Виртуальный клуб. Вперед, к новым свержениям

24.09.2019

На протяжении всей свой истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение "к топору".
Однако в 20 веке человек по имени Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление ("Сатьяграха"). Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея — в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через: 1) отказ от насилия (ахимса); 2) готовность переносить боль и страдания. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.
Махатма Ганди с внучками в 1947 г.:

Тактика ненасильственной борьбы за освобождение Индия от английского колониального господства в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.
На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании несотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.
В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.
С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.
Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет "198 методов ненасильственных действий". А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Символических протестов. Некоторые считают ненасильственными средствами борьбы также блокирование транспортных коммуникаций и повреждение или уничтожение имущества (смотри, например, статью Экологический терроризм).

В двадцатом столетии ненасильственное сопротивление стало активно использоваться как в социально-политической борьбе, так и при гражданском (невоенном) сопротивлении иностранному агрессору (например, в случае оккупации Норвегии нацистской Германией в 1940 г. и в случае оккупации армиями стран Варшавского договора Чехословакии в 1968 г.). C 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии .

Ненасильственное сопротивление является противоположностью одновременно и пассивному приятию социальной несправедливости, угнетения, и вооруженной борьбе с ними. Как показывает исторический опыт, социально-политическая практика ненасильственного сопротивления получает развитие при наличии гражданского общества .

Особенность ненасильственного сопротивления и разрешения конфликтов заключается в том, что при этом делается попытка аппелировать к разуму и чувствам противостоящей стороны, заставить ее признать правоту и моральное превосходство участников сопротивления. При противостоянии внешней агрессии предполагается, что применение ненасильственного сопротивления должно деморализовать солдат противника, заставить их усомниться в правоте действий своего государства.

Ненасильственная тактика позволяет вести такую борьбу, которая хотя и основывается на возмущении несправедливостью, насилием, не возбуждает, тем не менее, в борцах злобу и ненависть. В случаях внутринациональных конфликтов очевидно, что непримиримость, ненависть, сохранение взаимной отчужденности не способствуют их решению, так как при любом исходе борьбы, людям представляющим противоборствующие стороны, предстоит жить вместе. Благодаря последовательному применению ненасилия в таких конфликтах сохраняется правопорядок и защищается человеческое достоинство.

Сторонники нормативного подхода к ненасилию настаивают на принципиальном характере ненасилия. Они убеждены в том, что в каждом случае ненасильственного сопротивления оно должно воодушевляться не только непосредственной целью, но и высокими помыслами, религиозными воззрениями, этическими принципами. Они полагают, что техника ненасильственной борьбы может быть реализована с наибольшей последовательностью, если люди исповедуют соответствующие принципы, а не просто выбирают наиболее эффективную тактику из возможных из соображений благоразумия, практичности. Идеологами ненасильственной борьбы как выполнения религиозно-нравственного долга, связанного с духовным самосовершенствованием, были Махатма Ганди , лидер борьбы (сатьяграхи) против дискриминации индусов в Южной Африке , а затем борьбы против британского колониального господства в Индии , и Мартин Лютер Кинг , лидер Движения за гражданские права чернокожих в США . Сторонники такого подхода также озабочены тем, что ненасильственная борьба может применяться как эффективное средство для достижения и недостойных целей. Частные, эгоистические интересы, защищаемые средствами ненасильственной борьбы, способны разрушительно воздействовать на общественный организм, быть источником новой несправедливости.

Сторонники прагматического подхода утверждают, что принцип ненасилия остается всего лишь благим пожеланием, если не проработаны технические возможности его применения в широкомасштабных акциях, если эти акции проводятся без соответствующего стратегического и тактического руководства.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Раздел «Ненасилие» в библиотеке Я. Г. Кротова
  • М.Стефан, Э.Ченовет Почему гражданское сопротивление - работает? Стратегическая логика ненасильственного конфликта
  • В. Мейерс Ненасилие и его насильственные последствия
  • М. Ауер Странная война
  • Томас Мертон Ненасильственное сопротивление фашизму
  • Д. МакРейнольдс Философия ненасилия (англ.)
  • Джин Шарп «198 методов ненасильственных действий»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ненасильственное сопротивление" в других словарях:

    СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ - – один из видов социального противодействия, заключающийся в ограничении или полном блокировании действий противоположной стороны, наносящих ущерб сопротивляющемуся, однако исключающий какие л. ответные насильственные действия в отношении нее.… …

    Этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин Н. (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ. nonviolence) является калькой… … Философская энциклопедия

    - (1869 1948), один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Южной Африке. Испытал сильное влияние Л. Н. Толстого. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский… … Энциклопедический словарь

    Нельсон Холилала Мандела коса Nelson Rolihlahla Mandela … Википедия

    Чёрно белый флаг анархо пацифистов. Анархо пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) это направление внутри анархического движения, которое отверг … Википедия

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТНОЕ - – один из видов социального взаимодействия, заключающийся в противодействии конфликтующих сторон и проходящий на фоне выраженных негативных эмоций, переживаемых ими по отношению друг к другу. Сутью В. к. выступает противодействие. Оно может… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация… … Философская энциклопедия

    Сатьяграха (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стремление к истине», «упорство в истине»), в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и… … Википедия

Складывается ощущение, что с каждым днём поводов протестовать всё больше, а доступных и безопасных способов сделать это - всё меньше: в тюрьму можно сесть даже за неудачный лайк. К счастью, остаётся масса легальных и ненасильственных способов выразить своё возмущение, большую часть которых мы собрали в этом материале. О примерных шансах повлиять на мир, сидя за экраном компьютера, мы расскажем во второй части гида.

