Великие мистики в реалиях: доктор Фауст. Трагическая история доктора фауста Доктор фауст автор

30.09.2021

На гибель Фауста взирайте все!
Его судьба да отвратит разумных
От области познанья заповедной,
Чья глубина отважные умы
Введёт в соблазн - творить деянья тьмы.
Кристофер Марло «Трагическая история доктора Фауста»


История учёного, продавшего душу дьяволу и погубленного им, известна нам благодаря Гёте. В его интерпретации Фауст - настоящий человек Возрождения, могучий ум, одержимый познанием и мечтающий служить человечеству. В иных версиях этой истории знаменитый доктор - всего лишь заурядный шарлатан или несчастная заблудшая душа. Если бы только существовавший в реальности прототип Фауста знал, что его судьба станет символом...


История Фауста - одна из самых популярных городских легенд Европы. И, как у всех городских легенд, у неё есть «подтверждения» в реальности. На одном из домов немецкого города Виттенберга висит табличка с надписью: «Иоганн Фауст (ок. 1480 - ок. 1540), астролог, алхимик, жил здесь между 1525 и 1532 годами». Его имя есть в списках учащихся Гейдельбергского университета за 1509 год, а также в списках представленных к учёной степени бакалавра теологии. К биографии этого средневекового учёного как будто даже не приписали ничего лишнего.

Кроме договора с дьяволом.

Авантюрист и чернокнижник

Настоящий Иоганн-Георг Фауст родился примерно в 1480 году (современные исследователи называют также 1466 год) в крохотном немецком городке Книтлинген (княжество Вюртемберг). Хотя в этом версии исследователей расходятся: иногда его местом рождения считаются городки Зиммерн, Кундлинг, а также Гельмштадт вблизи Гейдельберга или же Рода. Происходил он, по-видимому, из обеспеченной семьи, хотя кем были его родители - неизвестно. У юного Иоганна с очевидностью хватало и средств, и времени, чтобы получить неплохое образование - в основном самостоятельно. По другой версии - он изучал магию в Кракове, где в те времена можно было это делать совершенно свободно. В любом случае, оккультные науки его всегда интересовали.

Учёный монах, изучавший труды арабских математиков и астрономов в Барселоне, поддерживающей связи с Кордовским халифатом. Одним из первых европейцев познакомился с арабскими цифрами и активно их пропагандировал в научных кругах. Восстановил и усовершенствовал абак (счётную доску), изучал устройство небесной сферы, разрабатывал конструкцию астролябии. Учитель будущего императора Священной Римской империи Оттона II. Благодаря покровительству последнего сделал карьеру, завершившуюся его избранием Папой Римским в 999 году.

Ходили слухи, будто Жильбер изучал арабские труды не только по математике, но также по магии и астрологии, а ещё - общался с самим дьяволом, который якобы и помог ему занять папское кресло, после того как учёный обыграл его в кости. Согласно этим же сведениям, ему было предсказано, что дьявол схватит его, когда он будет в Иерусалиме, - и тот разорвал его на части, когда Папа читал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской. Впрочем, эти слухи было кому поддерживать, ведь у Жильбера было немало врагов: в среде духовенства он прославился не только своей учёностью, но и активной борьбой с симонией (продажей церковных должностей) и конкубинатом (обычаем духовных лиц содержать любовниц, вопреки целибату).

Тяга юноши к знаниям оказалась изрядно подпорчена его тщеславием. В 25 лет он присвоил себе звание магистра, а если точнее, то целый пышный титул: «Магистр Георгий Сабелликус Фауст-младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и выдающийся гидромант». В те времена для получения звания магистра требовалось постигать университетскую премудрость до двенадцати лет, эта учёная степень была эквивалентом доктора наук. Наш юный чернокнижник возжелал всего и сразу.

Иоганн Фауст много путешествовал по Германии, именуя себя «философом из философов» и вознося хвалу своей сверхъестественной памяти - якобы там содержатся все труды Платона и Аристотеля. На жизнь он весьма неплохо зарабатывал составлением гороскопов и демонстрацией различных трюков на ярмарках. Впервые Фауст упоминается в городских записях Гельнхаузена, где в 1506 году появляется с «магическими» фокусами. Занимался он и алхимией, и гаданиями, и лечением по знахарским рецептам. Притом что ничего выдающегося он, судя по историческим источникам, совершить не сумел, Иоганн обзавёлся высокопоставленными покровителями - это были рыцарь Франц фон Зиккинген и князь-епископ Бамбергский.

В 1507 году по рекомендации рыцаря фон Зиккингена Фауст получил место школьного учителя в городе Кройцнахе (ныне Бад-Кройцнах), однако вскоре его попросили с должности. Не за то, что он продолжал изучение чернокнижия, а за педофилию. В этом же году имя чародея упоминается в негодующем письме аббата Шпонгеймского монастыря, весьма известного учёного Иоганна Тритемия, к придворному астрологу и математику курфюрста Пфальцского Иоганну Фирдунгу: «Человек, о котором ты мне пишешь... имеющий дерзость называть себя главой некромантов, - бродяга, пустослов и мошенник».

Странно, что столь явный авантюрист всё-таки счёл нужным получить академическое образование и поступить в Гейдельбергский университет, где был не последним учеником. Если, конечно, упомянутый в списках Иоганн Фауст - именно тот, кто нас интересует.

Свидетельства о появлении Иоганна Фауста в различных немецких городах довольно многочисленны. В 1513 году в одной из таверн Эрфурта с ним встречался видный немецкий ученый-гуманист Конрад Муциан Руфус. В 1520 году Фауст составляет гороскоп епископа города Бамберга, за который получает неплохую сумму в 10 гульденов. Известно, что он пытался преподавать в нескольких университетах, но нигде не задерживался надолго - то ли по своему желанию, то ли из-за неприязни коллег. Однако тяга к знаниям всё-таки сыграла свою роль, обеспечив Фауста к концу жизни недурной репутацией способного и энергичного учёного. В конце 1530-х годов коллеги уже отзываются о нём с уважением, особо отмечая его познания в астрологии и медицине. Но после 1539 года его след теряется.

По версии, которую в Германии любят рассказывать туристам, Фауст погиб в 1540 году в одной из гостиниц Вюртемберга. Якобы в этот день разразилась буря при ясном небе: в гостинице падала мебель, грохотали невидимые шаги, хлопали двери и ставни, из печной трубы вырывалось синее пламя... Под утро, когда весь этот армагеддон закончился, в комнате Фауста нашли его обезображенное тело. По утверждениям горожан, это сам дьявол приходил забрать душу чернокнижника, с которым 24 года назад заключил договор. Современные исследователи предпочитают объяснять гибель учёного взрывом во время алхимического эксперимента.


Существует гипотеза, что на самом деле Фаустов было два: один из них, Георг, активно действовал с 1505 по 1515 годы, а другой, Иоганн - в 1530-х годах. Это могло бы объяснить противоречия в биографии учёного и многочисленные нестыковки по поводу его происхождения и образования. По другим версиям, прототипами Фауста могли быть Папа Сильвестр II, Агриппа, Альберт Великий, Роджер Бэкон и Иоганн Тритемий.

Жизнь после смерти

Легенды о том, что знаменитый астролог и алхимик продал душу дьяволу, начали складываться ещё при жизни исторического Иоганна Фауста. Почему начали говорить именно о нём? Очень похоже на то, что смекалистый маг был на самом деле гением пиара: он мог не только поддерживать легенды о себе, но и сам их сочинять, а ещё иметь неплохую «агентурную сеть» по всей Германии и сопредельным областям. А то, что среди этих историй встречались совершенно ни в какие ворота не лезущие, - так ещё Геббельс говорил о том, что чем более чудовищна ложь, тем легче люди в неё верят.

Монах-доминиканец, преподавал в доминиканской школе в Кёльне (среди его учеников был Фома Аквинский). Составил комментарии ко всем известным на тот момент работам Аристотеля. Помимо богословия, интересовался естественными науками, создал несколько масштабных трудов, систематизирующих все собранные на тот момент знания по зоологии, ботанике, минералогии, астрономии. Занимался алхимическими опытами, впервые сумел получить в чистом виде мышьяк. Изобрел логарифмы. За энциклопедичность знаний получил почтительное прозвище Doctor Universalis (Доктор всеобъемлющий). В ХХ веке был канонизирован католической церковью и провозглашён покровителем ученых.

Как все алхимики, Альберт Великий также считался магом. Ему приписывалось авторство нескольких оккультных трудов, которое, впрочем, сейчас считается сомнительным. Зато неоспоримо авторство «Малого алхимического свода» - своего рода Библии алхимиков. По легенде, он сумел создать искусственного человека - гомункулуса.

