Ван Гог Звездная ночь оригинал картины: стоимость и описание. Винсент Ван Гог "Звёздная ночь": описание картины Ван гог ночное небо

01.07.2019

Мария Ревякина, искусствовед:

Картина делится на две горизонтальные плоскости: неба (верхняя часть) и земли (городской пейзаж внизу), которые пронизывает вертикаль кипарисов. Взмывающие в небо, подобно языкам пламени, кипарисы своими очертаниями напоминают собор, выполненный в стиле «пламенеющей готики».

Во многих странах кипарисы считаются культовыми деревьями, символизируют жизнь души после смерти, вечность, бренность бытия и помогают усопшим найти кратчайший путь на небо. Здесь эти деревья выступают на первый план, именно они – главные герои картины. Такое построение отражает основной смысл произведения: страждущая человеческая душа (возможно, душа самого художника) принадлежит как небу, так и земле.

Интересно, что жизнь на небе выглядит более привлекательной, чем жизнь на земле. Это ощущение создается благодаря яркому колориту и уникальной для Ван Гога технике письма: посредством длинных, густых мазков и ритмичного чередования цветовых пятен он создает ощущение динамики, вращения, спонтанности, чем подчеркивает непостижимость и всеобъемлющую силу Космоса.

Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей

Небесные светила изображены сильно увеличенными, а спиралевидные вихри в небе стилизованы под образы галактики и Млечного Пути.

Эффект мерцания небесных светил создается за счет сочетания холодного белого цвета и различных оттенков желтого. Желтый цвет в христианской традиции ассоциировался с божественным светом, с просветлением, в то время как белый был символом перехода в иной мир.

Картина также изобилует небесными оттенками, от бледно-голубого до темно-синего. Синий цвет в христианстве связан с Богом, символизирует вечность, кротость и смирение перед Его волей. Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей. Все это контрастирует с приглушенными тонами городского пейзажа, который выглядит скучным в своем покое и безмятежности.

«НЕ ПОЗВОЛИТЬ БЕЗУМИЮ СЕБЯ ПОГЛОТИТЬ»

Андрей Россохин, психоаналитик:

При первом взгляде на картину я замечаю космическую гармонию, величественный парад звезд. Но чем больше я всматриваюсь в эту бездну, тем отчетливее испытываю состояние ужаса и тревоги. Вихрь в центре картины как воронка утаскивает, затягивает меня вглубь космоса.

Ван Гог писал «Звездную ночь» в больнице для душевнобольных, в моменты прояснения сознания. Творчество помогало ему приходить в себя, было для него спасением. Вот это очарование безумием и страх перед ним я вижу на картине: в любой момент оно может поглотить художника, завлечь в себя, как воронка. Или это водоворот? Если смотреть только на верхнюю часть картины, трудно понять, смотрим ли мы на небо или на волнующееся море, в котором это небо со звездами отражается.

Ассоциация с водоворотом не случайна: это одновременно и глубины космоса, и морские глубины, в которых художник тонет – теряет свою идентичность. Что, по сути, и означает безумие. Небо и вода превращаются в единое целое. Линия горизонта исчезает, сливается внутреннее и внешнее. И этот момент ожидания потери себя очень сильно передан Ван Гогом.

Центр картины занимает даже не один вихрь, а два: один больше, другой меньше. Лобовое столкновение неравных соперников, старшего и младшего. А может быть, братьев? За этим поединком можно увидеть дружеские, но конкурентные отношения с Полем Гогеном, которые закончились смертоносным столкновением (Ван Гог в какой-то момент бросился на него с бритвой, но в результате не убил его, а позже поранил себя, отрезав себе мочку уха).

А косвенно – отношения Винсента с братом Тео, слишком тесные на бумаге (они вели интенсивную переписку), в которых, очевидно, было что-то запретное. Ключом к этим отношениям могут служить 11 звезд, изображенных на картине. Они отсылают к истории из Ветхого завета, в которой Иосиф говорит брату: «Я видел сон, в котором меня встречали солнце, луна, 11 звезд, и все мне поклонялись».

