VII класс (68 часов) Роды и жанры литературы. Из русской литературы XX века

19.03.2019

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество — фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народноетворчество еще называют и фольклором, который в переводе означает — народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны — это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п. Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей — что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка — тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление. Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня — гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак — защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение. Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева — это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость. Украинская народная песня — самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества. Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков. * Наша дума, наша песня * Не умрет не погибнет. * Вот где, люди, наша слава, Слава!

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче-ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос-сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви

людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про-изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз-витость - основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа-теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас-сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве-сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по-нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа-теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра-гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы, Притча (углубление по-нятия).


Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии >0< века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокиеидеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об-разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа-лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен-ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ-но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об-разы в лирике Есенина. Тема России - главная в есе-нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Словоо поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от-рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча-щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по-эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло-ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно-сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор-ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра-соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворе-


ния о человеке и природе. Философская глубина обоб-щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе-

лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонациив любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес-на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли-рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре-менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по-эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже-

вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация истиль стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Силлаботоническая и то-ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

VII класс (68 часов)

Роды и жанры литературы

Богатства и разнообразие жанров

Богатства и разнообразие жанров всех трёх родов литературы. Постоянное обновление жанров, появление новых и угасание старых. Обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Методика. Использование материалов, изученных в V-VI классах и начальной школе.

Теория. Роды и жанры литературы.

Античная литература

Героический эпос древности. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Ахилл – герой поэмы. «Одиссея» рассказ о странствиях и трудном пути домой одного из героев легендарной троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Теория. Героический эпос.

Методика. Использование материалов, изученных на уроках истории.

Фольклор

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появление новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Теория. Жанры современного фольклора.

«Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры – все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

Теория. Жанры народного театра.

Методика.

Литература эпохи возрождения

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты. («её глаза на звёзды не похожи…» и др.).

Теория. Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: . «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»; . «Перебой ритма»; . «Хвала сонету»; . «Сонет к форме»; . «Сонет»; Игорь Северянин «Бунин» и др.(по выбору учителя).

Методика. Обращаясь к истории сонета, на уроке можно обратиться к одному - двум произведениям. Остальные предложенные тексты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе по истории сонета.

Литература эпохи просвещения.

Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена.

Теория. Комедия.

Методика. При изучении комедии необходимо активно использовать комментированное чтение по ролям.

Литература XIX века.

Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Теория. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературы Греция и Рима. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня XVIII века. Великий баснописец. Басни Козьмы Пруткова.

Теория. Басня и притча.

Методика. Поскольку жанр басни ученикам хорошо знаком, то на уроках можно провести конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разными авторами (например, «Ворона и Лисица»).

Теория.

Методика. Сопоставление повести и романа.

. «Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), эпиграммы и мадригалы, эпитафия. Различные жанры в творчестве поэта: богатства жанров лирики, лироэпические произведения (баллады, поэма). Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирики и поэме.

Теория. Рифма. «Словарь рифм» .

Методика. Целесообразно познакомить учеников со словарём рифм, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

. «Ревизор». История создания комедии. Отражение России XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличия социального зла в комедии. Городничий и чиновники города И. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Теория . Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

Методика. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» - исполнение пьесы или её отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядного материала (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). это помогает освоению специфики драматического произведения.

. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи» и др.). Последние годы творчества и последние произведения Тургенева – «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Теория. Стихотворение в прозе.

Теория. Стиль.

– Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась – идеалист». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том…» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки – повести. Герои – два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Карась – идеалист») и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» ().

Теория. Гротеск. Сатира – форма комического в лирике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.

. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов.

Сценическая история постановок сказа.

Теория. Сказ как жанр эпоса.

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Америка и её люди в зеркале сатиры Марка Твена. Произведение «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Марка Твена. Сюжет, герои и приёмы изображения. Гротеск как приём.

Теория. Памфлет.

. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказа «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьбы.

