Виды и особенности искусства первобытного общества. Наскальная живопись

17.07.2019

От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Каковы же причины возникновения искусства?

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытно – общинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества, к верхнему палеолиту. Эта эпоха зрелости первобытно-общинного строя, сложения рода, возникновения матриархата. По своим физическим данным человек ничем не отличался от современного. Он овладел речью, делал довольно сложные орудия труда из камня, кости, рога, дерева, охотился на зверей. С расширением его общественно-трудовой деятельности обогащался его кругозор. Тысячи лет развития

Племен воспитали верность глаза, гибкость руки, способность выделить главное и характерное, умение видеть присущую природе красоту и гармонию форм. На этой основе зародилось эстетическое чувство. Своим возникновением искусство обязано не биологической основе человека, не религии, магии и игре, а развитию общественной жизни и ее основе – труду, который “старше искусств” (Г.В.Плеханов).

Труд – творческий процесс, он преображает самого человека, его мозг, чувства, изменяет его природу. Труд развивал в человеке нравственность, эстетические чувства, начатки научных знаний. Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории. Без тренировки руки при работе в камне человек бы не смог научиться рисовать. Должно было развиться музыкальное ухо, глаз, умеющий видеть красоту формы и цвета, чтобы родилось произведение живописи или песня.

Воздействуя на природу, человек познавал ее. У него возникали образы, которые находили выражение в слове, муз. звуках, в рисунках. Труд пробуждал в человеке способность видеть красоту и богатство окружающего мира. Работая орудиями труда из камня и дерева, люди знакомились с разными видами и свойствами материалов, приучались четко воспринимать особенности объема и поверхности. Охота давала возможность наблюдать животных, их повадки. Процесс труда знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности, наличие замысла, сознательность и целеустремленность, что важно в искусстве. Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены практическими потребностями. Труд, искусство, мифология, магия не были расчленены, а выступали слитно. Первобытный человек не разделял себя с природой, приписывал себе возможность воздействовать на нее с помощью колдовских заклинаний. Наскальные росписи и рисунки изображающие животных были связаны с магическим обрядом, обеспечивающим удачу на охоте. В этом мышлении поэтически воплощалось стремление человека к овладению миром. В нем содержались элементы эстетического восприятия, из которого развилось искусство.

В первобытном обществе зародились изобразительная деятельность, легенды, мифы, танец, пантомима.

Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим,
Он не умел слепить горшка из глины,
Боялся духов выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал, и умирая шевелится,
И кровь глотает раненный бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким.
В. Берестов.

Переодизация первобытного искусства.

1. Каменный век. (40–4 тыс. до н. э.). В нем различают 3 этапа:
Палеолит. (40–12 тыс. лет до н.э.)
Мезолит. (12–8 тыс. лет до н. э\.)
Неолит. (10–4тыс.лет до н.э.)

2. Эпоха бронзы (3–1 тыс. лет до н. э.)

Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья…
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.
Лукреций 1 в. до н. э.

1. Палеолит. 35–10 тыс. до н. э. (Древнекаменный век.)

Места нахождения памятников: Европа, Южная Азия, Сев. Африка.

Ранние рисунки палеолита примитивны – это контурные изображения звериных голов на плитах известняка пещера Ла Ферраси Франция. Позже в рисунках и живописи весь мир животных: олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, изображенные почти в натуральную величину.

Монументальные изображения животных наносились кремневым резцом по камню или краской по сырой глине на стенах пещер.

В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охры, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда рельеф.

Животные изображались в разнообразных движениях. Экспрессивные изображения с конкретными чертами, точностью форм, умением выделить из множества наблюдений главное. Пещеры Фон де Гом Франция, Альтамира Сев. Испания, Ляско и Лимейль Франция, Дольные Вестоницы Чехия, Брно Словакия, плато Тассили в Сахаре, в Сибири, на Дону, в Италии, Германии, Алжире, Австрии..

В эпоху палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, круглая пластика. Статуэтки животных – медведей, лошадей, львов. Палеолитические “ Венеры” массивные и монументальные.

В своей основе искусство палеолита наивно и реалистично. Верно воспринимая отдельные предметы первобытный человек не мог охватить цельную картину мира.

Репродукции: Раненный бизон. (Пещера Альтамира), палеолитичкская Венера, зубры (пещера Ляско), оттиск человеческой руки (пещера Пеш-Мерль).

2. Мезолит 10–6 тыс. до н. э.(Среднекаменный век.)

Подъем производительных сил, группирующиеся в небольшие коллективы люди осваивали большую чем прежде территорию. Они образовывали стоянки под открытым небом, занимались охотой на мелких зверей, совершенствовали обработку каменных орудий, пользовались луком и стрелами, приручили собаку и некоторых других животных. Жизненный опыт человека расширился, более развитым стало мышление, возникло верование в загробную жизнь. В изобразительном искусстве исчезает многокрасочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, красной или черной краской, без лепки объема. Развивается повествовательное начало, композиция становится более совершенной. Центральная тема– охота, появляется изображение человека, его деятельности. Динамичное часто драматическое действие. Эти черты характеризуют росписи в Восточной Испании и Сев. Африке. Мчащиеся фигуры разъяренных воинов, сбор плодов, меда, загон скота, танец.

