Виктор Драгунский «Заколдованная Буква»1класс. Драгунский виктор - заколдованная буква

10.06.2019

Когда репетиция хора мальчиков окончилась, учитель пения Борис Сергеевич сказал:

Ну-ка, расскажите, кто из вас что подарил маме на Восьмое марта? Ну-ка ты, Денис, докладывай.

Я маме на Восьмое марта подарил подушечку для иголок. Красивую. На лягушку похожа. Три дня шил, все пальцы исколол. Я две такие сшил.

Мы все по две сшили. Одну - маме, а другую - Раисе Ивановне.

Это почему же все? - спросил Борис Сергеевич. - Вы что, так сговорились, чтобы всем шить одно и то же?

Да нет, - сказал Валерка, - это у нас в кружке «Умелые руки»: мы подушечки проходим. Сперва проходили чёртиков, а теперь подушечки.

Каких ещё чёртиков? - удивился Борис Сергеевич.

Я сказал:

Пластилиновых! Наши руководители Володя и Толя из восьмого класса полгода с нами чёртиков проходили. Как придут, так сейчас: «Лепите чёртиков!» Ну, мы лепим, а они в шахматы играют.

С ума сойти, - сказал Борис Сергеевич. - Подушечки! Придётся разобраться! Стойте! - И он вдруг весело рассмеялся. - А сколько у вас мальчишек в первом «В»?

Пятнадцать, - сказал Мишка, - а девочек - двадцать пять.

Тут Борис Сергеевич прямо покатился со смеху.

А я сказал:

У нас в стране вообще женского населения больше, чем мужского.

Но Борис Сергеевич отмахнулся от меня.

Я не про то. Просто интересно посмотреть, как Раиса Ивановна получает пятнадцать подушечек в подарок! Ну ладно, слушайте: кто из вас собирается поздравить своих мам с Первым мая?

Тут пришла наша очередь смеяться. Я сказал:

Вы, Борис Сергеевич, наверно, шутите, не хватало ещё и на май поздравлять.

А вот и неправильно, именно что необходимо поздравить с маем своих мам. А это некрасиво: только раз в году поздравлять. А если каждый праздник поздравлять - это будет по-рыцарски. Ну, кто знает, что такое рыцарь?

Я сказал:

Он на лошади и в железном костюме.

Борис Сергеевич кивнул.

Да, так было давно. И вы, когда подрастёте, прочтёте много книжек про рыцарей, но и сейчас, если про кого говорят, что он рыцарь, то это, значит, имеется в виду благородный, самоотверженный и великодушный человек. И я думаю, что каждый пионер должен обязательно быть рыцарем. Поднимите руки, кто здесь рыцарь?

Мы все подняли руки.

Я так и знал, - сказал Борис Сергеевич, - идите, рыцари!

Мы пошли по домам. А по дороге Мишка сказал:

Ладно уж, я маме конфет куплю, у меня деньги есть.

И вот я пришёл домой, а дома никого нету. А меня даже досада взяла. Вот в кои-то веки захотел быть рыцарем, так денег нет! А тут, как назло, прибежал Мишка, в руках нарядная коробочка с надписью «Первое мая». Мишка говорит: - Готово, теперь я рыцарь за двадцать две копейки. А ты что сидишь?

Мишка, ты рыцарь? - сказал я.

Рыцарь, - говорит Мишка.

Тогда дай взаймы.

Мишка огорчился:

Я всё истратил до копейки.

Что же делать?

Поискать, - говорит Мишка. - Ведь двадцать копеек - маленькая монетка, может, куда завалилась хоть одна, давай поищем.

И мы всю комнату облазили - и за диваном, и под шкафом, и я все туфли мамины перетряхнул, и даже в пудре у неё пальцем поковырял. Нету нигде.

Вдруг Мишка раскрыл буфет:

Стой, а это что такое?

Где? - говорю я. - Ах, это бутылки. Ты что, не видишь? Здесь два вина: в одной бутылке - чёрное, а в другой - жёлтое. Это для гостей, к нам завтра гости придут.

Мишка говорит:

Эх, пришли бы ваши гости вчера, и были бы у тебя деньги.

Это как?

А бутылки, - говорит Мишка, - да за пустые бутылки деньги дают. На углу. Называется «Приём стеклотары»!

Что же ты раньше молчал? Сейчас мы это дело уладим. Давай банку из-под компота, вон на окне стоит.

Мишка протянул мне банку, а я открыл бутылку и вылил черновато-красное вино в банку.

Правильно, - сказал Мишка. - Что ему сделается?

Ну конечно, - сказал я. - А куда вторую?

Да сюда же, - говорит Мишка, - не всё равно? И это вино, и то вино.

Ну да, - сказал я. - Если бы одно было вино, а другое керосин, тогда нельзя, а так, пожалуйста, ещё лучше. Держи банку.

И мы вылили туда и вторую бутылку.

Я сказал:

Ставь её на окно! Так. Прикрой блюдечком, а теперь бежим!

И мы припустились. За эти две бутылки нам дали двадцать четыре копейки. И я купил маме конфет. Мне ещё две копейки сдачи дали. Я пришёл домой весёлый, потому что я стал рыцарем, и, как только мама с папой пришли, я сказал:

Мам, я теперь рыцарь. Нас Борис Сергеевич научил!

Мама сказала:

Ну-ка расскажи!

Я рассказал, что завтра я маме сделаю сюрприз. Мама сказала:

А где же ты денег достал?

Я, мам, пустую посуду сдал. Вот две копейки сдачи.

Тут папа сказал:

Молодец! Давай-ка мне две копейки на автомат!

Мы сели обедать. Потом папа откинулся на спинку стула и улыбнулся:

Компотику бы.

Извини, я сегодня не успела, - сказала мама.

Но папа подмигнул мне:

А это что? Я давно уже заметил.

И он подошёл к окну, снял блюдечко и хлебнул прямо из банки. Но тут что было! Бедный папа кашлял так, как будто он выпил стакан гвоздей. Он закричал не своим голосом:

Что это такое? Что это за отрава?!

Я сказал:

Папа, не пугайся! Это не отрава. Это два твоих вина!

Тут папа немножко пошатнулся и побледнел.

Какие два вина?! - закричал он громче прежнего.

Чёрное и жёлтое, - сказал я, - что стояли в буфете. Ты, главное, не пугайся.