Теория. Юмореска.

Портрет героя в художественных произведениях различных жанров.

Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Теория. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров.

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях; поэме «Мцыри», повести «Барышня – крестьянка» и других произведениях.

Теория . Пейзаж.

Методика. В течение всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету (в предложении курса литературы в V – V классах). Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Так, удачно воссоздаётся портрет героя при анализе романа «Дубровский» (сравним описание внешности героя в документах жандарма и в словах испуганной барыни). Специфика жанров помогает уловить особенности описаний в художественных текстах.

Литература XX века.

Нравственная проблематика в лирике XX века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействий литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературе XX века. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.

Методика. Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике.

. «Хвала человеку», «Труд»; . «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; . «Бог создал мир из ничего…»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу…»; Р. Киплинг. «Если…» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); . «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…»; . «Гроза идёт»; . «я Не люблю…»; М. Карим. «Европа – Азия» и др. (по выбору учителя и учеников).

Теория. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

Методика. Возможна организация изучения поэтических произведений с учётом и их тематики.

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год. Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня – призыв. Смысл жизни героя. Приём контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларе. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпический жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей XX века.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду». Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Теория. Тонический стих Маяковского.

Теория. Драматическая сценка.

Методика. При знакомстве с произведением ученики убеждаются, что известный сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

. «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателей воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Теория.

. «О чём плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

. «Несравнённый Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьёзные проблемы весёлого жанра. Замысел незавершённого водевиля

Теория. Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. . «Радость творчества».

Теория. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе .

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман – эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетия раскрывалась тема войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений). . «Русский характер». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления рами. Эпизоды боёв в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Теория. Живой отклик искусства на события войны.

. «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны в военные годы. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Теория.

Жанры фантастики.

Р. Шекли. «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе . Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты 3 – М – 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия.

Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория. Жанры научной фантастики.

Жанры детективной художественной литературы.

Читатель классики и читатель детектива. Особенности произведений детективного жанра.

А. Конан Дойл. «Пляшущие человека». Конан Дойл и его Шерлок Холмс в оценки читателей XIX и XX веков. Особенности композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущие человечки» и герои новеллы. Причины творческого долголетия героя новелл Дойла.

Теория. Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико – сатирической литературы. Пародия и её роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародия. Фельетон., Карикатура.

Итоги.

Методика. Обзор изученных в V – VII классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатства форм её отражения в искусстве.

Роды и жанры литературы

Богатство и разнообразие жанров.

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех 3 родов литературы. Постоянное обновление жанров, появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Методика. Использование материалов, изученных в 5-6 классах и начальной школе.

Теория. Роды и жанры литературы.

Античная литература

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Героический эпос древности. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Ахилл – герой поэмы. «Одиссея» - рассказ о странствиях и трудном пути домой одного из героев легендарной троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Теория . Героический эпос.

Методика . Использование материалов, изученных на уроках истории.

Фольклор

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества. Жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Теория . Жанры современного фольклора.

«Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычный избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герой и участники пьесы – игры – все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

Теория. Жанры народного театра.

Методика. Ученики в роли «фофанцев». Знакомство с различными жанрами народной драматургии и их особенностями при непосредственном участии в представлениях.

Литература эпохи возрождения

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюблённых в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты («Её глаза на звёзды не похожи…» и др.)

Теория . Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: . «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»); «Хвала сонету»; . «Сонет к форме»; . «Сонет»; Игорь Северянин «Бунин» и др. (по выбору учителя).

Методика. Обращаясь к истории сонета, на уроке можно обратится к одному – двум произведениям. Остальные предложения тексты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе по истории сонета.

Литература эпохи просвещения

Мольер. «Мешанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена.

Теория. Комедия.

Методика . При изучении комедии необходимо активно использовать комментированное чтение по ролям.

