Василий теркин портрет героя внешность. Образ Василия Теркина (Школьные сочинения)

24.07.2019

Александр Твардовский видел войну и поле битвы своими глазами, так как работал военным корреспондентом, поэтому ему удалось очень точно приблизить своё произведение к народу и тем чувствам, что охватывали страну в то время.

Поэму «Василий Тёркин» Твардовский начал писать во время военного похода, тогда и возникла идея произведения. Первые главы были опубликованы в тысяча девятьсот сорок втором году, в разгар военных действий. После появления первой части, поэма становится основной работой на фронте. Работу встретили одобрительно, образ героя-солдата Василия Тёркина понравился народу и был близок для них. Твардовский тщательно работал над каждой главой, стараясь создать законченные части, которые «можно было читать с любой открытой страницы». Александр Трифонович старался писать лёгким, понятным для людей языком: «Каждую глав я переписывал множество раз, проверяя на слуз, подолгу трудился над какой-нибудь одной строфой или строкой».

Василий Тёркин представляет собой собирательный образ, который впитал себя характеристику и черты русского народа в военное время. Тёркин так же является образом советского героя, готового биться до смерти и защищать Родину.

Главный герой поэмы-простой русский солдат, обладает большим спектром положительных черт, но не выделяется внешним видом.

Василий отважен, мужественен, уверен, скромен, прост, честен, смел, благороден, добр, является образом душевного человека, которому рады в любом месте и который может влиться в любой коллектив.

В Тёркине так же есть непоколебимая вера и надежда. В главе «О награде» он рассуждает о мире после войны:

Вот пришёл я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришёл, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Он мечтает о том, как встретит девушку:

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна…

Его мечтания перебивает сослуживец:

Где девчонки, где вечорки?

…….Побывать в родном селе

Не смотря на это, Василий не теряет веры и продолжает надеяться. В этой же главе мы узнаём, что Тёркин не горд и сражает не ради наград и званий:

Нет, ребята, я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Герой никогда не унывает, и даже на волоске от смерти способен отшучивается и не сдаваться до конца. В главе «Смерть и воин» видна его огромная любовь к жизни.

Выполнение долга перед Родиной для Василия стоит на первом месте. В части «Переправа» он добрался вплавь для донесения приказа, что может спасти взвод. Глава «Кто стрелял» показывает, как Тёркин совершает отважный и смелый поступок. Он сбивает вражеский самолёт, спасая, возможно, множество жизней. Подобный героический поступок требует величайшей силы воли и огромного мужества, что и проявляет Василий. Это показывает отважность русских солдат, готовых лечь грудью на амбразуру ради Родины.

Фронтовые будни, несомненно, тяжелы, и необходимо обладать невероятной силой духа, чтобы биться и держаться до конца, сражаться и жить. Из главы «Два солдата» мы можем прочувствовать тяжесть и настроение повседневных дней на войне.

В поле вьюга-завируха,

В трёх верстах гудит война.

Тёркин снова на войне

Почтение уважение к погибшим, общий дух и настрой показывает глава «Гармонь». Из диалога солдат мы понимаем тяжесть военных дней и печаль при потере товарища. Простые, людские вещи, атмосфера и общая духовная сплочённость делают солдат ближе и во время холодной, снежной зимы вдруг становиться теплее.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Василий Тёркин был близок солдатам второй мировой войны, в нём они видели свои черты, черты своих товарищей, в его образе есть что-то родное, приятное и душевное, что напоминает о доме. Тёркин мог вдохновлять, поддерживать, веселить. Василий – отдельная личность, но в тоже время обширный собирательный образ. Это человек огромной веры и героизма, это русский человек, он не сдаётся, ни врагу, ни смерти:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

Василий Теркин наш современный герой.

Главный герой Василий Теркин из поэмы Александра Твардовского, написанного им в годы Второй Мировой Войны оказал неоценимую поддержку советским воинам во фронтовых частях того периода.

Потому что защищать Родину шли не только люди закаленные в боях, а еще совсем не умудренные жизнью безусые мальчики, у которых за плечами была только школьная жизнь и не познавшие еще фронтовые трудности.

Личность, как творец истории

Характеристика Василия Теркина данная автором носила больше собирательный образ, как бы дополняя уже существовавшую личность описанной Петром Боборикиным в романе «Василий Теркин», вышедшего в 1892 году. Имя этого прославленного человека-легенды рассматривалась Твардовским еще в период советско-финской войны, на рубеже 1939 - 1940 годов в его опубликованном фельетоне в стихотворной форме.

Уже тогда проявилась прозорливость автора, как мы сейчас понимаем, что финские события были предвестниками грозных дней для миллионов людей планеты, которые отдавали жизни ради спасения современного поколения.

Простой российский парень

В поэме нет сожаления о чем-то, а сохраняется цепь событий военной жизни простого русского парня, который прошел финскую войну и выжил, чтобы придать молодежи сил и мужества, поднять настроение уже пожилым воинам. И когда Василий Теркин повествует о том, что для него это не первая война на его веку и всем все становится понятно. Потому что об этом говорит человек с опытом и бывалый, который побывал в плену и выходил из окружения, имел ранение, но сохранил боевой дух настоящего солдата.