Папа побежал к буфету и распахнул дверцу. Потом он заморгал глазами и стал растирать себе грудь. Он смотрел на меня с таким удивлением, будто я был не обыкновенный мальчик, а какой-нибудь синенький или в крапинку. Я сказал:

Ты что, пана, удивляешься? Я слил твои два вина в банку, а то где бы я взял пустую посуду? Сам подумай!

Мама вскрикнула:

И упала на диван. Она стала смеяться, да так сильно, что я думал, ей станет плохо. Я ничего не мог понять, а папа закричал:

Хохочете? Что ж, хохочите! А между прочим, этот ваш рыцарь сведёт меня с ума, но лучше я его раньше выдеру, чтобы он забыл раз и навсегда рыцарские манеры.

И папа стал делать вид, что он ищет ремень.

Где он? - кричал папа, - Подайте мне сюда этого Айвенго! Куда он провалился?

А я был за шкафом. Я уже давно был там на всякий случай. А то папа что-то сильно волновался. Он кричал:

Слыханное ли дело выливать в банку коллекционный чёрный «Мускат» урожая 1954 года и разбавлять его жигулёвским пивом?!

А мама изнемогала от смеха. Она еле-еле проговорила: - Ведь это он… из лучших побуждений… Ведь он же… рыцарь… Я умру… от смеха.

И она продолжала смеяться.

А папа ещё немного пометался по комнате и потом ни с того ни с сего подошёл к маме. Он сказал: - Как я люблю твой смех. И наклонился и поцеловал маму. И я тогда спокойно вылез из-за шкафа.

«Где это видано, где это слыхано…»


На переменке подбежала ко мне наша октябрятская вожатая Люся и говорит:

Дениска, а ты сможешь выступить в концерте? Мы решили организовать двух малышей, чтобы они были сатирики. Хочешь?

Я всё хочу! Только ты объясни: что такое сатирики?

Люся говорит:

Видишь ли, у нас есть разные неполадки… Ну, например, двоечники или лентяи, их надо прохватить. Понял? Надо про них выступить, чтобы все смеялись, это на них подействует отрезвляюще.

Я говорю:

Они не пьяные, они просто лентяи.

Это так говорится: «отрезвляюще», - засмеялась Люся. - А на самом деле просто эти ребята призадумаются, им станет неловко, и они исправятся. Понял? Ну, в общем, не тяни: хочешь - соглашайся, не хочешь - отказывайся!

Я сказал:

Ладно уж, давай!

Тогда Люся спросила:

А у тебя есть партнёр?

Я говорю:

Люся удивилась:

Как же ты без товарища живёшь?

Товарищ у меня есть, Мишка. А партнёра нету.

Люся снова улыбнулась:

Это почти одно и то же. А он музыкальный, Мишка твой?

Нет, обыкновенный.

Петь умеет?

Очень тихо. Но я научу его петь громче, не беспокойся.

Тут Люся обрадовалась:

После уроков притащи его в малый зал, там будет репетиция!

И я со всех ног пустился искать Мишку. Он стоял в буфете и ел сардельку.

Мишка, хочешь быть сатириком?

А он сказал:

Погоди, дай доесть.

Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок.

И я не выдержал и сказал тёте Кате:

Дайте мне, пожалуйста, тоже сардельку, поскорее!

И тётя Катя сразу протянула мне мисочку. И я очень торопился, чтобы Мишка без меня не успел съесть свою сардельку: мне одному не было бы так вкусно. И вот я тоже взял свою сардельку руками и тоже, не чистя, стал грызть её, и из неё брызгал горячий пахучий сок. И мы с Мишкой так грызли на пару, и обжигались, и смотрели друг на дружку, и улыбались.

А потом я ему рассказал, что мы будем сатирики, и он согласился, и мы еле досидели до конца уроков, а потом побежали в малый зал на репетицию.

Там уже сидела наша вожатая Люся, и с ней был один парнишка, приблизительно из четвёртого, очень некрасивый, с маленькими ушами и большущими глазами.

Люся сказала:

Вот и они! Познакомьтесь, это наш школьный поэт Андрей Шестаков.

Мы сказали:

Здорово!

И отвернулись, чтобы он не задавался.

А поэт сказал Люсе:

Это что, исполнители, что ли?

Он сказал:

Неужели ничего не было покрупней?

Люся сказала:

Как раз то, что требуется!

Но тут пришёл наш учитель пения Борис Сергеевич. Он сразу подошёл к роялю:

Нуте-с, начинаем! Где стихи?

Андрюшка вынул из кармана какой-то листок и сказал:

Вот. Я взял размер и припев у Маршака, из сказки об ослике, дедушке и внуке: «Где это видано, где это слыхано…»

Борис Сергеевич кивнул головой:

Учится папа за Васю весь год.

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Мы с Мишкой так и прыснули. Конечно, ребята довольно часто просят родителей решить за них задачу, а потом показывают учительнице, как будто это они такие герои. А у доски ни бум-бум - двойка! Дело известное. Ай да Андрюшка, здорово прохватил!

Мелом расчерчен асфальт на квадратики,

Манечка с Танечкой прыгают тут.

Где это видано, где это слыхано, -

В «классы» играют, а в класс не идут?!

Опять здорово. Нам очень понравилось! Этот Андрюшка - просто настоящий молодец, вроде Пушкина!

Борис Сергеевич сказал:

Ничего, неплохо! А музыка будет самая простая, вот что-нибудь в этом роде. - И он взял Андрюшкины стихи и, тихонько наигрывая, пропел их все подряд.

Получилось очень ловко, мы даже захлопали в ладоши.

А Борис Сергеевич сказал:

Нуте-с, кто же наши исполнители?

А Люся показала на нас с Мишкой:

Ну что ж, - сказал Борис Сергеевич, - у Миши хороший слух… Правда, Дениска поёт не очень-то верно.

Я сказал:

Зато громко.

И мы начали повторять эти стихи под музыку и повторяли их, наверно, раз пятьдесят или тысячу, и я очень громко орал, и все меня успокаивали и делали замечания:

Ты не волнуйся! Ты тише! Спокойней! Не надо так громко!

Особенно горячился Андрюшка. Он меня совсем затормошил. Но я пел только громко, я не хотел петь потише, потому что настоящее пение - это именно когда громко!

…И вот однажды, когда я пришёл в школу, я увидел в раздевалке объявление:

ВНИМАНИЕ!

Сегодня на большой перемене в малом зале состоится выступление летучего патруля «Пионерского Сатирикона»!

Исполняет дуэт малышей!

На злобу дня!

