Виталий лозовой все о жизни в тюрьме. Виталий Лозовский и его семинар «Практическая Религия - внутренняя механика обретения целостности

03.03.2020

Для воина важна не смерть сама по себе, а решимость умереть в любой момент по своей воле. Самоубийство резко осуждалось христианской цивилизацией, а в Японии, напротив, восхвалялось и превозносилось. Самоубийство рассматривалось как последний и, возможно, решающий акт воли человека, самое прекрасное деяние его жизни.
Апологетика смерти имеет для жизни человека как отрицательную сторону, так и положительную. Говорят, что впадать в крайности – это своего рода глупость. Мудрый всегда сохраняет равновесие. Излишне цепляться за жизнь – значит стать трусом. Довести себя до излишне “легкого” отношения к смерти, граничащего с безрассудством, – другая крайность.
Воину необходимо быть готовым умереть, чтобы достойно жить , видеть мир свободным взглядом, сбросив со своих глаз пелену страха и глупости, которую порождает этот страх.
Смерть является отправной точкой философии Буси-До, которая прямо призывает пропускать через идею смерти, как через призму, все свои мысли и действия".
© А. Р. Басов «Дух Воина»

Харакири... Тысячи и тысячи воинов предпочли этот особый способ расстаться с жизнью, он был их привилегией и абсолютным доказательством высшей доблести.
Настоящий Воин должен быть всегда готов встретить свою смерть. Он должен находиться в постоянной готовности без колебания расстаться с жизнью в любой момент.
Страх ослепляет разум и парализует волю. Воину необходима осознанная и спокойная решимость, разум, свободный от заблуждений, воля более твёрдая, чем металл".
© А. Р. Басов «Восхождение»


Совершающий харакири самурай и кайсяку. Постановочное фото

Что такое харакири и зачем его совершали?

Харакири, иначе говоря сэппуку – ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота, совершаемое самураем согласно древнему японскому кодексу чести бусидо . Оно представляло собой сложный обряд, во время которого самураи демонстрировали смелость смотреть в глаза смерти и мужество игнорировать боль, а также чистоту помыслов перед богами-ками и людьми. Самураи совершали сэппуку с целью искупить вину, смыть позор и ради спасения жизни своей семьи и вассалов. Это было и видом казни: приговорённый к смерти был обязан собственноручно лишить себя жизни, что считалось более почётным, чем повешение или обезглавливание руками палача. Также сэппуку совершали после смерти господина в знак безграничной верности и преданности ему (т.н. дзюнси ), чтобы продолжить нести ему службу и в другом миру.


Картина Татьяны Басовой "Самурай. Череп"

В чём разница между харакири и сэппуку?

Всё дело в том, что в японском языке оба этих слова записываются одними и теми же иероглифами, но в разном порядке, соответственно, отсюда их разное прочтение. Как известно, иероглифы, пришедшие в японский язык из китайского, имеют два вида чтений – «китайское» (верхнее) и японское (нижнее). В итоге получается, что сэппуку и харакири – это, соответственно, верхние и нижние чтения одних и тех же иероглифов (setsu + fuku – резать + живот; hara + kiru – живот + резать). Однако не всё так просто. Касательно «харакири», в японской литературе это слово используется очень редко и только в том случае, когда хотят подчеркнуть, что кто-то просто совершил самоубийство, рассёкши себе живот. Европейцы же чаще всего используют его только по той причине, что для них оно более благозвучно или легче произносимо, нежели «сэппуку». Таким образом, японский термин «харакири» считался более «вульгарным», просторечным, однако он наиболее точно выражает духовный смысл обряда – именно «вскрытие» «хары» – души.

Для того чтобы уяснить себе этимологическое происхождение слова « харакири » , обратимся к книге А. Б. Спеваковского « Самураи – военное сословие Японии » :

В дословном переводе харакири означает « резать живот » (от « хара » – живот и « киру » – резать). Однако слово « харакири » имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома « харакири » – понятие « хара » , то можно увидеть, что ему в японском языке соответствуют слова « живот » , « душа » , « намерения » , « тайные мысли » с тем же написанием иероглифа. Согласно философии буддизма, в частности учению секты « дзэн » , в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость .

Иероглифы harakiri .