Литература 19 века

Самые популярные жанры 19 века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы 19 века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров

Теория. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни . Басня в античной Греческая литература и Рима. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня 18 века. . Расцвет русской басни в начале 19 века. Великий баснописец. басни Козьмы Пруткова.

Теория. Басня и притча.

Методика . Поскольку жанр басни ученикам хорошо знаком, то на уроке можно провести конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разным авторами (например, «Ворона и Лисица»).

Из истории баллады . Истоки жанра баллады. Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей 19 – 20 веков. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

А. Жуковского. «Перчатка», «Светлана». Баллады. Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Теория. Баллада.

Методика . Сюжеты баллад обычно привлекают юны читателей. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***»(« Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Туча», «Друзьям», « 19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Бесы», «Моя эпитафия». Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы.

«Барышня - крестьянка» («Повести Белкина»). Героиня повести – Лиза (Бетси). Автор и его решения вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Дубровский». Незавершённый роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Из истории романа . Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

Теория. Жанры лирики и эпоса (повесть, роман).

Методика . Сопоставление повести романа.

. «Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), эпиграммы и мадригалы, эпитафия. Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллады, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

Теория. Рифма «Словарь рифм» .

Методика. Целесообразно познакомить учеников со словарём рифм,

Который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

. «Ревизор». История создании комедии. Отражение России 19 века в сюжете и героях комедии. Сила обличия социального зла в комедии. Городничий и чиновники города. N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Теория . Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приёмов создании образа.

Методика . Традиционно в ходе изучения «Ревизора» - исполнение пьесы или её отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядного материала (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Всё это помогает освоению специфики драматического произведения.

. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи», и др.). Последние годы творчества и последние произведения Тургенева – «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворения в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Теория . Стихотворение в прозе.

. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме.

Теория. Стиль.

– Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась-идеалист». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснения авторского названия «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (почему сказка названа повестью) сюжет сказки – повести. Герои – два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Карась – идеалист») и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» ().

Теория. Гротеск. Сатира – форма космического в лирике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.

. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Теория . Сказ как жанр эпоса.

Марк. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Америка и её люди в зеркале сатиры Марка Твена. Произведение как памфлет. Особенности сатиры Марки Твена. Сюжет; герои и приёмы изображения. Гротеск как приём.

Теория . Памфлет.

«Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургия». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобное книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказа «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьбы.

Теория. Юмореска.

Портрет героя в художественных произведениях различных жанров.

Искусство портрета в творчестве писателей 19 века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведений. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Теория. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров.

Искусство изображения картин природы в различных жанров. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня – крестьянка» и других произведениях.

Теория. Пейзаж.

Методика. В течении всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету. Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Так, удачно воссоздаётся портрет героя при анализе романа «Дубровский». Специфика жанров помогает уловить особенности описаний в художественный текстах.

Литература 20 века.

Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в разрешении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературы 20 века. Связь различных искусств и их влияния на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.

Методика. Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике.

. «Хвала человеку», «Труд»; . «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; . «Бог создал мир из ничего»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу»; Р. Киплинг «Если…» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…»; . «Гроза идёт»; . «Арбатский романс»; . «Я не люблю…»; М. Карим. «Европа – Азия» и др. (по выбору учителя и учеников).

Теория . Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

Методика . Возможна организация изучения поэтических произведений с учётом их тематики.

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старушка Изергиль», «Старый Год». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня – призыв. Смысл жизни героя. Приём контраста в романтическом произведении. «Старушка Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтическиё сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей 20 века.

. «Необычайное приключение, бывшей с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеде». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Теория. Тонический стих Маяковского.

. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка). Гоголь – любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Теория. Драматическая сценка.

Методика . При знакомстве с произведением ученики убеждаются, что известный сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

. «Рождение рассказа». Поэтические проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном сказа». Герой рассказ и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Теория. Замысел и его реализация в произведении искусства.

. «О чём плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком – автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Теория. Сюжет и аллегорические герои.

. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьёзные проблемы весёлого жанра. Замысел незавершённого водевиля.

