В чем заключается величие толстого как человека. Мировое значение л.Н.Толстого

04.09.2020

(3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




















Назад Вперёд








Назад Вперёд
















Назад Вперёд













Назад Вперёд

Эпиграфы урока:

  • “Л.Н.Толстой - это целый мир”. (М.Горький)
  • “Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России,...писатель великой чистоты и святости...” (А.Блок)
  • О вечной красоте напоминая миру,
    Твой мощный голос прозвучал...
    (А.Апухтин)

Цели урока.

Образовательные:

  • Показать величие литературного и публицистического наследия Толстого, тесно связанного с культурно-историческим процессом 20 века.
  • Раскрыть мировое значение творчества.

Развивающие:

  • Развитие устной речи, выразительного чтения наизусть, умения выделять главное, сравнивать;
  • Развитие мотивации студентов к творческой деятельности, стимулирование интереса к созданию презентаций;
  • Сформировать умения самостоятельно изучать литературные источники, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
  • Сформировать навыки совместной работы и общения в коллективе.

Воспитательные : 1

  • Приобщить студентов к богатому духовному наследию Толстого, всю жизнь стремящегося разгадать тайну “ зеленой палочки ” о том, как сделать всех людей счастливыми;
  • Развитие чувства любви к богатому литературному миру Л.Н.Толстого, эстетического вкуса к чтению текстов Л.Н.Толстого, которые “достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории”.

Методы: аналитическая беседа,работа с текстом, подготовка информационных проектов (докладов, рефератов, презентаций), словарная работа, системно-деятельностный подход в обучении.

Задачи урока: создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью; обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка; совершенствовать навыки работы с художественным текстом и текстами литературоведческих статей; закрепить знания, навыки самостоятельной работы с различными источниками; формулировать обобщающие выводы; развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

Оборудование урока: интерактивная доска, учебники литературы, видеофрагменты фильма Сергея Бондарчука “Война и мир”, иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого, мультимедийные презентации: “ Л.Н. Толстой в фотографиях Софьи Андреевной Толстой”, “Л.Н. Толстой в изображении русских художников”, “Зарубежные писатели о Л.Н. Толстом”. Отдельно прилагаются презентации – отчет о поездке в Ясную Поляну: “Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого”, “Вдохновение”.

Тип урока: семинар-беседа (выбрала данный тип, так как этот урок прошел в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, потребовал активного участия каждого студента; высокая степень конкретизации учебного материала; от студентов требовалось самостоятельно изучить дополнительную литературу; вопросы семинара заранее были предложены, по ним шла самостоятельная подготовка студентов; преподаватель разъяснил цели и план предстоящего урока, провел консультации для студентов; все важные выводы урока были записаны в тетрадь)

Ход урока

Вступительное слово преподавателя: (Смотри приложение №1)

Вывод. Литературный мир Толстого открывается нам с самого раннего возраста до выхода во взрослую жизнь: от сказки “Три медведя” до романа-эпопеи “Война и мир”.

Вывод (запись в тетради студентов). Жизненное кредо Л.Н. Толстого: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Звучит отрывок из стихотворения Владимира Набокова “Толстой” (1928). Чтение наизусть студентом

Но есть одно,
Что мы никак вообразить не можем,
Хоть рыщем мы с блокнотами, подобно
Корреспондентам на пожаре, вкруг
его души. До некой тайной дрожи,
до главного добраться нам нельзя.
Почти нечеловеческая тайна!
Я говорю о тех ночах, когда
Толстой творил; я говорю о чуде,
Об урагане образов, летящих
по черным небесам в час созиданья,
в час воплощенья...Ведь живые люди
родились в эти ночи... Так Господь
избраннику передает свое
старинное и благостное право
творить миры и в созданную плоть
вдыхать мгновенно дух неповторимый.
И вот они живут; все в них живое –
привычки, поговорки и повадка;
их родина – такая вот Россия,
какую носим мы в той глубине,
где смутный сон примет невыразимых,-
Россия запахов, оттенков, звуков,
огромных облаков над сенокосом,..
Это все мы любим.
... Я знаю, смерть лишь некая граница;
Мне зрима смерть лишь в образе одном:
Последняя дописана страница,
И свет погас над письменным столом.
Еще виденье, отблеском продлившись,
дрожит, и вдруг – немыслимый конец...
И он ушел, разборчивый творец,
На голоса прозрачные деливший
гул бытия, ему понятный гул...
Однажды он со станции случайной
В неведомую сторону свернул,
и дальше – ночь, безмолвие и тайна...

Чем же этот писатель, мыслитель близок и дорог миллионам людей в России и за рубежом? (ключевой вопрос урока)

В какую эпоху жил писатель, свидетелем каких исторических событий он был?