Иероглифы seppuku .
Как мы видим, иероглифы стоят в обратном порядке. По правилам транскрипции японских слов кириллицей нужно писать сэ ппуку, но в последнее время в интернете распространился вариант написания через "е" – сеппуку. Возможно, однажды это смягченное написание закрепится, как произошло с некоторыми другими японскими словами и именами, к примеру, со словом дзэн/дзен и камикадзэ/камикадзе.

Как совершали обряд харакири (сеппуку)?

Чтобы сэппуку было проведено правильно, требовалось строжайшее соблюдение свода правил, которые чётко регламентировали каждый шаг ритуала. Сначала необходимо было найти помощника (который именовался «кайсяку» или «кайсякунин»), в качестве которого назначалось официальное лицо (если приказ сделать сеппуку исходил от правительсва сёгуна) либо близкий друг или родственник самурая, владеющий мечом в должной степени (в том случае, когда решение совершить ритуальное самоубийство было добровольным).

Наилучшим местом для проведения ритуала сэппуку являлся сад или буддийский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей: их нельзя осквернять убийством). Самурай, которому надлежало совершить харакири, облачался в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен был в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносил деревянный столик, на котором располагались чашка саке и листы традиционной японской бумаги васи, изготовленной из коры тутового дерева. Кроме того на столике находились письменные принадлежности и нож кодзука . Также в качестве ножа можно было использовать танто – кинжал без эфеса, завёрнутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие.

Иногда самураи применяли не стальной, а бамбуковый меч (!), разрезать живот которым было исключительно сложно и экстремально болезненно. Самурай скорее не разрезал, а разрывал его, для чего требовалась особая выдержка и сила воли. Такая смерть считалась особо почётной, прославляющей самурая, возвеличивающей его имя и славу его рода. В отдельных случаях, например, когда человек был слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа клался веер. Чашка наполнялась саке одним из помощников левой рукой, что в иных обстоятельствах посчиталось бы непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивал саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один приём, это могло посчитаться признаком жадности, а если в три или больше – проявлением нерешительности. В общем итоге делалось четыре глотка (слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть», оба слова звучат как shi ). Затем необходимо было написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвёртой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна была быть изящной, естественной, и в ней ни в коем случае не должен был упоминаться факт предстоящей смерти.


Нож танто

После этого совершающий харакири сбрасывал верхнюю одежду (камисимо ) и заправлял рукава под колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он брал нож кодзука в одну руку, другой поднимая столик санбо и помещая его под ягодицы. При этом тело наклонялось немного вперёд, принимая правильное положение. Если совершающему харакири заменили меч на веер, кайсяку наносил кириороси – вертикальный удар мечом сверху вниз, как только человек касался веером своего живота. Если харакири выполнялось ножом, то кайсяку ждал, пока человек не погрузит лезвие достаточно глубоко в левую сторону живота и затем проведёт им направо с резким восходящим надрезом в конце. Самурай, который находил в себе силы, мог затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под рёбрами. Таким образом, введение в ритуал сеппуку помощника имело ещё и цель подстраховки на случай непредвиденных обстоятельств. Случалось, что из-за ужасной боли самураи начинали терять сознание и могли потерять контроль над своими действиями и умереть «некрасиво», упав навзничь и опозорив тем самым своё имя. Кайсяку должен был уловить момент потери контроля и немедля добить смертельно раненого самурая.

Институт харакири был методом достижения полной внутренней свободы, предварительным условием, позволяющим выйти за грань человеческих возможностей, достичь сверхчеловеческого сознания и воли, незамутнённых животным инстинктом жизни ".
© А. Р. Басов «Восхождение »

Делали ли женщины харакири?

Кадр из фильма "Патриотизм", где главные герои, муж и жена, оба совершают ритуальное самоубийство.
Поставлен по одноименному рассказу Юкио Мисимы, который также сыграл в нем главную роль