О степени правдивости подобных легенд можно судить хотя бы по самым известным. Так, рассказывали, будто его всюду сопровождал чёрный пудель, умевший превращаться в человека, - якобы это был сам демон Мефистофель. Также считалось, будто германский император обязан своими победами в Италии исключительно магическому искусству Фауста, а не тактическим умениям своих полководцев. А в Венеции и в Париже, при дворе короля Франциска I, Фауст якобы пытался даже возноситься в воздух. Правда, безуспешно.

Сами по себе истории о договоре с дьяволом были известны давно. Одна из первых её интерпретаций - раннехристианская «Повесть об Еладии, продавшем дьяволу душу», из которой выросла русская «Повесть о Савве Грудцыне» XVII века. Наш отечественный герой предпочёл с помощью беса сделать военную карьеру, а не научную, и у его истории счастливый финал: бог прощает раскаявшегося грешника.

Не прошло и полувека со дня предполагаемой смерти Иоганна Фауста, как он стал персонажем популярной «Истории о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике» («Народная книга»), изданной в 1587 году в Германии. В ней герою приписывают легенды, которые рассказывали о самых разных знаменитых чернокнижниках: от легендарного Симона Волхва, состязавшегося в чудесах с самим апостолом Павлом, до Альберта Великого и Корнелиуса Агриппы.

Популярность истории о Фаусте связана не только с её увлекательностью, но и с тем, что в ней люди эпохи Возрождения находили подтверждение своему страху перед прогрессом: наука в те времена развивалась бурно, путем проб и ошибок, и осознать изменения обыватели просто не успевали, предпочитая шарахаться от всего, чего не могли понять. Не слишком ли обнаглели эти странные люди учёные, силясь проникнуть в тайны природы, от бога это стремление или от дьявола? Безымянный автор «Истории о докторе Фаусте» убеждён, что героя погубило не стремление к знаниям как таковое, а гордыня, желание уподобиться богу, познав все тайны неба и земли, и неразборчивость в средствах - вместо того чтобы кропотливо трудиться самостоятель- но, как велит христианская мораль, учёный прибег к помощи врага рода человеческого. За это герой жестоко наказан: в финале бесы утаскивают его в ад.

«История о докторе Фаусте» с большим успехом прогулялась по всей Европе, охваченной примерно одними и теми же настроениями. Не исключено, что русский автор «Повести о Савве Грудцыне» тоже её читал. На французском её пересказал историк и богослов Пьер Кайе, как и положено богослову, решительно осуждавший Фауста за безбожие и чародейство. Именно Кайе ввёл в историю античную красавицу Елену, тень которой наш доктор вызывает в качестве наглядного пособия на лекции о Гомере и влюбляется в неё.

Пришёлся ко двору легендарный чернокнижник и в Англии, на родине знаменитых «учёных магов» Роджера Бэкона и Джона Ди. Кристофер Марло (тот самый, которому приписывается авторство всех или некоторых пьес Шекспира) на том же материале написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста» (1604). Он осуждает героя и в то же время им любуется: талантливый и увлечённый Фауст - настоящий человек Возрождения, поплатившийся за «присвоение полномочий» бога. Его история напоминает о судьбе античного богоборца Прометея.


Кстати, именно Марло первым назвал демона, с которым общался Фауст, Мефистофелем.


Более всего легенда о Фаусте была популярна, разумеется, у себя на родине. Немецкие авторы, как положено добропорядочным бюргерам, чаще придавали герою черты возмутителя морали, наказанного за грех чернокнижия, чем титана Ренессанса. Исключением стали писатели предромантического периода «бури и натиска» (1767-1785), заворожённые бунтарством Фауста.

В числе авторов «бури и натиска» был и Иоганн Вольфганг Гёте, создавший, по сути, канон легенды - грандиозную трагедию «Фауст», которую он писал почти всю жизнь, с 1774 по 1831 год. Писатель выстроил практически универсальный текст, умудрившись через искания Фауста показать не только судьбу человека науки, но и - шире - человека вообще, с его сомнениями, страхами, слабостями - и подлинным величием.

Доктор философии, естествоиспытатель. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах. Занимался оптикой, астрологией, алхимией, во многом способствовав превращению последней в химию. Предвосхитил множество открытий будущего (порох, телефон, летательные аппараты, автомобили), разработал проект утопического государства под управлением выборного парламента. За свои научные заслуги получил прозвище Doctor Mirabilis (Удивительный доктор).

Из-за неладов со схоластами Бэкон был провозглашён чернокнижником. Эта слава сильно подпортила ему жизнь: так, его отлучили от преподавания в Оксфордском университете и отдали под надзор монахам-францисканцам, к которым Бэкон вынужден был присоединиться, дабы обелить себя. Однако занятий наукой не прекратил, как и нападок на духовенство, за что был обвинён в ереси и заточён в тюрьму на 20 с лишним лет.

По сути, легенду о Фаусте в том виде, в каком она была известна в фольклоре, Гёте пересказывает лишь в первой части поэмы. Вторая часть - это путешествия Фауста в пространстве и времени, от античной Спарты до горы Брокен в Германии, где проходили ведьминские шабаши в Вальпургиеву ночь. Пространство поэмы разрастается вширь и вглубь, от Небес до Преисподней, на сцену выходят всё новые и новые действующие лица - словом, Гёте рисует невероятно разнообразный мир, который человеку предстоит познавать и преобразовывать всю жизнь, ни на секунду не останавливаясь на достигнутом. Именно поэтому душа Фауста должна достаться дьяволу тогда, когда учёный пожелает остановить мгновение.


Но Гёте изменяет финал легенды: в последний момент Фауста уносят на небо ангелы. Его душа спасена благодаря милосердию бога, который прощает и не такие грехи, и молитвам погубленной Фаустом Гретхен. Это демонстрация авторской позиции: стремление человека сравняться с богом - не проявление гордыни, а естественное желание, потому что он был создан по его образу и подобию.


Фауст после Гёте

Доктор Фауст в гётевской интерпретации пришёлся ко двору писателям эпохи романтизма. Их любимым героем был бунтарь, неистовый борец за свободу, не знающий сна и покоя, сомневающийся и вечно чем-то недовольный - собой, окружающими, миром, богом. От «модели человека, неудовлетворенного полностью» доктора Выбегалло романтический революционер отличается огромным запасом жизненной энергии, гигантской харизмой и непоколебимым убеждением в том, что свобода, в том числе свобода познания, - неотъемлемое право человека. То, что в этом праве, как говорится, «есть нюансы», человечеству стало понятно уже намного позднее.

Впрочем, романтики умели нестандартно обходиться с вечными сюжетами, их «фанфики» вполне достойны существовать рядом с «каноном» (если таковым считать поэму Гёте). Кристиан Дитрих Граббе в драме «Дон Жуан и Фауст» (1829) сводит вместе учёного и дамского угодника: они объединены любовью к одной и той же женщине, и это не случайно - ведь оба они всю жизнь провели в вечных поисках, а что именно искать - для романтиков неважно, главное - процесс. Ну а Генрих Гейне в своей «поэме для танцев» «Доктор Фауст» (1851) вообще превращает пафосного «титана Возрождения» в опереточного героя, который отказывается от всех высоких порывов во имя бюргерских семейных ценностей. По сути, это первая пародия на сюжет легенды.

Фауст кисти Рембрандта.

В европейской культуре Фауст, как чёртик из коробочки, выскакивает всякий раз, как становится злободневной тема технического прогресса и всех связанных с ним фобий. Поэтому новая волна интереса к истории несчастного (или счастливого, как посмотреть) доктора поднялась в конце XIX - начале ХХ века, в «стимпанковую» эпоху модерна. Фауст и Мефистофель появляются в мистическом романе Валерия Брюсова «Огненный ангел» (1908) - правда, лишь как эпизодические персонажи, «испытатель элементов» доктор Фауст и его спутник монах Мефистофелюс. В пьесе Анатолия Луначарского (который был не только наркомом просвещения, но и писателем) «Фауст и город» (1908) герой закономерно становится не только покорителем природы, но и революционером, приветствующим переворот в своей счастливой стране у моря. Томас Манн в романе «Доктор Фаустус» (1947) рассказывает историю больного сифилисом одарённого музыканта Адриана Леверкюна, которому однажды в видении является дьявол и объявляет, что его болезнь символизирует сделку с силами зла. Сложно понять, является ли эта сделка реальной - или же герой просто видит её в бреду. Однако все предсказания Князя Тьмы сбываются: Леверкюн приносит несчастья всем, кого осмеливается полюбить.

