Викторина по сказкам (начальная школа), конкурсы, эстафеты по сказкам. Урок литературного чтения "викторина по сказкам" конкурс капитанов «Круглая посло­вица»

06.07.2019

МОУ-Ворошиловская СОШ,

д. Горки. 2013г.

Тема: Урок – викторина по сказкам.

Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания. Урок наш необычный. Проведем мы его в форме викторины по сказкам любимого поэта.

Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда будет получать орехи за правильные ответы. (Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.)
Первая команда - «золотая рыбка», вторая команда - «золотой петушок».

Разминка.
(Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет.) – слайд 2
Вопросы разминки
1.Где родился? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?(В семье говорили на французском языке
4.Когда начал сочинять стихи?(Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
5.Кто учил его писать по–русски (Писать по-русски учила его бабушка)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал? (6;5 и1 – не закончил.)
Слайд 3,4,5,6,7
5. А какие сказки вы знаете? Посмотрите на экран и назовите сказки по очереди. (Слайды – с 8 по 19)
(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок.)
(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)
Учитель: Молодцы! Победила команда.. Но это было легкое задание!
1 конкурс .

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
………………………...
(То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.)

“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”)
Слайды – с 20-23

2 конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

3 конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Рать, воеводы , царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс капитанов
Слайды – с 24 по 32

ВОПРОСЫ по сказкам Пушкина (после того как ребенок ответил, показывается слайд с правильным ответом)
1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
2. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
3. Про какого героя своей сказки писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
5. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
6. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
7. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
8. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
Учитель – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…

4 конкурс

За ответ – очко.

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Узнаете, кто это? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто.

Так румяно-.золотисто.

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

(Яблоко из «Сказки о мертвой царев­не...*.)

Печкин вынимает из сумки газету «Волшеб­ные известия».

Недавно вышла новая газета «Волшеб­ные известия», в ней печатают сказочные объявления. Кто поместил вот эти объявле­ния?

5 конкурс

Читает - по очереди командам, за ответ – очко.

Предлагаю свои услуги: работаю за се­мерых, могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, ва­рить кашу, нянчить детей.

Мой адрес... (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде».)

Торговая фирма - Пальмира» предлага­ет импортные товары.

Соболя. Черно-бурые лисы. Донские жеребцы. Чистое серебро. Злато. И все это по доступным ценам. «Пальмира» ждет вас.

Наш адрес... (Купцы из «Сказки о царе Салтане...».)

Тем. кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу в аренду. В горнице имеются лавки, «крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежан­кой изразцовой». («Сказка о мертвой ца­ревне...»)

На работу в лесопункт требуются по­вар, конюх, плотник. П о результатам ра­боты выплачиваются премиальные, воз­награждение но итогам работы за год. (Поп из «Сказки о воле н о работнике его Балде».)

Школа целителей и экстрасенсов прово­дит ежемесячные платные курсы; излечиваются такие заболевания, как укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий в субботу.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Хорошо вы знаете сказки. Мне даже захотелось остаться с вами до конца турнира, а почту я потом разнесу.

Садится в зал. Жюри подводит предварительные итоги.

6 конкурс «Кроссворд». Обе команды получают одинаковые кроссворды, зрите­лям тоже дается кроссворд.

Задания командам (написаны на листочках).

По горизонтали: 4. И жених сыскался ей... Елисей. (Коро­левич)

6.Не печалься, ступай себе с богом. Так и быть: ...вам уж будет. (Изба)

7. Там за речкой тихоструйной есть вы­сокая гора - в ней глубокая... (нора).

8. .„песенки пост да орешки все грызет. (Белка)

9. Сказка ложь, да в ней..., добрым мо­лодцам урок. (Намек)

10. Ах ты. мерзкое... это врешь ты мне назло! (Стекло)

13. Глянь: опять перед ним землянка: <...>

А перед нею разбитое... (корыто).

14. Ей в приданое дано было... одно. (Зеркальце)

По вертикали:

1. Слушай: платить обязались черти мне..до самой смерти. (Оброк)

2. А...над морем опять шумит да чертям веревкой грозит. (Балда)

3. Раз он в море закинул... пришел... с од­ною тиной. (Невод)

4. Ветер по морю гуляет и...подгоняет. (Кораблик)

5. Все красавцы молодые. Великаны удалые.

