Волшебник Мерлин: описание, история, легенда и интересные факты. Легендарные волшебники древности

30.09.2019

Любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина.
1. Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» – эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…


2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, - суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод - когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным.

3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня».


4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».


5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.


6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».


7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.


8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»).


9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев - интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии - он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.


10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже.


11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная - гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.


12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина.


13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль.

На заре зарождения мира грубой молодежи, стремящейся к познанию колдовского искусства, настоятельно рекомендовалось проявлять осторожность при встрече с могущественными старцами. Никто не мог оспаривать власть древних колдунов. Это на себе испытал несчастный Йоукахайнен.

Да и Вяйнямейнен не был уникален для своей эпохи, ибо имена прочих колдунов гулким эхом разносились по разрозненным столетиям. Кроме Вяйнямейнена в Финляндии были и другие колдуны: кузнец Ильмаринен, который создал мельницу, вечно перемалывающую соль, зерно и золото; Лемминкяйнен, который с помощью песни обращал песок в жемчуг; а в северных владениях — колдунья Лоухи, которая (если верить преданиям) однажды украла солнце и луну и спрятала их в черные горы. По русским степям бродил воинственный Волга Всеславич, обладавший умением изменять свой облик. В Ирландии были Катбад, знавший значение каждого часа, и бард Каирпре, который скидывал тиранов с трона стихотворными четверостишиями. На острове Мэн в Ирландском море обитал Мананнан Мак Лир. Его заклинания могли поднять туман, чтобы защитить границы королевства или обратить одного солдата в целую роту из ста бойцов.

Британию называли Островом Могущественных, и не без основания. В Уэльсе проживал Талиесин, сын волшебницы Керидвен. Мат, по прозвищу Древний, слышавший в вое ветра каждое слово, произнесенное на острове, также проживал здесь, как, впрочем, и его племянник Гуидион — творец иллюзий. На закате этой эпохи появился величайший из колдунов, коронованный волшебник Мерлин.

Не все из них отличались добротой, ибо жили в жестокое время, и некоторые — наподобие злой Лоухи — посвятили себя служению темным силам. Прочие — Йоукахайнен и Гуидион — в молодости отличались беспечностью в обращении с имеющимся у них оружием. Однако лучшие из них обладали душевной широтой, не уступающей магии, и служили заступниками и наставниками народов, обитавших поблизости. Такими были старый Вяйнямейнен, мудрый Мат, добродушный Мананнан и Мерлин.

Тогдашние колдуны работали в тиши, вдали от любопытных глаз, снимая или назначая правителей. Поэтому об их поступках мы знаем только по песням и легендам. Говорят, что колдуны по желанию могли повелевать ветрами и водами, изменять орбиты движения планет, волшебным образом создавать людские поселения там, где прежде не было ни одного человека, и изменять не только собственные, но и людские тела. Они лечили и насылали болезни или уродства. Кроме того, волшебники прошлого умели предвидеть будущее.

В более поздние времена, когда подвиги первых чародеев вошли в легенды, некоторые мужчины и женщины продолжали заниматься магией. Но эти люди обитали в мире, который постепенно утратил былую невинность. Проходили столетия, и ученые, поначалу духовенство, изучали окружающий мир, открывая элементы, формы и законы бытия. Для достижения вершин первобытной магии чародеям приходилось бороться с новым установленным порядком. Подобную деятельность рассматривали как вредное и злобное занятие.

Величайшие из колдунов, например, Фауст, иногда получали титулы, которые имелись у их прославленных предшественников. Таким образом, этих людей также называли колдунами и чародеями. Последнее слово является всеобъемлющим. Так, «колдун» означает, по сути дела, «мудрый человек», в то время как «чародей» обозначает деятельность колдуна, связанную со словами или заклинаниями. Но гораздо чаще наиболее могущественные из поздних продолжателей колдовского дела назывались магами или волшебниками, то есть людьми, которые могут предвидеть будущее. Самые скромные назывались ведьмами.

В большинстве случаев те, кто преуспел в колдовской магии, теряли природную мудрость и врожденную щедрость первых колдунов. Вместо этого они становились эгоистичными искателями затерянных или скрытых сил, учеными, использующими загадочные системы и сложные, таинственные науки, чтобы проникнуть в суть мистических явлений, которые, по их мнению, считались практически недостижимыми. Эти исследователи вступали на запретную почву и многие жестоко поплатились за знания, которые обрели в своих поисках.

Однако их темные изыскания находились в невообразимом будущем, по сравнению с той эпохой, в которой жил Вяйнямейнен и первые колдуны. Тогда земля была еще очень юной, а предметы окружающего мира менялись, словно опал, по крайней мере, так говорят летописцы.

