Виды театральных декораций. Что такое декорации в театральной постановке

17.07.2019

ДЕКОРАЦИЯ (термин, образованный от латинского слова decorare – украшать, французский аналог дecor, испанский – decorado, немецкий – Buhnenbild, английский – set), один из способов оформления спектаклей в современном театре. Основная функция декорации в спектакле – создание образа места действия.

Исторически декорационное искусство сложилось в эпоху Ренессанса, в итальянском придворном театре (), но его элементы присутствовали еще в античных трагедиях Древней Греции. Ренессансным же предшествовали декорации площадных мистериальных представлений, которые воссоздавали канонические места действия главного сюжета христианской мифологии (рай, Назарет, храм, Иерусалим, дворец, темница, море, чистилище, ад), располагавшиеся по одной линии (по горизонтали или по кругу) и показывавшиеся зрителям одновременно все сразу. В итальянских дворцовых спектаклях 16 в. для изображения типовых мест действия трагедии, комедии и пасторали применялись «декорационные перспективы». Они располагались в глубине сценических подмостков и служили актерам живописным фоном. Эти декорации были статичны. Когда возникла необходимость показывать смены мест действия, то стали использовать сначала теларии (трехгранные, а иногда и пятигранные, призмы. Эти конструкции были известны еще в античном театре), которые, поворачиваясь, могли показать три, пять или более разных декорационных картин. Затем были изобретены кулисные механизмы (см . КУЛИСЫ), позволившие многократно увеличить количество сменявшихся мест действия. Следующим шагом было появление кулисно-арочной декорации. Она позволяла создавать в пространстве сцены-коробки впечатление глубины изображаемого художником природного ландшафта, архитектурного пейзажа или интерьера. С конца 18 в. для воссоздания интерьерной среды используется т.н. павильонная декорация (три нарисованные на холщевых рамах стены, прорезанные дверными и оконными проемами и дополненные потолком), а в романтическом театре 19 в. – живописно-объемная декорация, складывавшаяся из элементов оформления нарисованных и трехмерных и таким способом передававшая большее впечатление реальности создаваемой на сцене картины места действия. Наконец, в 20 в., благодаря новой технике, появилась возможность изображать декорации виртуально – с помощью проекции, а затем и лазера. С другой стороны, сценографы все более используют для создания ощущения максимальной реальности сценической среды подлинные вещи (предметы мебели, орудия труда, разные бытовые аксессуары и пр.) и натуральные фактуры (древесина, земля, песок, вода, железо, и т.д.).

Каким бы способом декорация не создавалась, она всегда остается образом иллюзорным. Всякие попытки преодолеть эту иллюзорность приводили к отказу от декорации вообще и к постановке спектаклей или в окружающей реальной среде, или в пространстве пустой сцены, дизайнерски приспособленной для театральной игры. И хотя такого рода места действия известны намного раньше, чем декорация, они вызывают повышенный интерес современных мастеров. Тем не менее декорация и в настоящий период продолжает оставаться необходимой театру, дает художнику возможность решать сложные творческие задачи и нравиться зрителям, потому что открывает перед ними образ реальной среды жизни героев пьесы или погружает в мир фантазии, воображения, красоты.

Виктор Березкин

В театральных постановках зритель ценит не только мастерство режиссёра или актёрскую игру, но и оформление сцены. В результате декорации становятся важной частью практически любого спектакля, а многие театральные художники признаны самостоятельными творцами. Существует множество разновидностей декорационного оформления: от ширм и кулис, изготовленных из ткани и фанеры, до сложнейших виртуальных изображений, для создания которых используются компьютеры и системы хранения HP .

История развития

Предшественники современных декораций появились ещё в Древней Греции. Из пристройки под названием скена выдвигались расписные доски. Классический театр, состоящий из сцены, кулис и зрительного зала, появился только в XVI веке в Италии. Именно здесь впервые появилась живописная декорация, выполненная на холсте. Чуть позже такие полотна сделали сменяющимися.

Современная сценография использует многовековой опыт театров разных стран. В арсенале художника множество приёмов, которые используют отдельно или в комбинации. Декорации можно классифицировать следующим образом:

  • кулисно-арочная;
  • кулисно-передвижная;
  • павильон;
  • объёмная;
  • проекционная.