На картине есть все, кроме солнца. Кто был для Ван Гога солнцем? Брат, отец? Мы не знаем, но, возможно, Ван Гог, который сильно зависел от младшего брата, хотел от него обратного – подчинения и поклонения.

Фактически мы видим в картине три «Я» Ван Гога. Первое – всемогущее «Я», которое желает раствориться во Вселенной, быть, подобно Иосифу, объектом всеобщего поклонения. Второе «Я» – маленького обычного человека, избавленного от страстей и безумия. Он не видит буйства, которое творится на небе, а мирно спит в маленькой деревне, под защитой церкви.

Кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог

Но, увы, мир простых смертных ему недоступен. Когда Ван Гог отрезал мочку уха, горожане написали заявление мэру Арля с просьбой изолировать художника от остальных жителей. И Ван Гога отправили в больницу для душевнобольных. Вероятно, художник воспринимал это изгнание как наказание за вину, которую чувствовал, – за безумие, за свои разрушительные намерения, запретные чувства к брату и к Гогену.

И потому его третье, основное «Я» – это изгой-кипарис, который отдален от деревни, вынесен за пределы человеческого мира. Ветви кипариса, как языки пламени, устремлены вверх. Он – единственный свидетель зрелища, которое разворачивается в небе.

Это образ художника, который не спит, который открыт бездне страстей и творческой фантазии. Он не защищен от них церковью и домом. Но он укоренен в реальности, в земле, благодаря мощным корням.

Вот этот кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог. Ощущать связь с космосом, с бездной, которая питает его творчество, но при этом не терять связи и с землей, со своей идентичностью.

В реальности таких корней у Ван Гога не было. Зачарованный своим безумием, он теряет опору под ногами и оказывается поглощен этим водоворотом.

По картинам Винсента Ван Гога довольно легко проследить историю болезни художника: от серых, тяготеющих к реализму сюжетов - к ярким, плывущим мотивам, где смешались и галлюцинация, и модные в то время восточные образы.

«Звездная ночь» - одна из самых узнаваемых картин Ван Гога. Ночь - время художника. Напиваясь, он дебоширил и забывался в разгуле. Но мог и меланхолически уйти на пленэр. «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», - писал Винсент брату Тео. Что разглядел на ночном небе Ван Гог?

Сюжет

Ночь окутала воображаемый город. На переднем плане - кипарисы. Эти деревья, с их мрачной тёмно-зелёной листвой, в античной традиции символизировали печаль, смерть. (Не случайно кипарисы часто сажают на кладбищах.) В христианской же традиции кипарис - символ вечной жизни. (Это дерево росло в райском саду и, предположительно, из него был построен Ноев ковчег.) У Ван Гога кипарис исполняет обе роли: это и печаль художника, который вскоре покончит с собой, и вечность бега Вселенной.


Автопортрет. Сен-Реми, сентябрь 1889

Чтобы показать движение, придать динамику застывшей ночи, Ван Гог придумал специальную технику - рисуя луну, звезды, небо, он клал мазки по кругу. Это в сочетании с цветовыми переходами создает впечатление, что свет разливается.

Контекст

Винсент писал картину в 1889 году в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это был период ремиссии, поэтому Ван Гог просился в свою мастерскую в Арле. Но жители города подписали петицию с требованием выгнать художника из города. «Уважаемый мэр, - говорится в документе, - мы нижеподписавшиеся, хотим обратить ваше внимание на то, что этот голландский художник (Винсент Ван Гог) потерял рассудок и пьет слишком много. А когда он напьется, то пристает к женщинам и детям». В Арль Ван Гог больше не вернется.

Рисование на пленере ночью очаровывало художника. Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Менее чем за год до «Звездной ночи» он написал «Звездную ночь над Роной», где экспериментировал с передачей оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.


«Звездная ночь над Роной», 1888

Судьба художника

37 неспокойных и трагичных лет прожил Ван Гог. Выросший недолюбленным ребенком, которого воспринимали как сына, родившегося вместо старшего брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, строгость отца-пастора, бедность - все это сказалось на психике Ван Гога.