Репродукции: Росписи в Вост. Испании, Сев. Африке – мчащиеся воины, танцы, сбор меда, плодов, загон скота.

3. Неолит. 6–2 тыс. до н. э. (Новый каменный век.)

Человечество переходит от пассивного присвоения продуктов к производящей хозяйственной деятельности. Появились новые формы производства – скотоводство и земледелие, техника обработки каменных орудий, гончарство, строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи, заселялись новые пространства, усиливалась межплеменная вражда за земли и территорию охоты. Переход от матриархата к патриархату усложнил отношения между людьми.

В наскальной живописи продолжает существовать схематичный стиль изображения человека – “Лыжник” в Редей (Норвегия), “Медведь” в Финнхаг (Норвегия).. Петроглифы на скалах изображают лосей, северных оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, рептилий. Наскальные изображения животных похожие на скандинавские находятся в Крыму, на Кавказе, Урале, Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Выдающиеся петроглифы Каменных островов на Ангаре. Создавались антропоморфные скульптуры (Южная Европа, Средиземноморье) “каменных баб”,представляющих собой каменные столбы с округлыми головами и руками,сложенными у пояса.Во Франции их считали богинями покровительницами мертвых. Гигантообразные Кикладские идолы (Афины) 3–2 тыс. до н.э.,терракотовые женские фигуры из триполья, торс из Кара-Тепе (Каракумы), “Сидящая женщина” (Мальта) 2 тыс. до н.э.

Распространялась мелкая пластика, художественные ремесла и орнамент, которые положили начало декоративному искусству. В основе орнамента условно-схематическая передача природы, стремление абстрагироваться от реальных образов. Примеры орнаментально– керамических изделий трипольские сосуды 4–3 тыс. до н. э. (Европейская часть России и Балканских стран) различной формы с орнаментом, нанесенным красной и белой краской. Характерные мотивы: параллельные полосы, двойные спирали, зигзаги, концентрические круги, имеющие разное смысловое значение. Из повторения одних и тех же знаков возник сложный узор. В орнамент включали схематичные изображения людей, животных, фольклорные образы.

4. Эпоха бронзы 2 тыс. до н. э.

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйствования и металлических орудий (медь, бронза) произошло новое разделение труда, создавшее неравенство. Среди племен выделялись пастушеские. Появился ткацкий станок. На этой основе совершилось второе разделение труда – ремесло отделилось от земледелия Окончательно утвердился патриархат. Все это сыграло большую роль в развитии цивилизации. Это создавало благоприятные условия для развития духовной деятельности человека: искусства, фольклора, эпоса, песни, музыки. Преобладала монументальная архитектура.

Грандиозные простые по формам сооружения из камня были выражением мощи рода, его единства. Мегалитические постройки (“ мег ” –большой, “лит”– камень): менгиры, дольмены, кромлехи найдены в различных частях Европы. Менгиры в Бретани, Франции, России Армения, Сибирь, Крым, Кавказ, Африке. Это погребальное сооружение из 2 или 4 вертикально поставленных камней, количество которых доходит до 1000.

Более сложные мегалитические постройки – кромлехи. Самый грандиозный из них возведен в Стоунхендже 2 тыс. до н. э. (Южн. Англия) из грубо обтесанных камней синего цвета.

В плане – это круглая площадка диаметром 30 м., замкнутая 4 кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга из 30 каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода, внутреннее кольцо, в центре которого находилась гигантская каменная плита – возможно алтарь, – составлена из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлех прост, но исполнен символического смысла. В Стоунхендже впервые появилась центрическая упорядоченная композиция, выявлены основные взаимоотношения несущих и несомых частей. В ритме намечается мотив колоннады и аркады.

В эпоху железа (нач.1 тыс. до н. э.) появился новый тип архитектуры – крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб на территории современной Франции, Балканах. Погребальные сооружения – большие камеры в курганах вождей.

В первобытном обществе существовало только безымянное наивно-непосредственное творчество, принадлежавшее всему обществу, единство которого было основано на кровно-родовых отношениях.

Репродукции: Изображения менгиров – Бретань Франция, “Каменное войско” Армения,

Аллеи менгиров в Закавказье, Британии, Стоунхендж Англия, изображение рыбы Армения, зверя Сибирь.

1. Расскажите об особенностях живописи, графики и скульптуры эпохи первобытности. Правомерно ли утверждение ученых о “реализме” изобразительного искусства этого периода?

2. Какие крупные центы первобытного искусства на территории нашей страны и Европы вы назовете?

3. В чем проявился синкретический характер первобытного искусства? (Используйте материалы о возникновении танца, музыки, театра.)

4. Расскажите об основных периодах первобытного искусства, охарактеризуйте их.

5. Расскажите об архитектурных сооружениях первобытной эпохи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

по дисциплине: ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

на тему: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА

Выполнила:

Дурнева Ирина Владимировна

Москва, 2012 год

Введение

4. Открытие Альтамиры

5. Пещерная живопись

6. Неолитическая революция

7. Медный и бронзовый век

Заключение

Введение

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека - функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Советский психолог Л.С. Выготский писал: "Искусство есть социальное в нас - есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа".