Годы смерти А.С. Пушкина (1837г.), М.Ю. Лермонтова (1841г.), Н.В. Гоголя (1852)

1853-56 - Крымская война;

1855 - смерть Николая I;

1861- “Крестьянская реформа”;

1866 - покушение на Александра II;

1876 - возникновение общества “Земля и воля”;

1877-78 - Русско-турецкая война;

1881 - убийство Александра II;

1887 - попытка покушения на Александра III;

1904 - 05- Русско-японская война;

Вывод: этому удивительному человеку судьба подарила долгую, трудную и прекрасную жизнь. Родившись через три года после восстания декабристов и более чем за тридцать лет до падения крепостного права, был свидетелем первой народной революции в России. Время не властно над его бессмертными творениями, в которых запечатлена неповторимая личность гениального художника и великого мыслителя. Толстой принадлежит к числу самых читаемых и почитаемых классиков не только на родине, но и во всем мире. В наше время произведения Толстого переведены на 98 языков народов нашей страны и зарубежных стран (далее предлагается просмотр презентации “Толстой Л.Н. в изображении русских художников”).

Толстой - кто он?

Раскройте смысл перелома в мировоззрении Л.Н. Толстого (на основе статьи учебника под редакцией Г.А. Обернихиной, страницы 318-319).

Л.Н. Толстой – художник и идеолог . Сообщение студента (см. приложение №2)

Беседа со студентами по вопросам:

В чем феномен Толстого как “события внутри европейской цивилизации” (по словам немецкого философа, историка О. Шпенглера)?

В чем состоит назначение писателя по Толстому?

Вывод: Сам Толстой выразил это в следующих ясных словах: “ мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать; мыслитель и художник должен страдать вместе с людьми для того, чтобы найти спасение или утешение”.

Основные постулаты идеологии Л.Н. Толстого?

Вывод (запись в тетрадь): Основные положения, являющиеся фундаментом художника и идеолога Л.Н.Толстого: “На уровне межнациональных отношений - это страстное отрицание войны и вражды между народами. На уровне межличностных отношений - это призыв к единению и братству людей. На уровне отдельной личности - это утверждение бесконечной способности человека к совершенствованию”. Как актуально звучат эти слова и сейчас. Толстой не мог привести человечество в царство свободы и равенства. Но он мог подрывать основы царства несправедливости.

Л.Н. Толстой – зеркало русской жизни и жизни вообще; современный пророк.

Сообщение студента по материалам статьи А.А.Горелова“Толстой – кто он?” (см. приложение №3)

Словарная работа: Пророк –

1. В религии: истолкователь воли Бога.

2. Тот, кто предсказывает что-либо

Протестант 1 - тот, кто протестует против чего-либо

Протестант 2 - последователь протестантизма (одного из основных направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся в связи с Реформацией XVI века от католицизма.)

Трактат Толстого “Так что же нам делать?” Здесь дал уничтожающую критику авторитарного режима дореволюционной России, представил широкую картину народных бедствий и нищеты.

В чем состояло деятельное участие Толстого во время голода 1891-1892 гг.?

Толстой самым деятельным образом участвовал в оказании помощи голодающим. Усилиями его и его помощников было открыто около 200 бесплатных столовых. В статьях о голоде, обращенных ко всему миру, он рассказал о причинах сложившегося положения и прямо предъявил обвинение власти.

Каково отношение Толстого к искусству? (Трактат “Что такое искусство”)

Вывод: Толстой считал, что “подлинное преодоления эксплуатации придет в результате подъема уровня нравственности всех слоев общества, возможное не насильственным путем, а посредством приобщения к настоящей культуре”.

Искусство – одно из средств общения людей между собой на уровне чувств. Искусство призвано формировать идеалы человека и его представление о смысле жизни.

Философия мира в творчестве Л.Н. Толстого.

Сон Пьера Безухова о глобусе – Толстовская идея мира (сообщение студента, см. приложение 4)

Как модель жизни представлена во время сна Пьера Безухова?

(текст “Сон Пьера Безухова о глобусе” том 4, ч.3 гл. 15).

“И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. “Постой”, - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющий шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, и иногда сливались с нею.

Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества”.

Какая геометрическая форма часто употребляется в тексте романа “Война и мир”? Что этим подчеркивает автор? (см. учебник с.303)

Вывод: Мир у Толстого как вращающийся шар. Человек захвачен водоворотом, вихрем мира. Он сам – капля в этом водовороте. Мир втягивает человека в свою орбиту, заставляет его кружиться, не давая ответа о смысле и цели этого кружения, смешивая вместе смерть и жизнь, отличая их общим знаком круга.

Все положительные герои Толстого представлены в гармонии с природой (сообщение студента см. приложение 4)

Каким примером из текста романа можно подтвердить мысль о том, что положительные герои Л.Н. Толстого всегда описываются в гармонии с природой?

(Эпизод “Возрождение к жизни князя Андрея Болконского при виде распустившегося старого дуба”. (Том 2 ч.3 гл.3); просмотр видеофрагмента серия “Андрей Болконский”.)