Именно оперу Шарля Гуно «Фауст» (ту самую, из которой родом знаменитая ария Мефистофеля «Люди гибнут за металл») ставят в Парижской Опере в романе Гастона Леру «Призрак оперы». Черты Фауста угадываются в герое «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда: Дориана, как и средневекового учёного, соблазняют вечной молодостью в обмен на душу. Близкая родня Фауста - и байроновский Манфред, и даже доктор Франкенштейн: с первым нашего учёного роднит «дух отрицанья, дух сомненья», со вторым - стремление к познанию законов самой жизни и осознание опасности этого самого познания. Кроме того, у Гёте Фауст создает гомункулуса - искусственного человека, точно так же и Виктор Франкенштейн создает своё чудовище.

Фантасты также нет-нет да и поминают знаменитого доктора, превратившегося в символ, к месту и не к месту. У Филипа Дика в «Реставраторе Галак- тики» (он же «Гончарный круг неба») с Фаустом постоянно сравнивают инопланетянина Глиммунга, вознамерившегося поднять со дна демонического моря Маре Нострум храм древней цивилизации. Клайв Баркер в своем дебютном романе «Проклятая игра» сочиняет историю современного Фауста: главный герой, выпущенный из тюрьмы боксёр Марти Штраус, становится телохранителем у миллионера Маммолиана, который некогда задолжал кое-что могущественному существу, не то человеку, не то демону... На самом деле история Баркера - о том, что «каждый сам себе Мефистофель», носящий персональный ад в своей душе.

Иоганн Тритемий в миру Иоганн Хайденберг (1462 - 1516)

Монах, с негодованием отзывавшийся о мошеннике Фаусте в одном из своих писем, вполне годится на роль прототипа Фауста. Монах-бенедиктинец, избранный аббатом Шпонгеймского монастыря, увеличил библиотеку последнего с 50 до 2000 книг и сделал его уважаемым научным центром. Среди его учеников - Корнелий Агриппа и Парацельс.

Одно из наиболее значительных сочинений Тритемия - «Стеганография», впоследствии занесённая в «Индекс запрещённых книг». На первый взгляд книга рассказывает о магии - как использовать духов для передачи информации на большие расстояния. Однако с публикацией ключа для дешифровки стало ясно, что учёный зашифровал в книге ни много ни мало учебник по криптографии. Само её название стало наименованием целой криптографической отрасли - искусства передавать скрытые послания путём неразглашения самого факта передачи (хрестоматийный пример стеганографии - использование симпатических чернил). Возможно, любовь к подобного рода шуткам и стала причиной слухов о продаже аббатом души дьяволу.

Фантасты очень любят древний сюжет сделки с дьяволом - для такой истории можно найти уйму остроумных решений: как можно перехитрить «отца лжи», например? Собственно Фауст не очень-то популярен в подобных сюжетах, разве что в виде пародии. Роман Роджера Желязны и Роберта Шекли «Коль с Фаустом тебе не повезло» (он же «Коль в роли Фауста тебе не преуспеть»), вторая часть «Трилогии рыжего демона», начинается, как и поэма Гёте: с объявления о соревновании сил Света и Тьмы за душу смертного. Правда, этим смертным оказывается не рефлексирующий Фауст, а бандит по кличке Мак Дубинка - с этого-то все и начинается. А Терри Пратчетт (ну как же без него!) в книге «Эрик, а также Ночная стража, ведьмы и Коэн-варвар» описывает злоключения начинающего мага Эрика, который вместо демона случайно вызывал из другого мира бедолагу Ринсвинда.

Майкл Суэнвик на основе сюжета Гёте создал масштабную альтернативную историю «Джек/Фауст». По его версии, Мефистофель был могущественным пришельцем из параллельного измерения, который наделил Фауста всеми возможными техническими знаниями в обмен на обещание, что тот уничтожит человечество с помощью этих знаний. В результате на Европу обрушивается небывалый технический прогресс: электричество, железные дороги, антибиотики - и всё новые и новые виды оружия.

Киношники мимо знаменитой легенды тоже не прошли. В частности, поэму Гёте экранизировал в виде немого фильма 1926 года немецкий режиссер Фридрих Мурнау, создатель «Носферату - симфонии ужаса». Из фильмов, которые не являются экранизациями, нельзя не отметить прекрасный мистический детектив «Сердце ангела», в котором герой Роберта Де Ниро - Луи Сайфер - отзывается и на имя «Мефистофель», как и дьявол в комиксе и фильме «Призрачный гонщик». Вариация на тему Фауста - и история главного героя картины Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса», которому дьявол даровал бессмертие и вечную юность в обмен на душу его дочери. Фильм Яна Шванкмайера «Урок Фауста» - поэтичная философская притча о нашем современнике, который стал знаменитым доктором, вжившись в его роль с помощью магического кукольного театра. Как и лучшие образцы «дьявольских» историй, эта - о том, что ад совсем близко от нас, а прогресс человечества не является благом, если приводит нас в мир иллюзорных, кукольных ценностей. Ну и как же в такой популярной теме без кинотрэша? Его снял знаменитый творец кошмаров Брайан Юзна, под названием «Фауст - князь Тьмы». Здесь Фауст, продавший душу дьяволу, после смерти воскресает и становится маньяком-убийцей, мстителем наподобие небезызвестного Ворона из одноимённого фильма.

В аниме Shaman King есть персонаж по имени Фауст VII - родня знаменитому алхимику, и сам маг-некромант. Действует доктор Фауст и в серии игр Guilty Gear - правда, он не продавал душу дьяволу, а «всего лишь» сошёл с ума, когда под его скальпелем умерла маленькая пациентка.


Уроженец Кёльна, получил превосходное образование в Парижском университете. После окончания учебного заведения странствовал по всей Европе, читая лекции по богословию в разных местах, но нигде долго не задерживаясь, - в том числе и потому, что с регулярностью выводил из себя духовенство своими едкими сатирами. С церковью Агриппа воевал не только словом, но и делом: однажды он спас от костра старуху, объявленную ведьмой, вступив с судьями в богословский диспут и одержав победу. Впрочем, разбирался он не только в богословии, но и в юриспруденции, медицине, а также алхимии и оккультизме.

Безбожник - значит, продал душу дьяволу; для средневековых церковников эта логика была железной. Поэтому рассказывали, что Агриппа овладел секретом превращения любого вещества в золото, но это было дьявольское золото: якобы монеты, которыми он расплачивался в трактирах, после его ухода превращались в навоз. Также будто бы он умел находиться одновременно в разных местах и общаться с мёртвыми, а книги, написанные им, обладали душой и могли подчинять себе волю их владельца.

Кем же был Фауст - первым из мошенников, удачливым мистификатором, бесшабашным авантюристом, талантливым кабинетным учёным? Судя по историческим хроникам, последнее наименее вероятно. Что мы можем сказать точно - так это то, что Фауст давно стал символом. Символом жадного поиска знаний, символом желания поставить превыше всего Разум и Прогресс. Символом нашей цивилизации, одним словом. Можно ахнуть от ужаса, что альфой и омегой нашего мироустройства стал человек, заключивший сделку с дьяволом; можно вздохнуть от восхищения: обычный человек, рискнувший замахнуться на такое! Очевидно, эпоха Фауста дала нам много хорошего - и немало плохого. Столь же очевидно, что когда-то она кончится. Но вряд ли при нашей с вами жизни.

На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста: он родился в германском городе Рода, учился в Виттенберге, получил докторскую степень. «Потом, исполнен дерзким самомненьем, / Он ринулся в запретные высоты / На крыльях восковых; но тает воск - /И небо обрекло его на гибель».