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимно проникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрические линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

В своей работе я хотела бы показать, какие существуют самые ранние стадии развития искусства и как человек, изменяясь, творил новое, нечто, отличное от прежнего.

1. Истоки искусства и его особенности ранних форм

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве.

Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э., появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.

Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е., единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку.

Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи палеолита - это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Виллендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (средняя каменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э., стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

Неолит (новый каменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры, например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья.

Характерная черта культуры неолита - распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э., преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е., архитектура больших камней: от греческих корней "мег" - большой и "лит" - камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы - менгиры - высотой до 20 м. (находящиеся в Бретани, Франции, Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

2. Археологи впервые нашли произведения первобытного искусства

Произведения первобытного искусства можно разделить на две большие группы:

1) наскальная и пещерная живопись и гравировка;

2) мелкие произведения искусства из камня, кости, рога.

В середине XIX в., был сделан ряд открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли археологи обнаружили и раскрыли очаги материальной культуры: стоянки пещерного человека, каменные и костяные орудия труда и охоты - копья, рубила, иглы, скребки. На многих стоянках найдены предметы, которые нельзя назвать иначе как художественными произведениями: силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах, странные человеческие фигурки из камня и кости, рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь - через подземные реки, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры.

3. Первые произведения искусства

Наиболее древние произведения верхнего палеолита пластики относят к 25 тысячелетию до н. э.

В обширной области от Сибири до Западной Европы в эту эпоху были распространены женские статуэтки, сделанные преимущественно из слоновой кости (мамонтовых клыков), так называемые палеолитические Венеры. Эти изображения женщин еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Но большая грудь и пышные бедра не оставляют сомнений в том, что это женщины. Первобытных скульпторов не интересовали черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Многие из них хорошо отполированы, это свидетельствует о том, что их часто брали в руки. Скорее всего, эти фигурки были связаны с культом плодородия. Как бы то ни было, стремление к созданию выразительной формы, попытки художественной обработки материала позволяют именно в этих вещах видеть первые произведения искусства.

4. Открытие Альтамиры

Люди всегда пытались воссоздать достоверную картину происхождения человеческого рода. Сначала история происхождения человека основывалась на мифах и религиозных верованиях. Развитие рационального мышления в XVII в., потребовало иного, основанного на логике бурно развивавшихся естественных наук, подхода к этой проблеме. Традиционные представления перестали удовлетворять философов-просветителей. Чарльз Дарвин в своей фундаментальной работе «Происхождение видов» (1859) указал на возможность происхождения человека от обезьяны, что вызвало волну религиозного протеста. Тем не менее, под влиянием Дарвина вспыхнул интерес к изучению ранних стадий в развитии человечества.

Археологические раскопки обнаружили важнейшие памятники доисторического искусства, в том числе и образцы палеолитической живописи. Открытием пещеры Альтамира в Северной Испании мы обязаны скорее случаю, чем усердию археологов. В 1869 г., охотник искал потерявшуюся собаку и попал в неизвестную ему часть пещеры. Шесть лет спустя местный археолог-любитель Марселино Саутуола начал собственные исследования. Однажды, в 1879 г., он взял с собой 12-летнюю дочь, которая обратила внимание отца на трудно различимые в темноте пещеры изображения на потолке. «Смотри, папа, быки», - сказала девочка. Саутуола опубликовал результаты своего открытия, однако Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником. Только почти через 15 лет после смерти Саутуолы его оппоненты вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

5. Пещерная живопись

Первые образцы наскальной живописи - росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к 12-му тысячелетию до н. э., - были обнаружены в 1875 г. В течение 50 лет на территории Испании и Франции было открыто около 40 подобных «картинных галерей». По иронии судьбы, росписи в пещере Альтамира были приняты за подделку. Они показались слишком совершенными, чтобы быть творениями первобытного человека. В пещерной живописи чаще всего встречаются изображения животных - лошадей, бизонов, оленей, коров, кабанов. В Африке встречаются также изображения носорогов и зебр. На более ранних рисунках животные выглядели неподвижными, но позднее первобытные художники научились передавать движение. Редко встречающиеся изображения человека очень схематичны. Художники использовали черную и красную краски, изготовленные из различных неорганических материалов. Камни и глины растирались в порошок, затем добавлялась вода или какое-то связующее вещество, например смола. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применяя краску различной густоты и изменяя насыщенность тона. Многочисленные находки позволили ученым проследить эволюцию наскального искусства, изучить его технику, стиль, сюжеты. Но ни сами изображения, ни знание способа живописи не могут рассказать, для чего они создавались. Существует много объяснений. Некоторые полагают, что это просто отражение видимого мира. Первобытные художники хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Другие считают, что все объясняет само место находки. Когда-то представлялось, что первобытный человек жил в пещерах, но сейчас доказано, что его жилище было вроде шалаша, сделанного из костей животных, покрытых шкурами. Живописные изображения обычно располагались далеко от входа в пещеру, что указывает на их религиозно-магический характер, связь с ритуалами, обеспечивающими успех охоте и продолжение рода.