Все древние люди искренне верили, что в мире действует великое множество невидимых могучих сил. У американских индейцев это – «Оренда» и «Вокан» (сила духа), у древних инков – «Охала». Но в наш рациональный век в такие тайные силы почти никто не верит, считая, что все это – игра воображения. Всю истину о Вселенной, уверены люди, человеку может сообщить лишь здравый разум.

Хота думающий человек в какой-то мере способен понять окружающий его рациональный мир, но он до сих пор не в состоянии оценить мир иррациональный. Он не знает, что творится там, в другом, не подвластном его пяти чувствам мире, более широком, еще не познанном, в котором столько неразгаданных пока тайн.

«Фауст» Гете – это не просто рассказ о взаимоотношениях человека с Дьяволом. Это – символическая драма. Великий ученый Фауст хочет проверить с помощью сокровенных «оккультных» наук, существуют ли на самом деле в нашем мире невидимые властные силы.

Да и не он один настолько любопытен. Во все времена у всех народов пытливый человеческий ум стремился ко всему чудесному, необъяснимому, таинственному, старался открыть и исследовать то, что казалось ему загадочным, необъяснимым, ускользающим от познания, не дающимся в руки.

Первобытный, примитивный человек, конечно, понимал, насколько он беззащитен перед могущественными стихийными силами природы.

Совершенно естественно, он боялся их и все то, что ему было непонятно, относил к непроницаемой тайне высших сил. Так зарождался оккультизм (латинское слово occultus означает тайное, скрытое). Чем менее развит человеческий ум, чем менее обременен он знаниями, тем шире, необъятнее представлялась ему область чудесного и сверхъестественного. Искренне удивляясь чудесам», человек в то же время не сдается, не хочет быть обреченным на бездействие. Он в глубине души абсолютно уверен, что в мире существует невидимая сверхъестественная сила, управляющая по собственному разумению всеми видимыми, но недоступными для понимания явлениями. И она, эта сила, наделена неоспоримым, трудно вообразимым могуществом.

Люди всегда относились к такой невидимой силе с трепетным благоговением, особой робостью и почтительным уважением. И не только к ней одной.


Со временем, признав эту силу за высшее божество, люди воздвигали ей алтари, выбирали из своей среды самых достойных, самых умных, самых исключительных и сильных. Те по праву становились жрецами, то есть посредниками между божеством и простым народом, между привычной землей и поражающим своей необъяснимостью небом. Они, эти жрецы, были ближе всего ко Всемогущему и поэтому обладали особыми правами и всевозможными преимуществами.

По твердому убеждению индийцев, например, раса жрецов, или браминов, произошла от мозга Брахмы, и посему их каста почиталась «мудрейшей из мудрейших» и считалась самой привилегированной.

Законодатель Заратустра

У персов маги также считались потомками их Учителя и законодателя Заратустры, а их божество Митpa является источником света и причиной всего существующего под солнцем.

Однако у всех народов бытовало убеждение, что верховное высшее божество не существует одно – в печальном одиночестве. Оно наверняка окружено компанией подвластных ему божеств помельче, послабее, бесплотными, невидимыми духами, произошедшими от Света и Тьмы его власти.

Менее совершенные из них, более склонные по своей природе к злу, считались нечистыми, а беспорочные, пекущиеся только о добре – чистыми.

Так в сознании первобытных людей постепенно крепли представления о существовании духов чистых и нечистых, света и тьмы, добрых и злых, влияющих на весь мир и на живущих в нем людей.


Для тех девушек, которые желают узнать, в каком возрасте они вступят в брак, мы предлагаем следующее гадание. Возьмите стакан с серебряной водой, в золотое кольцо проденьте черную нитку и держите его над стаканом. Мысленно задайте вопрос: «Когда я вступлю в брак?» Кольцо начнет качаться из стороны в сторону. Запоминайте, сколько раз оно ударит о левый бортик стакана - во столько лет вы и выйдете замуж. Такое гадание нужно совершать...

Гадания для девушек с помощью воды

Оккультное строение человека

Оккультное строение человека: Аура человека

Давно уже не секрет для ученных всего мира что существует би0 - оболочка не только у человека, но и у животных и растений, минералов. Ученые в серьез занялись ее изучением, создавая все новые и новые приборы. Но магу для того что бы видеть ауру приборы не нужны он видит ее четко и ясно

Научитесь видеть с начало ауру своих рук Для этого достаточно повторить изложенные методики по проявлению собственной ауры....