Фауст в своём кабинете размышляет о том, что, как ни преуспел в земных науках, он всего лишь человек и власть его не беспредельна. Фауст разочаровался в философии. Медицина также не всесильна, она не может дать людям бессмертье, не может воскресить умерших. Юриспруденция полна противоречий, законы вздорны. Даже богословие не даёт ответа на мучающие Фауста вопросы. Лишь магические книги привлекают его. «Могущественный маг подобен Богу. / Итак, свой разум, Фауст, изощряй, / Стремясь божественной достигнуть власти». Добрый ангел уговаривает Фауста не читать проклятых книг, полных соблазнов, которые навлекут на Фауста гнев Господень. Злой ангел, наоборот, подстрекает Фауста заняться магией и постичь все секреты природы: «Будь на земле, как в небесах Юпитер - / Владыкой, повелителем стихий!» Фауст мечтает заставить духов служить себе и стать всемогущим. Его друзья Корнелий и Вальдес обещают посвятить его в тайны магической науки и научить заклинать духов. На его зов является Мефистофель. Фауст хочет, чтобы Мефистофель служил ему и исполнял все его желания, но Мефистофель подчиняется одному Люциферу и может служить Фаусту только по приказу Люцифера. Фауст отрекается от Бога и признает верховным властелином Люцифера - владыку тьмы и повелителя духов. Мефистофель рассказывает Фаусту историю Люцифера: когда-то он был ангелом, но проявил гордыню и восстал на Господа, за это Бог его низринул с неба, и теперь он в аду. Те, кто вместе с ним восстали на Господа, также осуждены на адские муки. Фауст не понимает, как же сейчас Мефистофель вышел из сферы ада, но Мефистофель объясняет: «О нет, здесь ад, и я всегда в аду. / Иль думаешь, я, зревший лик Господень, / Вкушавший радость вечную в раю, / Тысячекратным адом не терзаюсь, / Блаженство безвозвратно потеряв?» Но Фауст твёрд в своём решении отринуть Бога. Он готов продать душу Люциферу за то, чтобы двадцать четыре года «жить, вкушая все блаженства» и иметь Мефистофеля своим слугой. Мефистофель отправляется к Люциферу за ответом, а Фауст тем временем мечтает о власти: он жаждет стать царём и подчинить себе весь мир.

Слуга Фауста Вагнер встречает шута и хочет, чтобы шут служил ему семь лет. Шут отказывается, но Вагнер вызывает двух дьяволов Балиола и Белчера и грозится, что, если шут откажется ему служить, дьяволы немедленно утащат его в ад. Он обещает научить шута превращаться в собаку, в кота, в мышь или крысу - во все что угодно. Но шут если уж в кого и хочет превращаться, то в маленькую резвую блошку, чтобы прыгать, где ему хочется, и щекотать смазливых бабёнок под юбками.

Фауст колеблется. Добрый ангел уговаривает его бросить занятия магией, раскаяться и возвратиться к Богу. Злой ангел внушает ему мысли о богатстве и славе. Возвращается Мефистофель и говорит, что Люцифер приказал ему служить Фаусту до гроба, если Фауст кровью напишет завещание и дарственную на свою душу и тело. Фауст согласен, он вонзает нож себе в руку, но кровь стынет у него в жилах, и он не может писать. Мефистофель приносит жаровню, кровь Фауста согревается, и он пишет завещание, но тут на руке его появляется надпись «Homo, fuge» («Человек, спасайся»); Фауст не обращает на неё внимания. Чтобы развлечь Фауста, Мефистофель приводит дьяволов, которые дают Фаусту короны, богатые одежды и танцуют перед ним, затем удаляются. Фауст расспрашивает Мефистофеля про ад. Мефистофель объясняет: «Единым местом ад не ограничен, / Пределов нет ему; где мы, там ад; / И там, где ад, должны мы вечно быть». Фаусту не верится: Мефистофель разговаривает с ним, ходит по земле - и все это ад? Такой ад Фаусту не страшен. Он просит Мефистофеля дать ему в жены самую прекрасную девушку Германии. Мефистофель приводит к нему дьявола в женском обличье. Брак - это не для Фауста, Мефистофель предлагает каждое утро приводить к нему самых красивых куртизанок. Он вручает Фаусту книгу, где все написано: и как добывать богатство, и как вызывать духов, в ней описано расположение и движение планет и перечислены все растения и травы.

Фауст проклинает Мефистофеля за то, что он лишал его небесных радостей. Добрый ангел советует Фаусту раскаяться и уповать на милосердие Господне. Злой ангел говорит, что Бог не сжалится над таким великим грешником, впрочем, он уверен, что Фауст и не раскается. У Фауста и правда не хватает духу раскаяться, и он заводит с Мефистофелем спор об астрологии, но когда он спрашивает, кто создал мир, Мефистофель не отвечает и напоминает Фаусту, что он проклят. «Христос, мой искупитель! / Спаси мою страдающую душу!» - восклицает Фауст. Люцифер упрекает Фауста за то, что он нарушает слово и думает о Христе. Фауст клянётся, что это больше не повторится. Люцифер показывает Фаусту семь смертных грехов в их подлинном обличье. Перед ним проходят Гордость, Алчность, Ярость, Зависть, Чревоугодие, Леность, Распутство. Фауст мечтает увидеть ад и вновь вернуться. Люцифер обещает показать ему ад, а пока даёт книгу, чтобы Фауст прочёл ее и научился принимать любой образ.

Хор рассказывает, что Фауст, желая познать тайны астрономии и географии, для начала отправляется в Рим, чтобы увидеть папу и принять участие в торжествах в честь святого Петра.

Фауст и Мефистофель в Риме. Мефистофель делает Фауста невидимым, и Фауст развлекается тем, что в трапезной, когда папа угощает кардинала Лотарингского, выхватывает у него из рук блюда с яствами и съедает их. Святые отцы в недоумении, папа начинает креститься, и, когда он крестится в третий раз, Фауст даёт ему пощёчину. Монахи предают его проклятию.

Робин, конюх постоялого двора, где остановились Фауст с Мефистофелем, крадёт у Фауста книгу. Он и его друг Ралф хотят научиться по ней творить чудеса и для начала крадут кубок у трактирщика, но тут вмешивается Мефистофель, чей дух они ненароком вызвали, они возвращают кубок и обещают больше никогда не красть магические книги. В наказание за дерзость Мефистофель обещает превратить одного из них в обезьяну, а другого - в собаку.

Хор рассказывает, что, посетив дворы монархов, Фауст после долгих странствий по небу и земле вернулся домой. Слава о его учёности доходит до императора Карла Пятого, и тот приглашает его к себе во дворец и окружает почётом.

Император просит Фауста показать своё искусство и вызвать духов великих людей. Он мечтает увидеть Александра Великого и просит Фауста сделать так, чтобы Александр и его супруга восстали из могилы. Фауст объясняет, что тела давно усопших особ превратились в прах и он не может показать их императору, но он вызовет духов, которые примут образы Александра Великого и его супруги, и император сможет их увидеть во цвете лет. Когда духи появляются, император, чтобы удостовериться в их подлинности, проверяет, есть ли у супруги Александра родинка на шее, и, обнаружив ее, проникается к Фаусту ещё большим уважением. Один из рыцарей сомневается в искусстве Фауста, в наказание у него на голове вырастают рога, которые исчезают только тогда, когда рыцарь обещает впредь быть почтительнее с учёными. Время, отпущенное Фаусту, подходит к концу. Он возвращается в Виттенберг.

Лошадиный барышник за сорок монет покупает у Фауста коня, но Фауст предупреждает его, чтобы он ни в коем случае не въезжал на нем в воду. Лошадиный барышник думает, что Фауст хочет утаить от него какое-нибудь редкостное качество коня, и первым делом въезжает на нем в глубокий пруд. Едва доплыв до середины пруда, барышник обнаруживает, что конь исчез, а под ним вместо коня - охапка сена. Чудом не утонув, он приходит к Фаусту, чтобы потребовать свои деньги обратно. Мефистофель говорит барышнику, что

Фауст крепко спит. Барышник тащит Фауста за ногу и отрывает ее. Фауст просыпается, кричит и посылает Мефистофеля за констеблем. Барышник просит отпустить его и обещает заплатить за это ещё сорок монет. Фауст доволен: нога на месте, а лишние сорок монет ему не повредят. Фауста приглашает герцог Ангальтский. Герцогиня просит достать ей среди зимы виноград, и Фауст тут же протягивает ей спелую гроздь. Все дивятся его искусству. Герцог щедро награждает Фауста. Фауст бражничает со студентами. Под конец пирушки они просят его показать им Елену Троянскую. Фауст исполняет их просьбу. Когда студенты уходят, приходит Старик, который пытается вернуть Фауста на путь спасения, но безуспешно. Фауст хочет, чтобы прекрасная Елена стала его возлюбленной. По приказу Мефистофеля Елена предстаёт перед Фаустом, он целует ее.

Фауст прощается со студентами: он на пороге смерти и осуждён вечно гореть в аду. Студенты советуют ему вспомнить о Боге и просить его о снисхождении, но Фауст понимает, что ему нет прощения, и рассказывает студентам, как продал душу дьяволу. Близок час расплаты. Фауст просит студентов молиться за него. Студенты уходят. Фаусту осталось жить только один час. Он мечтает, чтобы полночь никогда не наступала, чтобы время остановилось, чтобы настал вечный день или хотя бы подольше не наступала полночь и он успел бы раскаяться и спастись. Но бьют часы, грохочет гром, сверкает молния, и дьяволы уводят Фауста.

Хор призывает зрителей извлечь урок из трагической судьбы Фауста и не стремиться к познанию заповедных сфер науки, которые соблазняют человека и учат его творить зло.