Женщины самурайского сословия также совершали данный обряд в случае смерти мужа или предательства, совершённого по отношению к нему, дабы избежать позора. Поступить аналогичным образом могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по её вине. Если возникала реальная угроза быть захваченной врагом, японки не только храбро и бесстрашно принимали смерть от рук своих мужей или их повелителей, но при необходимости и сами убивали мужчин, которые по какой-либо причине не могли или не хотели совершить сеппуку, и в такой момент не давали пощады ни самим себе, ни собственным детям. Для мужчин выбирался наиболее жестокий и кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял им никаких шансов на выживание. Женщине же не требовалось распарывать себе живот, а достаточно было перерезать горло или пронзить сердце при помощи специального кинжала. При этом важным требованием правильного исполнения ритуала являлось связывание лодыжек, чтобы после смерти тело женщины оставалось в целомудренной позе, внешне напоминающей увядший цветок, и имело достойный вид. Ритуальное самоубийство путём перерезания горла (дзигай ) совершалось как правило небольшим кинжалом (кайкэн ), который девушка получала в дар во время обряда совершеннолетия от отца или от мужа в день свадьбы. По аналогии с вакидзаси самураев, женщина-самурай постоянно держала кайкэн при себе – за поясом или в рукаве.

Сеппуку и харакири сегодня

Самураев в Японии больше нет, но идея сэппуку как почётной для воина смерти по-прежнему остаётся в сознании многих японцев. Кодекс чести бусидо был обязательным для японских чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Ритуальное самоубийство самураев как идея самопожертвования во имя Родины обрела духовных наследников в лице пилотов-смертников камикадзе (в пер. с яп. – «Божественный ветер») во время Второй мировой войны, что и по сей день считается в Японии наивысшим проявлением доблести и верности долгу. Так вопиющим фактом является волна суицидов, совершённых офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрёкся от престола. Сотни японских военных и офицеров высшего командного состава совершили сеппуку во время Второй мировой войны и сразу после капитуляции Японии. У каждого из них были свои мотивы, но по большей части это являлось искуплением вины за поражение в войне или за военные преступления.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и по сей день случается, что потомки самураев сводят счёты с жизнью подобным способом. Инцидентом, шокировавшим в своё время не только саму Страну восходящего солнца, но и весь мир, стало ритуальное самоубийство знаменитого японского писателя Юкио Мисимы 25 ноября 1970 года, когда он во время визита на базу Сухопутных войск Сил самообороны в токийском районе Итигая призвал собравшихся там солдат к государственному перевороту, а сразу после провала этой затеи покончил с собой, совершив сэппуку. Ещё один не менее знаменитый японец – Олимпийский чемпион по дзюдо Исао Инокума – 28 сентября 2001 года расстался с жизнью посредством нанесения удара мечом в шею из-за того, что компания «Токай кэнсэцу», которой он руководил, в результате развала экономики «мыльного пузыря» в Японии и предательств партнёров понесла огромные убытки и оказалась на грани банкротства.

Совершенно ясно, что для самурая харакири служило безоговорочным доказательством приоритетности его духовных ценностей над всем, что было в мире.
Его воля абсолютна.
Его идеалы выше животной жизни. Ему чуждо сознание раба, который ради сохранения жизни склоняется и падает на колени перед угрозой смерти.
Сознание Самурая – сознание Господина.
Честь и хвала Вам, доблестные Самураи! "
© А. Р. Басов «Восхождение »

Уважаемые господа!
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда.
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

Ритуальные убийства известны многим народам мира: рабов и наложниц убивали вместе с их повелителем, чтобы они служили ему в загробной жизни, пленников приносили в жертву богам. Но помимо убийств существовали и самоубийства - добровольное решение по какой-либо причине уйти из жизни. Например, в Древнем было распространено отравление и падение на меч, но наиболее известные ритуальные самоубийства - это японские харакири и сеппуку.

Вконтакте

В буквальном переводе это значит «вспарывать живот» . Это ритуальный суицид, обряд, принятый среди самурайского сословия. Харакири могло быть:

  1. добровольно-принудительным: назначалось в виде наказания. Самурай, приговоренный к смерти, мог добровольно покончить с собой таким способом, чтобы сохранить честь семьи;
  2. добровольным: применялось исключительно по своей воле. Обычно самураи принимали такое решение, если оказывалась затронута их честь или честь феодала-начальника (даймё).

Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая. Простые крестьяне не имели права проводить ритуал. Проведение харакири должно было не только убить человека, но и продемонстрировать его непоколебимость, силу и твердость духа.

Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку» , которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:

Считается, что харакири - это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири - простое вспарывание живота, а сеппуку - это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.

Откуда пошло

Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.

Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:

  1. «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремления»;
  2. «Хара-но най хито» — «Человек без живота» или «Человек без души»;
  3. «Хара-но курой хито» — «Человек с черным животом» или «Человек с черной, жестокой душой»;
  4. «Харагитанай» — «Грязный живот» или «Подлый человек»;
  5. «Харадацу» — «Подняться к животу» или «Рассердиться»;
  6. «Хара о ваттэ ханасимасё» — «Давайте поговорим, открыв животы» или «С чистыми помыслами».

Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота - это открытие всех помыслов.

Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:

В древней ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.

Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести - Бусидо. Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин. Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин.

Как проводят

Основной задачей харакири является разрезание живота . Для этого готовили односторонний короткий ритуальный меч – кусунгобу. Его длина составляла примерно 30 см. Это было вспомогательное в бою оружие для добивание врага или отрезания голов.

Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.

Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:

Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.

Отрубать голову тоже было непросто : требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.

Некоторые особенности

Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:

Вывод

Среди ритуальных самоубийств наиболее известным является харакири - японский вариант суицида. Он был распространен в Средние века и имел большое значение для представителей самурайского сословия. Среди самых последних самоубийц выделают нескольких военных деятелей, умерших после поражения во Второй мировой войне (в том числе «отца камикадзе» Такадзиро Ониси), писателя Юкио Мисима и дзюдоиста Исао Инокума, умершего в 2001 году. Смерть многих из них вызвала некоторое одобрение в японском обществе, поскольку эти люди умерли, как подобает самураям.

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня. Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее. Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение. Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным. Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений. В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку. В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е. способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.

Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:

  • «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
  • самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
  • добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
  • самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
  • харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.

Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ. Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций. Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку. Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и сегодня нередки случаи, когда потомки самураев сводят счеты с жизнью подобным способом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Нередко у многих любителей японской культуры и обычаев возникают вполне резонные вопросы, связанные с одной из самых экзотических и сумасбродных традиций. Конечно же, речь обычно заходит о ритуале харакири или сеппуку. В чем суть этого действа и имеется ли между сеппуку и харакири хоть какое-то различие?

И, правда, слово «харакири» одно из наиболее известных на европейском континенте из всех слов японского происхождения. Вследствие этого оно вполне привычное для обычного человека. Более того 70% европейских жителей полагают, что располагают сведениями об истинном значении этого слова.

Кроме того, еще 20% когда-то слышали о нем, однако никогда не пользовались им в своем лексиконе. А прочие 10% вообще считают, что им нет надобности, заниматься изучением культуры других стран. Как бы то ни было, но имеется и такая категория европейцев, которые всегда интересуются подобными вопросами. Итак, есть ли какие-то различия между этими терминами, и если есть, то в чем это выражается?

В действительности, практически никакого различия в этих двух понятиях нет, разве только в процессе произношения и употребления. Как харакири, так и сеппуку обозначаются в качестве «ритуальных самоубийств». Причем даже в письменном виде они обрисовываются в одинаковой мере.

Различие лишь в том, что в первом случае вначале рисуется иероглиф символизирующий живот, и лишь после этого идет глагольная форма «резать». Тогда как с иероглифом сеппуку дела обстоят с точностью до наоборот.

Следует также знать, что само слово «харакири» у японцев до настоящего времени считается почти ругательное, уничижительное, да и вообще просторечное, а вследствие этого оно не используется вообще. В нашей же стране используют только слово «харакири». Однако каждому мало-мальски грамотному японоведу доподлинно известно, что это всего лишь такая изощренность в русском языке.

Но и это еще не все. В древности это якобы «деревенское», «простолюдинское» слово «харакири» означало самоубийство. Причем не простое, а такое, что не было произведено согласно правилам самурайского кодекса, собственно без должного уважения к этому документу. Тогда как ритуал сеппуку скрупулезно готовился, и казалось, что это едва ли не самое ужасающее театральное представление. Если перейти к переводу этих двух слов по уровню фразеологизмов, то окажется, что харакири будет означать просто «отдачу концов», а сеппуку более элегантно — «отход в мир иной».

Проведение ритуала

Сам процесс проходил в основном публично, и поражал своим хладнокровием, выдержанностью и устремленностью воина к приходу «благородной» кончины. Собственно на основании этого самураи готовились к ритуалу харакири заблаговременно.

