А.И. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в VI классе // Литература в школе. – 2002. – № 4.
- 4. Школьный атлас – определитель птиц. – М., 1988.
- 5. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
- 6. Пришвин М.М. Календарь природы // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 3.
- 7. Пришвин М.М. Кладовая солнца // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 5.
- 8. Пришвин М.М. Корабельная чаща // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 6.
- Иллюстрации из ресурсов Интернет