В результате создаётся иллюзия, что действие происходит именно там, где указано в пьесе. При этом особенность театрального искусства такова, что точной прорисовки деталей не требуется.

Виртуальное оформление постановок

В декорировании широко используются современные веяния и течения. Наиболее популярно совмещение активного и пассивного оформления сцены. В качестве активных декораций используются изображения, созданные на компьютере, реальное видео. Помимо внешних эффектов, использование такого метода позволяет сэкономить значительные средства.

Для создания виртуальных декораций необходимо приобретать проекционное оборудование. Профессиональные системы представляют собой уже не отдельные компьютеры, а серверные решения (например, сервер HP). С их помощью можно не только отображать выбранные изображения, но и создавать их, обрабатывать и хранить.

Ключевые слова: Оформление сцены,какими бывают декорации,Виртуальное оформление постановок,кулисно-арочная,кулисно-передвижная,павильон,объёмная,проекционная,Современная сценография,сервер HP,системы хранения HP,История развития

Каждый человек хотя бы раз посещал театр. Такие мероприятия наполняют эмоциями, дарят душевное удовлетворение. Наверняка каждый знает, что такое декорации, но мало кто может себе представить, как бы выглядели театральные выступления без них. А ведь данный элемент является обязательным для создания нужного эффекта.

Что такое декорации

Каждый спектакль требует длительной подготовки. Декорации в театре могут быть разными, например:

  • небольшими фрагментами, которые создают нужную атмосферу;
  • масштабными композициями, дарящими ощущение реальности происходящего на сцене;
  • световыми эффектами, создаваемыми с помощью прожекторов и подобного оборудования.

В любом случае понять, что такое декорации, не сложно. Продуманные композиции могут состоять из разных деталей и элементов, что в целом дарит возможность создать ту картину, которая нужна для полноценного восприятия действа, передаваемого актерами.

Зачем украшать сцену

Зная, что такое декорации, можно понять, насколько они необходимы в любом представлении. Без определенного реквизита картина будет неполной. Да и актерам легче передать эмоции, когда на сцене создана необходимая атмосфера. Что такое декорации в театре, знает даже ребенок, тем не менее стоит детально рассмотреть вопрос о том, для какой цели и зачем их придумали.

Конечно, профессионально выступающие актеры и без дополнительных композиций на сцене могут передать нужные эмоции зрителям. Но декорации в театре помогут:

  • в полной мере погрузить зрителя в сюжет;
  • дать возможность актерам целиком и полностью передать суть постановки;
  • создать настроение представлению и открыть горизонты творчества для тех, кто занимается оформлением сцены для выступлений.

Узнав, что такое декорации, человек при визитах в театр будет обращать на них больше внимания. А также поймет, насколько важно декорирование сцены. Ведь всем нам хочется, чтобы актеры максимально раскрыли свои таланты и воодушевили тех, кто пришел лицезреть их выступление.

Многие из нас очень часто слышат слово "декор " в повседневной жизни. На первый взгляд это слово понятно и подразумевает украшение какого-либо объекта или предмета. Но так ли это на самом деле? Давайте же попробуем разобраться вместе, каким он бывает и что интересного он привносит в нашу повседневную жизнь.

Декор интерьера - это последние и, можно сказать, самые приятные элементы обустройства дома. Самая первая и главная вещь в создании декора - это составление дизайн-проекта. Проект должен быть создан согласно предпочтениям и мировосприятию хозяина дома или можно создать с помощью каких-либо сувениров, вещей из путешествий или же каких-нибудь красивых и уютных искусственных предметов, с помощью оригинальной и посуды и так далее - это может быть что угодно, на ваше усмотрение. Но самый первый пункт создания декора - дизайн-проект, который должен быть тщательно продуман.

Затем необходимо будет перейти к выбору подходящей мебели. Расставляя мебель уже в выбранном стиле помещения, дизайнер обязательно поможет правильно подобрать светильники или другие предметы декора, которые будут стильно смотреться вместе с мебелью. Ещё могут понадобиться дополнительные скульптуры или искусственные вещи для декора. Будет рассмотрено множество вариантов, пока не будут найдены идеальные предметы декора.