Обязательно проверьте, насколько легальны эти методы в вашей стране. Как говорится, что русскому хорошо, немцу - смерть. Или наоборот.

Миссионерство

I век н. э.

Эффективность:

Что нужно:

терпение, смирение
и средство передвижения

Первым популяризатором ненасильственного протеста был, пожалуй, Иисус. На преследования властей он отвечал прощением и благословлением, а его единственным оружием было слово. И хотя по тогдашним меркам он проиграл противостояние с властью, а смирение довело его до смерти, история расставила всё по своим местам. Похожая судьба в прямом или переносном смысле ждёт многих из тех, кто выбирает путь ненасильственного протеста.

Пикет

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Традиционно историю ненасильственного сопротивления и протеста принято отсчитывать с начала ХХ века и связывать с забастовками рабочих, именами Мартина Лютера Кинга и Ганди. В действительности же народ стал выбирать мирные способы противостояния гораздо раньше, а политически эффективный прецедент произошёл в Иудее немногим позже Иисуса.

Римский прокуратор Понтий Пилат оскорбил религиозные чувства иудеев, установив в городе изображения Цезаря. Возмущённый народ вышел на площадь, требуя демонтировать портреты. Потерпев несколько дней, префект велел своим солдатам окружить демонстрантам и пригрозить убить их, если они не разойдутся. Толпа ответила, что скорее умрёт, чем «создаст себе кумира», и Пилату пришлось убрать изображения.

Запрет на военные действия

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Меньше повезло народу мориори, который существовал на территории Новой Зеландии до начала XIV века. Мориори занимались охотой и собирательством, и немногочисленное население и скудные ресурсы не позволяли им вести войну, поэтому они наложили запрет на военные действия и предпочитали решать все вопросы мирно, в крайнем случае - посредством ритуалов. Как и следовало ожидать, мир оказался для них слишком жесток: прибывшие на европейском с судне с острова Северный маори вырезали своих соседей, а тех, что не убили, превратили в рабов. Подробнее и интереснее о трагической истории мориори написано в романе «Облачный атлас», а мы всё же обратим внимание на более обнадёживающие истории.

Идея гражданского неповиновения была сформулирована аболиционистом Генри Торо. В работе «О гражданском неповиновении» (1849) он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства - основой ненасильственной, мирной революции.


Листовки, памфлеты и книги

Уильям Гаррисон

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

платформа

В 1831 году в Массачусетс 26-летний Уильям Гаррисон на пару с другом Исааком Кнаппом запускает аболиционистскую газету «Либерейтор», в первом номере которой пишет: «Я не желаю думать, говорить или писать о рабстве в умеренных выражениях. Нет и ещё раз нет! Разве можно советовать человеку, чей дом горит, спокойно бить тревогу или уговаривать мать, чей ребёнок остался в огне, не торопясь спасать его?.. Равным же образом бесполезно склонять меня к умеренности в таком вопросе, как этот».

Спустя несколько лет он составляет «Декларацию чувств», призывая сопротивляться злу средствами, исключающими насилие. В ней Гаррисон сформулировал принципы гражданского неповиновения, продолжавшие традиции христианского анархизма квакеров и перфекционистов: отказать в поддержке неправедной власти значило не голосовать, не занимать государственных должностей, не обращаться в суд и не нести воинской повинности. В конце 1865 года, когда 13-я поправка к Конституции США отменила рабство во всей стране, газета была торжественно закрыта.

Пение

аборигены

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Если писательское дело вас не привлекает, можно обратиться к опыту тех, кто не смог добиться желаемого словом и прибегнул к другому таланту - пению. В 1833 году Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии пообещало освободить всех рабов в своей колонии в Тринидаде к 1840 году. Год спустя во время обращения губернатора к народу группа пожилых невооружённых мужчин африканского происхождения собралась у правительства. Мужчины громко пели: «Нет шести годам. Нет шести годам», заглушая голос губернатора. Мирные протесты продолжались, пока резолюция об отмене рабства не была подписана.

Отказ от уплаты налогов

Женская лига противостояния налогам

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

доход, готовность сесть в тюрьму

Член Женской лиги противостояния налогам Беатрис Харраден в 1913 году сказала: «Самое меньшее, что может сделать каждая женщина, - это отказаться платить налоги, особенно налог на собственный доход. Кульминация несправедливости и тупости правительства в том, что они просят нас платить налог с дохода, которые мы заработали собственным умом, но не считают нас достаточно умными, чтобы голосовать».

Тот же метод использовало суфражистское движение в США. Известная фраза «Правительство может грабить меня, потому что оно сильнее, но я не буду выворачивать перед ним свои карманы» принадлежит американской суфражистке Анне Говард Шоу.


Символический захват ценностей

Махатма Ганди

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

воображение, последователи

5 апреля 1930 года Махатма Ганди с 79 своими последователями прошёл пешком от города Ахмадабад до побережья Аравийского моря близ селения Данди. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом в знак нарушения колониальной соляной монополии участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.

После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью к югу, продолжая действия против соляного налога, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. За несколько дней до предполагаемой акции Ганди был арестован. События Соляного похода привлекли внимание средств массовой информации и общественности по всему миру, сатьяграха против соляной монополии длилась почти год, закончившись освобождением Ганди.