Приходите все!

И во мне сразу что-то ёкнуло. Я побежал в класс. Там сидел Мишка и смотрел в окно.

Я сказал:

Ну, сегодня выступаем!

А Мишка вдруг промямлил:

Неохота мне выступать…

Я прямо оторопел. Как - неохота? Вот так раз! Ведь мы же репетировали! А как же Люся и Борис Сергеевич? Андрюшка? А все ребята, ведь они читали афишу и прибегут как один?

Я сказал:

Ты что, с ума сошёл, что ли? Людей подводить?

А Мишка так жалобно:

У меня, кажется, живот болит.

Я говорю:

Это со страху. У меня тоже болит, но я ведь не отказываюсь!

Но Мишка всё равно был какой-то задумчивый. На большой перемене все ребята кинулись в малый зал, а мы с Мишкой еле плелись позади, потому что у меня тоже совершенно пропало настроение выступать. Но в это время нам навстречу выбежала Люся, она крепко схватила нас за руки и поволокла за собой, но у меня ноги были мягкие, как у куклы, и заплетались. Это я, наверно, от Мишки заразился.

В зале было огорожено место около рояля, а вокруг столпились ребята из всех классов, и няни, и учительницы.

Мы с Мишкой встали около рояля.

Борис Сергеевич был уже на месте, и Люся объявила дикторским голосом:

Начинаем выступление «Пионерского Сатирикона» на злободневные темы. Текст Андрея Шестакова, исполняют всемирно известные сатирики Миша и Денис! Попросим!

И мы с Мишкой вышли немножко вперёд. Мишка был белый, как стена. А я ничего, только во рту было сухо и шершаво, как будто там лежал наждак.

Борис Сергеевич заиграл. Начинать нужно было Мишке, потому что он пел первые две строчки, а я должен был петь вторые две строчки. Вот Борис Сергеевич заиграл, а Мишка выкинул в сторону левую руку, как его научила Люся, и хотел было запеть, но опоздал, и, пока он собирался, наступила уже моя очередь, Так выходило по музыке. Но я не стал петь, раз Мишка опоздал. С какой стати!

Мишка тогда опустил руку на место. А Борис Сергеевич громко и раздельно начал снова.

Он ударил, как и следовало, по клавишам три раза, а на четвёртый Мишка опять откинул левую руку и наконец запел:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Я сразу подхватил и прокричал:

Где это видано, где это слыхано, -

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Все, кто был в зале, рассмеялись, и у меня от этого стало легче на душе. А Борис Сергеевич поехал дальше. Он снова три раза ударил по клавишам, а на четвёртый Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и ни с того ни с сего запел снова:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Я сразу понял, что он сбился! Но раз такое дело, я решил допеть до конца, а там видно будет. Взял и допел:

Где это видано, где это слыхано, -

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Слава богу, в зале было тихо - все, видно, тоже поняли, что Мишка сбился, и подумали: «Ну что ж, бывает, пусть дальше поёт».

И когда музыка дошла до места, он снова вымахнул левую руку и, как пластинка, которую «заело», завёл в третий раз:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Мне ужасно захотелось стукнуть его по затылку чем-нибудь тяжёлым, и я заорал со страшной злостью:

Где это видано, где это слыхано, -

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Мишка, ты, видно, совсем рехнулся! Ты что в третий раз одно и то же затягиваешь? Давай про девчонок!

А Мишка так нахально:

Без тебя знаю! - И вежливо говорит Борису Сергеевичу: - Пожалуйста, Борис Сергеевич, дальше!

Борис Сергеевич заиграл, а Мишка вдруг осмелел, опять выставил свою левую руку и на четвёртом ударе заголосил как ни в чём не бывало:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Тут все в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, и ещё увидел, что Люся, вся красная и растрёпанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит с открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю:

Где это видано, где это слыхано, -

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Мишка из зелёного стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе.

Она кричала:

Дениска, пой один! Не подводи!.. Музыка! И!..

А я стоял у рояля и решил не подвести. Я почувствовал, что мне стало всё равно, и, когда дошла музыка, я почему-то вдруг тоже выкинул в сторону левую руку и совершенно неожиданно завопил:

Папа у Васи силён в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Я даже удивляюсь, что я не умер от этой проклятой песни.

Я, наверно бы, умер, если бы в это время не зазвонил звонок…

Не буду я больше сатириком!


Заколдованная буква

Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нём лежит ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофёр с нашим дворником стали ёлку выгружать. Они кричали друг на друга:

Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь её на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофёр сказал:

Теперь надо эту ёлку заактировать, - и ушёл.

А мы остались возле ёлки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и Сказала:

Смотрите, а на ёлке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару.

Пять лет девчонке, а говорит: «сыски»… Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

Ах, мне плохо! Сыски… - И стал икать: - Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошёл с ума. Я орал:

Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - «сыски».

У Алёнки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Мишка сказал:

Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалились да два шатаются, а я всё равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово - хыхки? Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся уколюся я.

Но Алёнка как закричит. Одна громче нас двоих:

Неправильно! Ура! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски»!

Именно, что не надо «сыски», а надо «хыхки».

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» - «Хыхки!» - «Сыски!»

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шёл домой и всё время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился на лестнице и внятно сказал:

Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и всё!

Англичанин Павля

Завтра первое сентября, - сказала мама. - И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже во второй класс. Ох, как летит время!..

И по этому случаю, - подхватил папа, - мы сейчас «зарежем арбуз»!

И он взял ножик и взрезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зелёный треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошёл Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас и мы по нём соскучились.

Ого, кто пришёл! - сказал папа. - Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!

Садись с нами, Павлик, арбуз есть, - сказала мама. - Дениска, подвинься.

Я сказал:

Привет! - и дал ему место рядом с собой.

Привет! - сказал он и сел.

И мы начали есть и долго ели и молчали. Нам неохота было разговаривать. А о чём тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!

И когда Павле дали третий кусок, он сказал:

Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не даёт его вволю поесть.

А почему? - спросила мама.

Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.

Правда, - сказал папа, - Вот поэтому-то мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.

Я не боюсь, - сказал Павля.

И мы все опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:

А ты чего, Павля, так давно не был у нас?

Да, - сказал я, - где ты пропадал? Что ты делал?

И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:

Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.

Я прямо опешил. Я сразу понял, что я всё лето зря пpoчепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.

Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки! Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:

Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!

Молодец, - сказал папа. - Уважаю!

Павля прямо засиял.

К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.