Пересказала

Трагедия И. В. Гете «Фауст» была написана в 1774 – 1831 годах и относится к литературному направлению романтизм. Произведение является главным трудом писателя, над которым он работал на протяжении почти всей своей жизни. В основе сюжета трагедии лежит немецкая Легенда о Фаусте, известном чернокнижнике XVI века. Особое внимание привлекает композиция трагедии. Две части «Фауста» противопоставляются: в первой изображены отношения доктора с духовно чистой девушкой Маргаритой, во второй – деятельность Фауста при дворе и брак с античной героиней Еленой.

Главные герои

Генрих Фауст – доктор, разочаровавшийся в жизни и науке ученый. Заключил сделку с Мефистофелем.

Мефистофель – злой дух, дьявол, поспорил с Господом на то, что сможет заполучить душу Фауста.

Гретхен (Маргарита) – возлюбленная Фауста. Невинная девушка, которая из-за любви к Генриху случайно убила свою мать, а после, сойдя с ума, утопила свою дочь. Умерла в тюрьме.

Другие персонажи

Вагнер – ученик Фауста, создавший Гомункула.

Елена – древнегреческая героиня, возлюбленная Фауста, от которой у нее родился сын Эвфорион. Их брак – символ соединения античного и романтичного начал.

Эвфорион – сын Фауста и Елены, наделенный чертами романтичного, байронического героя.

Марта – соседка Маргариты, вдова.

Валентин – солдат, брат Гретхен, которого убил Фауст.

Директор театра, Поэт

Гомункул

Посвящение

Театральное вступление

Директор театра просит Поэта создать развлекательное произведение, которое будет интересно абсолютно всем и привлечет в их театр больше зрителей. Однако Поэт считает, что «кропанье пошлостей – большое зло» , «бездарных проходимцев ремесло» .

Директор театра советует ему отойти от привычного стиля и более решительно приступать к делу – «по-свойски расправляться» с поэзией, тогда его произведения будут действительно интересны людям. Директор предоставляет Поэту и Актеру все возможности театра, чтобы:

«В дощатом этом – балагане
Вы можете, как в мирозданье,
Пройдя все ярусы подряд,
Сойти с небес сквозь землю в ад» .

Пролог на небе

К Господу на прием является Мефистофель. Дьявол рассуждает о том, что «озаренные божьей искрой» люди продолжают жить как животные. Господь спрашивает, знает ли он Фауста. Мефистофель вспоминает, что Фауст – ученый, который «рвется в бой, и любит брать преграды» , служа Богу. Дьявол предлагает поспорить, что он «отобьет» у Господа Фауста, подвергая его всяческим искушениям, на что получает согласие. Бог уверен, что чутье ученого выведет его из тупика.

Часть первая

Ночь

Тесная готическая комната. Фауст сидит без сна за книгой. Доктор размышляет:

«Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком» .

«И к магии я обратился,
Чтоб дух по зову мне явился
И тайну бытия открыл» .

Размышления доктора прерывает неожиданно вошедший в комнату его ученик Вагнер. Во время беседы с учеником, Фауст объясняет: люди на самом деле ничего не знают о древности. Доктора возмущают самонадеянные, глупые мысли Вагнера, что человек уже дорос до того, чтобы познать все тайны мирозданья.

Когда Вагнер ушел, доктор размышляет о том, что считал себя равным богу, однако это не так: «Я червь слепой, я пасынок природы» . Фауст понимает, что его жизнь «проходит в прахе» и собирается покончить жизнь самоубийством, выпив яд. Однако в момент, когда он подносит бокал с ядом к губам, раздается колокольный звон и хоровое пение – ангелы поют о Воскресении Христа. Фауст отказывается от своего намерения.

У ворот

Толпы гуляющих, среди которых Вагнер и Фауст. Старик-крестьянин благодарит доктора и его покойного отца за то, что они помогли в городе «избыть чуму» . Однако Фаусту стыдно за отца, который во время своей лечебной практики ради экспериментов давал людям отраву – леча одних, он убивал других. К доктору и Вагнеру подбегает черный пудель. Фаусту кажется, что за псом «змеится пламя по земле полян» .

Рабочая комната Фауста

Фауст забрал пуделя к себе. Доктор садится за перевод на немецкий язык Нового Завета. Раздумывая над первой фразой писания, Фауст приходит к выводу, что она переводится не как «В начале было Слово» , а «В начале было Дело» . Пудель начинает баловаться и, отвлекшись от работы, доктор видит, как пес превращается в Мефистофеля. Дьявол является к Фаусту в одежде странствующего студента. Доктор спрашивает кто он, на что Мефистофель отвечает:

«Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла» .

Мефистофель посмеивается над человеческими слабостями, словно зная, какие мысли мучают Фауста. Вскоре Дьявол собирается уйти, но его не пускает начертанная Фаустом пентаграмма. Дьявол с помощью духов усыпляет доктора и, пока тот спит, исчезает.

Второй раз Мефистофель явился к Фаусту в богатой одежде: в камзоле из карамзина, с накидкой на плечах и петушиным пером на шляпе. Дьявол уговаривает доктора покинуть стены кабинета и уйти с ним:

«Тебе со мною будет здесь удобно,
Я буду исполнять любую блажь» .

Фауст соглашается и подписывает договор кровью. Они отправляются в путешествие, летя прямо по воздуху на волшебном плаще Дьявола.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Мефистофель и Фауст присоединяются к компании веселящихся гуляк. Дьявол угощает пьющих вином. Один из гуляк проливает напиток на землю и вино загорается. Мужчина восклицает, что это адское пламя. Присутствующие бросаются на Дьявола с ножами, однако он наводит на них «дурман» – людям начинает казаться, что они в прекрасном крае. В это время Мефистофель с Фаустом исчезают.

Кухня ведьмы

Фауст и Мефистофель ожидают ведьму. Фауст жалуется Мефистофелю на то, что его мучают грустные мысли. Дьявол отвечает, что от любых размышлений его сможет отвлечь простое средство – ведение обычного хозяйства. Однако Фауст не готов «жить без размаху» . По просьбе Дьявола ведьма готовит Фаусту зелье, после которого тело доктора «набирается жару» , и к нему возвращается утраченная молодость.

Улица

Фауст, увидев на улице Маргариту (Гретхен), поражен ее красотой. Доктор просит Мефистофеля свести его с ней. Дьявол отвечает, что только что подслушал ее исповедь – она невинна, как маленький ребенок, поэтому у нечистой силы нет над ней власти. Фауст ставит условие: либо Мефистофель устраивает сегодня их свидание, либо он расторгнет их договор.

Вечер

Маргарита размышляет о том, что многое бы отдала, чтобы узнать, кем был тот, встретившийся ей мужчина. Пока девушка уходит из своей комнаты, Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок – шкатулку с драгоценностями.

На прогулке

Мать Маргариты отнесла подаренные драгоценности к священнику, так как поняла, что это подарок нечистой силы. Фауст распоряжается подарить Гретхен что-то другое.

Дом соседки

Маргарита рассказывает соседке Марте, что обнаружила у себя вторую шкатулку с драгоценностями. Соседка советует ничего не говорить о находке матери, начиная надевать украшения постепенно.

К Марте приходит Мефистофель и сообщает о выдуманной смерти ее мужа, который ничего не оставил своей жене. Марта спрашивает, можно ли получить бумагу, подтверждающую кончину мужа. Мефистофель отвечает, что он вскоре вернется с другом, чтобы дать показания о смерти, и просит Маргариту тоже остаться, так как его друг «отличный малый» .

Сад

Прогуливаясь с Фаустом, Маргарита рассказывает, что она живет с матерью, ее отец и сестра умерли, а брат служит в армии. Девушка гадает на ромашке и получает ответ «Любит» . Фауст признается Маргарите в любви.

Лесная пещера

Фауст скрывается от всех. Мефистофель рассказывает доктору, что Маргарита очень сильно по нему тоскует и боится, что Генрих остыл к ней. Дьявола удивляет, что Фауст так просто решил отступиться от девушки.

Сад Марты

Маргарита делится с Фаустом, что ей очень не нравится Мефистофель. Девушке кажется, что он может их предать. Фауст, отмечает невинность Маргариты, перед которой Дьявол бессилен: «О, чуткость ангельских догадок!» .

Фауст дает Маргарите пузырек со снотворным, чтобы она могла усыпить свою мать, и им удалось в следующий раз побыть наедине дольше.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Валентин, брат Гретхен, решает расправиться с возлюбленным девушки. Юноша огорчен тем, что она навлекла на себя стыд связью без брака. Увидев Фауста, Валентин вызывает его на поединок. Доктор убивает юношу. Пока их не заметили, Мефистофель и Фауст скрываются, уезжают из города. Перед смертью Валентин наставляет Маргариту, говоря, что девушка должна беречь свою честь.