Теория . Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. «Радость творчества».

Теория. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе.

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман – эпопея. Общий обзор богатство жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрылась тема войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

. «Русский характер». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боёв в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Теория. Живой отклик искусства на события войны.

. «Уроки французского».Трудные годы в жизни страны в военные годы. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Теория. Война на страницах послевоенной прозы.

Жанры фантастики.

Р. Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З – М – 22. что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория . Жанры научной фантастики.

Жанры детективной художественной литературы.

Читатель классики и читатель детектива. Особенности произведений детективного жанра

А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей 19 века и 20 века. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия героя новелл Дойла.

Теория. Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и её роль в истории литературы. Пародия в литературы разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.

Итоги.

Методика. Обзор изученных в 5 – 7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм её отражения в искусстве.

Ученик должен знать:

основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соответствии с особенностями рода и жанра произведения:

создать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

отличать стихотворную речь и её особенности, силлабо-тонический стих от тонического;

привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения:

работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями:

обнаружить связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

Класс: 7

Зачёт №1 «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя».

Список произведений :

1.Пушкин А.С. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***», повесть «Барышня-крестьянка», роман «Дубровский» (в сокращении).

2.Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта», «Элегия», «Песня», «Стансы», «Дума», поэма «Мцыри».

3.Гоголь Н.В. комедия «Ревизор».

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837).

1. Богатство тематики и разнообразие жанров. Жанры лирики. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Творческое разнообразие родов и жанров в творчестве Пушкина:

Лирика проза драма

т/л жанры лирики поэта роман «Дубровский» трагедия «Борис Годунов»

Послание «Повести Белкина» «Маленькие трагедии»

элегия т/л жанры эпоса

стансы рассказ

лироэпические жанры

роман в стихах «Евгений Онегин».

2.Жанры прозы А.С.Пушкина. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Героиня повести – Лиза (Бетси).

т/л ЖАНРЫ ЭПОСА (смотри №1)

«Повести Белкина»:

1)»Выстрел»,

2)»Метель», издатель

3)»Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин

4)»Гробовщик»,

5)»Барышня-крестьянка».

Д/З Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: И.П.Берестова и Г.И.Муромского.

3. Сюжет и его герои. Автор и его решение вопросов композиции. Рассказ или повесть?

Повесть или рассказ? (размер и сложность событий)

«Барышня-крестьянка»:

Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский (англоман),

сын Алексей АКУЛИНА дочь Лиза (Бетси)

(крестьянка) (дворянка)

Одна девушка.

4. Незавершённый роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романов. В.Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

т/л РОМАН

Роман – большое эпическое произведение, изображающее человеческую жизнь. (стр. 99)

Виды романов:

1)исторический,

Любовь Маши и Владимира 2)любовный,

3)социальный, роман «Дубровский»

Социальные конфликты 4)философский и т.д.

Владимир Дубровский – романтический герой? ЦЫГАН, ГОРЕЦ, БУНТАРЬ?

(2 портрета: Анны Савишны и полицейского)

Маша – пылкая мечтательница.

5. Расцвет жанра романа. Варианты. Споры.

Работа с параграфом учебника.

6. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе

Из истории романа (учебник 98с.)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

7.Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

т/л рифма, «словарь рифм» Лермонтова

Богатство жанров лирики:

Элегия, песня, стансы …

Композиция лироэпического стихотворения «Смерть поэта»:

1.Гневное обличение в убийстве. Сатира. Четырёхстопный ямб. 33 строки.

3.Обвинение убийцам поэта, перерастающее в проклятие. Сатира. 16 строк.

Это стихотворение сделало Лермонтова известным и опальным поэтом (был отправлен на Кавказ, где шла война).

т/л РИФМА. «Словарь рифм» Лермонтова.

РИФМА – одинаковое звучание окончаний строк.

б перекрёстная

Для лирики Лермонтова характерно:

    Богатство жанров лирики,

    Мотив одиночества,

    Романтическое мироощущение.