Сидячая забастовка

профсоюз рабочих

1936–1937 гг.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

сознательные коллеги

Чтобы не иметь дело с наглыми прихотями назойливых профсоюзов вроде достойной заработной платы и нормированного рабочего дня, директора «Дженерал моторс» во время Великой депрессии переносили основную работу на те заводы, где профсоюзы не существовали или были не активны. Отчаявшиеся работники завода в Мичигане устроили сидячую забастовку, а их коллеги по всей стране присоединились к ним: через две недели число бастующих перевалило за 130 тысяч в 35 городах. Как это часто бывает с противостояниями бедных и богатых, усилиями обеих сторон забастовка превратилась в беспорядки, но был создан важный прецедент.

Групповое лобби

датская общественность

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

сознательные сограждане

Проще всего противостоять злу в хорошей компании, так что если на вашей стороне общественность, церковь и король Дании, можно победить даже нацистов. Самые крупные европейские страны уступили перед напором Гитлера и если не содействовали «решению еврейского вопроса» (другими словами, депортации и убийствам евреев), то не пыталась ему препятствовать. Мощное сопротивление антисемитизму показала только Дания, в которой еврейская община была не слишком многочисленна по сравнению с другими странами. Датская общественность не поверила антисемитским подстрекательским статьям в нацистской прессе, а король Дании Кристиан X в знак солидарности с датскими евреями посетил синагогу в 1942 году и произнёс там речь в защиту еврейских граждан.

Из его слов «если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ» родилась легенда о том, что он сам пригрозил приколоть на лацкан жёлтую звезду.


Вахты

жители Берлина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

время, отчаянность

Демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27–28 февраля 1943 года - крупнейшая демонстрация протеста во времена Третьего рейха с осуждением действий режима. В демонстрации участвовали этнические немцы - супруги и близкие евреев, которых намеревались отправить в концентрационные лагеря, когда в феврале 1943-го СС и гестапо начали арестовывать остававшихся в Берлине евреев и направлять их в лагеря уничтожения. Среди схваченных, которых было больше 8 тысяч, оказалось немало супругов из немецко-еврейских смешанных браков. Их держали в здании бывшей еврейской богадельни на Розенштрассе.

Вечером того же дня перед зданием стихийно собралась толпа жён, мужей и близких задержанных. В течение нескольких дней около здания постоянно находилось несколько сотен людей, которые сменяли друг друга и требовали освобождения своих родственников. Начиная со 2 марта началось постепенное освобождение схваченных. 25 человек с Розенштрассе были направлены в Освенцим, но уже через несколько недель были возвращены и освобождены. В итоге освобождены были почти все 2 тысячи человек, которые содержались в здании.

Гражданское неповиновение

Роза Паркс

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

смелость

Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, темнокожая швея Роза Паркс отказалась уступить своё место белому пассажиру в секции автобуса для цветных после того, как все места в секции для белых были заняты. Её арест и осуждение «за нарушение общественного порядка» спровоцировали массовый бойкот общественного транспорта афроамериканским населением Монтгомери. Бойкот превратил Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принёс известность лидеру бойкота Мартину Лютеру Кингу. В 1956 году Верховный суд США вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг автобусного транспорта является нарушением Конституции.

Десакрализация символов

венгерский оппозиционер

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

флаг, ножницы

Во время демонстрации в начале Венгерской революции в 1956 года один из митингующих вырезал из центра венгерского флага коммунистический серп и молот, оставив на его месте зияющую дыру, и остальные последовали его примеру. «Флаг с дырой» стал символом венгерской революции.

Несмотря на отсутствия элемента насилия и даже если флаг - ваша собственность, его порча во многих странах карается законом. Согласно статье 329 УК РФ, за надругательство над государственным флагом России можно даже сесть в тюрьму на целый год.

За ненадлежащее использование гимна РФ наказывают штрафом от 2 тысяч рублей для граждан и до 150 тысяч рублей для юридических лиц.


Публичные выступления

Мартин Лютер Кинг

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

убедительная речь

Самое известное публичное выступление, которое стала ключевым моментом Американского движения за гражданские права - речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Кинг произнёс речь во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу, в котором участвовали более 200 тысяч человек. Марш был запланирован как акция в поддержку закона о гражданских правах, который предложил на рассмотрение президент Кеннеди, поэтому Мартина Лютера и других ораторов попросили выдержать свои речи в положительном ключе и не провоцировать гражданское неповиновение. Это сработало.

Братание с солдатами

антивоенное движение

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

цветы, доброта

Одно из иконических изображений хиппи - это девушка, которая протягивает цветок солдату, и оно примерно полностью соответствует реальности. На исход Лета любви 1967 года пришлась кульминация антивоенных демонстраций за прекращение войны во Вьетнаме. Мирное противостояние между добрыми хиппи и встретившей их Национальной гвардией продлилось недолго: часть толпы попыталась проникнуть в здание, что привело к столкновениям с полицией, но благодаря фотографиям цветов марш на Пентагон и движение против войны во Вьетнаме запомнились не просто мирными, а по-настоящему романтичными.

Отказ выходить из дома

Джон Леннон и Йоко Оно

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

квартира

Джон Леннон и Йоко Оно не дураки - они быстро поняли, что лучше сидячей забастовки может быть только лежачая. Особенно если лежать в президентском люксе гостиницы «Хилтон» в Амстердаме. Пара залегла под одеяло и отказывалась выходить, но охотно принимала себе в гости прессу: таким образом они выражали своё несогласие с войной во Вьетнаме. Эффект их акции на ход войны был, скорее всего, нулевым, а вот на их карьере и присутствии в прессе сказался очень положительно.