Собор

Гретхен присутствует на церковной службе. Позади девушки злой дух нашептывает ей мысли о том, что Гретхен виновна в смерти матери (не проснувшейся от снотворного зелья) и брата. Кроме того, все знают, что девушка носит под сердцем ребенка. Не выдерживая навязчивых дум, Гретхен падает в обморок.

Вальпургиева ночь

Фауст и Мефистофель наблюдают за шабашем ведьм и колдунов. Прогуливаясь вдоль костров, они встречают генерала, министра, разбогатевшего дельца, писателя, ведьму-старьевщицу, Лилит, Медузу и других. Неожиданно одна из теней напоминает Фаусту Маргариту, доктору привиделось, что девушка обезглавлена.

Пасмурный день. Поле

Мефистофель рассказывает Фаусту, что Гретхен долго нищенствовала и теперь попала в тюрьму. Доктор в отчаянии, он упрекает в случившемся Дьявола и требует, чтобы тот спас девушку. Мефистофель замечает, что это не он, а сам Фауст загубил Маргариту. Однако, подумав, соглашается помочь – Дьявол усыпит смотрителя, а после унесет их подальше. Завладеть же ключами и вывести Маргариту из темницы придется самому Фаусту.

Тюрьма

Фауст входит в темницу, где сидит Маргарита, напевая странные песенки. Она лишилась рассудка. Приняв доктора за палача, девушка просит отстрочить кару до утра. Фауст объясняет, что перед ней ее возлюбленный и им нужно поспешить. Девушка рада, но временит, говоря ему, что он охладел к ее объятьям. Маргарита рассказывает, как усыпила до смерти мать и утопила в пруду дочь. Девушка бредит, просит Фауста выкопать могилы для нее, ее матери и брата. Перед смертью Маргарита просит спасения у бога. Мефистофель говорит, что она осуждена на муки, но тут доносится голос свыше: «Спасена!» . Девушка умирает.

Часть вторая

Акт первый

Императорский дворец. Маскарад

Мефистофель в образе шута предстает перед императором. В тронной зале начинается Государственный совет. Канцлер сообщает, что страна находится в упадке, у государства недостаточно денег.

Сад для гулянья

Дьявол помог государству решить проблему безденежья, провернув аферу. Мефистофель пустил в оборот ценные бумаги, залогом которых стало находящееся в недрах земли золото. Сокровище когда-то будет найдено и покроет все расходы, но пока одураченные люди расплачиваются акциями.

Темная галерея

Фауст, представший при дворе в роли кудесника, сообщает Мефистофелю, что обещал императору показать античных героев Париса и Елену. Доктор просит Дьявола помочь ему. Мефистофель дает Фаусту ключ-направитель, который поможет доктору проникнуть в мир языческих богов и героев.

Рыцарский зал

Придворные ожидают появления Париса и Елены. Когда появляется древнегреческая героиня, дамы начинают обсуждать ее недостатки, однако Фауст очарован девушкой. Перед зрителями разыгрывается сцена «похищения Елены» Парисом. Потеряв самообладание, Фауст пытается спасти и удержать девушку, но духи героев внезапно испаряются.

Акт второй

Готическая комната

Фауст лежит в своей старой комнате без движения. Студент Фамулус рассказывает Мефистофелю, что ставший теперь известным ученым Вагнер все еще ожидает возвращения своего учителя Фауста, а сейчас находится на пороге великого открытия.

Лаборатория в средневековом духе

К Вагнеру, находящемуся у нескладных приборов, является Мефистофель. Ученый рассказывает гостю, что хочет создать человека, так как, по его мнению, «прежнее детей прижитье для нас – нелепость, сданная в архив» . Вагнер создает Гомункула.

Гомункул советует Мефистофелю отнести Фауста на празднество Вальпургиевой ночи, а затем улетает вместе с доктором и Дьяволом, покинув Вагнера.

Классическая Вальпургиева ночь

Мефистофель опускает Фауста на землю, и он, наконец, приходит в себя. Доктор отправляется на поиски Елены.

Акт третий

Перед дворцом Менелая в Спарте

Высаженная на берег Спарты Елена узнает от ключницы Форкиады, что царь Менелай (муж Елены) послал ее сюда в качестве жертвы для жертвоприношения. Ключница помогает спастись героине от смерти, помогая сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елену приводят в замок Фауста. Он сообщает, что царице теперь принадлежит все в его замке. Фауст направляет свои войска против идущего на него с войной, желающего отомстить Менелая, а сам с Еленой укрывается в подземном мире.

Вскоре у Фауста и Елены рождается сын Эвфорион. Мальчик мечтает подпрыгнуть так, «чтоб ненароком небес достигнуть одним наскоком» . Фауст пытается отгородить сына от беды, но тот просит оставить его в покое. Взобравшись на высокую скалу, Эвфорион прыгает с нее и падает мертвым у ног родителей. Горюющая Елена говорит Фаусту: «На мне сбывается реченье старое, Что счастье с красотой не уживается» и, со словами «прими меня, о Персефона, с мальчиком!» обнимает Фауста. Тело женщины исчезает, и в руках у мужчины остаются только ее платье и покрывало. Одежды Елены превращаются в облака и уносят Фауста прочь.

Акт четвертый

Горная местность

К скалистому гребню, который ранее был дном преисподней, на облаке подплывает Фауст. Мужчина раздумывает над тем, что с воспоминаниями о любви уходит вся его чистота и «сущность лучшая» . Вскоре на семимильных сапогах к скале прилетает Мефистофель. Фауст говорит Мефистофелю, что его самым большим желанием является построить плотину на море и

«Любой ценою у пучины
Кусок земли отвоевать» .

Фауст просит помощи у Мефистофеля. Неожиданно раздаются звуки войны. Дьявол объясняет, что император, которому они ранее помогли, попал в тяжелое положение после раскрытия обмана с ценными бумагами. Мефистофель советует Фаусту помочь монарху вернуться на престол, за что в награду он сможет получить берег моря. Доктор и Дьявол помогают императору одержать блестящую победу.

Акт пятый

Открытая местность

К старикам, любящей супружеской паре Бавкиде и Филемону наведывается странник. Когда-то старики ему уже помогли, за что он им очень благодарен. Бавкида и Филемон живут у моря, рядом находится колокольня и раскинулась липовая роща.

Дворец

Состарившийся Фауст возмущен – Бавкида и Филемон не соглашаются покинуть берег моря, чтобы он мог воплотить в жизнь свою идею. Их дом находится именно на том месте, которое теперь принадлежит доктору. Мефистофель обещает разобраться со стариками.

Глубокая ночь

Дом Бавкиды и Филемона, а с ним липовая роща и колокольня, были сожжены. Мефистофель сообщил Фаусту, что они пытались выгнать стариков из дома, но те от испуга умерли, а гость, сопротивляясь, был убит слугами. Дом же загорелся случайно от искры. Фауст проклинает Мефистофеля и слуг за глухоту к его словам, так как он желал справедливого обмена, а не насилья и разбоя.

Большой двор перед дворцом

Мефистофель приказывает лемурам (замогильным призракам) рыть могилу для Фауста. Ослепший Фауст слышит стук лопат и решает, что это рабочие воплощают в жизнь его мечту:

«Кладут границу бешенству прибоя
И, как бы землю примирив с собою,
Возводят, вал и насыпи крепят» .

Фауст приказывает Мефистофелю «вербовать сюда работников без счету» , постоянно отчитываясь ему о продвижении работ. Доктор размышляет о том, что хотел бы увидеть дни, когда свободный народ трудится на свободной земле, тогда он мог бы воскликнуть: «Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!» . Со словами: «И это торжество предвосхищая, Я высший миг сейчас переживаю» , Фауст умирает.

Положение в гроб

Мефистофель ожидает, когда дух Фауста покинет тело, и он сможет представить ему их договор, подкрепленный кровью. Однако появляются ангелы и, оттиснув бесов от могилы доктора, уносят бессмертную сущность Фауста в небо.

Заключение

Трагедия И. В Гете «Фауст» является философским произведением, в котором автор размышляет над вечной темой противостояния в мире и человеке добра и зла, раскрывает вопросы познания человеком тайн мира, самопознания, затрагивает важные в любые времена вопросы власти, любви, чести, справедливости и многие другие. В наши дни «Фауст» считается одной из вершин немецкой классической поэзии. Трагедия входит в репертуар ведущих театров мира, была много раз экранизирована.

Тест по произведению

После прочтения краткой версии трагедии – попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 2214.

След его теряется.