Декор поэтапно

1). Стиль.

Является главным шагом в создании декора. При выборе стиля нужно всё хорошенько обдумать, чтобы элементы декора идеально вписывались в интерьер и не было никаких недочётов. А какой же стиль вам ближе?

2). Цвет.

Рассматривая вопрос о том, что такое декор, особое внимание нужно уделить цветовой гамме. Цвета вещей, которые будут использованы в качестве декора, очень важны, поэтому они должны быть подобраны исходя из предпочтений хозяина квартиры, местности, в которой находится квартира или дом, а главное - стиля.

3). Мебель.

Решив проблему, связанную с выбором фабрики, производящей мебель под выбранный стиль, можно начать подбирать наиболее подходящие осветительные приборы, светильники, люстры.

Большинство этапов уже выполнено, а значит, можно переходить к выбору текстиля: ковров, штор, подушек на кресла, диваны, покрывал и так далее.

В интерьере ковры очень важны. К счастью, в современном мире довольно большой выбор ковров, так что выбрать наиболее подходящий будет несложно: по форме они бывают квадратными, овальными, круглыми. Текстиль очень важен потому, что благодаря ему создается уют и хорошее настроение.

4). Аксессуары.

Композиции из различных растений и цветов являются лучшими украшениями интерьера. Если есть возможность, то обычными живыми растениями можно красиво украсить стены. Если нет, то их можно заменить искусственными цветами. Также можно создать прекрасный декор интерьера с помощью различных статуэток, картин и других предметов, которые будут демонстрировать любимые занятия владельцев.

- интересное решение для любого помещения

Что такое Это прекрасное решение украсить тусклые и серые стены, добавив разнообразия в дизайн помещения. Самостоятельно это сделать очень просто. Для этого можно использовать даже обычные наклейки.

Для начала нужно понять, почему понадобилось и какие разновидности декора бывают. Соберём всё это по кусочкам и создадим конкретную идейную базу - это будет первый шаг в декорировании стен.

Почему понадобилось украшать стены?

Во-первых, это искусство. Даже не имея опыта в рисовании, можно неплохо исправить ситуацию с тусклыми стенами. Каждой человек - это творческая личность.

Во-вторых, декорируя стены, мы тем самым исправляем значительные или незначительные недостатки.

В-третьих, декор стен создаёт уют и гармоничную атмосферу вокруг, а также подчеркивает индивидуальный стиль владельца.

Разновидности декора

1). Зеркала.

2). Картины.

3). Экодекор.

4). Различные постеры, фотографии.

6). Металл.

Сделать самостоятельно или же купить в магазине?

Сделать или же купить - это личная инициатива каждого. Хотя, например, если вещь можно создать своими руками, то и покупать её не нужно будет, и наоборот. Но лучше, конечно же, постараться проявить свой талант в декорировании стен.

мы уже узнали. Теперь самое время поговорить о трафаретах и их основных особенностях.

В чем особенность трафаретов

Трафареты для декора отлично подойдут для украшения помещения, для придания ему стиля, креативности. Они являются доступным и самым популярным способом декорирования стен.

Правильно подобранный трафарет придаст помещению не только стиль, но ещё и приятное настроение.

Какие бывают виды трафаретов:

1). Объёмные, которые используются для декорирования стен.

2). Многоцветные.

3). Обратные - отлично подходят для декора стен в спальне.

4). Однотонные.

Декор своими руками. Фото оконного декора

Довольно простое занятие. Обычно нужны только ножницы да бумага. К снежинкам можно будет добавить ленточки, игрушки или же свечи - и новогоднее настроение обеспечено.

Например, с помощью атласных ленточек или же бус можно создать особую цветовую гамму.

1. Типы декораций по конструктивным качествам

Художественный образ в сценографии, как говорилось в предыдущей главе, состоит из очень многих составляющих, здесь мы рассмотрим конструктивные составляющие сценографического образа. Исторически сложилась целая типология декоративных решений театральных конструкций. Конструкция – это та внутренняя основа, скелет, на которой держится выразительная часть оформления. Конечно, у конструктивной части тоже есть своя выразительность, но это качество не является определяющим. Типология по конструктивным качествам театральных декораций рассматривает ее как несущий элемент, а не как выразительный. Но без него нельзя обеспечить выразительность. Прежде всего, декорации делятся на две большие группы по характеру материалов, из которых они выполняются.