Более экстремальный способ забастовки - голодовка. Последователь Ганди Потти Шрирамулу прожил без еды 58 суток, но его требования так и не были выполнены.


Ношение символов

Томми Смит и Джон Карлос

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Томми Смит и Джон Карлос, афроамериканские спортсмены, которые заняли первое и третье места в Олимпийских играх 1968 года, использовали свою победу, чтобы сделать политическое заявление. Встав на пьедестал в чёрных носках и чёрных перчатках, они подняли кулаки в знак чёрного единства. Серебряный медалист австралиец Питер Норман в знак солидарности надел значок Олимпийского проекта за права человека. За этот жест на родине его не встречали как героя-победителя, а Смита и Карлоса и вовсе дисквалифицировали.

Символическое «освоение» земель

экоактивисты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

навыки выживания

В 1978 году группа новозеландских активистов оригинально выступила против вырубки леса Пуреора: построила на деревьях дома и отказалась их покидать. Правительство было вынуждено не только отказаться от вырубки леса, но и объявить его парком и основать Новозеландский фонд возрождения естественных лесов, который охраняет лесопарк Пуреора и сегодня. Один из секторов назвали в честь активистки Ширли Гилдфорд, которая построила себе реакционный дом на одном из деревьев Пуреоры - теперь туда водят экскурсии.

Хеппенинг

«Оранжевая альтернатива»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

О хеппенингах говорить проще, когда они происходят ближе - в одной культурной плоскости их причины и следствия понять легко. К примеру, польская подпольная арт-группа «Оранжевая альтернатива» для неподготовленного слушателя звучит как нечто радикальное, но всё меняется с контекстом. К примеру, одним из популярных хеппенингов группы была раздача туалетной бумаги и прокладок прохожим - во Вроцлаве 1980-х такие товары были в дефиците. Запретить их раздавать было бы абсурдно, наблюдать за тем, как взрослые люди чуть ли не верещат от счастья при виде туалетной бумаги - стыдно. Акции «Оранжевой альтернативы», среди прочего, стремились показать привязанность коммунистов к бессмысленным и помпезным празднованиям той или иной даты. Открытые марши, организованные арт-группой с сюрреалистичными лозунгами вроде «Без гномов нет свободы!» стали прародителями российской Монстрации.

Первая Монстрация в Новосибирске состоялась в 2004 году и собрала около 80 человек, с тех пор проводится ежегодно. 1 мая 2014 года Монстрация собрала около 4000 участников.


Ненасильственное блокирование
собственным телом

неизвестный герой

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

стальные яйца

После смерти продемократического лидера Китая Ху Яобана в 1989 году, студенты собрались на площади Тяньаньмэнь в Пекине, чтобы вместе оплакивать утрату. На протяжении семи недель толпа скорбящих росла и медленно переросла в демонстрацию людей, которые требовали большей свободы. Правительство Китая решило расправиться с мирной демонстрацией с помощью военных танков и стрельбы в толпу. Один из демонстрантов вышел на дорогу и встал прямо напротив танка, блокируя им проезд. В какой-то момент он даже залез на первый танк и попытался проникнуть внутрь. Его поступок не спас никого - на площади Тяньаньмэнь было убито больше 200 человек, а великий китайский файервол защищает наших ровесников от слишком глубоких знаниях о произошедшем. Личность и дальнейшая судьба героя фотографии остаётся загадкой, но его силуэт стал символом силы отчаяния в борьбе за справедливость.

Более успешная история ненасильственного блокирования - акция движения ACT UP. В 1989 году семь членов группы проникли в здание Нью-Йоркской фондовой биржи и приковали себя к VIP-балконам. Они требовали понижения заоблачной цены единственного на тот момент лекарства для ВИЧ-инфицированных. Спонсор препарата, фармацевтическая компания «Берроуз Велком», установила цену в 10 тысяч долларов в год, недоступную для большинства больных. Спустя несколько дней после демонстрации компания сократила стоимость зидовудина до 6 400 долларов в год на пациента.

Раздевание в знак протеста

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Вопреки волне возмущения и осуждения, которой подвергается группа Femen за свои акции протеста с публичным оголением, метод придумали совсем не они. Организации по защите прав животных часто используют наготу для привлечения внимания к волнующим их проблемам - ничьё внимание не обошли кампании с фотографиями обнажённых моделей и знаменитостей с подписью «Лучше быть голой, чем в мехах».

В некоторых африканских странах женщина, которая оголяет себя, воспринимается как проклятие, которое может убить человека. Логика в том, что женщина, которая даёт человеку жизнь, может её забрать, и делает это, оголяясь. В Нигерии это проклятие применяется только в исключительных случаях, и мужчина, на которого оно направлено, считается мёртвым. Никто никогда не выйдет за них замуж, не будет для них готовить, покупать для них что-либо и не станет с ними никак контактировать. Иностранцы тоже подвержены этому проклятию - нигерийцы верят, что проклятые чужеземцы станут импотентами или заболеют другой страшной болезнью. Именно этот способ протеста и запугивания использовали гражданки Нигерии, выступая против нефтяной индустрии.