8. Поэма «Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа.

т/л романтический герой

Герои поэмы:

    Мцыри («послушник»)

    Старый монах

Мцыри и его исповедь (3 – 26 строфы ):

3-8 собственно исповедь,

9-26 рассказ о трёх днях, проведённых на воле.

ИСПОВЕДЬ:

1.рассказ о своих грехах (священнику);

2.рассказ о наболевшем.

Мцыри – горец и борец по натуре; на воле раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство, несгибаемая сила воли, презрение к опасности, любовь к родине и её природе.

Монастырь = тюрьма Свобода

Смерть Жизнь

Когда Мцыри по-настоящему жил? (в монастыре или 3 дня на воле)

В.Г.Белинский : «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый нашего идеал поэта, это отражение в поэзии песни его собственной личности». Мцыри – романтический герой.

Романтический пейзаж – экзотические картины природы Кавказа.

ЯЗЫК насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, риторическими фигурами.

«Мцыри» - романтическая поэма.

9. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

А) ЭПИТЕТЫ – образные определения.

(поток глухой, объятья жадные, бурное сердце);

Б) СРАВНЕНИЕ

(стройна, как тополь; сплетясь, как пара змей);

В) МЕТАФОРА – скрытое сравнение; переносное значение слова по принципу сходства.

(рукою молнии ловил, кусты шептались);

Г) РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

(О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

Бой закипел, смертельный бой!)

ЭПОС ЛИРИКА

Сюжет – рассказ о судьбе Мцыри. Мысли и чувства главного героя.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

10. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Отражение Россия 19-го века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N . Хлестаков. Женские образы.

т/л афиша комедии;

особенности отражения действительности в драматическом произведении

«Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов 19-го века. Сюжет подсказан А.С.Пушкиным: молодого человека из столицы в провинциальном городе приняли за ревизора; чиновники этого города дают ему взятки.

т/л АФИША КОМЕДИИ.

Городничий – неглуп, умудрённый жизненным опытом, убеждённый взяточник и казнокрад. Цель его стремлений – «… со временем … влезть в генералы.» С подчинёнными груб и деспотичен.Судья Ляпкин-Тяпкин – считается «вольнодумцем», потому что прочитал несколько книг; в суде беспорядок; берёт взятки борзыми щенками.Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий»; в больнице «больные мрут, как мухи».Смотритель училищ Хлопов – робкий и запуганный человек, не дворянин.Анна Андреевна и Марья Антоновна – провинциальные кокетки. Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России (бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень). Д/З Решите, кого вы считаете главным героем комедии? Подготовьте рассказ об этом герое.11. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

т/л структура драматического произведения и образ героя; ремарки в пьесе как один из приёмов создания образа

Мастерство композиции.

    Отсутствии главного героя, таким героем стала чиновниья масса.

СМЕХ – живой персонаж, который имеет свою точку зрения, он смел, никто и ничто не ускользает от его действия.

Примеры речевых характеристик (2 персонажа).

Д/З «Зачем нужны комедии?»

12. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Сценическая история комедии «Ревизор» (смотри приложение).

Гоголь о «Ревизоре»:

«В «ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одно разом посмеяться над всем.» Хлестаков – «без царя в голове», пустейший человек, «он лжёт с чувством»; главная его черта – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему предназначена» - в этом и заключается сущность «хлестаковщины».

1.чтение письма о приезде ревизора (Д1, явл.1);

2.новость о приезде ревизора (Д1, явл.3);

3.разговор Хлестакова с городничим в гостинице (Д2, явл. 8);

4.сцена вранья (Д3, явл.6-7);

5.чиновники дают взятки (Д4, явл.1-7);

6.чтение письма Хлестакова (Д5, явл.8).

13. РР Исполнение избранных явлений и их рецензирование (чтение письма Хлестакова). 14. Контрольная работа «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.»

Похожие статьи
 
Категории