Стихии покровители человека. В первую очередь огонь обладает не только силой, но и яростью. Она является его непременной составляющей. Ярость пламени, которое сжигает все на своем пути, - это сила уничтожения, но есть и другая - притяжение. Говоря об энергии огня, можно сказать, что она заключается в самом его сердце. Вы можете увидеть лишь язычок пламени, а можете и огромное феерическое зрелище...

Из такого умозрительного учения о мире духов возникли все суеверия, таинства, чародейские безумства, которых полным-полно в верованиях египтян, халдеев, иудеев, пифагорейцев, римлян, индусов. Знания, представления о сверхъестественном, о волшебстве повсюду черпались из одного источника, из существовавшего на Востоке кладезя знаний – «школ тайных, сокровенных, или оккультных наук».

Разработанная там магия быстро укоренялась во всех областях. Даже умнейший греческий философ и геометр Пифагор не мог преодолеть соблазна и наряду с математикой увлеченно занимался оккультизмом.

Мнимые «чудеса» совершались, конечно, с помощью ловких махинаций или знаний, недоступных народу, и жрецы строго хранили ото всех свои тайны и чародейские деяния.


С Востока школы оккультных наук распространились по всему свету, и они – тайные, сокровенные, эзотерические (от греческого слова «esotericas» – внутренний, тайный, скрытый) становились достоянием немногих избранных, которых было принято повсюду называть «посвященными».

Часть этих наук после определенной систематизации распространялась уже под общим названием – «оккультизм».

Школа Пифагора

В широком значении слово «оккультизм» означает самые разнообразные явления – магию , телепатию, астрологию , герметизм , алхимию , нумерологию , каббалу , спиритуализм , некромантию и другие мало исследованные загадочные явления физической и психической природы человека.

История земли

Введением в оккультизм как науку стала сокровенная история земли , в которой фигурируют четыре расы людей, которые из поколения в поколение передают священные тайны, полученные от Величайших Божественных Посланников.

В сферу этого предания входят еврейское учение каббалы, греческая философия, отрывки из арабских ученых трактатов, легенды о таких магах-жрецах, как Зороастр, Симон, герой сказаний о короле Артуре Мерлин, скандинавские саги, христианские апокрифы и сочинения гностиков.

Четыре расы

Согласно древнеегипетским представлениям все человечество делится на четыре расы: красную – это сами египтяне, черную – нубийцы, желтую представляют евреи и азиаты, а белую – ливийцы.

Каждая из этих рас осуществляла собственную интеллектуальную эволюцию под влиянием наук и преданий, вдохновляясь при этом проявлением божественного в каждой из них. Каждая раса заимствовала у других определенные, своеобразные способы перехода от природного инстинкта к состоянию божественного озарения.

Египет долгое время был колонией красных, а лучшие, поражающие воображение памятники, были обнаружены в далеком Перу.

После гибели Атлантида передала свое могущество черной расе, очень скоро завоевавшей большую часть земли. В это время белая раса только зарождалась где-то поблизости от Северного полюса.

Черная раса долгое время господствовала на нашей планете. Она занимала территорию почти всей Америки и большую часть Азии, где подчинила себе желтую расу.

Говоря о герметизме как некоем сплаве религиозных верований, нельзя не вспомнить о религии Древнего Египта, безусловно повлиявшей на становление учения Гермеса Трижды Величайшего.

Книга Тота

Герметизм – учение эпохи эллинизма и поздней античности, вобравшее в себя высочайшие достижения мысли Древнего Востока. В книгах Гермеса Трижды Величайшего посвященному открываются все тайны мироздания. Согласно книгам Гермеса, вначале существовал горний свет (верховный ум).

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста

С исторической точки зрения, пифагорейцы – сторонники древнего мистического учения – жили и творили раньше, чем адепты герметизма. Основателем их учения был тот самый Пифагор – автор теоремы о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов.

В преддверии Нового года мы любим смотреть хорошо знакомые советские новогодние комедии, которые даже через десятки лет не теряют своего «киношарма». Каждому человеку, даже самому взрослому и не верящему в чудеса, в Новый год просто необходимо чудо, пусть и на экране: в «Чародеях» чудеса не просто случаются, их там творят.

Представляю Вам любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина

Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего - например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» - эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по мотивам книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…

Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино.

Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли.

Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр».

Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным

Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня»

В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Александра Абдулова играет на трубе, а сестрёнка Вани задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью»

Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно

Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».

Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты

Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»)

Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев - интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии - он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе

На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже

Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная - гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу

Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина

Директора института доктора волшебных наук Шемаханскую хотели сыграть такие «маги» искусства, как Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Гундарева пробовалась в паре с Золотухиным, претендующим на роль помощника Шемаханской, но дуэта у них не сложилось. Фрейндлих была невероятно занята, и это могло сорвать съемки. «Интересная колдунья вышла бы из Тереховой, я вел с ней переговоры, - говорит режиссер. - Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!»

«Для Шемаханской - Васильевой искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминает режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они «уступили» место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!»

Стать чародейкой в сфере услуг Аленой Саниной режиссер предлагал талантливым актрисам Алферовой, Муравьевой, Прокловой, Цыплаковой, Удовиченко, Вавиловой (Александре из «Москвы слезам не верит»), Белохвостиковой, Кореневой. «Коренева только вернулась в Союз, я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас, - вспоминает Бромберг. - Белохвостикова показалось слишком аристократичной. Муравьева с ее потрясающим темпераментом интересно сыграла бы, но возрастные параметры помешали - оказалась старше героини. Красавица Алферова заставила всех осветителей остолбенеть, оператору приходилось по нескольку раз требовать их поправить свет. Ирина очень лиричная, нежная актриса, но ведьма из нее получалась весьма условная (а по сцена- рию Алена на три четверти ведьма)! Этакого «ведьманизма», демонизма не увидели и в пробах Цыплаковой и Прокловой. Ведьму смогла изобразить только Александра Яковлева. Утвердив ее, стали подыскивать ей «суженого Иванушку».

Сценаристу Стругацкому Иван мерещился в актере Филозове, но его кандидатура быстро отпала. Олег Янковский не прошел на роль по возрасту. Игорь Старыгин, по словам режиссера, не смотрелся в паре с Яковлевой. Претенденты Еременко, Калныньш тоже не попали в фильм. Проханов в образе Ивана проработал с Яковлевой съемочный день и был обижен, когда худсовет категорически отверг и его. «Руку и сердце» предлагал Алене Игорь Костолевский. По мнению режиссера, он смотрелся в паре с Прокловой. Пробовался и с женой Еленой Романовой из Театра сатиры. Но когда «Чародеи», планируемые как кинофильм, руководство приказало делать телевизионным (поскольку в те годы творчество Стругацких было под надзором) и обязательно новогодним, то и Костолевского забраковали. «Костолевский - герой-любовник, но не экшн, - признается Бромберг. - В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шло

Первым на роль Сатанеева режиссеру приглянулся Евгений Евстигнеев, но он не смог играть из-за болезни. Претендент Гафт пришел к режиссеру с готовой ролью. Он говорил, что вся любовь Сатанеева бюрократична, то есть он должен ухаживать за Аленой, думая о собственной карьере, и потрясающе изобразил этого персонажа! Правда, на съемках между Гафтом и Яковлевой возникали трения, но это даже помогало. По сценарию героиня заколдована и ведет женскую игру с раздражающим ее Сатанеевым. Внутренняя робость актрисы в работе с легендарным актером помогала передать конфликт в отношениях их героев

Помните в фильме смешную парочку Виторгана и Светина в образе Коврова и Брыля? Роль Виторгана в фильме могли исполнить Бурков (но его игра нарушала стилистику картины), Ширвиндт (слишком вальяжный), Андрей Миронов (Ковров по сценарию - человек-трудоголик, у которого не остается личного времени. Кто бы поверил, что у Андрея Миронова нет личной жизни?). Также на роль претендовали Стеблов, Жариков, Ледогоров, Кузнецов, Мартынов, Смехов. - А почему не подошел Вениамин Смехов? - интересовались у режиссера. - У Смехова есть ирония, черты Коврова. Но я даже не могу представить, какой бы получился фильм со Смеховым. Спустя столько лет это уже как бы зацементировалось, что Ковров - Виторган. Действительно есть в нем что-то волшебное, немножко нереальное

К нему в партнеры (на роль Брыля) обсуждались кандидатуры Никулина, Лебедева, Мишулина, Штиля, Харитонова, Боярского, Потапова, Анофриева (потому что пел хорошо), Трофимова, Носика. Боярский приезжал на пробы, но признался, что это сильнохарактерная роль не для его амплуа, намекал, что взял бы другуюѕ Штиль - актер интересной фактуры, но на пробах был как бы на равных с Виторганом и не очень взволновал съемочную группу. Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: «Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?» Но тогда я бы шел по «тропе Гайдая»! А с утверждением Светина получилось так. Светин с Виторганом текст перед пробами повторяли. И вот мы увидели, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешноѕ Безусловно, они - классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института

Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль



Похожие статьи
 
Категории