(сцена охоты в “Войне и мире” том 2 ч. 4, гл.6) анализ отрывка предварить просмотром видеофрагмента фильма С. Бондарчука (серия “Наташа Ростова”):

“В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”.

Вывод: Толстой был свидетелем и участником многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

Каков круг знакомств Л.Н. Толстого с деятелями культуры и науки? (сообщение студента см. приложение 5)

Слово преподавателя: Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле, нравственную силу которого он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. За пять лет до смерти, в октябре 1905 года, он записал: “ Во мне все пороки, и в высшей степени, чем у большинства людей. Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь.” На 83 году жизни Толстой ушел из Ясной Поляны. Этим он осуществил свою давнюю мечту - гармонизировать внутреннюю духовную жизнь и быт.

В чем величие творчества Толстого в мировой литературе?

Русские писатели ХХ в. продолжили в своих произведениях эпическую традицию Л. Толстого. Составление конспекта статьи учебника с. 325 – 326.

Слово преподавателя: “Конечно же, духовный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают фотографии Л. Толстого.

Сообщение студента “Гости Ясной Поляны” (см. приложение 5)

Заключение: чтение стихотворения А. Бодренко “ К Толстому, в Ясную Поляну! “

Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л.Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

К Толстому, в Ясную Поляну! -
Велеть бы кучеру: “Вези”.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
... Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану.
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
(А.Бодренко)

Итог урока: уважаемые студенты, надеюсь, что сегодняшний учебный материал не оставил вас равнодушными: вы прослушали подготовленные доклады ваших товарищей, активно участвовали в беседе, просмотрели презентации с уникальными фотографиями, портретами, выполненными известными художниками, эпизоды из фильма “Война и мир”. Вы поняли, что работа Толстого как писателя, мыслителя, общественного деятеля была огромной и значимой не только для того времени, но и остается абсолютно актуальной и сейчас. Запомните, пожалуйста, основные постулаты идеологии Л.Н.Толстого, которые вы записали в тетрадь, и следуйте им в течение вашей жизни. Читайте произведения великого писателя, открывайте далее для себя глубокий мир русской литературы. А завтра мы с вами отправимся на “малую родину” Толстого в усадьбу Ясную Поляну – жемчужину русской культуры, а свои впечатления и все увиденное вы воплотите в творческом проекте.

Рефлексия деятельности студентов: организуется самооценка студентами деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Домашнее задание: подготовить реферат “Обзор творчества позднего периода: “Анна Каренина”, “Крейцерова соната”, “Хаджи-Мурат”, создать презентацию “Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого” (по желанию).

Самоанализ урока. На уроке были определены цели и задачи, продумано оборудование урока. Результаты труда всех студентов были оценены положительными оценками. Данный семинар – результат совместной проектной деятельностью преподавателя и студентов, потребовал долгой подготовки, но это стоило того. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне, с предельной ответственностью студентов (на уроке присутствовали преподаватели других дисциплин, администрация учебного заведения). Все задания, предложенные для студентов, способствовали нравственному, интеллектуальному, эмоциональному развитию студентов.

Приложение 1. Вступительное слово преподавателя. Одно из первых произведений, с которым знакомится юный читатель, - это сказка “Три медведя”. Рассказывая о заблудившейся в лесу девочке, попавшей в избу к медведям, Л.Н.Толстой знакомит малышей с понятием величины: маленький, средний, большой размер. Затем - рассказ “Филиппок”; как будут совпадать желания пяти-шестилетних читателей с мечтами героя рассказа о том, как бы быстрее попасть в школу. Далее – повесть “Детство” из автобиографической трилогии, где внимание читателей уже будет устремлено на душевные переживания главного героя. В мельчайших деталях Николенькиной жизни читатели разных эпох замечают близкие и понятные себе детали. Детство героя находит самое непосредственное отражение в душе большинства читателей. Испытав тяготы севастопольской осады, Л.Н.Толстой доносит до нас мысль о том, что истинный патриотизм следует искать не в высших кругах, а в кругу простых людей, на плечи которых легли основные тяготы войны. В рассказе “После бала”, повествующем о жестоком наказании солдата, выражена мысль автора о непротивлении злу насилием, прозвучала критика силовых методов наведения порядка, жестокости в армии. И завершается школьный курс изучения творчества Л.Н.Толстого романом “Война и мир”, о котором хочется сказать словами литературного критика Страхова: “...все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!” Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Приложение №2. Сообщение студента. (по материалам статьи Камышева В.С. ““Л.Н.Толстой – художник и идеолог”). “По мнению известного немецкого писателя Томаса Манна, “...задача писателя быть судьей и стимулятором жизни. Изначально Толстой ставит перед собой задачу быть полезным для людей вообще, но в особенной степени – для людей России”... В начале творческого пути писатель переживает кризис, разлад со своей социальной средой, завершившийся разрывом, о котором идет речь в “Исповеди” (1879 – 1882): “Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни”. Простолюдин близок Толстому своей цельностью, “слиянием с природой”: простой народ “ много выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью”; поэтому “как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное”. Именно поэтому, убежден Толстой, предметом искусства должен стать “настоящий мужицкий народ”. Излагая “догматы” своей веры, Толстой ясно выразил: “мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать; мыслитель и художник должен страдать вместе с людьми для того, чтобы найти спасение или утешение”. Писатель убежден: именно художественное произведение воспитывает человека в духе добродетели, высокой нравственности, вовлекая его в активную социальную деятельность. Демократический гуманизм Толстого – фактор, определяющий единство его мировоззрения и творчества. Вот положения, являющиеся фундаментом для Толстого-художника и идеолога: “На уровне межнациональных отношений – это страстное отрицание войны и вражды между народами. На уровне межличностных отношений – это призыв к единению и братству людей. На уровне отдельной личности – это утверждение бесконечной способности человека к совершенствованию”. Толстой не мог привести человечество в царство свободы и равенства, но он мог подрывать основы царства несправедливости. И делал это с великой мощью в публицистических работах”.