А что, трудный английский язык? - спросил я.

С ума сойти, - вздохнул Павля.

Ещё бы не трудный, - вмешался папа. - Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется «Ливерпуль», а произносится «Манчестер».

Ну да! - сказал я, - Верно, Павля?

Прямо беда, - сказал Павля. - Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.

Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? - сказала мама. - Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

Я «здрасте» еще не проходил, - сказал Павля.

Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?

Я сказал, - сказал Павля.

Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?

Мы до «спасибо» ещё не дошли, - сказал Павля. - Очень трудное пропо-ви-сание.

Тогда я сказал:

Павля, а ты научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».

Я этого ещё не изучил, - сказал Павля.

А что же ты изучил? - закричал я. - За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь-то изучил?

Я изучил, как по-английски «Петя», - сказал Павля.

Верно, - сказал я. - Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?

Пока всё, - сказал Павля.

Что я люблю…


Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе. Ещё я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем её кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пёс.

Я люблю также смотреть телевизор: всё равно, что показывают, пусть даже только одни таблицы.

Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда ною очень громко.

Ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.

Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже очень люблю.

Люблю читать сказки про Канчиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У неё весёлые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. Когда мы будем жить просторней, мы купим себе Канчиля, он будет жить в ванной. Ещё я люблю плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться руками за песчаное дно.

Я люблю на демонстрациях махать красным флажком и дудеть в «уй-ди-уйди!».

Очень люблю звонить по телефону.

Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Всё это я люблю дарить.

Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или ещё что-нибудь.

Я люблю гостей. Ещё очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» - и убегает из комнаты.

Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех - смотришь, через пять минут и вправду становится смешно.

Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:

Ты что скачешь?

А я сказал:

Я скачу, что ты мой папа!

Он понял!

Я люблю ходить в зоопарк. Там чудесные слоны. И есть один слонёнок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слонёнка. Я выстрою ему гараж.

Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин.

Люблю ходить в кафе - есть мороженое и запивать его газированной водой. От неё колет в носу и слёзы выступают на глазах.

Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами.

Очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.

Я много чего люблю!

…И чего не люблю!

Чего не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света. Ещё не люблю, когда приходят гости, вставать на стул и читать стихи.

Не люблю, когда папа с мамой уходят в театр.

Терпеть не могу яйца всмятку, когда их взбалтывают в стакане, накрошат туда хлеба и заставляют есть.

Еще не люблю, когда мама идёт со мной погулять и вдруг встречает тётю Розу!

Они тогда разговаривают только друг с дружкой, а я просто не знаю, чем бы заняться.

Не люблю ходить в новом костюме - я в нём как деревянный.

Когда мы играем в красных и белых, я не люблю быть белым. Тогда я выхожу из игры, и всё! А когда я бываю красным, не люблю попадать в плен. Я всё равно убегаю.

Не люблю, когда у меня выигрывают.

Не люблю, когда день рождения, играть в «каравай»: я не маленький.

Не люблю, когда ребята задаются.

И очень не люблю, когда порежусь, вдобавок - мазать палец йодом.

Я не люблю, что у нас в коридоре тесно и взрослые каждую минуту снуют туда-сюда, кто со сковородкой, кто с чайником, и кричат:

Дети, не вертитесь под ногами! Осторожно, у меня горячая кастрюля!

А когда я ложусь спать, не люблю, чтобы в соседней комнате пели хором:

Ландыши, ландыши…

Очень не люблю, что по радио мальчишки и девчонки говорят старушечьими голосами!..

Что любит Мишка

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.

Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?

Я спросил:

Это вы что играли, Борис Сергеевич?

Он ответил:

Это Шопен. Я его очень люблю.

Я сказал:

Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

Он сказал:

Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

Я сказал:

Каким же? Словом-то?

Он серьёзно и ясно ответил:

Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.

Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

Ну, а ты чего любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

Я много чего люблю.

И рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звёзды, и про лошадиные лица, всё, всё…

Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:

Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь ещё маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь так много! Целый мир.

Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

А я ещё больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!

Борис Сергеевич рассмеялся:

Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?

Мишка поёрзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но чёрствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

А ещё я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.

Варёную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопчёную, и сырокопчёную! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - всё равно.

Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый; люблю яблоки, тёртые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, - кожуру!

Люблю печёнку, котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, варёное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочек, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшённой кашей. Так… Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.

Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

Он бормотал:

Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил…

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка ещё скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

Первый не выдержал Борис Сергеевич.

Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только… А люди? Кого ты любишь? Или из животных?

Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

Ой, - сказал он смущённо, - чуть не забыл! Ещё котят! И бабушку!

Куриный бульон

Мама принесла из магазина курицу, большую, синеватую, с длинными костлявыми ногами. На голове у курицы был большой красный гребешок. Мама повесила ее за окно и сказала:

Если папа придёт раньше, пусть сварит. Передашь?

Я сказал:

С удовольствием!

И мама ушла в институт. А я достал акварельные краски и стал рисовать. Я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям, и у меня сначала здорово выходило, но потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мойдодыра. Белкин хвост получился как его нос, а ветки на дереве - как волосы, уши и шапка… Я очень удивился, как могло так получиться, и, когда пришёл папа, я сказал:

Угадай, папа, что я нарисовал?

Он посмотрел и задумался:

Ты что, папа? Ты посмотри хорошенько!

Тогда папа посмотрел как следует и сказал:

Ах, извини, это, наверное, футбол…

Я сказал:

Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?

Да нет, просто есть хочется. Не знаешь, что на обед?

Я сказал:

Вон, за окном курица висит. Свари и съешь!

Папа отцепил курицу от форточки и положил её на стол.

Легко сказать, свари! Сварить можно. Сварить - это ерунда. Вопрос, в каком бы виде нам её съесть? Из курицы можно приготовить не меньше сотни чудесных питательных блюд. Можно, например, сделать простые куриные котлетки, а можно закатить министерский шницель - с виноградом! Я про это читал! Можно сделать такую котлету на косточке - называется «киевская» - пальчики оближешь. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить её утюгом, облить чесноком и получится, как в Грузии, «цыплёнок табака». Можно, наконец…

Но я его перебил. Я сказал:

Ты, папа, свари что-нибудь простое, без утюгов. Что-нибудь, понимаешь, самое быстрое!

Папа сразу согласился:

Верно, сынок! Нам что важно? Поесть побыстрей! Это ты ухватил самую суть. Что же можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон!

Папа даже руки потёр.