Отказ от исполнения
супружеских обязанностей

женщины Либерии

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

В 2002 году, во время второй гражданской войны в Либерии, Лейма Гбови, в то время бывшая социальным работником, организовала массовое движение либерийских женщин за прекращение войны. Движение началось с небольшой группы женщин, которые торговали на рынке в Монровии, но со временем к нему присоединилось всё больше христианок и мусульманок Монровии. Помимо мнения и молчаливого протеста, женщины Либерии объявили сексуальную забастовку, отказываясь спать со своими мужьями, пока те не прекратят участие в войне. И у них всё получилось - в 2003 году вторая гражданская война в Либерии была окончена, и президентом страны была избрана Элен Джонсон-Серлиф, первая женщина-президент в истории Африки.

Бойкот потребителей

американские студенты против рабского труда

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

милосердие

Многие из нас разочарованно вздыхают, когда на этикетке новой шмотки очередного эйч-энд-эма обнаруживается скромная надпись «Made in Bangladesh». Правда, нас больше заботит низкое качество, о котором обычно свидетельствует страна-производитель. А вот американских студентов расстроило то, что богатые корпорации экономят на зарплатах и условиях работы своих сотрудников. Однажды швеи завода Fruit of the Loom в Гондурасе создали профсоюз, чтобы потребовать человеческих условий труда, и владельцы предпочли и вовсе закрыть фабрику, чтобы не тратить время.

Так случилось, что многие американские университеты заказывали футболки, толстовки, кепки и другой мерч с символикой альма-матер именно у Fruit of the Loom, а студенты этих университетов оказались неравнодушными. В 2009 году они развернули мощную кампанию против производителя. Студентам 90 американских вузов и десяти британских удалось уговорить администрацию разорвать контракты с Fruit of the Loom, пока корпорация не восстановит работу фабрики и не выполнит требования профсоюзов. Из-за бойкота компания потеряла 50 миллионов долларов и была вынуждена выполнить требования американских и британских студентов. Фабрика в Гондурасе возобновила работу, 1200 сотрудникам вернули их рабочие места и выплатили щедрые компенсации. Так что если вас беспокоят условия труда тех, кто шьёт вашу одежду, у вас есть реальная возможность их улучшить. Во всяком случае, вы можете гораздо больше, чем они сами.

Едва ли. В нынешней геополитической ситуации, казалось бы, трудно спорить с тем, что насильственное восстание — более подходящий способ свергнуть диктатора, чем ненасильственное. Вооружен­ные повстанцы при поддержке НАТО положили конец 40-летнему правлению Муаммара Каддафи в Ливии. В то же самое время на востоке, в Сирии, Башар Ассад безнаказанно уничтожил около 2200 участников по большей части ненасильственного сопротивления многолетнему правлению его семьи. И тем не менее сирийская тактика парадоксальным образом оказывается более успешной, чем ливийская. Как показывает практика, с 1900 по 2006 год ненасильственное сопротивление диктатуре или колониальному режиму (военная оккупация — не в счет) приводило к успеху в два раза чаще, чем насильственное. Достаточно вспомнить совсем недавнее прошлое: еще до «арабской весны» ненасильственные кампании в Сер­бии (2000 год), на Мадагаскаре (2002 год), Украине (2004 год), в Ливане (2005 год) и Непале (2006 год) привели к падению тамошних режимов.

Причина в том, что ненасильственное сопротивление обычно привлекает гораздо более широкую и разнообразную аудиторию. Прежде всего потому, что порог вхождения гораздо ниже: потенциальным участникам нужно преодолеть страх, но не моральные терзания, связанные с насилием. Гражданское сопротивление предлагает целый ряд не очень рискованных тактик — бойкоты, стачки, забастовки (в том числе итальянские, когда работники начинают строго следовать всем служебным инструкциям), массовые миграции (из стратегически важных и обычно густонаселенных районов), которые позволяют людям принимать участие в протестах, не идя на огромные личные жертвы. Мирное восстание в Египте соединило мужчин и женщин, детей и стариков, студентов и рабочих, исламистов и христиан, богатых и бедных — ничего подобного в последние десятилетия страна не знала.

Нима Эль-Сайед, 26 лет; Сама Лофти, 2 года; Яссин Лофти, 6 месяцев. Дети и вдова одного из протестующих, убитого во время волнений в Египте.

Ненасильственное сопротивление и пацифизм — это одно и то же

Вовсе нет. Когда люди слышат слово «ненасильственное», они часто думают о мирном, или пассивном сопротивлении. Некоторым в голову приходят пацифистские группы, вроде бирманских монахов-буддистов, которые предпочитают смерть самообороне. Таким образом, ненасильственное, или гражданское сопротивление связывается с доктриной ненасилия, или пацифизма — философских течений, которые на моральных основаниях отрицают применение силы как таковое. Однако очень немногих участников гражданского протеста той же «арабской весны» можно назвать пацифистами. Скорее это были обычные люди, которые выступали против невыносимых условий жизни, отказываясь подчиняться властям, а такой метод борьбы доступен каждому, и неважно, пацифист ты или нет. Даже икона пацифизма Махатма Ганди был большим стратегом: он признавал, что ненасилие сработает вовсе не потому, что оно высоконравственно, а потому, что массовое неповиновение и отказ от сотрудничества с властями в итоге заставит англичан уйти из Индии. «Мы должны терпеливо переносить насилие, — говорил он. — По самому устройству человеческой природы, если мы не будем обращать внимание на злобу и насилие, человеку, от которого они исходят, быстро надоест, и он прекратит».