6. Неолитическая революция

Конец ледникового периода (примерно 13 тыс. лет назад) привел к резкому изменению климата. Льды уступили место обширным лесам. Многие крупные млекопитающие вымерли, и на их место пришли современные виды животных. Человеку пришлось приспосабливаться к серьезным переменам.

Примерно 10 тыс. лет назад собиратели и охотники обнаружили, что зерна злаков, брошенные в политую водой землю, дают в следующем году новый урожай. Кроме того, люди научились содержать диких животных в неволе и получать от них приплод. Развитие земледелия, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению размеров общины и возникновению довольно больших постоянных поселений, а позднее и городов. Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появились первые постоянные поселения, жители которых занимались земледелием. Переход от присваивающего хозяйства к производящему назвали неолитической революцией.

Неолит характеризуется прежде всего значительным усовершенствованием техники изготовления каменных орудий труда. Самая главная черта новой техники состоит в окончательной отделке каменных орудий способом шлифования или полирования, а также в пилении и сверлении камня. Другое важное достижение эпохи неолита - изобретение керамики. Практическая потребность вызвала в жизни умение изготавливать и обжигать глиняные сосуды, которые украшали абстрактным орнаментом. Эта утварь предназначалась как для повседневного обихода, так и для религиозных ритуалов. Богато украшенные изделия использовали, скорее всего, в культовых целях.

Более развитые общественные отношения вызвали и более разнообразные формы религиозных культов. Раскопки на юге Турции в Чатал-Хююк - одном из древнейших городов мира, появившемся около 10 тыс. лет назад, показали существование культа священного быка. Длинными рогами этого животного были украшены святилища. Необходимость света и тепла для хорошего урожая привела к распространению солнечных культов.

7. Медный и бронзовый век

Около 4 тысяч лет назад в эволюционном развитии человека произошло еще одно переломное событие. Люди открыли металлы и начали их обрабатывать. Медь оказалась первым металлом, который человек использовал для изготовления орудий труда, возможно, потому что его легче было добывать, чем другие металлы. Позже человек стал добывать и извлекать из руды другие металлы, среди которых были олово и свинец. Сплавляя медь с оловом, человек создал первый не существующий в природе металл - бронзу. Полученный сплав был значительно тверже меди и прекрасно поддавался обработке. Печи с высокой температурой обжига сначала использовали для изготовления керамики, но постепенно они были приспособлены для литья бронзы и других металлов. Металл вскоре вытеснил керамику из наиболее важных сфер - производства культовых предметов и украшений. Умение выплавлять металлы проникло и в Северную Европу, а вслед за тем туда пришло и другое новшество из Месопотамии - бронза (ок. 3000 до н. э.). Кельтские культуры, главенствовавшие в Европе до римского завоевания, широко применяли бронзу и другие металлы и создали свои декоративные традиции. В кельтских погребениях было найдено много оружия, культовых и бытовых предметов, украшенных орнаментом.

Заключение

Возникновение искусства связано с развитием общества и условиями жизни человека. Но почему возникло искусство, почему оно приобрело именно такие формы, на эти вопросы нет простых и точных ответов.

Человечество стремится найти их, чтобы понять истоки, в глубине которых возникла одна из главных действующих сил в создании цивилизации. искусство художественный зодчество

Список использованной литературы

1. Мириамов В.Б. - Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.

2. Алексеева В.В. - Что такое искусство? - М., 1991.

3. Популярная художественная энциклопедия. / Под ред. В.М. Полевого. - М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1986.

4. Кузьмина М.Т., Мальцева Н.Л. - История зарубежного искусства. - М., 1980.

5. Ранние формы искусства: Сборник. - М., 1972.

6. Формозов А.А. - Памятники первобытного искусства на территории СССР: 2 изд. - М., 1980.

7. Столяр А.Д. - Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.

8. Виппер Р.Ю. История древнего мира. - М.: Республика, 1994.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История искусства в истории человечества. Радикальное отличие человека от животных. Возникновение искусства как закономерное следствие развития трудовой деятельности палеолитических охотников. Реконструкция духовной культуры первобытного общества.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Проблема происхождения искусства и его роль в человеческой жизни. Период появления религии, ее основные формы. Связь образцов художественной деятельности с архаическими формами религии. Полифункциональность первобытного искусства, периоды его развития.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2016

    Происхождение искусства. Игровая теория происхождения первобытного искусства. Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства. Хронология каменного века. Нижний (ранний), поздний палеолит, мезолит, неолита. Общекультурное значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2008

    Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

    реферат , добавлен 24.01.2010

    Происхождение искусства и его значение для жизни людей. Морфология художественной деятельности. Художественный образ и стиль как способы бытия искусства. Реализм, романтизм и модернизм в истории искусства. Абстракционизм, поп-арт в современном искусстве.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Возникновение и развитие великоустюжской росписи как вида русского народного искусства. Характеристика сундучной, коробеечной и сложноорнаментальной росписи, особенности техники их выполнения. Основные требования, предъявляемые к произведения искусства.