«Фауст» Гёте

Доктор Фауст

Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте . В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Если в «Прафаусте» (1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.

В этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь», удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.

Образ Фауста в эпоху романтизма

В начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков . Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836, русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев, «Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.

Фауст в России

В России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной «Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в «Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана, томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева .

Фауст у Луначарского

В XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский в своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд. Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом, господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я. Брюсова , оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в ), повесть «Огненный ангел» ( -1908), а также стихотворение «Klassische Walpurgisnacht» ().

Список произведений

  • Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkünstler etc. (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике) , (1587)
  • Г. Р. Видман (Widman), Wahrhaftige Historie etc. , (1598)
  • Ахим фон Арним «Die Kronenwächter» (Стражи короны) , (1817)
  • Генрих Гейне : Фауст (Der Doktor Faust. Ein Tanzpoem) , поэма, назначенная для танцев (1851)
  • Теодор Шторм : Поле-Кукольник (Pole Poppenspäler) , новелла (1875)
  • Генрих Манн : Учитель Гнус (Professor Unrat) , (1904)
  • Томас Манн : Доктор Фаустус (Doktor Faustus) (1947)
  • Роджер Желязны , Роберт Шекли : "Коль с Фаустом тебе не повезло" (Roger Zelazny & Robert Sheckley: "If at Faust you don"t succeed") (1993)
  • Майкл Суэнвик : Джек\Фауст (Jack Faust) (1997)
  • Roman Möhlmann: Faust und die Tragödie der Menschheit (2007)

Пьесы

Рембрандт. «Фауст», гравюра

  • Кристофер Марло : Трагическая история доктора Фаустуса (Tragicall History of Doctor Faustus) , (1590)
  • John Rich: The Necromancer (1723)
  • Гете :
    • Прафауст (Urfaust)
    • Фауст , ч. 1 (Faust I)
    • Фауст, ч. 2 (Faust II)
  • Фридрих Максимилиан Клингер : Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад (Fausts Leben, Thaten und Höllenfahrt) (1791)
  • Эрнст Август Клингеманн (Ernst August Klingemann): Фауст (Faust) (1816)
  • Христиан Дитрих Граббе : Дон Жуан и Фауст (Don Juan und Faust) (1828)
  • А. С.Пушкин . Сцена из «Фауста»
  • Николаус Ленау : Фауст (Faust) (1836)
  • И. Тургенев . Фауст , (1856)
  • Фридрих Теодор Фишер: Фауст. Трагедия в двух частях (Faust. Der Tragödie dritter Teil) (1862)
  • А. В. Луначарский : Фауст и город , 1908
  • Мишель де Гельдерод . Смерть доктора Фауста , 1926
  • Дороти Сэйерс : (The Devil to Pay) (1939)
  • Wolfgang Bauer: Herr Faust spielt Roulette (Герр Фауст играет в рулетку) (1986)
  • Günther Mahal (Hrsg.): Doktor Johannes Faust - Puppenspiel (Доктор Иоанн Фауст - Кукольный театр).
  • Werner Schwab: Faust: Mein Brustkorb: Mein Helm . (1992)
  • Pohl, Gerd-Josef: Faust - Geschichte einer Höllenfahrt Textfassung für die Piccolo Puppenspiele , 1995

Фауст в изобразительном искусстве

Фауст в кино

  • Гонсало Суарес : Странная история доктора Фауста ()
  • Брайан Юзна : Фауст - князь тьмы ()

Другое

Именем Фауста назван персонаж компьютерной игры Фауст: Семь ловушек для души - играющий за Фауста должен распутать несколько историй, персонажем которых был демон Мефистофель

Также Фауст встречается и в серии файтингов в стиле аниме Guilty Gear. Однако, в отличии от настоящего Фауста, данный персонаж никак не связан с Мефистотелем, хотя тоже был доктором. По легенде игры, однажды во время операции умерла девочка, и Фауст сошел с ума. Одев пакет на голову и взяв с собой свой скальпель, он начал бороться с Гиарами, пытаясь защитить какие-то свои бредовые идеи и принципы.

Библиография

  • Faligan Z., Histoire de la légende de Faust, P., 1888;
  • Fischer K., Goethes Faust, Bd I. Die Faustdichtung vor Goethe, 3. Aufl., Stuttgart, 1893;
  • Kiesewetter C., Faust in der Geschichte und Tradition, Lpz., 1893;
  • Frank R., Wie der Faust entstand (Urkunde, Sage und Dichtung), B., 1911;
  • Die Faustdichtung vor, neben und nach Goethe, 4 Bde, B., 1913;
  • Gestaltungen des Faust (Die bedeutendsten Werke der Faustdichtung, seit 1587), hrsg. v. H. W. Geissler, 3 Bde, München, 1927;
  • Bauerhorst K., Bibliographie der Stoff- und Motiv-Geschichte der deutschen Literatur, B. - Lpz., 1932;
  • Корелин М., Западная легенда о докторе Фаусте, «Вестник Европы», 1882, кн. 11 и 12;
  • Фришмут М., Тип Фауста в мировой литературе, «Вестник Европы», 1887, кн. 7-10 (перепеч. в кн.: Фришмут М., Критические очерки и статьи, СПБ, 1902);
  • Белецкий А. И., Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии, «Записки Неофилологического об-ва при СПБ университете», вып. V и VI, 1911-1912;
  • Жирмунский В., Гёте в русской литературе, Ленинград, 1937.

См. также статьи, посвященные писателям, упомянутым в настоящей статье.

2. Легенда о Фаусте

Еще в ранние годы внимание Гёте привлекла народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке.

В XVI веке феодализму в Германии были нанесены первые серьезные удары. Реформация разрушила авторитет католической церкви; мощное восстание крестьян и городской бедноты до основания потрясло всю феодально-крепостническую систему средневековой империи.

Не является поэтому случайностью, что именно в XVI веке зародилась идея «Фауста» и в народной фантазии возник образ мыслителя, смело дерзающего проникнуть в тайны природы. Это был бунтарь, и, как всякого бунтаря, подрывавшего основы старого порядка, церковники объявили его вероотступником, продавшимся дьяволу.

Христианская церковь веками внушала простым людям идеи рабской покорности и смирения, проповедуя отречение от всех земных благ, воспитывая в народе неверие в свои собственные силы. Церковь ревностно охраняла интересы господствующего феодального класса, боявшегося активности эксплуатируемого народа.

Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против этой унижающей человека проповеди. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни пытки на дыбе, ни колесования, ни костры не сломили этой веры в массах вчерашних участников разгромленного крестьянского восстания. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе, как нельзя было остановить ход истории.

«Как влюблена была Германия в своего «Доктора Фауста»!» – восклицал Лессинг. И эта любовь народа только подтверждала глубокие народные корни легенды.

На площадях немецких городов возводились нехитрые сооружения, подмостки кукольного театра, и тысячи горожан с волнением следили за приключениями Иоганна Фауста. Такой спектакль в юные годы увидел Гёте, и легенда о Фаусте на всю жизнь захватила воображение поэта.

К 1773 году относятся первые наброски трагедии. Последние сцены ее написаны летом 1831 года, за полгода до смерти Гёте.

Но основной идейный замысел великой трагедии сложился в 90‑х годах XVIII века, в годы, непосредственно следовавшие за французской революцией.

Для читателя, который впервые приобщается к художественному миру «Фауста», многое покажется необычным. Перед нами – философская драма, жанр, характерный для века Просвещения. Особенности жанра проявляются здесь во всем: в характере и мотивировке конфликта, в выборе и расстановке действующих лиц. Острота конфликта определяется здесь не просто столкновением человеческих характеров, а столкновением идей, принципов, борьбой разных мнений. Место и время действия условны, то есть лишены точных исторических признаков.

Когда происходят события в «Фаусте»? – вопрос, на который трудно ответить. Во времена Гёте? Едва ли. В XVI веке, когда жил легендарный чернокнижник Иоганн Фауст? Но совершенно очевидно, что Гёте не стремился создать историческую драму, изображавшую людей того времени. Смещение всех исторических времен особенно разительно во второй части. Елена, героиня древнего мифа (около 1000 лет до нашей эры!) внезапно переносится в эпоху рыцарского средневековья и встречается здесь с Фаустом. А их сыну Эвфориону приданы черты английского поэта XIX века Байрона.

Условны не только время и место действия, но и образы трагедии. Поэтому невозможно говорить о типичности изображаемых Гёте характеров в том смысле, как это мы говорим, например, при рассмотрении произведений критического реализма XIX века.