Ведущие интернет-активисты Египта, освещавшие протесты на каирской площади Тахрир, которые привели к отставке президента Египта Хосни Мубарака (слева направо): Махнут Салим, 29 лет, более известен как Sandmonkey («песчаная мартышка», уничижительное прозвище выходцев из Северной Африки). Во время волнений был задержан и избит. Мона Сейф, 25 лет, дочь известного адвоката и правозащитника Ахмеда Сейфа. В своем блоге подробно описывала события на Тахрире. Гиги Ибрагим, 24 года, журналист и популярный блогер. Хоссам Эль-Хамалави, 33 года, правозащитник, блогер и журналист.

Ненасильственное сопротивление в одних культурах работает лучше, чем в других

Неправда. Ненасильственные движения появлялись и добивались успеха по всему миру. Ближний Восток, который со стороны часто воспринимается как безнадежный бурлящий котел насилия, может похвастать большими достижениями в этой сфере — причем до всякой «арабской весны». Иранская революция, в ходе которой диктатора шаха Мохаммеда Резу Пехлеви сменил у власти аятолла Рухолла Мусави Хомейни, была по сути своей ненасильственным восстанием более двух миллионов человек. Палестинцы больше всего продвинулись по пути самоопределения и достижения мира с Израилем, когда они практиковали массовое гражданское неповиновение — устраивали демонстрации, забастовки, бойкоты, которые составляли главный смысл первой интифады 1987−1992 годов. Именно тогда Израиль начал переговоры с палестинскими лидерами, были заключены соглашения в Осло, и значительная часть мирового сообщества убедилась в том, что Палестина имеет право на самоуправление. Свои примеры есть и в Западном полушарии: мирные восстания в Венесуэле, Чили, Аргентине и Бразилии свергали военные хунты, приводя им на смену демократически избранных президентов. Спектр азиатских стран тоже очень широк: Индия, Мальдивы, Таиланд, Непал, Пакистан. Нена­сильственное движение против апартеида в ЮАР в корне изменило политический, социальный и экономический ландшафт страны, в то время как все попытки Африканского национального конгресса (старейшая африканская партия ЮАР. — Esquire) устроить насильственную революцию, по большому счету, провалились. Самые знаковые примеры ненасильственного сопротивления принадлежат Европе: бархатные революции в странах соцлагеря, антинацистское движение в Дании во время Второй мировой.

«Мы все Халиды Саиды» Лайда Саид — мать 28-летнего Халида Саида, жестокое убийство которого, совершенное полицейскими 6 июня 2010 года, стало поводом к массовым волнениям и протестам на площади Тахрир. Ваиль Гоним — директор по маркетингу компании Google на Ближнем Востоке — стал первым, кто распространил фотографию погибшего и создал на Фейсбуке мемориальную страницу, названную «Мы все Халиды Саиды».

Ненасильственные движения добива­ются успеха убеждением

Не всегда. Моральное превосходство — необходимое, но не достаточное условие. Чтобы сбросить диктатора, движение должно быть по‑настоящему подрывным, причем стратегически. Ненасильствен­ное сопротивление далеко не всегда достигает своих целей путем переубеждения оппонентов и обращения их в свою веру. Оно добивается успеха, когда основные источники власти — бюрократия, эко­но­мическая элита и, разумеется, силовики — отказываются подчиняться режиму. В этом смысле ненасильственное сопротивление мало чем отличается от войны, главное — найти слабые стороны противника.

Возьмем недавние события в Египте. В первые дни восстания армия и силы безопасности жестко подавляли протесты. Но демонстранты были к этому готовы: активисты, вдохновленные недавними примерами ненасильственных революций, распространяли инструкции, как вести себя во время разгона митингов, и старались ставить в первые ряды женщин, детей и стариков. На улицах появились плакаты, которые призывали солдат примкнуть к протестующим и настоятельно не рекомендовали использование силовых мер. Лидеры восстания также внимательно следили, чтобы любой акт агрессии со стороны властей тщательно фиксировался на видео и становился достоянием общественности.

В конце концов египетская армия отказалась подавлять протесты, и режим Хосни Мубарака лишился своего главного источника власти. И в этом заключается еще одно преимущество мирных протестантов перед маленькими группами вооруженных мятежников: последним гораздо труднее переманить на свою сторону силовиков. Угроза насилия обычно объединяет силы безопасности в стремлении защитить режим и, соответственно, себя (именно поэтому власти Сирии настаивают на том, что противостоят вооруженным группам, а не мирным жителям).

Профсоюзные лидеры Они помогли организовать противостояние армии и полиции (слева направо): Камаль Аббас, 57 лет, глава Центра профсоюзов и трудовой взаимопомощи; Камаль Аби Эйта, 58 лет, глава Профсоюза налоговых служб сектора недвижимости; Халид Али, 40 лет, основатель Центра защиты экономических и социальных прав, известный выигранными делами против правительства Мубарака: занижение МРОТ и нелегальная продажа госсобственности.