    реферат , добавлен 18.07.2013

    Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

    доклад , добавлен 23.11.2008

    Подходы к проблеме происхождения искусства: теории первобытного мышления, рождение философии, космогонические представления. Воспитание в первобытном обществе и развитие механизма социальной наследственности. Предыстория письма, художники палеолита.

1879 год – открытие Марселино Саутуолло росписи испанской пещеры Альтамиры.

Периодизация:

1. Палеолит (Древнекаменный век)

нижний средний верхний

100-40 тыс.до н.э. – 10 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный век) – 10-8 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный век) – 8 – 5 тыс. до н.э.

Энеолит (меднокаменный век) -4-3 тыс. до н.э.

II. Эпоха Меди и Бронзы – 2 тыс. до н.э.

III. Эпоха железа – 1 тыс. до н.э.

На рубеже среднего и верхнего палеолита появился Homo Sapuens, разнообразные каменные орудия труда (наконечники, сшитая одежда), исключение из семейных отношений ближайших родственников, появление регулярного брака, складывание семьи, родовых отношений.

Верхний палеолит – появление речи, религии, искусства. Основные занятия: охота, собирательство, мотыжное земледелие. Орудия труда: копья, дротики, иглы. Появление искусственного жилья. Оседлый образ жизни. Формы первобытной религии : тотемизм – вера в сверхъестественные родственные связи людей с каким-либо видом животных, рыб, насекомых; анимизм (дух, душа) – вера в существование сверхестественных сил в виде духов; фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым предписывалось сверхестественная сила. Магия – действия, основанные на вере человека в свои способности оказывать влияние на сверхестественные силы.

Неолитический переворот : появление земледелия и животноводства (скотоводства), постоянных поселений, возникновение союзов племен и народностей.

Общая характеристика искусства первобытной эпохи :

- Синкретизм (слитность, нерасчлененность), т.е. искусство тесно переплеталось со всеми существующими формами культуры и искусства: религией, мифологией и т.п. Т.О., искусство существует в нерасторжимом единстве, образуя т.н. первобытный синкретический культурный комплекс.

- Консервативность – все художественные образы – это вариации традиционной темы, устоявшейся веками.

- Роль животного – зооморфный характер изобразительного искусства, даже в антропоморфной скульптуре Венер. Преобладание изображения животного, т.к. оно обеспечивало человека пищей, одеждой, с ним были связаны все интересы человека.

В первобытном искусстве утилитарное предшествовало эстетическому: чтобы убить животное, нужно было знать наиболее уязвимые его места, манеру поведения и т.п. В начале человек научился схватывать и запечатлевать очертания и пластические формы предметов, а потом уже различать и воспроизводить цвета.

Эволюция живописи :

- отпечатки рук человека

- линеарный рисунок (макароны) – волнистые линии, выполненные обводкой по контуру или разбрызгиванием краски, заполняющей открытые участки.

Контурный рисунок, в котором угадывались фигуры животных, звериных голов. Изображения часто не закончены, пропорции не соблюдены, передавались только самые главные особенности тела, головы, внешние признаки предмета. Изображение наносились на камень резьбой или прочерчены на сырой глине.

Наиболее известные росписи позднего палеолита найдены в конце 19 в. в пещерах: Франция – Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Монтеспан, Нио, 3 брата и др.; Испания – Альтамирская пещера. Всего на конец 20 в. было открыто более 300 пещер первобытного искусства: Франция – 150, Испания – 125, Италия – 21, Португалия -3, Россия – 2.

Тело животного изображалось в профиль, а копыта и рога – в анфас или ¾. В контурной плоскостной живописи постепенно намечался переход к детализации- штриховки.

- штриховка – косые штрихи, изображающие шерсть животного.

В дальнейшем фигуры сплошь закрашивались краской, а контурная линия стала играть подчиненную роль. На первый план выходит

- цветовое пятно , нанесенное земляной (охристой) краской (коричневой, желтой или черной), что создавало впечатление объема.

Изображение быков, бизонов, лошадей размером в 1,5 м. с использованием выступов и неровностей стен пещеры. Изображение бизонов в Альтамирской пещере: крутой хребет, видны все выпуклости тела: мускулы, упругости ног; ощущение готовности зверя к прыжку, глаза глядят исподлобья – это уже не элементарный рисунок, а отношение к зверю не только как к добыче – источнику питания, но и восторг перед ним, почтение как к покровителю рода. Однако первобытный реализм остается интуитивно-спонтанным, т.к. состоит из отдельных конкретных образов. В нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле этого слова.

С переходом человека к сложным формам труда, кроме охоты и рыболовства, появления земледелия и скотоводства, изобретения стрел и лука, появляется глиняная посуда, предметов из металла, происходят изменения и в изо, в котором нарастает

- схематизация изображений и их повествовательность: попытки передать действие, событие (сцены охоты, военных действий). Изо уже одноцветное (черное или белое). Наскальные росписи в Испании, Южной Африки, Карелии (Россия) изображают человека в действии (сцены сражений, многофигурные композиции). Затем изображения становятся более условными, особенно фигуры человека.