Все равны, как на подбор. С ними дядька... (Черномор)

11. И соседи присмирели.

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал... со всех сторон. (Отпор)

12. И послушалась...:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько. (Волна)

13. Пристают к заставе гости;

Гвидон зовет их в гости. (Князь)

Задания зрителям .

По горизонтали:

1. Как звали находчивого, трудолюби­вого работника в сказке? (Балда)

2. Злой, сварливый персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». (Стауха)

3. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде». (Белка)

4. Место встречи попа с Балдой. (Базар)

5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)

По вертикали:

2. Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Соколко)

4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

6. Как звали няню? (Арина)

7. Имя жениха молодой царевны из «Сказки о мертвой царевне и о семи бога­тырях ». (Елисей)

7 конкурс капитанов «Круглая посло­вица»

- (По кругу вписана пословица. Чи­тать ее надо по ходу часовой стрелки, пропуская каждый раз по две буквы. Начи­найте с выделенной буквы.) «Летний день год кормит».

8 конкурс «Счастливый случай».

Каждой команде задается по 7 вопросов, за ответ - жетон.

Команде «Золотой петушок»

1. Исполнительница желаний в сказке. (Золотая рыбка.)

2. Любимый предмет злой мачехи, на ко­торый она разозлилась. (Зеркальце.)

3. Лесной зверек, живший в хрусталь­ном дворце. (Белка.)

4. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Дурачина ты. простофиля.)

5. От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка.)

6. Сколько братьев было у царевны-ле­беди? (33 богатыря.)

7. Для кого Балда был тятей? (Для по­повича.)

Команде «Золотая рыбка»

1. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю, (Бочка.)

2. Птица, которая была посажена на спи­цу для охраны границы (Петушок.)

3. Как звали девушку, в облике ко­торой было что-то необычайное, но это ее нисколько не портило? (Царевна-лебедь.)

4. Сколько раз старик ходил к морю? (Пять раз.)

5. Кто был меньшим братом Балды? (Заяц.)

6. Насекомое, которое стало оружием мести. (Комар)

7. Любимое кушанье Балды. (Полба.)

9 конкурс художников «Следы не­чистой силы».

Учитель. Вспомните пушкинские строки «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Никто не видел ни этих следов, ни этих зверей. Попробуйте нарисовать их.

10 конкурс
Числа
(Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках!
- Сколько лет рыбачил старик? 33 года
- Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
- Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба, дворянство, царица, владычица морская)
- Сколько просьб она выполнила? 4раза
- Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
- Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
- Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
- Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
- Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
- Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

IX. Подведение итогов.

Учитель. Дорогие друзья! На этом наш конкурс заканчивается. Надеюсь, что вам захочется еще и еще раз перечитать сказки, быть похожими на положительных героев. Когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина - это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение людей.

О, Пушкин! Над его строкою.

Задумавшись в который раз.

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Викторина по сказкам

1.Организационный момент.

поговорить о ваших любимых сказках. Ещё с малых лет ваши мамы, папы,

бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных

существах. Вы знаете много сказок, любите их слушать и читать. Поэтому

я предлагаю вам отправиться в страну сказок. Согласны?

2.Вступительная беседа.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас

по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. Каждая

команда должна дать себе название.

А вы знаете, где находится страна сказок? И я не знаю. Для того, чтобы

не заблудиться по дороге, мы возьмём с собой провожатого. Кто же это,

вы узнаете, отгадав загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

возьмёт с собой самых умных, самых смелых. Давайте же выполним все его задания, чтобы поскорей узнать, где страна сказок!

(Дети работают в командах; отвечают на вопросы те, кто первыми под-

нимают сигнальную карточку и дадут правильный ответ. За верный ответ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам

1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить и

поговорить о ваших любимых сказках. Ещё с малых лет ваши мамы, папы,

бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных

существах. Вы знаете много сказок, любите их слушать и читать. Поэтому

я предлагаю вам отправиться в страну сказок. Согласны?

2.Вступительная беседа.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас

по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. Каждая

команда должна дать себе название.