Первая группа – мягкие декорации . Они представляют собой оформление сцены, выполненное из материалов, не имеющих собственной внутренней конструктивной основы, поэтому они подвешиваются. Эти декорации выполняются из различных тканей, тонких пластиков, сеток, веревок, цепей всего того, что само стоять не может, и должно к чему-нибудь крепиться. Мягкие декорации имеют свои разновидности.

Кулисные декорации могут быть разъемные и подъемно-арочные. Разъемные кулисные декорации состоят из трех деталей по каждому плану (две кулисы и одна падуга). Глубина сцены заканчивается задником – большим полотнищем, повешенным параллельно рампе, или горизонтом повешенным полукругом или в форме трапеции (в плане). Кулисные декорации развешиваются строго симметрично.

В театральных спектаклях барочного, классицистического, романтического и реалистического театра они расписывались, выполнялись из самых разных тканей. Роспись чаще всего изображала различные архитектурные пространства. Для того чтобы у зрителя было впечатление, что внутренность имеет вертикальные стены и горизонтальные потолки, живопись по каждому плану обязательно освещалась, так, чтобы «убивать» тени от предыдущих кулис и падуг. Эта работа света помогала создавать иллюзии парадных дворцовых интерьеров. Подъемно-арочные декорации представляют собой повешенные по каждому плану полотнища в форме скобы, которые также сопровождаются задником или горизонтом. Подъемно-арочные декорации расписываются и изображают арочную архитектуру. Они так же, по каждому плану освещаются, чтобы нивелировать тени и создавать иллюзию тяжелых архитектурных сооружений.

Сады, парки, леса изображаются на сцене при помощи сетки, которая выкраивается в форме, напоминающей букву «Г». Две встречные кулисы такой формы декорируются аппликацией, изображающей деревья и кусты с густой листвой, выполненной из разных по прозрачности материалов. Такие кулисы вывешиваются очень часто (через 20 см), и при правильном освещении создают впечатление ярко освещенной полянки в лесу сквозь листву, которой, просвечивает солнце. Эти декорации дополняются бутафорскими кустами, пеньками, мостками и половиком, декорированным под траву. Задник или горизонт изображают глубину леса, уходящую дорогу, берег реки… Кулисные декорации возникли еще в эпоху Возрождения и совершенствуются до сих пор.


Оформление в сукнах . Этот тип декораций сравнительно молод, возник в конце XIX начале XX века. Это было время, когда в театре ставили много мистических историй, сказочных сюжетов, где персонажу было необходимо неожиданно и быстро «возникать» или «исчезать». Здесь ткани (а в это время очень широко использовались сукна), развешиваются совершенно произвольно в пространстве сцены. Симметрия не обязательна. Ткани могут изображать и интерьеры, и пейзажи, и различные сказочные реальности. Такая развеска декораций помогает внезапно возникать и исчезать между складок. Кроме того, обилие складок на сцене делали ее более парадной, нарядной, декоративной, что для стилистики модерна, который превалировал в это время, было необходимо.

Жесткие декорации известныс древнейших времен, некоторые из них существовали в античном театре. Они отличаются способностью нести вес актера, реквизита, бутафории. Для этого они обладают необходимой прочностью, устойчивостью, не требуют дополнительных поддерживающих устройств, способны сами надежно стоять на сцене.

Кулисные декорации устанавливают так же, как и мягкие кулисы, симметрично и по планам. Они представляют собой ширмы, которые могут быть, как простые прямоугольные, так и сложные по форме, изображающие детали архитектуры, кусты и прочее. Ширмы могут быть в виде треугольных призм, вращающихся вокруг своей оси. Каждая грань такой призмы несет на себе особое изображение. Вращение этих призм позволяет менять картину на сцене. В некоторых спектаклях ширмы заменялись кулисными машинами, которые представляют собой подрамники, пропущенные сквозь планшет сцены через специальные щели, и в трюме двигались по собственной металлической дороге. Такие кулисные машины позволяли сделать декорацию высотой до пяти метров и выдерживать вес актера. Движение кулисных машин значительно обогащает образ спектакля.