К концу мезолита, к неолиту условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам, беспорядочным переплетениям линий, точкам, схематичным знакам – такие изображения назывались петроглифами, т.е. каменными письменами (на скалах Карелии, Узбекистана, берега Белого моря, онежского озера). В условной форме повествуются сцены охоты и др.

Первобытная скульптура :

Фигурки зверей – тотемы, найденные в поселениях охотников и вырезанные из кости, рога или камня. Скульптурки женщин (5-10 см) – это т.н. Венеры, связанные с культом матери-прародительницы, имеющие магическое значение, на что указывает отсутствие изображения лица. Находки в Виллендорфе (Австрия), Ментоны и Леспюге (Франция), Савиньино (Италия), село Костенки (Воронежская обл.). Палеолитическая Венера из Виллендорфа – вздутый живот, громоздкие груди – сосуды плодородия, т.е. отношение к человеку преимущественно как к животному.

Жилища: гроты, пещеры, затем поселения-стоянки, состоящие из нескольких жилищ: углубление на 1/3 в землю, без окон, дверей, из ветвей, шкур, тростника, с отверстием сверху. Посуда из бересты, кокосового ореха, тыквы, глины, кожи. Продукты хранили в плетеных корзинках, обмазанных глиной. Так в эпоху мезолита появляется орнамент (лат. «украшение») как следы от плетения, обмазанного глиной. Впоследствии орнамент искусственно наносился с целью придания предметам магических действий (это параллельные полосы, двойные спирали, схематизированные изображения людей и животных).

Архитектура:

К концу существования первобытного периода появляются типы архитектурных сооружений, называемых циклопическими, в которых стены крепостей складывались из огромных грубо отесанных глыб – камней (Франция, Сардиния, Балканский п-ов, Закавказье). Кроме циклопических крепостей – оборонительных сооружений, появились и т.н. Мегалитические постройки, т.е. выстроенных из больших камней-валунов:

- менгиры – вертикально стоящие камни-столбы (идолы). Древнейший из них относится к эпохе Бронзы (2 тыс. до н.э.), высотой более 20,5 м.

- дольмены – древнейшие захоронения – гробницы, к которым вели длинные коридоры. Они были засыпаны землей (холм).

- кромлехи – древнейшие Святилища солнца (Эвбери и Стоунхендж Великобритания, 2 тыс. до н.э.) Высота «голубых глыб» до 7 м, вес – 50 тонн.

В лесной полосе Европы во 2-й пол. 1 тыс. до н.э. располагались поселения – «городища», укрепленные валами и бревенчатыми оградами.

Вопрос о происхождении и сущности искусства чрезвычайно сложен. Он находит в науке неоднозначные толкования:

Искусство - одна из форм познания и отображения реального мира (марксизм);

Корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы им «свыше» («искусство ради искусства» - идеализм);

Искусство - игра, бесцельная деятельность, в которой проявляется свойственный человеку избыток физических и духовных сил (Ф.Шиллер);

Искусство - игра, вызванная биологически заложенным в человеке стремлением к красоте (Г.Спенсер);

Художник создаёт произведения искусства инстинктивно, как паук, который плетёт паутину, не осознавая цели (А.Шопенгауэр);

Искусство происходит из религии, в первую очередь, из магических верований (С.Рейнак);

Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе (Ф.Ницше). Культурология. Учеб. пос. // Под ред. Н.Н.Фоминой, Н.О.Свечниковой.- СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - С.102-107.

Каждая из этих версий имеет своё рациональное зерно, однако, ни одну из них нельзя признать абсолютной. Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхестественные источники.

Происхождение такого яркого и сложного феномена человеческой деятельности, как искусство, является следствием многих объективных и субъективных причин. Оно зарождалось как часть единой жизнедеятельности и возникло в коллективе из присущей человеку потребности общения, передачи своих мыслей и чувствований. Теории происхождения искусства в приложении 2.


Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс. лет до н.э.). Из различных видов художественного творчества первобытного человека археологические памятники непосредственным образом сохранили следы только изобразительного искусства. В эпоху позднего палеолита (ориньяк и солютре) сразу появляются все его виды. Это рисунок, представляющий собой весьма примитивное контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге. Столь же примитивна живопись, также ограничивающаяся контурным изображением на скале, в черную или красную краску, нанесенным, вероятно, пальцем. Сюжетом служит преимущественно животное (лошадь, лев, носорог, олень). Стиль строго реалистичен.

Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические «венеры», живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. Круглая скульптура представлена почти исключительно фигурками женщины, высеченными из мягкого камня, известняка, реже - из слоновой кости. Они исполнены в реалистической манере, однако туловище иногда вытянуто и сильно подчеркнуты признаки пола. Руки условны, лицо отсутствует. Обычная высота скульптур - 5-10 см. Это так называемые «палеолитические венеры». Фигурки имели магическое значение: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.

До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Однако, уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей «цивилизации каменного века», проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии.

Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греч. synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Известный исследователь психологии искусства Л.С.Выготский пришел к такому выводу: «... искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа».