А вы знаете, где находится страна сказок? И я не знаю. Для того, чтобы

не заблудиться по дороге, мы возьмём с собой провожатого. Кто же это,

вы узнаете, отгадав загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

А Ёжик наш непростой. У него в корзине много заданий - конкурсов. Ёжик

возьмёт с собой самых умных, самых смелых. Давайте же выполним все его задания, чтобы поскорей узнать, где страна сказок!

3.Конкурсная программа.

(Дети работают в командах; отвечают на вопросы те, кто первыми под-

нимают сигнальную карточку и дадут правильный ответ. За верный ответ

дети получают фишку. За соблюдением правил следит жюри, оно же подводит итоги конкурсов.)

Задание № 1.

Узнать, из какой сказки отрывок:

А дорога – далека,

А корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Машенька и медведь»)

Ах ты, Петя-простота,

Схлопотал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок-золотой гребешок»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода-

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят»)

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл я сказки?

(«Колобок»)

(Жюри подводит итоги первого конкурса).

Задание№2.

Собрать мозаику и назвать, из какой сказки получившийся герой.

4.Физминутка.

Мы всё ближе к стране сказок. А, чтобы было побыстрее,нам надо проехать

Поездом, потом вплавь переплыть речку, ещё немного пробежать и пролезть

по тоннелю.(Дети имитируют все движения).

Задание № 3.

Отгадать сказочных героев:

Всех на свете исцелит.

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Добрый доктор…

(Айболит)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына

Шалунишку…

(Буратино)

Кто навстречу Красной Шапочке попался,

Потом бабушкой в кровати притворялся?

(Волк)

Он к мёду поднимался

И умудрялся петь:

-«Я тучка, тучка, тучка,

А вовсе не медведь!»

(Винни-Пух)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)

Конёк дивный был у Вани,

На спине с двумя горбами.

Помогал добыть Жар-птицу,

Деву в царскую светлицу.

(Горбунок)

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовётся… (Чебурашка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)

Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

Из театра Карабаса убежала,

Звери и птицы её обожали.

Занималась воспитанием Буратино

Голубоволосая… (Мальвина)

Курочка жила-была,

Яичко редкое снесла.

Жаль, разбила его мышь.

Вспомни курочку, малыш! (Ряба)

Скучен, страшен, слишком громок.

Так капризничал спросонок

Глупый маленький … (Мышонок)

Задание № 4.

Угадать мелодию, назвать из какой сказки или мультфильма она.

Задание № 5.

Ребята, все вы читаете книжки или же разглядываете картинки. И,

признайтесь честно, всегда спешите и небрежно переворачиваете страницы.

А что помогает вам всегда найти нужную страницу, даже если вы забыли её номер? Конечно же, закладка. А этот конкурс состоит как раз в том, чтобы

сделать быстро и из подручных материалов закладку. Вам даётся три минуты.

Задание № 6.

Ребята, помогите найти ошибки. Какой-то поэт-неумейка неправильно написал буквы в стихах, отчего стихи утратили смысл. Помогите исправить.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.(сом)

В глазах у Машеньки испуг:

Ползёт большой зелёный лук.(жук)

Мы собирали васильки.

На головах у нас щенки.(венки)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.(лес)

На волке - сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.(на полке)

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок! (по кочкам)

5. Подведение итогов.

Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Мы почти добрались до цели. А чтобы узнать, где же манящая нас страна сказок, надо отгадать

Последнюю загадку Ёжика:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь лучше и умней!

(Книга)

Да, ребята, естественно, что страна сказок находится в книге. Ведь только из

книги мы узнаём все интересные сказки и рассказы, ведь только при помощи

книги вы выучили или ещё выучите буквы и цифры, чтобы уметь читать и

писать. Только благодаря книге вы обретёте нужные вам знания. Книга- ваш

друг, который поможет вам стать умными людьми. Поэтому книги надо ценить и беречь.

(Жюри подводит итоги викторины).

увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковёр-самолёт; гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка или ещё

случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги?! Я хочу подарить вам

книжку-малышку со сказкой, чтобы вы почаще заглядывали в страну сказок.»


Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Описание . В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.

Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)

Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

Как звали отца Буратино? (Карло.)

Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

О себе: В школе работаю 27 лет. Имею немалый опыт в работе с детьми и считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цели:
— активизировать детское чтение;
— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.



Похожие статьи
 
Категории