Воин начинал свой день с омывания, облачался в свое наилучшее кимоно белого цвета, вкушал свои любимые блюда. После того, как ощутил полное физическое насыщение и насыщение тем, что в последний раз смог насладиться радостями земной жизни, он присаживался на коврик перед зрителями. Перед воином клался меч на ткань или на тарелку.

Особое внимание уделялось выбору оружия, которым самурай собирался лишить себя жизни. Это для обычных людей в этом нет никакого различия. Тогда как японские самураи относились к этому мероприятию со всей серьезностью.

В среде самураев было принято считать, что при помощи этой церемонии они смогут по-настоящему очиститься перед небесами и людьми. По установленной традиции харакири совершалось при помощи специального кинжала Кусунгобу, а в самых исключительных случаях для этих «благородных» целей самураи пользовались мечом Вакидзаси.

Однако на одном только выборе орудия для «самоликвидации» мероприятие не заканчивалось. Все процессы проходили довольно-таки неспешно. Кроме того, у самурая должно было остаться еще время для декларирования предсмертного стихотворения. В этом произведении писалось о смерти и дорогих воину вещах.

Самураи могли подбирать себе помощников, которыми чаще всего были близкие друзья или родственники. Такие помощники выбирались для того, чтобы незамедлительно отрубать голову, избавляя самурая от страшных мучений, но и здесь не все так просто. При этом преследовалась еще одна цель кроме спасения приятеля. Таким друзьям предоставлялась уникальная возможность продемонстрировать уровень своего мастерства владения мечом.

В дальнейшем ритуал харакири был перенесен на поля сражений. Там побежденные воины, после сильного расстройства от фиаско, решали лишить себя жизни, а победители из чувства благородства соглашались отрубать им головы. И такая практика прочно вошла в суды. Таким образом, судьи могли назначать провинившимся гражданам приговоры в виде ритуала сеппуку.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства вследствие вонзания кинжала в область живота тесно связан с бусидо — кодексом чести самураев. Тогда было принято считать, что при помощи отхода в мир иной самураи избегают бесчестья и нежелательности пленения, которые отразятся на репутации тех или иных воинов. Вслед за тем, как сеппуку начало свое распространение, проштрафившимся самураям разрешалось убивать себя самостоятельно.

Кроме того, самураи обладали правом требовать назначения сеппуку для своих врагов. В результате чего они могли вымещать всю свою ярость. При этом для остальных людей это могло бы выглядеть так, что благородному самураю хочется, чтобы душа грешника могла спастись и переродиться. Кроме того, кодекс самурайской чести обозначал, что главной целью ритуального самоубийства было продемонстрировать Небесам свои благие намерения. Например, в сражении убили вассала. Тогда его подчиненному может прийти идея совершить обряд харакири, чтобы доказать свое преданное отношение к правителю и пр.

Отношение женщин к сеппуку

Женщинам также было «даровано» право на лишение себя жизни путем самоубийства. Однако они делали это в более тихой обстановке, без излишнего пафоса, а тем более, свидетелей. У каждой из них всегда был при себе кинжал для самозащиты кайкен, который мог использоваться как нож для харакири. При помощи кайкена они перерезали себе шейные артерии, но и здесь нужно было соблюсти некую формальность, а именно наклониться в сторону. Это такая японская ассоциация с увяданием цветка.

Харакири как ритуал в был отменен 1968 году. Тем не менее, происшествия с похожими самоубийствами происходят и в наши дни.

Социально-публицистическое, философское произведение Виталия Лозовского "Как выжить и провести время с пользой в тюрьме" - первая книга из серии "Инстинкт свободы". Это уникальное исследование жизни в заключении, карательной системы постсоветского периода, человеческой души и творческого потенциала тех, кто, волей судьбы, оказался "выброшенным за борт". В книге можно найти практические рекомендации: как выжить, как сохранить человеческое достоинство, как закалить дух и волю, не утратив интерес и энергию жизни. Виталий Лозовский использует материалы реальной переписки и стилистику ЖЖ, что делает произведение живым и актуальным. А полемический характер книги свидетельствует об объективности автора.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Как выжить и провести время с пользой в тюрьме" Виталий Зегмантович Лозовский бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.



Похожие статьи
 
Категории