Я спросил:

А ты бульон умеешь?

Но папа только засмеялся.

А чего тут уметь? - У него даже заблестели глаза. - Бульон - это проще пареной репы: положи в воду и жди. когда сварится, вот и вся премудрость. Решено! Мы варим бульон, и очень скоро у нас будет обед из двух блюд: на первое - бульон с хлебом, на второе - курица варёная, горячая, дымящаяся. Ну-ка брось свою репинскую кисть и давай помогай!

Я сказал:

А что я должен делать?

Вот погляди! Видишь, на курице какие-то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый. Ты состриги эти волоски, а я пока пойду на кухню и поставлю воду кипятить!

И он пошёл на кухню. А я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по одному. Сначала я думал, что их будет немного, но потом пригляделся и увидел, что очень много, даже чересчур. И я стал их состригать, и старался быстро стричь, как в парикмахерской, и пощёлкивал ножницами по воздуху, когда переходил от волоска к волоску.

Папа вошёл в комнату, поглядел на меня и сказал:

С боков больше снимай, а то получится под бокс!

Я сказал:

Не очень-то быстро выстригается…

Но тут папа вдруг как хлопнет себя по лбу:

Господи! Ну и бестолковые же мы с тобой, Дениска! И как это я позабыл! Кончай стрижку! Её нужно опалить на огне! Понимаешь? Так все делают. Мы её на огне подпалим, и все волоски сгорят, и не надо будет ни стрижки, ни бритья. За мной!

И он схватил курицу и побежал с нею на кухню. А я за ним. Мы зажгли новую горелку, потому что на одной уже стояла кастрюля с водой, и стали обжигать курицу на огне. Она здорово горела и пахла на всю квартиру палёной шерстью. Пана поворачивал её с боку на бок и приговаривал: - Сейчас, сейчас! Ох и хорошая курочка! Сейчас она у нас вся обгорит и станет чистенькая и беленькая…

Но курица, наоборот, становилась какая-то чёрненькая, вся какая-то обугленная, и папа наконец погасил газ.

Он сказал:

По-моему, она как-то неожиданно прокоптилась. Ты любишь копчёную курицу?

Я сказал:

Нет. Это она не прокоптилась, просто она вся в саже. Давай-ка, папа, я её вымою.

Он прямо обрадовался.

Ты молодец! - сказал он. Ты сообразительный. Это у тебя хорошая наследственность. Ты весь в меня. Ну-ка, дружок, возьми эту трубочистовую курицу и вымой её хорошенько под краном, а то я уже устал от этой возни.

И он уселся на табурет.

А я сказал:

Сейчас, я её мигом!

И я подошёл к раковине и пустил воду, подставил под неё нашу курицу и стал тереть её правой рукой изо всех сил. Курица была очень горячая и жутко грязная, и я сразу запачкал свои руки до самых локтей. Папа покачивался на табурете.

Вот, - сказал я, - что ты, папа, с ней наделал. Совершенно не отстирывается. Сажи очень много.

Пустяки, - сказал папа, - сажа только сверху. Не может же она вся состоять из сажи? Подожди-ка!

И папа пошёл в ванную и принёс мне оттуда большой кусок земляничного мыла.

На, - сказал он, - мой как следует! Намыливай!

И я стал намыливать эту несчастную курицу. У неё стал какой-то совсем уже дохловатый вид. Я довольно здорово её намылил, но она очень плохо отмыливалась, с неё стекала грязь, стекала уже, наверно, с полчаса, но чище она не становилась.

Я сказал:

Этот проклятый петух только размазывается от мыла.

Тогда папа сказал:

Вот щётка! Возьми-ка, потри её хорошенько! Сначала спинку, а уж потом всё остальное.

Я стал тереть. Я тёр изо всех сил и в некоторых местах даже протирал кожу. Но мне всё равно было очень трудно, потому что курица вдруг словно оживела и начала вертеться у меня в руках, скользить и каждую секунду норовила выскочить. А папа всё не сходил со своей табуретки и всё командовал:

Крепче три! Ловчее! Держи за крылья! Эх, ты! Да ты, я вижу, совсем не умеешь мыть курицу.

Я тогда сказал:

Пап, ты попробуй сам!

И я протянул ему курицу. Но он не успел её взять, как вдруг она выпрыгнула у меня из рук и ускакала под самый дальний шкафчик. Но папа не растерялся. Он сказал:

Подай швабру!

И когда я подал, папа стал шваброй выгребать её из-под шкафа. Он сначала оттуда выгреб старую мышеловку, потом моего прошлогоднего оловянного солдатика, и я ужасно обрадовался, ведь я думал, что совсем потерял его, а он тут как тут, мой дорогой.

Потом папа вытащил, наконец, курицу. Она была вся в пыли. А папа был весь красный. Но он ухватил её за лапку и поволок опять под кран. Он сказал:

Ну, теперь держись. Синяя птица.

И он довольно чисто её прополоскал и положил в кастрюлю. В это время пришла мама. Она сказала:

Что тут у вас за разгром?

А папа вздохнул и сказал:

Курицу варим.

Мама сказала:

Только сейчас окунули, - сказал папа.

Мама сняла с кастрюльки крышку.

Солили? - спросила она.

Но мама понюхала кастрюльку.

Потрошили? - сказала она.

Потом, - сказал папа, - когда сварится.

Мама вздохнула и вынула курицу из кастрюльки. Она сказала:

Дениска, принеси мне фартук, пожалуйста. Придётся всё за вас доделывать, горе-повара.

А я побежал в комнату, взял фартук и захватил со стола свою картинку. Я отдал маме фартук и спросил её:

Ну-ка, что я нарисовал? Угадай, мама! Мама посмотрела и сказала:

Швейная машинка? Да?

Шиворот-навыворот

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы всё вокруг меня было устроено наоборот. Ну, вот, например, чтобы дети были во всех делах главными и взрослые должны были бы их во всём слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно.

Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилось» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего, она бы, наверно, целые дни от меня ревела бы. Что и говорить, я бы показал бы, почём фунт лиха, всё бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа! Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!

И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду:

Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Всё решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!

И тут вошёл бы папа, после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно! Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу!

Он бы сел и потихоньку сказал маме:

Ну, как поживаешь?

А она бы сказала тоже тихонько:

Ничего, спасибо!

А я бы немедленно:

Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь! Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты моё!

