Анализ эпизода «Буран в степи»
из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
МБОУ «СОШ №1» им. Максимова Н.М., учитель русского языка и литературы.
Абдиева Сания Анваровна
Что там зачернелось среди мутного кручения метели?
Основа повести – это «живые картины» взаимоотношений личностей на фоне «исторической метели». Но мы будем говорить о метели как о природном явлении.
Прочитайте описание . Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот эпизод?
Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»…
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением». «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
Если попытаться дать характеристику манеры повествования в «Капитанской дочке», то надо сказать: ясность, простота, лаконизм – это самые существенные черты стиля исторического романа Пушкина. И при этой установке на простоту и ясность повествование остается высоко поэтическим. Скупыми средствами писатель умеет создать запоминающиеся образы людей, зрительно ощутимые картины природы, живые эпизоды действительности.
В языке повествования лаконизм и простота проявляются в обычной, нормальной конструкции фразы. Существительные - подлежащие и глаголы - сказуемые сопровождаются минимальным числом совершенно необходимых второстепенных членов предложения, встречаются сложные предложения, но они никогда не превращаются в распространенный период.
Краток и пейзаж. При этом он всегда включен в повествование, является элементом сюжета, развития действия.
Главное в этом описании – действие, динамика. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. А.С. Пушкин использует очень скромные эпитеты , всего два контрастных цвета – темное небо – снежное море (ранее – белая туча).
Метафор всего две: ветер завыл – воет зверь; снежное море – бесконечность снежной массы, похожей на морскую стихию. Пушкин – мастер пейзажа. Но пейзаж у него статичный, застывший, а меняющийся, движущийся, как в жизни. Описание бурана имеет в повести несколько значений:
а) композиционное – благодаря бурану герои (Пугачев и Гринев) не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу;
б) аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, разгул мятежа, представлявшего, как и буран, угрозу для жизни героя;
в) реалистическое – в степях бураны случаются и сейчас. Таким образом, описание это придает рассказу достоверность происшедшего на самом деле.
Убедимся в этом, обратившись к эпизоду «Буран в степи».
Выразительное чтение отрывка.
Обучающая беседа с элементами анализа:
Какое впечатление производит на нас картина степи в начале отрывка, какой мы ее представляем?
Огромная безмолвная равнина, кое-где холмы и овраги, все покрыто снегом; вечер, одинокая повозка.
Картина производит унылое, грустное впечатление («простирались печальные равнины»), потому что не видно людей, ничего живого, только белый снег кругом.
Почему путников застал буран в степи? Что советовал ямщик?
Ямщик – местный человек, хорошо знает приметы приближающейся снежной бури, знает, как опасно остаться во время бурана в открытой степи. Он обращается к Гриневу почтительно, снимает перед ним шапку, спрашивает о его приказаниях, потому что Гринев – дворянин, барин.
Почему Гринев не согласился с ямщиком и Савельичем, приказал ехать дальше, хотя и слышал о несчастьях при буранах?
Гринев слишком молод, неопытен, привык считаться только с собой, поступает легкомысленно («ветер показался… несилен»).
В какой последовательности описывает Пушкин то, что происходит в природе при буране?
Последовательность временная. Сначала говорится о том, что происходит при его начале, и затем о том, что видели путники, когда буря была в разгаре. Рассказано про небо, ветер, снег в разные моменты: перед бурей, в начале ее и когда она разыгралась.
Проследим, как изменяются облако, небо, ветер, снег. Свои наблюдения отразим в плане.
«Кругом простирались печальные пустыни».
Перед бураном:
а) белое облако,
б) ясное небо,
в) небольшой ветер.
3. Буран начинается:
а) ветер стал сильнее,
б) белая туча облегала небо,
в) пошел мелкий снег, потом повалил хлопьями.
4. Буран разыгрался:
а) ветер завыл,
б) метель, снежное море,
в) «все было мрак и вихрь».
Почему мы можем так ярко и детально представить картину бури?
Пушкин описал все, что происходит в природе от самого начала бури до ее конца. Он показал, что все в природе в движении. В изменении: от ясного неба до мрака, от тишины до свирепого ветра, от мелкого легкого снега до снежного моря.
Использование слов какой части речи позволяет передать все эти изменения?
Находим в тексте и выписываем глаголы, передающие состояние и изменения ветра, снега, тучи, неба.
Туча – облачко обратилось в белую тучу, поднималась, росла, облегала все небо.
Небо – ясное небо, темное небо, смешалось со снежным морем.
Снег – пошел, повалил, засыпал, валил.
Ветер – слегка подымается, сметает порошу, становился сильнее, завыл, выл с такой свирепой выразительностью.
Благодаря тщательному подбору слов, их выразительности Пушкин заставляет нас видеть эти постепенные изменения в природе, присутствовать вместе с путниками при наступлении бури, испытывать вместе с ними страх перед ее последствиями.
Обратим внимание на речь героев, особенно на речь ямщика. Можем ли мы догадаться, что это говорит крестьянин?
В речи ямщика использовано много простонародных слов и оборотов: вишь, как он сметает порошу, невесть и так куда заехали и др.
Какова композиционная функция эпизода? Как он связан с последующими событиями?
Буран становится причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения и в целом судьбу одного из них – Гринева.
Домашнее задание:
Возможная дальнейшая работа по тексту: написание изложения.
Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Основной пейзаж повести - картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась,росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл;сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.“Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран - символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом,Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага,и великодушие, но «жить убийством и разбоем» - значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг - и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой.Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки,источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу.Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.
Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком, верил в приметы и значения снов. Не случайно его герои часто видят «пророческие» сны (вспомним Татьяну Ларину, Германна в «Пиковой даме») . Свой «вещий» сон видит и Гринев. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через «мертвые тела» и «кровавые лужи» , а Пугачев станет им своего рода «посаженым отцом» . Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия.
Таким образом, на степной дороге (другое ее значение – жизненный путь) судьба главного героя повести Гринева пересечется с судьбой Пугачева. Их пути будут перекрещиваться не раз, и не раз Пугачев спасет и самого Гринева, и его невесту. Пушкину важно подчеркнуть значимость этой сцены. Отсюда и символический образ бурана, и детали, воссоздающие облик Пугачева. И везде мы видим незримую симпатию, возникшую между двумя героями.
Cцена бурана. Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают тем не менее образную картину: туча «тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо» . Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем» .
Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое значение стихии, которое вслед за Пушкиным подхватили многие русские писатели (например, А. Блок в поэме «Двенадцать») . Бушующее море, яростный ветер, метель – это символы стихийных эпохальных событий: восстаний, революций.
В этом эпизоде есть «мрак и вихорь» и езда по полю, похожая «на плаванье судна по бурному морю» . Пушкинский буран в степи – это символ стихийности народного восстания под предводительством Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: «И ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным» .