Вслед за первыми, но уже достаточно уверенными шагами, конец палеолита дает картину замечательного расцвета изобразительного искусства. Скульптура встречается редко, а вот рисунок достигает поистине замечательного для своего времени совершенства. Сюжетом и здесь в подавляющем числе случаев являются крупные животные - главный объект охоты того времени (бизон, олень, лошадь, реже - мамонт, носорог и еще реже - хищники). Животные изображаются обычно в одиночку, композиции немногочисленны. Весьма редки изображения человека и растений. Живопись представлена высеченными на скалах контурами, расписанными красками (красной, черной, белой и желтой, причем красная преобладает). Краски минеральные, смешанные с жиром и костным мозгом. На стоянках нередко встречаются заготовленные краски, найден даже флакон из кости с сохранившимся порошком красной охры. Размеры изображений обычно довольно велики и доходят до 2,5-4 и даже 6 м. Находятся они преимущественно в глубине пещер. Человек здесь не жил. Это были святилища, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытной общины.

Как рисунок, так и живопись позднего палеолита отличаются большим реализмом, нередко обнаруживая великолепное знание натуры. В отличие от предшествующих изображений, натура в этих рисунках полна движения. Рисунок не лишен и перспективы. Живопись неплохо передает объем, причем пластичность достигается путем распределения светлых и темных тонов.

В эпоху мезолита намечается переход от реалистического изображения к стилизации и орнаменту. Изобразительное творчество принципиально меняется. Мезолитические росписи чаще всего исполнялись на открытых местах. В отличие от палеолита, огромное место в них занимает человек. Росписи представляют собой многофигурные композиции.

Фигуры людей и животных небольшие (редко достигают 75 см), передаются сплошным силуэтом, красной и черной краской. Изображения стилизуются, схематизируются, иногда сводятся почти к знаку. Причиной этого стало то, что человек приобрел способность мыслить более общими, более отвлеченными категориями, отображать более широкие и сложные явления. Наивная вера в изображение «двойника» слабела и на первый план выдвигалась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии.

Преимущественным направлением в изобразительном искусстве неолита является декоративное, дающее крайне разнообразные формы и достигающее нередко большой художественной высоты.

Человек стремится украшать все служащие ему вещи, даже самые обыденные и незатейливые предметы каждодневного употребления, например, глиняную посуду. Такое украшение дает орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, которым покрывается оружие, утварь, одежда.

Декоративный характер приобретают скульптура и рельеф.

Бронзовый век характеризуется высокими достижениями декоративного искусства, а также мегалитической архитектурой. Из бронзы в это время изготовляли боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки.

Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики. Главным изобразительным мотивом остаются звери, каждый из которых имеет определенный магический, символический смысл.

Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура, тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

Дольмены - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода.

Кромлехи - самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. Одновременно они являлись и древнейшими обсерваториями.

Железный век отмечен дальнейшим расцветом декоративно-прикладного искусства. Произведения искусства не только служили украшениями человека, оружия, конской упряжи, утвари, но и выполняли магическую роль, выражали религиозные представления людей. Появляется так называемый «звериный стиль».

В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям не промысловых, а хищных животных - львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Большое место занимали фантастические животные - грифоны. Позы животных выражают напряженное состояние или моменты борьбы.

Все эти особенности звериного стиля выражали стремление придать, прибавить обладателю вещей качества, присущие изображенным животным, а также защитить его от напасти. В произведениях декоративного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. Однако всегда сохранялось высокое композиционное мастерство и выразительность.

Завершая разговор о первобытном искусстве, хочется подчеркнуть, что «первобытное» никак не означает «упрощенное», невысокое по своему уровню. Напротив, первобытные произведения вызывают изумление и восхищение. В этот период начали свое развитие все основные виды искусства: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм (следование натуре) и условность (та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей). Первобытное искусство, которое стало широко известным лишь в ХХ в., произвело сильное впечатление и оказало большое влияние на искусство этого и нынешнего искушенных столетий.

Искусство эпохи первобытного общества. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании).

Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.).

Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире.

Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретического нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода).

Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм.

Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека, ведь жизнь первобытного охотника напрямую зависела от знания животных и их повадок.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Лёспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), с. Костёнки близ Воронежа.

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.

К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии).

Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери).

Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающие признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек.

Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщённые цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя.

При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В позднем палеолите получает развитие архитектура.

Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами.

В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных.

Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10 - 8-го тыс. до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности.

Мезолитические наскальные изображения (открытые в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических.

Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п.

Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом.

Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие.

В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен.

К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам.

В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках.

Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве.

В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс. - начало 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни.

Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента).

Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность.

Вместе с тем, неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы.

В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы.

Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки.

Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства. Здесь уже в 3-м тыс. до н. э. сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.

Первые памятники искусства, связанные с земледельческими культами, появились, очевидно, в 6-5-м тыс. до н. э. у древних племён Малой Азии и Месопотамии.

Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками.

Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов).

Появившиеся здесь в 6-м тыс. до н. э. женские статуэтки из глины, первоначально близкие натуре, а затем с более схематичными, обобщёнными и удлинёнными формами, а также с утяжелённой нижней частью тела, иногда покрывались геометрической росписью в виде спиралей, точек и штрихов, вероятно, имитирующей одежду.