И они сидели бы у меня как шёлковые, а уж когда бы пришла бы бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил:

Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щёки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать! Признавайся: опять в хоккей гоняла? А что это за грязная палка? Ты зачем её в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери её сейчас же с моих глаз - на чёрный ход!

Тут я бы прошёлся по комнате и сказал бы им всем троим:

После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!

Конечно, они бы сейчас же заныли бы, захныкали:

И мы с тобой! И мы тоже! Хотим в кино!

А я бы им:

Ничего, ничего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк возил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день! Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и всё!

Тогда бы бабушка взмолилась:

Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребёнок может провести с собой одного взрослого бесплатно!

Но я бы увильнул, я сказал бы:

А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещён. Сиди дома!

И я бы прошёлся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого ещё хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы… Но я не успел придумать, что бы я сказал бы, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:

Ты ещё сидишь? Ешь сейчас же, посмотри, на кого ты похож! Вылитый Кощей!

В. Драгунский «Заколдованная буква»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Образовательные: знакомство с рассказом и биографией В. Драгунского; совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

2. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;

3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.

УУД

Личностные положительная мотивация к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений; развитие дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные развивать навыки контроля, самоконтроля, прогнозирования

Познавательные понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; выявлять идею произведения

Коммуникативные согласовывать свои действия с партнёром; готовность

оказать помощь товарищу.

Предметные осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

Понимать смысл произведения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки со словами, толковый словарь

Ход урока:

І. Мотивация к учебной деятельности.

У : Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение, давайте их поприветствуем нашими улыбками, а теперь поприветствуем друг друга, пожелаем мысленно себе удачи. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями:

Планы к текстам ………, (составлять)

Рифму к слову …………, (подбирать)

На вопросы ……………, (отвечать)

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..! (развивать)

Тихонечко присядем за парты.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, мы закончили изучать с вами раздел. Как он называется? (учимся читать)

Сейчас проведём опрос по этому разделу.

Викторина

1.Что несла тётя Варя в авоське, в стихотворении В.Левина «Чудеса в Авоське»? (арбуз)

2. Кто перехитрил волка в сказке В.Заходера «Как волк песни пел»? (овцы)

3.Как называется рассказ В.Осеевой, где действие было в детском саду? (Сторож).

4.Кто написал стихотворение «Рыцари»? (А.Барто).

5. Что сломалось у старика в русской сказке «Самое дорогое»? (нож).

6. К какой сказке подходит пословица: «За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь»?

ІІІ. Речевая разминка (фонетическая зарядка)

Нашу работу мы начинаем как всегда с речевой разминки.

Для чего делаем речевую разминку? (готовим наш артикуляционный (речевой) аппарат.

У вас на партах лежат листочки.

Давайте проведём слоговую распевку (Под мелодию «В траве сидел кузнечик») по рядам. Вы внимательно прислушивайтесь друг к другу и отгадайте звуки, которыми ваши слоги отличаются:

1 ряд: сма-смя-смо-сми-сму-смы-сме

2 ряд: шма-шмя-шмо-шми-шму-шмы-шме

3 ряд: хма-хмя-хмо-хми-хму-хмы-хме

Все вместе: фма-фмя-фмо-фми-фму-фмы….

Что вы заметили?

Какими звуками отличались ваши слоги? (с, х, ф,)

Это очень интересные звуки, ребята. А вот чем они так интересны, мы узнаем позже.

І V . Постановка проблемы и целей урока.

Ребята, когда мы берем книгу, то первым делом на что смотрим? (на обложку). Какую информация несет в себе обложка? (Мы можем найти автора и назвать его произведение

Посмотрите, ребята, я подготовила выставку книг.

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О Викторе Драгунском).

А теперь давайте вспомним какими звуками отличались ваши слоги, когда вы выполняли речевую разминку (с, х, ш, ф).

Вам эти звуки не о чём не говорят, а может они скрываются в одном из произведений Виктора Драгунского?

Ребята, давайте, внимательно прочитаем произведения и постараемся найти ответ. (Ребята ищут среди книг на выставке произведение, где могут скрываться данные звуки) «Заколдованная буква»

Попробуем сформулировать тему урока

Какую работу мы будем выполнять на уроке?

Тема урока:

Цель:

Познакомиться…с биографией и произведением В.Драгунского;

Научиться ….работать с текстом;

красиво и правильно говорить;

рассуждать о прочитанном

V. Открытие новых знаний

Не читая его произведения, что можете сказать об авторе?

Кому эти книги адресованы?

Какие произведения пишет, веселые или грустные?

Что вы о нем еще знаете?

Знакомство с биографией.

Я о нем знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте. Включаю запись с биографией писателя.

- :

Поднимете руки, кто смотрел фильмы, снятые по его сценариям?

Прочитайте название нашего произведения. (Заколдованная буква) На доску вышиваются таблички предположениями.

Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, заколдованной букве)

Ребята, а у нас в жизни нет заколдованных букв. Как вы думаете, где могут встречаться такие буквы? (в сказках) Это произведение рассказ, но здесь есть элементы волшебства. Это произведение включает в себя два жанра: рассказ и сказка. Что такое рассказ (реальные события)? А сказка? (все выдумано)

По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение?

Кто главные герои? (да, дети)

Какого возраста они? (маленькие)

Почему так решили?

Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с произведением.

Работа со словами.

При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.

Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е

Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ

Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.

В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).

Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.

ПОСТАВИТЬ НА ПОПА" Хором прочитаем.

Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)

Посмотрим. Маша прочитает значение этого слова.

ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ

У слова "шпиц" есть два значения.

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.

Какое нам из значений подходит? (2)

Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ

Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ

ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, который называется "акт".

ФИЗМИНУТКА

(«Весёлая зарядка»)

Дружно встали все на раз,

Глубоко вздохнем на два

Руки к верху мы подняли,

И на три все помахали.

На четыре - руки шире.

Пять - руками повертеть.

Шесть - движение обратно.

Семь - осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Восемь - улыбайся и садись.

4. Продолжение изучение нового материала

Теперь мы стали активными.

У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского.

Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

Слушаем. Включается запись рассказа.

После прослушивания.

Какие ваши впечатления от рассказа? Сверим наши предположения. Обратите внимание на записи.

Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского.

Осмысление прочитанного

у вас в учебнике есть этот рассказ. Откроем учебники на стр:.

Первая остановка

О чем вы прочитали?

Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)

Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки?

Чем закончилась эта часть?

Продолжим.

Вторая остановка

Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".

Какая большая часть, о чем здесь говориться?

Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка?(Сыски) Как назвал Мишка?(Хыхки)

Чем закончилась эта часть?

Почему они заплакали?

Продолжим.

Завершающий этап чтения

Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.

Как правильно надо сказать?

5. Работа с образными выражениями.

Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было весело.

А за счет чего? (смешных слов)

Найдите смешные слова:

Я немножко поднажал:.(прибавить мощь)

Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной)

Воспаление мозга:.(болит голова)

Полезло на ухо::.(мимическое выражение лица)

Давай реветь:::.(громко спорить)

Умру от смеха:. :

6. Игра на внимание .

Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, дет.площадка, елка, шишки, снеговик.

- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите "лишние" предметы.

- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли "лишнее".

7. Беседа с элементами выборочного чтения.

Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный.

Что еще не хватает в нашей книге? (иллюстраций) Верно. Давайте посмотрим на экран и найдем отрывки из текста к ним –

В какую часть эту иллюстрацию вставим?

8. Итог урока

Понравился урок? Чем? (Было смешно) почему было смешно? Кто плакал? Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)

А теперь вернёмся к началу урока. Какую цель мы ставили? Выполнили?

9. Рефлексия.

Предлагаю вам на листе впечатлений выразить свое отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.

Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке

Сегодня на уроке я………..

Мне понравилось, как вы работали на уроке.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

10. Домашнее задание.

В рассказе Драгунского Заколдованная буква ребята увидели как под Новый год привезли ёлку и такая она была прекрасная, что они стояли рядом с ней и не могли оторвать взгляда. Неожиданно Аленка заметила на ёлке шишки. С этого и началась уморительная история о том, как она, Мишка и Дениска буквы не выговаривали.

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

Теперь надо эту елку заактировать, - и ушел.

А мы остались возле елки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

Смотрите, а на елке сыски висят.

Сыски! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

Пять лет девчонке, а говорит «сыски». Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

Ах, мне плохо! Сыски.

И стал икать:

Ик! Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик! Сыски.

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

Я правильно сказала! У меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать сыски, а у меня высвистывается сыски.

Мишка сказал:

Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово - хыхх-кии! Вот как у меня ловко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: Сыски! - Хыхки! - Сыски!

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Денискины рассказы
"Заколдованная буква"

Инсценировка

Имя Виктора Драгунского знают дети в нашей стране и за рубежом. Он написал около ста историй из жизни мальчика Дениски. Эти истории, рассказанные, как говорил сам автор, «по секрету всему свету», известны нашим читателям как «Денискины рассказы».Виктор Драгунский прожил большую, интересную жизнь. Но не все знают, что до того, как стать писателем, в ранней молодости он был рабочим, затем актером, «рыжим» - клоуном на манеже Московского цирка, снимался в кино, руководил маленьким Театром пародий «Синяя птичка».
Каждому делу, которым занимался Виктор Драгунский, он отдавал себя до конца. С одинаковым уважением он относился к любой работе, которой занимался в своей жизни.Он был добрым, веселым человеком, но непримиримым к несправедливости и лжи. Виктор Юзефович очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга. Хочется привести несколько строчек из письма Виктора Юзёфовича японским детям для книжки, издававшейся в Токио. «Я родился довольно давно и до¬вольно далеко, можно сказать даже, в другой части света. В детстве я любил драться и никогда не давал себя в обиду. Как вы понимаете, моим героем был Том Сойер, и никогда, ни в коем случае, не Сид. Я уверен, что вы разделяете мою точку зрения. В школе я учился, прямо скажем, неважно. Однажды, когда мне было двенадцать лет, я попал в милицию. А дело было так: я сидел дома и притворялся, что делаю уроки. И вдруг раздался страшный звон. Сквозь стекло в комнату влетел камень... Нужно ли рассказывать, что через несколько мгновений я схватил пьянчужку, который все время пытался меня укусить, и приволок его в милицию. С тех пор меня полюбили веселые милиционеры.
С самого раннего детства я крепко полюбил цирк и люблю его до сих пор. Я был клоуном. О цирке я написал повесть «Сегодня и ежедневно». Кроме цирка я очень люблю маленьких детей. Я пишу о детях и для детей. В этом вся моя жизнь, ее смысл». В его «взрослых» повестях неизменно присутствуют дети. Это маленький трогательный деревенский мальчик из повести «Он упал на траву». Татка, дочь дрессировщика, так называемый «цирковой мальчик» на репетиции на манеже и, наконец, мальчик около цирка с билетом в руках («Сегодня и ежедневно»). Вопрос мальчика: «А клоун будет?» выводит героя повести клоуна Николая Ветрова из ужасного состояния после гибели Ирины. «Клоун будет! Обязательно будет!» - отвечает Ветров. В одном из монологов он говорит: «...Я должен ежедневно доставлять детям радость. Смех - это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом… Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости. Спешите приносить радость детям. У детей есть враги, это чудовищно, но это так. Сегодня и ежедневно идет представление на выпуклом манеже земли, и не нужно мрачных военных интермедий! Мы должны защищать детей! Сегодня и ежедневно!» Когда Виктор Юзефович был актером, он охотно выступал перед детьми. Обычно он выступал в роли Деда Мороза во время зимних каникул. Чаще всего это было в Сокольническом парке. Выступая, он наблюдал детей, легко с ними общался. Позднее все это нашло отражение в рассказах «Мой знакомый медведь», «Ровно двадцать пять кило», «Кот а сапогах»...
Появление первой книжки Виктора Драгунского «Он живой и светится» в 1961 году очень быстро сделало его популярным писателем. Книги выходили одна за другой. Это были новые приключения Дениски, который полюбился нашей детворе. Вскоре по рассказам Виктора Драгунского был снят фильм под названием «Веселые истории», затем было еще несколько экранизаций, в том числе ряд телефильмов. Книги Виктора Драгунского переводились на многие языки народов Советского Союза и на ряд иностранных языков. Виктор Юзефович получал много писем от детей и их родителей и по возможности старался отвечать им. Виктор Юзефович никогда не отказывался от выступлений перед школьной аудиторией. Он замечательно читал свои рассказы, и дети особенно любили слушать рассказы про Дениску, когда читал сам автор. Много раз Виктор Юзефович выступал на пионерских кострах в.Переделкине. где постоянно жил Корней Иванович Чуковский, который устраивал праздничные пионерские костры для детей, живущих в деревнях и поселках по соседству. На эти костры приглашались известные детские писатели, артисты. Несчетное число раз Виктор Драгунский выступал на радио с чтением своих рассказов, которые вошли в фонд Всесоюзного радио. На этой пластинке записаны некоторые рассказы Виктора Драгунского, прочитанные им в разное время на радио.
Алла Драгунская