Приложение №3. Сообщение студента (по материалам статьи А.А.Горелова“Толстой – кто он?”) “По характеру деятельности и значению в истории человечества Л.Толстого можно сравнить с библейскими пророками, а если взять время ближе к нашему, то с великими протестантами. Толстой был “зеркалом” русской жизни в целом и жизни вообще. Он был не только гениальным писателем, но и философом, он внес немалый вклад в гуманитарное знание. В трактате “Так что же нам делать?” Толстой дал уничтожающую критику авторитарного режима дореволюционной России. В основу этой работы легли наблюдения самого писателя над жизнью трудового люда, главным образом во время переписи населения, представил широкую картину народных бедствий и нищеты. Он считал, что подлинное преодоление эксплуатации придет в результате подъема уровня нравственности всех слоев общества, возможное не насильственным путем, а посредством приобщения к настоящей культуре.

В трактате “Что такое искусство?” Толстой выразил свое отношение к искусству, науке, и культуре в целом. “Искусство – одно из средств общения людей между собой на уровне чувств. Искусство призвано формировать идеалы человека и его представления о смысле жизни””.

Приложение №4. Сообщение студента. (по материалам статьи К.Сильвия “Философия мира и проблема гармонии персонажа со Вселенной в творчестве Л.Н.Толстого”) “Идея мира по Толстому глубоко укоренена во сне о глобусе у Пьера Безухова в “Войне и мире”. Показательно, что Пьеру приснился этот сон после встречи с Платоном Каратаевым, являющимся олицетворением мира. “И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель...он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли все эти двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разделиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

Вот жизнь, - сказал старичок учитель.

Как это просто и ясно, - подумал Пьер, - как я мог не знать этого прежде.” Пьер наконец находит ответ на вопрос о сущности жизни: Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь. Любить Бога”. “Каждая капля на шаре символизирует личность, в середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в небольших размерах отражать его”. (Есаулов И.А. Идея соборности в романе Толстого “Война и мир” // Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.)

Тема круга, кругового движения – ведущая у Толстого. Знаменитый сон Пьера о глобусе очень наглядно это доказывает. В одной из статей, размышляя о воспитании детей, Толстой напрямую сравнивает развитие человека с шаром.

В Платоне Каратаеве, научившем Пьера новому пониманию жизни. Было что-то “круглое”, он был в душе Пьера олицетворением всего “русского, доброго, круглого”.

Так как в этом сне сопрягаются земное и небесное. Личность и мир, человек и Бог, можно даже сказать, что нет определенной границы между людьми, в таком случае между людьми не может возникать распря, которая приведет к ранению самого себя. Идея подобного сопряжения изображена в супружеской жизни Наташи Ростовой с Пьером.

После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что истинно было хорошо; все не совсем хорошее было откинуто”. У Наташи Ростовой, которая на первый взгляд жила эгоистически в полное удовольствие, была способность привлечь окружающих людей к жизни. Так князь Андрей, впервые увидев Наташу, почувствовал потребность жить вместе с другими людьми, а не обособленной жизнью. А ведь после ранения, смерти жены у князя был потухший взгляд. Сравнение со старым уродливым дубом подчеркивало внутреннее состояние Андрея Болконского: “Нет ни весны, ни солнца, ни счастья,..наша жизнь кончена”.

В творчестве Толстого суть философии мира и ненасилия отражается в идее гармонии со вселенной. Насилие не только над людьми, но и над жизнью противопоставлено закону вселенной, и Толстой, безусловно, отрицательно относится к нему. В его произведениях положительные персонажи всегда описываются в гармонии с природой. В сцене охоты в “Войне и мире”, где Наташа убеждена, что нельзя не ехать на охоту, проявляется ее единение с природой. Яркие переживания Наташи в момент слияния с природой автор выражает ее визгом. “В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники... И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”. Этот визг не был странен, так как он был проявлением чувства Наташи и одновременно проявлением состояния самой природы, так Наташа сливалась с природой и олицетворяла ее своим визгом, в этом было проявление подлинной человечности. Не случайно и сам Толстой старался вести крестьянский образ жизни, в чем отражается его желание приблизиться к природе. Жизненный и творческий пути Толстого всегда вели к гармонии со вселенной. Толстой очень любил и умел чувствовать природу. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен”.