Ненасильственное сопротивление работает только против слабых или слабовольных режимов

Неправда. Ненасильственные кампании приводили к падению многих кровавых диктаторов, находившихся на пике своей власти. Собственно, подавляющее большинство самых значимых мирных восстаний XX века были направлены против таких людей, как генерал Мухаммед Зия-уль-Хак — в Паки­стане, Слобо­дан Милошевич — в Сербии, Аугус­то Пиночет — в Чили, Сухарто — в Индо­незии, а также многочисленных колониальных режимов, которые крепко вроде бы держались за свои колонии. Знамени­тая демонстрация на Розенштрассе (27 февраля 1943 года на улицы Берлина вышли этнические немцы, родные и близкие 8000 евреев, которых собирались отправить в концлагеря, в результате 2000 человек были освобождены. — Esquire) показала слабость нацистов перед лицом ненасильственного протеста. Немец­кие женщины, вышедшие против эсэсовцев, одержали маленькую победу над одним из самых кровавых режимов в истории человечества, и эта победа была бы невозможна, если бы они взялись за оружие.

Почти все значимые ненасильственные кампании XX и XXI веков сталкивались с массовым и насильственным подавлением. Например, в Чили при Пиночете оппозиционеров пытали и похищали. В такой ситуации участие в заметных широкомасштабных протестах было весьма рискованным, поэтому с 1983 года противники режима выражали свои чувства довольно незамысловатыми способами: стучали кастрюлями и сковородками, ходили по улицам, напевая песни о скором крушении диктатуры. Диктатора они приводили в такую ярость, что в какой-то момент он даже запретил публичное пение. Но эти отчаянные шаги показывали его слабость, а не силу. В итоге Пиночет сломался и в 1988 году согласился провести референдум о том, нужно ли ему еще восемь лет оставаться президентом. Лидеры оппозиции воспользовались этой возможностью и организовали серию прямых ненасильственных акций, которые были направлены на пропаганду ответа «нет», честный подсчет голосов и ответственность Пиночета за итоги голосования. Когда стало очевидно, что диктатор проиграл, военные приняли сторону чилийского народа, и Пиночет ушел.

Youtube-активист Сарра Абдель Рахман, 23 года, популярный блогер, чей канал sarrahsworld на YouTube стал популярным после серии репортажей о происходящем на площади Тахрир. В настоящее время у канала Сарры, получившего подзаголовок Walla Eih («не какая-нибудь»), более 2500 постоянных подписчиков, а сама Сарра заявляет о том, что мечтает о карьере тележурналиста и продюсера.

Иногда у повстанцев нет иного выбора, кроме как взяться за оружие

Неправда. Сейчас это уже почти позабылось, но гражданская война в Ливии началась с ненасильственных протестов в Бенгази 15 февраля. Демонстрации разгоняли одну за другой, и к 19 февраля оппозиция взялась-таки за оружие, убивая и захватывая сотни наемников и сторонников Муаммара Каддафи. В своей скандальной речи 22 февраля Каддафи заявил, что «мирный протест — это одно, а вооруженное восстание — совсем другое», и обещал пройти «от дома к дому» в поисках «крыс» — мятежников. Мало кто согласился бы участвовать в безоружном сопротивлении после подобных угроз, и то, что началось как мирное движение, неизбежно превратилось в насильственное восстание. В итоге его ждал успех, но какой ценой! Точных данных пока нет, но по крайней мере 13 тысяч человек в ливийской гражданской войне погибли.

Могло ли все сложиться иначе? Задним умом, конечно, все крепки, но если бы ливийские повстанцы действительно могли оглянуться, им стоило бы отметить несколько собственных ошибок. Во‑первых, протестное движение в Ливии поднялось более или менее спонтанно — в отличие от замечательно спланированной и скоординированной египетской кампании. Во‑вторых, ненасильственное движение было зациклено на одной тактике — протестах, а в этом случае оно становится очень предсказуемой и легкой добычей для режима. Успешные движения совмещают митинги и демонстрации с хорошо рассчитанными забастовками, стачками и прочими методами борьбы, которые вынуждают режим распылять силы. Так, во время иранской революции забастовка нефтяников поставила на грань коллапса экономику страны. Шахские силы безопасности в прямом смысле тащили рабочих на буровые, но те просто работали вполсилы, готовясь к следующей стачке. Репрессии такого рода, когда необходимо резко заставить большие массы людей работать, неприемлемы в первую очередь для самого режима, поскольку требуют координации огромного количества ресурсов и усилий.

Борец за права меньшинств Боссам Бахгат, 31 год. Руководитель Египетского общества персональных прав (EIRP), основанного им в 2002 году. Главные цели, которые ставит перед собой эта организация: отстаивание прав заключенных, различных меньшинств — этнических и религиозных (копты и бахаи), сексуальных, — а также попытки противостоять систематическим пыткам, применяемым в судебной системе Египта, и отмена смертной казни.

Опыт показывает, что насильственные меры, которые применял к мирным протестантам Каддафи, в долгосрочной перспективе зачастую оказываются разрушительными для режима. Кроме того, мгновенный переход повстанцев к насильственному сопротивлению, который спровоцировал жесткие ответные действия Каддафи, одновременно сузил протестную аудиторию, исключив из нее людей, которые в принципе были готовы выйти на мирные уличные демонстрации, но не готовы ввязываться в драку. Пока в ливийские дела не вмешалось НАТО, самых больших успехов оппозиция добивалась именно ненасильственным сопротивлением: массовые протесты, дезертирство в высших эшелонах власти, почти бескровный захват Бенгази. Но как только в ответ на репрессии Каддафи повстанцы взялись за оружие, без помощи НАТО они уже обойтись не могли.

Или возьмите Сирию, где решение, использовать силу или нет, кажется не менее тяжелым. В августе, после многих месяцев мирных демонстраций, Башар Ассад начал полномасштабную войсковую операцию и разбомбил Хаму и другие оплоты оппозиции. Казалось бы, время хвататься за автомат, так?