В Маргарите можно увидеть реальный тип немецкой девушки XVIII века. Но и ее образ в художественной системе трагедии играет особую иносказательную роль: для Фауста она – воплощение самой природы. Образу Фауста приданы общечеловеческие черты. Фантастичен Мефистофель, и, как мы увидим, за этой фантастикой стоит целая система идей, сложных и противоречивых.

В связи с этим следует обратить внимание и на особенности сюжета в «Фаусте». Сюжет, как известно, отражает взаимоотношения персонажей. Но «Фауст» – не бытовая Драма, а философская трагедия. Поэтому главное здесь – не внешний ход событий, а движение гетевской мысли. С этой точки зрения очень важен и необычный пролог, который происходит на небесах. Гёте пользуется привычными для того времени образами христианской легенды, но, конечно, вкладывает в них совершенно иное содержание. Гимны архангелов создают своего рода космический фон. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе:

Грозя земле, волнуя воды,

Бушуют бури и шумят,

И грозной цепью сил природы

Весь мир таинственно объят.

Есть глубокий смысл в том, что сразу же по окончании этого гимна мирозданию начинается спор о человеке, о смысле его существования. Поэт как бы приоткрывает перед нами величие космоса, а затем спрашивает: что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире?

Мефистофель отвечает на этот вопрос уничтожающей характеристикой человека. Человек, даже такой как Фауст, по его мнению, ничтожен, беспомощен, жалок. Мефистофель издевается над тем, что человек гордится своим разумом, считая это пустым самомнением. Этот разум, утверждает Мефистофель, служит лишь во вред человеку, ибо делает его «еще более животным, чем любое животное» (в переводе Н. Холодковского: «чтоб из скотов скотиной быть»).

Гуманистическую программу Гёте вкладывает в уста господа, который противопоставил Мефистофелю свою веру в человека. Поэт убежден, что Фауст преодолеет временные заблуждения и найдет дорогу к истине:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

Таким образом, в прологе не только обнажен основной конфликт и дана завязка той борьбы, которая развернется вокруг вопроса о призвании человека, но и намечено оптимистическое разрешение этого конфликта.

В первой сцене перед нами кабинет Фауста. Мрачная комната с готическими сводами, уходящими высоко вверх, символизирует тот душный, тесный круг, из которого Фауст стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Науки, которые он изучал, не приблизили его к познанию истины. Вместо живой природы его окружают тлен и хлам, «скелеты животных и кости мертвецов».

Отчаяние толкает его к магии. Волшебным заклинанием он вызывает Духа Земли, но тайна его остается недоступной Фаусту. Природа необъятна, путь к ее познанию труден. Недаром Фауст вспоминает о мучениках мысли, сожженных на кострах. Перед мысленным взором поэта, вероятно, вставал образ Джордано Бруно, осужденного на смерть средневековой инквизицией.

Раздумья Фауста переданы в ярких лирических монологах. Поэт находит живые краски для передачи сложного философского рассуждения героя. В уста Фауста он вкладывает выразительную характеристику обстановки. Свой кабинет Фауст сравнивает с «глухой каменной норой», в которую солнечный свет едва проникает сквозь тусклые цветные стекла. Книги изглоданы червями и покрыты пылью.

Живой природы пышный цвет, Творцом на радость данный нам, Ты променял на тлен и хлам, На символ смерти, на скелет!.. – так образно Гёте передает смысл той борьбы, которая происходит в душе Фауста.

Но Гёте не ограничивается этим страстным монологом. Конфликт между подлинной наукой и мертвым знанием он раскрывает, сталкивая Фауста с его учеником Вагнером. Вагнер – это тип обывателя в науке. Кропотливо роясь в пыльных пергаментах, замкнувшись в полумраке средневекового кабинета, Вагнер, в отличие от Фауста, вполне удовлетворен своим жребием. Он далек от жизни и не интересуется жизнью:

…Без скуки безотрадной

Копается в вещах скучнейших и пустых;

Сокровищ ищет он рукою жадной –

И рад, когда червей находит дождевых!.

Следующая сцена, «У городских ворот», – одна из важнейших в трагедии Гёте.

Действие происходит на зеленой лужайке перед городскими воротами. Надо реально представить себе обстановку средневекового немецкого города, чтобы почувствовать глубокий смысл этой сцены. Старинный город с узкими улицами, окруженный крепостной стеной, валом и рвом, предстает как символ средневековой замкнутости.

Пасхальный праздник утрачивает свой религиозный смысл. Народ празднует воскресение природы. Из затхлых, тесных домов, из мастерских, где каждый был прикован к своему ремеслу, из мрака церквей,

Из душного города в поле, на свет Теснится народ, оживлен, разодет…

Эту пеструю толпу народа Гёте не изображает одноликой. Городские бюргеры, подмастерья, девушки-служанки, крестьяне, солдаты, студенты – каждая социальная группа охарактеризована немногими, но выразительными словами. С большим мастерством Гёте пользуется разнообразными стихотворными ритмами, которые подчеркивают социальную характеристику.

Медлительно-тяжеловесна речь бюргера, который мечтает о тихом домашнем уюте и любит потолковать по праздникам:

Как где-то в Турции, в далекой стороне.

Народы режутся и бьются.

Походным маршем звучит песня солдат. Они принадлежат к наемному войску («Славная плата славным трудам!»), и поэтому в их песне ни слова нет о том, за что они сражаются. Удаль их бесцельна, и смерть в бою лишена ореола славы.

Веселый, задорный ритм народной песни «Пустился в пляску пастушок» вводит нас в атмосферу крестьянского праздника:

Народ под липами кишел, И танец бешеный кипел, И скрипка заливалась.

И здесь, среди танцующих крестьян, появляется Фауст. Весь его замечательный монолог пронизывает ощущение жизни, радости бытия, живое восприятие природы:

Умчалися в море разбитые льдины;

Живою улыбкой сияет весна…

…Повсюду живое стремленье родится,

Все вырасти хочет, спешит расцветиться,

И если поляна еще не цветет,

То вместо цветов нарядился народ.

Весенний праздник Фауст ощущает как воскресение самого народа, который покидает тесные пределы средневекового города, как сам он стремится вырваться из мертвых оков средневековой науки.

Когда крестьяне благодарят Фауста за помощь во время эпидемии, слова благодарности отзываются в его душе насмешкой. Фауст понимает, что его наука пока бессильна помочь народу.

В этой сцене еще больше раскрывается противоположность между Фаустом и Вагнером. Вагнер чуждается народа, боится и не понимает его. Так же чужда народу и его книжная мудрость. В конце сцены Вагнер признается, что для него непостижимы стремления Фауста. У него только одно желание и одна радость – переходить от книги к книге, от страницы к странице.

Следующая сцена – решающая для всего идейного замысла «Фауста».

Фауст мечтает о том, чтобы просветить свой народ и перевести на родной язык Евангелие – книгу, которая в те времена заменяла учебники. «Вначале было Слово, и слово было Бог» – так начиналась эта книга. И первая же строчка поднимает в душе Фауста волну сомнений. «Я слово не могу так высоко ценить», – говорит он.

Слово не может быть двигателем прогресса, основой развития цивилизации. Он меняет текст перевода и уверенно пишет: «Д е я н и е – начало бытия».

Не разделяя революционных взглядов, Гёте вместе с тем утверждал идею прогресса, непрерывного движения вперед. И он понимал, что своей деятельностью, созидательным трудом человек сможет проложить себе дорогу в будущее.

А.М. Горький писал по поводу сцены перевода Евангелия: «За сто лет до наших дней Гёте сказал: «В деянии начало бытия». Очень ясная и богатая мысль. Как бы самосильно является из нее такой же простой вывод: познание природы, изменение социальных условий возможно только посредством деяния».


Говорил Гете, - благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события" . Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии "Фауст". В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле " ...

Но любовь отнимите, Мир без любви - не мир, Рим без любви - не Рим. собрание стихотворений, написанных с использованием эротической поэзии древнеримских лириков. Возлюбленная, воспетая Гете в этих стихах, - образ собирательный. В ней воплощена память о любовных радостях, испытанных Гете в Италии, и чувства, возбужденные Веймарской возлюбленной. Откровенная эротичность элегий вызвала осуждение и...

И горожан. В стране возникло несколько вольных городов, подчинявшихся непосредственно императору и имевших самоуп­равление. В таком вольном городе Франкфурте-на-Майне и родил­ся Гёте в семье состоятельных горожан. Его отец был юристом, он сам воспитывал сына Вольфганга и его младшую сестру Кор­нелию, нанимал им хороших учителей и дал им хорошее образование. В шестнадцать лет Гёте стал студентом...

нием Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки. Начинается трагедия "Фауст" "Прологом на небе", где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого...



Похожие статьи
 
Категории