Приложение № 5. Сообщение студента по книге Н.А.Милонова “Русские писатели и Тульский край: очерки по литературному краеведению”. – Тула: Приокское книж. издательство, 1971. Гости Ясной Поляны. В Ясной Поляне у Толстого бывали многие замечательные люди нашей страны: писатели А.М.Горький, А.П.Чехов, И.С.Тургенев, В.Г.Короленко, В.Катаев, С.Маршак, художники И.Е.Репин, И.Н.Крамской, поэты А.Твардовский, К.Симонов. Конечно же, современные поэты и писатели Р.Гамзатов, Е.Евтушенко, П.Алешковский, деятели культуры, актеры, великий музыкант Мст. Ростропович, первый президент России Б.Ельцын В личной библиотеке Толстого имеются книги, подаренные ему поэтом А.А.Фетом, писателем А.М.Горьким, французским писателем А.Франсом, английскими писателями и драматургами Дж.Голсуорси, Б.Шоу, французским романистом и публицистом Р.Ролланом. Раз в два года в музее-усадьбе “Ясная Поляна” происходит семейное событие. Из разных стран и континентов, от Европы до США, от Африки до Латинской Америки и, наконец, из разных городов России и СНГ в яснополянское гнездо слетаются прямые потомки Толстых и Берсов. Как правило, это уже праправнуки и прапраправнуки Льва Николаевича и Софьи Андреевны. В настоящее время по всему миру проживает около четырех сотен прямых потомков Толстых, и почти все они знают друг друга и даже встречаются на исторической родине раз в два года. Этим можно только гордиться. Уникальный случай, когда семья, возникшая 150 лет назад, до сих пор существует, бережно храня традиции древнейшего рода Толстых.

Информационные ресурсы.

1. Толстовский сборник – 2008. Л.Н.Толстой и русская революция: Материалы ХХХ Международных Толстовских чтений. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Тостого, 2008. – 249 с.

2. Учебник литературы под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Академия, 2009. – с.325. творчество Толстого в мировой литературе.

3. Толстой в жизни. Л.Н.Толстой в фотографиях С.А.Толстой и В.Г.Черткова. Составители и авторы: Поповкина Т.К. и Ершова О.Е. – Тула: Приокское книж. из-во, 1988.

4. Л.Н.Толстой в изображении русских художников. Зотов А.. – М.: Изогиз, 1953.

5. Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого. Пузин Н.П.. – М.: Советская Россия, 1982.

6. Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей средней школы. – М.: Гос. уч. – пед. из-во Мин. Просвещения РСФСР. 1956.

7. http: // www. ru / 2012 / 08.22 siezd. html/

8. http: // old – yp. amr – museum. ru / history

19 декабря 1900 г. Толстой записывает в днев-нике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произве-дение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не дейст-вует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках».

Лев Толстой всю свою долгую жизнь искал, искал напряженно, безостановочно, страстно. Это относи-лось и к его поискам своего пути в литературе.

Каждый великий художник потому и называется великим, что он совершает в своем творчестве худо-жественные открытия. Он обнаруживает в жизни то, что ни его предшественники, ни его современ-ники не заметили.

Так произошло и с Толстым. Не он первый напи-сал роман на историческую тему и обратился к изо-бражению народной жизни. И до него уже изобра-жался внутренний мир литературных героев. Но толь-ко Толстой создал не привычный исторический роман, а роман-эпопею, только он сумел так глубоко про-никнуть в психологию человека, как никто другой.

В литературе давно уже существовали темы: вой-на, смерть, крестьянская жизнь. Но у Толстого они раскрыты совершенно по-новому. Теперь нельзя уже создавать, например, литературное произведение о войне, не обращаясь к писательскому опыту Толсто-го: именно он не побоялся описывать войну «в ее настоящем выражении, в крови, в страданиях, в смерти». К слову сказать, Иван Франко обращал в свое время особое внимание на то, как проникно-венно описывает Толстой во многих своих произве-дениях смерть человека: «Эти описания сами по себе заслуживали бы отдельного исследования, как уникум в своем роде в мировой литературе».

Благодаря Толстому художественное познание че-ловеческой души, вообще изображение в литературе психологических процессов, приобрело совершенно новый характер. Для того чтобы проникнуть во внутреннюю жизнь другого человека, надо, считал писатель, прежде всего изучить «тайны человеческо-го духа в самом себе». Беспощадный самоанализ, предпринятый Толстым в его дневнике (а он вел дневник на протяжении многих лет), во многом помог ему понять тот «таинственный процесс, по-средством которого вырабатывается мысль и чувство».