Бессмертие личности

В главах «Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен» герой заражает оптимизмом, и каждая глава пронизана эпизодами из жизни, в которой нет места вымыслам. Личность в истории всегда имела большое значение, потому что его действия оставляют неизгладимый след в душе каждого. И чтобы понять его недостаточно прочитать только одну главу, потому что характер Василия Теркина его истинные черты и новые качества, присущие только этому герою раскрываются в каждом отдельном рассказе.

И Василий Теркин представляет идеал для подражания:

  • как личность;
  • с глубоким патриотизмом и любовью к Отчизне;
  • оптимизмом и надеждой в прекрасное будущее;
  • верой в бессмертие советского воина.

Об этом красноречиво повествуют главы «Поединок», «Кто стрелял?», «Генерал», «Бой в болоте», «Отдых Теркина», «Два солдата» и даже в главе «Смерть и воин» герой не боится смерти и верит в долгую жизнь. В этом весь смысл произведения, что воины, оставшиеся на поле брани и даже те, кому суждено остаться в живых, будут бессмертны в сердцах людей и память о них, будет жить в веках, и каждый из них станет легендой: «Святой и грешный/ Русский чудо-человек…».

Муниципальное основное общеобразовательная учереждение «Платовская ООШ»

Исследовательская работа по по литературе

Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского»

Проверил: учитель

Платовка 2011

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Поэма «Василий Теркин» - свидетельство истории. Сам писатель был военным корреспондентом, ему была близка военная жизнь. В произведении видна четкость происходящего, образность, точность, что заставляет нас по-настоящему поверить поэме.
Главный герой произведения – Василий Теркин – простой русский солдат. Само его имя говорит об обобщенности его образа. Он был близок солдатам, был одним из них. Многие даже, читая поэму, говорили, что настоящий Теркин есть у них в роте, что он сражается вместе с ними. Образ Теркина имеет также и народные, фольклорные корни. В одной из глав Твардовский сравнивает его с солдатом из известной сказки «Каша из топора». Автор представляет Теркина находчивым солдатом, умеющим найти выход из любой ситуации, проявить ум и смекалку. В других главах герой представляется нам могучим богатырем из старинных былин, сильным и бесстрашным.
Что же сказать о качествах Теркина? Все они, безусловно, достойны уважения. Про Василия Теркина легко можно сказать: «он в воде не тонет и в огне не горит», и это будет чистой правдой. Герой проявляет такие качества, как смелость, отвага, мужество, а доказательство тому – такие главы, как «Переправа» и «Смерть и воин». Он никогда не унывает, шутит (например, в главах «Теркин-Теркин», «В бане»). Он показывает свою любовь к жизни в «Смерти и воине». Он не дается в руки смерти, противостоит ей и выживает. И, конечно, в Теркине присутствуют такие качества, как великий патриотизм, гуманизм и чувство воинского долга.
Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может даже, в какой-то степени, война была выиграна благодаря ему.

– солдат (затем офицер) из смоленских крестьян: «…парень сам собой Он обыкновенный».
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и русского народа. Теркин воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Девиз Теркина.: «Не унывай», несмотря ни на какие трудности. Так, герой, чтобы восстановить связь с бойцами, находящимися на другом берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. Или, чтобы провести во время боя телефонную линию, Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж , в котором попадает под обстрел. Как-то раз Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с огромным трудом, но все-таки берет врага в плен. Все эти подвиги герой воспринимает как обычные действия на войне. Он не кичится ими, не требует за них награды. И только в шутку говорит, что для представительности ему просто необходима медаль. Даже в суровых условиях войны Теркин сохраняет все человеческие качества. Герою присуще огромное чувство юмора, помогающее самому Т. и всем окружающим выжить. Так, он шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой. Теркину дарят гармонь убитого командира, и он играет на ней, скрашивая солдатские минуты отдыха По дороге на фронт герой помогает старым крестьянам по хозяйству, убеждая их в скорой победе. Встретив угнанную в плен крестьянку, Т. отдает ей все трофеи. У Теркина нет девушки, которая писала бы ему письма и ждала с войны. Но он не унывает, воюя за всех русских девушек. Со временем Теркин становится офицером. Он освобождает родные места и, глядя на них, плачет. Имя Теркина становится нарицательным. В главе «В бане» солдата с огромным количеством наград сравнивают с героем поэмы. Характеризуя своего героя, автор в главе «От автора» называет Теркина «святым и грешным русским чудо - человеком».

Теркин из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет - надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода , принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненным в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин - Теркин» герой встречает однофамильца - Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, - она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед . В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Т.: имя героя уже стало нарицательным.

ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой «обыкновенный», по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам, В. Т, «утратив богатырское телосложение», «обрел богатырскую душу». Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За быва-лостью и жизнелюбием - драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ В. Т. приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины. Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере В. Т, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. В. Т. стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль Уленшпигель Ш. де Костера и Кола Брюнъон Р. Роллана.

После окончания войны и публикации первой поэмы о В. Т. читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни В. Т. в мирное время. Сам Твардовский считал В. Т. принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название «Теркин на том свете». Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, В. Т. демонстрирует, что «самое страшное для государства мертвых - живой человек» (С. Лесневский).

После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал «покорным» и «вялым». во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой. Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Бобок»), Блока («Пляски смерти»).

С триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры (режиссер В. Плучек).

Читатель просил у Твардовского продолжения В. Т. «Наш Василий, - сообщает Твардовский, - прибыл на тот свет, а на этом - убыл». Поэма кончается намеком-обращением к читателю: «я тебе задачу задал». И В. Т, и Твардовский остались верны себе - бой «ради жизни на земле» продолжается.

Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.

Я большой охотник жить
Лет до девяноста.

И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
- А еще нельзя ли стопку,
Потому как молодец?

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Теркин, Теркин, добрый малый...

Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории страны, которые надолго остаются в памяти народа. Такие события во многом меняют представления людей о жизни и о искусстве. Война вызвала небывалый всплеск в литературе, музыке, живописи, кино. Но, пожалуй, не было и не будет более популярного произведения о войне, чем поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”.
А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Мы даже не можем утверждать, что это всегда сам Твардовский. Скорее, речь идет о том обобщенном образе автора-повествователя, который присутствует в “Евгении Онегине”, “Герое нашего времени” и других произведениях, составляющих основу русской литературной традиции. Хотя некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой.
Мать, отец, родные сестры
У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей (а мы помним, что “Василий Теркин” издавался отдельными главами в течение войны, а замысел восходит еще ко времени финской войны) веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей.
В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту вещью:

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором: автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ вообще - невозможно.
Поражает наблюдательность автора, зоркость его взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Книга становится своеобразной “энциклопедией” войны, написанной “с натуры”, в походной обстановке. Автор верен не только деталям. Он прочувствовал психологию человека на войне, ощутил такой же страх, голод, холод, так же радовался и горевал... А главное - “Книга про бойца” написана не по заказу, в ней нет ничего показного, нарочитого, она явилась органичным выражением потребности автора поведать современникам и потомкам о той войне, в которой “бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле”.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие - он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин - лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец - герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.
Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:
Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина - героя юмористической страницы газеты «На страже Родины».
Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому добиваться непринужденности разговорной речи. Эти формы сохраняться и в «настоящем» “Василии Теркине”, значительно усовершенствовавшись, выражая глубокое жизненное содержание.
Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны, относятся к периоду 1939-1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий.
Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ - вот главная его тема. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна Муравия». Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А..Т. Твардовский пишет поэму «Василий Теркин» о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.
Твардовский - поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного характера. В «Стране Муравии», «Василии Теркине» созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян.

«Просто парень сам собой
Он обыкновенный»

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

«Я вторую, брат, войну
На веку воюю»

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:
«Не горюй, у немца этот
Не последний самолет»

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

«Уберите эту бабу,
Я солдат еще живой»

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.
Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта - хорошо с Василием; где бы он не появился - в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:
И усевшись под сосной,
Кашу ест, ссутулясь.
“Свой?” - бойцы между собой,-
“Свой!” - переглянулись.

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна.

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит:

На -ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.

Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) :

Я работник,
Я бы дома в дело вник.
-Дом разрушен.
-Я и плотник.
-Печки нету.
-И печник…

героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера.

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.
В главе «От автора» изображается процесс «мифологизации» главного персонажа поэмы. Теркин назван автором «святым и грешным русским чудо - человеком». Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с «любого места».
В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне раскрывается герой, который попадает в самые разнообразные военные ситуации. В последних главах Теркин не появляется вовсе («Про солдата сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт сказал о герое все и не хочет повторяться, делать образ иллюстративным.
Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.
Твардовский рассказывает о причинах, которые толкнули его на такое построение поэмы:
“Я не долго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствие первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собою. Не поэма - ну и пусть себе не поэма, - решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи - некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет…”
Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом отлично знал и знает, но стремясь донести до читателя «сущую правду » войны, он полемически заявлял о своем отказе от сюжета в обычном понимании этого слова.

На войне сюжета нету…
................
Впрочем, правде не во вред.

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал «Василия Теркина» не поэмой, а «книгой про бойца». Слово «книга» в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет «серьезный, достоверный, безусловный», - говорит Твардовский.
Поэма «Василий Теркин» - эпическое полотно. Но в ней мощно звучат и лирические мотивы. Твардовский мог назвать (и назвал) поэму «Василий Теркин» своей лирикой, ибо в этом произведении впервые столь ярко, многообразно и сильно выразился облик самого поэта, черты его личности.



Похожие статьи
 
Категории