Не зная, чему посвятить себя, Винсент нигде не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами и провальных попыток построить карьеру дилера и миссионера.

На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Однако это было не так легко - рисовать человека Винсент так и не научился. Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались. Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» - некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».


Прогулка заключенных , 1890


В Арле художник жил запоем во всех смыслах. Он много писал и много пил. Пьяные дебоши пугали местных жителей, которые в итоге даже попросили изгнать художника из города. В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны. Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в лечебницу, а Гоген уехал. Больше они не встречались.

Последние 2,5 месяца своей растерзанной жизни Ван Гог написал 80 картин. А врач и вовсе считал, что с Винсентом все в порядке. Но одним вечером он закрылся у себя и долго не выходил. Соседи, заподозрившие неладное, вскрыли дверь и обнаружили Ван Гога с простреленной грудью. Помочь ему не удалось - 37-летний художник умер.

Звездная ночь - Винсент Ван Гог. 1889. Холст, масло. 73,7х92,1



Нет на свете художника, которого не притягивало бы звездное небо. Автор не раз обращался к этому романтичному и загадочному объекту.

Мастеру было тесно в рамках реального мира. Он посчитал, что именно его фантазия, игра воображения необходимы для более полного изображения. Известно, что к моменту создания картины, автор проходил очередной курс лечения, ему разрешали работать только в случае улучшения состояния. Художник был лишен возможности творить на натуре. Многие работы в этот период (в том числе и "Звездную ночь") он создал по памяти.

Мощные, экспрессивные мазки, густые цвета, непростая композиция - все в этой картине рассчитано на восприятие с большого расстояния.

Удивительным образом автору удалось отделить небо от Земли. Складывается впечатление, что активное движение в небе никак не влияет на то, что происходит на земле. Внизу сонный городок, готовый уснуть мирным сном. Наверху - мощные потоки, огромные звезды и непрекращающееся движение.

Свет в работе исходит именно от звезд и луны, но его направленность непрямая. Блики, освещающие ночной город, выглядят случайными, отколовшимися от общего могучего вихря, царящего над миром.

Между небом и землей, соединяя их, растет кипарис, вечный, неумирающий. Дерево важно для автора, оно единственное способно передать всю небесную энергию живущим на земле. Кипарисы стремятся в небо, их устремленность так сильна, что кажется - еще секунда и деревья расстанутся с землей ради неба. Словно языки зеленого пламени смотрятся вековые ветви устремленные ввысь.

Сочетание насыщенного синего и желтого цветов, известного геральдического сочетания, создает особую атмосферу, завораживает и приковывает внимание к работе.

Художник неоднократно обращался к ночному небу. В известной работе "Небо над Роной" мастер еще не столь кардинально и экспрессивно подходит к изображению небосвода.

Символический смысл картины многие трактуют по-разному. Некоторые склонны видеть в картине прямую цитату Ветхого завета или Откровения. Кто-то считает излишнюю экспрессивность картины результатом болезни мастера. Все сходятся в одном - мастер к концу жизни лишь наращивает внутреннее напряжение своих работ. Мир искажается в восприятии художника, он перестает быть прежним, в нем обнаруживаются новые формы, линии и новые эмоции, более сильные и точные. Мастер обращает внимание зрителя на те фантазии, которые делают окружающий мир более ярким и нестандартным.

Сегодня именно эта работа стала одной из самых узнаваемых работ Ван Гога. Картина находится в американском музее, но в Европу картина попадает регулярно, выставляется в крупнейших музеях Старого света.

«Звездная ночь» была написана в 1889 году и сегодня является одной из самых узнаваемых картин Ван Гога. Начиная с 1941 года, данное произведение искусства находится в Нью-Йорке, в известном Музее современного искусства. Винсент Ван Гог создал данную картину в Сан-Реми на традиционном холсте размером 920х730 мм. «Звездная ночь» написана в довольно специфическом стиле, поэтому для оптимального восприятия лучше смотреть на нее издалека.