Внимание, которое Толстой уделял психологии человека, далеко не случайно. Для него это не литературный прием, а мировоззренческий принцип. Он был твердо убежден, что главный смысл чело-веческой жизни заключается в нравственном само-усовершенствовании, в неустанной и трудной ра-боте, целью которой является стремление очистить себя, свой внутренний мир, свое «я» от всего злого, противного человеческой природе. Вот почему «ди-алектика души» занимает такое значительное место в творчестве великого писателя.

Влияние Толстого на русскую и мировую литера-туру огромно. Не только художественное творчество гениального писателя, но и он сам, его неповто-римая личность оказывались своеобразным ориенти-ром в отстаивании и защите великих общечелове-ческих идеалов.

Молодое поколение современников Толстого — Че-хов, Гаршин, Короленко, Куприн, Бунин — могли косвенно или даже прямо полемизировать с великим писателем, но они не могли пройти мимо его художе-ственных достижений, потому что ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы не-возможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича». Материал с сайта

Еще при жизни к Толстому пришла мировая слава. Давно уже безоговорочно признано величие Толстого в странах Европы и Америки, в Индии, Китае, Японии, Африке. Все признают громадный литературный и — особо отметим — нравственный ав-торитет гениального представителя русской литера-туры, открывшего новую страницу в истории миро-вой художественной культуры. Ограничимся выска-зыванием известного французского писателя Анатоля Франса: «Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его приро-ду, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его твор-чество; он учит нас безошибочному выбору поло-жений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности».

Обращение к бесценному опыту Толстого во мно-гом способствует постановке в литературе острейших проблем нравственности, «вечных вопросов» о смыс-ле жизни, месте человека в обществе, о его мораль-ной ответственности за себя и за все, что совер-шается в мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • всемирная слава толстого
  • реферат по лит-ре мировая слава л.нтолстого
  • мировая слава лева николаевича толстого
  • з якого твору почалась літературна слава л.толстого
  • роман война и мир история создания

Творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого составляет бесценный вклад в историю русской литературы, в сокровищницу ми­ровой культуры.

Раскрывая многообразие и сложность такого большого литературного и общественного явления, как творчество Толстого, В. И. Ленин писал: «...Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до та­кой художественной силы, что его произведения за­няли одно из первых мест в мировой художествен­ной литературе».

С именем Толстого В. И. Ленин связывал дли­тельную переходную эпоху с 1861 по 1905 год - пе­риод подготовки первой русской революции. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавлен­ных крепостниками, выступила, благодаря гениаль­ному освещению Толстого, как шаг вперед в худо­жественном развитии всего человечества». Процесс подготовки и развития первой русской революции был сложным и противоречивым.

Пройдя долгий жизненный путь - почти столе­тие, Толстой явился свидетелем больших общественных и политических преобразований. Откликаясь на все события своей эпохи, Толстой с огромной художественной силой подверг резкой критике всю несправедливость окружающей его жизни, вскрыл несостоятельность строя, основанного на порабощении трудящихся.

В его беспощадном разоблачении самодержав­ного аппарата царской России, в «срывании всех и всяческих масок» сказались свободолюбивые стрем­ления широких крестьянских масс к независимости, их гневный протест против тяжелых условий жизни, их ненависть к эксплуатации.

И, несмотря на то, что Толстой отрицал революцию, смутно представлял себе, как и большинство крестьян той эпохи, каким должно быть новое общество в России и каковы действительные пути к нему, он своей обличительной деятельностью спо­собствовал борьбе за свержение старого строя, ре­волюционизированию сознания народных масс.

Впервые установив революционную сущность толстовского обличения и протеста, отражающих чаяния народа, В. И. Ленин писал: «...Толстой не только дал художественные произведения, которые всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов,- он сумел с замечательной силой передать настроение широ­ких масс, угнетенных современным порядком, обри­совать их положение, выразить их стихийное чувст­во протеста и негодования».

Мировое значение творчества великого русского писателя подчеркивал выдающийся французский писатель Ромен Роллан, много лет изучавший Тол­стого. Говоря о величии Толстого, он отме­чал: «Лев Толстой гениально разоблачил ложь и преступле­ния существовавшего тогда общественного строя, направив на него критику, которая сама по себе была призывом к революции».

Итак, в проявлении глубокого знания жизни, в подлинном демократизме, в самоотверженном слу­жении народу заключается непреходящая ценность наследия Толстого.

О мировом значении творчества великого писа­теля рассказывают книги, размещенные в шкафах вводного зала. Это различные издания произведе­ний на языках народов мира, на русском и многих языках пашей страны. Среди них ряд прекрасно оформленных изданий с иллюстрациями художни­ков Д. Шмаринова, А. Самохвалова, С. Харшака и других. Здесь же Полное (юбилейное) собрание сочинений Л. Н. Толстого, насчитывающее 90 томов. Это первое полное собрание сочинений писателя, выпущенное Государственным издательством худо­жественной литературы в 1928-1958 годах, являет­ся крупнейшим событием в истории мировой куль­туры. Издание было начато в 1928 году в ознамено­вание столетия со дня рождения писателя.