Влияние древней художественной культуры Малой Азии и Месопотамии в 5-3-м тыс. до н. э. широко распространилось и оригинально преломилось в искусстве прилегающих районов, имеющем и местные черты (в Северной Африке, Восточном Средиземноморье, в Юго-Восточной Европе, Средней Азии, Афганистане, Пакистане и др.).

В более отдалённых районах (например, на Севере Европы и Азии, где долго сохранялся рыболовно-охотничий первобытный уклад жизни) вплоть до 1-го тыс. до н. э. сохранились видоизменённые древние формы искусства.

Здесь обнаружено большое число жизненно убедительных скульптурных изображений (преимущественно голов лосей, медведей, водоплавающих птиц), чаще всего составляющих часть культовой деревянной утвари и каменного оружия (находки из Оленеостровского могильника в Карелии, 4-3-е тыс. до н. э., торфяников Шигир и Горбуново в Приуралье, 3-2 тыс. до н. э.; единичные находки в Финляндии, Швеции и др.).

Широко распространена также мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Здесь выполнялись живописные, гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы, или высеченные на скалах изображения, в Карелии, 3-2 тыс. до н. э.; петроглифы и наскальные росписи в Швеции, вторая половина 2-го тыс. до н. э., и на восточных склонах Урала, и др.).

Обычно связанные с племенными святилищами, на территории бывшего СССР они чаще всего представляют целую галерею упрощённых и схематических, наивно-выразительных образов - изображения животных, людей, мифических существ, солярных и иных нерасшифрованных символов, сцен рыбной ловли и охоты. Богатые комплексы наскальных изображений, восходящие к эпохам позднего неолита, мезолита и бронзы, обнаружены также на Кавказе (в районе Кобустана), в Средней Азии (в районе Зараут-Сая в Узбекистане), а также в Западной Африке (росписи Тассилии Аджер в алжирской Сахаре). Они составляют порой сложные, иногда полихромные, жизненно выразительные многофигурные композиции, включающие фигуры животных и людей, сцены быта, труда и охоты.

В средневековой Европе переходу к оседлости и земледелию сопутствовало бурное развитие производства керамики, прошедшего на протяжении неолита и эпохи ранней бронзы сложную эволюцию и породившего множество как местных, так и общеевропейских культурных центров.

Простые, преимущественно округлые или прямостенные сосуды выполнялись от руки. На юго-востоке Европы (территория Греции, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдовы) и в Средней Азии преобладала многоцветная расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией. Богатством и разнообразием красно-коричневых и чёрных узоров в форме спиралей и завитков, сплошь покрывающих сосуды с бело-жёлтой обмазкой, выделяется культура Триполье-Кукутени, распространённая на территории Румынии, Западной Украины и Молдовы.

В более северных районах (территории современных Германии, Польши, Чехии, Нидерландов и др.) были распространены гравированные, так называемые линейно-ленточные узоры в виде изогнутых полос или спиралей, расположенных рядами, а впоследствии появились нарядные сосуды с тиснёным или штампованным орнаментом, складывающимся из крестов, квадратов, полос и других геометрических мотивов.

Встречающаяся на юго-востоке и в центре Европы глиняная пластика этого времени (преимущественно схематично-обобщённые женские статуэтки, иногда покрытые геометрическим расписным или точечным сквозным узором) несёт отголоски средиземноморских влияний.

Зодчество эпох неолита и ранней бронзы представлено общинными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетёных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе; сырцовые дома в Средней Азии и др.).

О прогрессе строительной техники говорят многочисленные мегалитические постройки, сложенные из крупных монолитных каменных блоков. Они встречаются почти повсеместно.

Выделяются комплекс храмов на острове Мальта с каменными плитами, покрытыми рельефным спиральным узором, и святилище Стонхендж (Великобритания), состоящее из двух рядов концентрических камней, гробницы-дольмены на Балканах, в Малой Азии, на Кавказе и др.

Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества.

В эпоху бронзы повысилась производительность труда, начались имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивавшееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее большое влияние на становление культуры Средиземноморья, и особенно Древней Греции.

В Европе и Азии в 1-м тыс. до н. э. продолжался процесс разложения первобытной общности людей, постепенно формировались племенные и этнические объединения (древние германцы, иллирийцы, кельты, норманны, саки, сарматы, скифы, славяне древние, древние тюрки, финно-угры древние, фракийцы, этруски).

Для этого времени в средневековой Европе характерны скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, связанная с традициями неолита, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментированными в геометрическом духе рукоятями.

Искусство обработки металла достигло здесь высокого уровня на рубеже бронзового и железного веков.

Повсеместно первоначальный культово-магический смысл изображений вытеснялся декоративно-орнаментальным началом.

С середины 1-го тыс. до н. э. искусство «варварских» народов Европы и Центральной Азии воспринимало усиливающееся воздействие античной цивилизации и позднее, с процессом сложения феодализма, включилось в общеевропейский поток развития средневековой художественной культуры.

Однако богатое и разнообразное искусство, органически связанное с традициями первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до XIX-XX вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки, эскимосов Канады и Северо-Восточной Сибири, народов Африки).



Похожие статьи
 
Категории