Павильон. Этот тип декораций появился для обслуживания реалистического театра. После поднятия занавеса зритель видел обыкновенную комнату с мебелью, люстрой, окнами, дверями, картинами, зеркалами. Стены этой комнаты представляют собой систему подрамников, обтянутых тканью, расписанной под обои или обклеенную обоями. В некоторые из подрамников монтируются оконные или дверные проемы с подвешенными окнами и дверями. Чтобы подрамники не падали, с задней их стороны к ним прикрепляются откосы в форме прямоугольных треугольников, которые обеспечивают вертикальность «стены» павильона. Обычно сцены павильона устанавливаются в форме трапеции (в плане) из трех составляющих. Четвертая стена зеркало сцены. Но бывают павильоны, составленные из двух стен и потолка. Стены устанавливаются тупым углом (в плане) и создают не очень глубокое игровое пространство. «Потолок» павильона так же может представлять собой систему подрамников, но во многих случаях, это просто ткань, которая закрепляется на штанкете, расположенным за арлекином, и набрасывается сверху на «стены». Затем она натягивается и закрепляется за «ручники» на задней части подрамников «стен».

Установка (конструкция) – самый молодой и самый распространенный, на сегодняшний день, тип декораций. Он сформировался в 20-е годы ХХ века, первый законченный вариант установки был представлен в спектакле «Великодушный рогоносец» Вс. Мейерхольда в 1922 г. (художник Л. Попова).

Установка (другое название конструкции), представляет собой жесткое сооружение на сцене из любого достаточно легкого и жесткого материала. Установка не убирается в течение всего представления. Ее черты:

а) несколько уровней по высоте, что необходимо, во-первых, для обогащения пластики актеров, во-вторых, для более пропорционального решения высоты зеркала сцены, в-третьих, для усиления выразительности сценографического образа;

б) символический характер внешнего вида, выражающий идею комедии. В постановке «Великодушного рогоносца» установка изображает «раздетый» механизм мельницы, уложенной на бок, который иронически символизирует «анатомию» буржуазной любви;

в) установка – это действующая декорация, которая претендует стать персонажем. В приведенном примере маленькое желтое колеса установки начинает вращаться в завязке, развитие действия приводит к вращению большого красного колеса, а вращение самого большого мельничного маховика начинается в момент кульминации. Этот вращающийся фон «ведет» эмоции зрителя.

Установку не надо путать с макетом. Макет представляет собой имитацию предмета (крыльцо, пригорок) он тоже может быть с несколькими уровнями, способен нести большие нагрузки. Бывают даже действующие макеты имитирующие действие того предмета, который они изображают. Но макет никогда не несет символа.

Проекционные декорации появились вместе с открытием электричества и используются в театре с начала ХХ века. Проекционная декорация дешева, мобильна, легко может возникнуть, исчезнуть, смениться другой картиной. Проекционная декорация хороша для мистических спектаклей, спектаклей сказок. Проекционная декорация представляет собой проекцию изображения пейзажа, интерьера, какого либо предмета, необходимого по действию. В реалистических спектаклях она может заменить рискованные работы актеров, например опасные для жизни полеты, падения представляют собой движущееся проекционное изображение. Этот тип декораций широко используется в сочетании с другими типами. Например, она заменяет часть интерьера на сцене, или часть пейзажа. Проекционная декорация требует очень четкой технической организации. Направление проекционного луча и работа света на сцене должны быть особенно отрегулированы, чтобы не было засвечивания изображения, не нужных рефлексов и теней. Этот тип декорации не допускает большого количества света на сцене. В последние десятилетия получило распространение использование сразу нескольких проекций в художественном оформлении, как театральных спектаклей, так и концертов самых разных масштабов. В начале XXI века появились голографические проекционные декорации. Они показывают вполне убедительно иллюзию объема предмета. Это изображение может быть движущимся. У этого типа декораций большое будущее.

Объемные декорации. Этим термином на сцене называют одновременное использование любых мягких и объемных жестких декораций.

2. Опишите оптическое и психофизическое действие оранжевого и голубого цветов



Похожие статьи
 
Категории