По своему объему это издание не имеет себе равных. Понадобилось 30 лет, чтобы подго­товить все тома к печати и выпустить их в свет. Тексты всех произведений были проверены по сохранившимся рукописям. В них исправлены ошибки прежних издании, устранены искажения и восстановлены пропуски, сделанные царской цензурой. Юбилейное издание включает не только текст произведений писателя, но и черновые варианты, наброски, отрывки, откинутые автором по каким-либо причинам целые сцепы. В нем печатаются так­же дневники, записные книжки, письма. Все это со­провождается многочисленными комментариями. Данное издание включает необычный по своей важности материал для исследования сочинений Тол­стого, дает возможность проникнуть в его творче­скую лабораторию, проследить весь процесс его мышления.

Наряду с советскими изданиями в экспозиции представлены произведения Толстого на языках на­родов всех континентов. По числу переводов книг и по количеству языков, на которые они переведе­ны, Толстой занимает одно из первых мест среди писателей мира.

Многие книги преподнесены в дар музею-усадь­бе Ясная Поляна различными международными общественными и культурными организациями, ряд книг подарен знатными посетителями Яс­ной Поляны.

Книги говорят о большой популярности Толстого за рубежом, о глубоком внимании к нему народов всех стран.

Сочинение

Большого внимания заслуживают занятия Л. Н. Толстого с крестьянскими детьми. Он считал, что одной из причин нищей жизни народа является его невежество, и поэтому взялся исправить это положение. Школа, которую устроил Толстой, не была похожа на обычную. Сначала крестьяне с подозрением отнеслись к идее господина бесплатно учить их детей, поэтому учеников было мало, но со временем их стало очень много, и все они с удовольствием читали, гуляли, слушали интересные рассказы, считали. Писатель даже за границу ездил, чтобы посмотреть, как там учат детей. С его помощью в окружающих селах начали открывать школы, учителями в них работали студенты. По воскресеньям они собирались в Ясной Поляне, рассказывали о школе и работе.

Толстой издавал журнал “Ясная Поляна”, в котором печатались его статьи и статьи других учителей о обучении и воспитании. Любовь к земле у Льва Николаевича была не эфемерной. Он любил не только прогуливаться, отдыхать, наслаждаться замечательными пейзажами, охотиться. Нет! Будучи графом, он не гнушался ходить в простой полотняной рубашке, засучив рукава, любил ходить в поле за плугом, косить сено до седьмого пота. В своем имении пробовал заниматься пчеловодством, выкапывал ставки, закладывал фруктовые сады, выращивал породистых свиней и коров.

Не все ему удавалось, во многом он разочаровывался, ощущал недовольство своими действиями, но все равно работал. Толстой был страстным защитником лесов и любил свой лес особой, нежной любовью. Настоящим другом, помощником и поддержкой в жизни Толстому стала его жена София Андреевна. Когда они поженились, ему было тридцать четыре года, ей - восемнадцать, но она была умной, жизненно мудрой, заботливой, с любовью устраивала быт, занималась хозяйством. Когда она приехала в Ясную Поляну, здесь было все заброшенно, не было цветников и дорожек. И молодая хозяйка быстро все привела в порядок.

Семья приумножалась. Постепенно в ней появилось десять детей. Лев Николаевич постоянно перестраивал и достраивал дом. Жили дружно и весело, вечерами играли на рояле, пели, хозяин читал свои произведения, играли в шахматы. Все чаще приезжали родные и друзья, и никому не мешало, что дом небольшой, что мебель в нем не новая, да и вообще все почти аскетическое. В этом доме так легко писалось… Но чем дальше шла жизнь, тем более она удручала Толстого. Еще с ранней юности он задавал себе вопрос: для чего живет человек? Почему люди неравные? Почему одни живут за счет других? И всю жизнь стыдился своей принадлежности к господствующему классу. В 1878 году начал трудиться над большой статьей “Исповедь”, где писал: “Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл… жизнь же всего трудящегося народа, всего человечества, творящего жизнь, представилась мне в ее настоящем.”

Позднее за эту статью, за крамольные взгляды церковь объявила ему анафему - отлучила от своего лона. Но это мало печалило великого мастера. Своей жизнью, своей писательской работой он давно завоевал любовь и уважение народа. Не успела весть о отлучении появиться в газетах, как со всех концов страны Толстому стали поступать телеграммы, письма, адреса, в которых простые люди выражали поддержку любимому писателю. Он был такой популярный, так откровенно высказывал взгляды на царское самодержавие и его законы, что царь по-настоящему боялся его. За Ясной Поляной был установлен надзор. Даже редактор черносотенной газеты “Новое время” писал: “Два царя у нас: Николай Второй и Лев Толстой. Кто из них более сильный? Николай Второй ничего не может сделать с Толстым, не может покачнуть его трон, тогда как Толстой без сомнения расшатывает трон Николая и его династию”. 28 августа 1908 года Л.Н. Толстому исполнилось 80 лет.