Стилистика

На данной картине изображен пейзаж в ночное время, который прошел через «фильтр» творческого видения самого художника. Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна. Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание. Кроме того, Ван Гог применил специальную технику для создания луны и звезд, благодаря чему они выглядят более динамично, как будто постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь безграничное звездное небо .

На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд.

Общее исполнение

В целом, при рассмотрении данной картины, чувствуется виртуозная работа художника с цветом. При этом экспрессивное искажение достаточно хорошо подобрано с помощью уникальной техники мазков и сочетания цветов. Также наблюдается равновесие светлых и темных тонов на полотне: слева внизу темные деревья компенсируют высокую яркость желтой луны, которая расположена в противоположном углу. Основной динамический элемент картины – это спиральный завиток почти в середине полотна. Он придает динамику каждому элементу композиции, стоит также отметить, что звезды и луна кажутся более подвижными, чем остальные.

«Звездная ночь» также обладает потрясающей глубиной отображаемого пространства, которая достигнута посредством грамотного использования мазков разных размеров и направленности, а также общего цветового сочетания картины. Еще один фактор, который помогает создать глубину картины – это использование объектов разной величины. Так, городок находится вдали и на картине он маленький, а деревья наоборот – они небольшие сравнительно с поселком, но расположены близко и поэтому на картине они занимают достаточно много места. Темный передний план и светлая луна на заднем – инструмент для создания глубины цветом.

Картина по большей степени принадлежит к живописному стилю, а не линейному. Это обусловлено тем, что все элементы полотна созданы при помощи мазков и цвета. Хотя при создании поселка и холмов Ван Гог применил контурные линии. Видимо, такие линейные элементы были использованы для того чтобы как можно лучше подчеркнуть разницу между предметами земного и небесного происхождения. Таким образом, изображение неба получилось у Ван Гога чрезвычайно живописным и динамичным, а поселок и холмы – более спокойным, линейным и размеренным.

В «Звездной ночи» преобладает колоритность, при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов.

История написания

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин. «Звездная ночь» - одна из них, при этом интересно, что данная картина была создана по памяти. Такой метод применялся Ван Гогом довольно редко и не свойственно данному художнику. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога. Однако после ее написания колорит, эмоциональная загруженность, динамика и экспрессия на полотнах художника только возрастали.

Описание картины Ван Гога «Звездная ночь»

Получивший в 1875 году назначение в Париж дилер художественной галереи Винсент Ван Гог даже не догадывался, что этот город изменит его жизнь. Молодого человека привлекали выставки Лувра и Люксембургского музея, он начал обучаться живописи сам. Правда, слегка увлекшись религией, которая стала отдушиной после несчастной лондонской любви.

Через несколько лет он оказывается в бельгийском поселке, но уже не как дилер, а как проповедник. Он видит, что религия не заинтересована в облегчении человеческих страданий и решающий выбор в своей жизни – искусство.

Стоит заметить, что понять мотивы и мировоззрение Ван Гога достаточно сложно, несмотря на простоту его картин. Биографы постоянно акцентируют на его голландском происхождении, таком же, как у Рембрандта, забывая о том, что в семье художника случались психические заболевания. Он резал себе уши и пил абсент, пытаясь найти связь между человеком и внешним миром, писал подсолнухи, автопортреты и «Звездную ночь».

Что интересно, известная картина, которая сейчас находится в Нью-Йоркском Музее современных искусств – не первая попытка Ван Гога написать небо ночью. Будучи в Арле, он создал «Звездную ночь над Роной», но она была совсем не такой, как хотел автор. А желал художник сказочности, ирреальности и удивительного мира. В письмах своему брату он называет стремление написать звезды и ночное небо нехваткой религии, рассказывает о том, что замысел полотна родился у него давно: кипарисы, звезды на небе и, может быть, поле спелой пшеницы.

Итак, картина, являющаяся плодом воображения художника, была написана в Сен-Реми. «Звездную ночь» и сегодня считают самым фантасмагоричным и загадочным полотном художником – настолько ощущается невыдуманность сюжета и его внеземной характер. Такие рисунки обычно делают дети, изображая космический корабль или ракету, а тут – художник, которому так важна сущность окружающего мира.