В 1953 году окончила Театральное училище имени Щукина. Работала в Московском театре имени Ермоловой, в Московском драматическом театре. С 1956 – на киностудии имени М.Горького.
Маргарите Корабельниковой повезло встретиться с величайшим актёром, «Королём радио» Николаем Литвиновым. Юная актриса участвовала в его постановках, записывала пластинки и довольно скоро оказалась на «Союзмультфильме». Её голосом говорят герои «Золотой антилопы», «Необыкновенного матча», «Орехового прутика», «Чудесного колодца», «Мальчика из Неаполя», «Приключений Буратино», «Машеньки и Медведя», «Дяди Стёпы».
Кроме того, Корабельникова постоянно озвучивала детей в художественном кино, работала почти со всеми режиссёрами, от Тарковского до Бондарчука. Зато сама снималась крайне мало. Сыграла эпизодические роли в фильмах «В трудный час», «Двенадцать спутников», «Морозко», «Золотые рога», «Что с тобой происходит?», «Золотые рога», «Приключения Петрова и Васечкина».

На этом уроке вы познакомитесь с биографией Виктора Драгунского, прочитаете его рассказ «Заколдованная буква», проведёте подробный анализ рассказа, выполните словарную работу.

Но в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство.

В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем. После окончания школы Драгунский работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком.

С 1931 по 1936 годы учился актёрскому мастерству в литературно-театральных мастерских (рис. 2).

Рис. 2. Литературно-театральная мастерская А. Дикого ()

С 1935 года началась актёрская биография Драгунского. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (рис. 3).

Рис. 3. Эстрадный коллектив «Синяя птичка» ()

Его коллектив мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Был он также рыжим клоуном в лохматом парике в цирке на Цветном бульваре (рис. 4).

Рис. 4. Виктор Драгунский ()

А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

Во время Великой отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами.

Рис. 5. В.Ю. Драгунский ()

Всего 58 лет отмерила ему судьба. Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.

Когда у Виктора Драгунского родился сын Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории (рис. 6).

Рис. 6. Виктор Драгунский с сыном ()

Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы» (рис. 7).

Рис. 7. Обложка книги «Денискины рассказы» ()

Рис. 8. Журнал «Мурзилка» (май 1959 г.) ()

А первая книжка из шестнадцати рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится» (рис. 9).

Рис. 9. Обложка книги «Он живой и светится» ()

Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста весёлых рассказов (рис. 10). Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу.

Рис. 10. Иллюстрация к рассказу Драгунского «Ровно 25 кило» ()

Отец в этих рассказах - сам Виктор Юзефович, а Дениска - его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором. В нём уже трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить девочку на шаре и врать про пожар во флигеле (рис. 11).

Рис. 11. Денис Викторович Драгунский ()

В рассказах Драгунского светлые, нежные чувства всегда одерживают победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.

«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка, но и потому, что в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоит пытливый и деятельный Дениска и его друг (мечтательный, медлительный Мишка) (рис. 12).

Рис. 12. Дениска и Мишка ()

Книги Драгунского читают не только в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.

Если вам вдруг станет грустно, читайте «Денискины рассказы».

Прочитайте слово сначала плавно, по слогам, а затем слитно:

До-мо-уп-рав-ле-ние

Домоуправление - в этом слове спрятаны слова дом и управление .

Домоуправление - это организация, которая управляет домами.

Поставить на попа - в лесоводстве это означает поставить в вертикальном положении.

Значение любого слова можно узнать в словаре. За помощью следует обратиться к толковому словарю (рис. 13).

Рис. 13. Толковый словарь В.И. Даля ()

Посмотрим значение некоторых слов в Толковом словаре В.И. Даля:

Обломаешь шпиц - у слова шпиц есть два значения:

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

2. устаревшее слово, то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.

Прочитайте по слогам:

За-ак-ти-ро-вать

А теперь слитно, целым словом:

Заактировать - составить акт.

Почитайте рассказ Виктора Драгунского (рис. 14).

Рис. 14. Обложка книги «Заколдованная буква» ()

Заколдованная буква

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

- Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

- Теперь надо эту елку заактировать, - и ушел.

А мы остались возле елки (рис. 15).

Рис. 15. Иллюстрация к рассказу «Заколдованная буква» ()

События происходят на улице, во дворе. Главными героями являются Дениска, Алёнка и Мишка. Во двор привезли ёлку.

Внимание привлекает разговор шофёра и дворника. Вспомните, какие они произносят слова: левея, правея . Их речь неправильная, потому что правильно говорить левее, правее, ставь . Эти герои говорят неправильно, потому что, очевидно, они плохо учились в школе.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

- Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

- Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

- Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Хаха-ха (рис. 16)!

Рис. 16. Дениска и Мишка смеются над Алёнкой ()

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

- Ах, мне плохо! Сыски…

И стал икать:

- Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Мишка сказал:

- Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово - хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

- Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

А Мишка:

- Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» - «Хыхки!» - «Сыски!».

В этой части рассказа говорится о том, как Алёнка увидела шишки и неправильно произнесла это слово. Но и Мишка, как оказалось, тоже произнёс это слово неправильно.

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и всё! (рис. 17)

Рис. 17. Иллюстрация к рассказу «Заколдованная буква» ()

Читатель не предполагал, что так развернутся события, ведь Дениска тоже не смог правильно сказать это слово. Мишка и Алёнка плакали, потому что старались произнести это слово, но у них не получилось. У всех троих одна и та же проблема - выпали зубы.

Так как понятно, что у детей меняются молочные зубы на коренные, можно сделать вывод, что они дошкольники.

Произведение «Заколдованная буква» - рассказ. Рассказы бывают научные и художественные. Этот рассказ художественный, потому что в нём есть сюжет и сюжетная линия.

Виктор Драгунский пишет весёлые рассказы. Этот весёлый рассказ учит тому, что не надо смеяться над другими, ведь и у вас тоже может что-то не получаться.

Возьмите в библиотеке другие рассказы Виктора Драгунского и прочитайте их.

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Рассказать, как у Виктора Драгунского появилась идея создать цикл «Денискины рассказы».

3. Взять книжку с рассказами Драгунского в библиотеке и прочитать несколько из них.



Похожие статьи
 
Категории