Во многих странах мира торжественно отмечали его юбилей, а царское правительство в России постаралось сделать все, чтобы помешать празднованию. Но оно не могло помешать потому, что в Ясную Поляну отовсюду шли телеграммы, письма, приходили и приезжали люди - много кто лишь для того, чтобы постоять возле дома, возможно, увидеть великого гения и поблагодарить его за радость и счастье, которые дают его книги. Но все тяжелее и тревожнее становилось жить в семье. Взрослые дети шли своим путем, умер младший сын Ванюша, умерла дочь Маша, с которой был особенно близок. С женой давно потеряли общий язык.

Сколько лет она была его верным помощником и соратником, но уже давно не разделяла его взглядов, не могла понять сложной, противоречивой жизни своего мужа - великого художника, мятежного человека. Сама, доведенная до отчаяния такой жизнью, в свое время бросалась в ставок. Ее спас Душан Петрович Маковицкий, семейный врач Толстых. “Душа Петрович” - так называли его яснополянские крестьяне. Ему одному доверял Лев Николаевич тайну своего завещания, его одного взял с собой, когда окончательно решил порвать с миром, к которому принадлежал по праву рождения, и зажить простой крестьянской жизнью. Настала холодная осень 1910 года с ранними снегами и заморозками. Ночь с 9 на 10 ноября Толстой провел беспокойно, в 5 утра разбудил своего друга Маковицкого и сказал ему, что принял окончательное решение уйти из дома. Они начали спешно собираться в дорогу. В дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, писатель провел последние 7 дней своей жизни… На похороны собралась многотысячная толпа. Рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенты - все шли в последний раз поклониться великому гению. Яснополянские крестьяне почувствовали себя осиротевшими… После прощания сыновья поднимают гроб, выносят его из дома, присутствующие опускаются на колени, потом процессия направляется к лесу, к Старому Заказу, где тело предают земли. Это было место, где на краю буерака и была спрятана зеленая палочка с тайной, как всех людей сделать счастливыми. Здесь завещал похоронить свое тело Толстой, не ставить никаких величественных надгробий и памятников. Пусть могила будет простой и скромной, крестьянской. Главное - он дома, в любимой до боли Ясной Поляне. Итак, мы с вами убедились, что настоящее величие человека - в его делах, в его неразрывной связи с родной землей, родной природой, родным народом. Лишь осознав себя частью великого понятия - Россия, Лев Николаевич Толстой мог сказать: “Нет, этот мир не шутка… это один из вечных миров, который прекрасен, радостен, и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем”.

«Севастопольские рассказы» - Илья Ефимович Репин. Оборона Севастополя. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Военные награды Л.Н. Толстого. Город и его гарнизон не знали передышки. Дневниковые записи. Истинные герои. Стальной гарнизон. Иван Николаевич Крамской. Портрет Л.Н. Толстого. Что такое четвертый бастион. В.Верещагин «Апофеоз войны».

«Толстой Детство урок» - Каковы традиции в семье? Детство. Родитель-ский дом. Сколько лет жил в доме Карл Иванович? Детсад. Бабушка дедушка. Любимое выражение Карла Ивановича? В чем ценность детства? Игровая площадка. Братья сестры. Смех. Учителя, воспитатели. Учёба. Детство – очень ценное и важное время в жизни человека. Книги.

«Толстой Два брата» - Сказка. Пропадем ни за что- пропадем напрасно Останемся ни при чем -останемся ни с чем. На разминку становись! Усадьба в Ясной Поляне. Познакомимся с творчеством Л.Н. Толстого и произведением « Два брата». Цель урока. Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмёмся за дела. Я хочу учиться. Нет худа без добра.

«Толстой «Отрочество»» - Продолжи фразу. Любочка. Перемелется, мука будет. Олицетворение, эпитеты. Гонка за лидером. Герой произведения. Дать характеристику любого персонажа. Гроза. Соотнесение термина с понятием. Составить кроссворд. Средства художественной выразительности. Развитие речи. Итоговая игра по творчеству Л.Н.Толстого «Отрочество».

«Толстой «Севастопольские рассказы»» - И.Айвазовский «Осада Севастополя». Павел Степанович Нахимов. Штурм Малахова кургана. Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя». И.Айвазовский «Севастополь». Главная тема рассказов. Защитники Севастополя. Стальной гарнизон. Д.Н.Кардовский «Оборона Севастополя». Оборона Севастополя. «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстой.

«Кавказский пленник Толстого» - Цель наша проста и ясна. Рассказ написан боевым офицером. Лев Толстой Кавказский пленник. Загадка рассказа. Наша цель. История создания рассказа. Мы учимся читать книгу!

Всего в теме 34 презентации



Похожие статьи
 
Категории