То, что картина была написана в психиатрической лечебнице, ни для кого не секрет. Ван Гога в то время мучали приступы безумия, которые были непредсказуемыми и спонтанными. Так что «Звездная ночь» стала для него своеобразной терапией, помогающей справиться с болезнью. Отсюда и ее эмоциональность, колористика и уникальность – в больничном заточении всегда ощущается нехватка ярких красок, ощущений и переживаний. Может быть, поэтому «Звездная ночь» и стала одним из must have в мире искусства – ее обсуждают критики не одного поколения, она привлекает к себе посетителей музея, ее дублируют, вышивают на подушках…

Трактовок у картины бесчисленное количество, начиная с числа изображенных звезд. Их одиннадцать, по яркости и насыщенности они напоминают Вифлеемскую звезду. Но вот незадача: в 1889 году Ван Гог уже не увлекался теологией и не испытывал нужды в религии, но сказание о рождении Иисуса сильно повлияло на его мировоззрение. Именно такая ночь, и такое таинственное сияние звезд знаменовали Рождество. Еще один момент библейской трактовки картины связан с Книгой Бытия, а именно с цитатой из нее: «…мне снова снился сон… В нем были солнце и луна, и одиннадцать звезд, и все кланялись мне».

Помимо мнений исследователей о влиянии религии на творчество Ван Гога существуют дотошные географы, которые до сих пор не выяснили, что же за населенный пункт написал художник. Не улыбается удача и астрономам: они не могут понять, какие созвездия изображены на полотне. Да и синоптики тоже в недоумении: как может быть небо закручено вихрями, если ночью оно окутано безмятежностью и холодным безразличием.

И лишь единственный намек на разгадку дал сам художник, написав в 1888 году: «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?». Вот и решают до сих пор исследователи, какую часть страны высокой моды изобразил Ван Гог.

Что же такого изображено на этой картине, раз она мучает миллионы, заставляя искать разгадку? Поселок на фоне звездного неба, и все. А все ли? Синим спиралевидным небом занято все пространство, поселок лишь фон для небосвода. Величие неба несколько смягчают невероятно яркие желтые звезды, а таинственность «Звездной ночи» придают кипарисы, на которые заявляют права и небо, и земля.

Интересно, что панорама поселка имеет черты, характерные как для северных, так и для южных французских регионов. Ее называют обобщенным образом человеческих населенных пунктов. И, пока он спит, на небе происходит таинство: светила двигаются, создавая новые миры на грозном и таком привлекательном небе.

Месяц и звезды просто удивительны, они запоминаются надолго: окруженные огромными нимбами в виде сфер различных оттенков – золотого, голубого и таинственного белого. Небесные тела словно излучают космический свет, озаряющий сине-голубое спиралевидное небо. Интересно, что волнообразный ритм небосвода захватывает и серп луны, и ярчайшие звезды – все так, как в душе самого Ван Гога. Спонтанность «Звездной ночи» на самом деле показная. Картина продумана и скомпонированна очень тщательно: она кажется уравновешенной благодаря кипарисам и гармоничному подбору палитры.

Ее цветовая гамма не может не удивлять уникальным сочетанием насыщенного темно-синего (даже оттенка марокканской ночи), насыщенного и небесно-голубого, до черноты зеленого, коричнево-шоколадного и цвета морской волны. Тут несколько оттенков желтого, которым художник играет, как умеет, изображая следы звезд. У него есть цвет подсолнухов, масла, яичного желтка, бледно-желтый…. А сама композиция картины: деревья, серп луны, звезды и городок в горах наполнена по-настоящему космической энергией…

Звезды кажутся по-настоящему бездонными, полумесяц создает впечатление солнца, кипарисы больше похожи на языки пламени, а спиральные завитки словно намекают на последовательность Фибоначчи. Какое бы не было душевное состояние Ван Гога на тот момент, «Звездная ночь» не оставляет равнодушным ни одного человека, увидевшего хотя бы ее репродукцию.



Похожие статьи
 
Категории