Но даже в таких случаях у ненасильственных движений есть выход. Они могут ответить на насилие режима сменой своей тактики. Собственно, сирийские оппозиционеры вполне успешно этим занимались, организуя флешмобы и ночные протесты, подавить которые относительно трудно. Дневные манифестации теперь планируются более тщательно: различные пути отхода, зеркала, чтобы слепить снайперов. Сирийским активистам пока удается избегать насилия — и это принципиально важное решение, которое не только позволяет им сохранять поддержку широких народных масс, но и вносит некоторую сумятицу в ряды силовых ведомств. Власти страны выгнали из мятежных городов всех журналистов и отключили электричество, но мятежники заряжают свои ноутбуки от автомобильных аккумуляторов и делают фальшивые удостоверения, которые позволяют им ближе подбираться к военным, документировать нарушения прав человека и распространять информацию в интернете.

Ненасильственное сопротивление, по сути, является формой асимметричной войны. Диктаторы, ясное дело, используют в ней свои очевидные преимущества в применении грубой силы. И оппозиции нужно бороться с ними, также используя свои самые сильные стороны — силу народную, непредсказуемость, способность адаптироваться и творчески подходить к ситуации.

Музыкальный активист Рами Эссам, 23 года. Певец, композитор и гитарист, прославившийся как «Певец с Площади». Задержанный и избитый сторонниками Мубарака, вскоре после освобождения Эссам записал альбом, который назвал «Площадь». В сентябре 2011 года журнал Time Out включил его песню «Ирхал» в список самых воодушевляющих протестных песен в истории музыки (первое место заняла песня Fight the Power группы Public Enemy).

Ненасильственные восстания приводят к демократии

Необязательно. Существует традиционная взаимосвязь между ненасильственными восстаниями и последующей демократизацией. И это вполне закономерно: высокий уровень политической вовлеченности и гражданского сознания — факторы, которые делают ненасильственное сопротивление возможным, — приводит к повышению уровня демократизации общества. Но из этого эмпирического правила есть целый ряд важных исключений. Иранская революция — одно из самых масштабных ненасильственных движений в истории человечества — привела к появлению теократического и авторитарного режима. Филиппины прошли через целый ряд мирных восстаний, но продолжают бороться с коррупцией и диктаторскими поползновениями. После «оранжевой революции» на Украине, казалось, началась эпоха политической либерализации, но последующие события свидетельствуют о том, что страна поворачивает вспять.

Впрочем, если бы во всех этих случаях сопротивление было насильственным, вряд ли исход был бы более благоприятным. В большинстве стран, которые пережили кровавые революции, новые режимы были ничуть не менее, а зачастую и более жестокими, чем старые: гражданская война в Афгани­стане, революции в России, Фран­ции и на Кубе свидетельствуют об этом вполне красноречиво. Как сказала Аун Сан Су Чжи, лидер бирманского демократического движения и лауреат Нобелевской премии мира, «тех, кто добился власти, трудно убедить в мудрости мирных перемен».

Подводя итог, можно сказать следующее: ненасильственное сопротивление не гарантирует демократии, но оно по крайней мере гарантирует меньшее из возможных зол. Сама природа борьбы за власть зачастую свидетельствует о том, как страна будет развиваться в дальнейшем. И мало кому захочется жить в государстве, где единственный источник и средство поддержания власти — это сила.

By Erica Сhenoweth. Reproduced with permission from Foreign Policy . 2011 Washingtonpost. Newsweek Interactive LLC. 2011 Platon for Human Rights Watch.

Махатма Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) не нуждается в представлении. Все мы знаем человека, который привел жителей Индии к независимости в 1947 году. На протяжении всей истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение «к топору». Однако в 20 веке Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление - Сатьяграха.

Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея - в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через:
1) отказ от насилия (ахимса);
2) готовность переносить боль и страдания.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Сатьягра́ха —в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения.

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» — путь Ахимсы, ненасилия. Ахимса означает внутренне решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах зла приводит человека на Путь Строительства нового мира — Мира Добра.

Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.

По призыву Махатмы Ганди вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании не сотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.

В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.

С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.

Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет 198 методов ненасильственных действий. А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Сатьяграха - это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе.

Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: «Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию». Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость отвратительна ему именно как скрытое насилие.

Для Ганди ненасилие - это борьба за Человека! Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия (!) добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания.

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Несотрудничество

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей.

Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.

Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

*отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;
*выход с государственной службы;
*выход из полиции и армии;
*бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;
*отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь, текстильной продукции.

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения не сотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Обет

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».

В 1915 году знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандаса Ганди титул «Махатма» — Великая Душа. Однако сам Ганди так и не принял его, считая себя недостойным.

Ганди активно вел борьбу с кастовым неравенством и старался улучшить жизнь «неприкасаемых» настолько, насколько это было возможно.

Несмотря на то, что Ганди занимал довольно высокое положение в обществе, он сам жил очень скромно, носил одеяния монаха и практиковал вегетарианство и фрукторианство.

Этот человек изменил не только себя, но и окружающий его мир, без насилия и жестокости. Мне кажется, нам сейчас очень не помешали бы уроки мудрости от такого человека. И тогда, возможно, сначала изменимся мы, а потом и наше общество. Но начинать надо с себя.



Похожие статьи
 
Категории